Ветхий Завет. Книга Притчей Соломона, сына Давидова. Главa 21 3 Соблюдение правды и правосудия более угодно Господу, нежели жертва. ______________
Вы можете поделиться своими мыслями в комментариях. Справедливость и правосудиеПредлагаемый нам сегодня Церковью отрывок начинается и завершается темой праведности, милосердия и правосудия (3. Соблюдение правды и правосудия более угодно Господу, нежели жертва. 21. Соблюдающий правду и милость найдет жизнь, правду и славу). Мы снова видим противопоставление жертвы как внешнего религиозного действия, доступного каждому, жизни с Богом и по заповедям. Библия связывает воедино понятия праведности, справедливости и правды, обозначая их одним и тем же еврейским словом цедака, как в упомянутых стихах. С точки зрения Священного Писания одного без другого не бывает. Действительно, и правда, и справедливость, и правосудие, и справедливый суд возможны лишь тогда, когда для всего перечисленного есть опора в человеческом сердце. Конечно, хорошие законы всегда пишутся так, чтобы минимизировать ущерб от проявлений падшей человеческой природы, когда дело касается общественной и государственной жизни. Но, как показывает опыт, даже самые лучшие законы не помогают, если сердце человека испорчено.
Кто не может быть справедливым?В чем же заключается порча? Священно-писатель объясняет: в гордости очей и надменности сердца (4. Гордость очей и надменность сердца, отличающие нечестивых, — грех). Соответствующие еврейские выражения означают буквально «высокие глаза», т. е. взгляд на всех свысока, и «раздувшееся сердце», выражение, употребляемое в том же приблизительно смысле, в котором по-русски о человеке можно сказать, что он «надулся от гордости». На бытовом уровне очевидно, что с таким человеком иметь дело как минимум сложно: он считает себя центром вселенной и ведет себя соответственно. Но это лишь симптомы серьезной духовной проблемы, в которой коренится множество духовных болезней. Человек, считающий себя центром мироздания, вряд ли будет думать не только о праведности, но и о самой простой справедливости по отношению к другим.
Вы можете поделиться своими мыслями в комментариях. Собственно, такой человек вообще не будет думать о других и замечать их как отдельных от него людей. Кому-то неудобно от его действий? Но это же такая мелочь! Он кого-то обидел? Ерунда, другие слишком обидчивы. Даже желая сделать добро, он может причинить зло, потому что будет делать для другого человека не то, что ему действительно нужно, а то, что считает нужным сделать он. И будет обижаться, когда выяснится, что это не нужно. Отсюда замечательное выражение «причинить добро». Давая кому-то совет, человек «с раздутым сердцем» будет давать совет не этому конкретному человеку, а своему представлению об этом человеке. И эти советы могут завести другого человека совсем не туда, куда нужно.
Вы можете поделиться своими мыслями в комментариях. Все это лишь следствие того, что такой человек желает самоутверждения, потому что сама его жизнь неотделима от самоутверждения. Он просто не может существовать иначе — не потому, что таким родился, а потому, что превратил себя в чудовище соответствующим образом жизни. Не физической жизни, разумеется, а жизни духовной.
Как стать справедливым?Тут связь с праведностью становится очевидной, равно как и понятным становится, почему на языке Библии праведность и справедливость обозначаются одним и тем же словом. В самом деле: праведность по определению есть не что иное, как жизнь с Богом, в Его присутствии и соответственно Его закону. Тому, что в ветхозаветных книгах называется Торой. Но и Тора должна быть не только в книге, но и в человеческом сердце. Тогда оно не раздувается, а человек не смотрит на всех сверху вниз. И не потому, что боится нарушить заповедь как некое предписание, пусть и данное Богом, а потому, что ощущает эту заповедь как Божью волю, направляющую его сердце в нужном направлении. Любой человек формируется в общении. От тех, с кем человек общается, особенно в детстве, он усваивает те или иные навыки общения, реагирования на что-либо, отношения к чему-либо. Если человек усвоил что-то далекое от Божьей воли, усвоить что-то другое он тоже может только в реальном общении с Богом и с Божьими людьми. Именно поэтому так важен опыт богообщения. Тогда у человека просто не возникает желания раздуваться от гордости или мысли о том, чтобы смотреть на других сверху вниз. Он тогда просто живет, живет данной Ему Богом жизнью во всей возможной для него полноте, и ему не приходится ни с кем соревноваться и никому ничего доказывать. Тогда и суетиться нет никакой необходимости (5. Помышления прилежного стремятся к изобилию, а всякий торопливый терпит лишение): жизнь сама расставляет все на свои места. Конечно, если человек, живущий полной жизнью, берется за дело, то делает его аккуратно и доводит до конца: ведь работа — часть той полноты, которая свойственна его жизни. Работающего так священнописатель называет «прилежным» (5. Помышления прилежного стремятся к изобилию). Но суетиться ему нет ни смысла, ни необходимости. Суета появляется тогда, когда человек пытается сделать что-то, что выходит за границы потока его жизни, что не обусловлено его глубинным существованием. Суета — пена на поверхности жизни, которую человек подхватывает и пытается удержать. Но праведник никогда не живет на поверхности, он лишь иногда, по необходимости, там бывает. А живет он на той глубине своей личности, где зарождается полнота его жизни. Там, где Божье «дыхание жизни» (Быт 2:7) встречается с его душой.
Вы можете поделиться своими мыслями в комментариях. Справедливость и несправедливость к другимПоэтому и правосудие для праведника радость, а для делающих зло — страх (15. Соблюдение правосудия — радость для праведника и страх для делающих зло). Дело не в том, что любой суд всегда поддержит праведника — земное правосудие не всегда справедливо. Дело в том, что правосудие предполагает отсутствие несправедливости в отношении других — есть у еврейского слова мишпат и такое значение. Умение быть справедливым по отношению к другим — естественное внешнее проявление полноты жизни праведника. Быть справедливым к другим — это поступать с другими так, как предписывают заповеди. А в идеале — относиться к каждому с любовью, но это уже то, что называется милосердием. Ну и, конечно, соблюдать заключенные договоры и исполнять данные обещания — Тора требует, чтобы договоры соблюдались и обещания исполнялись. В том числе и устные договоренности тоже. Для человека, смысл жизни которого — сравнение себя с другими, самоутверждение и конкуренция, это самый настоящий кошмар.
Вы можете поделиться своими мыслями в комментариях. Для других такой человек тоже может стать кошмаром. Даже просто в быту, например, в семье (9. Лучше жить в углу на кровле, нежели со сварливою женою в пространном доме): ведь сварливость, вечное недовольство домашними, включая собственного мужа, нередко оказывается завуалированным (в том числе и от самого сварливого) желанием самоутверждения и стремлением к превосходству и уж точно является показателем того, что человек неудовлетворен собственной жизнью. От такой жены мужу и впрямь впору бежать на крышу. По крайней мере, если речь идет о столь характерном для Востока доме с плоской крышей, на которой вполне можно жить, по крайней мере, пока нет дождя. Вариант, конечно, не самый удобный, но уж лучше так, на крыше, под открытым небом, чем под крышей с вечно недовольной женой, у которой в голове одна мысль: как бы еще продемонстрировать мужу собственное превосходство. Впрочем, как видно, пустыня в этом случае — тоже вариант (19. Лучше жить в земле пустынной, нежели с женою сварливою и сердитою). Но и в более серьезных случаях все может оказаться более чем серьезно: ведь выбор пути самоутверждения, а значит, и насилия, отказ от справедливости неизбежно возвращается бумерангом (7. Насилие нечестивых обрушится на них, потому что они отреклись соблюдать правду; речь идет именно о справедливости по отношению к другим, евр. мишпат). Да и чего же другого можно ждать, если даже от друзей такой человек не может ожидать ничего хорошего при своем к ним отношении (10. Душа нечестивого желает зла: не найдет милости в глазах его и друг его)? Не случайно о человеке, который забыл о том, что такое разумность (сехель), та разумность, которая связана с праведностью и рождается от полноты жизни, говорится, что он найдет себе покой лишь среди теней (16. Человек, сбившийся с пути разума, водворится в собрании мертвецов; в Синодальном переводе собрание теней назвали «собранием мертвецов»). Речь идет о царстве мертвых, о мире теней, где пребывают умершие. Туда — прямой дорогой — и направляется человек, отказывающийся от пути праведности, а значит, и от пути жизни.
Вы можете поделиться своими выводами в комментариях. Молитва. Из службы вторника шестой седмицы Великого поста
|
||||||||||
|
||||||||||
|
||||||||||
Страница подписки. | ||||||||||
Предыдущие выпуски рассылки
Выпуск первый: Начало премудрости — страх Господень |
Выпуск двадцать седьмой. Любите ли вы справедливость?
Татьяна Зайцева
Бывший редактор библейского раздела портала «Предание». Последовательный и искренний фанат Священного Пис
Поделиться в соцсетях
Подписаться на свежие материалы Предания