Банер участника Конкурса Христианских сайтов 2015 на bible8.eu

Выпуск двадцать пятый.Как связаны одежда и своенравие?


Ветхий Завет. Книга Притчей Соломона, сына Давидова.

Главы 16-17

7. Друг любит во всякое время и, как брат, явится во время несчастья. 
18. Человек малоумный дает руку и ручается за ближнего своего. 
19. Кто любит ссоры, любит грех, и кто высоко поднимает ворота свои, тот ищет падения. 
20. Коварное сердце не найдет добра, и лукавый язык попадет в беду. 
21. Родил кто глупого, — себе на горе, и отец глупого не порадуется. 
22. Веселое сердце благотворно, как врачевство, а унылый дух сушит кости. 
23. Нечестивый берет подарок из пазухи, чтобы извратить пути правосудия. 
24. Мудрость — пред лицем у разумного, а глаза глупца — на конце земли. 
25. Глупый сын — досада отцу своему и огорчение для матери своей. 
26. Нехорошо и обвинять правого, и бить вельмож за правду. 
27. Разумный воздержан в словах своих, и благоразумный хладнокровен. 
28. И глупец, когда молчит, может показаться мудрым, и затворяющий уста свои — благоразумным. 
1. Прихоти ищет своенравный, восстает против всего умного. 
2. Глупый не любит знания, а только бы выказать свой ум. 
3. С приходом нечестивого приходит и презрение, а с бесславием — поношение. 
4. Слова уст человеческих — глубокие воды; источник мудрости — струящийся поток. 
5. Нехорошо быть лицеприятным к нечестивому, чтобы ниспровергнуть праведного на суде. 

______________

  • На какие места из отрывка вы обратили внимание?
  •  Каковы основные мысли этого отрывка?

Вы можете поделиться своими мыслями в комментариях.


Отделение - причина всех греховных проблем

Предлагаемый нам сегодня Церковью отрывок содержит важное указание на причину всех проблем в духовной жизни человека. Эта причина — разделение, отделение человека от Бога (1. Прихоти ищет своенравный, восстает против всего умного). В Синодальном переводе этот человек назван «своенравным», но соответствующее еврейское слово означает именно отделившегося, живущего самого по себе. Можно говорить и о своенравии: в этом же афоризме сказано, что отделившийся ругается в ответ на все советы, «восстаёт против всего умного», как передаёт соответствующий текст Синодальный перевод.

 Налицо разделение с людьми, противопоставление себя всем, кто пытается дать человеку полезный совет. Однако такое духовное состояние обычно предполагает противопоставление себя не только людям, но и Богу. Человек зачастую не хочет слушать никого: ни Бога, ни людей; но в его отношения с Богом заглянуть сложно или вовсе невозможно, а отношения к людям и их советам видны сразу. Такая позиция, порой принципиальная — я, мол, сам по себе, сам всё знаю про себя и про свою жизнь — и отделяет человека не только от людей, но и от Бога.

В этом и заключена главная проблема падшего человека — проблема изоляции от Бога и от других людей, причём изоляции осознанной и целенаправленной. Конечно, во многом это связано с тем, что падший человек остро осознаёт собственную несостоятельность, в том числе и в контексте поставленных им самим перед собой задач. Однако в этом он не хочет признаться ни себе, ни другим, ни Богу. 


Грехопадение и смысл одежды

В рассказе о грехопадении не случайно говорится о том, что, вкусив с древа познания, человек, когда его глаза открылись, первым делом увидел собственную наготу (7. И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания. (Книга Бытие 3:7)). Сексуальная стыдливость занимает здесь не первое место — в древности нагота и сексуальность ассоциировались далеко не всегда. Для древних одежда была в первую очередь защитой, а во вторую — показателем социального положения.  Отделившись от Бога, человек сразу же озаботился и тем, и другим, хотя прежде, до падения и, соответственно, до разделения нагота его не пугала (25. И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились. (Книга Бытие 2:25)). 

Показателем социального положения одежда является и сейчас и каждое сообщество вырабатывает свои нормы и ранги. Недаром говорится, что "по одежке встречают" - это проявление все того же стремления относиться к людям с лицеприятием, отделяя тех, кто одет хорошо, "правильно", от тех, кто одет не так. В разных сферах это будет проявляться по-разному. В среде офисных работников в рубашках и галстуках с презрением посмотрят на толкиениста, зато в среде неформалов человек в пиджаке не будет пользоваться уважением. Люди отметят и по-разному отнесутся к человеку, одетому с иголочки в брендовые вещи и к бездомному в грязной одежде. 

Такой подход критиковал апостол Иаков: "1. Братия мои! имейте веру в Иисуса Христа нашего Господа славы, не взирая на лица. 2. Ибо, если в собрание ваше войдет человек с золотым перстнем, в богатой одежде, войдет же и бедный в скудной одежде, 
3. и вы, смотря на одетого в богатую одежду, скажете ему: тебе хорошо сесть здесь, а бедному скажете: ты стань там, или садись здесь, у ног моих, — 
4. то не пересуживаете ли вы в себе и не становитесь ли судьями с худыми мыслями?"
 (Послание Иакова 2:1-4)

  • Чем для вас является одежда, как вы ее воспринимаете? 
  • Зависит ли ваше отношение к человеку от того, как он одет?

Вы можете поделиться своими мыслями в комментариях.


Разделенность, превозношение и ссоры

В состоянии разделения с другими другой человек является угрозой или конкурентом, но никак не помощником. Полноценность падший человек определяет исходя из того, в какой мере он может обойтись без других и без Бога. Однако, поскольку обычно каждый человек нуждается в других, в человеческих сообществах неизбежно встают типичные вопросы падшего мира о статусе и об иерархии. Для человека, живущего полноценной духовной жизнью, они не актуальны. Живые отношения с Богом дают ему достаточную защищённость, а вопрос о статусе в этом случае просто не имеет смысла. Падшему человеку жизнь с Богом кажется часто совершенно несообразной, а порой и просто непереносимой, и он готов лучше дрожать от страха при мысли о собственной незащищённости и страдать от комплексов собственной неполноценности при мысли о своих способностях и возможностях, не поступаясь притом своей независимостью. 

  • Как вы воспринимаете других людей - как помощников или как соперников?
  • Волнует ли вас вопрос вашего статуса?

Вы можете поделиться своими мыслями в комментариях.

Что же утешает человека в таком положении? Ответ нетрудно найти в стихе 2, где о глупом говорится, что он не любит знание, а любит демонстрировать своё сердце ((2. Глупый не любит знания, а только бы выказать свой ум; в Синодальном переводе речь идёт об уме, но в оригинале упоминается именно сердце). Под «знанием» же подразумевается твуна, способность к различению, свойственная мудрым. Для такого различения нужны немалые духовные усилия, воля человека должна быть направлена на это в первую очередь. Но у глупца она направлена на другое: на демонстрацию себя. Это не всегда самолюбование, но всегда самоутверждение. Глупец стремится в первую очередь очертить собственное пространство, куда не будет доступа посторонним, подчеркнуть собственную уникальность, заставить уважать себя и считаться с собой — словом, как говорится в таких случаях, занять своё место в мире и в обществе. Духовно такая позиция разрушительна, и не только потому, что человек занимает (как минимум, в своей собственной жизни) место Бога. Разрушительна она прежде всего потому, что человек тем самым отказывается от естественного, определённого ему Богом пребывания в потоке собственной жизни.

 Человек, разделенный с другими людьми и с Богом непрестанно стремится с кем-то поссориться и занять место в иерархии повыше (19. Кто любит ссоры, любит грех, и кто высоко поднимает ворота свои, тот ищет падения). Состояние ссоры, разделенности естественно для него. Он ставит себя выше других, что выливается в презрение к окружающим (3. С приходом нечестивого приходит и презрение, а с бесславием — поношение)Впрочем, поиск более высокого места приводит такого человека к унижению, и Христос учит нас поступать по-другому: «8. когда ты будешь позван кем на брак, не садись на первое место, чтобы не случился кто из званых им почетнее тебя, 9. и звавший тебя и его, подойдя, не сказал бы тебе: уступи ему место; и тогда со стыдом должен будешь занять последнее место. 10. Но когда зван будешь, придя, садись на последнее место, чтобы звавший тебя, подойдя, сказал: друг! пересядь выше; тогда будет тебе честь пред сидящими с тобою, 11. ибо всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится». (Св. Евангелие от Луки 14:8-11)


Реки воды живой

Книга Притч не случайно называет источником мудрости бегущий поток, а слова, её выражающие, сравнивает с глубокими водами (4. Слова уст человеческих — глубокие воды; источник мудрости — струящийся поток). Жизнь — действительно поток, бегущий сквозь человека, в котором одновременно таинственным образом пребывает сам человек. На языке Библии этот поток называется душой. От человека зависит, даст ли он войти в свою душу Духу Святому, Который назван в Евангелии от Иоанна водою живою (14. кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную» (Св. Евангелие от Иоанна 4:14)), - говорит Христос. Если человек занят этим, ему некогда искать неизвестно чего на краю земли: ведь подлинная мудрость всегда рядом, с нами и внутри нас (24. Мудрость — пред лицем у разумного, а глаза глупца — на конце земли). За ней не надо гоняться, её не надо никому доказывать, она не нуждается в интеллектуальных обоснованиях. Зато она даёт жизнь — с Богом и в полноте.

  •  Что полезного для себя вы вынесли из комментария? 
  • К каким действиям вас ведет сегодняшний отрывок и комментарий?

  Вы можете поделиться своими выводами в комментариях.


Молитва. Из службы Четверга пятой седмицы Великого поста 

Помилуй мя Боже, помилуй мя. 

В разбойническия пути впадши душе моя, люте уязвлена еси от своих согрешений, предавшися неразумным врагом. Но яко имущая время, во умилении возопий: упование ненадежных, животе отчаявшихся, Спасе, возстави и спаси мя.

Помилуй меня Боже, помилуй меня.

На дорогу разбойников попавши, душа моя, ты страшно изранена твоими собственными падениями, будучи предана неразумным врагам. Но, имея еще время, воззови в сокрушении: «Надежда ненадежных, жизнь отчаявшихся, Спаситель, возставь и спаси меня».

Помилуй мя Боже, помилуй мя.

Самовластно совлекохся первым моим преступлением, добродетелей благолепия, облекохся же в сие абие, ко мне снизхождением Твоим Слове Божий: не презрел бо мя еси в лютых страстех впадша, и разбойнически на пути попрана. Но всекрепкою Твоею силою снабдев мя, заступления сподобил еси Многомилостиве.

Помилуй меня Боже, помилуй меня.

Первым моим преступлением самовольно совлек я с себя благолепие добродетелей и тотчас облекся в него Твоим нисшествием ко мне, Слове Божий. Ибо Ты не презрел меня, подвергшегося ужасным страстям, и разбойнически затоптанного на пути. Но облекши меня всемощною Твоею силою, Ты удостоил меня своей защиты, многомилостивый.

Помилуй мя Боже, помилуй мя.

Пригвожден Господи на кресте, Адамово рукописание божественным копием растерзал еси: темже расторгни узы моя Слове, яко да Тебе хваления жертву пожру верою, радуяся, время благоприятное поста ныне обретый еже всех во спасение показал еси.

Помилуй меня Боже, помилуй меня.

Будучи пригвожден к кресту, Господи, Ты божественным копием разорвал Адамову запись. Посему расторгни мои узы, Слове, чтобы, радуясь верою, принес я Тебе жертву хвалы, найдя ныне благоприятное время поста, которое Ты показал для спасения всех.

Помилуй мя Боже, помилуй мя.

Пощения светлостию иногда Моисей сияя, cлаву Божию виде: сему поревновавши смиренная душе моя, на кресте распростершему длани тебе ради благостию, делы угоди, воздержанием и молитвою, яко да улучиши божественное наслаждение.

Помилуй меня Боже, помилуй меня.

Некогда Моисей, просвещенный светлостью поста, увидел славу Божию. Подражая ему, бедная душа моя, делами воздержания и молитвы служи Тому, Кто, по своей благости, распростер за тебя руки на кресте, чтобы получить тебе божественное наслаждение.

Помилуй мя Боже, помилуй мя.

Животворящему покланяющеся Твоему кресту, неизреченныя к нам безмерныя Твоея благости Христе, и тем просветивше души, воспеваем Тя непрестанно, просяще благодушно, радостию скончати поприще пощения, и достигнути страсти Твоя воспети Господи, имиже спасл еси ны.

Помилуй меня Боже, помилуй меня.

Поклоняясь Твоему кресту, Твоей неизмеримой благости к нам, Христе, и осветивши им души, непрестанно воспеваем Тебя, прося от всего сердца с радостью окончить поприще поста и достигнуть того, чтобы воспевать страдания Твои, Господи, которыми Ты спас нас.

Пресвятая Богородице спаси нас. 

Приими гласы раб Твоих, Всечистая Богородице Дево, и моли непрестанно, грехов разрешение, и мир даровати нам.

Пресвятая Богородица спаси нас. 

Прими голос рабов Твоих, Пречистая Дева, Богородица, и моли непрестанно, чтобы даровано было нам разрешение грехов и мир.


0
Анастасия
Тема одежды беспокоит,наверное, потому что живём в миру. Осталось у нас что-то от язычества - поклонение золотому тельцу. Не одеваться мы не можем, а качество одежды не должно стать пристрастием, а то всё с ног на голову встанет. А про другого человека, не про себя, вообще невозможно говорить- господь один знает наши сердца.
Спаси Господи за рассылку!
0
Валерий
"Встречают по одёжке, а провожают по уму". Согласен ли я с этой пословицей? - Да. Считаю ли я правильным следовать ей в своих отношениях с людьми? И да, и нет, и да... Когда начинаешь читать и перечитывать Библию и другие духовные книги, то все прежде усвоенные истины обретают какую-то многомерность понимания. И это многомерное понимание приводит меня не к размытости смысла, а к его  чёткому осознанию как границы между чёрным и белым, добром и злом, грехом и добродетелью. Встречаю я своего ближнего, и его одежды и поведение многое могут мне сказать о его характере и привычках, а, возможно, и о его статусе.  Но нет у меня права судить о нём в критериях "плохой", "хороший". Услышал я его речь и это ещё одна его  "одежда", более важная для меня. Но опять нет у меня права судить о степени его греховности. Увидел я, узнал его деяния до встречи со мной, и это ещё более важная для меня его "одежда". Однако, и после этого нет у меня прав назвать его грешником или праведником. Я могу судить об одежде (грязная-чистая, модная-немодная, красивая-безобразная, бедная-богатая); я могу оценить его речь: соответствует ли она одежде, и какие чувства вызывают во мне его слова; и, наконец, я могу (я должен!) оценить его поступки: соответствуют ли они словам, а более того соответствуют ли они Благой Вести. А вот что я должен, обязан перед самим собой, перед моим Господом: как можно раньше осознать свою греховность. 
И каждое своё чувство, каждую свою мысль, а главное, слова свои, а ещё более свои деяния сравнивать с Благой Вестью и стремиться ей соответствовать.
0
Светлана
Можно и в брендовой одежде выглядеть нелепо и в шмотье оригинально и привлекательно.Красиво одеваться это искусство. Не каждому дано, но смотреть нужно в суть))) Пытаюсь)
0
Елена
Из всех предложений высказаться в каждой рассылке, высказаться захотелось именно про одежду. Мне очень нравится красивая одежда, я люблю красиво одеться. Правда только на работу, в свободное время хожу очень просто одетая (маленькие дети, собака). Шла с работы зашла в магазин, но денег не хватило на покупку, попросила оставить мне товар, мол, зайду домой за деньгами. Пришла домой, переоделась и с деньгами пришла. Меня не узнали и не хотели отдавать товар. Меня это очень позабавило. В жизни на одежду стараюсь не смотреть у других людей, ведь превращение из утенка в лебедя с помощью одежды самое простое действо... по себе знаю.
0
Ольга
Я любуюсь красиво одетыми людьми, красивыми в моем понимании и вкусе. Но это совсем не делит людей, просто думаю, что  у этого человека есть дар и он со вкусом одет. Один священник мне сказал, христианки должны быть красивыми, конечно красота из души идет, но и наряды пусть душе в помощь.
0
Лидия
Отношение к одежде. Есть реакция, когда оказываешься рядом с неопрятно одетым, дурно пахнущим человеком, хочется быть подальше. Прости Господи.Но, слава Богу, если из уст этого человека звучит просьба, стараюсь помочь по силам...Но и люди пахнущие последними "брендовыми" запахами дорогих парфюмов и одетые на сумму, что иному и за год не заработать, сделавшие из своего наряда рекламный посыл себя-"Я столько стою" не остаются не замеченными, рождается неприязнь в душе, прости Господи. Хочется иметь незамутненное сознание, и спокойную душу в отношении  чужих одежд, как внешних так и духовных. Помоги,Господи.
Большое спасибо за рассылку. Полезно для анализа себя. Трудно в своем глазу "бревно" увидеть))))
0
Юрий
Ну да, все верно. Попытка исполнения заповедей Божьих ведет человека к познанию его немощи и, желательно, к смирению, а не к отчаянию. А смиренным уже Сам Бог в помощь.
0
Юрий
Как вы воспринимаете других людей - как помощников или как соперников?

Волнует ли вас вопрос вашего статуса?

Человек не может занимать какое то место в обществе, независимо от своего статуса, будь он президент или бездомный, так же, как он занимает определенное физическое пространство. "Ваша свобода кончается там, где начинается кончик моего носа".  И естественно стремление падшего человека занять как можно больше пространства - и физического, и социального. Это для православных актуальны советы о. Алексия Мечева: "Старайтесь жить так, как будто вас на свете нет". Немыслимые слова в современном мире где любые уступки расцениваются как проявления слабости, а раз так, то и уступи все более-менее хорошие места, уйди туда, где другим уже не интересно и не тесно.Так как расценивать окружающих людей в такой ситуации? Господами твоей жизни? Какие нужны духовные силы для такого юродства?
      

Оставить отзыв

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений

ВКонтакт Facebook Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Liveinternet Mail.Ru