Ветхий Завет.
Книга Притчей Соломона, сына Давидова
Главы 13-14
19. Желание исполнившееся — приятно для души; но несносно для глупых уклоняться от зла.
20. Общающийся с мудрыми будет мудр, а кто дружит с глупыми, развратится.
21. Грешников преследует зло, а праведникам воздается добром.
22. Добрый оставляет наследство и внукам, а богатство грешника сберегается для праведного.
23. Много хлеба бывает и на ниве бедных; но некоторые гибнут от беспорядка.
24. Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его.
25. Праведник ест до сытости, а чрево беззаконных терпит лишение.
1. Мудрая жена устроит дом свой, а глупая разрушит его своими руками.
2. Идущий прямым путем боится Господа; но чьи пути кривы, тот небрежет о Нем.
3. В устах глупого — бич гордости; уста же мудрых охраняют их.
4. Где нет волов, там ясли пусты; а много прибыли от силы волов.
5. Верный свидетель не лжет, а свидетель ложный наговорит много лжи.
6. Распутный ищет мудрости, и не находит; а для разумного знание легко.
__________________
- На какие места из отрывка вы обратили внимание?
- Каковы основные мысли этого отрывка?
Вы можете поделиться своими мыслями в комментариях.
Праведникам воздается добром?
- Общающийся с мудрыми будет мудр, а кто дружит с глупыми, развратится. 21. Грешников преследует зло, а праведникам воздается добром.
Эти два стиха связаны между собой по принципу параллелизма. Они соотносят мудрость общающихся с мудрыми (Общающийся с мудрыми будет мудр) с праведниками, которым воздается добром (а праведникам воздается добром); им противопоставлены развратившиеся, дружащие с глупцами (а кто дружит с глупыми, развратится) и грешники, которых, в результате, преследует зло (ст. 21).
Мысль о том, что праведнику непременно воздается именно добром, может показаться спорной: ведь всем очевидно, что праведники благоденствуют далеко не всегда. Но что в данном случае означает «добро»? Соответствующее еврейское слово (тов) связано с представлением о полноте, законченности, завершенности. Именно в таком смысле, например, Бог, когда творит мир, как это описано в первой главе Книги Бытия, всякий раз, завершив очередной этап творения, видит, что Его творение «хорошо» (Например: 10. И назвал Бог сушу землею, а собрание вод назвал морями. И увидел Бог, что это хорошо. (Книга Бытия 1:10)). А закончив все, видит, что все вместе «весьма хорошо», «тов меод» (31. И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма. И был вечер, и было утро: день шестой (Книга Бытия 1:31).
Прежде всего такая оценка означает, что мир, каким его сотворил Бог, полностью соответствует Его о себе замыслу, о том, каким мир должен быть и каким Бог хочет его видеть. И применительно к праведнику и к его жизни речь идет именно о таком «добре». О полной и полноценной жизни. Мудрость есть умение управлять потоком собственной жизни так, чтобы он не иссякал и не загрязнялся. Потому-то и неразделимы мудрость и праведность, и потому поток жизни праведника остается полноводным. Праведность ведь и есть, в сущности, умение сделать Божье присутствие центром собственной жизни. Выстроить жизнь так, чтобы ее целиком и полностью определяло то самое «дыхание жизни», которое Бог «вдунул» в человека при сотворении (7. И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою. (Книга Бытия 2:7). А значит, полностью раскрыть створы того шлюза, который определяет интенсивность потока собственной жизни.
- Можете ли вы сказать о своей жизни «хорошо весьма»?
Вы можете поделиться своими мыслями в комментариях.
Важность тонуса и дисциплины
Конечно, это всегда проще сделать, если общаться с людьми, которые заняты решением той же самой задачи. Общение с теми, кого она не интересует, обычно духовно расслабляет. Основной посыл глупца — живи, как живется, и не напрягайся. Или, по крайней мере, напрягайся как можно меньше, лишь в крайнем случае, когда нет другого выхода. О том, что жизнь предполагает наличие определенного духовного тонуса так же, как жизнь физического тела предполагает наличие определенного физического тонуса, глупцы обычно не думают.
- Что помогает вам держать себя в духовном тонусе?
Вы можете поделиться своими мыслями в комментариях.
От наличия или отсутствия духовного тонуса зависит и то, что внешне проявляется как трудолюбие или, наоборот, как лень. Не случайно добрый (тов) оставляет наследство даже своим внукам (22. Добрый оставляет наследство и внукам, а богатство грешника сберегается для праведного), и праведник ест досыта (25. Праведник ест до сытости, а чрево беззаконных терпит лишение), в то время, как богатство грешника, «хоте» в конце концов оказывается в руках праведника, «цадика», а сам он терпит нужду (ст. 25 чрево беззаконных терпит лишение; речь идет о нечестивце, раша, который в Синодальном переводе назван «беззаконным»).
Поэтому и воспитание (24. Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его) сводится не только к наставлению (мусар; в Синодальном переводе наставление названо здесь «наказанием»), но и к наказанию как таковому, может быть, достаточно жесткому. Конечно, розга в этом качестве уместна не всегда, и она уж точно не может быть главным воспитательным средством, но ясно, что приучить человека жить в определенном внутреннем ритме и выработать соответствующий духовный и психический тонус у него совершенно необходимо, чтобы не получилось так, что человек этот многое в жизни теряет «из-за беспорядка» (23. Много хлеба бывает и на ниве бедных; но некоторые гибнут от беспорядка).
Легкомыслие — милый грех?
Поэтому Книга Притчей снова и снова возвращается к теме страха Божьего: у кого он есть, у того и путь прямой (йашар, тут под прямым путем подразумевается праведный путь), а у того, кто на Бога смотрит с презрением, пренебрегает Им, не принимая Бога и Тору всерьез, у того и путь кривой (налуз; буквально это слово обозначает путь, уводящий в сторону, прочь с торной дороги. 2. Идущий прямым путем боится Господа; но чьи пути кривы, тот небрежет о Нем).
Не принимающие Бога всерьез называются также «легкомысленными», «лец» (6. Распутный ищет мудрости, и не находит; а для разумного знание легко. Соответствующее еврейское «лец» в Синодальном переводе передано как «распутный»), и это достаточно точное определение: тут обычно налицо именно легкомыслие, нежелание задумываться о главных вопросах жизни, надеясь, что удастся как-нибудь прожить и так, «как все». В другом, в том, что касается временного и суеты, такие легкомысленные люди могут быть на удивление серьезны, но в главном они все же нередко остаются весьма легкомысленны.
Легкомыслие может показаться привлекательным, потому что ассоциируется с легкостью и свободой. Примером такого отношения может служить стихотворение Марины Цветаевой:
Легкомыслие! — Милый грех,
Милый спутник и враг мой милый!
Ты в глаза мои вбрызнул смех,
И мазурку мне вбрызнул в жилы.
Научив не хранить кольца, —
С кем бы жизнь меня ни венчала!
Начинать наугад с конца,
И кончать еще до начала.
Быть, как стебель, и быть, как сталь,
В жизни, где мы так мало можем…
— Шоколадом лечить печаль
И смеяться в лицо прохожим!
Но на практике оказывается, что «Есть пути, которые кажутся человеку прямыми; но конец их — путь к смерти». (Притч 14:12). Легкость полета оборачивается разрушенным домом (1 Мудрая жена устроит дом свой, а глупая разрушит его своими руками) и полетом в пропасть, радость жизни, в погоне за которой делаются неверные выборы, покидает человека. И только радость о Боге никогда не тускнеет. Преподобный Аммон комментирует это так: «И Соломон в Притчах говорит: есть путь, иже мнится человеком прав быти, последняя же его приходят во дно ада. Он говорит это о тех, которые не внимают воле Божией, но следуют собственным хотениям. Ведь они, не понимая воли Божией, получают сначала от диавола теплоту, подобную радости, но не являющуюся радостью; затем они ввергаются в печаль и наказываются. Наоборот, следующий воле Божией в начале претерпевает многую муку, а затем обретает отдохновение и радость».
Слова легкомысленных людей обычно тоже бывают легковесны и пусты (5. Верный свидетель не лжет, а свидетель ложный наговорит много лжи. Здесь речь идет о глупцах, которые не задумываются о словах, говоря наобум). Человек, не задумывающийся о главном, не знающий, что такое полноценная духовная жизнь и что такое полнота жизни вообще, обычно смотрит на слова исключительно как на средство достижения тех целей своей временной жизни, которые ему кажутся важнейшими. Между тем, слова человека мудрого выражают ту полноту жизни, которую он несет. И помогают ему эту полноту сохранить: ведь слово для мудрого человека неотделимо от осознания того, что он говорит и того, откуда его слова исходят. Глупец же не всегда понимает даже, что означают его слова для тех, кто его слышит: он видит в своих речах лишь собственное отражение, которым любуется, не осознавая и часто даже не понимая, откуда на его языке появляются слова, которыми он так ловко играет. Оно и неудивительно: ведь слова идут из сердца, раскрывая его полноту — или пустоту.
- Какие чувства вызывает у вас это стихотворение?
- Что полезного для себя вы вынесли из комментария?
- К каким действиям вас ведет сегодняшний отрывок и комментарий?
Вы можете поделиться своими мыслями в комментариях.
Молитва.
Из службы четверга четвертой седмицы Великого поста
Помилуй мя Боже, помилуй мя.
Поревнуим вернии мытареву покаянию, и не фарисейски похвалимся: но из глубины сердца, стенание принесем благодетелю всех Богу. Той бо заповеда глаголя: яко всяк возносяй себе смирится, смиряяй же себе нознесется. Темже единомудренно возопиим Ему: Боже, очисти нас грешных, и спаси нас. |
Помилуй меня Боже, помилуй меня.
Будем верующие подражать покаянию мытаря, и не будем хвалиться, как фарисей, но из глубины сердца вознесем стенание благодетелю всех Богу, ибо Сам Он заповедал, говоря, что всякий возвышающий себя будет унижен, а унижающий себя будет возвышен. Посему единомысленно возгласим Ему: «Боже, будь милостив к нам грешникам, и спаси нас». |
Помилуй мя Боже, помилуй мя.
Присноблаженный сподобившеся целовати вернии, крест Твой Господи, имже нас спасл еси, воспеваем Твое благоутробие, и молим Тя прилежно: всем подаждь радование Спасе спасения Твоего, в покаянии давый нам видети Твое востание, и честная страдания. |
Помилуй меня Боже, помилуй меня.
Мы, верующие, удостоившись лобызать всеблаженный крест, которым Ты, Господи, спас нас, воспеваем Твое милосердие, и прилежно умоляем: подай, Спаситель, всем радость спасения Твоего, даруй нам в покаянии увидеть Твое воскресение и честные страдания. |
Помилуй мя Боже, помилуй мя.
Умерщвление претерпел еси на кресте простираемь, умертвивый смерть, и мертвыя воскресивый живоносным словом. Темже молю Тя, умерщвленную мою душу грехом оживи, Господи, подая ми умиление, и зол избавление, во днех святых Твоих пощения, Человеколюбче. |
Помилуй меня Боже, помилуй меня.
Умерщвление претерпел Ты, распростершись на Кресте, умертвивши смерть, а мертвых воскресивши живоносным словом. Почему умоляю Тебя: грехом умерщвленную душу мою оживи, Господи, даруя мне сокрушение и избавление во святые Твои дни поста, человеколюбивый. |
Помилуй мя Боже, помилуй мя.
Твой крест святый сподобившеся радостно видети и облобызати, молим Тя, Боже Спасе наш, да и самыя Твоя пречистыя достигнем страсти, постом укрепляеми, покланяющеся поем распятие, копие, губу и трость, имиже нас обезсмертив, в древнюю паки сладости жизнь возвел еси, яко Человеколюбец: темже Тя благодарно ныне славим. |
Помилуй меня Боже, помилуй меня.
Удостоившись в радости видеть и лобызать святой крест Твой, молим Тебя, Боже Спаситель наш, чтобы достигли мы и пречистых страданий Твоих, будучи укрепляемы постом, поклоняясь воспеваем мы распятие, копие, губу, трость, коими Ты, обессмертив нас, ввел опять в прежнюю жизнь наслаждения, как человеколюбивый. Посему благодарно прославляем Тебя ныне. |
Помилуй мя Боже, помилуй мя.
От Господа смирившаго Себе, даже до распятия и смерти тебе ради, навыкши душе моя, от возношения смирения, и от смирения возношения, о добродетелех не возвышайся, ниже себе праведну мнящи ближняго осуждай, якоже велехвальный фарисей: но в разумении низложенном прегрешений твоих памятствующи токмо, якоже мытарь возопий: Боже, очисти мя грешнаго, и спаси мя. |
Помилуй меня Боже, помилуй меня.
От Господа, Который уничижил Себя даже до смерти крестной за тебя, душа моя, познавши, что от превозношения происходит уничижение, и из унижения возвышение, не превозносись добродетелями и, считая себя праведною, не осуждай ближнего, как хвастливый фарисей. Но в смиренном помысле, воспоминая только о грехах, взывай как мытарь: «Боже, будь милостив ко мне грешнику и спаси меня». |
Пресвятая Богородице, спаси нас!.
Всечистая яко виде Тя на кресте висима, вопияше: что странное еже вижду таинство Сыне Мой; како на древе умираеши, плотию повешенный, живота подателю? |
Пресвятая Богородица, спаси нас!
Когда Всечистая увидела Тебя висящим на кресте, воскликнула: «Что за странную тайну вижу Я, Сын Мой? Как, вися плотию на древе, умираешь Ты, податель жизни?» |
Предложение
Во время поста обычно стараются пересмотреть свою жизнь и серьезно исповедоваться. Предлагаем почитать (или послушать) книгу о. Алексея Уминского «Таинство примирения» — об исповеди.
«Как только [человек] произносит великое слово «прости», Господь откликается, прощает человека, и в нем чудесным образом проявляется потерянное в грехе божественное достоинство. Состояние гордыни, помраченности, злобности вдруг исчезает, и преображенный человек приобщается к жизни ангельской. Покаянием сокрушаются все козни, отражаются все стрелы врага, бессильного пред словом «прости». Сети, которые с такой тщательностью и изощренным хитроумием он расставляет человеку, разрываются, и перед нами открывается потерянная дорога в рай.
«Покайтесь, — призывает Спаситель, выходя на проповедь, — ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф 4:17). Только так совершается возвращение в Царствие Небесное, дарованное нам Господом Его победой над сатаной. Он не просто возвращает нас в Место блаженства, а дарует неизмеримо больше того, что было дано Адаму в раю. Человеку, сотворенному в земном раю, открывается рай небесный, вместо мира земного — Небесное Царство, которое неизреченно, непознаваемо, которое совершенно никак не определено, кроме того, что это есть Царство Божией любви, Царство Его настоящей жизни.
Вот что нам даруется вместо потерянного земного блаженства! И только одно слово «прости», сказанное всею жизнью человека, — не случайно, не впопыхах, не формально, не в один единственный день в году, а всею нашей жизнью, — открывает нам эту дверь. Открывает каждому: разбойнику и праведнику, мытарю и фарисею, блуднице и целомудренной — всем.
И когда мы оказываемся способными всей жизнью своей всегда говорить «прости», это значит, что мы всегда оказываемся победителями сатаны. Только это и возвращает нас в рай. И этому слову мы будем учиться всю жизнь, чтобы оно стало нашим главным оружием в победе над злом. Потому, что невозможно победить его иначе, как только по-настоящему начать духовную борьбу». Скачать
Вы можете ответить на вопросы в комментариях.
Предыдущие выпуски рассылки
Выпуск первый: Начало премудрости — страх Господень
Выпуск второй: Премудрость возглашает на улице
Выпуск третий: Господь дает мудрость
Выпуск четвертый: Надейся на Господа всем сердцем твоим
Выпуск пятый: Храни благоразумие и рассудительность
Выпуск шестой: Я указываю тебе путь мудрости
Выпуск седьмой: почему изменять не мудро
Выпуск восьмой: Дух же целомудрия… подаждь ми
Выпуск девятый: Чему можно научиться у муравья?
Выпуск десятый: Зачем обвязывать заповедями шею
Выпуск одиннадцатый: прямота, хитроумие и лукавство
Выпуск двенадцатый: Премудрость и Христос
Выпуск тринадцатый: Куда ведет ваш путь?
Выпуск четырнадцатый. Честность и любовь, бизнес и Бог
Выпуск пятнадцатый. Праведность и нечестие: созидание и разрушение
Выпуск шестнадцатый. Корни и плоды
Выпуск семнадцатый. Слово — это тоже дело. И о ТК в Библии
Выпуск восемнадцатый. Вы — свет мира
Вы можете поделиться своими мыслями в комментариях