На церковнославянском языке 10 [Зач. 296.] Ты же последовалъ еси моемý учéнiю, житiю, привету, вере, долготерпенiю, любви, терпенiю, 11 изгнáниемъ, страдáниемъ, яковá ми быша во Антiохíи, [и] во иконíи, [и] въ листрехъ: яковá изгнáнiя прiяхъ, и от всехъ мя избáвилъ éсть Госпóдь. 12 И вси же хотящiи благочестно жити о Христе Иисýсе, гоними бýдутъ: 13 лукáвiи же человецы и чародее преуспеютъ на гóршее, прельщáюще и прельщáеми. 14 Ты же пребывáй въ нихже научéнъ еси и яже вверена сýть тебе, ведый, от когó научился еси: 15 и яко измлáда свящéнная писáнiя умееши, могýщая тя умудрити во спасéнiе верою, яже о Христе Иисýсе. |
На русском языке
10 А ты последовал мне в учении, житии, расположении, вере, великодушии, любви, терпении, 11 в гонениях, страданиях, постигших меня в Антиохии, Иконии, Листрах; каковые гонения я перенес, и от всех избавил меня Господь. 12 Да и все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы. 13 Злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь. 14 А ты пребывай в том, чему научен и что тебе вверено, зная, кем ты научен. 15 Притом же ты из детства знаешь священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса.
(2 Тим 3:10-15) |
Ответьте на вопросы
- В чем последовал Тимофей апостолу Павлу?
- Вспомните, в чем суть учения апостола Павла.
- Что подразумевается под последованием его учению?
- Что вы знаете о житии апостола Павла? Как можно последовать ему?
- Какие вы знаете примеры веры, великодушия, любви и терпения апостола Павла?
- Вспомните из Книги Деяний и из Посланий гонения на апостола:
-
- Как будет протекать жизнь человека, желающего жить благочестиво во Христе?
- Что может умудрить человека во спасение?
Ответить на вопросы, поделиться своими размышлениями можно в комментариях
Своими размышлениями делится редактор раздела Евангельских групп Татьяна Зайцева
Составив вопросы, я подумала, что они, пожалуй, получились сложноватыми, и решила ответить на некоторые из них сама.
Вспомните, в чем суть учения Апостола Павла? Что подразумевается под последованием учению?
Апостол Павел учит о том, что Христос был предсказан пророками. Что через Его смерть на кресте мы получаем прощение грехов от Бога и что верующие во Христа спасаются верой. Что как Христос воскрес, так и мы воскреснем при Втором Пришествии и будем вместе с Господом на небесах. Во всем этом апостол видит великую милость Божию и любовь к нам и призывает нас также проявлять любовь друг ко другу и оставить грехи, с которыми никто не войдет в Царство Небесное. И последовать этому учению можно, во-первых, поверив в любовь Божию, а во-вторых, выстраивая жизнь в соответствии с этой любовью.
Что я знаю о житии апостола Павла…
Житие — имеется в виду образ жизни. Он пишет про себя: «Три раза меня били палками, однажды камнями побивали, три раза я терпел кораблекрушение, ночь и день пробыл во глубине [морской]; 26 много раз [был] в путешествиях, в опасностях на реках, в опасностях от разбойников, в опасностях от единоплеменников, в опасностях от язычников, в опасностях в городе, в опасностях в пустыне, в опасностях на море, в опасностях между лжебратиями, 27 в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе. 28 Кроме посторонних [приключений], у меня ежедневно стечение [людей], забота о всех церквах. 29 Кто изнемогает, с кем бы и я не изнемогал? Кто соблазняется, за кого бы я не воспламенялся?» (2 Кор 11:25–29). «Я охотно буду издерживать [свое] и истощать себя за души ваши, несмотря на то, что, чрезвычайно любя вас, я менее любим вами» (2 Кор 12:15). «1 После сего Павел, оставив Афины, пришел в Коринф; 2 И, нашед некоторого Иудея, именем Акилу, родом Понтянина, недавно пришедшего из Италии, и Прискиллу, жену его, — потому что Клавдий повелел всем Иудеям удалиться из Рима, — пришел к ним, 3 и, по одинаковости ремесла, остался у них и работал; ибо ремеслом их было делание палаток» (Деян 18:1–3)».
Что можно извлечь отсюда?
— апостол Павел любил не только Бога, но и людей — он постоянно занимался людьми, заботился о церквах — например, собирая пожертвования для Иерусалимской общины;
— он не хотел брать денег с людей, которым проповедовал Христа, поэтому зарабатывал на жизнь своими руками, делая палатки;
— из-за проповеди ему часто приходилось страдать от гонений, причем дело доходило до физических наказаний;
— ради Христа он жил «в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе».
Не все были были готовы последовать апостолу в таком тяжелом образе жизни, о чем апостол и говорит с горечью в послании к Филлипийцам: «Все ищут своего, а не того, что [угодно] Иисусу Христу» (Фил 2:21). Однако Тимофей не таков. «Надеюсь же в Господе Иисусе вскоре послать к вам Тимофея, дабы и я, узнав о ваших обстоятельствах, утешился духом. Ибо я не имею никого равно усердного, кто бы столь искренно заботился о вас, потому что все ищут своего, а не того, что [угодно] Иисусу Христу. А его верность вам известна, потому что он, как сын отцу, служил мне в благовествовании. Итак я надеюсь послать его тотчас же, как скоро узнаю, что будет со мною» (Фил 2:19–23). Он искренне печется и об апостоле Павле, и о членах церквей, которые Павел основал. Поэтому его жизнь не менее беспокойна, чем у апостола — Павел постоянно посылает его то к одной общине, то к другой, жизнь Тимофея проходит в путешествиях. Точно так же Тимофей следует апостолу и в расположении — для него так же важна проповедь и забота о церквях, как и для Павла.
Какие вы знаете примеры веры, великодушия, любви и терпения апостола Павла?
Вера апостола Павла — это не просто вера в догмат. Нет, это упование на Бога и доверие Ему.
Пример великодушия: апостол не хочет лично идти к согрешившим коринфянам и, а пишет им письма.
Примеры любви: практически каждое свое письмо апостол начинает с благодарности Богу за тех, кому пишет; он называет галатов детьми своими, для которых он снова в муках рождения, пока не изобразится в них Христос (Гал 4:19) — он готов снова и снова возиться и с ними, и с коринфянами для того, чтобы они были со Христом; он заботится о беглом рабе Филимона Онисиме и просит Филимона принять его, «как мое сердце», то есть не сурово, а с любовью.
Примеры терпения: апостол не впадал в отчаяние в гонениях и других трудных обстоятельствах.
Больше всего меня поразило осознание, насколько жизнь апостола была заполнена трудами любви и внимания к людям. Понимаю, что это то, чего не хватает в моей жизни и в чем мне надо последовать апостолу Павлу, как это уже сделал Тимофей.
Жду с нетерпением ваших ответов в комментариях, потому что, без сомнения, есть то, что я упустила.
Прочтите толкования:
Схиархимандрит Авраам (Рейдман)
Блаженный Феофилакт Болгарский
Схиархимандрит Авраам (Рейдман)
«Удел христианина»
(2 Тим 3:10–15)
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Сегодня мы вспоминаем притчу Господа нашего Иисуса Христа о горделивом, тщеславном фарисее и смиренном кающемся мытаре. Может быть, в связи с тем, что эта притча иногда приводит к мысли, что лучше грешить и каяться, чем совершать добрые дела и пребывать в гордости, сегодня читается зачало из Послания святого апостола Павла к Тимофею, в котором говорится о необходимости вести правильную жизнь. Конечно, нужно и добрые дела совершать, и пребывать в постоянном покаянии.
Мы будем следовать за мыслью апостола Павла, рассматривая по порядку стихи Священного Писания.
«А ты последовал мне в учении, житии, расположении, вере, великодушии, любви, терпении, в гонениях, страданиях, постигших меня в Антиохии, Иконии, Листрах; каковые гонения я перенес, и от всех избавил меня Господь» (ст. 10–11). Апостол Павел обращается к Тимофею с ободряющим словом, с утешением, может быть, даже с благодарностью, напоминая ему о его преданности, твердости в прошлом и тем самым призывая его и в будущем быть таким же. Он говорит: «А ты последовал мне в учении», или, по-славянски, «ты же последовал еси моему учению». С нами, к сожалению, часто бывает так, что мы слышим какое-либо назидание и, может быть, понимаем его и помним о нем, но не делаем жизненных выводов. Последовать учению апостола Павла, иначе говоря, учению христианскому, евангельскому — это не значит просто услышать его и понять, научиться красиво говорить и рассуждать, но значит принять его так, чтобы и думать, и жить, сообразуясь с ним и в мыслях, и в поступках.
Апостол Павел далее говорит, что Тимофей последовал ему в житии, или, как еще можно перевести, в поведении. Значит, нужно не только следовать учению, но и подражать в поведении. У апостола Павла слово не расходилось с делом, как это, к сожалению, бывает у нас. Как он говорил, так и вел себя, так и жил. Мы, священники, конечно, не имеем права говорить так, как живем, потому что тогда мы извращали бы христианское учение. Не мы, грешные, немощные, обыкновенные люди, являемся образцом, а святые апостолы, угодники Божии. На них нужно взирать, с них брать пример, с тех, у кого учение не расходилось с поведением, при этом не соблазняться поведением тех учителей, которые учат правильно, но по человеческой немощи, ограниченности не всегда всё точно исполняют. Однако это не значит, что нам все извинительно. Если такое расхождение есть, то в этом необходимо каяться и стараться, чтобы наша жизнь в точности соответствовала Евангелию. Кроме того, нужно, чтобы само расположение, то есть намерение, желание, было правильным. Об этом прекрасно рассуждает святитель Тихон Задонский в своей книге «Об истинном христианстве», в главе «О сердце человеческом». Есть дела по видимости добрые, но поскольку намерение у человека дурное, постольку дела его оказываются грехом. Можно делать что-то ради славы или корысти. Например, пошел человек защищать Отечество, все думают: какой он мужественный, готов своей жизнью пожертвовать ради сродников по плоти. А он делает это ради славы, а может быть, даже ради обогащения, грабежа. В глазах людей человек выглядит патриотом, а по сути он грабитель. Поэтому правильным должно быть не только учение, поведение, но и намерение. Это немаловажно. Нужно понимать, что мы, как существа телесные и духовные, одновременно существуем в двух мирах. Не должно быть такого, что внешне мы как будто действуем правильно, а духовно совершаем преступление.
Подобно тому как апостол Тимофей во всем следовал за апостолом Павлом, должны и мы подражать ему. В одном из своих Посланий он прямо так и говорит: «Подражайте мне, как я Христу» (1 Кор 4:16). Подражать святым людям легче, чем Христу. Впрочем, апостол Иоанн Богослов говорит, что мы должны ходить так, как Он, Господь Иисус Христос, ходил (см. 1 Ин 2:6), а апостол Петр — что мы должны последовать стопам Его (см. 1 Пет 2:21). Мы призваны подражать и Самому Господу, но из-за того, что нам трудно понять, как это осуществить в своей жизни, нам легче смотреть на жизнь людей подобострастных (см. Иак 5:17), то есть подобных, нам и замечать, в чем мы можем быть похожи на них. Подражая им, мы должны иметь веру правую, а не любую, лишь бы искреннюю, как некоторые безумно говорят. Должны быть долготерпеливы, иметь любовь и быть готовыми, подобно апостолу Павлу и его ученику апостолу Тимофею, претерпеть гонения и страдания, какие бы они ни были. К сожалению, мы не таковы. За свои добрые дела мы ищем вознаграждения не столько от Бога, сколько от людей. Мы желаем похвалы, одобрения и если этого не получаем, то считаем, что с нами обошлись несправедливо не только люди, но и Сам Бог. Мы как будто не имеем награды, а награда — это Царство Божие внутри нас (см. Лк 17:21), а не человеческие слова или расположение.
Господь избавлял апостола Павла до тех пор, пока это было нужно для его служения. Пришло время, и он стал жертвой Богу, как он сам о себе говорил: «Аз бо уже жрен бываю, и время моего отшествия наста» (2 Тим 4:6). Если мы ждем избавления от скорбей, то не просто ради того, чтобы жить благополучно и спокойно, — подобно апостолу Павлу мы должны быть готовы ко всему, — а ради того, чтобы беспрепятственно совершать служение Богу. Смысл слов апостола Павла таков: Господь избавит нас от всех скорбей, если это необходимо для угождения Ему и, в особенности, для спасения других людей, но никто и ничто нам не поможет, если нам предстоит пострадать ради Него. И не нужно стремиться к бесполезной земной безмятежности.
«Да и все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы» (ст. 12). Размышляя о предыдущих стихах, мы могли бы сказать, что слова о гонениях и страданиях относятся только к апостолу Тимофею. Но нет, не так нужно их понимать. Апостол Павел говорит, что все желающие благочестиво жить во Иисусе Христе будут гонимы. Все! Речь, конечно, идет о благочестиво живущих христианах, а не о благочестиво живущих мусульманах, индуистах или иудеях. И среди них есть люди по-своему благочестивые, благонравные, добрые, живущие по совести, хотя и во многом заблуждающиеся. Но не нужно думать, что безразлично, как жить благочестиво, — во Христе Иисусе или нет. Под благочестием нужно понимать одновременно и нравственность, и правильную веру, ведь можно и во Христе Иисусе жить не благочестиво, допустим, исказив веру или ведя безнравственную жизнь.
Итак, благочестие — это соединение правой веры и добродетельной жизни. Достигнуть этого можно только тогда, когда мы будем пребывать во Христе Иисусе, а не только верить в Него. Мы стремимся к соединению с Господом, понуждаем себя к непрестанной Иисусовой молитве, но это всего лишь начало. Только после того как соединимся с Ним, мы, собственно, начинаем жить во Христе Иисусе. А до тех пор мы в каком-то смысле даже не способны исполнить заповеди, потому что без Него, как Он Сам сказал, открыв одну из тайн добродетельной жизни, мы не можем творить ничего (см. Ин 15:5). Ничего, никакой даже наималейшей, ничтожнейшей в человеческих глазах заповеди или добродетели. Поэтому и необходимо с Ним соединиться и всегда пребывать в Нем. И если мы будем так жить, то будем гонимы. Не награда ожидает нас, не похвала, не избавление от всех скорбей, не беспечальная и по-человечески счастливая жизнь, но гонение. Как говорит апостол Павел, гонение от сродников и даже лжебратий (см. 2 Кор 11:26), то есть тех, которые именовались христианами, но враждебно к нему относились. Я умалчиваю обо всем прочем, что испытал апостол Павел. Кроме того, как он выражается, «наша брань не против плоти и крови, но против духов злобы поднебесных» (см. Еф 6:12). Значит, мы бываем гонимы не только людьми, иногда самыми близкими, братьями и сестрами во Христе, но и демонами. То, что они невидимы, не делает брань с ними легче, наоборот, она бывает невыносимо тяжелее, мучительнее, чем даже телесные страдания. Хотя, нужно оговориться, выше подвига мученического ничего нет.
Итак, мы должны приготовиться к этой участи: все желающие жить благочестиво будут обязательно гонимы. Это, можно сказать, признак благочестия. Апостол Павел не мог говорить иначе, чем его Господь, а Спаситель сказал: «Когда на вас будут клеветать, будут вас гнать и злословить, радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах» (см. Мф 5:11–12; Лк 6:22–23). Эти слова мы поем почти на каждой литургии, поэтому они известны всем.
«Злые же люди и обманщики (или, как в славянском переводе, чародеи, потому что в греческом языке это слово имеет двоякий смысл: «обманщик, шарлатан» и «чародей, заклинатель». — Схиархим. А.) будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь» (ст. 13). Парадоксально: те, которые угождают Богу, будут гонимы, а те, которые преуспевают во зле, наоборот, будут жить беспечально. Не только во зле преуспевая, но и, может быть, служа самому диаволу и демонам, эти люди, тем не менее, будут получать какую-то награду. За что, от кого? Конечно же, от диавола, имеющего до времени некоторую свободу действовать на земле, чтобы соблазнить как можно больше людей и прельстить даже избранных, как сказано в Евангелии (см. Мф 24:24). Тем более он будет поощрять тех, кто ему служит. Эти люди будут, как говорится по-славянски, «преуспевать на горшее», прельщая других и одновременно прельщаясь сами.
Мы часто говорим, что главное, чтобы человек был искренний. Но он может быть искренним, однако прельщенным, обманутым. Он обманут или самими демонами, диаволом, или другими людьми: своими друзьями, современниками или теми, кто жил когда-то давно. Да, он заблуждается искренне, но тем не менее он заблуждается, он прельщен! И, будучи искренне убежденным в чем-то ложном, он именно поэтому с большей легкостью прельщает других людей. Искренность в лучшем случае свидетельствует о том, что человек не лицемерит, но не о том, что он не заблуждается. Глядя на преуспеяние таких людей во зле, на их земное благополучие, власть, славу, мы не должны досадовать и говорить: «Почему в мире такая несправедливость?» Святой апостол Павел узнал от Бога и открыл нам, каков путь истинных христиан: если ты совершаешь добро — будешь презрен, если служишь диаволу — будешь в славе.
«А ты пребывай в том, чему научен и что тебе вверено, зная, кем ты научен» (ст. 14). Мы тоже, подобно апостолу Тимофею, знаем, кем научены. Мы, как и он, ученики святого апостола Павла, ученики апостолов, пророков и святых отцов, бывших преемниками апостолов не только в том смысле, что через рукоположение получили от них по преемству епископскую благодать, но и, самое главное, в том, что последовали их учению в своей жизни. Мы можем быть уверены в истинности учения, воспринятого нами от этих людей, потому что не слова и рассуждения, но прежде всего жизнь человека доказывает верность его слов. Взирая на жизнь апостола Павла и подобных ему людей, живших в последующие века, будем твердо держаться этого учения. Люди праведной, самоотверженной жизни были, есть и будут до конца мира. Такими были, например, новомученники и исповедники Российские, жившие в сравнительно недавнее, можно сказать, в наше время.
Далее апостол Павел напоминает святому Тимофею о том, что тот с детства изучал Священное Писание. Он был наполовину язычником, наполовину евреем, и воспитывали его в благочестии. Известно, что у иудеев принято обучать детей грамоте с пятилетнего и даже четырехлетнего возраста. Сейчас, наверное, эта традиция утрачена, а когда-то начинали обучать грамоте совсем маленьких детей, правда, только мальчиков. Чтобы им было интересно, буквы делали из печенья и мазали чем-нибудь сладким. Это может показаться смешным, однако это говорит о том, какое значение придавали иудеи вплоть до недавнего времени обучению грамоте, потому что грамота — это доступ к Священному Писанию. Евреев иногда называли народом книги. К сожалению, кроме Священного Писания, Пятикнижия Моисея и пророческих книг, они изучали и другие, ложные книги: Талмуд, в более позднее время — Каббалу, так что хорошее извращалось человеческим преданием, осужденным Спасителем. Но об апостоле Тимофее этого сказать нельзя. В то время самой книги Талмуд не существовало и люди более прилежали Священному Писанию. Оно еще не было извращено интерпретацией Талмуда. Для нас это пример того, какое громадное значение имеет Священное Писание, — его нужно постоянно изучать, ему нужно постоянно следовать. Святые апостолы, даже некоторые из двенадцати, сами бывшие свидетелями Слова, как говорит апостол Лука (см. Лк 1:2), то есть бывшие с Господом Иисусом Христом в дни Его земной проповеди, тем не менее носили при себе Священное Писание Нового Завета, Евангелие от Матфея (потому что тогда больше ничего не было). Они не говорили: «Мы сами все знаем, сами все видели». Но носили Евангелие с собой, для того чтобы читать. А мы, живя спустя столько времени после этих событий, не хотим все время возобновлять в своей памяти жизнь и учение Господа Иисуса Христа, пребываем в нерадении.
Апостол Павел говорит: «Притом же ты из детства знаешь священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение» (ст. 15). Мы должны искать мудрости в Писании, но только нельзя это делать самостоятельно. У апостола Тимофея был учитель — святой апостол Павел, который объяснял ему, как правильно понимать Священное Писание. Для того чтобы все понять правильно, мы должны держаться духоносных, то есть вразумляемых Духом Святым, людей. Кроме того, нужно помнить, что мудрость — это не отвлеченное книжное знание. Для достижения ее иногда прилагаются огромные усилия, но не с целью превзойти других в умственном отношении, а с целью достичь спасения через веру. Как говорит преподобный Макарий Оптинский, кто читает книги, даже Священное Писание, из любопытства, тот получает скорее вред, чем пользу.
Все у нас должно быть ради спасения, а спасение совершается в Господе Иисусе Христе. Не будем роптать из-за трудностей, они у нас, слава Богу, отнюдь не такие тяжкие, какие были у апостолов и христиан апостольского времени. Не будем роптать и унывать, зная, что скорби — удел истинных христиан. Если же мы хотим жить беспечально, то должны избрать путь лжи, заблуждения. Конечно, благоразумный человек, желающий своего спасения, на это не пойдет. Одно дело, если человек заблуждается, не познав пути истины, и другое дело, если он познал истину и потом возвращается к прежнему, как пес на свою блевотину, по словам апостола Петра (см. 2 Пет 2:22), — в таком случае второе ему будет горше первого (см. Мф 12:45), ибо лучше не знать, чем, познав, отречься. Это касается и веры вообще, и жизни в монашестве в частности. Нельзя нам обращаться вспять. Мы должны терпеть гонения и от людей, и от демонов, быть мужественными, зная, что награда будет в сердце и на небесах, а не на земле, в материальном мире, где до второго пришествия царствует грех и диавол. Можем ли мы от него ожидать одобрения, похвалы и награды? И нужна ли нам такая похвала? Потому углубимся в себя, будем искать утешения во Христе Иисусе, будем всегда пребывать в Нем, и тогда, с Божией помощью, научимся постепенно тому, о чем говорил апостол Павел: подражанию ему, следованию за Господом Иисусом Христом. Аминь.
28 января 2007 года
Прочтите толкования:
Схиархимандрит Авраам (Рейдман)
Блаженный Феофилакт Болгарский
Преподобный Ефрем Сирин
Чем выше человек духовно, тем более он смиряется
Вот смиренномудрие — быть высоким по заслугам и унижать себя в уме.
(Преподобный Ефрем Сирин)
Толкование на святого апостола Павла второе послание к Тимофею
2 Тим.3:10. Ты же последовал моему учению какой показал я тебе в себе самом, — и вере моей, которую ты проповедовал с великим искусством, великодушию моему к верным, — и терпению моему пред гонителями, — и
2 Тим 3:11 гонениям моим во всех местах, — и прежним страданиям моим от преследователей, учинявших мне препятствия. Сам ведь ты знаешь, сколько выстрадал я в Антиохии, Иконии и Листре. Антиохия разумеется не Сирийская, но Фригийская (Писидийская), где Иудеи вооружили против них правителей города и богатых женщин, вызвали на них великое гонение и изгнали их из пределов своих (Деян. 13:14–50). В Иконии же, после предшествующего гонения, Иудеи и язычники воздвигли гонение и, устремившись на него и Варнаву с камнями, выгнали их вон из города (Деян 13:51 и 14:5). Затем в Листре по обвинению пришедших туда из Антиохии и Иконии Иудеев побили Павла камнями и вытащили его из города, считая мертвым (Деян. 14:6–19). Что все это действительно так было, о том написано в Деяниях Двенадцати Апостолов. От всех же (гонений) избавил меня Господь,то есть не от мучений, но от смерти.
2 Тим 3:12. Да и все, кои желают жить в правде до конца, подвергают себя преследованиям.
2 Тим 3:13. А те, кои укрываются с своею ложью под видом истины, преуспевать будут к худшему, то есть на зло им возрастает и усиливается ложь их, а также и тех, кои после них подпадут прельщению.
2 Тим 3:14 Ты же пребывай в том, чему научился от меня, и что доверено от Бога чрез духовного человека. Ты знаешь, от каких людей ты научен.
2 Тим 3:15 И с детства твоего ты воспитан на писаниях Пророков, кои (писания) своими советами могут тебя сделать мудрым ко спасению, — не говорю к спасению по Ветхому (Закону), но к спасению по Новому (Закону), — которое от веры Иисуса Христа, — как и во всем другом.
Прочтите толкования:
Схиархимандрит Авраам (Рейдман)
Блаженный Феофилакт Болгарский
Блаженный Феофилакт Болгарский
Толкование на святого апостола Павла второе послание к Тимофею
А ты пребывай в том, чему научен и что тебе вверено.
Будь, говорит, неизменен и не ревнуй злодеям, не завидуй делающим беззаконие (Пс 36:1). Ты не просто научился, но и удостоверился, то есть ты принял учение с убеждением. Следовательно, хотя бы ты и увидел противное тому, в чем удостоверился, не смущайся: ибо и Авраам, слышав, что в Исааке наречется ему семя (Быт 21:12), не смутился, когда получил повеление заклать его.
Зная, кем ты научен. Притом же ты из детства знаешь священные писания.
Два побуждения представляет апостол Павел к тому, чтобы Тимофей пребыл непоколебим: первое-то, что ты, говорит, научился не случайно от кого-нибудь, а от Павла, а это тоже, что и от Христа; второе — то, что ты научился не вчера, а с детства, и имеешь глубоко укорененным в себе божественное ведение. И оно не допустит тебя до чего-либо неразумного, что бывает у большинства людей. Ибо кто знает Писание, как следует, тот никогда не будет совращен. Священными писаниями апостол называет все Божественное Писание. Это направлено против Симона и Манеса, и всех, кто дурно отзывался о Ветхом Завете.
Которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса.
Внешнее ведение умудряет человека прельщать других разными софизмами; отсюда пагуба души. Но божественное ведение не таково: оно умудряет во спасение. Какое? Спасение не чрез дела, не чрез слова, но чрез веру в Иисуса Христа. Ибо Священные Писания приводят человека к тому, чтобы он уверовал во Христа, Который соделывает для него спасение.
Все Писание богодухновенно и полезно.
Указав много способов утешения Тимофею, теперь апостол предлагает и самое большее — в чтении Священного Писания. Ибо он намерен сообщить ему нечто прискорбное, именно, что он оканчивает свое земное поприще. Итак, чтобы не падал духом, как лишающийся общения с Павлом, он говорит: вместо меня ты имеешь Писания, которые могут тебе быть полезны. Некоторые задают вопрос: как апостол сказал: все Писание богодухновенно. Ужели и эллинские писания богодухновенны? И затрудняясь решением его, переводят не: «богодухновенно», а богодухновенное, чтобы была мысль: всякое писание, которое есть богодухновенно, есть и полезно. Но им следовало бы взять во внимание, что, сказав выше: ты знаешь священные писания. Апостол говорит теперь: все Писание. Какое? о котором он говорил выше и о котором сказал, что оно священно. Итак, оно и есть Писание богодухновенное и полезное на все, что он перечисляет далее.
Для научения.
Полезно, говорит, тем, что научает нас тому, что надлежит нам знать. И нет ничего, что не было бы разрешено посредством Священного Писания.
Для обличения.
Если нужно изобличить ложь, и это можно почерпнуть отсюда.
А ты последовал мне в учении.
Те, говорит, таковы, но ты хорошо знаешь наши отношения, а они не таковы: ты не просто пристал ко мне, но и последовал, то есть долгое время пребывая и разделяя все со мной, внимал всему моему и навык. Будь же крепок и борись с противниками. В учении, то есть в слове.
Житии.
То есть в жизни и нравах.
Расположении.
То есть в ревности и мужественном воодушевлении. Ибо я, говорит, не только учил, но и исполнял.
Вере.
То есть твердости в истинных догматах, или вере, не дающей в опасностях впадать в отчаяние, но веровать в Бога, что Он избавит.
Великодушии [6].
По отношению к еретикам. Ибо я не возмущался, но все принимал с кротостью.
Терпении.
В гонениях.
В гонениях, страданиях.
Я, говорит, не только был гоним, но и страдал. Два обстоятельства особенно смущают учителя — именно, что есть еретики и что приходится страдать. Относительно еретиков было много сказано, когда апостол убеждал Тимофея не смущаться ими. Теперь он говорит о своих собственных страданиях, чтобы ободрить ученика.
Постигших мена в Антиохии, Иконии, Листрах [7].
Говорит об Антиохии Писидийской, о Листрах, откуда происходил Тимофей. Почему упоминает только о них? Так как они были более известны Тимофею, или были недавними сравнительно с другими событиями. Смотри, он не перечисляет их порознь, ибо пишет о них не для прославления, а по нужде, для утешения своего ученика.
Каковые гонения я перенес, и от всех набавил меня Господь.
То и другое внушает Тимофею: и я, говорит, имел ревность пострадать, и Бог не оставил меня. Поэтому и ты будь готов, и не будешь оставлен.
Да и все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы.
И в этом весьма великое утешение. Что я говорю, продолжает апостол, о себе одном? Все, желающие жить благочестиво и по Евангелию, будут гонимы. Гонениями апостол называет здесь не только преследование со стороны неверных, но и просто скорби и печали, которым подвергаются идущие путем добродетели. Ибо жизнь человеческая есть испытание, как говорит Иов, и кто идет тесным путем, тот по необходимости скорбит.
Злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь.
Нисколько не смущайся, если они благоденствуют, а тебя постигают искушения: таков порядок вещей. Раздевшись для борьбы, тебе необходимо употребить усилие. Неразумно в борьбе искать отдыха. Если они и преуспевают казалось бы, то на деле это прельщение, а не преуспеяние. Ибо апостол, определяя, что есть зло, сказал: прельщать и прельщаться.
А ты пребывай в том, чему научен и что тебе вверено.
Будь, говорит, неизменен и не ревнуй злодеям, не завидуй делающим беззаконие (Пс 36:1). Ты не просто научился, но и удостоверился, то есть ты принял учение с убеждением. Следовательно, хотя бы ты и увидел противное тому, в чем удостоверился, не смущайся: ибо и Авраам, слышав, что в Исааке наречется ему семя (Быт 21:12), не смутился, когда получил повеление заклать его.
Зная, кем ты научен. Притом же ты из детства знаешь священные писания.
Два побуждения представляет апостол Павел к тому, чтобы Тимофей пребыл непоколебим: первое-то, что ты, говорит, научился не случайно от кого-нибудь, а от Павла, а это тоже, что и от Христа; второе — то, что ты научился не вчера, а с детства, и имеешь глубоко укорененным в себе божественное ведение. И оно не допустит тебя до чего-либо неразумного, что бывает у большинства людей. Ибо кто знает Писание, как следует, тот никогда не будет совращен. Священными писаниями апостол называет все Божественное Писание. Это направлено против Симона и Манеса, и всех, кто дурно отзывался о Ветхом Завете.
Которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса.
Внешнее ведение умудряет человека прельщать других разными софизмами; отсюда пагуба души. Но божественное ведение не таково: оно умудряет во спасение. Какое? Спасение не чрез дела, не чрез слова, но чрез веру в Иисуса Христа. Ибо Священные Писания приводят человека к тому, чтобы он уверовал во Христа, Который соделывает для него спасение.
Прочтите толкования:
Схиархимандрит Авраам (Рейдман)
Блаженный Феофилакт Болгарский
Святитель Феофан Затворник
Мысли на каждый день года (книга)
Вчера учило нас Евангелие неотступности в молитве, а ныне учит смирению или чувству бесправности на услышание. Не присваивай себе права на услышание, но приступай к молитве, как никакого внимания недостойный, и дающий себе дерзновение отверзть уста и вознести молитву к Богу по одному безпредельному к нам бедным снисхождению Господа. И на мысль да не приходит тебе: я то и то сделал; подай же мне то-то. Все, что бы ты ни делал, почитай должным; ты должен был все то сделать. Если бы не сделал, подвергся бы наказанию, а что сделал, тут не за что награждать, ничего особенного не явил ты. Вон фарисей перечислил свои права на услышание, и вышел из церкви ни с чем. Худо не то, что он так делал, как говорил; так и следовало ему поступать, а худо то, что он выставил то, как особенное нечто, тогда как сделавши то и думать о том не следовало. — Избави нас, Господи, от этого фарисейского греха! Словами редко кто так говорит, но в чувстве сердца редко кто не бывает таким. Ибо отчего плохо молятся? Оттого, что чувствуют себя и без того в порядке находящимся перед Богом.
Толкование на святого апостола Павла второе послание к Тимофею
а) Мужайся (3:10–13)
Мужайся: аа) нам с тобою уже не в первый раз вступать в труды и терпеть (стихи 10–11); бб) да и нечего ожидать нам покоя, для нас он не положен (стихи 12–3).
аа) Не в первый раз терпеть (3, 10–11)
Глава 3, стих 10. Ты же последовал ecи моему учению, житию, привету, вере, долготерпению, любви, терпению.
Ты же — грамматически сочетавает начинаемую речь с предыдущею; но содержание ее очевидно направляется на другое. Это другое совмещено главным образом в слове: последовал ecи. Чему последовал, перечисляется только для примера. С самого начала доселе ты явил столько постоянства, мужества, терпения. Пребудь же таковым и до конца. Воодушевление дается в самом этом напоминании о проявленном, как бы говоря: смотри не допусти, чтоб все это пропало даром: ибо конец венчает дело. Святой Златоуст говорит: «ты не просто принял учение, но и: последовал. Здесь он выражает, что уже много прошло лет со времени обращения (святого Тимофея). Посему говорит: будь тверд». Блаженный Феофилакт поясняет: «ты не просто пристал ко мне, но и: последовал — мне, то есть долгое время пребывая и разделяя все со мною, внимал всему моему и навык. Будь же крепок». Экумений прибавляет: «как приобретшему навык надлежит тебе пребыть таким же неизменно».
Учению — последовал «слову благовестил» (святой Златоуст, блаженный Феофилакт),— «истине, сообщенной тебе в проповеди» (блаженный Феодорит), — «догматам» (Экумений). Тут положено начало всему последующему. Со всем жаром воспринятые юным сердцем убеждения давали движение и всей жизни.
Жизни, αγωγη, — поведению, — «тому образу жизни, который показан в делах» (блаженный Феодорит),— «тому, как я действовал в разнообразных соотношениях с другими и в разных обстоятельствах» (Экумений).
Привету, προθεσει,— настроению моего произволения. «Это говорится об усердии и душевном расположении» (святой Златоуст) или «о целях, какие имел в виду святой Павел» (блаженный Феодорит). Ты видел это и последовал «моей ревности, присутствию духа и мужественному воодушевлению, с какими я все делал» (Экумений, блаженный Феофилакт). «И я сам, говорит, не учил только, не на словах только любомудрствовал, но исполнял и на деле» (святой Златоуст). И дела внешние и внутренние расположения отвечали друг другу,— и все было по Богу и пред Богом.
Вере — не догматической только, а паче жизненной, или уверенности в Боге, что Он никогда не оставит работающих во славу Его. Блаженный Феодорит пишет: «ты перенял у меня то расположение, какое я имею к Владыке». А блаженный Феофилакт прямо определяет его: «вере, говорит, последовал, то есть твердости и неизменному постоянству в истинных догматах (в истинном учении), или вере, не дающей в крайних опасностях падать в отчаяние, но веровать Богу, что изымет из них» (см. то же у Экумения).
Долготерпению — при встрече препятствий, пресекавших благоприятное течение трудов нашей ревности (см.: Экумений), равно как в случаях падения братии, в грехи ли (см.: блаженный Феодорит) или в какое-либо иномыслие (см.: святой Златоуст, блаженный Феофилакт). «Ничто подобное не смущало меня» (святой Златоуст); «никакое искушение и никакая препона не охлаждала моей ревности и не делала меня ленивым; и иномыслящие не смущали меня, но и их принимал я благодушно и с кротостию вразумлял» (блаженный Феофилакт). «И к еретикам большое оказывал я долготерпение» (святой Златоуст).
Любви — «сердоболию, с каким я всегда расположен ко всем» (блаженный Феодорит). Кто изнемогает, и не изнемогаю; кто соблазняется, и аз не разжизаюся? (2 Кор 11:29). Чадца, имиже паки болезную (ср.: Гал 4:19).
Терпению — «в гонениях» (святой Златоуст),— тому, «как я мужественно переношу нападения противников» (блаженный Феодорит).
Стих 11. Изгнанием, страданием, якова ми быша во Антиохии, и во Иконии, и в Листрех: якова изгнания приях, и от всех мя избавил есть Господь.
Говорится, что святой Тимофей последовал добродетелям святого Павла, — потому что он явил их в себе, подражая своему учителю; а что изгнаниям и страданиям последовал, говорится потому, что переносил их вместе с Апостолом. Изгнания — внешние лишения; а страдания предполагают побои и раны — болезненные. Терпел святой Павел то и другое всюду,— и притом так, что всегда почти с ним бывал и святой Тимофей. Но почему поминает только об этих городах? Может быть, потому, что тут родина святого Тимофея и что претерпенное ими здесь произвело на него разительнейшее впечатление, но за то и избавление было тем утешительнее. Если разуметь здесь гонения и страдания святого Павла в первое свое в сих местах проповедание; то для святого Тимофея тогда полагались только начатки веры, и страдания, если и он сколько-нибудь был им причастен и делом, а не сердцем только, закаляли его на все последующие страдания. Помянув о сем начале или о сей основе, Апостол напомнил и бывшее после. «Он не имел нужды исчислять все порознь,—потому что не был тщеславен и честолюбив и говорил не для прославления себя, а для утешения и воодушевления ученика» (святой Златоуст). Но может быть, святой Павел говорит здесь не о первоначальных гонениях и страданиях в сих странах, а о недавних, когда, по возвращении из Рима чрез Крит и Фригию, снова посетил и сии страны, направляясь в Антиохию. Так полагает, между прочим, святой Златоуст: «а может быть, потому (помянул только об этих), что говорит о событиях новых, а не древних». То же повторяют святой Дамаскин и Экумений с Феофилактом.
Цель, с какою поминается о гонениях и страданиях, было — воодушевить к неослабному мужеству, при встрече неприятностей, неразлучных с делами благовестия; а для этого достаточно было коротко обще помянуть о бывшем и испытанном. Что и делает святой Павел в словах: якови гонения приях. Какие, ведь, гонения я претерпел?! Тебе нечего их перечислять: сам знаешь их. Одним этим кратким словом святой Павел наводил мысль святого Тимофея на все претерпенное. Но источник воодушевления в чем? В том, что: от всех мя избавил есть Господь. «Затем поминает Апостол о том, что и сколько претерпел, чтобы обнаружить и то, сколь велика и близка бывает и Божия помощь, какою Он защищает и безопасными делает рабов Своих от бесстыдства сатаны,— и чтобы чрез то возбудить мужество и готовность небоязненно встречать всегда нападки от неверных и вероломных» (Амвросиаст). Прямой вывод отсюда: мужайся же! Избавит и тебя Господь. Веди потому дело благовестника, не обращая внимания на неприятности, с тем соединенные, а не только не смущаясь ими. «Двоякое (здесь для тебя) утешение и ободрение: и в том, что я оказал мужественную на все готовность, и в том, что не был оставлен» (святой Златоуст). «Будь и ты на все готов,— и так же никогда не будешь оставлен» (блаженный Феофилакт).
бб) Нечего ожидать покоя (3:12–13)
Глава 3, стих 12. И ecи же, хотящий благочестно жити о Христе Иисусе, гоними будут.
Лучшего и ожидать нам с тобою не следует. Такова уже участь на земле всех людей, одного с нами рода. Положившие жить благочестно о Христе Иисусе не на земле имеют свой рай, а на небе. Земля ничего им не дает, кроме лишений, скорбей и гонений. Потому что начала, коими руководствуются последователи Христовы, совсем другие, чем те, кои заправляют живущими Для земли и на земле рай свой чающими обрести. Два эти класса людей и не уживаются вместе: причем земные, как хозяева, теснят ищущих неба, как странников и пришельцев. Так ты, говорит Апостол, и не жди лучшего, и мысли свои тем не занимай. То для нас благо, что эти тесноты благость Божия все обращает в вечное нам благо, так что мы можем с уверенностию и благодушием взывать: слава Богу!
Святой Златоуст говорит: «каждый, желающий благочестиво жить, будет гоним. Под гонениями он разумеет здесь скорби, печали. Подлинно невозможно человеку, идущему путем добродетели, быть без печали, сетования, скорби, искушений. Ибо как это возможно тому, кто идет путем тесным и прискорбным, тому, кто слышал: в мире скорбны будете (Ин 16:33)? Если Иов в свое время говорил: не искушение ли житие человеку на земли (ср.: Иов 7:1),— то не гораздо ли больше теперь? Таков уж порядок вещей. Из моего примера можешь видеть, что человеку, который борется со злом, невозможно не испытывать скорбей. Борцу невозможно предаваться неге, воину в сражении невозможно пиршествовать. Посему никто из находящихся в борьбе пусть не ищет покоя, не предается наслаждениям. Настоящее время есть время борьбы, сражения, скорбей, воздыханий, есть поприще подвигов. Время покоя будет после; а теперь — время усилий и трудов. Никто, раздевшись и помазавшись для борьбы, не думает о покое. Если же ты желаешь покоя, то для чего разделся?»
Стих 13. Лукавии же человецы и чародеи преуспеют на горшее, прельщающе и прельщаемы.
Это противоположение предыдущему. Но какому? Непосредственно пред сим стоит общее положение о бездольности на земле благочестивых, которое приведено в усиление побуждения к мужеству в деле благовестия и устроения Церкви верующих,— к чему направлено все сие отделеньице (см.: 10–13). Сюда, надо полагать, направляется и настоящее противоположение. Мужайся, говорит, в деле благовестия, или установления истины, несмотря на бездольность свою: ибо такова уж участь на земле благочестивых.— А на благоденствие противников истины не смотри и не смущайся тем. Их преуспеяние не на добро им и не потому имеет место, будто на их стороне истина, но потому, что, как на земле все земные блага призрачны, то среди оземленившихся ценнее призраки истины, чем истина. Их и держатся посему,— или посему они еще и существуют, то есть прельщающе любящих прельщение.
Лукавии человецы — не люди исключительно худонравные, но преимущественно те, которые умеют лукаво ложь представлять истиною,— как видно из приложенного к ним при сем: чародеи,—под, чем должно разуметь не волхвов и магов, а лица, очаровывающие представлением лжи красною и увлекающие вслед ее. Вставить сие слово здесь подало повод сказанное в стихе 8 о противившихся Моисею чародеях. Но как те там представлены, яко противники истине, так и здесь взятое от них слово должно понять, как указание на лица, проповедающие противную истине ложь. Лукавии человецы и чародеи — будет посему: лукавые и обольстительные проповедники лжи.
Преуспеют, — по противоположности предыдущему, — будут благоденствовать. Ты, как и надлежит благочестивому, будешь гоним, а распространители лжи будут благоденствовать. Конечно, не без успеха будет и их проповедь лжи; но не это здесь исключительно имел в мысли Апостол, а паче внешнее их благосостояние. Успеха их проповеди не предвещал Апостол, как выше видно (стих 9).
На горшее, επι το χειρον, — преуспеют не на добро, а на зло себе, преуспеют не в добром смысле, — так что преуспеяние это будет казаться только преуспеянием, на деле будучи ухудшением крайним.
Прельщающе и прельщаемы — причина успеха или источник благоденствия их. Сами состоят в прельщении, почему прельщают и других, которые, оземленившись земным, — прелестным, легко поддаются всякому прельщению, как сродному им приему. Находясь в таком положении, они не противление встречают, а всякое благоприятствование; от того и благоденствуют и преуспевают.
«Нисколько не смущайся, говорит, если они благоденствуют, а тебя постигают искушения» (святой Златоуст). «Ибо губитель человеков содействует своим и, как наставник какой-нибудь, приобучает их к пороку» (блаженный Феодорит). Но ведай, что «они только кажутся преуспевающими; на деле же то, что они благоприятствуются в прельщении, не есть преуспеяние. Ибо Апостол, определяя, что есть горшее, сказал: прельщать и прельщаться» (блаженный Феофилакт). «Преуспеяние есть средний термин,— поелику оно бывает и в лучшем и в худшем смысле. Почему говорит: эти преуспевают на худшее» (Экумений).
б) Ревнуй (3:14–4:4)
Именно: аа) сам пребывая в принятом тобою спасительном учении (см.: 3:14–17), бб) неутомимо преподавай его и другим (4:1–4).—В изложении сих пунктов не то имеется в виду, чтоб выяснить обязанность так именно действовать, а более то, чтоб выставить воодушевительные на такое действование побуждения.
аа) Пребывай в спасительном учении (3:14–17)
Для пребывания в принятом учении два побуждения: α) ведый, от кого научился ecи (3, 14) — и: β) яко из млада Священная Писания умевши (3:15–17).
α) Первое побуждение к чему (3:14)
Глава 3, стих 14. Ты же пребывай, в нихже научен ecи и яже вверена суть тебе, ведый, от кого научился ecи.
Ты же пребывай — будь непоколебим и тверд,— в чем? В том, чему научился, εμαθες,— и яже вверена суть тебе, επιστωθης, — и что принял ты не одною памятию, но сердечным убеждением, в чем убедился и удостоверился до осязательности. «Будь, говорит, неизменен и не ревнуй лукавнующим, и спеющему в пути своем человеку, творящему беззаконие (ср.: Пс 36:1, 7). Ты не просто научился, но и удостоверился, принял учение с убеждением» (блаженный Феофилакт [см. то же у святого Златоуста и Экумения]). Уже это одно напоминание должно было возобновить первую ревность во всей ее силе: ибо таково свойство воспоминания, что оно сильно возставлять и воодушевление, сопровождавшее то, о чем воспоминается (см.: 2 Пет 1:13), и возбуждать чистый смысл (ср.: 2 Пет 3:1). Но это действие наипаче усиливает святой Павел следующими словами: ведый, от кого научился ecи.
Научен был святой Тимофей самим же пишущим,—святым Павлом. Но сила воодушевления не из этого одного истекала, а наипаче из Того, Кем сам святой Павел научен и Кто всегда так очевидно покровительствовал его учению. Все сие было ведомо святому Тимофею. Приведши все сие на память, святой Павел как бы зеркало, собирающее лучи тепла в одну точку, наводил на душу святого Тимофея, — и она не могла не воспламениться при сем всем жаром воодушевления и ревности к распространению и утверждению на земле истин, с неба исшедших и спасение миру дающих. Блаженный Феодорит пишет: «твердо храни учение, истину которого дознал ты опытом; ибо сие выразил Апостол словом: επιστωθης — удостоверился. Тимофей был самовидцем Апостольских чудес и сам много творил таковых. При сем Апостол указывает и на авторитет учителя, делая и чрез сие учение более твердым: ведый, от кого научился ecи». Подобную же речь ведет и Амвросиаст: «ведая, что авторитет того, от кого святой Тимофей научился, стоит твердо и непоколебим. Ибо сам он видел чудеса, совершенные Апостолом, а пред чудесами смолкает всякое слово (недоверия или возражения)».
β) Второе побуждение к чему (3:15–17)
Глава 3, стих 15. И яко из млада Священная Писания умевши, могущая тя умудрити во спасение, верою, яже о Христе Иисусе.
«Два побуждения представляет святой Павел Тимофею к тому, чтоб он пребыл неподвижен в принятом учении: первое — то, что ты, говорит, не от кой-какого научился, а от него — Павла, а это то же есть сказать, что и — от Христа; второе — то, что ты, говорит, не вчера и завчера научился, а с детства, и имеешь глубоко вкорененным в себе Божественное ведение. И оно не допустит тебя до чего-либо неразумного» (блаженный Феофилакт). Святой Тимофей с детства знал и содержал одну истину — ту, которая открыта в Ветхозаветных Писаниях. Святой Павел, посредством сих же Писаний с помощию благодати Божией и Апостольского всеоружия дарований Духа Божия, привлек его к вере в Господа Спасителя. Это было для него не новое что, но то же, что читал он в Писании, — только не разумея определенно, о ком и о чем говорили Пророки. Апостол сообщил ему это разумение, сняв для него покрывало, лежащее обычно на Ветхом Завете. С этого времени для святого Тимофея то же Писание стало не то же по разумению, — оно светило для него иным, лучшим и совершеннейшим светом. Но сие прибавление ведения не делало его оторвавшимся от Писаний. Он все же благоговейно относился к ним и покорно поучался в них, видя в них предызображенным все новозаветное устроение спасения. Святой Павел, напомнив ему о своем его просвещении верою, теперь указывает и на источник, откуда почерпалось и убеждение к вере. Святой Тимофей должен был почувствовать себя как бы в круг некий непреступаемый заключенным: так что уму его не могло ниоткуда прийти покушение на какое-либо воззрение, инаковое от тех, каких держался доселе. «Ты, говорит, с раннего возраста изучил Священное Писание, на нем ты воспитан; и потому вера твоя должна быть твердою и ничто не должно вредить ей; корень ее лежит глубоко и укрепился в течение долгого времени; потому ничто не может исторгнуть его» (святой Златоуст).
Но в святом Тимофее все это уже и было. Возможно ли предположить какое-либо колебание в нем, любимом ученике святого Павла и его преемнике? Зачем же такие напоминания? В слове Апостола слышится прощальная речь (см.: святой Златоуст): доселе я тебя учил; теперь тебе предлежит искать вразумления в Писании; руководимый светлою верою в Господа, ты можешь в нем узревать все потребное ко спасению. Писание сие,— одно без веры,— покрывалом покрыто, но верою во Христа Господа для тебя снято сие покрывало, и Писание всесторонне может умудрять тебя во спасение. Амвросиаст пишет: «знание Ветхого Завета много приносит пользы. В нем Лицо Христа Спасителя изображено и воплощение Его возвещено во искупление рода человеческого. Почему Апостол и внушает святому Тимофею преуспевать в сем ведении: ибо Древнее сие есть сила и опора нового». То же и у святого Дамаскина: «Священным Писанием он называет закон и Пророков, кои могли его возводить к премудрости, то есть Христу. Ибо в Нем — исполнение закона и Пророков». Блаженный Феофилакт извлекает отсюда такой урок: «внешнее ведение умудряет человека прельщать других словопрительными софизмами; отсюда пагуба души. Но Божественное ведение не таково: оно умудряет во спасение». Святой Златоуст пространнее это излагает преимущественно в отношении к устроению жизни по Богу. «В Писаниях излагается, что должно делать и чего не должно. Они — свет для находящихся во тьме. Кто знает Писания как должно, тот не соблазняется ничем случающимся, все переносит мужественно, иное принимает верою и приписывает непостижимому домостроительству Божию, а для иного видит основания и находит примеры в Писаниях.— В Боге все почти сокровенно, и исследовать дела Его невозможно. Знай только то, что Бог устрояет все, что Он промышляет обо всем, что мы свободны, что Бог иное совершает, а иное попускает, что Он не желает ничего злого, что не все бывает по Его воле, но иное и по нашей, именно все злое только от нас, а все доброе как от нас, так и от Его помощи, что от Него не скрывается ничто; так Он действует во всем! Зная сие, смотри, что — доброе, что — злое и что — безразличное: именно,— добродетель — добро, порок — зло, а безразличны — богатство, бедность, болезни, жизнь, смерть, козни против нас, клеветы и тому подобное. Познав это, ты вместе с тем уразумеешь, что праведные здесь страдают, а если некоторые из них благоденствуют, то для того, чтобы добродетель не казалась страшною; злые же здесь веселятся, дабы получить наказание там; а если некоторые из них и здесь наказываются, то для того, чтобы зло не казалось добром и дела их безнаказанными; если же они наказываются не все, то для того, чтобы не утратилась вера в день воскресения; и между добрыми есть люди, совершающие злые дела, за которые они здесь и отдают отчет (то есть наказываются), равно как и между злыми есть люди, совершающие добрые дела, за которые они здесь и получают воздаяние, дабы потерпеть за худое полное наказание там; дела Божии по большей части непостижимы; великое различие между нами и Богом, а какое именно, того сказать невозможно. Если мы будем рассуждать таким образом, то ничто не смутит нас; но станем так рассуждать, если будем постоянно слушать Писание; ибо там найдем много всему сказанному примеров и учительных наставлений».
Этими двумя положениями сказано все, что довлело к воодушевлению на твердое содержание и хранение исповедания в себе и других. Но святой Павел счел нужным приложить к последнему положению о Божественном Писании общее на все времена и для всех определение благотворности занятия чтением Писания при стремлении к духовному преуспеянию. Не следует, однако ж, выпускать из внимания, что если для всех Писание таково, то тем паче для пастыря, при должном исправлении им лежащего на нем долга.
Вопросы для индивидуального размышления:
- Кто вас учил вере? Пребываете ли вы в том, чему вы научены?
- Вспомните ваши текущие жизненные обстоятельства и разные ситуации, с которыми вы сталкиваетесь.
- Как в этих обстоятельствах и ситуациях вы можете последовать апостолу Павлу в учении, жизни, вере, великодушии, любви и терпении?
Подведите итоги
- Что важного вы получили при чтении и размышлении над отрывком, при ответах на вопросы и чтении толкований?
- Чему вы научились благодаря размышлению над отрывком, ответам на вопросы и чтению толкований?
Ответить на вопросы, поделиться своими размышлениями можно в комментариях
Данный материал подготовила
Татьяна Зайцева