Выпуск двадцать первый. Чем страшна зависть?

Татьяна Зайцева

Бывший редактор библейского раздела портала «Предание». Последовательный и искренний фанат Священного Пис

Ветхий Завет.
Книга Притчей Соломона, сына Давидова.

Главы 14, 15

27 Страх Господень — источник жизни, удаляющий от сетей смерти.

28 Во множестве народа — величие царя, а при малолюдстве народа беда государю.

29 У терпеливого человека много разума, а раздражительный выказывает глупость.

30 Кроткое сердце — жизнь для тела, а зависть — гниль для костей.

31 Кто теснит бедного, тот хулит Творца его; чтущий же Его благотворит нуждающемуся.

32 За зло свое нечестивый будет отвергнут, а праведный и при смерти своей имеет надежду.

33 Мудрость почиет в сердце разумного, и среди глупых дает знать о себе.

34 Праведность возвышает народ, а беззаконие — бесчестие народов.

35 Благоволение царя — к рабу разумному, а гнев его — против того, кто позорит его.

1Кроткий ответ отвращает гнев, а оскорбительное слово возбуждает ярость.

2 Язык мудрых сообщает добрые знания, а уста глупых изрыгают глупость.

3 На всяком месте очи Господни: они видят злых и добрых

4 Кроткий язык — древо жизни, но необузданный — сокрушение духа.

______________

  • На какие места из отрывка вы обратили внимание? 
  • Каковы основные мысли этого отрывка?

Вы можете поделиться своими мыслями в комментариях


Страх Господень — источник жизни

   Ключом к пониманию сегодняшнего отрывка оказываются стихи 27 и 3 (27. Страх Господень — источник жизни, удаляющий от сетей смерти. 3. На всяком месте очи Господни: они видят злых и добрых). Книга Притчей опять возвращает нас к теме страха Божия, на этот раз называя его «источником жизни» (ст. 27). Именно он удаляет боящегося Бога от сетей смерти. Снова становится понятно, что страх Божий — не обычный страх наказания за совершенный грех. Хотя, конечно, иногда и страх наказания может удержать человека от чего-нибудь дурного. Но это слишком внешняя, слишком поверхностная защита.

   Страх наказания сдерживает человека извне, но по-настоящему сдержать и направить человека можно только изнутри. Из той самой глубины, где пребывает «дыхание жизни», которое от Бога (Быт 2:7). Вот оно, это дыхание, и есть источник жизни для человека. Источник, которого сам человек часто вовсе не замечает, хотя только им и живет. А когда замечает, переживает тот священный трепет, который и называется в Библии страхом Божьим.

   Это очень важный момент в духовной жизни человека, потому что он — начало осознания, которое, когда доходит до абсолютной ясности, полностью меняет жизнь человека. Ему становится совершенно очевидно из собственного опыта, что человек предстоит Богу всегда, где бы он ни был и что бы ни делал, независимо от того, знает ли он об этом или нет (3. На всяком месте очи Господни: они видят злых и добрых).

Исцеляющее сердце

   Так начинается для человека путь праведности. Только начинается — потому что впереди еще много всего и разного. С Богом надо еще научиться жить. Жить так, чтобы не вытеснять Его из своей жизни — а если вытеснить, Он уйдет и вернется лишь тогда, когда сочтет нужным. Не случайно Книга Притчей говорит об «исцеляющем сердце», которое жизнь для тела. (30. Кроткое сердце — жизнь для тела, а зависть — гниль для костей; в оригинале лев марфе, что вернее перевести как «исцеляющее», а не просто «кроткое»).

  Поскольку «от избытка сердца говорят уста», дальше кроткое, исцеляющее сердце превращается в «исцеляющий язык» (4 Кроткий язык — древо жизни, но необузданный — сокрушение духа). Слова, сказанные с любовью, слова ободрения, утешения, доброго совета — и даже слова обличения, сказанные с любовью и кротостью — исцеляют. Здесь язык, произносящий такие слова, назван древом жизни, что отсылает нас к первым главам книги Бытия и к древу жизни, которое росло в Эдемском саду. Человеку после грехопадения был прегражден доступ к нему: «22. И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно. 23. И выслал его Господь Бог из сада Едемского, чтобы возделывать землю, из которой он взят. 24. И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни». (Книга Бытия 3:22–24). Нет ничего прискорбней грешного человека, живущего вечно. Адам утратил связь с Богом через грех и лишился древа жизни. Однако, когда человек живет с Богом и следует за Ним, его сердце и его слова становятся исцеляющими и он вновь получает доступ к древу жизни. В третьей главе Книги Притчей древом жизни названа сама мудрость: «18. Она — древо жизни для тех, которые приобретают ее, — и блаженны, которые сохраняют ее!» (Притчи 3:18).

К чему стремится наше сердце?

   Исцеляющее сердце противопоставлено зависти, разрушающей человека. Сердце на языке Библии и есть та самая глубина, где дышит Божье «дыхание жизни». Но сердце — также проявление духа человеческого, его воли, его стремления и желаний. И именно от состояния этого человеческого духа, от воли и желаний человека зависит, станет ли его сердце исцеляющим для него и окружающих или нет.

   С точки зрения физической человек, как не раз было справедливо замечено, есть то, что он ест, с точки зрения психической он есть то, что он думает и чувствует. С точки же зрения духовной человек есть то, чего он желает и к чему (или к кому) стремится. «Где сокровище ваше, там и сердце ваше» — мысль, прозвучавшая из уст Иисуса (ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше) (Мф 6:21), но известная задолго до Его прихода. Зависть начинается тогда, когда стремления человека искажаются. Искажается то, что называется обычно интенцией человека.

   Что такое интенция? Наша воля свободна, и мы можем направить ее, куда нам угодно. Можем захотеть того или иного — или не захотеть. Обратить внимание туда или сюда — или направить его внутрь, в глубину собственного сердца. И всякий раз наша воля соединяется с тем, на что она бывает направлена, образуя с ним единое целое. И тогда то, на что она направлена, становится для нас сокровищем.

   Важно не то, чем является объект нашего внимания сам по себе. Важно наше к нему отношение. Внимание, которое мы ему уделяем. Воля, соединившаяся с объектом нашего внимания или желания, и становится интенцией. А интенции определяют нашу духовную жизнь — ведь сердце наше всегда там же, где избранное нами сокровище. И тут уж возможно всякое: что только не становится порой для нас сокровищем! Деньги, здоровье детей, одобрение окружающих, даже хобби — все это может стать нашим сокровищем, «нашей прелес-с-стью» и заставить нас забыть о Царствие Божием. Главный минус таких сокровищ в том, что они не вечны: «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут», — говорит Христос (Мф 6:19–20).

  • Что является для вас сокровищем?

Вы можете поделиться своими мыслями в комментариях

Чем плоха зависть?

Но хуже всего — зависть. Потому, что она — всегда стремление, направленное на чужое. На чужие сокровища. На чужую жизнь. Сердце, отказывающееся от своего и гоняющееся за чужим, отказывается тем самым и от себя. Завистник раньше или позже теряет себя в собственной зависти. А такая потеря — путь к духовной (а иногда и не только духовной) катастрофе.

  • Сформулируйте своими словами, почему зависть — путь к духовной катастрофе.

Ответить

   Дело не только в том, что завистник неизбежно научится (раньше или позже) не замечать ближнего, перешагивать через него, особенно тогда, когда этот ближний слишком беден, чтобы его заметить (31. Кто теснит бедного, тот хулит Творца его; чтущий же Его благотворит нуждающемуся). Дело в том, что завистник надежно и последовательно, всякий раз, когда завидует, отсекает себя от того источника жизни, который находится в его сердце. Образно говоря, вместо того, чтобы варить себе кашу по своему вкусу, в меру сладкую, в меру соленую, завистник смотрит в тарелку к соседу и думает, что его каша вкуснее. Своя же каша тем временем пригорает.

  Десятая заповедь, запрещающая зависть, упоминает в первую очередь дом, а уже потом все, что в доме (17. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего. (Книга Исход 20:17). Дом в Библии — не просто жилище, а то духовное пространство, где человек выстраивает свои отношения с самыми близкими людьми — с собственной семьей. Завистник, желающий чужого дома, желает именно чужого духовного пространства, чужой жизни, которую хочет получить готовой вместо того, чтобы с Божьей помощью строить свою. Тут духовный тупик, в котором нет жизни.

  • Как вы боретесь с этим грехом?

  • Часто ли и чему вы завидуете?

Вы можете поделиться своим опытом в комментариях

Еще раз про свое и чужое

  1. Сосредоточенность не на своем доме, не на своем сердце, а на чужом, порождает также такие грехи, как осуждение и раздражительность. Ведь когда появляется осуждение? Когда смотришь не на свою жизнь, а на чужую. Не на то, как сам ходишь пред Богом, а на то, как ходят другие. «4. Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он, или падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его» (Послание к Римлянам 14:4), — говорит апостол Павел. Раздражает же нас в других часто то, чего мы не позволяем себе, но не признаемся самим себе в своей зависти и желании.

    Кроме того, когда не разграничиваешь чужой дом и сердце и свое сердце и больше думаешь о том, как другой неправ или как он сильно согрешил, чем о том, как не согрешить самому, не можешь дать кроткий ответ (1. Кроткий ответ отвращает гнев, а оскорбительное слово возбуждает ярость) и потерпеть (29. У терпеливого человека много разума, а раздражительный выказывает глупость).

   Праведность возвышает народ, а беззаконие — бесчестие народов. То, что верно по отношению к отдельным людям, верно и по отношению к народам. Как для человека праведность хороша, а беззаконие позорно, так и для народа. Поэтому каждому народу, точно так же как и каждому человеку, важно наблюдать за собой, а не за домом соседа — для того ли, чтобы позавидовать, для того ли, чтобы осудить. В нашей общественной жизни очень распространено сравнение России с Западом. Кто-то сравнивает в пользу Запада — мол, у них значительно лучше, кто-то в пользу России — мол, мы гораздо духовней. Но ни в том, ни в другом сравнении нет никакой пользы. Оно не делает нас праведней, но отвлекает нас от созидания своего дома, своей праведности.

  • На ваш взгляд, можно ли назвать российский народ праведным с точки зрения Божьих ценностей в данный период времени?

  • Как вы к этому относитесь?

Вы можете поделиться своими мыслями в комментариях

Когда человек умирает?

   Закрытость человека, его готовность отвернуться от Бога и изолировать себя от большого Божьего мира с тем, чтобы заполучить чужой мир, который завистнику кажется таким же маленьким, каким становится его собственный, когда он остается один, без Бога. Потому-то и становится зависть источником всякого другого греха. И сердце завистника перестает быть исцеляющим и становится для его обладателя разрушительным. Человек ведь умирает не тогда, когда оказывается лицом к лицу со смертью: праведник и тогда может найти надежное убежище (32. За зло свое нечестивый будет отвергнут, а праведный и при смерти своей имеет надежду; в еврейском тексте хосе, букв. «находит убежище»; в Синодальном переводе «имеет надежду»). Человек умирает тогда, когда отрезает себя от Бога. Это настоящая смерть — от нее спасения нет.

  • Что полезного для себя вы вынесли из комментария?

  • К каким действиям вас ведет сегодняшний отрывок и комментарий?

 Вы можете поделиться своими выводами в комментариях

Молитва.
Из службы понедельника пятой седмицы Великого поста

Помилуй мя Боже, помилуй мя.

Впадшему в разбойники уподобился аз, Владыко всех, прегрешенми моими упад, и от них немилостивно уязвихся: но не остави мене неисцельна, не от Самарии, но от Пречистыя Девы пришедый, Иисусе спасительное имя, помилуй мя.

Помилуй меня Боже, помилуй меня.

Владыка всего! Попавшему к разбойникам я подобен, впавши в грехи, и без милости изранен ими. Но не оставь меня неисцеленным Ты, не из Самарии, но от Пречистой Девы пришедший, Иисусе, имя спасительное, помилуй меня.

Помилуй мя Боже, помилуй мя.

Яко беззакония наша восташа на ны, воскресни Господи, помози нам: Ты бо еси Отец наш, кроме бо Тебе иного не знаем.

Помилуй меня Боже, помилуй меня.

Поелику беззакония наши восстали против нас, то восстань и Ты, Господи, помоги нам, ибо Ты Отец наш, и кроме Тебя иного не знаем.

Помилуй мя Боже, помилуй мя.

Давый нам пощения время обратитися и живым быти, и никакоже погубнути, Слове Божий, сподоби всех благоугодити Тебе добре, и теплым умилением послужити Тебе Христе, якоже блудница оная целомудренная и честная, иногда миром и излиянми теплых слез прегрешений приимши оставление.

Помилуй меня Боже, помилуй меня.

Слове Божий, давший нам время поста, чтобы обратиться и жить, и никогда не погибнуть, удостой всех благоугодить Тебе, и с пламенным сокрушением послужить Тебе, Христе, как целомудренная и досточтимая блудница, которая некогда миром и пролитием теплых слез получила оставление грехов.

Помилуй мя Боже, помилуй мя.

Якоже слепый от сердца зову Ти: Сыне Божий, просвети мои очи сердечныя. Якоже верная хананея вопию Ти: помилуй мя Щедре, ибо душу беснующуюся имам в сластех: юже пременив от тмы страстей, прочее жити чисте сотвори, да славлю Твою многую благостыню.

Помилуй меня Боже, помилуй меня.

Как слепой от сердца взываю к Тебе: Сыне Божий, просвети очи сердца моего; как верующая хананеянка вопию к Тебе: помилуй меня, щедрый, ибо беснуется душа моя сластолюбием; избавив ее от тьмы страстей, соделай, чтобы впредь жила она чисто, дабы прославлял я великую Твою благость.

Помилуй мя Боже, помилуй мя.

Богосветлая благодать воздержания, возсиявши нам днесь солнца светлее, души наша просвещает, якоже облаки страсти греховныя отгоняющи. Сего ради вси притецем, благодушно сию лобызающе: радующеся совершаем божественное поприще того, егоже в веселиих учреждающеся возопиим Христу: освяти Блаже сие совершающия верно.

Помилуй меня Боже, помилуй меня.

Богосветлая благодать воздержания, ныне сияющая нам светлее солнца, ведет к свету души наши, как облако разгоняя страсти греховные. Посему все будем идти, благодушно приветствуя его, с радостью докончим божественное поприще его и, наслаждаясь радостями его, будем взывать ко Христу: «Освяти, благий, верно исполняющих его».

Помилуй мя Боже, помилуй мя.

Якоже впадый в разбойники и уязвен, тако и аз впадох от моих грехов, и уязвена есть душа моя: к кому прибегну исцелитися; токмо к Тебе душ же и телес врачу: излей на мя Боже великую Твою милость.

Помилуй меня Боже, помилуй меня.

Как попавший к разбойникам и израненный, так и я впал в грехи мои, и изранена душа моя. К кому прибегну для уврачевания, если не к Тебе, врач душ и тел? Излей на меня, Боже, великую Твою милость.

Пресвятая Богородице, спаси нас.

Небесная поют Тя, обрадованная Мати Безневестная, и мы славословим неисследованное Твое рождество Богородице, моли спастися душам нашим.

Пресвятая Богородица, спаси нас.

Небесные силы воспевают Тебя, облагодатствованная безневестная Матерь, и мы прославляем неисследимое рождение Твое. Молись, Богородица, чтобы спасены были души наши.

Страница подписки

Предложение 

    До конца Великого поста осталось всего две недели. Потом Страстная седмица и Пасха. Если все это время у вас не получалось приступить к тому, что вы себе наметили на пост, сейчас самое время начать. И еще предлагаю страдающим от зависти читать о себе вот такую прекрасную молитву Иоанна Кронштадтского.

Молитва св. Иоанна Кронштадтского

   Господи, просвети ум и сердце раба Твоего сего к познанию великих, безчисленных неизследимых даров Твоих, ихже прият от неисчетных щедрот Твоих. В ослеплении бо страсти своея забы Тебя и дары Твои богатые, и нища себя быти вмени, богат сый благами Твоими, и сего ради зрит прелестне на благая рабов Твоих, имиже, о, пренеизглаголанная Благостыня, ущедряеши всех, коегождо противу силы его и по намерению воли Твоея. Отыми, Всеблагий Владыко, покрывало диавола от очию сердца раба Твоего и даруй ему сердечное сокрушение и слезы покаяния и благодарения, да не возрадуется враг о нем, заживо уловленном от него в свою волю, и да не отторгнет его от руки Твоея.

Предыдущие выпуски рассылки

Выпуск первый: Начало премудрости — страх Господень

Выпуск второй: Премудрость возглашает на улице

Выпуск третий: Господь дает мудрость

Выпуск четвертый: Надейся на Господа всем сердцем твоим

Выпуск пятый: Храни благоразумие и рассудительность

Выпуск шестой: Я указываю тебе путь мудрости

Выпуск седьмой: почему изменять не мудро

Выпуск восьмой: Дух же целомудрия… подаждь ми

Выпуск девятый: Чему можно научиться у муравья?

Выпуск десятый: Зачем обвязывать заповедями шею

Выпуск одиннадцатый: прямота, хитроумие и лукавство

Выпуск двенадцатый: Премудрость и Христос

Выпуск тринадцатый: Куда ведет ваш путь?

Выпуск четырнадцатый. Честность и любовь, бизнес и Бог

Выпуск пятнадцатый. Праведность и нечестие: созидание и разрушение

Выпуск шестнадцатый. Корни и плоды

Выпуск семнадцатый. Слово — это тоже дело. И о ТК в Библии

Выпуск восемнадцатый. Вы — свет мира

Выпуск девятнадцатый. Праведникам воздается добром?

Выпуск двадцатый. Как страх Божий может быть убежищем?

Вы можете поделиться своими мыслями в комментариях

Поделиться в соцсетях

Подписаться на свежие материалы Предания