Ветхий Завет.
Книга Притчей Соломона, сына Давидова.
Глава 12
- Хвалят человека по мере разума его, а развращенный сердцем будет в презрении.
- Лучше простой, но работающий на себя, нежели выдающий себя за знатного, но нуждающийся в хлебе.
- Праведный печется и о жизни скота своего, сердце же нечестивых жестоко.
- Кто возделывает землю свою, тот будет насыщаться хлебом; а кто идет по следам празднолюбцев, тот скудоумен.
- Нечестивый желает уловить в сеть зла; но корень праведных тверд.
- Нечестивый уловляется грехами уст своих; но праведник выйдет из беды.
- От плода уст своих человек насыщается добром, и воздаяние человеку — по делам рук его.
- Путь глупого прямой в его глазах; но кто слушает совета, тот мудр.
- У глупого тотчас же выкажется гнев его, а благоразумный скрывает оскорбление.
- Кто говорит то, что знает, тот говорит правду; а у свидетеля ложного — обман.
- Иной пустослов уязвляет как мечом, а язык мудрых — врачует.
- Уста правдивые вечно пребывают, а лживый язык — только на мгновение.
- Коварство — в сердце злоумышленников, радость — у миротворцев.
- Не приключится праведнику никакого зла, нечестивые же будут преисполнены зол.
- Мерзость пред Господом — уста лживые, а говорящие истину благоугодны Ему.
(Притч 12:8–22)
____________________________
- На какие места из отрывка вы обратили внимание?
- Каковы основные мысли этого отрывка?
Вы можете поделиться своими мыслями в комментариях.
Трудовой кодекс Библии
Предлагаемый нам Церковью отрывок включает несколько «куплетов», состоящих из связанных между собой афоризмов. Прежде всего обращают на себя внимание стихи 9 и 11 (9. Лучше простой, но работающий на себя, нежели выдающий себя за знатного, но нуждающийся в хлебе. 11. Кто возделывает землю свою, тот будет насыщаться хлебом; а кто идет по следам празднолюбцев, тот скудоумен), посвященные одной и той же теме, связанной с тем, как человеку себя прокормить. Труд был в основном на земле, связан с пахотой и посевом. В таком контексте вполне естественно появляется ст. 10 (10. Праведный печется и о жизни скота своего, сердце же нечестивых жестоко), где праведный противопоставлен нечестивому, как милосердный немилостивому, причем в качестве примера милосердия праведника приведено его отношение к домашнему скоту, о жизни которого он заботится. В этих трех строчках отражается этика отношения к труду и всего, связанного с трудом. Во-первых, ценнее работать и зарабатывать себе на хлеб, чем ходить и побираться. Неважно, знатен человек или нет. В Новом Завете это преломляется в словах апостола Павла: «Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь» (2 Фес), а также в его увещеваниях ефесянам «28. Кто крал, вперед не кради, а лучше трудись, делая своими руками полезное, чтобы было из чего уделять нуждающемуся» (Послание к Ефесянам 4:28).
Кроме отношения к труду как таковому, трудовая этика Священного Писания включает в себя определенное отношение к тем, кто помогает человеку в его труде, — будь то скот или наемный работник. Заботливое, доброе отношение. У вола заповедано не заграждать рта, когда он молотит (то есть не препятствовать ему есть зерно). Наемному работнику нельзя задерживать плату: «14. Не обижай наемника, бедного и нищего, из братьев твоих или из пришельцев твоих, которые в земле твоей, в жилищах твоих; 15. в тот же день отдай плату его, чтобы солнце не зашло прежде того, ибо он беден, и ждет ее душа его; чтоб он не возопил на тебя к Господу, и не было на тебе греха» (Книга Второзаконие 24:14–15). «Трудящийся достоин пропитания», — говорит и Христос применительно к апостолам (Мф 10:10). Человек, который трудится, заслуживает платы, и про это надо помнить.
Как это приложимо к нашей жизни? Тем, у кого есть наемные работники, должно быть понятно, что делать: соблюдать трудовой кодекс, вовремя платить зарплату, а не задерживать ее на две недели, и не быть жестокосердным, штрафуя, например, за пятиминутное опоздание или за что-то другое. В общем, помнить, что работник — не машина, созданная для того, чтобы работать на хозяина, а человек. И если ему вовремя не заплатить, ему может оказаться нечем кормить детей, и отвечать за это придется работодателю перед Богом. Тем из нас, у кого нет наемных работников, стоит присмотреться к своим отношениям с подчиненными и даже — в некоторых семьях — с детьми и супругами. Не перегружены ли ваши подчиненные и домашние? Адекватно ли вознаграждение (пусть даже в виде благодарности в семье) их усилиям? Верно ли вы оцениваете эти усилия?
А для тех, кто трудится и понимает, что трудится усердно, стоит запомнить, что они достойны пропитания, и если оплата неоправданно скудна, возможно, стоит поискать другое место работы с другим отношениям к сотрудникам.
О чем свидетельствует наша речь?
Вторая часть отрывка, стихи с 12 по 22 посвящена теме речи, языка, уст и связи праведности и нечестия с правдивым или лживым языком (17. Кто говорит то, что знает, тот говорит правду; а у свидетеля ложного — обман. 19. Уста правдивые вечно пребывают, а лживый язык — только на мгновение. 22. Мерзость пред Господом — уста лживые, а говорящие истину благоугодны Ему), а также с другими проявлениями праведности и нечестия через язык.
Лжесвидетельство в Библии и в нашей жизни
В контексте нашей реальности заслуживает особенного рассмотрения стих 17 (17. Кто говорит то, что знает, тот говорит правду; а у свидетеля ложного — обман). Век телевизора и интернета открывает безграничные возможности для лжи и манипуляций мнением людей в интересах тех или иных кругов. С теми, кто лжет с экранов телевизоров и в интернете, все понятно — «уста правдивые вечно пребывают, а лживый язык — только на мгновение».
Но мы тоже принимаем участие во лжи, когда эмоционально реагируем на информацию, достоверность которой сомнительна. Мы не видели этого своими глазами. Мы не общались лично с людьми, которые были свидетелями произошедшего. Но мы пересказываем и можем перепостить эту информацию и даже на основании нее начинаем кого-то ненавидеть и ругать. Тем самым оказываемся ложными свидетелями, людьми, которые говорят не то, что знают. Кроме того, распространяя и пересказывая информацию о том, как плохо кто-то поступает, стоит задуматься не только о том, правда ли это, но и о том, зачем мы стремимся всем об этом сообщить. Являемся ли мы миротворцами в этот момент или, наоборот, злоумышленниками (20. Коварство — в сердце злоумышленников, радость — у миротворцев). Как правило, рассказы о чьих-то зверствах очень редко приводят к миру. И радости не приносят.
- Как вы относитесь к информации, которую встречаете в интернете и слышите по телевизору и радио?
Вы можете поделиться своими мыслями в комментариях.
Даже с благотворительной информацией нужно быть осторожными. Прежде чем перепостить призыв сдать кровь или помочь разобрать щенков из закрывающегося приюта (или любой другой призыв) — не поленитесь, позвоните по указанным телефонам. И тогда может оказаться, что за звонок по поводу крови с телефона снимаются все деньги (то есть действуют мошенники), приют закрылся пять лет назад, а фотография все гуляет по интернету. Проверяйте информацию, которой делитесь с другими, чтобы не оказаться лжесвидетелем.
Говорится в отрывке и о ранах, которые может нанести лживый язык нечестивца, и о том, что языком можно и врачевать (18. Иной пустослов уязвляет как мечом, а язык мудрых —— врачует). Не случайно и появление в этом контексте миротворцев, которые противопоставлены коварным и поставлены в один ряд с праведниками. Той же теме посвящена и первая часть раздела, здесь тоже налицо противопоставление праведника и нечестивца, который оказывается лжецом (12. Нечестивый желает уловить в сеть зла; но корень праведных тверд. 13. Нечестивый уловляется грехами уст своих; но праведник выйдет из беды). Благодаря параллелизму показано, что хотя нечестивый ложью, клеветой и оскорблениями желает уловить других в сеть зла, уловляется только сам. Праведник же за счет твердого корня, что пустило в нем Слово Божие (см. Притчу о сеятеле), не поддается искушению посплетничать или ответить оскорблением и выходит из беды.
-
Какие еще бывают «грехи уст», которыми можно кого-то «уловить», кроме лжи, клеветы и оскорблений?
Вы можете поделиться своими мыслями в комментариях.
Вспыльчивость и самонадеянность
С противопоставлением праведного и нечестивого связано также противопоставление самонадеянного глупца, уверенного в правильности собственного пути, и того, кто готов прислушаться к совету ближнего (15. Путь глупого прямой в его глазах; но кто слушает совета, тот мудр), а также вспыльчивости глупца, противопоставленной сдержанности благоразумного (16. У глупого тотчас же выкажется гнев его, а благоразумный скрывает оскорбление). Здесь праведность соотносится с мудростью и тем «благоразумием» (арема), которое иногда называется также хитростью, а нечестие, помимо лжи, ассоциируется с глупостью, вспыльчивостью и самоуверенностью.
-
Согласны ли вы с мыслью, что вспыльчивость — это глупость?
Вы можете поделиться своими мыслями в комментариях.
На житейски-бытовом уровне тут все более-менее понятно: такие качества и впрямь нередко сочетаются. Что же касается духовной стороны вопроса, тут все не так просто. Духовная жизнь, как и вся жизнь человека вообще, определяется прежде всего его стремлениями и намерениями и мерой осознания собственных стремлений. Попросту говоря, наша жизнь духовна настолько, насколько она осознанна, насколько мы перестали быть автоматами. Если мы осознаем происходящее внутри нас, понимаем, что из этого можно выпустить наружу, а что нужно нести на исповедь. Только осознание позволяет нам пережить реальность Божьего присутствия в нашей жизни. А слово, речь, становится индикатором нашего духовного состояния.
-
Часто ли вы сознаете, что говорите и какое воздействие это оказывает на собеседника?
Вы можете поделиться своими мыслями в комментариях.
Из того, что обычно бывает заметно современному человеку, именно речь в первую очередь указывает, сколько еще автоматизма осталось в нашей жизни. Иногда это простые оговорки, иногда — намеренная ложь, без которой «никак нельзя», ложь, становящаяся привычной, как может стать привычным застарелый грех. Еще страшнее становится, когда человек, замечая эту ложь в своей жизни, не только смиряется с ней, как с нормой, но и начинает использовать ее в своих целях. Тут уже налицо сознательное (заметное для самого человека) нарушение девятой заповеди (не лжесвидетельствуй), которое никогда не остается без последствий. Человек, приучившийся лгать, привыкший к тому, что собственное лицо ему заменяет маска, и притом не одна, в конце концов теряет себя во множестве им же созданных масок. И тогда уже даже Богу достучаться до такого человека становится проблематично: Ему ведь нужен подлинный человек, его настоящее лицо, каким бы оно ни было, а не маска, пусть самая благообразная и благочестивая.
Слово это дело
Стих 22 (22. Мерзость пред Господом — уста лживые, а говорящие истину благоугодны Ему) подводит итог рассуждениям: лживые уста — мерзость перед Богом, а поступающие честно Ему угодны (в еврейском тексте именно так — «поступающие», а не «говорящие»). Правильный перевод: Мерзость для Яхве лживые уста, но угоден Ему поступающий честно (вариант: сохраняющий верность). Здесь становится очевидно, что наши слова — и дела тоже. И честность в какой-то момент равняется верности, как, например, остается верным данному слову честный человек. Человек, верный своему слову, — целен. Он будет верен и жене, и Богу.
- Что полезного для себя вы вынесли из комментария?
- К каким действиям вас ведут сегодняшний отрывок и комментарий?
Вы можете поделиться своими мыслями в комментариях.
Молитва.
Из службы вторника третьей седмицы Великого поста.
Вторник
Помилуй мя Боже, помилуй мя.
Посреде земли претерпел еси крест и страсть Щедре, всем безстрастие и избавление подая, преполовением днесь постов: сего ради вси в поклонение того предлагаем, и радостно облобызаем, видети Твоя страсти, и живоносное воскресение, просвещени божественными добродетельми, Слове Божий, да сподобимся вси, Едине Многомилостиве. |
Помилуй меня Боже, помилуй меня.
Посреди земли, Милостивый, претерпел Ты крест и страдания, всем даруя бесстрастие и избавление. Посему ныне, в преполовение поста, все предлагаем его для поклонения, и с радостью лобызаем; да сподобимся, Слове Божий, все мы, просвещенные божественными добродетелями, видеть страдания и живоносное восстание Твое, Единый многомилостивый. |
Помилуй мя Боже, помилуй мя.
Мертв был еси на кресте простерт, и копием прободен, и желчию долготерпеливе напаяемь, морския воды Владыко, рукою Моисеовою в сладость преложивый. Темже молюся Тебе и прошу: страсти горчайшия от мысли моея отжени, и покаяния медом ум мой усладив, поклонника мя покажи честныя страсти Твоея. |
Помилуй меня Боже, помилуй меня.
Мертв был Ты, простертый на кресте и пронзенный копием, и напоен был желчию Ты, долготерпеливый Владыка, рукою Моисея переменивший в сладость воды Мерры. Потому умоляю Тебя и прошу: изгони из помысла моего горькие страсти, и, усладив мой ум сладостью покаяния, окажи меня достойным поклониться честному страданию Твоему. |
Помилуй мя Боже, помилуй мя.
Егоже древле Моисей проображь дланьма своима, побеждаше Амалика великий крест днесь, пред очима нашима зряще людие предлежимый страшно, прикоснемся, чистотою, умом же и устнама: на нем бо Христос вознесеся умертвивый смерть. И таковыя благодати вси сподобившеся, песньми богодухновенными всех Спаса песнословяще, молимся достигнути и самое спасительное воскресение. |
Помилуй меня Боже, помилуй меня.
Великий крест, которым Моисей некогда, прообразовав своими руками, получил победу над Амаликом, видя ныне предлежащим пред глазами нашими, прикоснемся к нему, люди, со страхом, в чистоте ума и уст. Ибо на нем вознесен был Христос, умертвивший смерть. И удостоившись такой благодати, в богодохновенных песнопениях исповедуя Спасителя всех, помолимся все, чтобы достигнуть нам и спасительного Его воскресения. |
Помилуй мя Боже, помилуй мя.
Приидите поклонимся жизни нашея ходатаю, явленному древу днесь, Христа Бога нашего кресту, имже смерть уязвися, и воскресение нам падшим обновися яве, избавившему зовуще: нас ради волею пострадавый, да спасеши всяческая, Боже наш, слава Тебе. |
Помилуй меня Боже, помилуй меня.
Придите, поклонимся исходатайствовавшему нам жизнь, явленному ныне древу, кресту Христа Бога нашего, которым поражена смерть и вновь очевидно даровано восстание нам, падшим, взывая к Избавителю: «Боже наш, добровольно пострадавший за нас, чтобы спасти все, слава Тебе». |
Пресвятая Богородице, спаси нас!.
Днесь Владыка твари, и Господь славы, на кресте пригвождается, и в ребра прободается, желчи и оцта вкушает, сладость церковная: венцем от терния облагается: покрываяй небо облаки, одеждею облачится поругания: и заушается бренною рукою, рукою Создавый человека. По плещема биен бывает, одеваяй небо облаки. Заплевания и раны приемлет, поношения и заушения: и вся терпит мене ради осужденнаго, избавитель мой и Бог, да спасет мир от прелести, яко благоутробен. |
Пресвятая Богородица, спаси нас!
Ныне Владыка твари и Господь славы пригвождается к кресту и пронзается в ребро; желчь и оцет вкушает Услаждение Церкви. Венец терновый возлагается на Того, Кто покрывает небо облаками; в одежду поругания одевают и ударяют бренною рукой по ланитам Создавшего рукою Своею человека; бьют по хребту Того, Кто одевает небо облаками; принимает заплевания и раны, оскорбления и заушения, и все переносит ради меня осужденного, мой Избавитель и Бог, чтобы Ему, как милосердому, спасти мир от заблуждения. |
Предложение
Эта неделя называется Крестопоклонной. В центр храма выносится Крест, и верные подходят, поклоняются ему, и поется вот это песнопение: «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое Воскресение твое славим». Предлагаем вам его послушать.
Зайти в храм и помолиться перед Распятием можно на этой неделе каждый день, Крест будет всю неделю находиться в центре храма.
Очень важно обратить внимание на то, что в Православии Крест не упоминается без Воскресения. Да, важно всегда помнить о том, что Христос умер на Кресте за наши грехи, чтобы спасти нас, но также важно помнить и о том, что Он воскрес, чтобы и мы воскресли вместе с Ним. Невозможна пасхальная радость без ужаса и боли Креста, но и Крест без Воскресения не имеет смысла, Крест ведет нас к ликованию Воскресения.
Предыдущие выпуски рассылки
Выпуск первый: Начало премудрости — страх Господень
Выпуск второй: Премудрость возглашает на улице
Выпуск третий: Господь дает мудрость
Выпуск четвертый: Надейся на Господа всем сердцем твоим
Выпуск пятый: Храни благоразумие и рассудительность
Выпуск шестой: Я указываю тебе путь мудрости
Выпуск седьмой: Почему изменять не мудро
Выпуск восьмой: Духже целомудрия… подаждь ми
Выпуск девятый: Чему можно научиться у муравья?
Выпуск десятый: Зачем обвязывать заповедями шею
Выпуск одиннадцатый: Прямота, лукавство и хитроумие
Выпуск двенадцатый: Премудрость и Христос
Выпуск тринадцатый: Куда ведет ваш путь?
Выпуск четырнадцатый: Честность и любовь, бизнес и Бог
Выпуск пятнадцатый: Праведность и нечестие: созидание и разрушение
Выпуск шестнадцатый: Корни и плоды
Вы можете ответить на вопросы в комментариях.