Выпуск двадцать пятый. Как связаны одежда и своенравие?

Татьяна Зайцева

Бывший редактор библейского раздела портала «Предание». Последовательный и искренний фанат Священного Пис

Ветхий Завет. Книга Притчей Соломона, сына Давидова

Главы 16-17

7. Друг любит во всякое время и, как брат, явится во время несчастья.

18. Человек малоумный дает руку и ручается за ближнего своего.

19. Кто любит ссоры, любит грех, и кто высоко поднимает ворота свои, тот ищет падения.

20. Коварное сердце не найдет добра, и лукавый язык попадет в беду.

21. Родил кто глупого, — себе на горе, и отец глупого не порадуется.

22. Веселое сердце благотворно, как врачевство, а унылый дух сушит кости.

23. Нечестивый берет подарок из пазухи, чтобы извратить пути правосудия.

24. Мудрость — пред лицем у разумного, а глаза глупца — на конце земли.

25. Глупый сын — досада отцу своему и огорчение для матери своей.

26. Нехорошо и обвинять правого, и бить вельмож за правду.

27. Разумный воздержан в словах своих, и благоразумный хладнокровен.

28. И глупец, когда молчит, может показаться мудрым, и затворяющий уста свои — благоразумным.

1. Прихоти ищет своенравный, восстает против всего умного.

2. Глупый не любит знания, а только бы выказать свой ум.

3. С приходом нечестивого приходит и презрение, а с бесславием — поношение.

4. Слова уст человеческих — глубокие воды; источник мудрости — струящийся поток.

5. Нехорошо быть лицеприятным к нечестивому, чтобы ниспровергнуть праведного на суде. 

______________

  • На какие места из отрывка вы обратили внимание?
  • Каковы основные мысли этого отрывка?

Вы можете поделиться своими мыслями в комментариях.


Отделение — причина всех греховных проблем

Предлагаемый нам сегодня Церковью отрывок содержит важное указание на причину всех проблем в духовной жизни человека. Эта причина — разделение, отделение человека от Бога (1. Прихоти ищет своенравный, восстает против всего умного). В Синодальном переводе этот человек назван «своенравным», но соответствующее еврейское слово означает именно отделившегося, живущего самого по себе. Можно говорить и о своенравии: в этом же афоризме сказано, что отделившийся ругается в ответ на все советы, «восстает против всего умного», как передает соответствующий текст Синодальный перевод.

Налицо разделение с людьми, противопоставление себя всем, кто пытается дать человеку полезный совет. Однако такое духовное состояние обычно предполагает противопоставление себя не только людям, но и Богу. Человек зачастую не хочет слушать никого: ни Бога, ни людей; но в его отношения с Богом заглянуть сложно или вовсе невозможно, а отношения к людям и их советам видны сразу. Такая позиция, порой принципиальная — я, мол, сам по себе, сам все знаю про себя и про свою жизнь — и отделяет человека не только от людей, но и от Бога.

В этом и заключена главная проблема падшего человека — проблема изоляции от Бога и от других людей, причем изоляции осознанной и целенаправленной. Конечно, во многом это связано с тем, что падший человек остро осознает собственную несостоятельность, в том числе и в контексте поставленных им самим перед собой задач. Однако в этом он не хочет признаться ни себе, ни другим, ни Богу.

Грехопадение и смысл одежды

В рассказе о грехопадении не случайно говорится о том, что, вкусив с древа познания, человек, когда его глаза открылись, первым делом увидел собственную наготу (7. И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания (Книга Бытия 3:7). Сексуальная стыдливость занимает здесь не первое место — в древности нагота и сексуальность ассоциировались далеко не всегда. Для древних одежда была в первую очередь защитой, а во вторую — показателем социального положения. Отделившись от Бога, человек сразу же озаботился и тем, и другим, хотя прежде, до падения и, соответственно, до разделения нагота его не пугала (25. И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились (Книга Бытия 2:25).

Показателем социального положения одежда является и сейчас и каждое сообщество вырабатывает свои нормы и ранги. Недаром говорится, что «по одежке встречают» — это проявление все того же стремления относиться к людям с лицеприятием, отделяя тех, кто одет хорошо, «правильно», от тех, кто одет не так. В разных сферах это будет проявляться по-разному. В среде офисных работников в рубашках и галстуках с презрением посмотрят на толкиениста, зато в среде неформалов человек в пиджаке не будет пользоваться уважением. Люди отметят и по-разному отнесутся к человеку, одетому с иголочки в брендовые вещи и к бездомному в грязной одежде.

Такой подход критиковал апостол Иаков: «1. Братия мои! имейте веру в Иисуса Христа нашего Господа славы, не взирая на лица. 2. Ибо, если в собрание ваше войдет человек с золотым перстнем, в богатой одежде, войдет же и бедный в скудной одежде,

3. и вы, смотря на одетого в богатую одежду, скажете ему: тебе хорошо сесть здесь, а бедному скажете: ты стань там, или садись здесь, у ног моих, —

4. то не пересуживаете ли вы в себе и не становитесь ли судьями с худыми мыслями?» (Послание Иакова 2:1–4)

  • Чем для вас является одежда, как вы ее воспринимаете?
  • Зависит ли ваше отношение к человеку от того, как он одет?

Вы можете поделиться своими мыслями в комментариях.

Разделенность, превозношение и ссоры

В состоянии разделения с другими другой человек является угрозой или конкурентом, но никак не помощником. Полноценность падший человек определяет исходя из того, в какой мере он может обойтись без других и без Бога. Однако, поскольку обычно каждый человек нуждается в других, в человеческих сообществах неизбежно встают типичные вопросы падшего мира о статусе и об иерархии. Для человека, живущего полноценной духовной жизнью, они не актуальны. Живые отношения с Богом дают ему достаточную защищенность, а вопрос о статусе в этом случае просто не имеет смысла. Падшему человеку жизнь с Богом кажется часто совершенно несообразной, а порой и просто непереносимой, и он готов лучше дрожать от страха при мысли о собственной незащищенности и страдать от комплексов собственной неполноценности при мысли о своих способностях и возможностях, не поступаясь притом своей независимостью.

  • Как вы воспринимаете других людей — как помощников или как соперников?
  • Волнует ли вас вопрос вашего статуса?

Вы можете поделиться своими мыслями в комментариях.

Что же утешает человека в таком положении? Ответ нетрудно найти в стихе 2, где о глупом говорится, что он не любит знание, а любит демонстрировать свое сердце (2. Глупый не любит знания, а только бы выказать свой ум; в Синодальном переводе речь идет об уме, но в оригинале упоминается именно сердце). Под «знанием» же подразумевается твуна, способность к различению, свойственная мудрым. Для такого различения нужны немалые духовные усилия, воля человека должна быть направлена на это в первую очередь. Но у глупца она направлена на другое: на демонстрацию себя. Это не всегда самолюбование, но всегда самоутверждение. Глупец стремится в первую очередь очертить собственное пространство, куда не будет доступа посторонним, подчеркнуть собственную уникальность, заставить уважать себя и считаться с собой — словом, как говорится в таких случаях, занять свое место в мире и в обществе. Духовно такая позиция разрушительна, и не только потому, что человек занимает (как минимум в своей собственной жизни) место Бога. Разрушительна она прежде всего потому, что человек тем самым отказывается от естественного, определенного ему Богом пребывания в потоке собственной жизни.

Человек, разделенный с другими людьми и с Богом непрестанно стремится с кем-то поссориться и занять место в иерархии повыше (19. Кто любит ссоры, любит грех, и кто высоко поднимает ворота свои, тот ищет падения). Состояние ссоры, разделенности естественно для него. Он ставит себя выше других, что выливается в презрение к окружающим (3. С приходом нечестивого приходит и презрение, а с бесславием — поношение). Впрочем, поиск более высокого места приводит такого человека к унижению, и Христос учит нас поступать по-другому: «8. когда ты будешь позван кем на брак, не садись на первое место, чтобы не случился кто из званых им почетнее тебя, 9. и звавший тебя и его, подойдя, не сказал бы тебе: уступи ему место; и тогда со стыдом должен будешь занять последнее место. 10. Но когда зван будешь, придя, садись на последнее место, чтобы звавший тебя, подойдя, сказал: друг! пересядь выше; тогда будет тебе честь пред сидящими с тобою, 11. ибо всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится» (Евангелие от Луки 14:8–11).

Реки воды живой

Книга Притч не случайно называет источником мудрости бегущий поток, а слова, ее выражающие, сравнивает с глубокими водами (4. Слова уст человеческих — глубокие воды; источник мудрости — струящийся поток). Жизнь — действительно поток, бегущий сквозь человека, в котором одновременно таинственным образом пребывает сам человек. На языке Библии этот поток называется душой. От человека зависит, даст ли он войти в свою душу Духу Святому, Который назван в Евангелии от Иоанна водою живою (14. кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную» (Евангелие от Иоанна 4:14), — говорит Христос. Если человек занят этим, ему некогда искать неизвестно чего на краю земли: ведь подлинная мудрость всегда рядом, с нами и внутри нас (24. Мудрость — пред лицем у разумного, а глаза глупца — на конце земли). За ней не надо гоняться, ее не надо никому доказывать, она не нуждается в интеллектуальных обоснованиях. Зато она дает жизнь — с Богом и в полноте.

  • Что полезного для себя вы вынесли из комментария? 
  • К каким действиям вас ведет сегодняшний отрывок и комментарий?

  Вы можете поделиться своими выводами в комментариях.


Молитва. Из службы Четверга пятой седмицы Великого поста

Помилуй мя Боже, помилуй мя.

В разбойническия пути впадши душе моя, люте уязвлена еси от своих согрешений, предавшися неразумным врагом. Но яко имущая время, во умилении возопий: упование ненадежных, животе отчаявшихся, Спасе, возстави и спаси мя.

Помилуй меня Боже, помилуй меня.

На дорогу разбойников попавши, душа моя, ты страшно изранена твоими собственными падениями, будучи предана неразумным врагам. Но, имея еще время, воззови в сокрушении: «Надежда ненадежных, жизнь отчаявшихся, Спаситель, возставь и спаси меня».

Помилуй мя Боже, помилуй мя.

Самовластно совлекохся первым моим преступлением, добродетелей благолепия, облекохся же в сие абие, ко мне снизхождением Твоим Слове Божий: не презрел бо мя еси в лютых страстех впадша, и разбойнически на пути попрана. Но всекрепкою Твоею силою снабдев мя, заступления сподобил еси Многомилостиве.

Помилуй меня Боже, помилуй меня.

Первым моим преступлением самовольно совлек я с себя благолепие добродетелей и тотчас облекся в него Твоим нисшествием ко мне, Слове Божий. Ибо Ты не презрел меня, подвергшегося ужасным страстям, и разбойнически затоптанного на пути. Но облекши меня всемощною Твоею силою, Ты удостоил меня своей защиты, многомилостивый.

Помилуй мя Боже, помилуй мя.

Пригвожден Господи на кресте, Адамово рукописание божественным копием растерзал еси: темже расторгни узы моя Слове, яко да Тебе хваления жертву пожру верою, радуяся, время благоприятное поста ныне обретый еже всех во спасение показал еси.

Помилуй меня Боже, помилуй меня.

Будучи пригвожден к кресту, Господи, Ты божественным копием разорвал Адамову запись. Посему расторгни мои узы, Слове, чтобы, радуясь верою, принес я Тебе жертву хвалы, найдя ныне благоприятное время поста, которое Ты показал для спасения всех.

Помилуй мя Боже, помилуй мя.

Пощения светлостию иногда Моисей сияя, cлаву Божию виде: сему поревновавши смиренная душе моя, на кресте распростершему длани тебе ради благостию, делы угоди, воздержанием и молитвою, яко да улучиши божественное наслаждение.

Помилуй меня Боже, помилуй меня.

Некогда Моисей, просвещенный светлостью поста, увидел славу Божию. Подражая ему, бедная душа моя, делами воздержания и молитвы служи Тому, Кто, по своей благости, распростер за тебя руки на кресте, чтобы получить тебе божественное наслаждение.

Помилуй мя Боже, помилуй мя.

Животворящему покланяющеся Твоему кресту, неизреченныя к нам безмерныя Твоея благости Христе, и тем просветивше души, воспеваем Тя непрестанно, просяще благодушно, радостию скончати поприще пощения, и достигнути страсти Твоя воспети Господи, имиже спасл еси ны.

Помилуй меня Боже, помилуй меня.

Поклоняясь Твоему кресту, Твоей неизмеримой благости к нам, Христе, и осветивши им души, непрестанно воспеваем Тебя, прося от всего сердца с радостью окончить поприще поста и достигнуть того, чтобы воспевать страдания Твои, Господи, которыми Ты спас нас.

Пресвятая Богородице спаси нас. 

Приими гласы раб Твоих, Всечистая Богородице Дево, и моли непрестанно, грехов разрешение, и мир даровати нам.

Пресвятая Богородица спаси нас. 

Прими голос рабов Твоих, Пречистая Дева, Богородица, и моли непрестанно, чтобы даровано было нам разрешение грехов и мир.

Поделиться в соцсетях

Подписаться на свежие материалы Предания