Выпуск двадцатый. Как страх Божий может быть убежищем?

Татьяна Зайцева

Бывший редактор библейского раздела портала «Предание». Последовательный и искренний фанат Священного Пис

Ветхий Завет.
Книга Притчей Соломона, сына Давидова.

Глава 14

15 Глупый верит всякому слову, благоразумный же внимателен к путям своим.

16 Мудрый боится и удаляется от зла, а глупый раздражителен и самонадеян.

17 Вспыльчивый может сделать глупость; но человек, умышленно делающий зло, ненавистен.

18 Невежды получают в удел себе глупость, а благоразумные увенчаются знанием.

19 Преклонятся злые пред добрыми и нечестивые — у ворот праведника.

20 Бедный ненавидим бывает даже близким своим, а у богатого много друзей.

21 Кто презирает ближнего своего, тот грешит; а кто милосерд к бедным, тот блажен.

22 Не заблуждаются ли умышляющие зло? но милость и верность у благомыслящих.

23 От всякого труда есть прибыль, а от пустословия только ущерб.

24 Венец мудрых — богатство их, а глупость невежд глупость и есть.

25 Верный свидетель спасает души, а лживый наговорит много лжи.

26 В страхе пред Господом — надежда твердая, и сынам Своим Он прибежище.

______________

  • На какие места из отрывка вы обратили внимание?
  •  Каковы основные мысли этого отрывка?

Вы можете поделиться своими мыслями в комментариях.


Страх Божий как убежище

   В ст. 26 сегодняшнего отрывка заключается ключ к его пониманию: 26. В страхе пред Господом — надежда твердая, и сынам Своим Он прибежище.

   Речь идет о страхе Божьем, который становится убежищем самому боящемуся и его детям. В оригинале этот афоризм читается именно так: как об убежище в нем говорится именно о страхе Божьем, а не о Боге.

   Как же так? Разве страх может быть убежищем, даже если говорить о страхе Божьем? Если понимать страх Божий как страх ожидаемого от Него наказания за грех, тогда, конечно, ни о каком убежище речи быть не может. Если же понимать страх Божий как священный трепет, тогда все меняется. В самом деле: что такое этот священный трепет? От чего содрогается человеческая природа в присутствии Божьем? От самого факта Его присутствия. Оттого, что Он — Дух, и Дух ничем не ограниченный, а значит, Его воля бесконечно могущественна, и от человека Его отделяет пропасть, которая не перестает быть таковой даже тогда, когда Бог Сам перебрасывает через эту пропасть мост. А между тем Его дыхание, дыхание жизни всегда пребывает в нас (Быт 2:7). В нас всегда присутствует Тот, Кого не вмещает даже целый мир.

Присутствие Божие в нашем сердце

   Во времена, когда была написана Книга Притчей, конечно, еще рано было вести речь о Царстве Божием — ведь Мессия еще не приходил. Но даже того Присутствия, которое было дано каждому человеку в момент его сотворения, уже было довольно, чтобы каждый, осознает он этот факт или нет, оказался бы лицом к лицу с бесконечно могущественной Волей, бесконечно глубокой Мудростью и бесконечно полной Жизнью.

   Но Бог ненавязчив, Он не заставляет никого осознавать Свое присутствие, даже если оно определяет само существование человеческой личности. Он лишь предлагает человеку знакомство с Собой и путь к Себе, но не заставляет никого этим путем идти. Однако без осознания Его присутствия в собственном сердце, в глубине собственной личности, никакой духовный путь невозможен, а такое осознание всегда переживается как нечто потрясающее, иногда даже физически.

Шаги на пути мудрости

Следи за своими путями и удаляйся от зла

   Осознание Божьего присутствия в собственном сердце — лишь начало, первый шаг на пути праведности. Дальше важно не быть простаком (пети) и следить за своими путями, как это делает человек сообразительный (арум) (15. Глупый верит всякому слову, благоразумный же внимателен к путям своим; в Синодальном переводе сообразительный назван «благоразумным», а простак — «глупым»). В ст. 16 (Мудрый боится и удаляется от зла, а глупый раздражителен и самонадеян) благоразумие соотносится с мудростью: мудрый (хахам) удаляется от зла, а простота становится глупостью, причем глупый (кесил) раздражителен и самонадеян.

  • Стремитесь ли вы удалиться от зла?

Вы можете поделиться своими мыслями в комментариях.

   Вспыльчивость такого раздражительного глупца не то, что злоба человека, вредящего преднамеренно (17. Вспыльчивый может сделать глупость; но человек, умышленно делающий зло, ненавистен), но все же она отнюдь не добавляет глупцу мудрости. В конечном счете простакам приходится довольствоваться глупостью, а сообразительные обретают знание (даат) (18. Невежды получают в удел себе глупость, а благоразумные увенчаются знанием; в Синодальном переводе простаки названы «невеждами»). В итоге богатством мудрых оказывается их венец, а глупость глупцов остается глупостью (24. Венец мудрых — богатство их, а глупость невежд глупость и есть).

Будь сообразителен и хитер на добро

   Что же это за венец мудрецов? Он явно связан с тем знанием, которое обретают сообразительные. Но кто они, упоминаемые тут сообразительные? И кто такие простаки? Иногда, как, к примеру, в случае со змеем, такая сообразительность называется хитростью (1. Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю? (Быт 3:1), и отнюдь не в положительном смысле. Как видно, сообразительность — штука амбивалентная, ее можно использовать как во благо, так и во зло. Но на пути праведности она необходима, одной простотой простака тут не обойтись. Поэтому и говорится об обретении сообразительными знания. Речь идет не о всяком знании, а о том, что мы сегодня назвали бы богопознанием. Это прежде всего осознание Божьего присутствия в своем сердце и в своей жизни.

  Осознание же отличается от простого понимания тем, что осознающий нечто человек знает, что следует из его знания для его собственной жизни, какие выводы он должен сделать из своего знания и как эти выводы изменят его жизнь. Потому-то и идет речь о внимании сообразительного к своему пути. Что следует из открывшегося мне факта присутствия Бога в моем сердце и в моей жизни? Как мне жить дальше в Его присутствии? На что ориентироваться? Как узнать Его волю? Что сделать, чтобы не потерять Его? Вот вопросы, которыми задается человек, осознавший или осознающий Божье присутствие в своем сердце и в своей жизни.

  • Задаетесь ли вы такими вопросами?

Вы можете поделиться своими мыслями в комментариях.

Практика, практика и еще раз практика

   На эти вопросы человек отвечает, исходя не из трактатов по нравственному богословию, а из опыта собственной жизни и учась у праведных и мудрых людей. Не потому, что трактаты непременно плохи, а потому, что мудрость — не теория, а практика. Человек может все знать о том, как жить христианину, знать всю догматику, прочитать всех святых отцов, но ничего не уметь: ни удержаться в споре от гнева и обиды, ни трудиться, ни с милосердием смотреть на ближних. Этому он учится только на практике, а не из книг. Как говорит авва Дорофей: «старец сказал: «Молящийся за врага будет незлопамятен». Исполняйте это на деле и тогда хорошо уразумеете то, что слышите; ибо поистине, если не будете исполнять этого, не можете одними словами научиться сему. Какой человек, желая научиться искусству, постигает его из одних слов? Нет, сперва он работает и портит, работает и уничтожает свое дело: и так мало-помалу, трудами и терпением научается искусству с помощью Бога, взирающего на его труд и произволение. А мы хотим искусству искусств научиться одними словами, не принимаясь за дело. Возможно ли это? Итак, будем внимать себе, братия, и трудиться со тщанием, пока еще имеем время». Поэтому практика жизни в Божьем присутствии и есть основание всякой праведности, включая ту, которая была свойственна еще Ною (9. Вот житие Ноя: Ной был человек праведный и непорочный в роде своем; Ной ходил пред Богом (Книга Бытия 6:9).

   Чтобы так жить, непременно нужно переживать и само Божье присутствие как реальность собственной жизни, «ходить перед Богом». Это Присутствие и есть тот самый венец мудрецов. Тогда и страх Божий становится прибежищем, прибежищем во время пути. Внутренним храмом, который всегда с нами.

  • Что полезного для себя вы вынесли из комментария?

  • К каким действиям вас ведет сегодняшний отрывок и комментарий?

Вы можете поделиться своими мыслями в комментариях.

Молитва.
Из службы пятницы четвертой седмицы Великого поста

Помилуй мя Боже, помилуй мя.

Истины истязателю, и сокровенных видче Господи, фарисеа тщеславием побеждаема, и от дел добродетельми оправдающася осудил еси, мытаря же со умилением молящася, и от онаго осуждаема оправдал еси. Егоже покаяния и нас ревнители распныйся покажи, и оставления сподоби, яко Человеколюбец.

Помилуй меня Боже, помилуй меня.

Исследующий истину и знающий сокровенное, Господи, фарисея, обладаемого тщеславием и оправдывавшего себя добродетелями дел, Ты осудил, а мытаря, фарисеем осужденного и молившегося в сокрушении, Ты оправдал. Его покаянию и нас покажи подражателями,Распятый за нас, и удостой нас прощения, как человеколюбивый.

Помилуй мя Боже, помилуй мя.

Страстем поработив души моея достоинство, скот бых: и не могу воззрети к Тебе Вышнему, но долу преклонився Христе, яко мытарь, молюся зовый Тебе: Боже очисти, и спаси мя.

Помилуй меня Боже, помилуй меня.

Отдавши в рабство страстям достоинство души моей, я сделался подобен скоту, и не могу воззреть к Тебе, Всевышний, но к низу преклонясь, молюсь, как мытарь, взывая Тебе: Боже, будь милостив ко мне и спаси меня.

Помилуй мя Боже, помилуй мя.

Поста водою, души вси омыим, и приступивше к честному и животворящему кресту Господню, верою поклонимся божественное просвещение почерпающе и вечное спасение ныне приобретающе, мир и велию милость.

Помилуй меня Боже, помилуй меня.

Все омоем души водою поста и, приходя к честному и всечтимому кресту Господню, поклонимся ему с верою, почерпая божественное просвещение и ныне же получая плод — вечное спасение, и мир, и великую милость.

Помилуй мя Боже, помилуй мя.

Апостолов похвало кресте, егоже окружают начала, силы, архангели, покланяющияся тебе от всякаго вреда спасай, и божественное поприще воздержания нас сподоби добре совершающия, день спасительный достигнути, имже и спасаемся.

Помилуй меня Боже, помилуй меня.

Похвала апостолов, крест, который окружают Начала, Силы, Архангелы! Поклоняющихся тебе спаси от всякого вреда, и удостой нас, чтобы мы, хорошо окончив божественное поприще воздержания, достигли и того спасительного дня, которым только мы и спасаемся.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духи, и ныне и присно и вовеки веков. Аминь!

Преполовивше пучину воздержания, пристанище приимем спасения время страсти Твоея вольныя Господи: но яко благоутробен и щедр, и день славнаго воскресения Твоего, в мире сподоби нас видети Человеколюбче.

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь!

Переплывши половину моря воздержания, мы найдем спасительную пристань, — время Твоего добровольного страдания, — Господи; но как милосердый и щедрый удостой нас, Человеколюбивый, в мире увидеть и день славного Твоего воскресения.

Предложение 

       В среду мы предлагали вам молиться за тех, кто оказался беженцем или мигрантом. Сегодня мы расскажем, как можно помочь таким людям.

   Конечно, в первую очередь вспомним о беженцах с Украины. Там идет гражданская война. С обеих сторон сотни убитых и раненых. Гибнут взрослые и дети, участники конфликта и случайные люди. Многим людям пришлось бросить свои дома и бежать туда, где не стреляют.

   Они живут в лагерях беженцев, зачастую у них нет работы, и они не могут купить себе элементарные вещи: лекарства, памперсы для детей, зубную пасту, мыло, туалетную бумагу…. Не могут купить билет до места, где нашли работу, или к родственникам. Для помощи им со всем этим мы собираем средства. Помочь людям на билеты, на лекарства и на туалетную бумагу можно тут.

Помочь

   Еще хуже тем, кто не смог уехать. Часть районов полностью отключена от электроснабжения, не работают транспорт, водоснабжение, связь. Они остаются на Украине. Наибольший поток беженцев принимают на себя Донецкая и Луганская области Украины и Ростовская область РФ. Медицинская инфраструктура Донецкой и Луганской областей не рассчитана на такое количество раненных и нуждается в срочной помощи. В больницах Донбасса наблюдается острая нехватка медикаментов, расходных материалов и комплектующих для оборудования. Часть больниц из-за военных действий вынуждена прекратить свою работу.

   Среди беженцев много раненых и травмированных людей, в том числе маленькие дети. Особо острая нужда в приобретении специализированного медицинского транспорта и реанимобилей для транспортировки пострадавших от боевых действий. Уже сейчас необходимо закупить лекарств и расходных материалов на сумму более ста тысяч долларов, а также приобрести реанимобиль с комплектом дополнительного оборудования и расходных материалов на сумму более 7 миллионов рублей.

   Расходы на территории Украины будут контролировать наши добровольцы и сотрудники «Международной медицинской помощи». Они же разработали сметы на лекарства и реанимобиль. Тем, кто остался в Луганской и Донецкой областях вы можете помочь здесь.

Помочь

   Конечно, хорошо, когда есть где поселиться и добрые люди предоставляют тебе помощь. Но нельзя вечно жить без работы и в поселениях, надо вливаться в жизнь. Для этого сделан сайт «Помощь беженцам» http://pomoshch-bezhentsam.ru/ Это сайт-посредник между беженцами и теми, кто может и хочет им предложить любого рода помощь — от работы до проживания и вещей.

   Кроме беженцев с Украины еще с 90-х годов в Россию не прекращается поток беженцев из разных горячих точек или просто бывших союзных республик, где стали не нужны русские. Помощью этим людям уже 20 лет занимается Комитет «Гражданское содействие». Для людей, лишившихся крыши над головой и средств к существованию, даже пара носков, брюки или теплая куртка являются ощутимой помощью. Комитет с радостью примет пожертвования в виде продуктов, детского питания, одежды и других предметов первой необходимости.

   Вы можете передать в Комитет как новые, так и бывшие в употреблении, но пригодные для использования вещи: одежду, обувь, постельные принадлежности, а также другие предметы домашнего обихода.

   Разумеется, вещи должны быть чистыми и не требующими ремонта, чтобы ими можно было пользоваться сразу. Помочь вещами. Адрес: Москва, Олимпийский проспект, 22 (ст. метро «Достоевская», «Проспект Мира», «Марьина роща», «Рижская»). Согласуйте, пожалуйста, с координаторами свой приезд по тел.:

+7 (495) 681-18-23

+7 (495) 681-15-32

Карта

   Беженцам нужно вливаться в жизнь — взрослым работать, детям учиться. В случае беженцев из Таджикистана или Африки оказывается, что у них нет такой возможности, потому что они или плохо знают русский язык или совсем никак. Поэтому Комитет организует занятия с детьми беженцев русским языком и математикой, а с самими беженцами — русским языком. Движущая сила Центра адаптации детей беженцев — волонтеры. Индивидуальные занятия преподавателей-волонтеров с детьми мигрантов по русскому и английскому языкам и математике, организация праздников, экскурсий и поездок — все это происходит в атмосфере добра и совместного творчества.

  Русский язык как иностранный (РКИ) для взрослых мигрантов — еще одно направление волонтерской работы в Комитете. Волонтеры учат мигрантов и беженцев русскому языку, знакомят их с традициями и культурой России. Для участия в этой программе не нужно быть профессиональным педагогом или знать иностранные языки — достаточно уметь хорошо говорить и писать на русском. Занятия проводятся индивидуально или в небольших группах.

Кроме этого, волонтеры нужны для:

  • помощи с переводом и составлением бумаг и анкет;
  • поиска подробной информации о странах и культурах;
  • мониторинга деятельности государственных органов;
  • сопровождения в медицинские учреждения заявителей.

Каждый волонтер находит дело, наиболее интересное и подходящее именно ему. Волонтерство требует регулярности, но обычно оно занимает несколько часов в неделю и не мешает работать или учиться.

Стать волонтером

Вы можете поделиться своими мыслями в комментариях

Страница подписки

Предыдущие выпуски рассылки

Выпуск первый: Начало премудрости — страх Господень

Выпуск второй: Премудрость возглашает на улице

Выпуск третий: Господь дает мудрость

Выпуск четвертый: Надейся на Господа всем сердцем твоим

Выпуск пятый: Храни благоразумие и рассудительность

Выпуск шестой: Я указываю тебе путь мудрости

Выпуск седьмой: почему изменять не мудро

Выпуск восьмой: Дух же целомудрия… подаждь ми

Выпуск девятый: Чему можно научиться у муравья?

Выпуск десятый: Зачем обвязывать заповедями шею

Выпуск одиннадцатый: прямота, хитроумие и лукавство

Выпуск двенадцатый: Премудрость и Христос

Выпуск тринадцатый: Куда ведет ваш путь?

Выпуск четырнадцатый. Честность и любовь, бизнес и Бог

Выпуск пятнадцатый. Праведность и нечестие: созидание и разрушение

Выпуск шестнадцатый. Корни и плоды

Выпуск семнадцатый. Слово — это тоже дело. И о ТК в Библии

Выпуск восемнадцатый. Вы — свет мира

Выпуск девятнадцатый. Праведникам воздается добром?


Вы можете поделиться своими мыслями в комментариях

Поделиться в соцсетях

Подписаться на свежие материалы Предания