Банер участника Конкурса Христианских сайтов 2015 на bible8.eu

Выпуск двадцать седьмой. Любите ли вы справедливость?

Ветхий Завет. Книга Притчей Соломона, сына Давидова. Главa 21

3 Соблюдение правды и правосудия более угодно Господу, нежели жертва.
4 Гордость очей и надменность сердца, отличающие нечестивых, - грех.
5 Помышления прилежного стремятся к изобилию, а всякий торопливый терпит лишение.
6 Приобретение сокровища лживым языком - мимолетное дуновение ищущих смерти.
7 Насилие нечестивых обрушится на них, потому что они отреклись соблюдать правду.
8 Превратен путь человека развращенного; а кто чист, того действие прямо.
9 Лучше жить в углу на кровле, нежели со сварливою женою в пространном доме.
10 Душа нечестивого желает зла: не найдет милости в глазах его и друг его.
11 Когда наказывается кощунник, простой делается мудрым; и когда вразумляется мудрый, то он приобретает знание.
12 Праведник наблюдает за домом нечестивого: как повергаются нечестивые в несчастие.
13 Кто затыкает ухо свое от вопля бедного, тот и сам будет вопить, - и не будет услышан.
14 Подарок тайный тушит гнев, и дар в пазуху - сильную ярость.
15 Соблюдение правосудия - радость для праведника и страх для делающих зло.
16 Человек, сбившийся с пути разума, водворится в собрании мертвецов.
17 Кто любит веселье, обеднеет; а кто любит вино и тук, не разбогатеет.
18 Выкупом будет за праведного нечестивый и за прямодушного - лукавый.
19 Лучше жить в земле пустынной, нежели с женою сварливою и сердитою.
20 Вожделенное сокровище и тук - в доме мудрого; а глупый человек расточает их.
21 Соблюдающий правду и милость найдет жизнь, правду и славу.

______________

  • На какие места из отрывка вы обратили внимание?
  •  Каковы основные мысли этого отрывка?

Вы можете поделиться своими мыслями в комментариях.


Справедливость и правосудие

Предлагаемый нам сегодня Церковью отрывок начинается и завершается темой праведности, милосердия и правосудия (3. Соблюдение правды и правосудия более угодно Господу, нежели жертва. 21. Соблюдающий правду и милость найдет жизнь, правду и славу). Мы снова видим противопоставление жертвы, как внешнего религиозного действия, доступного каждому, жизни с Богом и по заповедям. Библия связывает воедино понятия праведности, справедливости и правды, обозначая их одним и тем же еврейским словом цедака, как в упомянутых стихах. С точки зрения Священного Писания одного без другого не бывает. Действительно, и правда, и справедливость, и правосудие, и справедливый суд возможны лишь тогда, когда для всего перечисленного есть опора в человеческом сердце. Конечно, хорошие законы всегда пишутся так, чтобы минимизировать ущерб от проявлений падшей человеческой природы, когда дело касается общественной и государственной жизни. Но, как показывает опыт, даже самые лучшие законы не помогают, если сердце человека испорчено


Кто не может быть справедливым?

В чём же заключается порча? Священнописатель объясняет: в гордости очей и надменности сердца (4. Гордость очей и надменность сердца, отличающие нечестивых, — грех). Соответствующие еврейские выражения означают буквально «высокие глаза», т.е. взгляд на всех свысока, и «раздувшееся сердце», выражение, употребляемое в том же приблизительно смысле, в котором по-русски о человеке можно сказать, что он «надулся от гордости». На бытовом уровне очевидно, что с таким человеком иметь дело, как минимум, сложно: он считает себя центром вселенной и ведёт себя соответственно. Но это лишь симптомы серьёзной духовной проблемы, в которой коренится множество духовных болезней. Человек, считающий себя центром мироздания, вряд ли будет думать не только о праведности, но и о самой простой справедливости по отношению к другим. 

  • Как вы понимаете справедливость к другим? Приведите пример

Вы можете поделиться своими мыслями в комментариях.

Собственно, такой человек вообще не будет думать о других и замечать их как отдельных от него людей. Кому-то неудобно от его действий? Но это же такая мелочь! Он кого-то обидел? Ерунда, другие слишком обидчивы. Даже желая сделать добро, он может причинить зло, потому что будет делать для другого человека не то, что ему действительно нужно, а то, что считает нужным сделать он. И будет обижаться, когда выяснится, что это не нужно. Отсюда замечательное выражение «причинить добро».  Давая кому-то совет, человек «с раздутым сердцем» будет давать совет не этому конкретному человеку, а своему представлению об этом человеке. И эти советы могут завести другого человека совсем не туда, куда нужно. 

  • Замечаете ли вы других людей?
Вы можете поделиться своими мыслями в комментариях.

Все это лишь следствие того, что такой человек желает самоутверждения, потому что сама его жизнь неотделима от самоутверждения. Он просто не может существовать иначе — не потому, что таким родился, а потому, что превратил себя в чудовище соответствующим образом жизни. Не физической жизни, разумеется, а жизни духовной.  


Как стать справедливым?

Тут связь с праведностью становится очевидной, равно как и понятным становится, почему на языке Библии праведность и справедливость обозначаются одним и тем же словом. В самом деле: праведность по определению есть не что иное, как жизнь с Богом, в Его присутствии и соответственно Его закону. Тому, что в ветхозаветных книгах называется Торой.  Но и Тора должна быть не только в книге, но и в человеческом сердце. Тогда оно не раздувается, а человек не смотрит на всех сверху вниз. И не потому, что боится нарушить заповедь как некое предписание, пусть и данное Богом, а потому, что ощущает эту заповедь как Божью волю, направляющую его сердце в нужном направлении. 

Любой человек формируется в общении. От тех, с кем человек общается, особенно в детстве, он усваивает те или иные навыки общения, реагирования на что-либо, отношения к чему-либо. Если человек усвоил что-то далекое от Божьей воли, усвоить что-то другое он тоже может только в реальном общении с Богом и с Божьими людьми. Именно поэтому так важен опыт богообщения. 

 Тогда у человека просто не возникает желания раздуваться от гордости или мысли о том, чтобы смотреть на других сверху вниз. Он тогда просто живёт, живёт данной Ему Богом жизнью во всей возможной для него полноте, и ему не приходится ни с кем соревноваться и никому ничего доказывать. Тогда и суетиться нет никакой необходимости (5. Помышления прилежного стремятся к изобилию, а всякий торопливый терпит лишение): жизнь сама расставляет всё на свои места. 

Конечно, если человек, живущий полной жизнью, берётся за дело, то делает его аккуратно и доводит до конца: ведь работа — часть той полноты, которая свойственна его жизни. Работающего так священнописатель называет «прилежным» (5. Помышления прилежного стремятся к изобилию). Но суетиться ему нет ни смысла, ни необходимости. Суета появляется тогда, когда человек пытается сделать что-то, что выходит за границы потока его жизни, что не обусловлено его глубинным существованием. Суета — пена на поверхности жизни, которую человек подхватывает и пытается удержать. Но праведник никогда не живёт на поверхности, он лишь иногда, по необходимости, там бывает. А живёт он на той глубине своей личности, где зарождается полнота его жизни. Там, где Божье «дыхание жизни» (Быт. 2 : 7) встречается с его душой. 

  • Вспомните, в какие моменты вашей жизни вы живете на глубине, а в какие суетитесь?
  • Нужна ли та деятельность, во время которой вы суетитесь, в вашей жизни? Если да, как придать ей глубину, чтобы убрать суету?

Вы можете поделиться своими мыслями в комментариях.


Справедливость и несправедливость к другим

Поэтому и правосудие для праведника радость, а для делающих зло — страх (15. Соблюдение правосудия — радость для праведника и страх для делающих зло). Дело не в том, что любой суд всегда поддержит праведника — земное правосудие не всегда справедливо. Дело в том, что правосудие предполагает отсутствие несправедливости в отношении других — есть у еврейского слова мишпат и такое значение. Умение быть справедливым по отношению к другим — естественное внешнее проявление полноты жизни праведника. Быть справедливым к другим - это поступать с другими так, как предписывают заповеди. А в идеале - относиться к каждому с любовью, но это уже то, что называется милосердием. Ну и, конечно, соблюдать заключенные договоры и исполнять данные обещания - Тора требует, чтобы договоры соблюдались и обещания исполнялись. В том числе и устные договоренности тоже. Для человека, смысл жизни которого — сравнение себя с другими, самоутверждение и конкуренция, это самый настоящий кошмар. 

  •  Как вы видите связь между отсутствием самоутвердждения и справедливостью к другим?

Вы можете поделиться своими мыслями в комментариях.

Для других такой человек тоже может стать кошмаром. Даже просто в быту, например, в семье (9. Лучше жить в углу на кровле, нежели со сварливою женою в пространном доме): ведь сварливость, вечное недовольство домашними, включая собственного мужа, нередко оказывается завуалированным (в том числе и от самого сварливого) желанием самоутверждения и стремлением к превосходству и уж точно является показателем того, что человек неудовлетворен собственной жизнью. От такой жены мужу и впрямь впору бежать на крышу. По крайней мере, если речь идёт о столь характерном для Востока доме с плоской крышей, на которой вполне можно жить, по крайней мере, пока нет дождя. Вариант, конечно, не самый удобный, но уж лучше так, на крыше, под открытым небом, чем под крышей с вечно недовольной женой, у которой в голове одна мысль: как бы ещё продемонстрировать мужу собственное превосходство. Впрочем, как видно, пустыня в этом случае — тоже вариант (19. Лучше жить в земле пустынной, нежели с женою сварливою и сердитою)

Но и в более серьёзных случаях всё может оказаться более чем серьёзно: ведь выбор пути самоутверждения, а значит, и насилия, отказ от справедливости неизбежно возвращается бумерангом (7. Насилие нечестивых обрушится на них, потому что они отреклись соблюдать правду; речь идёт именно о справедливости по отношению к другим, евр. мишпат). Да и чего же другого можно ждать, если даже от друзей такой человек не может ожидать ничего хорошего при своём к ним отношении (10. Душа нечестивого желает зла: не найдет милости в глазах его и друг его)? Не случайно о человеке, который забыл о том, что такое разумность (сехель), та разумность, которая связана с праведностью и рождается от полноты жизни, говорится, что он найдёт себе покой лишь среди теней (16. Человек, сбившийся с пути разума, водворится в собрании мертвецов; в Синодальном переводе собрание теней назвали «собранием мертвецов»). Речь идёт о царстве мёртвых, о мире теней, где пребывают умершие. Туда — прямой дорогой — и направляется человек, отказывающийся от пути праведности, а значит, и от пути жизни. 

  •  Что полезного для себя вы вынесли из комментария? 
  • К каким действиям вас ведет сегодняшний отрывок и комментарий?

Вы можете поделиться своими выводами в комментариях.


Молитва.

Из службы вторника шестой седмицы Великого поста

Помилуй мя Боже, помилуй мя.

Поползнувшися прегрешеньми, и пленицами согрешений связана, о душе что унываеши; что ленишися; бегай присно якоже Лот Содома и Гоморры, нечистоты запаления. Не возвращайся вспять, и будеши яко столп сольный, на горе спасайся добродетелей, бегай присно немилосерднаго богатаго, безутробия горения. В недра прейди Авраамова яко Лазарь, смиренномудрием возопий: упование мое, и прибежище мое, Господи, слава Тебе.

Помилуй меня Боже, помилуй меня.

Совратившись с прямого пути падениями и связанная узами грехов, что ленишься, душа, что беспечна ты? Всегда убегай, как Лот от Содома и Гоморры, от пламени нечестия; не оборачивайся назад, и не сделайся как бы столбом соли. Спасайся на гору добродетелей. Убегай всегда немилосердного богача, горения немилосердия; преходи в недра Авраама, как Лазарь, со смирением взывая: «Упование мое Господи, слава Тебе».

Помилуй мя Боже, помилуй мя.

Всеми прилоги лукаваго, многострастное мое сердце изнемогшее, гробу сносится уныния люте, и яко каменем покрывается нечувствием Спасе: древом живоноснаго Твоего креста, вся сущия во аде ожививый, возстави мя, оживи, яко да страхом Твое славлю Божество.

Помилуй меня Боже, помилуй меня.

Сердце мое, преданное многим страстям, изнемогши от всякого рода приражений лукавого, уведено уже в гроб лености и, как камнем, закрыто бесчувствием. Спаситель, древом Твоего животворящего креста ожививший всех бывших в аду, возбуди меня, оживи, чтобы со страхом прославлял я Твое Божество.

Помилуй мя Боже, помилуй мя.

Богатство сластей тлетворных, лукаваго действом всегда возлюбих суетно веселяся несмысленный: ума презрех, яко Лазаря инаго, стеняща, алчуща божественных брашен Слове, пламене будущаго избави мя Твоим благоутробием, яко да славлю Тя Человеколюбца.

Помилуй меня Боже, помилуй меня.

Суетно веселясь бессовестный, я, при содействии лукавого, весьма возлюбил богатство растлевающих удовольствий, и в пренебрежении оставил ум мой, как иного Лазаря, стенающего, голодающего без божественного питания. По милосердию Твоему, Слово, избавь меня от огня будущего, чтобы прославлял я Тебя человеколюбивого.

Помилуй мя Боже, помилуй мя.

Днесь издше Лазарь, и рыдает сего Вифания, его же Спасе наш воздвизаеши от мертвых, и предуверяеши другом Твоим, воскресения Твоего страшное, адово умерщвление: и Адамово оживление: cero ради поем Тя.

Помилуй меня Боже, помилуй меня.

Ныне испустил дыхание Лазарь, и рыдает Вифания о нем, которого Ты, Спаситель наш, воздвизаешь из мертвых, и в друге Твоем заранее уверяешь о страшном воскресении Своем, об умерщвлении ада и оживлении Адама. Посему мы воспеваем Тебя.

Помилуй мя Боже, помилуй мя.

В багряницу самодержства боготканную, и в червленицу нетления одеявшися, о душе моя, свое достоинство поругала еси, богатство и наслаждение, грех сотворивши, и презирающи своего сплеменника, якоже презре нищаго Лазаря богатый. Но да не со онем мучена будеши, обнищай духом, и обнищавшему Тебе ради Господеви возопий: багряницею поругания прежде распятия оболкийся, и наг на кресте распныйся мене ради, Твоего Царствия одеянием, от студа вечнаго Христе избави мя.

Помилуй меня Боже, помилуй меня.

Одетая в сотканную Богом порфиру самовластия и в виссон нетления, ты оскорбила, душа моя, твое собственное достоинство, на грех употребляя богатство и наслаждение, и презирая единоплеменных, как богатый, презревший бедного Лазаря. Но чтобы не быть наказанным вместе с ним, обнищай духом и к обнищавшему ради тебя Господу взывай: Носивший прежде креста порфиру поругания и обнаженным пригвожденный на кресте за меня, одеянием Твоего царствия избавь меня, Христе, от стыда вечного».

 

Пресвятая Богородице, спаси нас.

Меч пройде о Сыне, Дева глаголаше, на древе яко узре Христа висяща, мое сердце, и терзает Владыко, якоже древле Симеон Мне предрече: но востани, и спрослави Безсмертне, Матерь и рабу Твою молюся.

Пресвятая Богородице, спаси нас.

Дева, когда увидела Христа, висящим на кресте, говорила: «Меч пронзил мое сердце, Владыка, и разрывает его, как некогда предсказал Мне Симеон. Но воскресни, Бессмертный, и вместе с Собою прославь Мать и рабу Твою, молюсь Тебе».



Страница подписки.

Предыдущие выпуски рассылки

Выпуск первый: Начало премудрости - страх Господень
Выпуск второй: Премудрость возглашает на улице
Выпуск третий: Господь дает мудрость

Выпуск четвертый: Надейся на Господа всем сердцем твоим
Выпуск пятый: Храни благоразумие и рассудительность
Выпуск шестой: Я указываю тебе путь мудрости
Выпуск седьмой: почему изменять не мудро
Выпуск восьмой: Дух же целомудрия... подаждь ми
Выпуск девятый: Чему можно научиться у муравья?

Выпуск десятый: Зачем обвязывать заповедями шею
Выпуск одиннадцатый: прямота, хитроумие и лукавство
Выпуск двенадцатый: Премудрость и Христос
Выпуск тринадцатый: Куда ведет ваш путь?
Выпуск четырнадцатый. Честность и любовь, бизнес и Бог

Выпуск пятнадцатый. Праведность и нечестие: созидание и разрушение
Выпуск шестнадцатый. Корни и плоды
Выпуск семнадцатый. Слово - это тоже дело. И о ТК в Библии
Выпуск восемнадцатый. Вы - свет мира
Выпуск девятнадцатый. Праведникам воздается добром?

Выпуск двадцатый. Как страх Божий может быть убежищем?
Выпуск двадцать первый. Чем страшна зависть?
Выпуск двадцать второй. Жертва нечестивца, жертва Христа, наша жертва

Выпуск двадцать третий. Бог направляет наш путь. Или не направляет?
Выпуск двадцать четвертый. Покаяние: три этапа
Выпуск двадцать пятый.Как связаны одежда и своенравие?
Выпуск двадцать шестой. Просто жизнь и духовная жизнь - в чем разница?


 


Оставить отзыв

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений

ВКонтакт Facebook Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Liveinternet Mail.Ru