Доклад на миссионерской секции — 2007
— В своем сегодняшнем выступлении я бы хотел коснуться такой формы миссионерской работы, как организация кружков по чтению Св. Писания.
К сожалению, не все имеют положительный опыт участия в такой форме деятельности, нередко сталкиваешься с недоуменными вопросами: а православное ли это занятие, в правильной ли форме все проходит, могут ли вести такие чтения миряне без участия священника. Да и вообще, нужно ли это, разве не достаточно хорошей воскресной школы и храмовой проповеди? Вопросов много, и я попытаюсь дать ответы на некоторые из них.
Чтение Св. Писания в группе — именно совместное чтение и обсуждение — имеют глубокие корни в древности.
Прекрасной иллюстрацией этому служит эпизод из жизни Господа, который традиционно называется «двенадцатилетний отрок Иисус во Храме». Слава Богу, сейчас ученые откопали эти храмовые ступени, и паломники могут буквально физически побывать там, где в обсуждениях Писаний участвовал наш Господь, будучи подростком. Его участие в данных обсуждениях, заботливо переданное нам Евангелистом, есть ясное указание на то, что чтение и изучение Писаний возможно не только в литургической общине и не только в рамках лекций богословского института, но и на общей встрече любителей Слова Божия. И такое совместное изучение Писаний — это не случайность, а давняя священная традиция народа Божия, которая, по мнению исследователей, получает свое начало в Вавилонском плене, за семь–восемь веков до Рождества Христова. Глубоко убежден, что именно такому изучению Писаний Ветхозаветный Израиль во многом обязан своей национальной, культурной и религиозной самобытностью; без глубокого изучения Слова Божия невозможен ни настоящий патриотизм, ни культурное творчество, ни, тем более, настоящее богословие, ведущее ко спасению — вспомните то же поучение старца Зосимы из романа «Братья Карамазовы», где Достоевский прямо говорит устами своего героя: «Гибель народу без слова Божия».
Но перенесемся теперь на два века вперед, в Александрию, в знаменитую богословскую школу ранней Церкви. Перед нами — блестящий знаток Писания Ориген. Обращу внимание лишь на то, что его призвание к служению учительства обнаруживается уже в восемнадцатилетнем возрасте, и оно вызвано потребностями жизни: не хватает учителей, и к молодому христианину обращаются бывшие язычники с просьбой наставить их в вере. Лишь только через два года Ориген получит формальную санкцию от епископа на то, чтобы вести оглашение. Случаи раннего призвания к служению учительства нередки в истории Церкви. Можно сказать, что не возрастом, а внутренней, духовной зрелостью определяется возможность такого участия. Но я как профессиональный педагог хочу поставить вопрос: можно ли достичь этой зрелости, не участвуя в подобных встречах?
Примеры древности можно продолжать, однако у скептиков всегда найдется возражение: древность — это древность, не все, что древнее, актуально сейчас, поэтому покажите нам современные примеры. Что ж, обратимся сразу к истории двадцатого века.
Нам, москвичам, если можно так сказать, повезло: каждый Божий день мы, если захотим, имеем возможность бывать в храме преподобного отца Алексия Мечева, пастыря от Бога, молиться у его раки, просить помощи, подкрепления сил. Но многие ли знают, что батюшка, а в особенности его сын, священномученик Сергий, были активными радетелями таких Евангельских кружков, что именно через такие кружки пришел в Православие впоследствии священномученик Владимир Амбарцумов, что такой кружок на протяжении многих лет вела духовная дочь батюшки, монахиня Иулиания Соколова, составительница его главного жизнеописания и возобновительница иконописной школы Лавры преп. Сергия? Многие ли знают, что знаменитый психиатр Д.С. Мелехов во многом сложился как православный христианин именно в таком кружке?
Недостанет времени у нас рассказывать о чтениях, которые проводились по благословению свт. Николая Японского, свт. Николая Сербского (Велимировича), убиенного прот. Александра Меня, блаженной памяти митр. Антония Сурожского.
Сегодня кружки по чтению Св. Писания возникают в разных городах России, Белоруссии, Украины. Библейские часы стали непременной частью программы всероссийского молодежного лагеря «Феодоровский городок». Опыт бесед об организации таких чтений показывает, что эта форма работы востребована — она действительно интересна молодежи, и, как показывает опыт, участие в подобных малых группах помогает молодым людям найти место в Церкви, удовлетворяет естественное желание молодого человека в получении знаний, в подлинном, глубоком общении.
Я веду подобные группы уже шесть лет, участвую в группах разного формата десять лет. Сам я пришел в Церковь благодаря чтению Евангелия, тогда еще в современном упрощенном переводе, которое мне тогда показалось чем-то очень светлым, радостным. Я знаю многих, кто обрел смысл жизни благодаря регулярному чтению Св. Писания. Не случайно Слово Божие уподобляется хлебу, без которого человек не может жить. Можно точно сказать, Св. Писание — это один из немногих источников, который поможет пережить разочарование, вновь вдохнет в нас радость жизни, станет источником вдохновения.
Убежден, что нет единой модели, по которой нужно устраивать такие группы. Нужно пробовать разные варианты и выбирать что-то свое.
Так, группы могут различаться:
— по степени подготовленности участников (одни группы открыты для посещения только после прохождения катехизации или при условии параллельного прослушивания лекций, другие открыты для всех участников вне зависимости от уровня их знакомства с учением Церкви);
— по степени директивности (в одних группах ведущий или регулярно чередующиеся участники делают вступление, затем все обсуждают текст, возникающие вопросы; в других вообще не допускаются тематические дискуссии, диалог, а поощряется свобода высказывать то, что открывается в молитвенном чтении, ведущий же только назначает очередность высказывающихся);
— по привлечению источников (в одних группах поощряется обращение к святоотеческой традиции мысли, в других больше приветствуется рассказ о своем понимании и опыте);
— по ходу разбора (где-то читается стих за стихом, причем не разрешается забегать вперед, где-то обсуждается отрывок в целом, уточняются лишь детали — что показалось самым важным);
— по соотношению целей (одни группы будут чисто учебными, в других группах акцент делается на взаимоотношения и общее служение).
По-видимому, неправильным здесь будет только тот вариант, при котором кто-то, не считаясь с Церковным Преданием или даже противореча ему, будет навязывать свое мнение всем остальным, либо заниматься самочинием, настаивая на полной независимости группы и себя от прихода и священника, благословившего его труд.
Наша группа проходит следующим образом.
Мы открыты для всех, и каждый, кто к нам придет, имеет право быть услышанным. Мне кажется, деликатное отношение к новичкам — это очень важно, ведь наша вера проявляется именно в отношении к ближнему. Поэтому мы собираемся за час–полтора до чтений, если есть новенькие — обязательно представляемся, а потом просто общаемся: что произошло за неделю, каковы планы по общему отдыху, походам, совместным делам. Дальше я немного говорю о наших принципах чтения.
Мы читаем часть вечернего правила, чтобы собраться внутренне, настроиться, отрешиться от житейских попечений. Читаем на церковнославянском — для того, чтобы постепенно человек входил в мир церковной молитвы.
Сами чтения длятся около часа. Это поразительно, как Бог иногда открывается нам. Мы немощны, у нас есть свои предрассудки, и бывает, что мы плохо относимся к кому-то из собравшихся. И чудо заключается в том, что иногда Бог говорит что-то для меня важное именно через таких людей. Однако для этого нужно специально настраивать себя, больше молится, чем рассудочно думать, вчитываться в Писание, читать несколько раз, буквально «пережевывать слова», как выражался преп. Варсонуфий пророк. Говорить о Писании очень сложно, потому что оно — больше человека, и иногда бывает, что мы запинаемся, теряем мысль. Поэтому очень важно поддерживать друг друга, молиться за того, кто сейчас говорит, в этом — любовь. Часто в процессе чтения могут возникать паузы — не надо их бояться, ведь мы это время не теряем, а заполняем молитвой.
Задача ведущего, как мне кажется, не дать ответы на все возникающие вопросы, тем более — не задать свои вопросы и дать свои же ответы, а разбудить поиск, вопрошание, дать импульс росту. Фактически роль ведущего — как роль жениха на свадьбе — умаляться, помогая другим расти.
В конце чтений мы обязательно делаем «последний круг», когда каждый буквально за одну–две минуты формулирует, что было важно и полезно для него в чтениях в практическом плане, причем здесь уже никаких обсуждений — просто опыт, и по желанию.
Наконец, мы собираем молитвенные нужды, чтобы, дочитав вечерние молитвы, молиться по соглашению друг за друга. Потом эти просьбы высылаются в молитвенной электронной рассылке, и бывает радостно видеть, как вопросы решаются (мы высылаем не только просьбы, но и благодарности), ведь ребята стараются не только молиться, но и деятельно помогать друг другу.
Организация чтений не сводится только к самим чтениям. Придется решать и хозяйственные вопросы, и вопросы совместных празднований, отдыха, служения ближним. Я благодарен многим ребятам, девушкам из нашей группы, что такие вопросы решаю не я один, а мы вместе. Я просто считаю своей обязанностью назвать их имена. У нас есть несколько человек, это Владимир Берхин, Виталий Рагулин, Юрий Гандурин — они ведут туристический клуб. Анна Астахова, Дмитрий Иванов, Екатерина Сытенко, Андрей Яковенко и некоторые другие — занимаются с ребятами из детского дома. Вопросы досуга, организации праздников берут на себя Евгений Заморников, Анна Мусаелян, Сергей Ясинский. Многое стало возможным лучше обсуждать благодаря работе нашего веб-мастера Вадима Щербакова. В Новый год на Подворье была отслужена ночная Литургия, где хором руководила наша Ксения Заморникова. Татьяна Зайцева ведет параллельную группу чтений, и у некоторых, благодаря этому, получается читать и Евангелие, и Апостол — правда, в разные дни. Многие ребята мне очень дороги именно потому, что с ними я могу поделиться своими трудностями и радостями, просто отдохнуть у них в гостях — это все, кого я назвал выше, а также Лена и Виталик Рагулины, Света Казарина, Дима Спокойный, Антон Кизим, Виталий Жданов, Михаил Котляревский, Кирилл Карпачев, Андрей Устюжанин, Даниэль Фагнисэ, Наталья Демидова, Павел Белоусов, Мария Сафронова, Константин Артемьев.
Я не могу не вспомнить с благодарностью моих наставников, это Андрей Черняк, Илья Яковлевич Гриц, это о. Роман Зайцев. А больше всего я радовался, когда на чтениях мог присутствовать мой духовник о. Борис Михайлов.
В результате совместных мероприятий мы не только отдыхаем по-христиански, делаем что-то для других, но и глубже узнаем друг друга, и у нас уже есть несколько христианских семей, родившихся именно из нашей группы. Отчасти этот опыт лег в основу методической разработки «Евангельские чтения как форма работы со студенческой молодежью». Там же, кстати, можно прочесть и о некоторых ошибках ведущего, через которые проходил я сам, и о которых хотел бы предупредить.
Я убежден, что организация евангельских кружков — это действительно Божие дело, и мы недостаточно используем эту форму работы в нашей Церкви. Несомненно, многие вопросы (истории организации таких кружков, принципы и методы их деятельности) еще нуждаются в уточнении, и мы готовы поделиться и своими наработками, и обогатиться тем опытом, который есть у вас, братья и сестры.
В заключение приведу слова одного из самых консервативных (в лучшем смысле этого слова) епископов, новомученика Андроника (Никольского), сказанные им в сложное время начала двадцатого века, которые, однако, остаются актуальными и поныне: «Несомненно, во всяком приходе, даже в самом распропагандированном, найдется много таких, которые скучают и скорбят о всем нехорошем в жизни. Вот с них-то и пусть священник начнет дело церковной миссии. Пусть он соберет около себя таких ревнителей благочестия, христианского научения и книжного доброго чтения. Из них можно составить постепенно как бы миссионерский кружок или кружок ревнителей. Собирая их по временам вместе, беседовать о вере и жизни, читать Слово Божие и о божественном, возбуждать в них самих ревность о том, чтобы и других привлечь к своему содружеству, научать их — как действовать на других и на кого именно с какой стороны, и что предлагать другим ко вниманию, чтобы возбудить жажду духовной жизни… Если мы не явимся руководителями народной совести <…>, то мы окажемся совершенно не имеющими никакого смысла и назначения для народа. Бог всем нам на помощь!»