Выпуск седьмой: Почему изменять не мудро?

Татьяна Зайцева

Бывший редактор библейского раздела портала «Предание». Последовательный и искренний фанат Священного Пис

Ветхий Завет. Книга Притчей Соломона, сына Давидова. Глава 5

1 Сын мой! внимай мудрости моей, и приклони ухо твое к разуму моему,

2 чтобы соблюсти рассудительность, и чтобы уста твои сохранили знание.

3 ибо мед источают уста чужой жены, и мягче елея речь ее;

4 но последствия от нее горьки, как полынь, остры, как меч обоюдоострый;

5 ноги ее нисходят к смерти, стопы ее достигают преисподней.

6 Если бы ты захотел постигнуть стезю жизни ее, то пути ее непостоянны, и ты не узнаешь их.

7 Итак, дети, слушайте меня и не отступайте от слов уст моих.

8 Держи дальше от нее путь твой и не подходи близко к дверям дома ее,

9 чтобы здоровья твоего не отдать другим и лет твоих мучителю;

10 чтобы не насыщались силою твоею чужие, и труды твои не были для чужого дома.

11 И ты будешь стонать после, когда плоть твоя и тело твое будут истощены, —

12 и скажешь: «зачем я ненавидел наставление, и сердце мое пренебрегало обличением,

13 и я не слушал голоса учителей моих, не приклонял уха моего к наставникам моим:

14 едва не впал я во всякое зло среди собрания и общества!»

15 Пей воду из твоего водоема и текущую из твоего колодезя.

(Притч 5:1–15)

______________

  • На какие места из отрывка вы обратили внимание?
  • Каковы основные мысли этого отрывка?
  • Чем, на ваш взгляд, плоха измена?
  • Каковы последствия измены согласно отрывку?

Вы можете поделиться своими мыслями в комментариях.

Вред для окружающих

И раньше автор Книги Притчей затрагивал вопрос, в чем же на практике состоит мудрость, а этот отрывок полностью посвящен заповеди «не прелюбодействуй», седьмой из десяти заповедей. Речь идет о нарушении супружеской верности, измене. В народе бытует мнение, что «хороший «левак» укрепляет брак». Но вынимание из-под дома фундамента — внимание во всех смыслах слова — и заботы к собственному супругу и отнесение его к чужому дому никак не может укрепить дом собственный. Чужую семью измена также разрушает, потому что в супружеских отношениях третий — лишний. Отдавая что-то в чужую семью, даже если это просто забота, человек нарушает равновесие и своей семьи, и той семьи. Но что делать, если чужая жена просит о помощи и жалуется на супруга? Держать дальше от нее путь свой и не подходить к двери дома ее, отвечает автор Книги Притчей, и «пить из своего колодезя». Но, казалось бы, кому плохо, если любовница не замужем? Во-первых, конечно, плохо жене — ведь у нее продолжают отнимать то, что должно принадлежать только ей. Плохо и любовнице — как правило, отношения, не ведущие к браку, для женщины унизительны. Получая что-то в этих отношениях, она тем не менее страдает, потому что не получает всего, что нужно женщине для счастья в отношениях, — надежности и ощущения, что она — единственная. Она не единственная, увы, и она крадет чужого мужа, но счастья ей это не приносит. И плохо самому изменнику.

Вред для человека

  1. Нарушение заповеди разрушает человека

Нарушение седьмой заповеди разрушает не только свою и чужую семью. Имена разрушает саму жизнь человека, лишая его сил. Не праведную жизнь, а именно жизнь как таковую. Всякую. И дело тут не в сексуальных излишествах, порой пагубно сказывающихся на здоровье, — это лишь следствие, до которого доходит не каждый развратник. Дело в разрушении целомудрия. Целомудрия в смысле той внутренней цельности, без которой жизнь невозможна, потому что жизненная сила будет утекать, как вода в песок. Дело не в том, что разврат безнравствен. Божьи заповеди вообще, как ни парадоксально это прозвучит, не делают мораль и нравственность самоцелью: Богу нужна не наша нравственность, а наше сердце. Нарушение заповедей страшно не тем, что оно аморально, а тем, что оно отрезает нас от Бога. Не позволяет Ему войти в наше сердце. А значит, лишает нас того источника жизни, без которого мы не можем существовать как люди.

  1. …потому что человек отличается от животных

Человек изначально не был задуман для автономного существования, к которому Бог предназначил все остальные живые существа. Собака, кошка, даже обезьяна или дельфин самодостаточны, «их душа в их крови» (Быт 9:4), и больше им ничего не нужно для того, чтобы жить. Сотворены они соответственно собственному виду, качество которого определено Богом («по роду их», как передает это Синодальный перевод, Быт 1:24–25). Они существуют сообразно заданному для них Богом алгоритму, выражающемуся, например, в инстинктах — инстинкт перелета, инстинкт материнства, инстинкт размножения. С человеком все по-другому. Вот что говорится в Библии о создании человека: «26 И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. 27 И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (Быт 1:26–27); «7 И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» (Быт 2:7). Человек существует лишь как образ и подобие Бога. Он — дух в первую очередь, а природа, прах — лишь во вторую. У человека нет природного алгоритма его собственного существования, как есть у животных, потому что человек не предназначен Богом для относительно автономного существования. Жизнь человека всецело определяется дыханием жизни, которое Бог дает ему при сотворении: именно это делает человека «живой душой» (Быт 2:7).

Дыхание — процесс непрерывный. Оно должно продолжаться, и, пока продолжается, человек остается человеком, а жизнь его протекает в полноте. Эту жизнь во всей ее полноте Библия и называет «душой». Тут все: от самых высоких и глубоких духовных движений до простой физиологии, вроде дыхания и кровообращения. Вопрос лишь в том, что преобладает в человеке: дух, дыхание жизни или природа.

  1. …даже после грехопадения….

После грехопадения «душа» человека, как и животного, оказывается в крови (Быт 9:5–6). Это означает, что в человеке вместо духа возобладала животная природа. В падшем состоянии, когда природа преобладает, может показаться, что человек и есть одна животная природа или природа по преимуществу, что от животных он не отличается или отличается совсем немного. И тогда у человека может возникнуть иллюзия того, что для него возможен секс без вовлечения в процесс всего его существа во всей полноте его жизни. Как для животных: у них секс и в самом деле сводится к одной физиологии. Однако для человека такое невозможно. Невозможно объективно, в связи с особенностями человеческой природы. Для человека вообще важно единство духа и природы. Воли и поступка. Намерения и действия. Важно везде и всегда, но особенно в половой сфере: слишком глубоко эта, казалось бы, чисто физиологическая функция связана с психической природой человека, слишком глубокое влияние связанные с полом переживания оказывают на духовное состояние. Сам человек это замечает не всегда, но если мы чего-то не замечаем, оно не перестает существовать.

  1. …поэтому для человека невозможен просто секс.

Близость, кажущаяся исключительно физиологической, на самом деле вовлекает в отношения всего человека, телом, душой и духом, желает того сам человек или нет. Павел не случайно говорит о том, что совокупляющийся с проституткой становится с ней единым телом (1 Кор 6:16). Казалось бы, это невозможно: ведь никто не рассматривает эту связь всерьез, как нечто данное на всю жизнь, а то и на всю вечность. Но объективно получается именно так. И если человек этого не понимает, если он не принимает свои сексуальные связи всерьез, считая их чем-то мимолетным и преходящим, он неизбежно внутренне раздваивается. Его тело и душа начинают жить отдельно от его духа, от того глубинного духовного «я», проявления которого и определяют духовное состояние человека и его жизнь. Все существо человека пересекает глубокая трещина, жизнь его оказывается внутренне надломленной, и вопрос лишь в том, как этот надлом проявится и когда сам человек его заметит. В этот надлом и уходит жизненная сила. Тогда путь праведности становится для человека невозможным — ведь он требует от человека внутренней цельности, которую развратник не может обрести, пока не перестанет быть развратником. До тех пор ни о какой мудрости говорить не приходится.

Чем плох «гражданский брак» и развод

Именно поэтому Церковь не одобряет ни так называемый гражданский брак без регистрации, когда люди живут вместе, чтобы «попробовать», как им будет вдвоем. В таких «пробах» нет цельности. Вроде бы и секс, и общение, и быт — а посвящения друг другу жизни и верности нет, ведь предполагается, что в любой момент любой из участников может уйти, если встретит кого-то «получше». Это точно так же разрушает душу, как и измена. Если люди собираются пожениться и поэтому живут вместе — что мешает сначала пожениться, а потом съезжаться? Если же люди думают и не знают, жениться им или нет, они создают для себя ситуацию нецельности, мешающую слышать Бога. По той же причине не одобряется и развод. Человек так создан, что если он вступает с кем-то в сексуальные взаимоотношения, эти отношения должны быть единственными, ведь они затрагивают всего человека. Они должны проходить через всю жизнь. К сожалению, по человеческой слабости так получается не всегда. Но именно это полезнее всего для человека.

В качестве дополнительного материала вы можете прочитать в книге Бытия историю Иосифа, проданного братьями в Египет и отказавшегося обратить внимание на чужую жену. На первый взгляд, он пострадал от этого, жена его оклеветала, и Иосифа бросили в темницу. Но Бог был с ним даже в темнице, и «во всем, что он делал, Господь давал успех». Это глава 39, и дальше история Иосифа продолжается в главах 40–47.

  • Что нового вы для себя вынесли из комментария?
  • Как вы теперь ответите на вопрос, чем плоха измена?

Вы можете поделиться своими мыслями в комментариях.

 

Вопросы для личного размышления:

  • Сталкивались ли вы когда-либо с изменой среди своих знакомых? (Изменяли сами? Вам изменяли? Изменяли с вами?)
  • Как вы относились к этому факту?
  • Как теперь изменилось ваше отношение?

Если вы знаете человека, который изменял (изменяет), помолитесь за него о его покаянии, потому что он своими руками разрушает свою жизнь, даже если не понимает этого. Если вдруг вы сами кому-то изменяете или живете в «гражданском», незарегистрированном браке, Великий пост — самое подходящее время для того, чтобы изменить это.

Вы можете поделиться своими мыслями в комментариях.

Молитва. Из службы Вечерни вторника второй седмицы Великого поста.

 

Из Трипеснца Феодора Студита

На церковнославянском языке

Помилуй мя Боже, помилуй мя.

Вскую унывающи душе моя, греху работаеши; и вскую немощна сущи, ко врачу не притекаеши; се время благоприятное, се спасения ныне день истинный: востани, омый твое лице покаяния слезами, и елеем благотворения свещу просвети яко да обрящеши очищение от Христа Бога, и велию милость.

Помилуй мя Боже, помилуй мя.

Достойно воспети Тя не можем, но просим молящеся: не погуби нас со беззаконми нашими, благопременителю Господи.

Помилуй мя Боже, помилуй мя.

На кресте распростерл еси Христе, пречистеи руце Твои, собирая концы. Темже зову Ти: расточенный ум мой собери, плененный, влекомый страстями, и страданий Твоих общника мя покажи, воздержанием всего очищена.

Помилуй мя Боже, помилуй мя.

Дети обострив иногда пост, показа сильнейших, якоже пишется, огня палящего. Смиренная душе моя постися, вжигающи в себе Владычнее возлюбление, имже будущия возможеши избежати геенны, и страсти попалити всепагубныя.

Помилуй мя Боже, помилуй мя.

Время веселое поста, темже чистоты световидныя, и любве чистыя, молитвы светозарныя, и всякия иныя добродетели насытившеся богатно, светло возопиим: Кресте Христов всесвятый, возрастивый сладость жизни, всех чистым сердцем Тебе поклонитися сподоби нас, очищение нам дая и велию милость.

Помилуй мя Боже, помилуй мя.

Блажим Тя Богородице Дево, и славим Тя вернии по долгу, град непоколебимый, стену необоримую, твердую предстательницу, и прибежище душ наших.

На русском языке

Помилуй меня Боже, помилуй меня.

Зачем ты, разленившаяся душа моя, находишься в рабстве греху? И зачем немоществуя не прибегнешь к Врачу? Вот время удобное, вот истинный день спасения; восстань, умой лицо твое слезами покаяния и елеем делания добра засвети светильник, чтобы найти помилование у Христа Бога и великую милость.

Помилуй меня Боже, помилуй меня.

По достоинству воспеть Тебя мы не можем, но в молитве просим: «Не погуби нас с беззакониями нашими, ко благу все изменяющий, Господи!

Помилуй меня Боже, помилуй меня.

На кресте Ты распростер, Христе, пречистые Твои руки, собирая пределы земли. Потому взываю Тебе: «Собери рассеянный ум мой, увлеченный в плен страстями, и общником страданиям Твоим покажи меня, всего очищенного воздержанием».

Помилуй меня Боже, помилуй меня.

Некогда пост, укрепивши отроков, показал их, как написано, сильнейшими пламенеющего огня. Постись, смиренная душа моя, возжигая в себе любовь к Владыке, чтобы посредством ее можно было тебе избежать геенны и ею пожечь губительные страсти.

Помилуй меня Боже, помилуй меня.

Радостно время поста, потому в избытке наполнившись световидной чистоты и чистой любви, светозарной молитвы и всякой иной добродетели, будем радостно взывать: «Всесвятой крест Христов, произрастивший пищу жизни! Удостой всех нас поклониться тебе чистым сердцем, подавая нам очищение и великую милость».

Пресвятая Богородице, спаси нас.

Мы, верующие, по обязанности ублажаем Тебя, Богородица Дева, и прославляем Тебя, город непоколебимый, стену неразрушимую, неизменное предстательство и прибежище душ наших.

На стиховне самогласен дне, дважды.

Глас 3: Плотию распныйся Господи, и с Собою распный ветхаго нашего человека, копием же прободен в ребра, и человекогубителя спрободый змия, пригвозди к страху Твоему плоти моя, и любовию Твоею уязви мою душу: да Твою созерцая страсть, воздержно совершу поста определение, не точию чрево, но и другия греха входы удержавая: сокрушение же сердца, и духа смирение пожру Тебе, о преждебывших моих согрешениих, от нихже мя избави Человеколюбче.

Мученичен: Пророцы, и апостоли Христовы, и мученицы, научиша пети Троицу Единосущную, и просветиша языки заблуждшия, и общники ангелов сотвориша сыны человеческия.

Слава, и ныне, Крестобогородичен.

Подобен: Велия мученик:

Видящи из Тебе Рождшагося Всенепорочная, висяща на Древе, рыдала еси вопиющи: превозжеленное Мое Чадо, где Твоя зайде доброта светоносная, яже удобри человеческое естество?

Предложение

Послушайте еще два песнопения Великого поста «Да исправится молитва моя» и «Ныне силы небесные».

Немного о том, что это такое. Во время Великого поста в будние дни совершается Литургия Преждеосвященных Даров. Евхаристия (переводится с древнегреческого как Благодарение), служба, когда происходит претворение хлеба и вина в Тело и Кровь Христову, завершающиеся причащением, совершается только в субботу и воскресенье, праздничные дни. Но чтобы верные могли принимать Причастие и в другие дни недели, совершается богослужение, в котором мы созерцаем Дары, Тело и Кровь Христову, уже освященные на Литургии в воскресенье. Псалом «Да исправится молитва моя» поется посреди храма, все присутствующие стоят на коленях, а священник кадит перед престолом.

Текст песнопения, взятый из 140-го псалма:

На церковнославянском языке

«Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою, воздеяние руку моею жертва вечерняя…»

Хор повторяет этот стих

Певцы: «Господи, воззвах к Тебе, услыши мя, вонми гласу моления моего, внегда воззвати ми к Тебе».

«Положи, Господи хранение устом моим и дверь ограждения о устнах моих».

«Не уклони сердце мое в словеса лукавствия, непщевати вины о гресех».

После каждого стиха хор поет: «Да исправится…»

Затем певцы поют: «Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою», а хор допевает: «Воздеяние руку моею жертва вечерняя».

  На русском языке

2 Да направится молитва моя, как фимиам, пред лице Твое, воздеяние рук моих — как жертва вечерняя.

Хор повторяет этот стих

3 Положи, Господи, охрану устам моим, и огради двери уст моих;

4 не дай уклониться сердцу моему к словам лукавым для извинения дел греховных вместе с людьми, делающими беззаконие, и да не вкушу я от сластей их.

(Пс 140:2–4)

Вместо «Херувимской песни» на Литургии Преждеосвященных Даров поют «Ныне силы небесные с нами невидимо служат. Се бо входит царь славы, се жертва тайная совершенно дориносится. Верою и любовию приступим, да причастницы жизни вечныя будем. Аллилуия». На русском:

Ныне Силы Небесные

Богослужения среды первой седмицы Великого поста.

Ныне Силы Небесныя с нами невидимо служат;

се бо входит Царь Славы;

се, Жертва тайная совершена дориносится.

Верою и любовию приступим, да причастницы жизни вечныя будем.

Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя.

Священник в это время совершает Великий Вход, но не с потиром и дискосом, в которых хлеб и вино только готовятся к преосуществлению. Он несет Тело и Кровь Бога. Подробнее об этом песнопении можно прочитать на сайте «Нескучного сада».

Вообще о Литургии Преждеосвященных Даров можно послушать или почитать в книге прот. Александра Шмемана «Великий пост».

Ссылка на страницу подписки

Предыдущие выпуски:

Выпуск первый: Начало премудрости — страх Господень

Выпуск второй: Премудрость возглашает на улице

Выпуск третий. Господь дает мудрость

Выпуск четвертый: Надейся на Господа всем сердцем твоим

Выпуск пятый: Храни благоразумие и рассудительность

Выпуск шестой: Я указываю тебе путь мудрости

 

Вы можете ответить на вопросы в комментариях.

Поделиться в соцсетях

Подписаться на свежие материалы Предания