Выпуск пятнадцатый. Праведность и нечестие: созидание и разрушение

Татьяна Зайцева

Бывший редактор библейского раздела портала «Предание». Последовательный и искренний фанат Священного Пис

Ветхий Завет.
Книга Притчей Соломона, сына Давидова.

Главы 10-11

31 Уста праведника источают мудрость, а язык зловредный отсечется.

32 Уста праведного знают благоприятное, а уста нечестивых — развращенное.

1 Неверные весы – мерзость пред Господом, но правильный вес угоден Ему.

2 Придет гордость, придет и посрамление; но со смиренными — мудрость. Праведник, умирая, оставляет сожаление; но внезапна и радостна бывает погибель нечестивых.

3 Непорочность прямодушных будет руководить их, а лукавство коварных погубит их.

4 Не поможет богатство в день гнева, правда же спасет от смерти.

5 Правда непорочного уравнивает путь его, а нечестивый падет от нечестия своего.

6 Правда прямодушных спасет их, а беззаконники будут уловлены беззаконием своим.

7 Со смертью человека нечестивого исчезает надежда, и ожидание беззаконных погибает.

8 Праведник спасается от беды, а вместо него попадает в нее нечестивый.

9 Устами лицемер губит ближнего своего, но праведники прозорливостью спасаются.

10 При благоденствии праведников веселится город, и при погибели нечестивых бывает торжество.

11 Благословением праведных возвышается город, а устами нечестивых разрушается.

12 Скудоумный высказывает презрение к ближнему своему; но разумный человек молчит.

______________

  • На какие места из отрывка вы обратили внимание?
  • Каковы основные мысли этого отрывка?

Вы можете поделиться своими мыслями в комментариях.


Темы отрывка

    Отрывок, предлагаемый нам сегодня Церковью, состоит из нескольких частей. Прежде всего, в него входят два стиха из десятой главы, которые затрагивают тему уст праведника и грешника, которой мы касались вчера.

   Дальше идут стихи 1–4, посвященные теме неправедно нажитого богатства, о чем говорят начало и конец отрывка (неверные и точные весы, с одной стороны, и праведность, которая, в отличие от богатства, спасает в день гнева Божия, с другой, ст. 1 и ст. 4 соответственно), и стихи 5–6, посвященные теме праведности и нечестия, а также вероломства (в Синодальном переводе вероломные названы «беззаконными»). Завершает эту часть своего рода эпилог, говорящий о крахе всех надежд нечестивца вместе с его смертью (7. Со смертью человека нечестивого исчезает надежда, и ожидание беззаконных погибает).

    Следующая часть отрывка посвящена, с одной стороны, теме спасения праведника, которого безбожник стремится погубить своим языком (8. Праведник спасается от беды, а вместо него попадает в нее нечестивый. 9. Устами лицемер губит ближнего своего, но праведники прозорливостью спасаются. «Лицемер» вернее было бы перевести как «безбожник»), а с другой — праведности и нечестия в общественной жизни, в жизни города (9. Устами лицемер губит ближнего своего, но праведники прозорливостью спасаются. 10. При благоденствии праведников веселится город, и при погибели нечестивых бывает торжество.). Что касается ст. 12 (12. Скудоумный высказывает презрение к ближнему своему; но разумный человек молчит.), то он связан с отрывком, не вошедшим в сегодняшнее чтение, а в нашем отрывке перекликается с темой гордости (2. Придет гордость, придет и посрамление; но со смиренными — мудрость.) и с темой исходящего из уст праведника и из уст грешника.

 

Праведность и нечестие: созидание и разрушение

    Весь отрывок делает единым целым сквозная тема праведности и нечестия. Она является главной не только для всей Книги Притчей, но и для многих других книг Библии. Праведник называется также «прямым» или «прямодушным» (11. Благословением праведных возвышается город, а устами нечестивых разрушается. Здесь прямодушные названы «праведниками»). Это неудивительно: ведь этимология еврейского слова «раша», обозначающего нечестие и нечестивца, связана с представлением о чем-то прогнившем и оттого кривым, полуразрушенным.

    Это не просто аллегория. Речь идет о духовном состоянии человека, называемого нечестивым. Праведность — состояние, предполагающее жизнь в Божьем присутствии. Для такой жизни необходима внутренняя цельность, без которой она невозможна. А отсутствие цельности делает человека внутренне непрочным, искривляя его путь и его жизнь. Не случайно о праведности говорится, что она «выравнивает путь», делает его прямым не в смысле отсутствия препятствий и проблем, а в смысле следования Божьей воле и Божьей заповеди, тогда как нечестивца убивает его собственное нечестие (5. Правда непорочного уравнивает путь его, а нечестивый падет от нечестия своего. 6. Правда прямодушных спасет их, а беззаконники будут уловлены беззаконием своим).

    Дело не в изобретенных для нечестивца Богом наказаниях, а в отсутствии духовного стержня, без которого человек внутренне пуст. Если двигаться путем нечестия последовательно, то в конце пути человек превращается в пустую оболочку, после разрушения которой ему уже не на что надеяться (7. Со смертью человека нечестивого исчезает надежда, и ожидание беззаконных погибает). И ничто внешнее, никакое богатство ему не поможет (4. Не поможет богатство в день гнева, правда же спасет от смерти).

  • Знакомо ли вам состояние внутренней пустоты при внешнем благополучии? А наоборот — полнота при бедности?

Вы можете поделиться своими мыслями в комментариях.

Созидание и разрушение: смирение и наглость

    Пустому человеку не помогут никакие попытки внешнего самоутверждения, которые человек, не имеющий духовного стержня и полноценной духовной жизни, неизбежно будет предпринимать, стремясь этот духовный стержень подменить. Даже если эти попытки основаны на религии. Например, человек может кичиться тем, что он православный, и на основании этого требовать особого отношения к себе и своей православности. Будь он полон внутри, он бы предал ситуацию Богу. Не случайно признаком праведности является смирение, а признаком нечестия — вызывающая наглость, задон (Придет гордость, придет и посрамление; но со смиренными — мудрость. Здесь наглость названа «гордостью»). Речь идет, разумеется, о смирении не перед наглецом, а перед Богом, Которому праведник отдает себя в руки безоговорочно.

История, произошедшая несколько лет назад

    9 мая внезапно совпадает с воскресеньем. Из-за парада на Красной площади в половине десятого утра милиция оцепляет прилегающие к Красной площади улицы. Ряд московских храмов, где богослужение начинается в 10, оказывается внутри оцепления. У турникета скапливаются недоумевающие прихожане, которые стремятся на службу. Храм буквально в ста метрах. Милиция объясняет, что без распоряжения начальства пропустить никого не может. Кто-то просит номер телефона начальства, но его не дают. Некоторые из прихожан начинают обвинять милицию в том, что она покушается на святое — не пускает людей в храм. Милиционер объясняет, что у него жена и маленький ребенок, и если он пустит всех в храм без распоряжения, то может лишиться работы и ему будет нечем кормить семью. В ответ в его адрес звучат недобрые слова. Семья милиционера никого не волнует.

    К счастью, кто-то вспомнил историю из Книги Деяний о том, как апостолы, сидя в темнице, начали петь гимны Богу и стены темницы рухнули. Часть прихожан стала петь песнопения начала Литургии, которые в это время уже звучали в храме. На «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас» из храма выходит один из священников, направляется к турникету, и всех в итоге пропускают внутрь. Все с пением, как при крестном ходе, идут в храм. Когда заходят, в храме читают апостольское чтение о том, как стены темницы рухнули от пения и темничный страж испугался, что его из-за этого уволят, а апостол Павел крестил его и позволил снова отвести его и его спутников в темницу.

  • Как бы вы объяснили, что такое гордость? А наглость?

Вы можете поделиться своими мыслями в комментариях

    Без смирения невозможен никакой путь праведности, никакая внутренняя цельность: ведь падшему человеку такая цельность не может быть свойственна по природе, она не может быть его качеством или свойством, хотя бы и приобретенным, она может быть лишь его состоянием, которое в любой момент можно потерять, если утратить ту динамику отношений с Богом, на которой все держится. Смирение и есть готовность эту динамику поддерживать, сделав ее центром и смыслом собственной жизни. А она уже в свою очередь определит и внешнее течение жизни праведника.

Смирение и честная торговля, гордость и обман

    Если человек смиренен перед Богом, то и точные весы становятся для него чем-то само собой разумеющимся (1. Неверные весы — мерзость пред Господом, но правильный вес угоден Ему). Если же человек нечестен, даже если он ходит в храм, он далек от Бога. О необходимости быть честным в торговле говорится и в книге Второзаконие, и в книге Левин:

«13. не должны быть двоякие гири, большие и меньшие;

  1. в доме твоем не должна быть двоякая ефа, большая и меньшая;

  2. гиря у тебя должна быть точная и правильная, и ефа у тебя должна быть точная и правильная, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь Бог твой дает тебе.

  3. ибо мерзок пред Господом Богом твоим всякий делающий неправду.

(Книга Второзаконие 25:13–16)» (ефа — мера для сыпучих веществ, составляла около 20 литров).

В наше время не так часто используются гири. Поэтому обман в торговле может носить различный характер:

  • недовес продукта;

  • хитрость, когда продается расфасованный товар и покупатель интуитивно ожидает одного веса, а имеет место другой. Например, молока в бутылке не литр, а 900 мл или 850;

  • не все компоненты перечисляются в составе продукта;

  • продажа несвежего продукта (пропавшее мясо превращается в фарш, нашпиговывается специями и так продается);

  • нечестная реклама;

  • продажа («впаривание») человеку чего-то ему ненужного, зачастую с помощью обмана. А иногда с помощью, опять же, привлекательной рекламы, играющей на чувствах человека;

  • обман в стиле «в магазинах эта книга стоит столько-то, а у нас — в два раза дешевле», этим часто грешат продавцы в электричках и люди, которые заходят в офис и предлагают что-то купить. Чаще всего число, сколько это стоит в магазинах, называется наобум;

  • продажа чего-то нужного, но плохого качества за большие деньги;

  • получение аванса за товар и исчезновение с деньгами;

  • продажа бесплатной (или даже платной) подписки на что-то на один месяц, а потом автоматическое снимание денег за следующие месяцы; указание в рекламе одной цены, когда на поверку она оказывается в 10 раз больше;

  • продажа одного и того же разным людям (часто происходит со сдачей и продажей квартир);

  • продажа подделок — например, джинсов Гуччи.

Что общего у этих ситуаций с неверными весами? Торговля — это обмен. По идее, равноценный. Если продавец обманывает и исподтишка создает ситуацию, когда он заведомо в выигрыше, а покупатель в проигрыше, он нарушает заповедь о любви к ближнему как к самому себе. Здесь нет мысли о ближнем, и есть обман.

  • Честна ли компания, в которой вы работаете?

Вы можете поделиться своими мыслями в комментариях.

    Но есть хорошая новость. Если человек смиренен и находится в живых отношениях с Богом, то он начинает распознавать обман. Само собой разумеющимся для него становится понимание того, что стоит за словами другого человека, что заставляет его эти слова произносить. Человека, живущего полноценной духовной жизнью, невозможно обмануть в главном, хотя о деталях он может и не знать. Но фальшь за словами, если она присутствует, такой человек ощущает всем существом. Потому-то его и не обманешь: он не поддается на те уловки, которые ему готовят (8. Праведник спасается от беды, а вместо него попадает в нее нечестивый. 9. Устами лицемер губит ближнего своего, но праведники прозорливостью спасаются).

Без праведника не стоит город

    И в обществе от людей, не склонных ко лжи и к внутренней фальши, не бывает обычно ничего, кроме пользы (10. При благоденствии праведников веселится город, и при погибели нечестивых бывает торжество. 11. Благословением праведных возвышается город, а устами нечестивых разрушается). Оно и неудивительно: ведь подлинная праведность остается с человеком всегда, будь он дома или на улице. Она не нуждается ни в каких демонстрациях, но и скрыть ее невозможно. Представьте, каким было бы наше общество и наша страна, если бы большинство ее граждан были смиренны, честны, в том числе и в торговле, и, как заповедует и Христос, с любовью благословляли всех, даже проклинающих.

  • Что полезного для себя вы вынесли из комментария?

  • К каким действиям вас ведет сегодняшний отрывок и комментарий?

Вы можете поделиться своими мыслями в комментариях.

Молитва.
Из службы пятницы третьей седмицы Великого поста.
Читаемые в пятницу

Помилуй мя Боже, помилуй мя.

Отеческаго дара расточих богатство, в блуде иждих житие, лукавными помыслы, греха моего соотведся, и сладостию страсти наслаждаемь, несмысленным скотом уподобихся, спасительных заповедей преступлением: но благоволивый на кресте повеситися мене ради Христе Боже, не отрини мене Твоего сыноположения, но обращающася приими, яко блуднаго сына и спаси мя.

Помилуй меня Боже, помилуй меня.

Растратив богатство отеческого дара, в распутстве прожил я жизнь, будучи пленен злыми помыслами греха моего, и, наслаждаясь удовольствием сладострастия, сделался подобен неразумным скотам, по преслушанию божественных заповедей. Но, Христе Боже, благоизволивший ради меня быть повешенным на кресте, не отлучи меня от достоинства быть сыном Твоим, но обращающегося прими меня, как распутного сына, и спаси меня.

Пресвятая Богородице, спаси нас!

Всечистая, яко виде Тебе на кресте повешена, плачущи вопияше Матерски: Сыне Мой, и Боже Мой, сладчайшее мое Чадо, како терпиши страсть поносную?

Пресвятая Богородица, спаси нас!

Когда увидела Тебя Пречистая висящим на кресте, с плачем, как Матерь, взывала: «Сын Мой и Бог Мой, сладчайшее Мое Чадо, как переносишь Ты нестерпимое страдание?»

Помилуй мя Боже, помилуй мя.

Словом вся Твоею совершил еси силою, Боже, и от небытия в бытие привел еси нас, не предаждь нас беззаконием нашим, безгрешне, Господи, молимся.

Помилуй меня Боже, помилуй меня.

Силою Твоею, Боже, все сотворил Ты словом, и из небытия привел нас в бытие. Не предай нас беззакониям нашим, безгрешный Господи, мы молим Тебя.

Помилуй мя Боже, помилуй мя.

Яко блудный отступих от благодати Твоея, Господи, и богатство расточих благости, к Тебе прибегох благоутробне, взывая Тебе, Боже: согреших, помилуй мя.

Помилуй меня Боже, помилуй меня.

По подобию распутного отдалился я, Господи, от благодати Твоей и, растратив богатство благости Твоей, к Тебе прибегаю, милосердый, взывая к Тебе: «Согрешил я, помилуй меня».

Предложение 

    В эту среду мы предложили вам молиться на протяжении недели о детях с синдромом Дауна. В комментариях один из подписчиков рассказал печальную историю о рождении у них с женой ребенка с синдромом Дауна, девочки Валентины, которая по совету врачей была оставлена в роддоме. Через год она умерла. «Очень жалею, что не оказалось рядом человека, который смог бы сказать (уговорить, объяснить…), что это дар Божий (позже мы с женой это поняли, как всегда это бывает, но это было позже)», — пишет он.

    Когда проходил митинг «Антимайдан», многих возмутил транспарант, на котором было написано: «Мы не майДАУНЫ». Независимо от политических взглядов, в этой надписи видно пренебрежительное отношение к людям с синдромом Дауна, прямо в соответствии с последним стихом сегодняшнего отрывка: «12. Скудоумный высказывает презрение к ближнему своему; но разумный человек молчит».

    Несмотря на, казалось бы, совершенно разный масштаб событий и разницу между ними в 20 лет, эти два случая объединяет одно — нетерпимое, нелюбовное, нехристианское отношение нашего общества к людям с синдромом Дауна, умственно отсталым и инвалидам. Если это отношение изменится, изменится и наша страна. И дети с синдромом Дауна не будут больше медленно умирать в детдомах, потому что родители от них отказались, а усыновить их никто не хочет.

    Именно вы можете стать тем человеком, который будет менять это отношение в своем окружении. Именно вы можете уговорить кого-то не отказываться от ребенка, поддержать. Именно вы можете не поддерживать разговоры в стиле «да это просто даун какой-то» и объяснять окружающим и своим детям, почему так нельзя говорить о людях (а заодно — что презрительно о людях говорят только «скудоумные»).

    Если же эта тема глубоко затронула вас и вам хочется сделать что-то конкретное для этих детей, у вас есть следующие варианты.

     Мы собираем деньги на кислородный концентратор для Тимофея Белоусова — 15-летнего мальчика с синдромом Дауна. Вот он. Правда, похож на Гарри Поттера?

     Похожи и их судьбы. Тимофей — тоже «Мальчик, который выжил». Гарри Поттер выжил, потому что был защищен любовью своих родителей, особенно своей матери. В противном случае заклятие Авада Кедавра убило бы его. Тимофей родился с огромным набором болезней: синдром Дауна, тяжелый порок сердца, дефект аорты на выходе, дефект клапанов сердца, полный АВ–канал, и на левой руке на четырех пальцах не хватало двух фаланг. Врачи сразу же предложили маме написать заявление об отказе, приходили каждый день и уговаривали это сделать (узнаете почерк?). Но мама Тимофея не сдалась, она защитила его своею любовью, и Тимофей дожил уже до 15 лет, снова и снова побеждая в схватке с Волан-де-Мортом — смертью.

    Сейчас ему предстоит очередная битва, и он нуждается в помощи Ордена Феникса. Присоединяйтесь к Ордену, подарите Тимофею кислородный концентратор, чтобы он не умер от нехватки кислорода в легких. Подарить концентратор.

    Если же вы хотите сделать нечто большее для людей с синдромом Дауна, вы можете присоединиться в качестве друга к одной из замечательных общин «Вера и свет».

   Цель движения. Преодоление страха и недоверия большинства людей, общества и государства по отношению к умственно отсталым людям и их семьям. Свидетельство о том, что отчуждение и депрессия, вызванные тяжелым заболеванием и многолетней борьбой с ним, могут быть преодолены.

     Деятельность. Группа семей с умственно отсталыми детьми и волонтеры встречаются раз в 2–3 недели в постоянном месте. Встреча тщательно готовится так, чтобы на ней гармонично сочетались общение, игры, пение, спектакли и другие занятия, интересные и посильные людям всех возрастов. Между встречами члены общины встречаются, ходят друг к другу в гости. Летом группы выезжают в летние лагеря.

    Цель встреч. Прежде всего создание благоприятной обстановки для общения всех в группе, невзирая на навыки и умение общаться. Тем самым на каждой встрече члены группы находят что-то новое для себя в отношениях друг с другом — и это самое главное.

         Вы можете больше узнать о движении на их сайте, а при желании присоединиться к нему, написать по адресу: verasvet@gmail.com

     Участие в движении «Вера и свет» становится образом жизни. Если вы не готовы к такому глубокому вовлечению, вы можете помочь фонду «Даунсайд Ап», который оказывает поддержку семьям с детьми с синдромом Дауна. Заполните заявку волонтера, и к вам обратятся за помощью при подготовке и проведении благотворительных акций, детских праздников, родительских собраний, выставок, субботников и других мероприятий. Если вы сделаете пожертвование, вы поможете какой-то семье получить пакет специализированной литературы, по которой родители смогут заниматься с детьми, или частично оплатите визит родителя с ребенком к специалисту по раннему развитию. Если вы возглавляете фирму, сотрудничество с «Даунсайд Ап» поспособствует укреплению корпоративного духа вашей команды.

    При поддержке такие люди могут многого достичь. Например, стать поваром, как Никита Паничев.

Ссылка на страницу подписки

Предыдущие выпуски рассылки:

Выпуск первый: Начало премудрости — страх Господень

Выпуск второй: Премудрость возглашает на улице

Выпуск третий: Господь дает мудрость

Выпуск четвертый: Надейся на Господа всем сердцем твоим

Выпуск пятый: Храни благоразумие и рассудительность

Выпуск шестой: Я указываю тебе путь мудрости

Выпуск седьмой: Почему изменять не мудро?

Выпуск восьмой: Дух же целомудрия… подаждь ми

Выпуск девятый: Чему можно научиться у муравья?

Выпуск десятый: Зачем обвязывать заповедями шею

Выпуск одиннадцатый: Прямота, лукавство и хитроумие

Выпуск двенадцатый: Премудрость и Христос

Выпуск тринадцатый: Куда ведет ваш путь?

Выпуск четырнадцатый: Честность и любовь, бизнес и Бог

 

Вы можете ответить на вопросы в комментариях.

Поделиться в соцсетях

Подписаться на свежие материалы Предания