Татьяна Зайцева. Восемь способов проведения евангельской группы

Когда мы говорим о чтении Писания в группе, у нас обычно возникает какое-то одно представление о том, как это происходит. А между тем, существует довольно много способов читать Священное Писание в группе, и эту статью мы посвятим их обзору.

Но для начала скажем, что важен не только формат евангельской группы, но и определенный настрой участников. Это благоговение перед Богом и отношение к Писанию, как к Слову Божьему, а также готовность услышать это Слово и изменить жизнь согласно ему. Бессмысленно читать Писание без веры и без намерения исполнить услышанное. Поэтому перед любой группой происходит молитва с просьбой к Богу открыть смысл Его Слова, а после группы естественна молитва-отклик на прочитанное и услышанное. Также в некоторых группах в конце подводят итоги — все говорят по кругу, что именно оказалось сегодня важным из прочитанного и услышанного.

Кроме того, для сохранения мирного молитвенного состояния при любом из этих методов важно не спорить друг с другом, не перебивать друг друга, внимательно слушать. Если что-то непонятно — переспрашивать.

 

Методика движения пророка Даниила

У данной методики — ярко выраженный учебный характер, поэтому она хорошо подходит для группы, в которую входят люди с маленьким опытом церковной жизни или вообще без оного. За счет участия в группе с такой методикой они могут обрести необходимый им внутренний стержень в вере, уловить дух святоотеческих толкований, познакомиться с Писанием с точки зрения догматики.

Обсуждение состоит из трех частей.

 

Вводная часть

Участникам кружка предлагается ответить на ряд вопросов.

  1. О ком или о чем этот отрывок (здесь также можно разобрать непонятные слова)?
  2. Любой желающий пересказывает текст отрывка.
  3. Рассмотрение параллельных мест, помогающих раскрыть смысл отрывка.
  4. Что в данном тексте относится к испорченной натуре человека?
  5. В каком отношении прочитанное полезно:

— «для научения,

— для обличения,

— для исправления,

— для наставления в праведности»?

(2 Тим 3–16)

На этом этапе ведущий может раскрывать догматическое значение текста. Например, в ситуации с усмирением бури ведущий может подчеркнуть, что Христос усмирил здесь бурю со властью, как Бог, даже не обратившись к Отцу с молитвой, поэтому и ученики удивляются, что такое не под силу человеку.

  1. Какой стих служит ключом прочитанной части?

Стих, выбранный большинством, учится наизусть к следующему занятию, и в течение занятия все участники должны слово в слово его произнести с указанием ссылки на текст.

 

Основная часть

Каждый участник по кругу спрашивает следующего участника занятия о том, что ему непонятно. Тот, кому задали вопрос, должен постараться высказать свое мнение. После этого на вопрос по желанию могут ответить другие участники. Если у адресата вопроса нет ответа — на вопрос отвечают желающие.

 

Заключительная часть

Ведущий говорит: «А теперь мы узнаем, как на самом деле нужно понимать этот отрывок». После чего зачитываются святоотеческие толкования на отрывок. После прочтения толкований ведущий спрашивает у участников, как применять данные слова Священного Писания в нашей жизни или какую обязанность данный отрывок накладывает лично на каждого.

Более подробно о методике движения пророка Даниила можно узнать по ссылке.

 

Проповедь и обсуждение

Этот формат может использоваться как для работы с людьми невоцерковленными, в качестве катехизации, так и среди воцерковленных людей.

 

Эта форма распространена у католиков. Введение в отрывок носит характер мини-проповеди. Т. е. это не просто рассказ об отрывке и важных моментах в нем, а актуализация отрывка для слушающих, призыв к ним подняться на ту высоту христианской жизни, о которой идет речь в отрывке. Дальше группа обсуждает заранее подготовленные 1–3 вопроса. Как правило, более общий вопрос, обращающий внимание на что-то в отрывке, и более личный, вовлекающий людей в личное обсуждение — о том, что они думают, чувствуют и т. п. Может быть также вопрос-задание.

На наш взгляд, эту форму можно использовать следующим образом:

а) когда на группе есть священник — он говорит проповедь по отрывку, а дальше все обсуждают вопросы;

б) один из участников (ведущий) зачитывает вначале чью-либо проповедь на этот отрывок (или можно прослушать аудио, посмотреть видео);

в) дома каждый участник читает отрывок и заранее розданную на листочках проповедь. На группе снова читается отрывок, и целенаправленно обсуждаются два-три вопроса.

Также приведем пример, как можно придумать вопросы, исходя из проповеди.

Возьмем отрывок о буре на море Тивериадском (Мк 4:35–41) и проповедь митрополита Антония Сурожского:

И Христос встает, и Его ответ им: «Что вы так боязливы? у вас веры, что ли, нет? неужели вы не верите, что Бог вас не оставит? неужели вы не верите еще, после всего, что вы видели, после всех чудес, которые Я совершил, что Я могу вам помочь?».  И обращаясь к ветру и к волнам, Он им приказал утихнуть.

Это картина не только о буре на море Тивериадском, которая чуть не погубила учеников; здесь речь как бы косвенно и о нас. Мы переплываем море житейское, то есть проходим через жизнь, которая полна и бурь, и сложностей, и проблем. И порой нам хотелось бы, чтобы эти проблемы просто разрешились, чтобы Бог встал и повелел проблемам затихнуть, морю успокоиться, ветру заглохнуть, и тогда было бы так хорошо плыть по лазурному морю. Но не это наше призвание. Наше призвание — с верой, непобедимой, неколеблющейся верой идти вперед через все трудности, все ужасы, которые могут нам представиться. Через эти ужасы апостолы проходили потом.

Если мы обратимся к апостолу Павлу, то вот что он говорит в Послании к Коринфянам: «Мы же, как споспешники, умоляем вас, чтобы благодать Божия не тщетно была принята вами. Ибо сказано: во время благоприятное Я услышал тебя и в день спасения помог тебе. Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения (это отрывок из 49-й главы пророка Исайи, восьмой стих). Мы никому ни в чем не полагаем претыкания, чтобы не было порицаемо служение, но во всем являем себя, как служители Божии, в великом терпении, в бедствиях, в нуждах, в тесных обстоятельствах, под ударами, в темницах, в бдениях, в постах, в чистоте, в благоразумии, в великодушии, в благости, в Духе Святом, в нелицемерной любви, в слове истины, в силе Божией, с оружием правды в правой и левой руке, в чести и бесчестии, при порицаниях и похвалах: нас почитают обманщиками, но мы верны; мы неизвестны, но нас узнают; нас почитают умершими, но вот, мы живы; нас наказывают, но мы не умираем; нас огорчают, а мы всегда радуемся; мы нищи, но многих обогащаем; мы ничего не имеем, но всем обладаем. Уста наши отверсты к вам, коринфяне, сердце наши расширено. Вам не тесно в нас; но в сердцах ваших тесно» (2 Кор 6:1–12).

Вот что говорит апостол Павел, который не только на опыте это пережил, но и исполнил. Ничто его не остановило на пути проповеди о том, что Бог во Христе действительно является Спасителем, и что мы можем Ему довериться, можем пройти через все самые страшные испытания, и что, несмотря ни на какие испытания, мы можем победить — победить в себе, победить для других и заплатить за эту честь своим страданием, если нужно — своей кровью, наподобие Спасителя Христа.

Основная мысль этой проповеди — что в любой буре, любой проблеме мы можем довериться Богу и остаться христианами. Это уже про нас, но еще неконкретно.

Поэтому основной вопрос для обсуждения конкретизирует эту мысль и может звучать так: «Какие бури, какие проблемы, какие искушения бушуют в нашей жизни так сильно, что мы теряем веру во Христа и начинаем бояться?». Этот вопрос обращает участников к реалиям их собственной жизни. Но если это будет единственным вопросом, есть вероятность, что главная мысль — что в любой ситуации не надо терять веру в близость Божию и доверие ко Христу — останется недостаточно проявленной. Поэтому вторым вопросом должен быть вопрос, который обратит участников к этой мысли в их реальных ситуациях. Например, это может быть такой вопрос: «Что поможет мне в следующей «буре» продолжать доверять Христу и не бояться?».

 

Три типа вопросов

Эту методику можно использовать среди людей церковных, а также для катехизации.

Автор подхода — Дмитрий Иванин. Приводим составленные Дмитрием рекомендации.

  1. Побудьте в тишине 3–5 минут.
  2. Прочитайте молитву: «Возсияй в сердцах наших».
  3. По кругу по стиху прочитайте отрывок.
  4. Перечитайте отрывок про себя. Попытайтесь представить ситуацию, описанную в Евангелии, что удивляет вас в ней, что непонятно. Помолитесь об этом. Если у вас возникли вопросы, попытайтесь ответить на них по тексту или пользуясь параллельными местами.
  5. Обсудите вопросы, на которые не нашли ответа самостоятельно (если вы читаете отрывок дома, можете оставить свой вопрос в комментариях к отрывку). Если особых вопросов у участников нет, можно обсудить вопросы из раздела «Вопросы на понимание текста» или «Вопросы по тексту» (вы можете самостоятельно поразмышлять над этими вопросами и поделиться своими мыслями в комментариях).
  6. Обсудите вопросы «для связи с жизнью».
  7. Подумайте над вопросами «для индивидуального размышления» и ответьте на них вслух по желанию (если вы читаете евангельский текст дома, лучше всего записать то, что вы думаете).
  8. Прочитайте кусочек из святоотеческого толкования или проповеди (на выбор ведущего).
  9. Побудьте в тишине, постарайтесь сформулировать, что нового и важного было для вас сегодня (запишите это). Помолитесь об этом.

Как вы заметили, здесь используются три типа вопросов: «вопросы на понимание текста», «вопросы для связи с жизнью», «вопросы для индивидуального размышления», а также святоотеческое толкование или проповедь.

Вопросы на понимание текста — это вопросы, чья цель — помочь участникам группы проникнуть в смысл того, что происходит в отрывке. Например, если мы возьмем тот же отрывок о буре на море Галилейском, то вопросы на понимание текста могут быть такими:

  1. Почему ученики разбудили Христа?
  2. Почему Христос укоряет учеников?
  3. Как на учеников повлияло то, что Христос запретил буре?
  4. Что мы можем понять о Христе из этого отрывка?

(В общем-то, здесь можно придумать еще довольно много вопросов, но мы тут остановимся)

 

Вопросы для связи с жизнью нужны для того, чтобы соединить происходящее в отрывке с нашей жизнью. Примеры:

  1. Приходилось ли кому-то из вас попадать в бурю на море, переживать ураган, землетрясение или другой природный катаклизм? Что вы чувствовали?
  2. Какие жизненные события похожи на бурю? (похожий вопрос у нас уже был)

Вопросы для индивидуального размышления — это вопросы, которые имеют отношение уже непосредственно к каждому участнику и направлены на самоисследование (2 Кор 13:5). Например:

  1. Что для меня лично является «бурей»?
  2. Как я реагирую на опасные ситуации в своей жизни?
  3. Чего я жду от Бога в эти моменты?
  4. Что поможет мне в следующей «буре» доверять Христу?

Если вам нравится эта методика, вы можете воспользоваться вопросами и толкованиями к воскресным евангельским чтениям, разработанными и подобранными Дмитрием Иваниным и автором этого текста.

 

«Застрельщик»

Эта методика хороша тем, что работают все участники группы по очереди. Ее можно использовать главным образом среди людей воцерковленных.

Работа группы начинается с того, что кто-то один из участников — «застрельщик» — кратко рассказывает всем о важных моментах в данном отрывке. «Застрельщик» обычно заранее готовится: читает исторические и святоотеческие комментарии к отрывку и потом делится тем, что узнал, и тем, что его тронуло, с остальными участниками. После чего остальные участники, вчитываясь в отрывок, делятся друг с другом теми мыслями, чувствами и вопросами, которые пришли им в голову при чтении отрывка или какого-либо из стихов в отрывке. Обсуждением как таковым никто не управляет. В конце группы выбирается «застрельщик» на следующий раз.

 

Три вопроса

Этот формат подходит для людей воцерковленных

Подход разработан в ЦДРМ.

После чтения отрывка ведущий задает участникам всего три вопроса. Второй — после того, как все ответят на первый, третий — после того, как все ответят на второй. На вопросы отвечает каждый участник по кругу.

Вопросы:

  1. Есть ли в отрывке что-то непонятное?

    2. Есть ли что-то, что вас удивляет или поражает отрывке?

    3. Что в отрывке имеет значение для вашей жизни?

Во время первого и второго круга, после того как человек озвучил свои вопросы или свое удивление, те, кому есть что сказать по этому поводу, могут это сделать — ответить на вопрос или как-то прокомментировать. Роль ведущего здесь сводится к тому, что он спрашивает после выступления каждого, может ли кто-то ответить на этот вопрос. Каждый круг завершается высказыванием ведущего.

 

Индуктивное изучение Писания

На наш взгляд, эта методика хороша для использования среди воцерковленных (недавно или давно — неважно), людей, которые хотят, чтобы вникание в Писание было частью их жизни. Можно использовать и для воцерковляющихся, но тогда они должны параллельно ходить на катехизацию.

Подход разработан протестантами. Изучение носит трехступенчатый характер: наблюдение, толкование, применение. Здесь тоже используются вопросы.

Наблюдение. На этом этапе происходит определение литературного жанра и понимание исторического контекста. Вопросы к отрывку начинаются со слов: «Кто?», «Где?», «Когда?», «Что?» и «Почему?» (Кто участвует в этой ситуации? Где она происходит? Когда это происходит? Что, собственно, происходит? Почему это происходит?) Разобравшись с фактологией, можно идти глубже. Следующий этап — толкование.

Толкование. Здесь к тексту задаются разъяснительные вопросы, направленные на понимание смысла текста. Это про все, что в тексте непонятно. В основном эти вопросы будут начинаться со слов: «что», «почему» и «как, каким образом». Например, мы можем спросить:

— Почему ученики испугались бури?

— Чего они хотели от Христа, когда Его разбудили?

— Почему Христос отвечает им так резко?

— Что мы можем понять о Христе из этого отрывка?

— Что здесь может означать буря?

В протестантском варианте предполагается, что человек ищет ответы на эти вопросы исключительно самостоятельно. Мы думаем, что есть ряд вопросов, на которые человек действительно может самостоятельно найти ответы, — потому что они более-менее очевидны. Впрочем, после нахождения своих ответов православному человеку естественно посмотреть, как на этот же вопрос отвечали Отцы (если они вообще на него отвечали).

Применение. Поиск ответа на вопрос «Как я могу применить на практике то, что я понял из этого текста?». Например, на наши вопросы во второй части мы нашли ответ, что ученики испугались, потому что им не хватило веры в то, что Бог позаботится о них, а Христос ответил им резко, потому что уже долгое время они были с Ним и могли научиться верить. Из этого нам надо вывести некоторый общий принцип. Например: даже если вокруг или с нами происходит что-то страшное, надо не бояться, а верить Богу и помнить, что без Его воли даже волос не упадет с нашей головы. Следующий шаг — это понять, какие у кого в ближайшее время будут страшные для него ситуации, и решить не бояться во время этих ситуаций, а стараться полагаться на Бога. В зависимости от того, на что было обращено особенное внимание участников, можно сосредоточиться на разных моментах отрывка. Но за один раз это должен быть один принцип.

 

Молитвенное чтение

На наш взгляд, эту методику имеет смысл использовать, только если в группе участвуют верующие воцерковленные люди, прошедшие катехизацию и имеющие собственный опыт сосредоточенного размышления над Писанием.

Ведущий в начале произносит проповедь о том, что Библия — Слово Божие, что во время чтения надо молиться постоянно, что нельзя ориентироваться на какие-либо толкования, а надо читать, молиться и обязательно говорить то, что пришло на сердце, даже если это кажется глупостью, потому что это от Бога и это может быть полезно всем. В сердце не должно быть осуждения по отношению к братьям и сестрам и взирания на лица («А этот маленький, а этот «профессор», тот плохо одет… что хорошего он может сказать?!»). Не надо бояться тишины и говорить только для того, чтобы что-то сказать. Во время тишины можно усилить молитву. Говорить о Священном Писании трудно, поэтому нужно молиться за брата или сестру, когда они говорят. Говорят все по поднятой руке. Диалог запрещен (если человек сказал, что ему что-то непонятно, это еще не значит, что надо стремиться ему ответить). Роль ведущего сводится к отслеживанию очередности поднятых рук и предоставлению людям слова в порядке этой очередности, а также к напоминанию, что надо молиться — во время пауз или, наоборот, когда начинается что-то вроде дискуссии.

 

Молитвенное чтение с психологическим уклоном

Эту методику имеет смысл использовать только в кругу людей хорошо катехизированных, живущих церковной жизнь и более-менее давно знакомых друг с другом. Хорошо по этой схеме читать Писание вместе в семье.

Сначала все по кругу рассказывают, что они чувствуют в данный момент и — если хотят — почему они это чувствуют. Участникам при этом в помощь раздается список чувств. Это нужно для того, чтобы люди проговорили то, что может их отвлекать от чтения и «житейское всякое отложили попечение». Потом озвучиваются правила. «Мы не проповедуем (имеется в виду — не вещаем, как надо поступать всем), не перебиваем, не критикуем чужие высказывания, не спорим, делимся своим опытом». Это нужно для того, чтобы участники были сосредоточены на том, чтобы самим получить пользу от чтения, а также для того, чтобы люди не боялись высказываться. С примерным образцом правил можно познакомиться здесь.

Роль ведущего чисто техническая — он следит за соблюдением правил, может спросить, кто что думает об этом отрывке, а когда кто-то задает вопрос, адресует его всем.

Еще несколько пошаговых методик

вы можете найти здесь.

Ждем ваших отзывов, комментариев и новых методик.

Поделиться в соцсетях

Подписаться на свежие материалы Предания