I. Постановка проблемы
Процесс возрождения катехизации вступает в новую стадию. Она характеризуется, с одной стороны, изучением и внедрением в жизнь и в практику церковной деятельности все новых и новых эффективных методик церковного просвещения, а также постепенным развитием системы православного свидетельства обществу, а с другой стороны, — непростой социальной ситуацией, в которой находится Русская Православная Церковь в настоящий момент. Вскоре после избрания Святейшего Патриарха Кирилла прот. Всеволод Чаплин заявил, что наблюдается снижение доверия народа к Церкви и что для исправления ситуации у нас — работников церковного просвещения и иных сфер, пастырей и т. д. — есть не более пяти лет.
В этой связи представляется, что крайне актуальной задачей является поиск таких форм деятельности в области миссии и катехизации, которые не рождали бы у собеседников каких-либо ассоциаций с теми пороками, которые приписываются Церкви со времен советизированной полемики с нашими заграничными братьями. Такая форма миссионерско-катехизаторской деятельности должна быть максимально живой (в смысле лишенности схоластики), ненавязчивой (в смысле лишенности каких-либо форм и модификаций «обязаловки» и вторжения в «личное пространство») и по возможности менее дидактичной, чем школьная или институтская программа, предполагающая непременное и финализированное изменение статуса человека, что также пугает многих людей так же, как точка невозврата.
Самое главное, чем должна обладать такая форма миссионерской или катехизаторской деятельности, — помогать человеку живо и действенно поверить в живого Бога, то есть обладать так называемой христоцентричностью, как одной из сущностных своих сторон. Содействие вступлению в ряды и возложение неудобоносимых бремен обязательности, признания, следования и т. п. в данном случае губительно скажется на самой вере — осуществлении невидимого и исполнении ожидаемого.
Одной из форм совместной церковной деятельности верующих людей, способствующих приобретению осмысленной веры, а в дальнейшем — знания этой самой веры, является совместное изучение Священного Писания в малых группах путем обсуждения на основе эмоционально-личностного восприятия. По мудрому замечанию Святейшего Патриарха, во время таких встреч вырабатывается важнейшее для христианина качество — богословская рефлексия.
Методика проведения встреч по изучению Священного Писания достаточно проста, но особенности проведения каждого занятия разнятся — в зависимости от подхода ведущего, возраста большинства участников, той цели, которую ведущий ставит перед собой и перед группой, степени воцерковленности участников, степени богословской образованности, степени знакомства участников и давности их собраний, места, где эти встречи проводятся.
II. Кружки по изучению Священного Писания — методика проведения и рекомендации ведущим
Группа по изучения Священного Писания — это форма изучения Священного Писания, при которой между относительно небольшим количеством людей происходит личное общение, подчиненное одной цели — встрече друг с другом и со Христом на глубоком, личностном, духовном уровне. Священное Писание принадлежит Богу, как автору, поэтому в центре изучения этой группы стоит сам Христос, это та встреча, о которой так часто говорил митрополит Антоний Сурожский и многие современные и не только писатели и публицисты, богословы. Главная задача восприятия Священного Писания, которая реализуется в таких группах, — это попытка воспринять Священное Писание как голос Божий, как заповедь Христа Спасителя, как попытку обратиться напрямую к сердцу человека. В педагогике такое явление именуется эмоционально-личностным восприятием.
Поскольку Священное Писание — это откровение Божие, то читать, понимать, изучать его прежде всего необходимо на основе духовного опыта, на основе молитвенного обращения к Богу. Именно этим обусловлена необходимость чтения Священного Писания в молитвенном духе, молитвенном настрое. Основы духовного опыта явлены в Священном Предании Церкви и переданы нам Святыми Отцами. Именно отношением к Преданию Церкви, к святоотеческому наследию, и отличаются православные группы по изучению Евангелия от похожих кружков в западных христианских исповеданиях. В связи с этим необходимо уточнить, что изучение Священного Писания в малых группах не является толкованием Слова Божия, нисколько не является попыткой создания чего-то нового, своего, отличного от учения Церкви. Здесь ставится совершенно другая задача — интерактивное обсуждение, эмоционально-личностное восприятие, богословская и нравственная рефлексия.
Очевидно, что при изучении Священного Писания необходимо использовать святоотеческие толкования. Формы этого использования могут быть совершенно различными. Ведущий может зачитывать отрывок из святоотеческого толкования в конце встречи, толкование может зачитываться кем-либо из участников группы. Лучше всего заранее составить выборку из толкований или конспект одного автора, где отразить самое важное, ключевые мысли по обсуждаемому библейскому отрывку.
Если ведущий имеет систематическое богословское образование или достаточный багаж знаний, он может вплетать те или иные святоотеческие комментарии во время обсуждения Евангелия. Если же Священное Писание читают и изучают уже воцерковленные люди, прочитавшие много книг, имеющие долгий опыт церковной жизни, то святоотеческие толкования Священного Писания, как и само Слово Божие, — хотелось бы верить — закреплено, пережито, прочувствовано в их сердце. В этом случае голос Святых Отцов присутствует в библейской группе как некая стихия, и необходимость отдельного зачитывания толкований отсутствует.
Как проходят встречи по изучению Священного Писания
Я прошу сразу же обратить внимание на то, что в моем сообщении и в презентации представлена схема, общая структура проведения евангельского кружка. Она является наиболее обобщенным указанием того, как нужно проводить эти встречи. Я последовательный сторонник того, чтобы как можно в меньшей степени выстраивать эти встречи по какому-то заранее продуманному сценарию. Поэтому, несмотря на употребление таких понятий, как «методика проведения евангельского кружка», «методологические подходы» и иных, о методике можно говорить лишь условно, ни в коем случае не в том смысле, в каком мы говорим о методике проведения школьного урока или институтской лекции.
Вместо слова «методика», предполагающего законченность, обязательность, продуманность и результативность (что так претит иногда современному — особенно молодому — человеку и чего не может быть в евангельском кружке — месте живого общения, живой духовной жизни человека и группы как маленькой частички Церкви), я хотел бы предложить пользоваться такими терминами, как «принципы», «правила» и «условия». Первостепенным необходимым условием участия в кружке является вера в то, что то, что мы сейчас читаем и обсуждаем, — действительно является словом, сказанным Богом человеку и человечеству через пророков и апостолов. Только тогда можно понять текст Священного Писания, когда мы примем его как слова, сказанные Живым Богом, как апостол Петр назвал Христа во время своего исповедования.
Пока участники собираются, некоторое время должно пройти, чтобы все пришли в себя и отключились от той суеты, из которой они вырвались. Необходимо следовать рекомендации молитвослова перед утренними молитвами: «Встав перед иконой, подожди, пока все чувства твои улягутся, и тогда начни молитву». Обычно это время тратится также на то, чтобы все подождали опаздывающих, попили чай, поделились новостями — горестями и радостями.
Понятие о размышлении над Священным Писанием
Священное Писание желательно, а по большому счету необходимо, воспринимать и изучать в контексте Священного Предания, которым движет Святой Дух. Поэтому без обращения к Богу, без молитвенного настроя, изучение и осмысление Откровения вряд ли будет соответствовать тому смыслу, который заложен в Библию Богом как автором. Таким образом, размышление — это не только и не столько въедливый анализ текста и стремление поспорить — пусть даже с самим собой — ради докапывания до некоей «истины», а скорее стремление заглянуть в глубину своего сердца и обратиться к Богу с просьбой помочь нам понять Евангелие. Именно об этом говорится в молитве перед чтением Священного Писания, которую священник читает во время литургии и за вечерним богослужением, а мирянин читает после чтения одной из кафизм Псалтири.
Общие правила проведения библейской группы
В обсуждении Евангелия участвуют все, ибо это есть проявление соборности, общий соборный духовный, молитвенный и жизненный ответ Богу на обращенное Им к человеку слово.
Во время проведения встречи не рекомендуется в жесткой форме говорить участнику, чье высказывание кажется странным, что он не прав. Конечно, если человек в своих размышлениях далеко отклоняется от церковного понимания читаемого отрывка, его следует направить на верный путь, но сделать это необходимо иным образом. Говорить человеку: «Ты не прав» — не только некорректно, но прежде всего опасно. Сказав так, мы можем уподобиться пресловутым «злым церковным бабушкам», обидеть человека, и не факт, что он придет на занятие в следующий раз. Это будет тяжелым испытанием для совести ведущего, кем бы он ни был: катехизатором, просто ведущим, священнослужителем.
Не стоит обсуждать личные и иные жизненные проблемы, новости общественной, экономической и социально-политической жизни, события, произошедшие у друзей или у самого участника. Главная тема встречи — это Священное Писание, от этой темы нельзя отклоняться сильно. Конечно, люди обсуждают свою жизнь, но делиться жизненным опытом стоит именно как опытом следования Евангелию в своей жизни или жизни знакомых на конкретных жизненных примерах.
Нельзя перебивать говорящего, именно для этого существует традиция обсуждения по кругу. Главное — слушать себя и того, кто сидит рядом с тобой, потому что его участие — это его духовный, душевный и интеллектуальный труд и вклад в общее дело, и к нему надо относиться не только с уважением, но и с чуткостью.
Как читать библейский отрывок во время встречи?
Варианты прочтения могут быть следующими: отрывок может прочесть ведущий или помощник ведущего, ведущий может попросить кого-нибудь из участников или кто-либо из участников вполне может озвучить свое желание прочесть текст. Также отрывок может быть прочитан всеми участниками встречи по стиху — по очереди. Главное при чтении — не торопиться, читать «с чувством, с толком, с расстановкой», чтобы каждое слово могло отложиться в сердце и в сознании человека. Читать, конечно же, лучше по-русски.
Чтение должно быть осмысленным — столь же осмысленным, как молитва. «Молитва — это разговор с Богом», — пишет протоиерей Серафим Слободской в учебнике «Закон Божий», разговор предполагает двух собеседников, следовательно, личная молитва человека и чтение Священного Писания — это две составляющие единого процесса богообщения.
Рекомендации по поводу размышления над строками Библии
После прочтения отрывка ведущему следует предложить участникам еще раз внимательно и вдумчиво прочитать текст самостоятельно про себя. В конце такого самостоятельного повторного прочтения необходимо запланировать небольшую паузу, которую все проводят в тишине, молитве и осмыслении прочитанного.
В течение встречи необходимо несколько раз возвращаться к повторному чтению отрывка или отдельных его частей.
Несколько правил обсуждения отрывка
Одно из главных и важнейших правил обсуждения — регламент. Перед каждой встречей ведущему стоит напоминать всем собравшимся о том, что евангельский кружок — это не театр одного актера и что совесть каждого должна предписывать ему следить за временем своей речи.
Участники евангельского кружка высказываются в духе взаимного уважения, по кругу, говоря от сердца, озвучивая свой сердечный отклик. Эта особенность проведения встреч делает недопустимым поучение одних членов кружка другими или кем-либо одним, в первую очередь — ведущим. Неприемлемыми являются такие предпосылки участия, как желание «сказать, как правильно», «рассказать, как надо» и другие худшие проявления тоталитарного подхода к богозданной свободе человеческой личности.
Часто встречающаяся ошибка начинающих ведущих — это поминутное обращение к молчащим участникам: «Ну, скажи хоть что-то!». Этого делать не стоит, ведь у каждого из участников свой психологический настрой, свой уровень и ритм духовной жизни. Его молчание может означать на порядок более глубокое восприятие Евангелия, серьезную работу души, которую не следует тревожить неосторожной попыткой насильственно вытащить на поверхность.
После того, как все выскажутся, стоит направить дискуссию на обсуждение тех мыслей, которые были озвучены только что. Желательно, чтобы таких кругов обсуждения отрывка Священного Писания было несколько. То, что озвучивает каждый из участников, является общим вкладом группы и общим деланием, поэтому бывает очень полезным еще и еще раз вернуться к чьим-то рассуждениям, более всего затронувшим другого члена группы. Может быть, то, что понял я, никогда не открывалось другому человеку. И действительно, нередко наступает эффект, подобный тому, когда человека долго и сильно мучает какая-то проблема и в самой простой и незамысловатой проповеди он вдруг слышит элементарные слова, которые «попадают в точку» и дают ему ответ на его переживание.
Рекомендации ведущему, необходимые для начинающих
Самая главная рекомендация — не подменять собой Священное Писание, личность Христа. В этом смысле мирянину бывает гораздо проще вести кружок, чем священнику. Служение священника — это служение, в том числе церковного учительства, а ведущий-мирянин не отличается от других членов кружка, поэтому его функции могут сводиться к модерации дискуссии, контролю над правилами, соблюдением дружеской атмосферы, поддержанием молитвенного настроя и сохранению рамок православности обсуждения.
Вторая важная рекомендация — не бояться пауз. Паузы для слуха, избалованного стройностью и гармоничностью богослужения, тяжелы и подчас даже трагичны. Однако тяжелое переживание вынужденных пауз во время богослужения может косвенно указывать на низкую способность молящегося в храме сохранять собственную внутреннюю молитву и во время богослужения. То же можно сказать и о совместном чтении и обсуждении Евангелия. Если участники и ведущий не находят пользы, применения паузам и выхода из них — пусть даже в молчании, перечитывании отрывка еще раз и т. п., — есть вероятность, что люди собрались на встречу не вокруг Христа и Его Слова, а поговорить, пообщаться, повидаться, потусоваться…
На слайде представлен пример объявления о евангельском кружке, о библейской группе, которая действует в Смоленском храме г. Дубна Московской области. Этот кружок действует уже четыре года и является очень сильным миссионерским инструментом. Почти 90 процентов участников группы пришли в Церковь именно через этот кружок и остались ее членами. Начали ходить на службы, исповедоваться, вести церковную жизнь, соблюдать посты и участвовать в жизни прихода, например, разливать крещенскую воду, вести социальную и просветительскую работу.
Такой кружок — из людей изначально достаточно далеких друг от друга, Христа и Его Церкви — становится местом кристаллизации новой части прихода, новой молодой общины. Участники евангельских кружков, или библейских групп, становятся друзьями, объединенными в Церкви вокруг Священного Писания.
III. Возможности применения евангельских кружков для решения задач длительной катехизации
На данный момент существует несколько более или менее логически законченных систем использования Священного Писания в качестве инструмента и материала катехизации — опыт храма святых Косьмы и Дамиана в Шубине и дружественных приходов, опыт Преображенского братства, опыт о. Даниила Сысоева, кратко описанный в его незаконченном труде «Народная катехизация».
Подходы, явленные в указанных системах, существенно различаются.
Прежде всего, подход к использованию текстов Писания для целей катехизации будет существенно различаться в зависимости от того, на каком этапе воцерковления человека он изучает Писание путем участия в малых группах. От этапа зависит степень воцерковленности человека и степень его информированности о том, что вообще происходит в том месте, куда он попал.
При проведении группы для маловоцерковленных людей, недавно начавших свой путь в вере, важными являются две задачи. Первая — создать все условия для того, чтобы человек не перестал посещать эти занятия. Вторая — создать условия, при которых в большей степени будет возможным, во-первых, усвоение новых знаний о самых важных вопросах понимания Писания, вероучения и представления о Боге, во-вторых, постепенное направление участников группы к тому отношению к Священному Писанию, которое Церковь хранит в своем Священном Предании и являет через святоотеческое понимание Слова Божия.
Группа, участники которой — воцерковленные православные христиане, твердо стоящие на ногах церковной жизни, чаще всего будет отличаться большим акцентом на молитвенное самоуглубление в осмыслении Евангелия, меньшей долей использования научных и святоотеческих комментариев в текстовом их виде, большей общностью участников, свидетельствующей о складывании общины учеников Христовых — в плане духовного общения, молитвенной поддержки, житейской дружбы и евхаристического единства в рамках приходской жизни.
В то же время, евангельский кружок по своей природе является открытым сосредоточением благожелательной атмосферы, что делает его привлекательным для людей, которые еще не являются осознанными членами Церкви, не готовы взять на себя труд церковной жизни, но ищут более глубокого осмысления своей жизни. Библейские группы дают ощущение Божьего присутствия.
Такие встречи, или занятия, становятся местом духовной и просто дружеской поддержки, местом христианской солидарности, местом, где человек ощущает присутствие Божье, встречает Христа в своей жизни, как говорят протестанты. Поэтому они в первую очередь — для начинающих, но и в равной степени полезны и для давнишних членов Церкви, которые благодаря Писанию могут обновить истинность, глубину и силу веры.
Вне зависимости от степени воцерковленности участников кружка, методологического подхода при проведении встречи, манеры проведения занятия ведущим и т. п. методологическим принципом использования Священного Писания будут следующие предпосылки. Главной задачей кружков по изучению Евангелия является создание условий, при которых библейский отрывок будет восприниматься как обращенные ко мне слова Бога и Спасителя. В этой системе координат основным учителем, «передатчиком информации», является само Священное Писание — сам библейский текст, в котором зафиксировано Откровение Божие о Себе, мире и человеке, и тот отклик на Его голос, который родился у героев ветхозаветной и новозаветной истории. Иначе говоря, единственным Учителем при проведении занятия по обсуждению Библии в малой группе является Сам Бог, тогда как ведущему принадлежат обязанности, во-первых, модератора, во-вторых — человека, отвечающего за создание условий, при которых каждый участник встречи будет способен воспринять Евангелие в соответствии с форматом встречи и с духовной евангельской традицией, сохраняемой в православии.
Эта характеристика кружков по изучению Евангелия определяет важнейший методологический подход при определении методики проведения подобных встреч в качестве метода длительной катехизации. Поскольку проведение занятия евангельского кружка не может быть сценированно заранее, содержательный итог участия в такой группе для каждого участника и для методики в целом не может быть полностью финализирован и подчинен программе, подобной вузовской или школьной, а результативность таковых занятий не обладает свойством прогностичности. Важнейшая особенность кружков — живое восприятие человеком живого слова Живого Бога — делает такую форму катехизации творчеством, в котором можно обеспечить только заданность условий, при которых самостоятельное духовно-интеллектуальное осмысление веры каждым участником будет более или менее прогнозируемо в самых общих основах и категориях.
Принимая во внимание одну из целей начальной катехизации как научение вере и введение в традицию церковной жизни, применение кружков по изучению Библии для этих целей возможно после базовой катехизации (одна — четыре беседы) и до, а равно и после принятия Таинства Крещения. Также участие в евангельских кружках, являющихся формой длительной катехизации, будет крайне полезным для крещеных людей, даже участвующих в таинствах, но только недавно (до года — трех лет) осознавших себя в качестве верующих и стремящихся ко спасению в Православной Церкви.
Учитывая задачи длительной катехизации, а также специфику евангельских кружков, предполагающую регулярность их проведения и постоянство участия, программа катехизации с помощью кружков должна быть рассчитана на один календарный год.
Таким образом, основной «механизм», принцип применения библейских групп (евангельских кружков) для целей длительной катехизации заключается в решении двух задач. Первая — моделирование (насколько это возможно) итога осмысления веры, представлений о Боге и духовно-нравственного «созревания» участников группы к концу цикла. Вторая — построение каждой встречи таким образом, чтобы интеллектуальный и духовный труд каждого члена кружка приводил его к необходимости еще больше вгрызаться и в духовное осмысление, и в информативное изучение основ веры и церковной жизни.
Эти две задачи решаются соответственно: первая — определенным логическим подбором читаемых и обсуждаемых библейских отрывков; вторая — введением в годовую «программу» чтения и обсуждения Священного Писания определенных дидактических элементов — мероприятий, способствующих, во-первых, усвоению знаний участниками, во-вторых, выявлению ведущим группы того, насколько и каким образом церковная вера «впитана» участниками, в-третьих, более ощутимому введению членов кружка в обыденные аспекты приходской жизни — литургические и бытовые.
Подбор отрывков
Поскольку подчинить кружок какой-то схеме и программе очень сложно, а с другой стороны, кружок является не школой, а местом, где «двое или трое собраны во имя Христово», подбор отрывков для обсуждения в рамках такого курса должен соответствовать следующим четырем основным направлениям развития духовной и церковной жизни начинающего христианина.
Человеку необходимо помочь узнать, понять и почувствовать, кто такой Бог. Насколько действительно благ Бог к людям и «хочет спасения всех человеков». Участник такого кружка должен не выучить свойства Божии по катехизису, не подготовиться к экзамену, а понять на самом деле, что встреча с Богом — это дар, и увидеть этот дар в событиях своей жизни.
Необходимо помочь человеку полюбить церковную жизнь с ее замечательными и вдохновляющими моментами, а разного рода сложности и проблемы принять как свою собственную проблему и задачу для христианского становления. Церковь должна со временем стать родным домом для всех членов библейской группы, а богослужение — той стихией, пребывая в которой человек чувствует гармонию жизни.
Представить в логической перспективе осмысление самых основных элементов вероучения на основании Библии как важнейшей части и фундамента православного вероучения. Здесь я имею в виду не только теологию в святоотеческом смысле — не только «учение о Боге в самом себе», но и осознанное представление о домостроительстве нашего спасения. Человек должен явственно осознать, как Бог спас человека, почему именно так, что такое искупление, что такое мое личное спасение, что такое духовная жизнь, что есть Церковь — не в определении катехизиса, а какой она была изначально, какой мы должны ее представлять, чтобы наши приходы стали действительно общинами.
Четвертая группа отрывков должна помочь сформировать у человека ответственное представление о том, что такое христианская нравственность. С достаточной степенью условности можно сказать, что эта часть встреч является самой важной и совпадающей с одной из задач библейских кружков — попытке откликнуться на евангельский призыв Спасителя, дать себе отчет, насколько я соблюдаю заповеди Божии. Поэтому духовно-нравственные выводы — это тот четвертый элемент, без которого кружки не могут существовать.
Ниже представлен вариант подбора отрывков из Священного Писания в соответствии с указанным тематическим делением и в расчете на год — с октября по май с учетом праздничных дней и праздничных богослужений, а также с учетом специальных встреч и занятий, содействующих «педагогическому усвоению и контролю».
тема | отрывки | |
1. | Кто такой Бог? | Быт 17:1–11, Ис 53, Иер 31:31–34, Мф 14:23–33, Лк 15:11–32, Лк 22:17–20, Флп 2:1–17, 1-ое Кор 13:1–13 |
2. | Церковь как община учеников Христовых | Мф 5:1–16, Лк 18:10–14, Деян 2:1–47 (вариант 2:41–47), Деян 9:1–22 |
3. | Библейские основы вероучения Православной Церкви | Кн. Иисуса Навина 1:1–9, Иов 7:1–21, Ин 1:1–14, Евр 8:6–13, Лк 24:13–36, Марк 10:32–45, Ин 4:5–42, Деян 4:7–37 |
4. | Христианская нравственность | Ис 58:6–11, Рим 12, Иак 1–4 гл. |
Проведение встреч и организация курса
Методические рекомендации по созданию условий для усвоения знаний о вере, отслеживания изменения представлений участников о Боге, вере и своем месте в Церкви и содействия более предметному введению участников в контекст церковной жизни состоят в следующем.
Во-первых, ведущему необходимо в систематическом виде зачитывать в конце встречи святоотеческие толкования, выбранные и подготовленные определенным образом. Самый простой и эффективный способ — готовить выборку, конспект из толкования отрывка кем-либо одним из отцов Церкви. Данный конспект может быть подготовлен ведущим самостоятельно, это может быть также специальным «служением» помощника ведущего, который готовится к самостоятельному проведению подобных встреч. Но самый правильный вариант — поручать подготовку такого конспекта одному или двоим участникам группы. Такой способ не работает сразу, но к пятой-шестой встрече у участников, как правило, появляется мотивация для личного участия в общем деле.
Зачитывание выборки из толкований в конце является обязательным условием, предпосылкой для самостоятельного духовного и умственного труда участников кружка во время встречи. Если толкование зачитать вначале, то в сознании слушателей будут повторяться правильные ответы, соответствующие «линии партии и правительства». Никакого христианского развития личности человека в этом случае происходить не будет.
Использование подготовленной выдержки из святоотеческих комментариев в конце встречи способствует также: а) развитию мотивации каждого участника группы на изучение Предания Церкви с тем, чтобы личный духовный путь человека постепенно все более соответствовал проверенному веками пути христианской святости; б) отношению к цитируемому Святому Отцу как к некоему члену кружка, близкому и скорому на помощь и заступление, но в то же время — «богослову и другу Христову», чье мнение относительно отрывка упоминается как одно из взглядов участников кружка, являясь в то же время голосом Церкви и образцом осмысления Слова Божия.
Во-вторых, рекомендуется воздержаться от ответов на задаваемые участниками вопросы, кроме вопросов лингвистических и исторических. Необходимо способствовать совершению человеком личного труда, самостоятельного поиска, при котором он думает над собственным вопросом всю неделю до следующей встречи и находит ответ, принося его на всеобщее обсуждение.
В-третьих, фактологические вопросы, относящиеся к историко-лингвистическому контексту библейской истории, а также важные, объемные и сложные вопросы, относящиеся к толкованию Писания, следует собирать для специального обсуждения. Такое специальное обсуждение необходимо устраивать один раз через каждые четыре-пять встреч евангельского кружка, причем на подобных встречах необходимо присутствие настоятеля или иного священнослужителя. Очень серьезным подспорьем в воцерковлении членов группы будет возможность задать эти вопросы священнику и получить одновременно информативный и компетентный и вместе с тем авторитетный в духовном плане ответ. Ведущему следует записывать вопросы при их появлении и заранее передавать их батюшке для более эффективной подготовки подобной беседы. Встреча с настоятелем будет способствовать также снижению псевдоблагоговейного страха прихожан перед «особами духовного звания», привыканию к регулярному общению с духовенством, а также созданию более доверительных отношений между духовенством и членами приходской общины.
Такие беседы ощутимым образом содействуют также и более безболезненному вхождению человека в литургическую традицию православия — помогают ему приобщиться к исповеди, причащению и храмовому богослужению. Отдельным важным следствием регулярного общения членов катехизического евангельского кружка (библейской группы) с настоятелем является повышение социальной ответственности людей за происходящее в храме и приходе и стремление помочь сотрудникам храма в их повседневном труде — разлить святую воду на Крещение, помыть полы после службы, организовать ремонт помещений и т. п.
Если батюшка не готов к таким встречам, к подобному шагу навстречу, то упомянутые наиболее сложные вопросы осмысления Священного Писания, богословия и христианской жизни следует обсуждать самостоятельно. Для этого подходит форма докладов, которые поначалу также готовит ведущий, а со временем поручает подготовку двоим или троим участникам кружка. В течение года каждый член группы, таким образом, окунется в мир христианской письменности, а подготовка докладов под руководством ведущего обеспечит правильное направление мысли начинающего христианина. Особую значимость этих докладов для группы придает тот факт, что тематика таких занятий не является отвлеченно-теоретической, а соответствует тем вопрошаниям и исканиям, а также тому осмыслению, которые родились у участников библейской группы во время совместного чтения и обсуждения Священного Писания.