Выпуск двадцать шестой. Просто жизнь и духовная жизнь — в чем разница?

Татьяна Зайцева

Бывший редактор библейского раздела портала «Предание». Последовательный и искренний фанат Священного Пис

Ветхий Завет.
Книга Притчей Соломона, сына Давидова.

Главa 19

16 Хранящий заповедь хранит душу свою, а нерадящий о путях своих погибнет.
17 Благотворящий бедному дает взаймы Господу, и Он воздаст ему за благодеяние его.
18 Наказывай сына своего, доколе есть надежда, и не возмущайся криком его.
19 Гневливый пусть терпит наказание, потому что, если пощадишь его, придется тебе еще больше наказывать его.
20 Слушайся совета и принимай обличение, чтобы сделаться тебе впоследствии мудрым.
21 Много замыслов в сердце человека, но состоится только определенное Господом.
22 Радость человеку — благотворительность его, и бедный человек лучше, нежели лживый.
23 Страх Господень ведет к жизни, и кто имеет его, всегда будет доволен, и зло не постигнет его.
24 Ленивый опускает руку свою в чашу, и не хочет донести ее до рта своего.
25 Если ты накажешь кощунника, то и простой сделается благоразумным; и если обличишь разумного, то он поймет наставление.

______________

  • На какие места из отрывка вы обратили внимание? 
  • Каковы основные мысли этого отрывка?

Вы можете поделиться своими мыслями в комментариях. 


Спокойствие в Боге и гибель для не радеющего о путях своих

  1. Страх Господень ведет к жизни, и кто имеет его, всегда будет доволен, и зло не постигнет его. Правильней было бы перевести этот стих как «Страх Господень — жизнь, и имеющий его спит спокойно». Человек, пребывающий в Божьем присутствии и его ощущающий, редко бывает встревожен или обеспокоен, если, конечно, речь идет именно о реально ощущаемом реальном же присутствии, а не о теоретической уверенности в Божьей близости или соответствующих эмоциях. Такая близость дается Богом и без всякой заслуги, как Божий дар, а вот удержит ли ее человек — зависит от него самого. Хотя в данном случае скорее надо было бы говорить не о том, как удержать у себя Божье присутствие или Божью благодать, а о том, как самому удержаться в этом присутствии, как не оказаться вне его.

   Тут на первый план выходит путь, которым человек идет по жизни, и Божьи заповеди, которым человек следует (или не следует). Поэтому говорится, что хранящий заповедь хранит свою жизнь (душу, выражаясь языком Библии), а идущий по жизни наобум, не думающий о своем пути погибает (16. Хранящий заповедь хранит душу свою, а нерадящий о путях своих погибнет).

Пример нерадения о путях

   Раньше в пятое воскресенье Великого поста, бывшее вчера, Церковь вспоминала притчу о богаче и Лазаре. Богач, который наслаждался жизнью и не обращал внимания на лежащего у его порога Лазаря — яркий пример человека, который не радел о путях своих. В Ветхом Завете, как и в Новом, много раз говорится о необходимости милосердия. Вот и в сегодняшнем отрывке есть два стиха о милосердии: 17. Благотворящий бедному дает взаймы Господу, и Он воздаст ему за благодеяние его. 22. Радость человеку — благотворительность его, и бедный человек лучше, нежели лживый. Первый стих побуждает жертвовать бедным, не боясь, что что-то потеряешь — ведь даешь взаймы Самому Богу, а на Него можно положиться, что Он не забудет таких вещей и не останется в «долгу». Второй стих подчеркивает, что даже если человек из-за своей благотворительности обеднеет, она сама по себе принесет ему радость. И что быть бедным не плохо, плохо грешить (быть лживым). Если бы богач прислушивался к этим словам из Книги Притчей, к заповедям Моисея и пророкам, его могла бы ждать совсем другая судьба.

  • Как вы относитесь к тому, что слышите в церкви и читаете в Писании?

Вы можете поделиться своими мыслями в комментариях.

Путь праведности — внешний и внутренний

   Однако речь идет о заповедях не только как о некоем юридическом или моральном кодексе. Не случайно в той среде, где были написаны Учительные книги Библии, с понятием Торы (Закона) связывалось не только представление о своде норм и правил, но и нечто, относящееся скорее к внутренней жизни человека. В этом смысле тогда говорили о внутренней Торе, внутреннем Законе, без которого, как считалось, Тора внешняя не полна и мало чем может человеку помочь. Корни учения о внутренней Торе уходят в пророческую традицию: уже пророк Иеремия говорил, что наступит время, когда придет Мессия, и Тора тогда будет уже не просто выбита на камне, а написана в человеческом сердце (31. Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, 32. не такой завет, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской; тот завет Мой они нарушили, хотя Я оставался в союзе с ними, говорит Господь. 33. Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом. 34. И уже не будут учить друг друга, брат брата, и говорить: «познайте Господа», ибо все сами будут знать Меня, от малого до большого, говорит Господь, потому что Я прощу беззакония их и грехов их уже не воспомяну более» (Иеремия 31:31–34).

Что такое духовная жизнь?

   Что же это означает? Сердце — на языке Библии средоточие человеческой личности, ее духовная глубина. Там — истоки воли человека, воля же, в свою очередь, определяет всю жизнь человека, все его отношения с Богом и людьми. Именно эти отношения в их динамике и есть духовная жизнь. И вся жизнь человека вообще также определяется волей: все решения, принимаемые человеком, каждый выбор, который человек делает, является духовным актом. Духовная жизнь — это вся жизнь человека, поскольку она состоит из принимаемых им решений и основана на выборе, который человек делает. И в зависимости от этих выборов можно оценить нашу духовную жизнь. Нам, конечно, привычнее считать духовной жизнью жизнь только религиозную — посты, чтение молитв, хождение в Церковь, — но на деле это не так: ведь общаться, устанавливать отношения, решать и выбирать нам приходится далеко не только в Церкви. В церковной жизни как раз может быть много такого, что никаких особых духовных усилий от нас не требует.

  • Что вы понимаете под духовной жизнью?

Вы можете поделиться своими мыслями в комментариях.

   Закон Твой у меня в сердце (Пс 39:9) В процессе установления отношений и принятия решений нам и нужна внутренняя Тора. Это не одни нормы и правила, хотя, конечно, иногда начать с них бывает проще. Детей, например, порой приучают следовать определенным нормам и правилам достаточно жестко, понимая, что лучше так, чем никак. На определенном этапе своего становления человек зачастую действительно может воспринять лишь жесткую внешнюю дисциплину (18. Наказывай сына своего, доколе есть надежда, и не возмущайся криком его. 19. Гневливый пусть терпит наказание, потому что, если пощадишь его, придется тебе еще больше наказывать его). Иногда, как видно, и взрослые бывают немногим понятливее детей (19. Гневливый пусть терпит наказание, потому что, если пощадишь его, придется тебе еще больше наказывать его, 29. Готовы для кощунствующих суды, и побои — на тело глупых. (Притчи 19:29), но в нормальном случае взрослому человеку достаточно совета и наставления (20. Слушайся совета и принимай обличение, чтобы сделаться тебе впоследствии мудрым; в еврейском тексте речь идет именно о совете и о наставлении, а не об обличении, как в Синодальном переводе).

   Целью же как дисциплины, так и наставления является выстраивание своей жизни соответственно внутренней Торе. И тут важно перейти от Торы как юридического или морального кодекса, от заповедей как чего-то такого, что регулирует нашу жизнь извне, хотя бы мы и сами заставляли себя их соблюдать, к заповеди как внутреннему императиву, духовному и нравственному.

   Этого не сделать без страха Божия, без осознания того Божьего присутствия, которое всегда с нами, того дыхания жизни, которое всегда в нашем сердце. За этим дыханием и скрыта Божья воля, которая, если мы позволим Божьему присутствию войти в нашу душу, откроется нам как непосредственно нами переживаемая реальность нашего внутреннего мира. Мы тогда ощутим Божью волю именно как волю Личности, отличной от нас, а не как нормы и правила, обычно ее нам заменяющие. И в каждой ситуации, когда нам надо с кем-то общаться, что-то выбирать или что-то решать, Божья воля будет подсказывать нам правильное решение, правильный выбор, правильное поведение с конкретным человеком в конкретной ситуации. Соответствие или несоответствие Божьей воле той или иной ситуации или поведения того или иного человека станет для нас чем-то очевидным, чем-то таким, что вытекает из нашего внутреннего опыта. Но мы должны желать исполнить эту волю Божию, как сказано в псалме: «9. я желаю исполнить волю Твою, Боже мой, и закон Твой у меня в сердце» (Псалтирь 39:9). Тогда заповеди станут уже не нормами и правилами, а теми духовными опорами, на которых держится наша жизнь, теми створами, которые направляют ее поток. Это и есть путь праведности, как понимает его Библия.

  •  Что полезного для себя вы вынесли из комментария?

  • К каким действиям вас ведет сегодняшний отрывок и комментарий?

Вы можете поделиться своими выводами в комментариях.

Молитва. Из службы понедельника шестой  седмицы Великого поста

Помилуй мя Боже, помилуй мя.

 Не осуди мене Христе в пламени геенстем, якоже богатаго, ради Лазаря: но даруй и мне плачем просящу, капли человеколюбия, Боже, и помилуй мя.

Помилуй меня Боже, помилуй меня.

Не осуди меня, Христе, на пламень геенский, как богатого за Лазаря; подай, Боже, и мне, с плачем просящему, капли человеколюбия, и помилуй меня.

Помилуй мя Боже, помилуй мя.

Многими прегрешении, и сластьми жития, недугующую стяжах душу окаянный, лежу на одре всегда лености, Владыко, и вопию Ти: милостиве, пришед посети, здравия мне подая и милость, и не остави мя, да не когда усну в смерть, и возрадуется о погибели моей, ищай всегда, Спасе, во адову глубину низвести мя.

Помилуй меня Боже, помилуй меня.

Многими грехами и удовольствиями жизни я, несчастный, приобрел душу немоществующую, и всегда лежу на одре лености, и взываю к Тебе, Владыка: сострадательный к нам, приди, посети, даруй мне крепость и милость, и не оставь меня, чтобы не заснуть мне в смерть, и чтобы, Спаситель мой, не порадовался о погибели моей враг, желающий низвести меня в страшные глубины ада.

Помилуй мя Боже, помилуй мя.

Немилосердному богатому в безумии поревновав, сладостно веселюся сластьми погружаяся. И видя лежаща всегда пред дверми покаяния, якоже Лазаря ума моего, Господи, сего нечувственно прехожду, гладом же болезнующа, и острупляема страстьми. Темже геенскому повинен есмь пламени, от негоже избави мя Владыко, едине многомилостиве.

Помилуй меня Боже, помилуй меня.

Подражая в безумии немилостивому богачу, я с приятностью веселюсь, погружаясь в удовольствия и страсти; и видя, что ум мой, как Лазарь, лежит всегда пред вратами покаяния, бесчувственно прохожу мимо его, хотя он голоден и болен, и изъязвлен страстями. Потому повинен я пламени геенскому; избавь меня от него, Владыка, единый многомилостивый.

Помилуй мя Боже, помилуй мя.

Господи об ону Иордана, плотию проходя, прорекл еси Лазареву болезнь к смерти не быти, но о Твоей Бога нашего славе бывати. Слава величию дел Твоих, и вседержительству Твоему: яко низложил еси смерть, за многую милость Человеколюбче.

Помилуй меня Боже, помилуй меня.

Господи, ходя плотию по ту сторону Иордана, Ты предрекаешь, что болезнь Лазаря не к смерти, но для славы Тебя, Бога нашего. Слава величию дел Твоих и всемогуществу Твоему, что уничтожил Ты смерть по множеству милости, человеколюбивый

Помилуй мя Боже, помилуй мя.

Душевреднаго лихоимства свободи Спасе, и с Лазарем убогим в недрех Авраамовых причти нас: Ты бо в милостех богат сый, волею нас ради обнищал еси, и от тли на нетление превел еси, яко милостив Бог, и Человеколюбец.

Помилуй меня Боже, помилуй меня.

От пагубной для души страсти к богатству освободи, Спаситель, и с бедным Лазарем в недрах Авраамовых всели нас. Ибо Ты, будучи богат милостью, добровольно обнищал для нас, и из тления привел нас в нетление, как Бог сострадательный и человеколюбивый.

Пресвятая Богородице, спаси нас.

Избави нас от нужд наших, Мати Христа Бога, рождшая всех Творца, да вси зовем Ти; радуйся едино предстательство душ наших.

Пресвятая Богородице, спаси нас.

Избавь нас от нужд наших, Матерь Христа Бога, родившая Творца всех, чтобы мы всегда взывали Тебе: «Радуйся, предстательница о душах наших».

Предложение

   Великий пост подходит к концу и наша рассылка тоже. Пора подводить итоги. Если вы делали для себя какие-то записи о том, что для вас было важно в библейских отрывках и комментариях, пересмотрите их и выпишите самое важное на отдельном листочке. Подумайте, что вы могли бы сделать, чтобы это запомнить и строить свою жизнь в соответствии с этим и дальше.


Предыдущие выпуски рассылки

Выпуск первый: Начало премудрости — страх Господень
Выпуск второй: Премудрость возглашает на улице
Выпуск третий: Господь дает мудрость
Выпуск четвертый: Надейся на Господа всем сердцем твоим
Выпуск пятый: Храни благоразумие и рассудительность
Выпуск шестой: Я указываю тебе путь мудрости
Выпуск седьмой: почему изменять не мудро
Выпуск восьмой: Дух же целомудрия… подаждь ми
Выпуск девятый: Чему можно научиться у муравья?
Bыпуск десятый: Зачем обвязывать заповедями шею
Выпуск одиннадцатый: прямота, хитроумие и лукавство
Выпуск двенадцатый: Премудрость и Христос
Выпуск тринадцатый: Куда ведет ваш путь?
Выпуск четырнадцатый. Честность и любовь, бизнес и Бог
Выпуск пятнадцатый. Праведность и нечестие: созидание и разрушение
Выпуск шестнадцатый. Корни и плоды
Выпуск семнадцатый. Слово — это тоже дело. И о ТК в Библии
Выпуск восемнадцатый. Вы — свет мира
Выпуск девятнадцатый. Праведникам воздается добром?
Выпуск двадцатый. Как страх Божий может быть убежищем?
Выпуск двадцать первый. Чем страшна зависть?
Выпуск двадцать второй. Жертва нечестивца, жертва Христа, наша жертва
Выпуск двадцать третий. Бог направляет наш путь. Или не направляет?
Выпуск двадцать четвертый. Покаяние: три этапа
Выпуск двадцать пятый. Как связаны одежда и своенравие?


Вы можете поделиться своими мыслями в комментариях

Поделиться в соцсетях

Подписаться на свежие материалы Предания