Банер участника Конкурса Христианских сайтов 2015 на bible8.eu

Урок 2. Наша жертва Богу

Начните встречу с молитвы.

 Хочу начать занятие вопросом —

       •         Что является важнейшим условием совершения Литургии?

Ответить

У нас может быть храм, священник, позволение епископа, но если нет собрания верных — Литургия невозможна. Как мы уже говорили на прошлом занятии, литургия — это общее служение, в христианском контексте — служение церкви.

Чтобы литургия была возможной, нам сперва нужно собраться в церковь.

В представлении очень многих людей, церковь отождествляется с храмом. Но это совершенно неверное представление. Церковь — это люди. Как гласит пословица — «Бог не в брёвнах, а в рёбрах». Поэтому выражение «собраться в церковь» следует понимать примерно как «собраться в команду», а не «собраться в театр».

Итак, Литургия начинается с нашего собрания в том месте, где она проводится.

Что же происходит, когда мы приходим на литургию в храм?

На первый взгляд кажется, что просто читаются часы — небольшие службы суточного богослужебного круга, составленные в основном из библейских псалмов. Но в это время в алтаре совершается проскомидия — приготовление хлеба и вина для литургии с поминовением живых и усопших христиан.

 Сегодня не многие уделяют достаточно серьёзное внимание этому подготовительному этапу литургии. Придём ли мы вовремя или нет — литургия всё равно состоится. Всё, что нужно для богослужения в храме уже имеется.

В древности было не так, да и сейчас в некоторых поместных церквях отношение совсем иное. Свечи, ладан, вино, елей и просфоры люди приносят сами к началу богослужения. Т.е. в храме вообще могло не быть никаких запасов всего этого.

 А теперь представьте, что и у нас так заведено.

         Изменилось бы ваше отношение к богослужению? Если «да», то как?

         Как бы вы готовились к посещению храма?

Ответить

 Почему приношения так важны?

Ещё в Пятикнижии Моисеевом — основе всего Священного Писания - мы несколько раз встречаем строгое предупреждение Бога: «пусть не являются пред лице Мое с пустыми руками» (Исход 34:20, см. Исход 23:15 и Второзаконие 16:16).

         Как вы думаете, почему для Бога это было так важно?

Ответить

 Подлинное богообщение возможно лишь в том случае, если человек не отделён от Господа грехом. Жертвоприношения, описанные в Ветхом Завете, покрывали грех и давали возможность общения с Богом. Поэтому встреча с Богом во святилище не могла обходится без жертвенных приношений.

         Но разве, после принесения совершенной жертвы Христа, это актуально для нас? Может быть, мы можем сегодня приходить к Богу с пустыми руками, если жертвы для покрытия грехов больше не нужны?

Ответить

 Кроме жертвоприношений за грех, в Торе (законе Божьем, данным через Моисея) говорится о жертвах благодарности, жертвах по обету и добровольных жертвах, приносимых от усердия. Как и жертвы за грех они были не бескровные. Т.е. для их приношения требовалось заклание животных. Теперь в этом нет никакой нужды, однако принцип прихода к Богу не с пустыми руками по-прежнему важен.

Какими могут быть наши приношения?

Из 11-й главы 1 послания Коринфянам, а также из раннехристианских источников мы можем узнать, что Вечере Господней предшествовала агапа — Вечеря любви. Это было что-то вроде семейного застолья. Обилие стола прямо зависело от приношений членов общины. Часть приношений шла на агапу, а другая часть отделялась для Таинства Вечери Господней.

Интересно, что эти приношения принимались только от участников евхаристического собрания. Ни от оглашенных, ни от отлучённых, ни, от, тем более посторонних, приношения не принимались.

Вот интересная цитата из «Завещания Господа Иисуса Христа», документа III века:

«Да не принимается хлеб от оглашенного, хотя бы он имел верующего сына и жену и желал бы за них совершить приношение, прежде чем не будет крещен».

Поэтому, в древней церкви приношения принимались после ухода оглашенных.

Со временем агапы были упразднены, по той причине, что снизился уровень благочестия их участников, но традиция совместных трапез никуда из церкви не исчезла. Во многих храмах есть совместная трапеза после литургии, есть всевозможные встречи на неделе с чаепитиями. Где-то организовывают благотворительные трапезы для бездомных и неимущих и пр. Всё это — даёт нам множество возможностей для проявления братской любви и жертвенности.

 Принести еду для общей трапезы или пожертвовать деньги на дело благотворительности — самое простое, что мы можем сделать. Однако этим наши приношения не должны ограничиваться.

 Давайте посмотрим, что сказано в Писании о приношениях и жертвах христиан.

 Прочтите 1 Петра 2:5

...и сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом.

          Как вы понимаете, что такое «духовные жертвы», которые мы призваны приносить?

 Ответить

Сейчас мы посмотрим другие тексты, которые помогут прояснить, что же такое «духовные жертвы».

 Прочитайте Римлянам 12:1

Итак умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего...

          Какую жертву мы можем принести, на основании этого текста?

         Как мы можем это сделать?

 Ответить

Прочитайте Евреям 13:15-16

15 Итак будем через Него непрестанно приносить Богу жертву хвалы, то есть плод уст, прославляющих имя Его.

16 Не забывайте также благотворения и общительности, ибо таковые жертвы благоугодны Богу.

 По поводу 16-го стиха стоит уточнить, что под «общительностью» имеется в виду способность делиться своим с другими. Или просто прочтите его в современном переводе (РБО, 2011):

«Не забывайте также делать добро и делиться с другими именно такие жертвы приятны Богу».

          О каких жертвах здесь идёт речь?

         Как приносить жертву хвалы? Как приготовить эту жертву?

     •         Часто ли вы приходите на литургию с   подготовленной жертвой хвалы?

         Как приносить и готовить жертву благотворения?

Ответить

Со времени Апостолов, воскресный день стал днём откладывания средств на благотворительность.

Например ап. Павел так советовал собирать средства для помощи Иерусалимской церкви:

Прочтите 1 Коринфянам 16:2

В первый день недели каждый из вас пусть отлагает у себя и сберегает, сколько позволит ему состояние, чтобы не делать сборов, когда я приду.

          Почему в Церкви так важна способность делиться с другими «жертва общительности»?

         Чем, кроме денег и вещей, мы можем делиться с другими?

         Как это можно приготовить и принести?

 Ответить

Апостол Павел в послании Римлянам упоминает ещё об одной жертве, которую он приносил.

Прочитать Римлянам 15:15-16

15 но писал вам, братия, с некоторою смелостью, отчасти как бы в напоминание вам, по данной мне от Бога благодати

16 быть служителем Иисуса Христа у язычников и совершать священнодействие благовествования Божия, дабы сие приношение язычников, будучи освящено Духом Святым, было благоприятно Богу.

 Перевод РБО 2011:

15 И все же я позволил себе написать вам, желая напомнить некоторые вещи,

16 потому что мне поручено Богом быть служителем Иисуса Христа для язычников, чтобы, исполняя свой священнический долг проповедью Радостной Вести, принести их Богу как угодную Ему жертву, освященную Духом Святым.

 

Тут Павел сравнивает себя со священником, приносящим Богу как приношение (греч. prosfora/) обращённых им язычников.

          Как вы можете приготовить и принести такую жертву?

 Ответить

Мы рассмотрели приношения и духовные жертвы, которые позволяют нам не приходить к Богу с пустыми руками.

Все эти приношения требуют от нас серьёзной подготовки. Давайте, приходя на литургию, не ограничиваться покупкой свеч и бросанием денег в ящик для пожертвований, но будем учиться готовить и приносить себя в жертву живую для разумного служения Богу.

 В заключение и для последующих размышлений, предлагаю отрывок из беседы свт. Иоанна Златоуста, т. III, книга 1,16:

Да «пусть не являются пред лице Мое с пустыми руками», говорил закон (Исх. 23:15), т.е. не приходи без жертв. Если же не должно входить без жертв в дом Божий, то тем более не должно в собрания к братиям; лучшая та жертва и приношение, когда ты войдешь сюда с душою. Не видите ли, как ученые голуби, вылетая, увлекают за собою и других? Так будем поступать и мы. В самом деле, какое будет у нас оправдание, когда бессловесные животные могут уловлять подобных себе живот­ных, а мы, отличенные словом и мудростью, пренебрегаем такою ловлею? В прежней беседе, убеждая вас, я говорил: пусть каждый из вас подходит к домам ближних, вышед­ших ожидает, удерживает и ведет к общей матери; пусть подражает людям пристрастным к зрелищу, которые, со всем усердием собираясь вместе, с раннего утра ожидают этого беззаконного зрелища. Но такое увещание наше нисколько не имело успеха. Поэтому я опять говорю, и не перестану гово­рить, пока не произведу убеждения. Никакой пользы не принесет слушание, если оно не будет сопровождаться деятельностью. Даже мы навлечем на себя тягчайшее наказание, если, непрестанно слушая одно и тоже, не будем исполнять ничего из сказан­ного. А что за это предстоят тягчайшее наказание, послушай Христа, который говорит: «если бы Я не пришел и не говорил им, то не имели бы греха; а теперь не имеют извинения во грехе своем» (Ин. 15:22); и апостол говорит: «не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будут» (Римл. 2:13). Это говорит он к слушающим; а чтобы научить и говоря­щего, что и ему не будет никакой пользы от учения, если уче­ние его не будет сопровождаться деятельностью и соответствен­ною слову жизнью, послушай, как обращаются к нему и апостол и пророк. Один говорит: "грешнику же говорит Бог: «что ты проповедуешь уставы Мои и берешь завет Мой в уста твои, а сам ненавидишь наставление Мое и слова Мои бросаешь за себя?» (Пс. 49:16, 17). Также и апостол, обращаясь к тем, которые слишком много думают о себе за свое учение, говорит так: «и уверен о себе, что ты путеводитель слепых, свет для находящихся во тьме, наставник невежд, учитель младенцев; как же ты, уча другого, не учишь себя самого?» (Рим. 2:19, 20, 21)? Если же ни мне говорящему моя речь, ни вам слушающим слушание не может принести пользы без исполнения того, что говорится, но еще служит к большему осуждению, то не будем ограничивать нашего усердия только слушанием, но станем исполнять сказанное на деле. Хорошо заниматься постоянно слушанием божественных изречений; но это добро бывает бесполезно, когда оно не соединяется с пользою, происходящею от послушания. Итак, чтобы вам не напрасно собираться сюда, со всем усердием, как я часто просил и не перестану просить, приводите к нам братий, убеждайте заблуждающихся, сове­туйте не словом только, но и делом. Лучшее наставление наставление образом жизни, наставление деятельностью. Хотя бы ты ничего не говорил, но, вышедши из собрания, своим ви­дом, взором, голосом, походкою и всяким другим положе­нием тела показал отсутствовавшим людям ту пользу, какую ты получил здесь, то этого достаточно для наставления и уве­щания. Нам должно выходить отсюда так, как из неприступ­ного святилища, как бы мы сошли с самых небес, став скромными, любомудрыми, говорящими и делающими все благо­пристойно; и жена, видя своего мужа возвращающегося из соб­рания, и отец сына, и сын отца, и раб господина, и друг друга, и враг врага, все пусть чувствуют, какую пользу мы получаем здесь; а они почувствуют, если увидят, что вы сделались более скромными, более благочестивыми. Представь, в какие посвящен тайны ты, посвященный в них, с кем вместе ты возносишь таинственную песнь, с кем взываешь Трисвятое. Научи находящихся вне, что ты ликовал вместе с серафимами, что ты принадлежишь к высшему сонму, что ты причислен к лику ангелов, что ты беседовал с Господом, что ты обращался со Христом. Если мы так настроим себя, то по выходе отсюда, не будем нуждаться в словах для от­сутствующих, но по нашей пользе они почувствуют собствен­ную потерю, и скоро прибегнут, чтобы получить то же. Видя кра­соту вашей души, проявляющуюся в самых чувствах, они, хотя бы были нерадивее всех, проникнутся любовью к вашему благообразию. В самом деле, если красота телесная трогает взирающих на нее, то гораздо более благообразие душевное мо­жет тронуть зрителя и возбудить к соревнованию. Будем же укра­шать нашего внутреннего человека, и то, что говорится здесь, будем помнить вне, потому что там особенно благовременно воспоминать об этом. Как ратоборец, чему научится в учи­лище ратоборства, то и показывает при подвигах, так точно и нам, чему мы научимся здесь, то и должно показывать во внешних делах.

 Подводим итоги

         Что нового вы узнали из этого урока?

         Как это изменило ваше восприятие богослужения?

         Как вы измените на основании этого свою жизнь?

Ответить

  Вы можете ответить на вопросы в комментариях



ВКонтакт Facebook Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Liveinternet Mail.Ru