Выпуск тринадцатый: Куда ведет ваш путь?

Татьяна Зайцева

Бывший редактор библейского раздела портала «Предание». Последовательный и искренний фанат Священного Пис

Ветхий Завет.
Книга Притчей Соломона, сына Давидова.

Глава 9

12. если ты мудр, то мудр для себя; и если буен, то один потерпишь.

13. Женщина безрассудная, шумливая, глупая и ничего не знающая

14. садится у дверей дома своего на стуле, на возвышенных местах города,

15. чтобы звать проходящих дорогою, идущих прямо своими путями:

16. «кто глуп, обратись сюда!» и скудоумному сказала она:

17. «воды краденые сладки, и утаенный хлеб приятен».

18. И он не знает, что мертвецы там, и что в глубине преисподней зазванные ею. [Но ты отскочи, не медли на месте, не останавливай взгляда твоего на ней; ибо таким образом ты пройдешь воду чужую. От воды чужой удаляйся, и из источника чужого не пей, чтобы пожить многое время, и чтобы прибавились тебе лета жизни.]

______________

  • На какие места из отрывка вы обратили внимание?
  • Каковы основные мысли этого отрывка?

Вы можете поделиться своими мыслями в комментариях.


Что может сбить нас с пути мудрости?

    Это не первое предостережение от общения с развратной женщиной в Книге Притчей. Напомним, что сексуальная жизнь для человека — всего лишь физиологическое измерение той полноты отношений между мужчиной и женщиной, которая называется супружеством. Она — непосредственная часть того, что в полноте приносит им обоим ту радость, которая в земной, природной жизни становится прообразом радости Царства Божьего. Нарушить седьмую заповедь означает разрушить эту полноту и украсть существенную ее часть для сиюминутного удовольствия, которое не выйдет за пределы земного этапа пути человека. Такой разрыв и сведение жизни к части вместо целого всегда смертелен: ведь, в отличие от жизни во всей полноте, всякая часть ее непременно и неизбежно конечна. Для того, чтобы жизнь по заповедям стала внутренней, а не только внешней реальностью духовной жизни человека, этому человеку нужна цельность. Не только потому, что в случае раздвоения вся данная Богом для пути сила уйдет, как вода в песок, но и потому, что найти путь праведности можно лишь тогда, когда жизнь полна. Если от полноты останется часть, пусть и немалая сама по себе и даже значимая для человека, пути праведности в ней не найти. Поэтому здесь человека с пути праведности в целом сбивает женщина-соблазнительница.

  • Есть ли в вашей жизни полнота?

Вы можете поделиться своими мыслями в комментариях.

    Но в данном случае это не просто женщина-соблазнительница. Здесь она противопоставлена олицетворенной Премудрости как воплощение глупости и безрассудства, как та, которая сбивает с пути тех, кого Премудрость могла бы направить на истинный путь (ст. 13–17). Речь идет уже не просто о нарушении одной конкретной седьмой заповеди, но о соблазне свернуть с пути праведности в целом. Это пересекается с темой верности Богу в Библии. Седьмая заповедь является в каком-то смысле отражением первой: «Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицем Моим». (Исход 20:2, 3). У народа Израиля должен быть только один Бог, как у человека должен быть только один супруг или супруга. Поклонение другим богам, кроме Бога Израилева, тоже называется в Библии прелюбодеянием или блудом, а отношения Израиля с Богом сравниваются с браком. Особенно ярко эта метафора представлена в книге пророка Осии. Похожим образом и здесь речь идет о том, что либо человек верен Премудрости, либо его завлекает на свои пути глупость.

Чем заканчивается путь мудрости… и чем — путь глупости

    Важно заметить, что понимание здесь пути праведности заметно отличается от обычных представлений о награде за праведную и наказании за неправедную жизнь, неважно, при жизни или после смерти. Мудрый человек мудр для себя, и буйный вредит лишь самому себе (ст. 12). Бог не награждает за хорошее поведение и не наказывает за плохое. Он открывает человеку путь, ведущий к полноте жизни с Ним, и человек сам волен выбрать или его, или другой путь, если другой понравится ему больше. А награда или наказание — всего лишь результат избранного пути. «Жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое», — говорит Господь Израилю и всем нам. (Второзаконие 30:19) Можно было бы сказать, что человек сам награждает или наказывает себя, выбирая свой духовный путь. Но это все же не совсем так: ведь путь праведности и исполнения заповедей немыслим без непосредственного участия Бога в жизни человека, идущего этим путем. Если же человек выбирает другой путь, он идет этим путем уже сам, без Бога, и приходит туда, где Бога не найти.

  • Вспомните, куда пришел блудный сын из притчи, когда пошел своим путем? (Евангелие от Луки, 15-я глава)
  • Можете ли вы связать это со своим опытом?

Вы можете поделиться своими мыслями в комментариях.

Дорога, на которую зовет развратная женщина, путь нарушения заповедей и жизни по своей воле заканчивается в шеоле, в преисподней, в царстве смерти, где пребывают тени умерших (ст. 18). Традиционные еврейские представления о посмертии не знали ничего подобного средневековому христианскому представлению о рае и об аде или древнеегипетскому представлению о полях Осириса и о полях Сета. После смерти все без исключения оказывались в мире теней, в царстве мертвых, которое по-еврейски и называется шеол. Жизни там нет: то существование, которое ведут в шеоле тени умерших, жизнью можно назвать лишь с большой натяжкой. Это существование в состоянии, больше похожем на тяжелый сон без пробуждения, в котором нет памяти о прошлой жизни, а сознание едва теплится. Поэтому и богообщение в шеоле невозможно: для того, чтобы общаться с Богом, нужно быть живым, нужно осознавать себя самого и Божье присутствие в своей жизни и в своем сердце (Разве над мертвыми Ты сотворишь чудо? Разве мертвые встанут и будут славить Тебя? (Псалтирь 87:11). Тень в шеоле на такое не способна. Настоящая же встреча с Богом после завершения земного пути, как думали, происходит не в шеоле, а после того, как Бог выведет оттуда умерших в день всеобщего воскресения.

Избери жизнь

   И поэтому переводчики Священного Писания Ветхого Завета на древнегреческий язык сочли нужным добавить к тексту еще один призыв не связываться с этой женщиной: [Но ты отскочи, не медли на месте, не останавливай взгляда твоего на ней; ибо таким образом ты пройдешь воду чужую. От воды чужой удаляйся, и из источника чужого не пей, чтобы пожить многое время, и чтобы прибавились тебе лета жизни]. Святые отцы говорят, что самое главное — это не вступать во внутренний диалог с греховными помыслами. Если помысел говорит пойти и что-нибудь украсть — не надо с ним спорить, начинать внутренне рассуждать, что это плохо и почему плохо — потому что соблазнитель может оказаться хитрее и доказать нам, что в данном конкретном случае можно и украсть. Потому что, например, все воруют. Или потому что мы не себе, а больным детям. Поэтому нужно просто пропускать это все мимо внутренних ушей. И здесь сказано примерно то же самое — отскочи, не останавливай взгляда на ней. Не слушай ее.       Пусть ее речи сладки как прелюбодеяние — если ты послушаешь их, ты обретешь смерть, окажешься в шеоле, где общение с Богом невозможно. Поэтому — проходи мимо для того, чтобы в твоей жизни царствовала жизнь.

    И если образ развратницы становится здесь собирательным и отчасти символическим, и является неким прообразом Вавилонской блудницы, то образ Премудрости, уберегающей человека от шеола, становится символом жизни, противостоящей смерти.

  • Замечаете ли вы ситуации, когда глупость зовет вас свернуть со своего пути?
  • Как вы реагируете в этих случаях?
  • Отличаете ли вы голос Премудрости?
  • Что полезного для себя вы вынесли из комментария?
  • К каким действиям вас ведет сегодняшний отрывок и комментарий?

Вы можете поделиться своими мыслями в комментариях.


Молитва.
Из службы среды третьей седмицы
Великого поста

    Имея достоинство сына благого Отца, я безумный не понял сего, но сам себя лишил славы, худо растратив богатство благодати. Лишенный божественной пищи, я сделался тунеядцем у скверного поселянина и, будучи послан им на душевредное поле его, живя распутно, я пасся вместе со скотами и, будучи рабом удовольствий, не насыщался ими. Но обратившись буду взывать к милосердому и щедрому Отцу: «Пред небом и пред Тобою согрешил я, помилуй меня».

     Помилуй мя Боже, помилуй мя.

Основания для дел нет в нас, Господи; милосерд Ты, человеколюбивый; дел рук Твоих не презри, безгрешный.

Помилуй мя Боже, помилуй мя.

  Распутно растратил я отеческое мое богатство, был лишен всего, жил в стране худых жителей, и в неразумии подобен был неразумным скотам, и лишился всякой божественной благодати. Потому обращаясь взываю к Тебе, милосердому и щедрому Отцу: «Согрешил я, прими меня кающегося, Боже, и помилуй меня».

    Помилуй мя Боже, помилуй мя.

   Оказавшиеся лучами умного солнца, боговидцы апостолы, испросите просвещение душам нашим, и избавьте от страстей мрачной тьмы и умолите, чтобы мы, молитвами и молениями очистив сердца, которые изранил лукавый, увидели спасительный день; дабы мы, спасаемые, всегда с верою прославляли вас, которые спасли мир премудрою проповедью.

     Пресвятая Богородице, спаси нас!

    Претерпевая многие скорби при распятии Сына и Бога Твоего, Пречистая, Ты воздыхала с плачем и горестно взывала: «Увы Мне, сладчайшее Чадо Мое! Как несправедливо страдаешь Ты, желая избавить земнородных потомков Адама». Почему, всесвятая Дева, мы с верою молим Тебя: соделай Его милостивым к нам.

Предложение 

    Бывает, что врач в роддоме молчит, долго не приносит ребенка, акушерка отводит глаза… а потом маме, родителям сообщают о том, что ребенок родился с отклонениями. И, очень часто, в нашей стране — почти всегда, предлагают от него отказаться.

     Бог смотрит на каждого из нас с верой, надеждой и любовью. Эти три слова — не только призыв для нас: верить, любить и надеятся, они не просто описывают то, каков сам Бог. Это то, как Господь смотрит на каждого нового человека, Он верит в каждого из нас, любит и надеется.

    Дети-инвалиды, которых родители, поддавшись уговорам врачей, от страха, боли, неверия в свои силы, оставили, редко получают возможность развить свои способности. Но очень часто дети, оставшиеся в семье, оказываются способны на то, во что не поверили бы врачи. Дети с синдромом дауна не всегда оказываются умственно отсталыми, дети с умственной отсталостью вдруг оказываются необычайно художественно ил музыкально одарены. Но бывает и не так, бывает, что инвалидность глубокая, что ребенок никогда не заговорит, не пойдет. и родители даже не знают, понимает ли он их, слышит ли… И все равно, жизнь с таким ребенком что-то меняет в семье, в людях, он приносит с собой сокровище, сокровище жизни. Жизнь каждого человека бесценна, нет жизни, в которой не было бы смысла, даже если мы воспринимаем его как (не хочу писать это слово, но именно так говорят о тяжелых инвалидах в нашей стране…) овощь. Даже не умеющий ходить. говорить, как бы ничего не понимающий, слепой и глухой человек — не овощь, а человек. ради которого умер наш Господь Иисус Христос. И принять такого ребенка в свою семью, согласиться жить с ним, растить его, дарит свет и наполняе любовью.

    Но это также тяжелейшее испытание. Самая большая боль семей с ребенком-инвалидом — одиночество. Самый большой страх родителей ребенка инвалида: что будет с ним, когда я умру?!!! Это невероятно тяжело, доверие дается нечеловеческим трудом, духовным подвигом.

Давайте на этой неделе молиться о семьях, которые решились на этот подвиг, которые не поддались на уговоры врачей и растят детей-инвалидов.

Чтобы напоминать об этой молитве, вот фотография папы с ребеном, у которого синдром Дауна. Скачайте ее и поставьте себе на рабочий стол.

Ссылка на страницу подписки

Предыдущие выпуски рассылки

Выпуск первый: Начало премудрости — страх Господень

Выпуск второй: Премудрость возглашает на улице

Выпуск третий: Господь дает мудрость

Выпуск четвертый: Надейся на Господа всем сердцем твоим

Выпуск пятый: Храни благоразумие и рассудительность

Выпуск шестой: Я указываю тебе путь мудрости

Выпуск седьмой: почему изменять не мудро

Выпуск восьмой: Дух же целомудрия… подаждь ми

 Выпуск девятый: Чему можно научиться у муравья?

Выпуск десятый: Зачем обвязывать заповедями шею

Выпуск одиннадцатый: прямота, хитроумие и лукавство

Выпуск двенадцатый: Премудрость и Христос



Вы можете ответить на вопросы в комментариях

Поделиться в соцсетях

Подписаться на свежие материалы Предания