Выпуск тридцатый. О добродетельной жене и силе или слабости христиан

Татьяна Зайцева

Бывший редактор библейского раздела портала «Предание». Последовательный и искренний фанат Священного Пис

Ветхий Завет.
Книга Притчей Соломона, сына Давидова.
Глава 31

8 Открывай уста твои за безгласного и для защиты всех сирот.

9 Открывай уста твои для правосудия и для дела бедного и нищего.

10 Кто найдет добродетельную жену? цена ее выше жемчугов;

11 уверено в ней сердце мужа ее, и он не останется без прибытка;

12 она воздает ему добром, а не злом, во все дни жизни своей.

13 Добывает шерсть и лен, и с охотою работает своими руками.

14 Она, как купеческие корабли, издалека добывает хлеб свой.

15 Она встает еще ночью и раздает пищу в доме своем и урочное служанкам своим.

16 Задумает она о поле, и приобретает его; от плодов рук своих насаждает виноградник.

17 Препоясывает силою чресла свои и укрепляет мышцы свои.

18 Она чувствует, что занятие ее хорошо, и — светильник ее не гаснет и ночью.

19 Протягивает руки свои к прялке, и персты ее берутся за веретено.

20 Длань свою она открывает бедному, и руку свою подает нуждающемуся.

21 Не боится стужи для семьи своей, потому что вся семья ее одета в двойные одежды.

22 Она делает себе ковры; виссон и пурпур — одежда ее.

23 Муж ее известен у ворот, когда сидит со старейшинами земли.

24 Она делает покрывала и продает, и поясы доставляет купцам Финикийским.

25 Крепость и красота — одежда ее, и весело смотрит она на будущее.

26 Уста свои открывает с мудростью, и кроткое наставление на языке ее.

27 Она наблюдает за хозяйством в доме своем и не ест хлеба праздности.

28 Встают дети и ублажают ее, — муж, и хвалит ее:

29 «много было жен добродетельных, но ты превзошла всех их».

30 Миловидность обманчива и красота суетна; но жена, боящаяся Господа, достойна хвалы.

31 Дайте ей от плода рук ее, и да прославят ее у ворот дела ее!

______________

  • На какие места из отрывка вы обратили внимание?

  • Каковы основные мысли этого отрывка?

  Вы можете поделиться своими мыслями в комментариях.


  Книга Притчей завершается замечательным гимном добродетельной жене. Это — своего рода антитеза тем образам женщины развратной и гулящей, которые неоднократно появляются в книге, особенно в ее начале. И — с другой стороны — зримое воплощение той самой Премудрости, образ которой в книге представлен так ярко и красочно.

Трудолюбие и скромность

   На первый взгляд может показаться, что женская мудрость — целиком и исключительно хозяйственная, причем в самом широком смысле этого слова. Муж может быть уверен в такой жене еще и в том отношении, что она не принесет ему убытков, и даже наоборот (10. Кто найдет добродетельную жену? цена ее выше жемчугов; 11. уверено в ней сердце мужа ее, и он не останется без прибытка; 12. она воздает ему добром, а не злом, во все дни жизни своей). Под «злом» тут, очевидно, помимо прочего подразумеваются те расходы, в которые неизбежно вводит мужа легкомысленная жена, думающая лишь о нарядах и развлечениях. Впрочем, жена, изначально настроенная на такую жизнь, в конце концов почти неизбежно принесет мужу и другие проблемы, кроме непомерных расходов.

   Мудрая жена не такова. Она умеет вести свой дом, прекрасно зная все тонкости домоводства (13. Добывает шерсть и лен, и с охотою работает своими руками. 15. Она встает еще ночью и раздает пищу в доме своем и урочное служанкам своим. 19. Протягивает руки свои к прялке, и персты ее берутся за веретено. 21. Не боится стужи для семьи своей, потому что вся семья ее одета в двойные одежды. 22. Она делает себе ковры; виссон и пурпур — одежда ее. «Двойные одежды» здесь — это специальная утепленная зимняя одежда с подкладкой). Но этим дело не ограничивается: она знает, что такое торговля и как извлечь прибыль из того, что изготавливают в ее доме (14. Она, как купеческие корабли, издалека добывает хлеб свой. 16. Задумает она о поле, и приобретает его; от плодов рук своих насаждает виноградник. 24. Она делает покрывала и продает, и поясы доставляет купцам Финикийским). Здесь не случайно упоминаются финикийские купцы: внешняя торговля велась обычно в Израиле с участием торговых домов Тира и Сидона, финикийских городов, бывших тогда крупнейшими центрами мировой торговли. Она не чужда благотворительности (20. Длань свою она открывает бедному, и руку свою подает нуждающемуся), да и вообще — свой хлеб она ест недаром (27. Она наблюдает за хозяйством в доме своем и не ест хлеба праздности). Это — женское воплощение человека трудолюбивого и милосердного, о котором мы не раз читали в Книге Притчей.

   Упоминание сидящего у ворот со старейшинами мужа (23. Муж ее известен у ворот, когда сидит со старейшинами земли) может показаться в данном контексте странным: речь идет о сугубо мужской деятельности, о совете старейшин, собиравшемся обычно на площади у главных ворот города, где находился и городской суд. Женщины в совет старейшин не допускались, это было исключительно мужское учреждение. При чем тут добродетельная жена? На семейную жизнь членов совета старейшин тоже обращали внимание, и дурная репутация жены вряд ли позволила бы ее мужу стать членом совета или оставаться им.

    1. Крепость и красота — одежда ее и весело смотрит она на будущее. Мудрая жена полна внутренней силы (крепость) и уверенности. Она не позволяет себе уныния, потому что с одной стороны надеется на Бога, а с другой — знает, что в ней самой есть сила, которая не даст пропасть.

Домохозяйка и бизнес-леди

   Мы видим, что образ добродетельной жены, нарисованный перед нами Книгой Притчей, сильно отличается от образа православной многодетной домохозяйки, которая сидит дома и ничем не занимается, кроме детей и домашнего хозяйства. Иногда еще подчеркивается, что женщина и не должна больше ничем заниматься. В каком-то смысле в Книге Притчей тоже описано только хозяйство, но зато — какого масштаба! Хозяйство, переходящее в полноценный бизнес. В этом смысле сторонники идеи, что женщина не должна работать, в лучшем случае может заниматься каким-нибудь хобби «для себя», а лучше все время тратить только на детей и на уборку, не найдут поддержки в Библии.

   У женщин в древнем Израиле было гораздо больше возможностей и прав, в том числе и в том, что касается коммерции, чем иногда думают. И вряд ли стоит удивляться тому, что такая женская активность называется мудростью: ведь мудрость понималась в те времена практически, и практика домоводства была одним из ее проявлений. К тому же торговля предполагала хорошее знание практической психологии и умение договариваться с самыми разными людьми, а это тоже один из аспектов мудрости, не только женской мудрости, но и мудрости вообще.

Отношения с мужем

   И при всем том добродетельная жена сохраняет мудрость и милосердие (26. Уста свои открывает с мудростью, и кроткое наставление на языке ее; в оригинале говорится о «пути милосердия», евр. торат хэсед; в Синодальном переводе «кроткое наставление»), а муж смотрит на нее с любовью и не может нахвалиться. Это уже настоящая мудрость, и общечеловеческая, и специфически женская, столь нужная в семейной жизни. Много ли найдется бизнес-леди, которые искренне могли бы сказать о себе, что они сохранили то милосердие по отношению к людям, которое у них (предположим) было в начале их карьеры в бизнесе? У многих ли нормальные, действительно супружеские отношения с собственным мужем, если он есть? Большое домашнее хозяйство, требующее постоянной и интенсивной внешней активности, оставляет сравнительно не так много времени для внутренней жизни, а уж бизнес во все времена — занятие духовно опасное, тут нужна особая духовная бдительность. И если женщина может при таких условиях сохранять милосердие и правильно выстроить отношения со своим мужем и детьми, значит, она действительно мудра, и путь праведности знаком ей не понаслышке.

   Такая жена действительно заслуживает того гимна, который сложил в ее честь священнописатель, и найти такую жену непросто. А если удалось, остается лишь благодарить Бога за такую находку. Обратим внимание и на мужа, который ценит свою жену в первую очередь за ее внутренние достоинства, а не просто за красоту. Современные мужчины часто не в состоянии оценить домашний труд своей жены и хвалить ее за него, он воспринимается как нечто должное. Воздавать должную похвалу за доброе — признак смирения и мудрости. Ведь только эгоцентричный человек не способен увидеть добрые дела, сделанные другим.

Итог всей Книги Притчей

   В гимне добродетельной жене повторяются темы, которые звучали на протяжении всей Книги Притчей в общечеловеческом контексте. Добродетель жены возникает не на пустом месте, а благодаря страху Божьему (30. Миловидность обманчива и красота суетна; но жена, боящаяся Господа, достойна хвалы). Она несомненно трудолюбива. Она владеет своим языком, не кричит и не ругается, но говорит кротко и то, что будет полезно другому человеку. Она воздает добром своему самому близкому человеку. Она идет тем путем, которым ведет ее Бог, поэтому в ее сердце полнота и радость жизни (18. Она чувствует, что занятие ее хорошо, и — светильник ее не гаснет и ночью). В ней есть силы и здоровая уверенность в своих силах, данных ей Богом. Унылое настроение «у меня не получится, я не смогу, что же с нами будет, мы все погибнем» не охватывает ее (по крайней мере надолго). В конце концов, она милосердна. И все это достойно хвалы и награды (31. Дайте ей от плода рук ее, и да прославят ее у ворот дела ее!)

  • Что полезного для себя вы вынесли из комментария? 

  • К каким действиям вас ведет сегодняшний отрывок и комментарий?

  Вы можете поделиться своими выводами в комментариях.


Молитва. Из службы пятницы шестой  седмицы Великого поста

Помилуй мя Боже, помилуй мя.

Презревши душе моя божественных помазаний, объята была еси козньми врага, своим хотением предавшися тли, и отягчившися от греха многаго, боготканную одежду осквернила еси, и неукрашену царскому браку сотворила еси. Но да не со грехом привлечешися, и покровенна одеждею страстей возлегши, вины входа воздаси, и чертога изгнана будеши, Спасу возопии: страшное око, приимый еже есмь, и еже еси не оставивый, и прежде креста хламидою поругания, мене ради облекийся, вретище мое расторгни, и в веселие облецы, и тмы внешния, и плача вечнаго избави мя, и помилуй мя.

Помилуй меня Боже, помилуй меня.

Пренебрегши, душа моя, божественные определения, ты удобно была уловлена ухищрениями врага. По своему желанию предавшись растлению и отягченная многим грехом, ты осквернила сотканную Богом одежду и сделала ее неприличною для царского брака. Но чтобы не увлечена была на него вместе с грехом и, возлегши на нем покрытая одеждою страстей, не потерпела наказания за вход в него и не была изгнана из брачного чертога, взывай к Спасителю: «Страшное око, принявший то, что я есмь, и не оставивший того, чем Ты был, и прежде креста носивший за меня хламиду поругания, раздери мое вретище, и одень меня веселием, и избавь меня от внешней тьмы и вечного плача, и помилуй меня».

Помилуй мя Боже, помилуй мя.

Душеполезную совершивше четыредесятницу, и святую седмицу страсти Твоея просим видети Человеколюбче, еже прославити в ней величия Твоя, и неизреченное нас ради смотрение Твое, единомудренно воспевающе: Господи слава Тебе.

Помилуй меня Боже, помилуй меня.

Совершивши полезную для души Четыредесятницу, молим, Человеколюбивый, чтобы видеть нам и неделю страдания Твоего, дабы в ней прославили мы величие Твое и неизреченное домостроительство о нас, единодушно воспевая: «Господи, слава Тебе».

Святии мученицы молите Бога о нас.

Мученицы Господни молите Бога нашего, и испросите душам нашим множество щедрот, и очищение многих прегрешений, молимся.

Святые царственные мученики молите Бога о нас.

Мученики Господни, молитесь Богу нашему и испросите душам нашим множество милости и очищение многих грехов, молим мы.

Великий пост подошел к концу и наша рассылка тоже. Пора расставаться. На нашем сайте можно скачать много лекций Владимира Владимировича Сорокина. По Книге Притчей, по Псалмам, по Книге Бытия и по некоторым другим книгам.

Архив лекций В.В.Сорокина будет пополняться, потому что Владимир Владимирович продолжает читать лекции. Узнавать о новинках можно из рассылки медиатеки.

Кроме этого, вы можете подписаться на рассылку воскресных евангельских чтений.

До конца поста вместе с рассылкой дошли не все, кто подписались. Это нормально, я тоже как-то не смогла справиться с ежедневной сорокадневной рассылкой. Чтобы представлять, что за люди дошли до конца, что в рассылке было самым интересным и какие рассылки делать в дальнейшем, я подготовила небольшой опрос. Его заполнение займет у вас минуты две. Буду благодарна всем, кто ответит.

От редактора

Главное, что мне бросается в глаза в добродетельной жене, — это ее сила и уверенность в управлении всем хозяйством. Это очень сильно расходится с идеей Ницше о том, что христианство — религия слабых и рабов. Впрочем, Книга Притчей ведь в Ветхом Завете. Быть может, в Новом все изменилось? Однако апостол Павел пишет Тимофею: «дал нам Бог духа не боязни, но силы и любви и целомудрия» (Второе послание к Тимофею 1:7). А Христос, рассказывая притчу о талантах, явно имеет в виду такое же хозяйское, как у добродетельной жены, а не бездарное отношение к жизни, данной нам Богом. Из этого я делаю вывод, что если с принятием христианства человек стал слабее, а не добрее, беспомощней, а не ответственней, то это какое-то не то христианство.

А каков ваш опыт и ваши мысли? Жду ваших отзывов в комментариях или на адрес tanuwa77@predanie.ru

Ссылка на страницу подписки


Предыдущие выпуски рассылки

Выпуск первый: Начало премудрости — страх Господень

Выпуск второй: Премудрость возглашает на улице

Выпуск третий: Господь дает мудрость

Выпуск четвертый: Надейся на Господа всем сердцем твоим

Выпуск пятый: Храни благоразумие и рассудительность

Выпуск шестой: Я указываю тебе путь мудрости

Выпуск седьмой: почему изменять не мудро

Выпуск восьмой: Дух же целомудрия… подаждь ми

Выпуск девятый: Чему можно научиться у муравья?

Выпуск десятый: Зачем обвязывать заповедями шею

Выпуск одиннадцатый: прямота, хитроумие и лукавство

Выпуск двенадцатый: Премудрость и Христос

Выпуск тринадцатый: Куда ведет ваш путь?

Выпуск четырнадцатый. Честность и любовь, бизнес и Бог

Выпуск пятнадцатый. Праведность и нечестие: созидание и разрушение

Выпуск шестнадцатый. Корни и плоды

Выпуск семнадцатый. Слово — это тоже дело. И о ТК в Библии

Выпуск восемнадцатый. Вы — свет мира

Выпуск девятнадцатый. Праведникам воздается добром?

Выпуск двадцатый. Как страх Божий может быть убежищем?

Выпуск двадцать первый. Чем страшна зависть?

Выпуск двадцать второй. Жертва нечестивца, жертва Христа, наша жертва

Выпуск двадцать третий. Бог направляет наш путь. Или не направляет?

Выпуск двадцать четвертый. Покаяние: три этапа

Выпуск двадцать пятый. Как связаны одежда и своенравие?

Выпуск двадцать шестой. Просто жизнь и духовная жизнь — в чем разница?

Выпуск двадцать седьмой. Любите ли вы справедливость?

Выпуск двадцать восьмой. Смирение vs болтливость

Выпуск двадцать девятый. Бытовой ад и как из него выйти


Вы можете поделиться своими мыслями в комментариях

Поделиться в соцсетях

Подписаться на свежие материалы Предания