Выпуск одиннадцатый. Прямота, лукавство и хитроумие

Татьяна Зайцева

Бывший редактор библейского раздела портала «Предание». Последовательный и искренний фанат Священного Пис

Ветхий Завет. Книга Притчей Соломона, сына Давидова.
Глава 8

1. Не премудрость ли взывает? и не разум ли возвышает голос свой?

2. Она становится на возвышенных местах, при дороге, на распутиях;

3. она взывает у ворот при входе в город, при входе в двери:

4. «к вам, люди, взываю я, и к сынам человеческим голос мой!

5. Научитесь, неразумные, благоразумию, и глупые — разуму.

6. Слушайте, потому что я буду говорить важное, и изречение уст моих — правда;

7. ибо истину произнесет язык мой, и нечестие — мерзость для уст моих;

8. все слова уст моих справедливы; нет в них коварства и лукавства;

9. все они ясны для разумного и справедливы для приобретших знание.

10. Примите учение мое, а не серебро; лучше знание, нежели отборное золото;

11. потому что мудрость лучше жемчуга, и ничто из желаемого не сравнится с нею.

12. Я, премудрость, обитаю с разумом и ищу рассудительного знания.

13. Страх Господень — ненавидеть зло; гордость и высокомерие и злой путь и коварные уста я ненавижу.

14. У меня совет и правда; я разум, у меня сила.

15. Мною цари царствуют и повелители узаконяют правду;

16. мною начальствуют начальники и вельможи и все судьи земли.

17. Любящих меня я люблю, и ищущие меня найдут меня;

18. богатство и слава у меня, сокровище непогибающее и правда;

19. плоды мои лучше золота, и золота самого чистого, и пользы от меня больше, нежели от отборного серебра.

20. Я хожу по пути правды, по стезям правосудия,

21. чтобы доставить любящим меня существенное благо, и сокровищницы их я наполняю

______________

  • На какие места из отрывка вы обратили внимание?
  • Каковы основные мысли этого отрывка?
  • Можете ли вы сказать, что слышите, как к вам взывает премудрость?
  • Что значат слова «мною цари царствуют и повелители узаконяют правду»?

Вы можете поделиться своими мыслями в комментариях.

Зачем обвязывать заповедями шею?

В устах священнописателя Премудрость становится чем-то олицетворенным. Она говорит как бы от собственного лица, обращаясь к тем, кто, кажется, не очень-то хочет ее слушать. Такое публичное обращение к каждому, проходящему мимо (ст. 1–4), замечательно само по себе. Мудрость открыта каждому ищущему, тут нет места никакой эзотерике, никакому узкому кругу «посвященных», не войдя в который на приобщение к мудрости рассчитывать не приходится. Мудрость — не какое-то тайное знание. Если она не присуща каждому, то не потому, что кто-то ее специально скрывает от непосвященных, а потому, что люди не обращают на нее внимания, равнодушно проходя мимо.

Прямота и лукавство

Прямота (йешарим) и праведность (цедек) — уже знакомые нам понятия, связанные с представлениями о мудрости. Здесь они снова возникают в 8–9-м стихах: »все слова уст моих справедливы; нет в них коварства и лукавства; все они ясны для разумного и справедливы для приобретших знание» и названы справедливостью. Все, что связано с мудростью — праведно и прямо. Если человек лукавит, плетет интриги или просто поступает нечестно — он и не праведен, и не мудр. Лукавство может проявляться в человеке по-разному. Авва Дорофей говорит, что существует три вида лжи: ложь словом, когда человек говорит, например, что не успел что-то сделать, хотя он просто поленился; ложь мыслью, когда человек придумывает, что происходит в голове у другого человека и придумывает, как правило, что-то плохое; вылиться это может в то, что человеку начнет мерещиться, что другие люди совершают дурные действия (например, крадут), которые они не совершают; и ложь жизнью, когда человек хвалит добродетель, которой сам не имеет так, как будто бы он изнутри знает, что это такое. Например, восхваляет целомудрие, а сам блудит. Именно поэтому Христос предостерегает апостолов от закваски фарисейской — лицемерия.

Благоразумие vs хитроумие

Также в восьмой главе появляется еще одна характеристика обладающих мудростью, которая в Синодальном переводе названа «благоразумием» (ст. 5), хотя соответствующее еврейское слово (арема) более многозначно. Достаточно заметить, что то же самое слово в том же самом Синодальном переводе, когда дело касается небезызвестного образа змея в Эдемском саду, переведено как «хитрый» (Быт 3:1). На самом же деле оригинал несет в себе все указанные смыслы. Речь может идти и о благоразумной осторожности, и о своего рода изощренности ума, и о той хитрости, которую можно использовать как на благо, так и во зло. Разумеется, автор Книги Притчей предполагает, что мудрый человек будет использовать ее только во благо — как себе, так и другим. Но само по себе это, как можно было бы его назвать, хитроумие — штука амбивалентная, оно ни хорошо, ни дурно. Оно — лишь инструмент, который человек может использовать для самых разных, в том числе и нравственно противоположных, целей.

Это хитроумие священнописатель ставит в один ряд с тем самым «разумом», который, если иметь в виду изначальный смысл соответствующего еврейского слова, связан с навыком различения понятий (когда дело касается теорий) и жизненных реалий (когда дело касается жизненной практики). Хитроумием можно было бы назвать уже сложившийся навык такого различения. Сам по себе он в духовном смысле ничего человеку не гарантирует, ведь навык этот в основе своей интеллектуальный. Конечно, связан он не только с интеллектом, но и с той духовной активностью, без которой никакое мышление невозможно в принципе. И все же речь идет о мышлении в первую очередь. О том самом мышлении, без которого невозможно никакое осмысление реальности, будь то реальность окружающей жизни или реальность собственных умозрений. Она к жизни внешней может и не иметь никакого отношения, но ведь умозрения в любом случае остаются частью жизни того, кто их создал, хотя бы жизни внутренней, и для их создателя они абсолютно реальны.

Как мы уже говорили, осмысление — еще не осознание. Это лишь первый шаг на пути к мудрости. Но без него никак: ведь неосмысленная реальность остается лишь потоком бессознательных впечатлений, переживаний и психических состояний, из которого человек не в состоянии выйти так же, как не в состоянии он выплыть в речном потоке со связанными руками. Хитроумие — это инструмент осмысления реальности во всех ее проявлениях, позволяющий расчленить поток неосознанного и увидеть составляющие его элементы.

Но осмысление — лишь первый шаг. Мудрость требует не только осмысления, но и осознания реальности. Осмысление дает нам возможность ориентироваться в потоке неосознанного, понять, куда он несет нас и куда в нем движемся мы сами, дает возможность самого движения в нем, которого иначе у нас не было бы. Но сразу за этим встает следующий вопрос: куда и зачем нам плыть? К какому берегу нам держать путь, и нужен ли нам берег вообще? А если нужен где он и как туда попасть? На эти вопросы отвечает уже не осмысление, а осознание. Оно предполагает систему духовных координат, притом систему абсолютную, и потому невозможно без того, что в Библии называется страхом Божьим.

Не случайно священнописатель вновь и вновь упоминает в связи с мудростью страх Божий (ст. 13). И это, конечно, не тот страх, который заставляет избегать греха, боясь вечного наказания. Это тот священный трепет, который рождается в сердце человека, открывшего для себя реальность Божьего присутствия в своей жизни, хотя бы — для начала — как того дыхания жизни, без которого человека нет. Вот это откровение-открытие и полагает начало осознанию — теперь человек начинает понимать, что такое он сам, что такое его жизнь, какое место занимает в ней Божье присутствие, а какое должно занять все остальное, что открылось ему в процессе осмысления реальности. В благоговении человек ощущает смирение и ему становятся противны гордость и высокомерие. Жизнь человека постепенно выстраивается вокруг Бога и Его воли, которая так же постепенно открывается человеку. Хитроумие начинает работать на Бога, направляя человека на путь праведности. И постепенно хитроумный становится мудрым, обретая главный навык мудреца — навык праведной жизни.

  • Можете ли вы назвать себя хитроумным человеком?
  • Что нового или полезного для себя вы вынесли из комментария?
  • К каким действиям вас ведет сегодняшний отрывок и комментарий?

Вы можете поделиться своими мыслями в комментариях.

Молитва. Из службы Утрени пятницы второй седмицы Великого поста в понедельник

Из трипеснца прп. Феодора Студита

Ныне в седмицах триех, якоже древле тридневне Израиль, очистившеся братие, в гору молитв достигнем, и оттуду Божественный глас услышавше, Христа воспоим.

Якоже Сампсон постом укрепльшеся, приидите, якоже инаго зверя поразим людие, чревнаго беса, и не посмеется Далида страстей, прельщающая нас.

Иждив богатство отеческое со блудницами, изгнан бых от преддверий благодати окаянный: но приими мя Отче, за безчисленную милость.

Во светлейшем поста светозарении молитв просветившеся, световидни будем, яко да греховныя тьмы избегнем.

Молит Тя лик безплотных, херувими молят, и святых чинове, души наша спаси Христе, Многомилостиве.

Предложение

Снова понедельник. Предлагаю вспомнить свои планы на пост и посмотреть — что получается, что не получается. И проанализировать, почему не получается. Благословения вам на предстоящую неделю!

Страница подписки

Предыдущие выпуски рассылки

Выпуск первый: Начало премудрости — страх Господень

Выпуск второй: Премудрость возглашает на улице

Выпуск третий: Господь дает мудрость

Выпуск четвертый: Надейся на Господа всем сердцем твоим

Выпуск пятый: Храни благоразумие и рассудительность

Выпуск шестой: Я указываю тебе путь мудрости

Выпуск седьмой: почему изменять не мудро

Выпуск восьмой: Дух же целомудрия… подаждь ми

Выпуск девятый: Чему можно научиться у муравья?

Выпуск десятый: Зачем обвязывать заповедями шею

Вы можете ответить на вопросы в комментариях

Поделиться в соцсетях

Подписаться на свежие материалы Предания