Ветхий Завет.
Книга Притчей Соломона, сына Давидова
Главы 16-17
17. Друг любит во всякое время и, как брат, явится во время несчастья.
18. Человек малоумный дает руку и ручается за ближнего своего.
19. Кто любит ссоры, любит грех, и кто высоко поднимает ворота свои, тот ищет падения.
20. Коварное сердце не найдет добра, и лукавый язык попадет в беду.
21. Родил кто глупого, — себе на горе, и отец глупого не порадуется.
22. Веселое сердце благотворно, как врачевство, а унылый дух сушит кости.
23. Нечестивый берет подарок из пазухи, чтобы извратить пути правосудия.
24. Мудрость — пред лицем у разумного, а глаза глупца — на конце земли.
25. Глупый сын — досада отцу своему и огорчение для матери своей.
26. Нехорошо и обвинять правого, и бить вельмож за правду.
27. Разумный воздержан в словах своих, и благоразумный хладнокровен.
28. И глупец, когда молчит, может показаться мудрым, и затворяющий уста свои — благоразумным.
1. Прихоти ищет своенравный, восстает против всего умного.
2. Глупый не любит знания, а только бы выказать свой ум.
3. С приходом нечестивого приходит и презрение, а с бесславием — поношение.
4. Слова уст человеческих — глубокие воды; источник мудрости — струящийся поток.
5. Нехорошо быть лицеприятным к нечестивому, чтобы ниспровергнуть праведного на суде.
______________
- На какие места из отрывка вы обратили внимание?
- Каковы основные мысли этого отрывка?
Вы можете поделиться своими мыслями в комментариях.
Отделение — причина всех греховных проблем
Предлагаемый нам сегодня Церковью отрывок содержит важное указание на причину всех проблем в духовной жизни человека. Эта причина — разделение, отделение человека от Бога (1. Прихоти ищет своенравный, восстает против всего умного). В Синодальном переводе этот человек назван «своенравным», но соответствующее еврейское слово означает именно отделившегося, живущего самого по себе. Можно говорить и о своенравии: в этом же афоризме сказано, что отделившийся ругается в ответ на все советы, «восстает против всего умного», как передает соответствующий текст Синодальный перевод.
Налицо разделение с людьми, противопоставление себя всем, кто пытается дать человеку полезный совет. Однако такое духовное состояние обычно предполагает противопоставление себя не только людям, но и Богу. Человек зачастую не хочет слушать никого: ни Бога, ни людей; но в его отношения с Богом заглянуть сложно или вовсе невозможно, а отношения к людям и их советам видны сразу. Такая позиция, порой принципиальная — я, мол, сам по себе, сам все знаю про себя и про свою жизнь — и отделяет человека не только от людей, но и от Бога.
В этом и заключена главная проблема падшего человека — проблема изоляции от Бога и от других людей, причем изоляции осознанной и целенаправленной. Конечно, во многом это связано с тем, что падший человек остро осознает собственную несостоятельность, в том числе и в контексте поставленных им самим перед собой задач. Однако в этом он не хочет признаться ни себе, ни другим, ни Богу.
Грехопадение и смысл одежды
В рассказе о грехопадении не случайно говорится о том, что, вкусив с древа познания, человек, когда его глаза открылись, первым делом увидел собственную наготу (7. И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания (Книга Бытия 3:7). Сексуальная стыдливость занимает здесь не первое место — в древности нагота и сексуальность ассоциировались далеко не всегда. Для древних одежда была в первую очередь защитой, а во вторую — показателем социального положения. Отделившись от Бога, человек сразу же озаботился и тем, и другим, хотя прежде, до падения и, соответственно, до разделения нагота его не пугала (25. И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились (Книга Бытия 2:25).
Показателем социального положения одежда является и сейчас и каждое сообщество вырабатывает свои нормы и ранги. Недаром говорится, что «по одежке встречают» — это проявление все того же стремления относиться к людям с лицеприятием, отделяя тех, кто одет хорошо, «правильно», от тех, кто одет не так. В разных сферах это будет проявляться по-разному. В среде офисных работников в рубашках и галстуках с презрением посмотрят на толкиениста, зато в среде неформалов человек в пиджаке не будет пользоваться уважением. Люди отметят и по-разному отнесутся к человеку, одетому с иголочки в брендовые вещи и к бездомному в грязной одежде.
Такой подход критиковал апостол Иаков: «1. Братия мои! имейте веру в Иисуса Христа нашего Господа славы, не взирая на лица. 2. Ибо, если в собрание ваше войдет человек с золотым перстнем, в богатой одежде, войдет же и бедный в скудной одежде,
3. и вы, смотря на одетого в богатую одежду, скажете ему: тебе хорошо сесть здесь, а бедному скажете: ты стань там, или садись здесь, у ног моих,
4. то не пересуживаете ли вы в себе и не становитесь ли судьями с худыми мыслями?» (Послание Иакова 2:1–4)
-
Чем для вас является одежда, как вы ее воспринимаете?
-
Зависит ли ваше отношение к человеку от того, как он одет?
Вы можете поделиться своими мыслями в комментариях.
Разделенность, превозношение и ссоры
В состоянии разделения с другими другой человек является угрозой или конкурентом, но никак не помощником. Полноценность падший человек определяет исходя из того, в какой мере он может обойтись без других и без Бога. Однако, поскольку обычно каждый человек нуждается в других, в человеческих сообществах неизбежно встают типичные вопросы падшего мира о статусе и об иерархии. Для человека, живущего полноценной духовной жизнью, они не актуальны. Живые отношения с Богом дают ему достаточную защищенность, а вопрос о статусе в этом случае просто не имеет смысла. Падшему человеку жизнь с Богом кажется часто совершенно несообразной, а порой и просто непереносимой, и он готов лучше дрожать от страха при мысли о собственной незащищенности и страдать от комплексов собственной неполноценности при мысли о своих способностях и возможностях, не поступаясь притом своей независимостью.
Вы можете поделиться своими мыслями в комментариях.
Что же утешает человека в таком положении? Ответ нетрудно найти в стихе 2, где о глупом говорится, что он не любит знание, а любит демонстрировать свое сердце (2. Глупый не любит знания, а только бы выказать свой ум; в Синодальном переводе речь идет об уме, но в оригинале упоминается именно сердце). Под «знанием» же подразумевается твуна, способность к различению, свойственная мудрым. Для такого различения нужны немалые духовные усилия, воля человека должна быть направлена на это в первую очередь. Но у глупца она направлена на другое: на демонстрацию себя. Это не всегда самолюбование, но всегда самоутверждение. Глупец стремится в первую очередь очертить собственное пространство, куда не будет доступа посторонним, подчеркнуть собственную уникальность, заставить уважать себя и считаться с собой — словом, как говорится в таких случаях, занять свое место в мире и в обществе. Духовно такая позиция разрушительна, и не только потому, что человек занимает (как минимум в своей собственной жизни) место Бога. Разрушительна она прежде всего потому, что человек тем самым отказывается от естественного, определенного ему Богом пребывания в потоке собственной жизни.
Человек, разделенный с другими людьми и с Богом непрестанно стремится с кем-то поссориться и занять место в иерархии повыше (19. Кто любит ссоры, любит грех, и кто высоко поднимает ворота свои, тот ищет падения). Состояние ссоры, разделенности естественно для него. Он ставит себя выше других, что выливается в презрение к окружающим (3. С приходом нечестивого приходит и презрение, а с бесславием — поношение). Впрочем, поиск более высокого места приводит такого человека к унижению, и Христос учит нас поступать по-другому: «8. когда ты будешь позван кем на брак, не садись на первое место, чтобы не случился кто из званых им почетнее тебя, 9. и звавший тебя и его, подойдя, не сказал бы тебе: уступи ему место; и тогда со стыдом должен будешь занять последнее место. 10. Но когда зван будешь, придя, садись на последнее место, чтобы звавший тебя, подойдя, сказал: друг! пересядь выше; тогда будет тебе честь пред сидящими с тобою, 11. ибо всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится» (Евангелие от Луки 14:8–11).
Реки воды живой
Книга Притч не случайно называет источником мудрости бегущий поток, а слова, ее выражающие, сравнивает с глубокими водами (4. Слова уст человеческих — глубокие воды; источник мудрости — струящийся поток). Жизнь — действительно поток, бегущий сквозь человека, в котором одновременно таинственным образом пребывает сам человек. На языке Библии этот поток называется душой. От человека зависит, даст ли он войти в свою душу Духу Святому, Который назван в Евангелии от Иоанна водою живою (14. кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную» (Евангелие от Иоанна 4:14), — говорит Христос. Если человек занят этим, ему некогда искать неизвестно чего на краю земли: ведь подлинная мудрость всегда рядом, с нами и внутри нас (24. Мудрость — пред лицем у разумного, а глаза глупца — на конце земли). За ней не надо гоняться, ее не надо никому доказывать, она не нуждается в интеллектуальных обоснованиях. Зато она дает жизнь — с Богом и в полноте.
Вы можете поделиться своими выводами в комментариях.
Молитва.
Из службы Четверга пятой седмицы
Великого поста
Помилуй мя Боже, помилуй мя.
В разбойническия пути впадши душе моя, люте уязвлена еси от своих согрешений, предавшися неразумным врагом. Но яко имущая время, во умилении возопий: упование ненадежных, животе отчаявшихся, Спасе, возстави и спаси мя.
|
Помилуй меня Боже, помилуй меня.
На дорогу разбойников попавши, душа моя, ты страшно изранена твоими собственными падениями, будучи предана неразумным врагам. Но, имея еще время, воззови в сокрушении: «Надежда ненадежных, жизнь отчаявшихся, Спаситель, возставь и спаси меня».
|
Помилуй мя Боже, помилуй мя.
Самовластно совлекохся первым моим преступлением, добродетелей благолепия, облекохся же в сие абие, ко мне снизхождением Твоим Слове Божий: не презрел бо мя еси в лютых страстех впадша, и разбойнически на пути попрана. Но всекрепкою Твоею силою снабдев мя, заступления сподобил еси Многомилостиве.
|
Помилуй меня Боже, помилуй меня.
Первым моим преступлением самовольно совлек я с себя благолепие добродетелей и тотчас облекся в него Твоим нисшествием ко мне, Слове Божий. Ибо Ты не презрел меня, подвергшегося ужасным страстям, и разбойнически затоптанного на пути. Но облекши меня всемощною Твоею силою, Ты удостоил меня своей защиты, многомилостивый.
|
Помилуй мя Боже, помилуй мя.
Пригвожден Господи на кресте, Адамово рукописание божественным копием растерзал еси: темже расторгни узы моя Слове, яко да Тебе хваления жертву пожру верою, радуяся, время благоприятное поста ныне обретый еже всех во спасение показал еси.
|
Помилуй меня Боже, помилуй меня.
Будучи пригвожден к кресту, Господи, Ты божественным копием разорвал Адамову запись. Посему расторгни мои узы, Слове, чтобы, радуясь верою, принес я Тебе жертву хвалы, найдя ныне благоприятное время поста, которое Ты показал для спасения всех.
|
Помилуй мя Боже, помилуй мя.
Пощения светлостию иногда Моисей сияя, cлаву Божию виде: сему поревновавши смиренная душе моя, на кресте распростершему длани тебе ради благостию, делы угоди, воздержанием и молитвою, яко да улучиши божественное наслаждение.
|
Помилуй меня Боже, помилуй меня.
Некогда Моисей, просвещенный светлостью поста, увидел славу Божию. Подражая ему, бедная душа моя, делами воздержания и молитвы служи Тому, Кто, по своей благости, распростер за тебя руки на кресте, чтобы получить тебе божественное наслаждение.
|
Помилуй мя Боже, помилуй мя.
Животворящему покланяющеся Твоему кресту, неизреченныя к нам безмерныя Твоея благости Христе, и тем просветивше души, воспеваем Тя непрестанно, просяще благодушно, радостию скончати поприще пощения, и достигнути страсти Твоя воспети Господи, имиже спасл еси ны.
|
Помилуй меня Боже, помилуй меня.
Поклоняясь Твоему кресту, Твоей неизмеримой благости к нам, Христе, и осветивши им души, непрестанно воспеваем Тебя, прося от всего сердца с радостью окончить поприще поста и достигнуть того, чтобы воспевать страдания Твои, Господи, которыми Ты спас нас.
|
Пресвятая Богородице спаси нас.
Приими гласы раб Твоих, Всечистая Богородице Дево, и моли непрестанно, грехов разрешение, и мир даровати нам.
|
Пресвятая Богородица спаси нас.
Прими голос рабов Твоих, Пречистая Дева, Богородица, и моли непрестанно, чтобы даровано было нам разрешение грехов и мир.
|
|