Выпуск восемнадцатый. Вы — свет мира

Татьяна Зайцева

Бывший редактор библейского раздела портала «Предание». Последовательный и искренний фанат Священного Пис

Ветхий Завет.
Книга Притчей Соломона, сына Давидова.

Главы 12-13

23 Человек рассудительный скрывает знание, а сердце глупых высказывает глупость.

24 Рука прилежных будет господствовать, а ленивая будет под данью.

25 Тоска на сердце человека подавляет его, а доброе слово развеселяет его.

26 Праведник указывает ближнему своему путь, а путь нечестивых вводит их в заблуждение.

27 Ленивый не жарит своей дичи; а имущество человека прилежного многоценно.

28 На пути правды — жизнь, и на стезе ее нет смерти.

1 Мудрый сын слушает наставление отца, а буйный не слушает обличения.

2 От плода уст своих человек вкусит добро, душа же законопреступников — зло.

3 Кто хранит уста свои, тот бережет душу свою; а кто широко раскрывает свой рот, тому беда.

4 Душа ленивого желает, но тщетно; а душа прилежных насытится.

5 Праведник ненавидит ложное слово, а нечестивый срамит и бесчестит себя.

6 Правда хранит непорочного в пути, а нечестие губит грешника.

7 Иной выдает себя за богатого, а у него ничего нет; другой выдает себя за бедного, а у него богатства много.

8 Богатством своим человек выкупает жизнь свою, а бедный и угрозы не слышит.

9 Свет праведных весело горит, светильник же нечестивых угасает. (Души коварные блуждают в грехах, а праведники сострадают и милуют.)

______________

  • На какие места из отрывка вы обратили внимание?
  • Каковы основные мысли этого отрывка?

Вы можете поделиться своими мыслями в комментариях.


Путь, слово и молчание

     Предлагаемый сегодня нам Церковью для чтения отрывок содержит несколько тем, объединенных одной из основных тем для книги Притч — темой праведности и нечестия. Этой темой завершается двенадцатая глава (28. На пути правды — жизнь, и на стезе ее нет смерти), и она же подводит итог всего отрывка: 9. Свет праведных весело горит, светильник же нечестивых угасает. 

    Неоднократно звучит тема пути: путь праведности выводит на прямую дорогу, на которой — жизнь, а нечестие с дороги сбивает (6. Правда хранит непорочного в пути, а нечестие губит грешника. В еврейском тексте «сбивает с пути»). Праведник, идущий прямым путем, способен также указать и путь ближнему, а нечестивец, сам свернувший с прямой дороги, сбивает с пути и ближнего. (26. Праведник указывает ближнему своему путь, а путь нечестивых вводит их в заблуждение). Поэтому так важно смотреть на реальные плоды человека, который нам что-то советует, или у которого мы собираемся спрашивать совета.

  • Можете ли вы определить, кто среди вашего окружения идет прямым путем?

Вы можете поделиться своими мыслями в комментариях.

   Также, прежде чем советовать что-то самим, стоит задуматься, не сведет ли наш совет другого человека с пути праведности. Тем более, что «23. Человек рассудительный скрывает знание, а сердце глупых высказывает глупость». Давно известно, что подлинную мудрость, настоящее знание напоказ не выставляют. Это не то, чем хвастаются. Не для выставки. Настоящая мудрость нужна для выстраивания собственной жизни, а уже эта жизнь сама свидетельствует о человеке и о его мудрости. Это перекликается со стихом 3 (3. Кто хранит уста свои, тот бережет душу свою; а кто широко раскрывает свой рот, тому беда): ведь и слова нужны не для того, чтобы ими играть, а как инструмент осознания и осмысления собственной жизни.

  •  Когда вы узнаете что-то о том, «как нужно жить», как вы поступаете?

  • Спешите рассказать тому, кому это может пригодиться?

  • Применяете к своей жизни сами? Еще как-то?

Вы можете поделиться своими мыслями в комментариях.

   Так вопрос праведности и нечестия снова связывается с языком, с устами, с правдивым или лживым словом (2. От плода уст своих человек вкусит добро, душа же законопреступников — зло. 3. Кто хранит уста свои, тот бережет душу свою; а кто широко раскрывает свой рот, тому беда.  5. Праведник ненавидит ложное слово, а нечестивый срамит и бесчестит себя). Это неудивительно: ведь речь идет прежде всего о внутренней цельности человека или об ее отсутствии. Речь — лишь индикатор духовного состояния человека. Ложь, конечно, зачастую бывает и намеренной, в таком случае намеренно лгущий отвечает за нее перед Богом, как за осознанно совершаемый грех. Но бывает и иначе. Ложь рождается гораздо раньше того момента, когда мы осознаем ее в качестве таковой. Зарождается она, когда утрачивается полнота духовной жизни.

Свет праведных весело горит

      Поэтому жизнь человека сравнивается со светильником (9. Свет праведных весело горит, светильник же нечестивых угасает): ведь она — процесс, поток, река, в которой мы движемся и которая одновременно непостижимым образом течет сквозь нас. Этот поток жизни на языке Библии и называется душой. А какой будет наша душа, наша жизнь — зависит от нас самих. От нашего глубинного, подлинного «я». Того, которое на языке Библии называется сердцем. Именно в сердце рождаются те стремления, которые определяют, чем будет наша жизнь и мы сами перед Богом и людьми. Но насколько сознательно мы живем? Насколько ярко горит в нашем сердце светильник? Тут многое зависит от нас самих.

     Между тем, Божие дыхание жизни не войдет в нашу жизнь больше, чем мы сами того хотим. Это мы решаем, насколько будет наша жизнь определяться Божьим присутствием, а насколько нашей собственной природой. И Божьего присутствия в нашей жизни будет столько, на сколько хватит нашего осознания собственного существования. Наш светильник — это наша воля, пребывающая в глубине нашего «я», в нашем сердце. Она сильна настолько, насколько осознанна. И Божья воля открывается нам лишь тогда, когда мы ее осознаем — но невозможно осознать Божью волю, не осознав прежде себя.

       Дыхание жизни, которое от Бога, питает наш светильник, подобно маслу. Если, конечно, мы не испортим тот фитиль, без которого светильник погаснет. А если испортим, тогда начнет угасать и наша собственная воля. Кончится же неизбежно тем, что наша воля перестанет нам подчиняться — потому, что мы перестанем ее осознавать. Мы окажемся в плену собственных стремлений и страстей.

    Тогда окажется, что наша природа управляет нами. Нашими стремлениями. Нашими мыслями. И — нашим языком тоже. Мы перестаем управлять нашим видением и нашим слышанием — не мы видим, а нам «видится», не мы слышим, а нам «слышится». Из всего этого складывается картина «реальности», от подлинной реальности весьма далекая. Картина, становящаяся нашим мифом, заслоняющим от нас мир. А миф требует выражения, воплощения в слове — и вот уже не мы говорим, а у нас как-то само собой «говорится». Такое, наверное, многим знакомо: «не я сказал, само сказалось». Именно тут и рождается ложь. А слово, которое «сказалось» — лишь симптом проблемы. Но проблемы серьезной. Проблемы, которая, если ее не решить, может привести ко греху. И не только ко лжи.

  Поэтому Христос призывает нас бодрствовать. И рассказывает притчу о десяти девах, пять из которых были мудрыми, и, ожидая Жениха, взяли с собой масло, а пять были неразумными и масло с собой не взяли. Неразумных дев ожидал печальный конец — они не попали на пир Царства Божия и разумные девы отказали им в масле — потому что невозможно поделиться мудростью с тем, кто не готов ее принять.  Но задача наша, как христиан — быть мудрыми девами. Быть светом миру. Чтобы, глядя на нас, люди прославляли Бога, даже если мы ничему их не учим.

  1. Вы — свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. 15. И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. 16. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного.

    (Св. Евангелие от Матфея 5:14–16)

  • Что полезного для себя вы вынесли из комментария? 

  • К каким действиям вас ведет сегодняшний отрывок и комментарий?

  Вы можете поделиться своими мыслями в комментариях.


Молитва.
Из службы среды
третьей седмицы Великого поста

Помилуй мя Боже, помилуй мя.

Пощения путь преполовивше, ведущий ко кресту Твоему честному, Твой день видети, егоже виде Авраам, и возрадовася, яко из гроба холма жива Исаака прием. Благоволи и нас верою избавившихся от врага, и вечери причаститися тайней, в мире зовущих: просвещение и Спасителю наш, слава Тебе.

Помилуй меня Боже, помилуй меня.

Когда совершили мы половину постного пути, который привел к честному Твоему кресту, благоизволь нам, верою освободившимся от врага, увидеть Твой день, который видел Авраам и возрадовался, принявши Исаака живым как бы из гроба жертвенного, и соделаться причастниками таинственной вечери, когда с миром взываем мы: «Просвещение и Спаситель наш, слава Тебе»

Помилуй мя Боже, помилуй мя.

Пост благих ходатай, свое преполовение ныне введе, прешедшими деньми благоугодив, и прочими пользование предложив: ибо благих напряжение, множайшее благодеяние творит. Темже всех благих дателю Христу благоугождающе, вопием: постивыйся нас ради, и распятие претерпевый, неосуждены нас сподоби причаститися и божественныя Пасхи Твоея, в мире пожившия, и достойно со Отцем Тебе и Духом славящия.

Помилуй меня Боже, помилуй меня.

Пост, ходатай доброго, дошел ныне до средины своей, утешив днями прошедшими и предлагая полезное впредь; ибо усиление полезного производит большее благодеяние. Потому благоугождая подателю всех благ, Христу, воскликнем к Нему: «Постившийся за нас и претерпевший крест, удостой неосужденно приобщиться и божественной Пасхи Твоей нам, когда мирно проводим мы жизнь и достойно прославляем Тебя с Отцом и Духом».

Помилуй мя Боже, помилуй мя.

В тайне добродетели делающии, духовная воздаяния чающии, не посреде торжищ и распутии являют сия, но внутрь сердца носят паче: и всех видяй бываемая в тайне, мзду воздержания подает нам. Пост совершаим, не сетующе лицы, но в клетех душ наших молящеся, непрестанно возопиим: Отче наш, Иже еси на небесех, не введи нас во искушение, молимся, но избави нас от лукаваго.

Помилуй меня Боже, помилуй меня.

Те, которые совершают добродетели в тайне, получая духовные воздаяния, не объявляют о них среди улиц, но сохраняют их во глубине сердец. И Видящий все, совершаемое в тайне, дарует нам награду воздержания: будем совершать пост, не придавая унылый вид лицам, но, молясь в тайниках души, будем непрестанно взывать: «Отец наш небесный, не введи нас во искушение, молим мы, но избавь от лукавого».

Помилуй мя Боже, помилуй мя.

Днесь кресту Господню покланяющеся возопиим: радуйся древо жизни, ада разорителю. Радуйся радосте мира, и тления потребителю. Радуйся, бесы прогоняяй силою твоею, верных утверждение, оружие нерушимое, облобызающия тя соблюди, освяти, молимся.

Помилуй меня Боже, помилуй меня.

Поклоняясь ныне кресту Господню, возгласим: «Радуйся, древо жизни, сокрушивший ад; радуйся, радость мира, уничтожившая тление; радуйся, прогоняющий бесов силою твоею, укрепление верующих, несокрушимое оружие; лобызающих тебя сохрани, освяти», — молимся мы.

Пресвятая Богородице, спаси нас!.

Свет подаваяй слепым, от беззаконных устен оплевается, и дает плещи за плененныя на раны. Сего Чистая Дева и Мати на кресте зрящи, болезненно вещаше: увы Мне Чадо Мое, что сие сотворил еси красный добротою паче всех человек, бездыханный, беззрачный являешися, не имея вида, ниже доброты. Увы Мне, Мой Свете! Не могу спяща зрети Тя, утробою уязвляюся, и лютое оружие сердце Мое проходит. Воспеваю Твоя страсти, покланяюся благоутробию Твоему, долготерпеливе слава Тебе.

Пресвятая Богородица, спаси нас!

Ныне неприступный по существу становится доступным для меня, и терпит страдания Тот, Кто освобождает меня от страстей. Дающий свет слепым переносит заплевания беззаконных уст и отдает плечи на раны за находящихся в плену. Чистая Дева Матерь, видя Его на кресте, со скорбию говорила: «Увы Мне, Чадо Мое! Что это сделал Ты? Лучший по красоте пред всеми людьми являешься без дыхания, без образа, не имеющим ни вида, ни красоты. Увы Мне, Мой Свет! Не могу видеть Тебя почившим: терзаются Мои внутренности и страшный меч проходит сквозь страдания, поклоняюсь Твоему милосердию; долготерпеливый Господи, слава Тебе.


Предложение

   В нашем мире постоянно происходит что-то, требующее от людей оставить свой дом, свою страну: войны, стихийные бедствия, экономические кризисы, безработица… Это страшно и больно само по себе, оказаться без крова, оказаться оторванным от всего привычного, того, что составляет твой мир, нередко в нищете. Оказаться без опоры, когда и то, что гонит тебя прочь от дома, от близких, само по себе — страшно.

   Но и в духовном плане это часто трудное испытание. В 136-м псалме есть такие слова: «Как споем мы песнь Господню на земле чужой?». Наше чувство Бога очень хрупко, даже если мы помним, что мы только скитальцы на этой земле, а наше истинное отечество — Царствие небесное, когда мы теряем чувство укорененности, часто бывает трудно молиться, трудно найти точку опоры, даже молитва — общение с Богом, оказывается привязана к тому, что нас окружало, например — любимому храму, общине… духовнику, к которому можно прийти поговорить…

   Давайте на этой неделе молиться о беженцах, эмигрантах, сосланных, изгнанных, всех тех людях, которые по тем или иным причинам живут вдали от родного дома.

Страница подписки


Предыдущие выпуски рассылки

Выпуск первый: Начало премудрости — страх Господень

Выпуск второй: Премудрость возглашает на улице

Выпуск третий: Господь дает мудрость

Выпуск четвертый: Надейся на Господа всем сердцем твоим

Выпуск пятый: Храни благоразумие и рассудительность

Выпуск шестой: Я указываю тебе путь мудрости

Выпуск седьмой: почему изменять не мудро

Выпуск восьмой: Дух же целомудрия… подаждь ми

Выпуск девятый: Чему можно научиться у муравья?

Выпуск десятый: Зачем обвязывать заповедями шею

Выпуск одиннадцатый: прямота, хитроумие и лукавство

Выпуск двенадцатый: Премудрость и Христос

Выпуск тринадцатый: Куда ведет ваш путь?

Выпуск четырнадцатый. Честность и любовь, бизнес и Бог

Выпуск пятнадцатый. Праведность и нечестие: созидание и разрушение

Выпуск шестнадцатый. Корни и плоды

Выпуск семнадцатый. Слово — это тоже дело. И о ТК в Библии



Вы можете ответить на вопросы в комментариях

Поделиться в соцсетях

Подписаться на свежие материалы Предания