Доклад на семинаре «Практические вопросы катехизации» XV Международных Рождественских образовательных чтений.
Что мы можем предложить людям после Святого Крещения? Главное, конечно, что мы должны предлагать — это священное Слово Божие. Я веду уже более 10 лет беседы по Священному Писанию. Часто в Воскресных школах, на курсах для взрослых, даже в семинариях изучают Священное Писание очень поверхностно: изучают введение в Священное Писание, чтобы каким-то образом освоить само понятие Священное Писания, понятие Священная История, разобраться в каких-то основах Священного Писания. Я пошел по другому пути. Я считаю, что православный христианин должен стараться углубляться в тонкости Священного Писания, поэтому я отказался от идеи делать круг, в чине которого все повторяется. Вернее круг есть — Священное Писание от начала до конца. Мы за 10 лет прошли 40 Библейских книг, изучая в тонкостях Слово Божие по принципу толкования отцов Церкви, по принципу понимания, что вся Библия — это единая книга Одного Автора — Святого Духа, а не книга разных авторов. И в силу этого, например, текст из книги Бытия может быть истолкован апостолом Павлом. Или текст апостола Павла может быть аллюзией на книгу Сына Сирахова. Т.е. Библия как единый текст. Но само это толкование Священного Писания было бы схоластикой, если бы не касалось жизни. Поэтому беседы проходят под девизом: «Библия как новость для современного мира». И это действительно так. Библия содержит в себе откровение Божие для современного человека также, как и для человека прошлого и будущего. И Библия именно в православном ее понимании, в понимании святых отцов — это то, что необходимо знать христианину и чем нужно жить. Вот у нас часто, когда ставят вопрос о курсе изучения Священного Писания, понимают Библию как предмет. Мы прошли предмет «Слово Божие» и на этом остановились. С одной стороны это необходимо. Необходимо знать Священную историю, чтобы ориентироваться в той книге, которую ты изучаешь. Но этот курс не может заменить того живого действия благодати Божией при постоянном чтении и погружении в Священное Писание. Это очень важный момент. Я считаю (и помощник мне в этом святой Иоанн Златоуст), что мы должны кроме курсов по изучению Священного Писания, по изучению основ Христианства, аскетики, иметь еще и некоторое сквозное изучение Слова Божия все годы нашего священнического служения в своих приходах. Христиане должны непрерывно вникать в Священное слово, чтобы таким образом научаться живым словам Господа.
Как проходят беседы. Известно из социальной психологии, что более 25 минут сознание человека удержать на какой-то лекции практически невозможно. Поэтому, конечно же, когда мы проводим беседу, я не веду ее в форме лекций. На самом деле лекция хороша для учебных заведений, но не для приходов. Это совершенно разный подход. Одно дело в Воскресной школе, где действительно должны быть лекции, другое дело приходская работа, когда мы работаем с живыми овцами Христа, которых мы должны кормить Словом Божиим. Мы должны подавать Слово Божие так, чтобы мог усвоить каждый человек. Для этого в первую очередь необходима молитва. Наши беседы я начинаю обычно с одной главы Ветхого Завета и одной главы Нового Завета. Большая проблема сейчас в том, что у нас фактически отвергают Ветхий Завет. Огромное количество людей никогда в жизни не читало Священное Писание Ветхого Завета. Появилось даже такое странное мнение, что Ветхий Завет христианину читать нельзя. Это полное кощунство, которое на самом деле связано с тем, что среди многих прихожан и некоторых священников распространена ересь Маркиона. Эта ересь утверждает, что Ветхий Завет от диавола. Но с ней необходимо бороться, потому что все Писание Богодухновенно и полезно для научения. Однако же ограничиваться только Ветхим Заветом тоже недопустимо. Потому что Ветхий Завет без Христа непонятен, Ветхий Завет говорит о Христе. Как говорит апостол «это же все тень, тело же во Христе». Тело же это — Ветхий Завет. И поэтому Священное Писание Ветхого Завета преподается как ведущее к Евангелию, в нем обязательно подчеркивается не только буквальный, но и нравственный, и типологический смысл, показывается наличие прообраза Христа. Надо учиться толковать Священное Писание; не просто читать святых отцов, а воспринимать их способ мышления и так же начинать мыслить. Собственно говоря, в этом и задача изучения Священного Писания, чтобы мыслить по-Библейски, т.е. по-святоотечески. Это особый способ внимания Писанию. Не стоит о нем говорить кратко, т. к. это вопрос, требующий подробного рассказа.
Итак, дальше изучается у нас Священное Писание Нового Завета: Святые Евангелия и послания Апостолов. Занятия наши длятся около двух часов. Как удержать внимание человека? Есть технические моменты. Когда вы ведете беседу, обязательно выделять несколько человек, сидящих в разных рядах. Понятно, что, если человек садится впереди, то у него одна психология, если в середине — другая, если на галерке — третья. При этом во время беседы я стараюсь переводить все к реальным примерам из жизни, новостей, но в православных комментариях. Таким образом, Библия внедряется в плоть и кровь мира, в котором мы живем, она раскрывает суть этого мира. Потому что новости — это лишь информация, а смысл информации открывает Священное Писание. В процессе беседы мне задаются вопросы. Если вопрос по тексту, он задается сразу же, для остальных вопросов выделены промежутки времени после Ветхого Завета и после Нового Завета. Таким образом, происходит разгрузка внимания, то есть внимание переходит с одного на другое. Также, на мой взгляд, необходимо привязывать изучение Священного Писания к Литургическому циклу. Сейчас я вообще перед началом бесед служу вечерню (она длится минут 20-25) чтобы приходящие люди как-то вошли в литургическую жизнь Церкви. Есть особые беседы, связанные с Великими праздниками: Рождеством, Богоявлением, Пасхой, Пятидесятницей. Для этих бесед я не ограничиваюсь текстом службы, который разбирался на проповеди. Я беру обычно или пророчества о данном празднике, или мы разбираем дополнительные тексты, которые раскрывают значение данного праздника, например, на Пасху я брал для толкования 15 главу Первого послания к Коринфянам о воскресении мертвых. Потому что догмат о воскресении мертвых забыт у современных православных. Очень многие православные верят в спасение души, но не надеются на воскресение той плоти, в которой мы живем. Это большая беда современных православных людей.
С библейскими беседами тесно связаны беседы об основах христианства. Я шесть лет веду предкрещальные беседы. Они открыты для всех. У меня 5 бесед: о Боге, о творении мира и грехопадении, о Христе, о Церкви и Таинствах, о Законе Божием, о технологии добра и технологии борьбы со злом. Эти пять бесед, которые человек должен пройти перед Крещением, предназначены, в том числе, и для крещеных, но не воцерковленных людей. Поэтому тем людям, которые приходят только на беседы, но еще не воцерковлены, я советую пройти и эти беседы тоже. Каждую пятницу предкрещальные беседы, каждый четверг — библейские. Но еще, зная, что вера без дел мертва, я убежден, что сами эти беседы должны приводить к неким практическим результатам. Мы к ним относим, конечно же, 15 семейных пар, которые появились после этих бесед. Это просто такой приятный для священника результат. Но есть еще другой момент. У нас на беседах была сформирована группа поддержки больных детским церебральным параличом, мы ездили в течение нескольких лет, опекали центр в Царицыно. 21 января 2007 года при нашем храме апостола Фомы был создан миссионерский центр. При этом я убежден, что, когда мы ведем такую образовательную работу, мы должны придать ей несколько разных вариантов приложения. Конечно, должна быть обязательно при приходе и социальная служба, и помощь бедным, больным, нищим, беспризорникам, но этого недостаточно. Должна быть еще работа и по оглашению, по катехизации, по миссионерству. Все это необходимо. Потому что есть такая тенденция, что в одном приходе увлекаются тем-то, в другом тем-то. В Москве это хорошо, человек может подобрать то, что для него подходит. Если же приход в малом городе или селе, то такой возможности нет. Да и в Москве лучше, чтобы вся деятельность была вокруг того места, куда ты ходишь причащаться, чтобы оно вырастало из этого. Но здесь очень важно помнить, что настоятель, конечно, не может всем заниматься, он должен все контролировать. Беседы лучше, чтобы проводил настоятель. Но важно, чтобы беседы приводили к реальным практическим плодам, потому что если этого не будет, то люди походят, походят и уйдут, не найдя себе местоприложения. У меня была такая проблема, когда я был диаконом. Люди, походившие год-два, не то чтобы уходили, а становились просто обычными прихожанами. Тоже очень здорово, но активность их уходила куда-то в мир. И это, на мой взгляд, не есть нормально. Таковы основные моменты по поводу библейских бесед.
Вопрос: Как вы относитесь к привлечению мирян для проведения библейских бесед?
Мирян можно и должно привлекать, но следующим образом. В 1912 году диакон Иоанн Смолин, один из крупнейших миссионеров, предложил практику Евангельских кружков — кружков по изучению Священного Писания. Эта практика хороша и полезна, только она не должна подменять одно другим. Есть учительная власть пресвитера, которую он обязан исполнять, и при рукоположении ему дается право кормить Словом Божьим своих овец. А есть самообразование, которое ведется мирянами. Я думаю, что нужно и то и другое.