Сейчас, во время Великого поста, в храмах ежедневно читается молитва святого Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего». Почти на два месяца мы вживаемся в духовный опыт другого человека и обращаемся к Богу его словами словно своими. Но эта молитва — не единственное наследие святого Ефрема. В числе прочих творений до нас дошли его толкования на Священное Писание и его учение о том, как Писание нужно читать.
Святой Ефрем Сирин считал, что без Священного Писания невозможно достигнуть святости и спасения. «Природа, — говорит он, — это земля, нами возделываемая; произволение — земледелатель; а Божественные Писания — советники и учители, научающие нашего земледелателя, какие худые навыки ему искоренять и какие благие добродетели насаждать. Сколько бы ни был наш земледелатель трезвен и ревностен, однако же без учения Божественных Писаний он и не силен и не сведущ; потому что законоположение Божественных Писаний дает ему разумение и силу, а вместе, от собственных ветвей своих и благие добродетели, чтобы привить их к древу природы, веру к неверию, надежду к безнадежности, любовь к ненависти, знание к неведению, прилежание к нерадению, славу и похвалу к бесславию, бессмертие к смертности, Божество к человечеству».
Первые годы своего подвижничества преподобный Ефрем провел в Низибийской пустыне, под руководством святителя Иакова. Под его руководством изучал он Священное Писание, святитель брал его с собой на Первый Вселенский Никейский Собор (325 г.) После смерти святителя преподобный Ефрем отправился в Эдессу, как говорит Григорий Богослов, с тем, чтобы найти там ученого мужа, который научил бы его понимать Писание. Приближаясь к городу, Ефрем просил Бога, чтобы Он послал ему навстречу человека, с которым бы он для пользы своей души мог побеседовать от Священного Писания. В городских воротах ему встретилась женщина, которая выглядела как женщина легкого поведения. Святой Ефрем подумал, что Бог не внял его молитве. Между тем женщина, шедшая навстречу, остановилась и пристально смотрела на него. Поэтому он обратился к ней с упреком: «Зачем ты, забыв стыд, смотришь не в землю, как следовало бы стыдливой женщине?» Женщина ответила, что она должна смотреть на него, потому что жена от мужа взята, а ему надлежало бы смотреть не на нее, а в землю, потому что он как муж взят от земли. Ефрем удивился ответу женщины и прославил Бога, Который устами грешной женщины сделал ему наставление и вразумил, что не должно пренебрегать и грешниками.
Уже из этого эпизода видно, как важно было для преподобного Ефрема Священное Писание.
В Эдессе преподобный Ефрем основал библейское училище. Впрочем, и раньше Ефрема здесь были учителя библейской мудрости. В Эдессе, у некоего Макария, учился Лукиан. Здесь же учился Евсевий Емесский. Но только Ефрем организует школу. Видимо, это была школа семитского типа, вроде еврейских школ, —школа-общежитие, некое братство. Главным предметом преподавания оставалось Священное Писание. Нужно было научиться читать и объяснять Библию. Ученики записывали и заучивали объяснения учителя, — так создавалось «школьное предание»… Так было, вероятно, и во времена прп. Ефрема. Во всяком случае, до средины V века именно его творения признавались таким «преданием»… О преподавании в школе можно судить по библейским комментариям прп. Ефрема. (прот. Г. Флоровский, «Отцы IV века»)
Судя по всему, преподобный Ефрем написал толкование на всё Священное Писание. До нас дошли толкования на Ветхий Завет: на Пятикнижие Моисеево, на книги великих пророков Исайи, Иеремии, Иезекииля, на книги малых пророков Даниила, Осии, Иоиля, Амоса, Авдия, Михея, Захарии, на некоторые места плача Иеремии.
Также преподобному Ефрему принадлежит толкование на Четвероевангелие — уникальное, толкующее в хронологическом порядке все четыре Евангелия как одно. Это связано с тем, что уникален текст, который толковал преп. Ефрем. Это так называемый «Диатессерон» — текст свода всех четырех Евангелий, начинающийся со слов «Сначала было Слово», составленный во втором веке Тицианом (Татианом). Особенностью этот евангельского свода является отсутствие всех мест, указывающих на рождение Христа по плоти. Тем не менее, толкование преподобного Ефрема вполне православно.
Святой Ефрем был сторонником антиохийской школы экзегезы, т. е. сторонником буквального понимания текста. Однако, он не отрицал, что в Библии есть и иносказания и говорил о нескольких смыслах Священного Писания: один смысл он называл «близким», другой — «буквальным», третий — «духовным» (иносказательным) и, наконец, признавал существование «высшего», наиболее совершенного[1].
Из всех толкований преп. Ефрема выделяется толкование на книгу Бытия, особенно на ее первые главы. Оно представляет собой тщательно обработанный последовательный комментарий на эту книгу. Остальные толкования — это краткие и разнообразные по содержанию заметки на тот или другой стих толкуемой книги. Многие стихи и иногда даже главы остаются без объяснения, отчего толкование носит отрывочный характер. Толкование некоторых книг преп. Ефрем начинает с сообщения общих сведений о книге, ее содержании или о личности пророка.[2]
Глубина экзегетических трудов Ефрема Сирина во многом объясняется хорошим знанием еврейского языка и восточных обычаев. Также он был знаком с трудами еврейских толкователей, с которыми он иногда соглашался, а иногда нет. Например, объясняя Втор 26:14, Ефрем Сирин пишет: «Сим указывается на обычай язычников — уготовлять трапезы мертвым» (Толкование на Втор, XXVI). В то время как аллегористы терялись в фантастических догадках, комментируя странный способ заключения Завета между Богом и Авраамом (Быт 15:9-11), Ефрем Сирин дает разъяснение, построенное на собственно опыте жизни на Востоке. «Изъяснения на сие место, — пишет он, — надобно искать в обычаях халдеев <…>. У них было в обычае при совершении клятв проходить между рассеченными трупами со светильниками в руках». Непонятный обряд, описанный в 1 Цар 7:6 Ефрем Сирин истолковывает через известные ему иудейские обычаи. Нередко Ефрем Сирин указывал на ошибки греческих переводчиков Библии, бывшие следствием плохого знания ими еврейского языка. Следует отметить, что еврейский текст Писания, имевшийся у Ефрема Сирина, отличался от масоретского текста.
Однако, несмотря на склонность к буквальному пониманию текста, Мессианские места св. Ефрем толкует прообразовательно, вплоть до отдельных мелких черт. Для преп. Ефрема вообще характерно неметодическое соединение толковательного буквализма с поэтическим символизмом, когда Библия из книги истории превращается в книгу притч. Нужно прибавить, что преп. Ефрему приходилось подчеркивать органическую цельность обоих Заветов, как «единого тела истины». Это единый глагол, «изреченный одними устами для разных родов», —слабые лучи и полный свет, —подобие и исполнение. Или еще: две арфы, на которых играет единый Художник. Единый путь домостроительства, но тройственный: от рая до Сиона, от Сиона до Церкви, от Церкви до Царства небесного.
Аскетические труды преподобного Ефрема также насыщены ссылками на Писание. Вообще он считал чтение Писания крайне важным для личной духовной жизни человека. Он советует своими инокам читать Писание в качестве средства в борьбе со страстями: «Когда, брат, войдет в тебя лукавая мысль, извлеки (мысленный) меч, то есть приведи себе на мысль страх Божий, и посечешь всю силу вражию. А вместо воинской трубы употреби Божие Писание. Как труба звуком своим собирает воинов, так и Божие Писание, взывая к нам, приводит помыслы наши в страх Божий; помыслы наши, подобно воинам, сражаются с врагами Царя. И еще. Как труба звуком своим во время брани и в юных борцах возбуждает готовность идти на сопротивников, так Божие Писание возбуждает твою ревность к добру и укрепляет тебя на борьбу со страстями». Кроме этого, Священное Писание учит нас, если мы читаем его с чистым сердцем, как именно можно достичь спасения, дает нам познание Бога и собирает наш ум. «Потому, брат мой, со всей осторожностью будь трезвенен и старайся всегда прилежно заниматься чтением, чтобы научило оно тебя, как должно, избегать сетей вражиих и достигнуть вечной жизни. Чтение Божественных Писаний приводит в собранность блуждающий ум и дарует ведение о Боге, ибо написано: «Упразднитеся и разумейте, яко Аз есмь Бог» (Пс 45:11). Слышишь, брат мой, что с чистым сердцем упражняющийся в чтении Божественных Писаний приобретает ведение Бога». Мало того, согласно Ефрему Сирину, читая Священное Писание мы общаемся с Самим Богом, благодаря чему происходит освящение наших тела и души: «Иные хвалятся беседой с вельможами, князьями и царями, а ты хвались перед Ангелами Божиими тем, что в Святых Писаниях беседуешь со Святым Духом, ибо через них глаголет Дух Святой. Итак, старайся читать Божественные Писания и постоянно пребывать в молитвах. Ибо всякий раз, когда их посредством беседуешь ты с Богом, освящаются у тебя тело и душа. Зная это, старайся чаще упражняться в Писаниях». Святой Ефрем говорит, что сатане не нравится, когда мы читаем Писание и увещевает иноков не обращать внимания на помыслы, отвлекающие их от чтения Писания и говорящие, что какое-либо дело важнее этого. Но и Писание можно читать по-разному, и святой Ефрем говорит, как именно это нужно делать. Читать Писание нужно так, чтобы получать для себя пользу — то есть, нужно не просто прочитать какой-либо отрывок, а запомнить его, применить к своей жизни и исполнить его: «Но испивай из них, скажу так, и пользу, чтобы, когда Господь дарует тебе прочесть и узнать какое слово из Писаний, не проходило оно мимо, но поучался ты умом своим, запечатлел его в сердце своем и неизгладимым хранил его в памяти. Написано: «Во оправданних Твоих поучуся» (Пс 118:16). И еще говорится: В сердце моем скрых словеса Твоя, яко да не согрешу Тебе (Пс 118:11) Видишь брат, как памятованием словес Его исправляет человек путь свой? Кто помнит Слово Божие и не исправляется? — разве человек неискусный и жалкий. Но таковой вовсе ничего не помнит». Как же лучше запомнить слово Божие? Внимание и усердие — вот что поможет нам. «Когда же читаешь, читай с усердием и прилежно, с великим вниманием останавливайся на каждом стихе, и не листы только переворачивать старайся, но, если нужно, не поленись и дважды, и трижды, и несколько раз прочесть стих, чтобы уразуметь силу его». Конечно, мы можем что-то не понять в Слове Божием, потому что «Его пути не наши пути, Его мысли — не наши мысли». В этом случае есть опасность, что мы неверно истолкуем Писание. Эта опасность связана с тем, что мы для понимания начинаем полагаться на свой собственный разум. Для того, чтобы это не происходило, необходимо молиться и просить Бога, чтобы Он открыл смысл Своих слов: «А когда садишься читать или слушать читающего, помолись прежде Богу, говоря: «Господи Иисусе Христе! Отверзи уши и очи сердца моего, чтобы услышать мне словеса Твои и уразуметь их, и исполнить волю Твою, ибо «пришлец аз есмь на земли, не скрый от мене заповеди Твоя», но «открый очи мои, и уразумею чудеса от закона Твоего» (Пс 118:19, 18). На Тебя уповаю, Боже мой, чтобы просветил Ты сердце мое». Да, брат мой, умоляю тебя, всегда так моли Бога, чтобы просветил ум твой и открыл тебе силу слов Своих. Многие, понадеявшись на разумение свое, подверглись заблуждению, «глаголющеся быти мудри, объюродеша» (Рим 1:22); не уразумев написанного, впадали в хулы и погибали.» По Ефрему Сирину главное искушение, которое подстерегает нас при чтении Священного Писания, то, из-за чего мы можем Писание неправильно понять, это сомнение в словах Божиих, скепсис по отношении к ним. Поэтому и бороться против этого нужно с помощью веры, признавая Слово Божие действительно Божьим, а свое понимание —ограниченным: «Поэтому, если во время чтения встретишь неудобопонятное слово, смотри, чтобы лукавый не научил тебя сказать самому себе: «Не так это сказано, ибо можно ли так сказать?» — или выговорить что-либо подобное. Напротив того, если веруешь в Бога, веруй и словам Его, и скажи лукавому: «Иди за мною (от меня), сатана» Знаю, что они написаны духовно, ибо апостол говорит, что «закон духовен есть» (Рим 7:14)». Или воззри на небо и скажи так: «Верую, Господи, слову Твоему, не прекословлю, но несомненно верю словам Святого Духа. Ты, Господи, спаси меня, чтобы обрести мне благодать пред Тобой. А я, Благоутробный, не ищу ничего иного, кроме одного спасения, чтобы сподобиться мне милости Твоей». Впрочем, конечно, святой Ефрем не отрицает, что человек может получать пользу, слушая толкование другого человека и говорит, что это полезно: «Если же не умеешь читать, не отходи оттуда, где можно слушать и получать пользу, ибо написано: «Аще узриши мужа разумна, утренюй к нему, и степени дверей его да трет нога твоя» (Сир 6:36). Так полезно, брат мой, (делать) не только для не умеющих читать, но и для умеющих, потому что многие читают, но не знают, что читают».
Воспользуемся же советами преподобного Ефрема по чтению Писания для получения духовной пользы, а в случае непонимания чего-то будем обращаться за объяснениями к нему и другим «разумным мужам».
[2] Жданов А.А. О толкованиях прп. Ефрема Сирина на Священное Писание Ветхого Завета: http://biblia.russportal.ru/index.php?id=exeges.bibleist.zhdanov02