Пошаговые методики проведения встречи: опыт разных групп

Часто начинающие ведущие библейских встреч не знают, как именно построить встречу, чтобы она была именно обсуждением отрывка, а не лекцией. Из того, что библейские группы писали нам о себе, мы собрали опыт нескольких реально существующих групп и предлагаем вам с ним познакомиться. Если Вы начинающий ведущий, Вы сможете выбрать для своей группы наиболее близкую Вам структуру. Если Вы ведущий со стажем — узнать для себя что-то новое и вдохновиться для дальнейших творческих поисков. Не забудьте поделиться своими творческими находками с нами!

Евангельская группа при храме Знамения Божией Матери на Шереметевом дворе в Москве

Встреча проходит в такой последовательности:

1. Сбор, общение, новости, ожидание опаздывающих, подготовка текстов НЗ.

2. Молитва свт. Иоанна Златоуста перед чтением Писания и тропарь об умножении любви.

3. Вводное слово ведущего (немного информации обще-катехизического плана, с привязкой к обсуждаемому тексту (событие, личность, понятие и т. п.), напоминание правил.

4. Чтение отрывка всеми участниками по стиху, по кругу.

5. Прочитывание каждым участником целиком отрывка про себя, пока все не прочитают, соблюдается тишина.

6. Вопросы 1-го круга — интеллектуальные (например: кто такой мытарь? где находится Капернаум? что такое «алавастровый сосуд мира»?)

7. Вопросы 2-го круга — смысловые (например: что означает «нищие духом»? как понять «родил Он нас словом истины»?)

Отвечают все вместе: сначала участники, потом, если надо, ведущий, при необходимости обращаются к толкованиям Св. Отцов, как правило к Феофилакту Болгарскому, или читают параллельные места.

8. Вопросы ведущего.

9.Чтение толкования или проповеди (митр. Антоний Сурожский).

10. Еще раз отрывок читает целиком каждый про себя, личная молитва.

11. Все делятся друг с другом тем, что открылось, поразило.

12. Подведение итогов, планы на следующее занятие.

13. Заключительная молитва — благодарственная и «Достойно есть». Чай по желанию.

Атмосферу встречи можно охарактеризовать как дружескую, теплую и в то же время учебную.

Группа при храме Всемилостивого Спаса на Новослободской, г.Москва

Каждый вечер посвящен определенной теме, например, крещению.

Группа проходит по следующей схеме:

— Общее введение к теме, молитва «Царю Небесный».

— Введение/чтение из исторических книг Библии.

— Ответный псалом.

— Введение/чтение из пророческих книг Библии.

— Введение/чтение из Апостола.

— Введение/чтение Евангелия.

— Время «отклика» собравшихся на слово Божие.

— Гомилия (церковная проповедь) священника

— молитва «Достойно есть».

Кружок по изучению Священного Писания при храме святителя Николая у Соломенной сторожки, г.Москва

— Собрались, пообщались за чаем.

— Молитва Святому Духу, тропарь, кондак и величание священномученику Владимиру Амбарцумову.

— Объяснение правил Евангельского кружка.

— Чтение отрывка.

— Чтение стихов по очереди.

— Разбор каждого стиха или блока стихов.

— Мнения, возникшие у участников в процессе разбора, вопросы, уточнения и пр.

— Зачитывается толкование святых, исследователей, ученых.

— Переход к следующему стиху или блоку стихов.

— В конце — итоги. О встрече, организации, об отрывке в целом — любые мысли.

— Молитва «Достойно есть».

— Чай.

 Группа при храме Введения во Храм Пресвятой Богородицы в пос. Березовка Красноярской обл.

— Знакомство за чаепитием.

— Молитвы «Царю Небесный» и «Отче наш».

— Чтение Евангелия на русском и церковнославянском языках.

— Ведущий делает введение в отрывок.

— Обсуждение отрывка.

— Ведущий дает заключение, основываясь на толковании св. Василия (Кинешемского).

— «Достойно есть».

Харьков, Евангельская группа при храме Святой Троицы

Читается воскресное Евангелие, слово святителя Феофана Затворника на этот отрывок, толкование св. Феофилакта Болгарского. Дальше каждый читает по одному стиху и:

1) пересказывает, определяя его идею;

2) сравнивает с жизнью (похожие ситуации);

3) ищет практическое применение идеи в жизни.

В конце каждый высказывает, что он применит в жизни из прочитанного Евангелия. Обсуждение проходит в свободном режиме, ведущий эпизодически направляет его вопросами к отрывку, позволяющими обратить внимание на что-то важное.

Все это проходит в трапезной Храма за чаем с печеньем. В начале и в конце обязательно молитва.

Евангельская группа в Миассе 

Группа проходит по строгому плану:

1. Молитва перед началом: Царю Небесный…

2. Рассказать, какой порядок нашей встречи: По сути, озвучить этот план

3. Правила.

a. Озвучить

b. Все должны согласиться!

4. Знакомство:

a. Попросить представиться и кратко рассказать о себе

b. Записать на бумагу

c. Сделать бейджи с именами

5. Введение.

a. Рассказать, для чего мы здесь собрались

b. Рассказать о Евангелии, что это книга, через которую Бог разговаривает с нами.

6. Задать вопросы присутствующим. Можно по кругу, а можно спросить в первую очередь тех, кто готов ответить!

a. Что такое Евангелие для вас?

b. Зачем его читать одному, дома?

c. Зачем читать в группе? После ответов, необходимо «завершить» круг, самому ответив на поставленный вопрос. Запомнить ответы, для формулирования заключительного слова.

7. Самому ответить на поставленные вопросы. Подвести краткий итог, определить, кто из присутствующих более-менее открыт для общения, а кому ещё требуется время для подготовки. Напомнить, что после молитвы будет молчание, когда готовность к чтению будет определяться поданным знаком (взять Евангелие с середины стола)

8. Молитва перед чтением Слова Божьего (в книге митр. Антония Сурожского)

Молчание (время тишины, когда все настраиваются на чтение. Руководитель завершает время тишины — берет книгу последним)

10. Чтение Евангелия (по кругу читаем по очереди по одному стиху)

11. Ведущий говорит, что необходимо теперь вчитаться, увидеть в этих стихах что-то интересное. Знак желания высказать — положить ручку в книгу и закрыть её)

12. Молчание и вчитывание (взглянуть на текст)

13. Попросить кого-нибудь кратко пересказать прочитанное.

14. Вопросы для обсуждения. Озвучить по очереди вопросы, которые были «заготовлены» дома:

a) Что понравилось?

b) Что непонятно?

c) Кто такой …?

d) Почему …?

e) Какую пользу вы для себя извлекли

f ) Почему креститься

g) Актуальность

h) Что понесете в мир?

i) Достигли ли вы цели чтения?

j) Услышали ли другого человека?

15. После беседы зачитать выдержки из Святых Отцов и подготовленное послание (проповедь одного из современных проповедников).

16. Молчание, когда каждый может обдумать происшедшее сегодня, попросить что-то свое у Господа Бога

17. Молитва

18. Святоотеческий комментарий на прочитанный отрывок

19. Что понравилось и не понравилось (обратная связь)

20. Чай. Читается молитва перед едой и после еды

21. Заключительная молитва: «Достойно есть, яко воистину»

Евангельская группа при молодежном клубе имени прп.Сергия Радонежского, Красноярск

С небольшими вариациями встречи группы проходят так:

1) поем молитву «Царю Небесный».

2) если есть новые люди, то знакомимся в игровой форме.

3) делимся чувствами по поводу прошедшей недели, что у кого нового; иногда это сопровождается чаепитием.

4) обсуждаем правила работы и общения в группе.

5) читаем молитву Иоанна Златоуста перед чтение Священного Писания («Господи Иисусе Христе! Отверзи ми очи сердечные…»)

6) читаем отрывок из Евангелия, обсуждаем.

7) делимся чувствами по поводу сегодняшней встречи.

8) поем «Достойно есть»

9) расходимся по домам, или, если у кого есть желание, беседуем в свободном режиме, пьем чай.

После прочтения отрывка из Евангелия каждый задумывается, что ему не понятно, или что его «задевает» в прочитанном тексте, и выносит это на общее обсуждение Ведущий дома прочитывает толкования и во время группы в случае необходимости делится прочитанным. Специально толкования не читаются, что вспомнится во время группы, то вспомнится.

Православная Миссионерская Малая Группа Саратова (ПММГС)

Собрание обычно проходит в следующей последовательности:

1) Сбор участников с чаепитием и обсуждением текущих событий и планов — для ожидания опаздывающих и подкрепления сил членов группы после рабочего дня. Чаепитие организовывает ведущий собрания (то есть читающий Священное Писание).

2) Молитвы перед чтением Священного Писания на Евангельской группе (полностью все молитвы отсюда). Читаются последовательно всеми членами (по одной молитве), а предначинательные молитвы читает ведущий собрания (то есть читающий Священное Писание).

3) Чтение Священного Писания Нового Завета в Синодальном переводе. Читается или вся глава или отрывок (придерживаясь зачал) такого размера и содержания, чтобы хорошо уяснить и запомнить его содержание.

4) Чтение ведущим собрания (то есть читающим Священное Писание) толкования архиепископа Аверкия (Таушева) «Четвероевангелие. Апостол» прочитанного отрывка Священного Писания. Это толкование выбрано в виду его краткости и ясности.

5) Выделение важных мыслей с миссионерским акцентом ведущим собрания (то есть читающим Священное Писание).

6) Свободное обсуждение прочитанного с миссионерским акцентом участниками собрания.

7) Обсуждение текущих событий, мероприятий и планов группы.

8) Молитвы после чтения Священного Писания на Евангельской группе (полностью все молитвы отсюда). Читаются последовательно всеми членами (по одной молитве), начиная с ведущего собрания (то есть читающего Священное Писание). Перед молитвой «Достойно есть» добавляется молитва миссионера (автор — епископ Бийский Владимир (Петров), рекомендована синодальным миссионерским отделом) и тропарь Собору Саратовских святых.

9) Собираемся и расстаемся до следующей встречи.

Поделиться в соцсетях

Подписаться на свежие материалы Предания