Банер участника Конкурса Христианских сайтов 2015 на bible8.eu

Неделя 13-ая по Пятидесятнице, притча о злых виноградарях
Библейские тексты.jpg

Апостольское чтение

Евангельское чтение 

Параллельное место

Вопросы к текстам

Что я могу сделать за эту неделю, чтобы принести Богу плод?  
Евангельское чтение недели 13-й по Пятидесятнице посвящено ответу на этот вопрос. Здесь вы можете прочитать сам евангельский текст, поразмышлять над ним с помощью подготовленных нами вопросов, поделиться своими мыслями в комментариях и познакомиться со святоотеческими толкованиями на этот отрывок. 

Толкования Св. Отцов


   Евангельское чтение

Евангелие от Матфея, глава 21 

На церковнославянском языке

33 Ину притчу слышите. Человcкъ нcкiй бc домовитъ, иже насади виногрáдъ, и оплóтомъ огради егу, и ископб въ нéмъ точило, и создб стулпъ, и вдадй идcлателемъ, и отъиде.

34 Егдб же при­­ближися врймя плодувъ, послб рабы своя къ дcлателемъ прiяти плоды егу:

35 и ймше дcлателе рабувъ егу, уваго ýбо биша, уваго же убиша, уваго же кбменiемъ побиша.

36 Пбки послб ины рабы мнужайшя пйрвыхъ: и сотвориша имъ тбкоже.

37 Послcди же послб къ нимъ сына сво­егу, глагуля: усрамят­ся сына мо­егу.

38 Дcлателе же видcв­ше сына, рcша въ себc: сйй йсть наслcдникъ: прiидите, убiймъ егу и удержимъ достоянiе егу.

39 И ймше егу изведуша вунъ изъ виногрбда и убиша.

40 Егдб эбо прiидетъ господинъ виногрбда, чту сотворитъ дcлателемъ тcмъ?

41 Глагулаша емэ: злыхъ злc погубитъ ихъ, и виногрбдъ предбстъ инымъ дcлателемъ, иже воз­дадятъ емэ плоды во временб своя.

42 Глагула имъ Иисэсъ: нcсте ли чли николиже въ писбнiихъ: кбмень, егуже не въ рядэ сотвориша {небрегуша} зиждущiи, сйй бысть во главэ эгла? от­ Гуспода бысть сiй, и йсть дивно во учiю вбшею {нбшею}.



На русском языке

33 Выслушайте другую притчу: был некоторый хозяин дома, который насадил виноградник, обнес его оградою, выкопал в нем точило, построил башню и, отдав его виноградарям, отлучился.

34 Когда же приблизилось время плодов, он послал своих слуг к виноградарям взять свои плоды;

35 виноградари, схватив слуг его, иного прибили, иного убили, а иного побили камнями.

36 Опять послал он других слуг, больше прежнего; и с ними поступили так же.

37 Наконец, послал он к ним своего сына, говоря: постыдятся сына моего.

38 Но виноградари, увидев сына, сказали друг другу: это наследник; пойдем, убьем его и завладеем наследством его.

39 И, схватив его, вывели вон из виноградника и убили.

40 Итак, когда придет хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями?

41 Говорят Ему: злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои.

42 Иисус говорит им: неужели вы никогда не читали в Писании: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла? Это от Господа, и есть дивно в очах наших?

(Мф. 21:33-42)


   Параллельное место 

Книга пророка Исаии, глава 5

На церковнославянском языке

1 Воспою нынc воз­люблен­ному пcснь воз­люблен­наго мо­егу виногрбду мо­емэ: виногрбдъ бысть воз­люблен­ному въ рузc, на мcстc тэчнc:

2 и ограждйнiемъ оградихъ и окопбхъ, и насадихъ лузу избрбн­ну, и создбхъ стулпъ посредc егу, и предточилiе ископбхъ въ нймъ, и ждбхъ, да сотворитъ груздiе, и сотвори тйрнiе.

3 И нынc, живэщiи во Иерусалимc и человcче Иэдинъ, судите междэ мную и виногрбдомъ мо­имъ.

4 Чту сотворю ещй виногрбду мо­емэ, и не сотворихъ емэ? занйже ждбхъ, да сотворитъ груздiе, сотвори же тйрнiе.

5 Нынc эбо воз­вcщэ вбмъ, чту бзъ сотворю виногрбду мо­емэ: от­имэ ограждйнiе егу, и бэдетъ въ разграблйнiе: и разорю стcну егу, и бэдетъ въ попрбнiе.

6 И остбвлю виногрбдъ муй, и ктомэ не обрcжет­ся, нижй покопбет­ся, и взыдетъ на нймъ, якоже на лядинc, тйрнiе: и облакумъ заповcмъ, йже не одождити на негу дождя.

7 Виногрбдъ бо Гуспода Савауsа, думъ Изрбилевъ йсть, и человcкъ Иэдинъ нувый сбдъ воз­люблен­ный: ждбхъ, да сотворитъ сэдъ, сотвори же беззакунiе, и не прбвду, но вупль.


На русском языке

1 Воспою Возлюбленному моему песнь Возлюбленного моего о винограднике Его. У Возлюбленного моего был виноградник на вершине утучненной горы,

2 и Он обнес его оградою, и очистил его от камней, и насадил в нем отборные виноградные лозы, и построил башню посреди его, и выкопал в нем точило, и ожидал, что он принесет добрые грозды, а он принес дикие ягоды.

3 И ныне, жители Иерусалима и мужи Иуды, рассудите Меня с виноградником Моим.

4 Что еще надлежало бы сделать для виноградника Моего, чего Я не сделал ему? Почему, когда Я ожидал, что он принесет добрые грозды, он принес дикие ягоды?

5 Итак Я скажу вам, что сделаю с виноградником Моим: отниму у него ограду, и будет он опустошаем; разрушу стены его, и будет попираем,

6 и оставлю его в запустении: не будут ни обрезывать, ни вскапывать его, – и зарастет он тернами и волчцами, и повелю облакам не проливать на него дождя.

7 Виноградник Господа Саваофа есть дом Израилев, и мужи Иуды – любимое насаждение Его. И ждал Он правосудия, но вот – кровопролитие; ждал правды, и вот – вопль.

(Ис. 5:1-7) 


   Апостольское чтение

Первое послание к Коринфянам, глава 16

На церковнославянском языке

13 Будр­ст­вуйте, стуйте въ вcрc, мужбйтеся, утверждбйтеся:

14 вся вбмъ любо­вiю да бывбютъ.

15 Молю же вы, брбтiе: вcсте думъ стефаниновъ, яко йсть начбтокъ Ахбiи, и въ служйнiе святымъ учиниша себй:

16 да и вы повинэйтеся таковымъ и всякому споспcш­ст­ву­ю­щу и труждбющуся.

17 Возрбдовахся же о при­­шй­ст­вiи стефаниновc и фуртунбтовc и Ахбиковc, яко вб­ше лишйнiе сíи испулниша:

18 упокуиша бо муй дэхъ и вбшъ. Познавбйте эбо таковыя.

19 Цcлэютъ вы цйркви Асийскiя: цcлэютъ вы о Гусподc мнуго акила и прискилла съ домбшнею ихъ цйрковiю.

20 Цcлэютъ вы брбтiя вся. Цcлэйте дрэгъ дрэга лобзбнiемъ святымъ.

21 Цcловбнiе мо­йю рукую пбвлею.

22 Аще кту не любитъ Гуспода Иисэса Христб, да бэдетъ пруклятъ, марбнъ Аsб {Госпудь нбшъ прiиде [сирскiй глбсъ]}.

23 Благодбть Гуспода нб­шего Иисэса Христб съ вбми,

24 [и] любы моя со всcми вбми о Христc Иисэсc. Аминь. 

На русском языке

13 Бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны, тверды.

14 Все у вас да будет с любовью.

15 Прошу вас, братия (вы знаете семейство Стефаново, что оно есть начаток Ахаии и что они посвятили себя на служение святым),

16 будьте и вы почтительны к таковым и ко всякому содействующему и трудящемуся.

17 Я рад прибытию Стефана, Фортуната и Ахаика: они восполнили для меня отсутствие ваше,

18 ибо они мой и ваш дух успокоили. Почитайте таковых.

19 Приветствуют вас церкви Асийские; приветствуют вас усердно в Господе Акила и Прискилла с домашнею их церковью.

20 Приветствуют вас все братия. Приветствуйте друг друга святым целованием.

21 Мое, Павлово, приветствие собственноручно.

22 Кто не любит Господа Иисуса Христа, анафема, марбн-афб*.

23 Благодать Господа нашего Иисуса Христа с вами,

24 и любовь моя со всеми вами во Христе Иисусе. Аминь.

(1Kор. 16:13-24)

_____

*Да будет отлучен до пришествия Господа. 


  Вопросы на понимание текста, для размышления над отрывками

(при поиске ответов, стоит заглядывать в параллельные места, если они есть
  • Что здесь что обозначает? Кто такие хозяин, слуги, сын и виноградари? 
  • Что такое виноградник?
  • Почему после притчи о виноградарях Христос говорит о камне, который отвергли строители? 
  • Каким реальным событиям соответствуют описанные в притче события? 
  • Как вы думаете, кому в итоге был отдан виноградник?

Вопросы на углубление в смысл

  • Как вы думаете, как хозяин виноградника к относился к своему винограднику?
  • Представьте себя на месте хозяина виноградника:
    1 как бы вы отнеслись к тому, что ваш сад приносит дикие плоды, несмотря на полноценный уход за ним?
    2 как бы вы отнеслись к поведению виноградарей? 
  • Почему хозяин виноградника не сразу послал к виноградарям сына, а сначала посылал слуг?
  • Для получения каких плодов Господь насадил этот виноградник и ухаживал за ним?

Вопросы на применение, личные вопросы

  • Как вы думаете, как Господь ухаживает за Церковью?
  • Как в вашей жизни проявляется уход Господа за Вашей жизнью и душой?
  • Каких плодов Он от вас ожидает?
  • Какие плоды может принести Богу наша группа в течение ближайшего месяца? (ответ можно выписать на большой лист бумаги и повесить в помещении, где проходит группа)
  • Что я могу сделать за эту неделю, чтобы принести Богу плод? (ответ записать в личный блокнот)

другой вариант вопросов 

  • В каждый период нашей жизни Бог ведет нас и чему-то учит. Взращивает в нас какие-то плоды. Как бы вы назвали тот плод, который Бог растит в вас сейчас?
  • Важно ли для вас лично, чтобы в вашей жизни и душе созрел этот плод? Почему?
  • Какие ситуации Бог посылает вам, чтобы этот плод в вас возрос?
  • Чем Он питает рост в вашей жизни этого плода?
  • Что вы уже делаете для того, чтобы этот плод в вас возрастал?
  • Что еще посильное вы могли бы для этого делать?
  • Как могла бы выглядеть в вашем случае отдача созревшего плода Богу?

Ответьте на вопросы (Апостольское чтение)

  • Как вы понимаете слова «бодрствуйте, стойте в вере»? 
  • Почему апостол призывает коринфян быть мужественными и твердыми?
  • Любите ли вы Господа Иисуса Христа?
  • В чем вам надо проявить христианское мужество и твердость?
  • Что важного вы получили при чтении и размышлении над отрывком, при ответах на вопросы и чтении толкований?
  • Чему вы научились благодаря размышлению над отрывком, ответах на вопросы и чтении толкований?
  • Что значит для вас лично смерть и воскресение Христа?
  • Что нового вы узнали поняли из толкований?
  • Чему это вас научило?
  • Что важного вы получили при чтении и размышлении над отрывками, при ответах на вопросы и чтении толкований?
  • Чему вы научились благодаря размышлению над текстом, ответах на вопросы и чтении толкований?
  • Представьте, как изменилась бы ваша жизнь, если бы ваша вера была больше, чем сейчас.

Ответить на вопросы, поделиться своими размышлениями можно в комментариях


              
  
 
Прочтите толкования

Блаженный Иероним Стридонский. Проповедь в неделю 13-ую по Пятидесятнице (Евангельское чтение)
Блаженный Феофилакт Болгарский.Толкование в неделю 13-ую по Пятидесятнице (Апостольское чтение)
Преподобный Евфимий Зигабен. Толкование на Евангелие от Матфея (Евангельское чтение)
Преподобный Иустин Попович.Толкование на Евангелие от Матфея (Евангельское чтение)
Архимандрит Ианнуарий Ивлиев. Проповедь в неделю 13-ую по Пятидесятнице (Апостольское чтение)
Протоиерей Александр Шаргунов. Проповедь в неделю 13-ую по Пятидесятнице (Евангельское чтение)


 Блаженный Иероним Стридонский. Проповедь в неделю 13-ую по Пятидесятнице (Евангельское чтение) 

Этот домохозяин есть тот же, который имел двух сыновей и который, - как говорится в другой притче, - ввел рабочих в виноградник свой. Он насадил виноградник, о котором весьма подробно говорит Исайя в своей песне, заключая ее словами: Виноградник Господа Саваофа есть дом Израилев[Ис 5:7]. И в псалме говорится: Из Египта перенес Ты виноградную лозу, выгнал народы, и посадил его[Пс 79:9]. И окружил его оградою, то есть или городской стеной, или ангельскими воинствами, и выкопал в нем точило, то есть или устроил алтарь, или. те точила, именем которых обозначаются три псалма: восьмой, восьмидесятый и восемьдесят третий, и устроил башню; несомненно, что это храм, о котором говорится через Михея: И ты башня, касающаяся облаков, дочь Сиона[Мих 4:8], и отдал его земледельцам, которых в другом месте назвал возделывателями виноградника, которые были взяты в часы первый, третий, шестой, девятый и одиннадцатый[Мф 20]; и отправился далеко. Дело идет не о перемене места, ибо Бог, Которым все наполнено, может ли где-нибудь не присутствовать? Он и через Иеремию говорит: Я Господь приближающийся и не издалека, говорит Господь?[Иер 23:23]. Но Он кажется удаляющимся от виноградника, чтобы виноделам предоставить полную свободу в делании.

Он дал им закон и в нем приказал им возделывать виноградник, чтобы они в делах закона обнаружили плод. После того Он послал к ним рабов, которых схватив они или побили, как Иеремию, или убили, как Исайю, или побили камнями, как Навуфея (Naboth)[3 Цар 21:14] и Захарию, которого они убили между алтарем и храмом[2 Пар 24:21]. Будем читать послание Павла к Евреям [Евр. 11:33-39], и из него мы подробно узнаем, какие из рабов Господних и сколько претерпели.

В словах, приведенных выше: Снова послал он рабов больше, чем прежде; и сделали им так же, домохозяин обнаруживает долготерпение в посылании большего числа, чтобы злых делателей призвать к покаянию: но они собрали себе гнев на день гнева[Рим 2:5].

Присоединенные затем слова: С опасением примут сына Моего[По новому Синодальному русскому переводу: Постыдятся сына моего. - Ред.] происходят не от незнания [будущего]. Действительно, чего не знает домохозяин, под которым в настоящем месте разумеется Бог Отец? Однако о Боге часто говорится, что Он сомневается, чтобы сохранилась свобода воли в человеке. Спросим Ария и Евномия. Вот об Отце [в притче] говорится, что Он не знает и сдерживает свой приговор и, - насколько это понятно вам, - Он [как будто] допустил ложь. Но что бы они ни ответили нам относительно Отца, пусть то же самое разумеют и о Сыне, Который говорит, что не знает дня конца мира.

И апостол говорит, что вне города [за воротами] был пригвожден Иисус Христос ко кресту[Евр 13:2]. Мы можем понимать и иначе то, что Он был выброшен из виноградника и там умерщвлен, именно: чтобы передать виноградник другим, когда язычники приняли Его.

Господь их спрашивает не потому, что не знает, что они будут отвечать, но чтобы они были осуждены собственным ответом.
А виноградник передан нам и передан на том условии, чтобы мы воздавали Господу плод в надлежащее время, и знали в каждое мгновение, что должно нам или говорить, или делать.
Одни и те же истины (res) соединяются с разными притчами и разными изречениями. Тех, которых Он прежде назвал делателями, виноделами и земледельцами, теперь Он называет строителями, то есть каменщиками. Поэтому и апостол говорит: Вы Божия нива, Божие строение[1 Кор 3:9]. Итак, эти каменщики, - как виноделы получают виноградник, - получают камень, который должны были положить или в основании, подобно строителю Павлу (там же), или в угле, так что он соединил бы две стены, или два народа[Еф 2:14] и который был отвергнут ими; но он сделался главою угла. И это было от Господа, - не человеческими силами, а Божиим могуществом. Об этом камне опоры апостол Петр также говорит вполне уверенно: Камень, который отвергли строители, но который сделался главою угла[1 Петр 2:7]. И пророк Исайя, Вот, - говорит, - Я полагаю в основание на Сионе камень, камень испытанный, краеугольный, драгоценный, крепко утвержденный: верующий в него не постыдится[Ис 28:16].



Прочтите толкования

Блаженный Иероним Стридонский. Проповедь в неделю 13-ую по Пятидесятнице (Евангельское чтение)
Блаженный Феофилакт Болгарский.Толкование в неделю 13-ую по Пятидесятнице (Апостольское чтение)
Преподобный Евфимий Зигабен. Толкование на Евангелие от Матфея (Евангельское чтение)
Преподобный Иустин Попович.Толкование на Евангелие от Матфея (Евангельское чтение)
Архимандрит Ианнуарий Ивлиев. Проповедь в неделю 13-ую по Пятидесятнице (Апостольское чтение)
Протоиерей Александр Шаргунов. Проповедь в неделю 13-ую по Пятидесятнице (Евангельское чтение)

 

 Блаженный Феофилакт Болгарский.Толкование в неделю 13-ую по Пятидесятнице (Апостольское чтение)

Бодрствуйте.

К концу послания опять убеждает; показывает, что не должно надеяться только на учителей, но и самим себе внимать. Бодрствуйте, так как есть обольстители. Сказал это потому, что они как бы спали.

Стойте в вере.

А не во внешней мудрости; ибо в ней можно не утвердиться, а кружиться. Сказал это потому, что они колебались.

Будьте мужественны, тверды.

Так как есть наветники. Сказал это потому, что они расслабели духом.

Все у вас да будет с любовью.

Это против тех, которые смущали и разрывали Церковь. Учит ли кто, учится ли кто, обличает ли кто, все, говорит, да будет с любовью, при посредничестве же любви не будет ни гордости, ни разделения.

Прошу вас, братия.

Здесь нужна перестановка: умоляю вас, дабы и вы подчинялись таковым; прочее вставлено.

Вы знаете семейство Стефаново, что оно есть начаток Ахаии.

Вы, говорит, знаете, и не нуждаетесь в научении от меня. Семейство Стефаново называет начатком Ахаии или потому, что оно первое уверовало, или потому, что вело и жизнь прекрасную; ибо начаток всегда должен иметь превосходство пред тем, чему служит началом. Ахаией называет Элладу.

И что они посвятили себя на служение святым.

Они определили и посвятили себя на принятие верующих нищих и на служение им, и не по принуждению от других, но по своей собственной воле.

Будьте и вы почтительны к таковым и ко всякому содействующему и трудящемуся.

То есть участвуйте с ними и в денежном иждивении и в телесном служении. И не сказал просто: содействуйте, но: будьте почтительны, заповедуя усиленное послушание. А дабы не подумали, что благоприятствует одному только Стефану, прибавляет: и ко всякому содействующему и трудящемуся, - в чем? в служении святым. Ибо все таковые достойны чести; да и они в таком случае будут сносить труд свой мужественнее.

Я рад прибытию Стефана, Фортуната и Ахаика: они восполнили для меня отсутствие ваше.

Они сообщили Павлу известия о разделениях и о прочих погрешностях в Коринфе. Быть может, чрез них-то и уведомили его домашние Хлоины (1Кор.1:11). Поскольку естественно было, что коринфяне ожесточились против них, то он сдерживает их, говоря, что они восполнили отсутствие ваше, то есть пришли вместо всех вас, и ради вас предприняли ко мне такое путешествие.

Ибо они мой и ваш дух успокоили.

Объявляет, что его спокойствие есть их спокойствие. Поскольку же они успокоили меня, а мое спокойствие для вас самих полезно, то с вашей стороны да не будет заявлено ничего неприятного им самим.

Почитайте таковых.

То есть почитайте их.

Приветствуют вас церкви Асийские.

Членов Христовых соединяет чрез приветствие, по всегдашнему своему обыкновению.

Приветствуют вас усердно в Господе Акила и Прискилла с домашнею их церковью.

У них остановился, потому что и сам занимался деланием палаток (Деян.18:1-3). Примечай их добродетель в том, что они сделали дом свой церковью, устроив в нем собрания верных.

Приветствуют вас все братия. Приветствуйте друг друга святым целованием.

Только здесь делает прибавление о святом целовании, потому что много было разделений. Поскольку же много убеждал их к единению, то наконец соединяет их и целованием святым, то есть бесхитростным, а не лицемерным.

Мое, Павлово, приветствие собственноручно.

Сделал собственноручное приветствие, дабы показать, что он придает посланию большое значение.

Кто не любит Господа Иисуса Христа, анафема, маран афа.

Одним этим словом в страх привел всех, блудников, разномыслящих, употребляющих идоложертвенное, неверующих воскресению, и вообще всех, которые между ними вели себя несогласно с его учением и преданием. Ибо все таковые не любят Господа. Маран афа, то есть Господь пришел. Сказал это отчасти для того, чтобы утвердить учение о домостроительстве, а чрез это и о воскресении, отчасти же для того, чтобы пристыдить их: Владыка за нас принял все на Себя, а вы прогневляете Его, одни - называясь по имени людей, а другие - совершая порочные дела. Употребил выражение не греческое, а еврейское, или язык сирийский; ибо говорил коринфянам, которые придавали много цены внешней мудрости и красоте греческого наречия, он же показывает, что нисколько не нуждается в ней, но хвалится простотой, так что и говорит грубым языком.

Благодать Господа нашего Иисуса Христа с вами.

Долг учителя не только убеждать, но и молиться, и таким образом вдвойне утверждать: учением и низведением помощи свыше посредством своих молитв.

И любовь моя со всеми вами во Христе Иисусе. Аминь.

Поскольку удален был от них по месту, то как бы обнимает их руками любви, говоря: любовь моя с вами, то есть я присутствую со всеми вами; ибо я не без вас, хотя и в другом месте. Этим же показывает, что хотя написанное и проявляет горечь, но оно написано не от гнева, не от ярости, а от любви и заботливости. А дабы не подумали, что говорит это из лести к ним, прибавляет: во Христе Иисусе, то есть любовь моя не имеет ничего человеческого или плотского, но духовна и во Христе.

Будем же и мы молиться, дабы, любя друг друга во Христе, не носить нам в себе ничего от мирской любви, которая враждебна Богу. Ибо таким образом удостоимся и вожделенных обителей Божиих во Христе Иисусе, Господе нашем, возлюбившем нас, Которому слава во веки веков. Аминь. 



Прочтите толкования

Блаженный Иероним Стридонский. Проповедь в неделю 13-ую по Пятидесятнице (Евангельское чтение)
Блаженный Феофилакт Болгарский.Толкование в неделю 13-ую по Пятидесятнице (Апостольское чтение)
Преподобный Евфимий Зигабен. Толкование на Евангелие от Матфея (Евангельское чтение)
Преподобный Иустин Попович.Толкование на Евангелие от Матфея (Евангельское чтение)
Архимандрит Ианнуарий Ивлиев. Проповедь в неделю 13-ую по Пятидесятнице (Апостольское чтение)
Протоиерей Александр Шаргунов. Проповедь в неделю 13-ую по Пятидесятнице (Евангельское чтение)


   Евфимий Зигабен. Толкование на Евангелие от Матфея (Евангельское чтение)

Стих 33. Ину притчу слышите. Человек некий бе домовит, иже насади виноград, и оплотом огради его, и ископа в нем точило, и созда столп, и вдаде и делателем, и отыде.41 Под человеком опять разумеет Бога и Отца, по Его человеколюбию, и как это обыкновенно бывает в притчах. Насажденный Им виноградник есть народ израильский, которого Он насадил в земле обетования, так как и Давид говорит: виноград из Египта принесл еси: изгнал еси языки, и насадил еси и... (Пс. 79, 9).42 Ограда – закон, не позволяющий ему смешиваться с язычниками. Оградой можно назвать и Божественное попечение, оберегающее народ от всякого замысла окружающих народов: низложил еси, сказано, оплот его, и обымают и вси мимоходящии путем (Пс. 79, 13).43 Точило – жертвенник, на котором проливалась кровь; башня – храм по причине крепости и высоты строения, делатели – первосвященники, книжники и старейшины народа: им, как учителям, Бог вверил этот виноградник; под отшествием Златоуст разумеет долготерпение к грешникам.

Стих 34 - 36.
Егда же приближися время плодов, посла рабы своя к делателем прияти плоды его: и емше делателе рабов его, оваго убо биша, оваго же убиша, оваго же камением побиша. Паки посла ины рабы множайшя первых: и сотвориша им такоже.44 Плоды вышеуказанного виноградника – это соблюдение заповедей Закона и добродетели, а рабы – пророки, посылаемые каждый в свое время для того, чтобы требовать этого соблюдения и добродетелей, и которых наказывали различными способами. Марк (12, 2 и след.) и Лука (20, 10 и след.) записали три посольства говоря, что сначала был послан один раб, далее – другой, а затем – третий; но это не составляет протворечия тому, что пишет Матфей: и он двумя посольствами обнял всех, равно как и те – тремя; он говорит общо, а те – частнее, обозначая одним рабом всех, посланных сразу и в одно и то же время. Что касается слов Марка (12, 4): и того камением бивше, пробиша главу (ωκЙφαλ±ιЙσ±ν) ему, то некоторые говорили, что это значит только то, что они нанесли ему обиду, а я думаю, что ЙєЙЖ±»±№ЙГ±Ѕ значит "раздробили ему голову".

Стих 37.
Последи же посла к ним сына своего, глаголя: усрамятся сына моего.45 Сказал об этом не как о будущем, – так как он знал, что они не устыдятся, но как о должном, как бы так говоря: должно, чтобы они устыдились сына моего. Лука (20, 13) говорит, что хозяин виноградника сказал: что сотворю; послю сына моего возлюбленнаго, еда како, его видевше, усрамятся. Сказал: что сотворю не по недоумению, а по человеколюбию, показывая, как много он заботится о неблагодарных, не желая все-таки сделать им зло, но изыскивая способ укротить рассвирепевших. Еда и здесь значит – следовало бы.

Стих 38. Делателе же видевше сына, реша к себе: сей есть наследник: приидите, убием его и удержим достояние его.46 Смотри, с какой обстоятельностью предсказывает будущее. Но Его убили не как Сына Божия... Не убили Его, как Сына Божия, но убили, как Наследника Виноградника, т.е. как Царя Израильского. Видя чудеса, которые Он творил, и слыша Его мудрое учение, они чувствовали, что это Тот Царь Израильский, о Котором возвещали пророки, но, побежденные и ослепленные завистью, они это забыли и вознамерились убить Его и таким образом завладеть Его наследством, т.е. народом: приидите, – сказано у Марка (12, 7), – убием его, и наше будет наследствие. Конечно, они не подозревали ничего того, что случилось впоследствии, хотя при жизни Он изобличал их, порицал и угрожал.

Стих 39. И емше его изведоша вон из винограда, и убиша47 Вон из виноградника, т.е. вон из города; и, действительно, Его распяли вне города. Но Марк говорит, что Его сначала убили, а потом выбросили вон из виноградника. Что сказать на это? Что Марк (12,8) слова извергоша вон употребил в другом смысле, вместо: лишили (виноградника), как им казалось.

Стих 40.
Егда убо приидет господин винограда, что сотворит делателем тем...48 Опять спрашивает их, чтобы они сами произнесли приговор и сами себя осудили.

Стих 41.
Глаголаша ему: злых зле погубит их...49 Так как они злы, то строго накажет их.

Стих 41. И виноград предаст иным делателем, иже воздадят ему плоды во времена своя.50 И они сами предсказывают будущее, не желая того. Пришедший Хозяин этого виноградника, т.е. Воскресший из мертвых и получивший Свою власть наследник Христос отдал их римлянам на погибель и разграбление. Место же виноградника отдал епископам христианским, которые во времена свои, т.е. когда процветало христианство, принесли как плоды различные добродетели. Но Матфей говорит, что они сами против себя произнесли решение, а Марк (12, 9) и Лука (20, 16) говорят, что Он произнес против них решение. Вероятно, что сначала они произнесли это решение, а потом Христос сказал то же, что прежде сказали они, чтобы подтвердить их слова. В частности же Лука сказал, что когда они услышали, то сказали: да не будет. Не зная прежде, что это притча о них, они осудили самих себя, но потом, когда Христос подтвердил их решение, они поняли и сказали: да не будет. 
 
Стих 42. Глагола им Иисус: несте ли чли николиже в Писаниих: камень, егоже не в ряду совториша зиждущии, сей быть во главу угла...51 Это пророчество принадлежит Давиду. Им Христос показывает, что непременно исполнится то, что Он сказал, как предсказанное некогда Духом Святым. Он будет убит и, воскресши из мертвых, сделается главой угла. Что это значит? Камнем пророчество назвало иносказательно Христа, а строителями – учителей иудейских, которых предыдущая притча назвала делателями; не в ряду поставили они этот Камень или отвергли, сначала говоря: несть Сей от Бога Человек (Ин. 9, 16), затем, что Он льстит народы (Ин. 7, 12) и другое подобное, и, наконец, распяв Его. Глава угла есть краеугольный камень. Христос стал главой угла, или сделался краеугольным камнем, когда уподобился такого рода камню. Как камень этот соединяет в себе две стены, так и Христос связывает Собой два народа – христиан из язычников и из иудеев, и посредством веры в Себя соединяет в один. Некоторые под углом разумели Церковь, как соединяющую верующих, главой которой сделался Христос как Основатель ее и Владыка. 



Прочтите толкования

Блаженный Иероним Стридонский. Проповедь в неделю 13-ую по Пятидесятнице (Евангельское чтение)
Блаженный Феофилакт Болгарский.Толкование в неделю 13-ую по Пятидесятнице (Апостольское чтение)
Преподобный Евфимий Зигабен. Толкование на Евангелие от Матфея (Евангельское чтение)
Преподобный Иустин Попович.Толкование на Евангелие от Матфея (Евангельское чтение)
Архимандрит Ианнуарий Ивлиев. Проповедь в неделю 13-ую по Пятидесятнице (Апостольское чтение)
Протоиерей Александр Шаргунов. Проповедь в неделю 13-ую по Пятидесятнице (Евангельское чтение)



  Преподобный Иустин Попович.Толкование на Евангелие от Матфея (Евангельское чтение) 

21, 33–39 Виноградникъ: весь мир; хозяинъ и владелец виноградника: Бог. Все существа и все твари составляют виноградник Божий. Бог вверил и передал виноградник людям, чтобы те его обрабатывали. Слуги Божии – это множество творений и стихий: солнце, созвездия, небо, растения, животные, человек, поднебесие, наднебесие, все творения и все твари; все это служит Богу. В духовном отношении: человеческий род– это виноград, насажденный Богом, огражденный Ангелами, но также и самостоятельный в своих делах и своей жизни: отдавъ его виноградарямъ, отлучился. Все, что люди имеют в себе творческого, нетленного, бессмертного, им дано Богом: чтобы они это обрабатывали и умножали, и так приносили много плода. Но люди-виноградари, большая часть их, вообразили, что виноградник не только их собственность, но и их творение. Бог посылал слугъ Своихъ къ виноградарямъ взять Свои плоды (стих 34), но безуспешно: они или убиты, или изгнаны, или замучены, или побиты камнями. Для людей главное быть самостоятельными в своей жизни и работе: чтобы не зависеть от Бога, чтобы все приписывать себе. Поэтому они и начали отрицать Бога вообще, а не только не признавать Его как Господа и Творца мира, которому надо давать отчет о том, как мы ведем себя в этом Его винограднике. Люди, работающие в винограднике, разными способами отвергают слугъ Божиих, отрицают их, не признают. Так называемая «позитивная наука» не признает ничего в этом мире Божиим; деисты – нечто; атеисты – ничего, материалисты – ничего. Люди как работники в винограднике настолько обезбожились, что ничего Божиего не видят и не признают ни в мире, винограднике Божием, ни в посланниках Божиих: пророках, апостолах, святых, праведниках. Больше того, они даже и в Сыне Божием не видят и не признают Бога, несмотря на то, что Он – живое, земное, человеческое воплощение Бога невидимого, воплощение Бога: Бог – явленный и объявленный во всей полноте Своей как человек. И на самом деле, люди разными способами убивают Сына Божия в себе в окружающем их мире, и Его собственность, Его наследие провозглашают своим. Учитель убивает в ученике Сына Божия, когда учит его безверию; судья – в подсудимом, когда его судит не по правде; ученый – в студенте, когда утвеждает, что мир возник сам по себе; священник – в прихожанах, когда живет – неевангельски; государственный деятель – в подданных, когда не управляет по Божиим законам; безбожник, когда силой навязывает свое безбожие; богоборец – когда соблазняет простых и наивных. И еще: убивают Сына Божия и слуг Божиих те, кто провозглашает стихии природы самостоятельными и самовозникшими, отрицая за ними всякую Божественную целенаправленность в существовании и деятельности. Гром разве не слуга Божий? а молнии? а свет? а воздух? а небо? а солнце? а звезды? а растения? а животные и вообще все существующее? Приписывание этому какой-то самостоятельной и механической задачи, убивает их и уничтожает как логичные, Божественно логичные и целесообразные стихии; лишает их и пророческого, и логосного смысла. И так сводит мир на алогосное чудовище, и глупость, и бессмысленность.

21, 40–41 Такой род превращает виноградарей в злодеев, явных и тайных. Но Божественная правда заключается в том, что Творец и Господин виноградника, хотя и отлучился из виноградника, приходит назад, чтобы все пересмотреть и все сам увидеть. Его всеправедный суд очевиден и всем злодеям: всех их он предастъ злой смерти. Но виноградник все же не погиб, виноградари не смогли его уничтожить. Господь его отдаст другим виноградарям, которые ему будут давать плоды в свое время.

21, 42 Бог Отец поставил Бога Логоса как фундамент космического устроения; так во всем космосе, так и в каждом отдельном создании и твари. Если это отвергается, то отвергается единственная истинная, божественная логика и вселенной как целого, и каждой твари как единицы. Без этого все тонет в бессмысленности и в необъяснимом людоедском хаосе. Но Своим воплощением, Своим вочеловечением Бог Логос снова становится краеугольным камнемъ вселенной, и каждой твари отдельно. А тем самым и единственной логикой, единственной логичностью их. Это – отъ Господа, не от вас, и поэтому дивно въ очахъ вашихъ. Даже ваши очи не имеют смелости отрицать это.

21, 43–44 Одно известно: борьба с этим камнемъ, т.е. с Богом Логосом, всегда обречена на поражение для человека, кем и каким бы он ни был. Кто атакует этот камень каким бы то ни было оружием: разумом, чувством, телом, мечем, пушкой, или самим адом, и всеми видами грехов и страстей, в конце концов разобьется. Если случится, что какой-то упрямый богоборец тайно борется с Христом Богом, все же придет день, когда на него падет этот Божественный камень и раздавит его. Но все это – отдельные люди и исключения, пока народ приноситъ плоды Божественные, из-за чего ему и дается царство небесное.



Прочтите толкования

Блаженный Иероним Стридонский. Проповедь в неделю 13-ую по Пятидесятнице (Евангельское чтение)
Блаженный Феофилакт Болгарский.Толкование в неделю 13-ую по Пятидесятнице (Апостольское чтение)
Преподобный Евфимий Зигабен. Толкование на Евангелие от Матфея (Евангельское чтение)
Преподобный Иустин Попович.Толкование на Евангелие от Матфея (Евангельское чтение)
Архимандрит Ианнуарий Ивлиев. Проповедь в неделю 13-ую по Пятидесятнице (Апостольское чтение)
Протоиерей Александр Шаргунов. Проповедь в неделю 13-ую по Пятидесятнице (Евангельское чтение)



   Архимандрит Ианнуарий Ивлиев. Проповедь в неделю 13-ую по Пятидесятнице (Апостольское чтение)

Русский перевод  архимандрита Ианнуария: 

  Прочитаны заключительные слова Первого послания апостола Павла к Коринфянам, последняя черта под одним из самых замечательных писаний Нового Завета, итог всем мыслям и наставлениям, которые были высказаны в послании. Поэтому, несмотря на их внешнюю простоту, нам стоит к ним внимательно прислушаться. Вообще при чтении посланий святого апостола, нам всегда следует иметь в виду, что в них нет ни единого слова, сказанного из чистой риторики, ни единого слова, за которым не стояла бы конкретная живая мысль, отражающая жизнь тех людей, к которым апостол обращался со своими увещеваниями. Начиная с первых же строк послания, апостол останавливался на многих отрицательных аспектах церковной жизни коринфян и решительно призывал к их исправлению. Вот и эти заключительные наставления апостола только на первый взгляд могут показаться общими благими пожеланиями: «Бодрствуйте, будьте стойкими, верными, мужественными, крепкими, любвеобильными…». Разумеется, такие слова можно и нужно говорить всем, всегда и везде. Однако для коринфян они звучали не как обязательные слова школьного учителя. В них, по слову святого Иоанна Златоуста, апостол «укоряет их за беспечность. И потому говорит им: бодрствуйте, – как спящим; стойте в вере, – как колеблющимся; будьте мужественными, сильными, – как малодушным и слабым». Эти слова напоминают военные приказы. Быть бдительным, стоять твердо, быть мужественным, быть сильным – качества, необходимые воинам для отражения опасности извне. Но внутри церковного общества должна царить любовь: «все у вас да будет с любовью». Превыше всех Божественных даров – любовь. Именно от пренебрежения любовью произошли все нестроения Церкви. Еще раз обратимся к святому Иоанну Златоусту. «Если бы любовь, – говорит он, – не была пренебрегаема, то коринфяне не гордились бы и не говорили бы: «я Павлов», «я Аполлосов»; если бы любовь была между ними, то они не судились бы у внешних, или лучше – не судились бы вовсе; если бы любовь была между ними, то блудник не жил бы с женой своего отца, они не презирали бы немощных братий, не имели бы разделений, не тщеславились бы духовными дарованиями». 

Как бы комментируя, что означают на практике эти слова о любви внутри церковного общества, апостол приводит в пример семейство Стефана. Разумеется, любовь бесконечно многообразна. Однако в евангельском смысле она проявляет себя, прежде всего, в жертвенном служении ближним. Мы знаем, что апостол Павел крестил семейство Стефана (1,16). Он называет его большую семью «начатком», «первенцами», в святом крещении рожденными для Бога во Христе. Они – первые обращенные не только Коринфа, но и всй Ахайи, то есть Греции. И вот эти первые христиане греческой столицы посвятили себя служению святым, как именовались тогда все крещеные во Христа члены Церкви. Это «служение святым» состояло в делах милосердия, в гостеприимстве, во всевозможных добрых делах и помощи тем, кто в таковой нуждался. И по мере того как эти добрые люди стали служить своим собратьям по вере, их деятельность стала выделять их из среды других христиан и внушать уважение. Церковное общество начало признавать в них черты истинного христианского руководства. Иначе говоря, здесь конкретно воплощалась заповедь Иисуса Христа: «Кто хочет между вами быть бульшим, да будет вам слугою» (Мф. 20:26). Или: «Кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою» (Мк. 9:35). Эти высказывания парадоксальны с точки зрения обычной земной практики «ветхого мира». Но таков иерархический порядок в новом мире, в Царстве Божием, в котором противоречие между властью и подвластными, между господами и слугами, между первыми и последними исчезает в атмосфере любви и взаимного служения. Согласно этой новой заповеди, апостол Павел смотрел на руководство как на служение ближним, а тем самым как на служение Христу и Богу (Мф. 25:40). Семейство Стефана «подчинило» себя служению коринфским христианам. В ответ на эту благодать, – призывает апостол коринфян, – «подчиняйтесь таким как они, и всем, кто разделяет их труды и заботы». Нет, это не обязанность рабов перед господами, работников перед работодателями или начальниками, но тот братский долг, о котором сказано: «Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви» (Рим. 13:8).

Со  времени, когда были сказаны эти  слова, Церковь Христова прошла долгий исторический путь. Маленькая церковь  в Коринфе середины I века не знала еще той развитой иерархической структуры управления, которая отличает современные многомиллионные христианские общества. Сейчас управление церковным обществом поручается людям, которые получили специальное богословское и пастырское образование, обладают известным даром проповеди и прочими свойствами, ценимыми в священнослужителях. А тогда все было еще в зачатке, и руководство в Церкви зависело не от образования, не от дипломов и разного рода степеней, даже не от природных способностей. Оно определялось благодатью Божией, которая оснащала руководителей основным даром – даром «быть слугами» верующих. Таковым было семейство Стефана, и мы не должны забывать об истинно христианском содержании руководства, подчинения и служения, которое нам явлено в этом святом «начатке» Ахайи. Нет ли здесь укора нам, современным христианам?

Свое  послание апостол Павел завершает  множеством приветствий. Этот перечень благопожеланий свидетельствует не только об успехе миссионерской деятельности «апостола языков», но и о том, что церкви того времени, эти маленькие островки христианства в океане язычества, были связаны постоянным памятованием друг о друге. Апостол стремился поддерживать эту связь, расширить кругозор христиан, не замыкаться на мелких провинциальных проблемах, но видеть себя как часть единого целого – универсального Тела Христова. Удивительно, что это ощущение всемирности, дыхание вселенскости присутствовало тогда, когда средства общения были еще столь слабыми и ненадежными. Сейчас, когда мы обладаем средствами коммуникации, несопоставимыми с античными, напротив, мы часто являемся свидетелями узости кругозора христиан, которые не знают, не видят, да и не желают видеть ничего за пределами их прихода, или, в лучшем случае, их епархии. И снова: не укором ли нам звучат слова апостола?

Продиктовав свое послание стенографу, Павел в  конце добавляет собственноручное приветствие. И в этой приписке звучат слова, которые помогают нам понять основную причину отличия, древних  христиан от современных. Нет, они не были более нравственны, более праведны. Но что в них присутствовало в значительно большей степени, чем у нас, показывает возглас апостола «Маранафа!». Этот арамейский возглас, скорее всего, означает то же, что и возглас, завершающий книгу Откровения, – «Гряди, Господи!». Произносимый перед причастием Телу и Крови Господа Иисуса, этот призыв отражал не только острое ощущение реального присутствия Господа в таинстве святой Евхаристии, но и горячую надежду на то, что таинство, тайна, неизбежно станет явью, и что Царствие Божие, которое на небе, придет, наконец, на нашу землю, о чем мы и молимся ежедневно. Маранафа!




Прочтите толкования

Блаженный Иероним Стридонский. Проповедь в неделю 13-ую по Пятидесятнице (Евангельское чтение)
Блаженный Феофилакт Болгарский.Толкование в неделю 13-ую по Пятидесятнице (Апостольское чтение)
Преподобный Евфимий Зигабен. Толкование на Евангелие от Матфея (Евангельское чтение)
Преподобный Иустин Попович.Толкование на Евангелие от Матфея (Евангельское чтение)
Архимандрит Ианнуарий Ивлиев. Проповедь в неделю 13-ую по Пятидесятнице (Апостольское чтение)
Протоиерей Александр Шаргунов. Проповедь в неделю 13-ую по Пятидесятнице (Евангельское чтение)



Протоиерей Александр Шаргунов. Проповедь в неделю 13-ую по Пятидесятнице (Евангельское чтение)

Вся эта притча – рассказ об отвержении Самого Господа Иисуса Христа. Виноградник в ней – вначале избранный Богом народ Израилев. Как говорит пророк Исаия: виноградник Господень – народ Израилев (Ис. 5, 7). Хозяин виноградника – Бог, виноградари – религиозные вожди народа, слуги, которые приходят, чтобы собрать плоды – посланные Богом пророки. И, наконец, Сын – Христос Мессия, Он послан как последний посланник в мир.

В притче нет другого объяснения Его смерти, кроме того, что виноградари убили Его, потому что знали, что Он наследник, что Он – Сын Божий. Не потому что не знали, а потому что знали. «Придем и убьем Его, – говорят они, – и наследство будет наше». Какое простое решение всех проблем, существующих в роде человеческом, когда он отворачивается от Бога! От Каина до Каиафы, от Каиафы до убийц нашей святой Царской Семьи и до последнего убийцы, который будет на земле. Вынуть камень, всего один, из строения жизни – и не заботиться ни о чем. Все теперь принадлежит нам, и мы поступаем так, как мы хотим. Как просто и ясно показана в этой притче история и судьба Израиля и всего человечества!

Обратим внимание на то, как милостив Господь по отношению к тем, кому Он вверяет Свой виноградник. Господь дает его делателям и оставляет их одних. Он не стоит над ними, как надсмотрщик. Он доверяет им то дело, которое они призваны осуществить на земле. И мы видим еще, с каким непостижимым терпением снова и снова, несмотря на все страшные грехи и преступления, Господь дает им возможность ответить на Его доверие, на Его любовь. Однако это не означает, что праведного суда Божия не существует. Все кончается тем, что Господь, как мы слышали, предает смерти злых делателей, забирает виноградник у них и передает его другим.

Со времени пришествия Христова новый виноградник Божий распространяется по всей земле. Весь человеческий род включается в этот виноградник. И этот новый виноградник – Церковь Христова с апостолами, мучениками, святителями, исповедниками, преподобными, благочестивыми царями и царицами – теми, кто достойно трудится в Господнем винограднике. Это «род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел», как говорит нам слово Божие (1 Пет. 2, 9). «Якоже красный плод спасительного сеяния», приносят Господу добрые виноградари свой труд, и будут приносить Ему до скончания века.

Однако эта притча Господня – о злых виноградарях. И она касается не одного только Ветхого Завета. Вся Церковь наша – виноградник Господень. Каждая душа человеческая, говорят святые отцы, это своего рода виноградник. И подобно тому, как хозяин винограда в притче не получил ни одной кисти виноградной, точно также Бог очень часто не получает духовных плодов от многих людей, которых Он любит. Что за опустошение над нашей землей прошло в недавние годы? Сам диавол иссушил почти весь виноградник. И Господь предупреждает, что будет горшее. Сын Человеческий, говорит Он, придя, найдет ли хоть одну виноградину на земле?

Кто же будет виновен в этом более всего? Мы знаем, что князь мира сего, все более утверждающий свою власть в этом мире, зная, что ему мало осталось времени, все более неистовствует, все более утверждает свое господство, «тайну беззакония», о которой говорит апостол Павел в Послании к Солунянам (2 Фес. 2, 7). Но она действует не только во внешнем мире – говорят святые отцы – она касается и самой Церкви, потому что, в конце концов, «человек беззакония», как говорит апостол, придет и в храме Божием сядет, выдавая себя за Бога (2 Фес. 2, 4).

Совершенно понятно, что более всего противостоять «тайне беззакония» должны те, кто поставлен Господом трудиться над возделыванием душ человеческих; те, кто ответственен перед Богом за духовное состояние народа. А в чем же будет их вина? Как смогут эти люди дойти до отвержения Самого Бога? Вот притча о злых виноградарях показывает, сколь ужасным может быть возрастание во зле. Чем больше Господь проявляет милосердие по отношению к делателям виноградника, тем более они утверждаются в своем зле.

Мы видели ряд явлений неправедного суда злых виноградарей, пока они не доходят до убийства Сына Хозяина виноградника. Все начинается с утраты чувства реальности, утраты страха Божия. Каждый человек, живущий духовной жизнью, может знать, что можно потерять страх Божий, потерять благодать. Что можно с небрежением относиться к святыне. Слово Божие говорит: «Проклят всяк, творящий дело Божие с небрежением» (Иер. 48, 10). А если человек проклят, значит, лишен благодати. Значит, он подчиняется князю мира сего, силам зла. Он становится на тот самый путь, по которому шли злые виноградари.

Чтобы понять нашу ответственность, в особенности ответственность тех, кому вручен виноградник Божий, мы должны увидеть, что все подробности притчи имеют значение. С самого начала притчи говорится, что Господь дал делателям для служения ограду, башню и точило.

Точило в винограднике – место, где получают сок и вино. Согласно изъяснениям святых отцов, это тайна обетованного Мессии, истинного Спасителя рода человеческого, в ожидании Которого жили все в Ветхом Завете – и в чаянии Второго Пришествия Которого живем мы. «Жаждай да грядет ко Мне и да пиет» (Ин. 7, 37), говорит Господь, обращаясь к таким людям. Башня, говорят святые отцы, означает древний Иерусалимский храм – предтечу Церкви Христовой, где совершались прообразовательные жертвоприношения. И также она – все храмы самой Христовой Церкви. Но она, кроме того – наблюдательная башня, с которой наблюдали и должны наблюдать всегда за приближением врагов, в особенности, когда наступает время созревания плодов. Это назначение башни лучше всего, наверное, помогает нам понять, как совершается постепенно «тайна беззакония» в Церкви. Ведь и ограда, которой был обнесен виноградник, существует для тех же самых целей. Ограда – то, что отделяет виноградник от невозделанной земли и то, что должно защищать виноградник от воров, от диких зверей. Неогороженный виноградник открыт для разорения. Если ограда где-то оказывается разрушенной – тот, кому не все равно, что делается с виноградником, постарается немедленно восстановить ее. И в духовной жизни существует ограда. Как говорят святые отцы, это заповеди Божии. Прежде всего, оградительный древний закон: не убивай, не воруй, не блуди. Эти запреты не утесняют свободу человека, как мы знаем, но защищают человека, ограждают его, хранят его свободу. Без этой ограды человеческая жизнь станет подобной винограднику, который могут вытоптать и пожрать стада диких свиней. Есть и другие ограды в винограднике Господнем. Это таинства Церкви, Тайны Христовы, перед которыми мы молимся: «Не бо врагом Твоим тайну повем». Это догматы и каноны, и все установления церковные, которые должны храниться от всякого злого поползновения на них.

Когда не будет у делателей виноградника заботы об ограде, тогда придет его запустение и гибель. Пусть не думает кто-нибудь, что он простой мирянин и какой с него спрос. Если ты принял дар Духа Святаго, ты тоже делатель, какое бы место ты ни занимал в Церкви. И пусть не скажет кто-нибудь, что он заботится только о своем личном благочестии и остальное его не касается. Что значит твое благочестие, если тебя не заботит, что весь виноградник гибнет у нас на глазах? Нам всем дал Господь виноградник и снабдил его всем необходимым, чтобы мы достойно исполняли свой главный труд. Мы все облечены доверием Божиим, и все свободны отнестись к этому дару так, как нам заблагорассудится.

Однако и для нас всех приближается день, когда мы должны будем предстать пред Господом с отчетом, что мы сделали с тем, что Он нам вручил. Все мы должны будем дать ответ на последнем и Страшном Суде Господу об этом. И выбор, перед которым мы стоим, как показывает Крест Христов, оказывается предельным. В этом мире, лежащем во зле, существуют зло и смерть. Когда зло раскрывается до предела, человек становится либо мучеником, либо убийцей. До такого предела дойдет жизнь, что иного выбора не будет дано никому.

В притче ясно показано, что Христос знает, что ждет Его впереди и каким путем должна идти Его Церковь. Он сознательно восходит к смерти, чтобы отдать Себя за спасение всех, чтобы стать краеугольным камнем, на котором строится жизнь и без которого, чему теперь, казалось бы, должно стать свидетелем все человечество, рушится все. Отвержение и смерть ожидают Господа и Церковь Его, но это все для того, чтобы изнести милость, и суд, и победу для любящих Его.

Данный материал подготовила   

Татьяна Зайцева редактор раздела Евангельских групп    


Вы можете еженедельно получать вопросы для размышления и толкования к воскресному евангельскому чтению на свой почтовый ящик, если подпишетесь на нашу рассылку.



Ответить на вопросы, можно, в комментариях

0
ГостьИгорь
Благодарю за ваш труд, Слава Господу!
0
Нина
Очень понравилось, но жаль, что в церковно-славянский перевод Писания вкрались опечатки.
0
Екатерина
Читала и слышала прежде эту притчу, и всегда думала, что речь в ней только об иудейских старейшинах и первосвященниках, об Израиле и Ветхозаветной Церкви. Но теперь вижу, что не только: она и для нас, сегодняшних. И что может человек оказаться таким злым виноградарем, даже не совершая, казалось бы, таких страшных дел, как гонения, тем более убийства... Ложное учение, несправедливость, наконец, просто безразличие к тому, что происходит в Церкви, даже при заботе о собственном благочестии... Страшно становится, потому, что в такие грехи можно впасть незаметно для себя, "нечаянно"; это не то что избить или обокрасть человека, что никак нельзя не заметить. А незамеченное, непонятное - может остаться и нераскаянным...
0
Максим
Спасибо! Очень хорошая подборка.
0
маргарита
Благодарю, что помогаете правильно понять Евангелие.
0
Елена
Спаси Господи,Татиана,очень полезно и вразумительно!
0
Рахиль
Спасибо ,Татиана , очень благодарна  вам за ваш труд. Божьей помощи вам желаю .

Оставить отзыв

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений

ВКонтакт Facebook Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Liveinternet Mail.Ru