Выпуск тринадцатый: Куда ведет ваш путь?

Татьяна Зайцева

Бывший редактор библейского раздела портала «Предание». Последовательный и искренний фанат Священного Пис

Книга Притчей Соломона, сына Давидова

Глава 9

12. если ты мудр, то мудр для себя; и если буен, то один потерпишь.

13. Женщина безрассудная, шумливая, глупая и ничего не знающая

14. садится у дверей дома своего на стуле, на возвышенных местах города,

15. чтобы звать проходящих дорогою, идущих прямо своими путями:

16. «кто глуп, обратись сюда!» и скудоумному сказала она:

17. «воды краденые сладки, и утаенный хлеб приятен».

18. И он не знает, что мертвецы там, и что в глубине преисподней зазванные ею. [Но ты отскочи, не медли на месте, не останавливай взгляда твоего на ней; ибо таким образом ты пройдешь воду чужую. От воды чужой удаляйся, и из источника чужого не пей, чтобы пожить многое время, и чтобы прибавились тебе лета жизни.]

______________

  • На какие места из отрывка вы обратили внимание?
  • Каковы основные мысли этого отрывка?

Вы можете поделиться своими мыслями в комментариях.


Что может сбить нас с пути мудрости?

Это не первое предостережение от общения с развратной женщиной в Книге Притчей. Напомним, что сексуальная жизнь для человека — всего лишь физиологическое измерение той полноты отношений между мужчиной и женщиной, которая называется супружеством. Она — непосредственная часть того, что в полноте приносит им обоим ту радость, которая в земной, природной жизни становится прообразом радости Царства Божьего. Нарушить седьмую заповедь означает разрушить эту полноту и украсть существенную ее часть для сиюминутного удовольствия, которое не выйдет за пределы земного этапа пути человека. Такой разрыв и сведение жизни к части вместо целого всегда смертелен: ведь, в отличие от жизни во всей полноте, всякая часть ее непременно и неизбежно конечна. Для того, чтобы жизнь по заповедям стала внутренней, а не только внешней реальностью духовной жизни человека, этому человеку нужна цельность. Не только потому, что в случае раздвоения вся данная Богом для пути сила уйдет, как вода в песок, но и потому, что найти путь праведности можно лишь тогда, когда жизнь полна. Если от полноты останется часть, пусть и немалая сама по себе и даже значимая для человека, пути праведности в ней не найти. Поэтому здесь человека с пути праведности в целом сбивает женщина-соблазнительница.

Есть ли в вашей жизни полнота?

Вы можете поделиться своими мыслями в комментариях.

Но в данном случае это не просто женщина-соблазнительница. Здесь она противопоставлена олицетворенной Премудрости как воплощение глупости и безрассудства, как та, которая сбивает с пути тех, кого Премудрость могла бы направить на истинный путь (ст. 13–17). Речь идет уже не просто о нарушении одной конкретной седьмой заповеди, но о соблазне свернуть с пути праведности в целом. Это пересекается с темой верности Богу в Библии. Седьмая заповедь является в каком-то смысле отражением первой: «Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицем Моим». (Исход 20:2, 3). У народа Израиля должен быть только один Бог, как у человека должен быть только один супруг или супруга. Поклонение другим богам, кроме Бога Израилева, тоже называется в Библии прелюбодеянием или блудом, а отношения Израиля с Богом сравниваются с браком. Особенно ярко эта метафора представлена в книге пророка Осии. Похожим образом и здесь речь идет о том, что либо человек верен Премудрости, либо его завлекает на свои пути глупость.

Чем заканчивается путь мудрости… и чем — путь глупости

Важно заметить, что понимание здесь пути праведности заметно отличается от обычных представлений о награде за праведную и наказании за неправедную жизнь, неважно, при жизни или после смерти. Мудрый человек мудр для себя, и буйный вредит лишь самому себе (ст. 12). Бог не награждает за хорошее поведение и не наказывает за плохое. Он открывает человеку путь, ведущий к полноте жизни с Ним, и человек сам волен выбрать или его, или другой путь, если другой понравится ему больше. А награда или наказание — всего лишь результат избранного пути. «Жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое», — говорит Господь Израилю и всем нам. (Второзаконие 30:19) Можно было бы сказать, что человек сам награждает или наказывает себя, выбирая свой духовный путь. Но это все же не совсем так: ведь путь праведности и исполнения заповедей немыслим без непосредственного участия Бога в жизни человека, идущего этим путем. Если же человек выбирает другой путь, он идет этим путем уже сам, без Бога, и приходит туда, где Бога не найти.

  • Вспомните, куда пришел блудный сын из притчи, когда пошел своим путем? (Евангелие от Луки, 15-я глава)
  • Можете ли вы связать это со своим опытом?

Вы можете поделиться своими мыслями в комментариях.

Дорога, на которую зовет развратная женщина, путь нарушения заповедей и жизни по своей воле заканчивается в шеоле, в преисподней, в царстве смерти, где пребывают тени умерших (ст. 18). Традиционные еврейские представления о посмертии не знали ничего подобного средневековому христианскому представлению о рае и об аде или древнеегипетскому представлению о полях Осириса и о полях Сета. После смерти все без исключения оказывались в мире теней, в царстве мертвых, которое по-еврейски и называется шеол. Жизни там нет: то существование, которое ведут в шеоле тени умерших, жизнью можно назвать лишь с большой натяжкой. Это существование в состоянии, больше похожем на тяжелый сон без пробуждения, в котором нет памяти о прошлой жизни, а сознание едва теплится. Поэтому и богообщение в шеоле невозможно: для того, чтобы общаться с Богом, нужно быть живым, нужно осознавать себя самого и Божье присутствие в своей жизни и в своем сердце (Разве над мертвыми Ты сотворишь чудо? Разве мертвые встанут и будут славить Тебя? (Псалтирь 87:11). Тень в шеоле на такое не способна. Настоящая же встреча с Богом после завершения земного пути, как думали, происходит не в шеоле, а после того, как Бог выведет оттуда умерших в день всеобщего воскресения.

Избери жизнь

И поэтому переводчики Священного Писания Ветхого Завета на древнегреческий язык сочли нужным добавить к тексту еще один призыв не связываться с этой женщиной: [Но ты отскочи, не медли на месте, не останавливай взгляда твоего на ней; ибо таким образом ты пройдешь воду чужую. От воды чужой удаляйся, и из источника чужого не пей, чтобы пожить многое время, и чтобы прибавились тебе лета жизни]. Святые отцы говорят, что самое главное — это не вступать во внутренний диалог с греховными помыслами. Если помысел говорит пойти и что-нибудь украсть — не надо с ним спорить, начинать внутренне рассуждать, что это плохо и почему плохо — потому что соблазнитель может оказаться хитрее и доказать нам, что в данном конкретном случае можно и украсть. Потому что, например, все воруют. Или потому что мы не себе, а больным детям. Поэтому нужно просто пропускать это все мимо внутренних ушей. И здесь сказано примерно то же самое — отскочи, не останавливай взгляда на ней. Не слушай ее. Пусть ее речи сладки как прелюбодеяние — если ты послушаешь их, ты обретешь смерть, окажешься в шеоле, где общение с Богом невозможно. Поэтому — проходи мимо для того, чтобы в твоей жизни царствовала жизнь.

И если образ развратницы становится здесь собирательным и отчасти символическим, и является неким прообразом Вавилонской блудницы, то образ Премудрости, уберегающей человека от шеола, становится символом жизни, противостоящей смерти.

Замечаете ли вы ситуации, когда глупость зовет вас свернуть со своего пути?

Как вы реагируете в этих случаях?

Отличаете ли вы голос Премудрости?

Что полезного для себя вы вынесли из комментария?

К каким действиям вас ведет сегодняшний отрывок и комментарий?

Вы можете поделиться своими мыслями в комментариях.

Молитва. Из службы среды третьей седмицы Великого поста

 Имея достоинство сына благого Отца, я безумный не понял сего, но сам себя лишил славы, худо растратив богатство благодати. Лишенный божественной пищи, я сделался тунеядцем у скверного поселянина и, будучи послан им на душевредное поле его, живя распутно, я пасся вместе со скотами и, будучи рабом удовольствий, не насыщался ими. Но обратившись буду взывать к милосердому и щедрому Отцу: «Пред небом и пред Тобою согрешил я, помилуй меня».

Помилуй мя Боже, помилуй мя.

Основания для дел нет в нас, Господи; милосерд Ты, человеколюбивый; дел рук Твоих не презри, безгрешный.

Помилуй мя Боже, помилуй мя.

Распутно растратил я отеческое мое богатство, был лишен всего, жил в стране худых жителей, и в неразумии подобен был неразумным скотам, и лишился всякой божественной благодати. Потому обращаясь взываю к Тебе, милосердому и щедрому Отцу: «Согрешил я, прими меня кающегося, Боже, и помилуй меня».

Помилуй мя Боже, помилуй мя.

Оказавшиеся лучами умного солнца, боговидцы апостолы, испросите просвещение душам нашим, и избавьте от страстей мрачной тьмы и умолите, чтобы мы, молитвами и молениями очистив сердца, которые изранил лукавый, увидели спасительный день; дабы мы, спасаемые, всегда с верою прославляли вас, которые спасли мир премудрою проповедью.

Пресвятая Богородице, спаси нас!

Претерпевая многие скорби при распятии Сына и Бога Твоего, Пречистая, Ты воздыхала с плачем и горестно взывала: «Увы Мне, сладчайшее Чадо Мое! Как несправедливо страдаешь Ты, желая избавить земнородных потомков Адама». Почему, всесвятая Дева, мы с верою молим Тебя: соделай Его милостивым к нам.

Предложение 

Бывает, что врач в роддоме молчит, долго не приносит ребенка, акушерка отводит глаза… а потом маме, родителям сообщают о том, что ребенок родился с отклонениями. И, очень часто, в нашей стране — почти всегда, предлагают от него отказаться.

Бог смотрит на каждого из нас с верой, надеждой и любовью. Эти три слова — не только призыв для нас: верить, любить и надеятся, они не просто описывают то, каков сам Бог. Это то, как Господь смотрит на каждого нового человека, Он верит в каждого из нас, любит и надеется.

Дети-инвалиды, которых родители, поддавшись уговорам врачей, от страха, боли, неверия в свои силы, оставили, редко получают возможность развить свои способности. Но очень часто дети, оставшиеся в семье, оказываются способны на то, во что не поверили бы врачи. Дети с синдромом дауна не всегда оказываются умственно отсталыми, дети с умственной отсталостью вдруг оказываются необычайно художественно ил музыкально одарены. Но бывает и не так, бывает, что инвалидность глубокая, что ребенок никогда не заговорит, не пойдет. и родители даже не знают, понимает ли он их, слышит ли… И все равно, жизнь с таким ребенком что-то меняет в семье, в людях, он приносит с собой сокровище, сокровище жизни. Жизнь каждого человека бесценна, нет жизни, в которой не было бы смысла, даже если мы воспринимаем его как (не хочу писать это слово, но именно так говорят о тяжелых инвалидах в нашей стране…) овощь. Даже не умеющий ходить. говорить, как бы ничего не понимающий, слепой и глухой человек — не овощь, а человек. ради которого умер наш Господь Иисус Христос. И принять такого ребенка в свою семью, согласиться жить с ним, растить его, дарит свет и наполняе любовью.

Но это также тяжелейшее испытание.

Самая большая боль семей с ребенком-инвалидом — одиночество.

Самый большой страх родителей ребенка инвалида: что будет с ним, когда я умру?!!! Это невероятно тяжело, доверие дается нечеловеческим трудом, духовным подвигом.

Давайте на этой неделе молиться о семьях, которые решились на этот подвиг, которые не поддались на уговоры врачей и растят детей-инвалидов.

Чтобы напоминать об этой молитве, вот фотография папы с ребеном, у которого синдром Дауна. Скачайте ее и поставьте себе на рабочий стол.

Ссылка на страницу подписки



Вы можете ответить на вопросы в комментариях

Поделиться в соцсетях

Подписаться на свежие материалы Предания