Выпуск двадцать девятый. Бытовой ад и как из него выйти

Татьяна Зайцева

Бывший редактор библейского раздела портала «Предание». Последовательный и искренний фанат Священного Пис

Ветхий Завет.
Книга Притчей Соломона, сына Давидова.

Глава 23

15 Сын мой! если сердце твое будет мудро, то порадуется и мое сердце;
16 и внутренности мои будут радоваться, когда уста твои будут говорить правое.
17 Да не завидует сердце твое грешникам, но да пребудет оно во все дни в страхе Господнем;
18 потому что есть будущность, и надежда твоя не потеряна.
19 Слушай, сын мой, и будь мудр, и направляй сердце твое на прямой путь.
20 Не будь между упивающимися вином, между пресыщающимися мясом:
21 потому что пьяница и пресыщающийся обеднеют, и сонливость оденет в рубище.
22 Слушайся отца твоего: он родил тебя; и не пренебрегай матери твоей, когда она и состарится.
23 Купи истину и не продавай мудрости и учения и разума.
24 Торжествует отец праведника, и родивший мудрого радуется о нем.
25 Да веселится отец твой и да торжествует мать твоя, родившая тебя.
26 Сын мой! отдай сердце твое мне, и глаза твои да наблюдают пути мои,
27 потому что блудница — глубокая пропасть, и чужая жена — тесный колодезь;
28 она, как разбойник, сидит в засаде и умножает между людьми законопреступников.
29 У кого вой? у кого стон? у кого ссоры? у кого горе? у кого раны без причины? у кого багровые глаза?
30 У тех, которые долго сидят за вином, которые приходят отыскивать вина приправленного.
31 Не смотри на вино, как оно краснеет, как оно искрится в чаше, как оно ухаживается ровно:
32 впоследствии, как змей, оно укусит, и ужалит, как аспид;
33 глаза твои будут смотреть на чужих жен, и сердце твое заговорит развратное,
34 и ты будешь, как спящий среди моря и как спящий на верху мачты.
35 [И скажешь:] «били меня, мне не было больно; толкали меня, я не чувствовал. Когда проснусь, опять буду искать того же».

______________

  • На какие места из отрывка вы обратили внимание? 
  • Каковы основные мысли этого отрывка?

Вы можете поделиться своими мыслями в комментариях.


Алкоголь и другие зависимости

   При чтении сегодняшнего отрывка порой начинает казаться, что сын, к которому обращено отцовское наставление, как минимум доставлял своим родителям некоторые проблемы: не случайно в наставлениях снова и снова звучит тема пьянства и разврата. Да и слова о том, что еще не все потеряно, что будущее у сына, которого наставляет отец, еще есть (18. потому что есть будущность, и надежда твоя не потеряна), заставляют задуматься. Особенно в контексте упоминаемых здесь же грешников, которым отец призывает сына не завидовать, а пребывать лучше в страхе Божьем (17. Да не завидует сердце твое грешникам, но да пребудет оно во все дни в страхе Господнем).

   Описания пьянства и пьяного разгула особенно красочны (20. Не будь между упивающимися вином, между пресыщающимися мясом: 21. потому что пьяница и пресыщающийся обеднеют, и сонливость оденет в рубище. 29. У кого вой? у кого стон? у кого ссоры? у кого горе? у кого раны без причины? у кого багровые глаза? 30. У тех, которые долго сидят за вином, которые приходят отыскивать вина приправленного. 31. Не смотри на вино, как оно краснеет, как оно искрится в чаше, как оно ухаживается ровно: 32. впоследствии, как змей, оно укусит, и ужалит, как аспид; 33. глаза твои будут смотреть на чужих жен, и сердце твое заговорит развратное, 34. и ты будешь, как спящий среди моря и как спящий на верху мачты. 35. И скажешь: «били меня, мне не было больно; толкали меня, я не чувствовал»). Особо упоминается даже вино с приправами (ст. 30): такое вино было на Востоке и в древнем Израиле в частности весьма популярно среди заправских пьяниц, в него добавляли специи, придававшие вину пряный вкус и одновременно усиливавшие его опьяняющее воздействие. Такое вино пили не просто для удовольствия, но для того, чтобы напиться и забыться. Вряд ли можно сомневаться, что в жизни человека, стремящегося утопить эту самую жизнь в вине, не все благополучно.

   Роль вина как того, что помогает человеку забыться, а не искать решение проблем, может исполнять что угодно. Например, сладкое, когда все неприятные эмоции человек заедает пирожным. Или интернет — когда человек в плохом настроении уходит в соц-сети. Или компьютерные игры… Да вообще что угодно, за чем человек прячется от себя и от своей жизни, чем он себя опьяняет, является эквивалентом алкоголя.

  • Есть ли в вашей жизни алкоголь или что-то аналогичное?
  • От чего вы прячетесь за этим?
  • Знаете ли вы другие способы справляться с жизнью?

Вы можете поделиться своими мыслями в комментариях.

Разврат и насилие — норма нашей жизни?

  Где вино, там и разврат (27. потому что блудница — глубокая пропасть, и чужая жена — тесный колодезь; 28. она, как разбойник, сидит в засаде и умножает между людьми законопреступников): выпивка и случайные связи со случайными женщинами, о которых наутро не всегда вспомнишь, да и вспоминать не хочется — вещь, известная во все времена. Противопоставляется такой жизни, кроме страха Божия, все те же уже нам встречавшиеся множество раз мудрость (хокма), наставление (мусар) и умение различать (бина) (19. Слушай, сын мой, и будь мудр, и направляй сердце твое на прямой путь. 23. Купи истину и не продавай мудрости и учения и разума; в Синодальном переводе мусар названо учением, абина — разумом). Только так, мудростью, умением различать и знанием, можно построить свой дом (3. Мудростью устрояется дом и разумом утверждается, 4. и с уменьем внутренности его наполняются всяким драгоценным и прекрасным имуществом; в Синодальном переводе знание названо умением). А злом и насилием нельзя построить ничего (1. Не ревнуй злым людям и не желай быть с ними, 2. потому что о насилии помышляет сердце их, и о злом говорят уста их).

   Казалось бы, речь идет о вещах очевидных, и постоянное повторение очевидного может показаться ненужным и чрезмерным, как будто автор хочет донести до читателя мысль, и без того вполне ясную. Но ведь нередко случается, что как раз именно наиболее очевидные вещи оказываются не так уж легко исполнимыми. Даже к злу и к насилию люди прибегают не так редко, как им самим кажется. Зачастую речь идет о том, что называется обычно бытовым насилием, оно вошло в быт и не воспринимается как нечто чрезвычайное, но ведь именно здесь корень той преступности, которую уже невозможно не замечать.

   Бытовое насилие — это не только избиение жены мужем. Бытовое насилие вообще можно разделить на физическое, психологическое, сексуальное и экономическое. Порка ребенка, швыряние в члена семьи тяжелым предметом, пощечины, побои — все это привычное в некоторых семьях бытовое физическое насилие. Угрозы дать по шее и вообще угрозы, унизительные прозвища, крики, шантаж, запрет видеться с друзьями — это привычное многим эмоциональное насилие. Принуждение к интимным отношениям против воли, к сожалению, часто встречается и в семьях. Это сексуальное насилие. Экономическое насилие — контроль над финансовыми и прочими ресурсами семьи, выделение жертве денег на «содержание», вымогательство, принуждение к вымогательству. Очень многое из этого считается нормой в нашей жизни, существует даже поговорка «бьет — значит любит», которой оправдывается все что угодно. На всем этом дом не построишь, семью не созиждешь. Построить так можно только маленький ад для себя и для близких.

   А о пьянстве и бытовом разврате, случайных и не очень случайных связях нечего и говорить: многие искренне уверены, что жизнь без этого невозможна, она просто не бывает и не может быть другой.

  • Как вы относитесь к разным видам насилия?

Вы можете поделиться своими мыслями в комментариях.

Выход из ада

   Все, описанное выше — симптомы серьезной духовной болезни, имя которой звучит довольно безобидно: духовной расслабленности. В наши дни, когда слово «напрягаться» стало обозначать состояние тягостное и нежелательное по определению, любая расслабленность может показаться скорее приятной и желанной, чем опасной. Лучше расслабиться и получать удовольствие, чем напрягаться — так, наверное, думает большинство. Но ведь жизнь не предполагает полной расслабленности, она немыслима без тонуса, а значит, без напряжения. Труп расслаблен полностью, но при этом он коченеет и становится каменным. Только внутренний тонус позволяет мышцам не быть сведенными непрерывной судорогой. Не обладая тонусом, не расслабишься. Все это в полной мере относится и к духовной жизни.

   Духовная жизнь — это в первую очередь отношения: отношения с Богом, отношения со Христом, отношения с другими людьми. А отношения по определению динамичны. Они требуют воли, внимания, интереса. И ответственности тоже. Все перечисленное невозможно, если человек духовно полностью расслаблен, если у него отсутствует воля. И свой дом без волевого усилия не построишь, ведь дом — это семья в первую очередь. Безвольный муж в семье означает ее конец, безвольная жена — бесконечные проблемы. Воля нужна и для того, чтобы не пить, а искать решение проблем, и для того, чтобы воздержаться от ругани, шантажа и побоев. А если «духовно расслабляются» оба… Тогда остается лишь молиться, чтобы в такой семье не было детей: по крайней мере, хотя бы не будет расти в такой «семье» новых духовно и нравственно искалеченных людей. Или молиться о том, чтобы этому человеку простились грехи и он мог начать все сначала.

   Отношения с Богом начинаются нередко по Божьей инициативе, Он часто первым протягивает руку человеку. Но чтобы отношения с Ним упрочились, в них должен активно включиться сам человек. Иначе невозможны ни мудрость, ни полноценное духовное различение, ни знание. Да и сама мысль о пути кажется тогда чем-то странным и непонятным. Не случайно в народе пьяниц и развратников издавна называли беспутными. Не потому даже, что они ничего не знают о пути, а потому, что не в состоянии целенаправленно двигаться куда бы то ни было, пока не перестанут быть тем, что они есть. Нарушение заповеди, отказ от мудрости, духовного различения, от пути праведности — не какой-то иной, альтернативный путь. Это просто беспутье, отсутствие дороги, блуждание без смысла и цели, хотя поначалу человеку, отказавшемуся от пути, все перечисленное может показаться подлинным освобождением, а его новое состояние — sex, drugs and rock-n-roll — полной свободой. И лишь потом он понимает, что его новая свобода — это свобода от подлинной радости и от полноты Божьей жизни. А в конце концов и от жизни вообще. Именно поэтому отец сегодня уговаривает нас всех жить по-Божьему. «Потому что есть будущность, и надежда твоя не потеряна».

  •  Что полезного для себя вы вынесли из комментария?
  • К каким действиям вас ведет сегодняшний отрывок и комментарий?

Вы можете поделиться своими выводами в комментариях.

Где вино, там и разврат

   (27. потому что блудница — глубокая пропасть, и чужая жена — тесный колодезь; 28. она, как разбойник, сидит в засаде и умножает между людьми законопреступников): выпивка и случайные связи со случайными женщинами, о которых наутро не всегда вспомнишь, да и вспоминать не хочется — вещь, известная во все времена. Противопоставляется такой жизни, кроме страха Божия, все те же уже нам встречавшиеся множество раз мудрость (хокма), наставление (мусар) и умение различать (бина) (19. Слушай, сын мой, и будь мудр, и направляй сердце твое на прямой путь. 23. Купи истину и не продавай мудрости и учения и разума; в Синодальном переводе мусар названо учением, абина — разумом). Только так, мудростью, умением различать и знанием, можно построить свой дом (3. Мудростью устрояется дом и разумом утверждается, 4. и с уменьем внутренности его наполняются всяким драгоценным и прекрасным имуществом; в Синодальном переводе знание названо умением). А злом и насилием нельзя построить ничего (1. Не ревнуй злым людям и не желай быть с ними, 2. потому что о насилии помышляет сердце их, и о злом говорят уста их).

   Казалось бы, речь идет о вещах очевидных, и постоянное повторение очевидного может показаться ненужным и чрезмерным, как будто автор хочет донести до читателя мысль, и без того вполне ясную. Но ведь нередко случается, что как раз именно наиболее очевидные вещи оказываются не так уж легко исполнимыми. Даже к злу и к насилию люди прибегают не так редко, как им самим кажется. Зачастую речь идет о том, что называется обычно бытовым насилием, оно вошло в быт и не воспринимается как нечто чрезвычайное, но ведь именно здесь корень той преступности, которую уже невозможно не замечать.

   Бытовое насилие — это не только избиение жены мужем. Бытовое насилие вообще можно разделить на физическое, психологическое, сексуальное и экономическое. Порка ребенка, швыряние в члена семьи тяжелым предметом, пощечины, побои — все это привычное в некоторых семьях бытовое физическое насилие. Угрозы дать по шее и вообще угрозы, унизительные прозвища, крики, шантаж, запрет видеться с друзьями — это привычное многим эмоциональное насилие. Принуждение к интимным отношениям против воли, к сожалению, часто встречается и в семьях. Это сексуальное насилие. Экономическое насилие — контроль над финансовыми и прочими ресурсами семьи, выделение жертве денег на «содержание», вымогательство, принуждение к вымогательству. Очень многое из этого считается нормой в нашей жизни, существует даже поговорка «бьет — значит любит», которой оправдывается все что угодно. На всем этом дом не построишь, семью не созиждешь. Построить так можно только маленький ад для себя и для близких.

   А о пьянстве и бытовом разврате, случайных и не очень случайных связях нечего и говорить: многие искренне уверены, что жизнь без этого невозможна, она просто не бывает и не может быть другой.


Молитва.
Из службы четверга шестой  седмицы Великого поста

Помилуй мя Боже, помилуй мя.

Апостольская двоица священнейшая единаго Тя от Троицы ведущи Христе, ныне Тобой посылается, привести жребя подъяремнича сына, якоже писано есть: на немже смиряяся всядеши благоутробне, в вышних волею, седалище всем любящим Тя уготовляя, и в безсловесныя приникшия, душах попечение сотворим, брашен сластей воздержанием гнушающеся, о милостыни попецемся: тою бо, якоже писано есть, прияша нецыи учредйвше ангелы. Напитаим убогими, напитавшаго нас своею плотию: облецем себе бо одеющагося светом яко ризою, да молитвами Пречистыя Богородицы и Девы Матери, оставление получивше грехов, со умилением к Нему возопиим: Господи, избави нас от шуяго ответа, и сподоби нас деснаго Твоего предстояния, яко милостив и Человеколюбец.

Помилуй меня Боже, помилуй меня.

Придите все, братия, прежде конца с чистым сердцем пойдем к милосердному Богу; отвергши житейские занятия, позаботимся о душах; воздержанием отказавшись от удовольствий яств, попечемся о милостыни; ибо ею, как написано, многие, принимая странников, приняли Ангелов. Посредством бедных напитаем Того, Кто напитал нас собственною плотию, облечемся в Того, Кто светом одевается как одеждою, чтобы, получивши по молитвам Пречистой Богородицы и Девы Матери оставление грехов, могли мы в сокрушении взывать к Нему: Господи, избавь нас отлучения на левую сторону и удостой нас предстояния одесную, как милостивый и человеколюбивый».

Помилуй мя Боже, помилуй мя.

Приидите прежде конца вси братие, чистым сердцем приступим ко благоутробному Богу, житейская обстояния отринувше, о душах попечение сотворим, брашен сластей воздержанием гнушающеся, о милостыни попецемся: тою бо, якоже писано есть, прияша нецыи учредивше ангелы. Напитаим убогими, напитавшаго нас своею плотию: облецем себе бо одеющагося светом яко ризою, да молитвами Пречистыя Богородицы и Девы Матери, оставление получивше грехов, со умилением к Нему возопиим: Господи, избави нас от шуяго ответа, и сподоби нас деснаго Твоего предстояния, яко милостив и Человеколюбец.

Помилуй меня Боже, помилуй меня.

Придите все, братия, прежде конца с чистым сердцем пойдем к милосердному Богу; отвергши житейские занятия, позаботимся о душах; воздержанием отказавшись от удовольствий яств, попечемся о милостыни; ибо ею, как написано, многие, принимая странников, приняли Ангелов. Посредством бедных напитаем Того, Кто напитал нас собственною плотию, облечемся в Того, Кто светом одевается как одеждою, чтобы, получивши по молитвам Пречистой Богородицы и Девы Матери оставление грехов, могли мы в сокрушении взывать к Нему: Господи, избавь нас отлучения на левую сторону и удостой нас предстояния одесную, как милостивый и человеколюбивый».

Помилуй мя Боже, помилуй мя.

Гласа раб Твоих Господи не забуди, помяни, яко всегда упование на Тя положихом, вся могущаго, и помози нам, молимся

Помилуй меня Боже, помилуй меня.

Голос рабов не забудь, Господи. Вспомни, что всегда возлагали мы надежду нашу на Тебя всемогущего, помоги нам, молимся мы.

Помилуй мя Боже, помилуй мя.

Предизбранная от всех родов, услыши глас наш, и даруй прошения душ наших, избавление страстей и болезней апостолов ради, вся могущая яко Мати Божия.

Помилуй меня Боже, помилуй меня.

Предызбранная из всех родов! Услышь голос наш, и исполни прошения душ наших и освобождение от страстей и болезней, ради апостолов, подай Ты, всемогущая, как Матерь Бога.

Помилуй мя Боже, помилуй мя.

О преславнаго чудесе! О таинства Hоваго! О ужаснаго начинания! Дева глаголаше, на кресте Тя яко виде посреде двою разбойнику обешена, Егоже неболезненно ужасно породи, плакаше глаголющи: увы Мне Чадо любезнейшее, како Тя лютый народ и неблагодарный ко кресту пригвозди.

Помилуй меня Боже, помилуй меня.

«О предивное чудо! О страшное таинство! О ужасное предприятие!» — говорила Дева, когда увидела висящим на кресте среди двух разбойников Тебя, Которого удивительным образом родила без болезни. Рыдала Она, говоря: «Увы мне, любезнейшее Чадо! Как беззаконный и неблагодарный народ пригвоздил Тебя ко кресту!»

Предыдущие выпуски рассылки

Выпуск первый: Начало премудрости — страх Господень

Выпуск второй: Премудрость возглашает на улице

Выпуск третий: Господь дает мудрость
Выпуск четвертый: Надейся на Господа всем сердцем твоим

Выпуск пятый: Храни благоразумие и рассудительность

Выпуск шестой: Я указываю тебе путь мудрости

Выпуск седьмой: почему изменять не мудро

Выпуск восьмой: Дух же целомудрия… подаждь ми

Выпуск девятый: Чему можно научиться у муравья?

Выпуск десятый: Зачем обвязывать заповедями шею

Выпуск одиннадцатый: прямота, хитроумие и лукавство

Выпуск двенадцатый: Премудрость и Христос

Выпуск тринадцатый: Куда ведет ваш путь?

Выпуск четырнадцатый. Честность и любовь, бизнес и Бог

Выпуск пятнадцатый. Праведность и нечестие: созидание и разрушение

Выпуск шестнадцатый. Корни и плоды

Выпуск семнадцатый. Слово — это тоже дело. И о ТК в Библии

Выпуск восемнадцатый. Вы — свет мира

Выпуск девятнадцатый. Праведникам воздается добром?

Выпуск двадцатый. Как страх Божий может быть убежищем?

Выпуск двадцать первый. Чем страшна зависть?

Выпуск двадцать второй. Жертва нечестивца, жертва Христа, наша жертва

Выпуск двадцать третий. Бог направляет наш путь. Или не направляет?

Выпуск двадцать четвертый. Покаяние: три этапа

Выпуск двадцать пятый. Как связаны одежда и своенравие?

Выпуск двадцать шестой. Просто жизнь и духовная жизнь — в чем разница?

Выпуск двадцать седьмой. Любите ли вы справедливость?

Выпуск двадцать восьмой. Смирение vs болтливость

Вы можете поделиться своими мыслями в комментариях

Поделиться в соцсетях

Подписаться на свежие материалы Предания