Евангельский отрывок
Евангелие от Луки, глава 6
17 И, сойдя с ними, стал Он на ровном месте, и множество учеников Его, и много народа из всей Иудеи и Иерусалима и приморских мест Тирских и Сидонских,
18 которые пришли послушать Его и исцелиться от болезней своих, также и страждущие от нечистых духов; и исцелялись.
19 И весь народ искал прикасаться к Нему, потому что от Него исходила сила и исцеляла всех.
20 И Он, возведя очи Свои на учеников Своих, говорил: Блаженны нищие духом, ибо ваше есть Царствие Божие.
21 Блаженны алчущие ныне, ибо насытитесь. Блаженны плачущие ныне, ибо воссмеетесь.
22 Блаженны вы, когда возненавидят вас люди и когда отлучат вас, и будут поносить, и пронесут имя ваше, как бесчестное, за Сына Человеческого.
23 Возрадуйтесь в тот день и возвеселитесь, ибо велика вам награда на небесах. Так поступали с пророками отцы их.
(Лк 6:17-23)
Параллельные места
Книга пророка Исайи, глава 61
1 Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня благовествовать нищим, послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение и узникам открытие темницы,
2 проповедывать лето Господне благоприятное и день мщения Бога нашего, утешить всех сетующих,
3 возвестить сетующим на Сионе, что им вместо пепла дастся украшение, вместо плача — елей радости, вместо унылого духа — славная одежда, и назовут их сильными правдою, насаждением Господа во славу Его.
(Ис 61:1-3)
Книга пророка Исайи, глава 65
11 А вас, которые оставили Господа, забыли святую гору Мою, приготовляете трапезу для Гада и растворяете полную чашу для Мени,
12 вас обрекаю Я мечу, и все вы преклонитесь на заклание: потому что Я звал, и вы не отвечали; говорил, и вы не слушали, но делали злое в очах Моих и избирали то, что было неугодно Мне.
13 Посему так говорит Господь Бог: вот, рабы Мои будут есть, а вы будете голодать; рабы Мои будут пить, а вы будете томиться жаждою;
14 рабы Мои будут веселиться, а вы будете в стыде; рабы Мои будут петь от сердечной радости, а вы будете кричать от сердечной скорби и рыдать от сокрушения духа.
15 И оставите имя ваше избранным Моим для проклятия; и убьет тебя Господь Бог, а рабов Своих назовет иным именем,
16 которым кто будет благословлять себя на земле, будет благословляться Богом истины; и кто будет клясться на земле, будет клясться Богом истины, — потому что прежние скорби будут забыты и сокрыты от очей Моих.
17 Ибо вот, Я творю новое небо и новую землю, и прежние уже не будут воспоминаемы и не придут на сердце.
18 А вы будете веселиться и радоваться вовеки о том, что Я творю: ибо вот, Я творю Иерусалим веселием и народ его радостью.
(Ис 65:11-18)
Методический материал
Вопросы на осознание текста
- Зачем люди приходили ко Христу?
- Что обещает Господь нищим духом, плачущим и алчущим?
- Что такое Царствие Божие?
- Что такое нищета духовная?
- Что общего между отрывками из Книги пророка Исайи и отрывком из Евангелия от Луки?
Ответить на вопросы, поделиться своими размышлениями можно в комментариях
Вопросы для связи с жизнью
- Как вы думаете, почему именно этот отрывок читается в дни памяти преподобных?
- За чем люди приходят ко Христу в наши дни?
- Какие Вы знаете в наши дни случаи гонения за Христа?
Ответить на вопросы, поделиться своими размышлениями можно в комментариях
Вопросы для личного размышления
- Зачем я прихожу ко Христу?
- Верю ли я обетованиям Христа? Как эта вера проявляется в моей жизни?
- Были ли в моей жизни гонения за Христа? Радовался ли я этому?
Ответить на вопросы, поделиться своими размышлениями можно в комментариях
Прочтите толкования
Крейг Кинер, культурно-исторический комментарий
Крейг Кинер, культурно-исторический комментарий
5:3. Древние авторы и ораторы иногда «обрамляли» раздел текста, начиная и завершая его одной и той же фразой. Таким образом, перечисленные в этом разделе блаженства связаны с дарами Царства (5:3, 10).
Многие евреи считали, что Царство может быть установлено только в великой битве, силой оружия; Иисус же обещает царство «нищим духом», «кротким» (5:5) и «миротворцам» (5:9). В иудаизме нищета и благочестие нередко объединялись; понятие «нищий» может означать как фактическую нищету (Лк 6:20), так и полную зависимость от Бога, часто порождаемую нищетой («нищие духом», как здесь).
5:4. Обычно плач был связан либо с «покаянием, либо с тяжелой утратой; сочетание с «утешением» указывает на то, что здесь подразумевается последнее. Плач может означать сокрушение по поводу тяжких грехов Израиля, но в данном контексте, вероятно, выражает страдание от притеснений. «Утешение» было одним из благословений, которые Бог обещал послать во времена, когда Он восстановит Свой страждущий народ (Ис 40:1; 49:13; 51:3,12; 52:9; 54:11; 57:18; 61:2; 66:13).
Прочтите толкования
Крейг Кинер, культурно-исторический комментарий
Святитель Василий Великий
Правила, кратко изложенные в вопросах и ответах
Вопрос. Кто такие нищие духом?
Ответ. Поелику Господь говорит в одном месте: Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь (Ин 6:63), в другом: Дух Святый… научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам (Ин 14:26); не от Себя говорить будет (Ин 16:13): то нищие духом суть те, которые обнищали не по другой какой причине, но по учению Господа, сказавшего: пойди, продай имение твое и раздай нищим (Мф 19:21, Лк 18:22). Но если кто, прияв и как ни есть приключившуюся ему нищету, управит собою по воле Божией, как Лазарь; то и сей не чужд блаженства.
Прочтите толкования
Крейг Кинер, культурно-исторический комментарий
Феофан Затворник. Мысли
Азы Русской Теологии: литературный дневник
Ублажает Господь нищих, алчущих, плачущих, поносимых, под тем условием, если все это Сына Человеческого ради; ублажается, значит, жизнь, окруженная всякого рода нуждами и лишениями. Утехи, довольство, почет, по слову сему, не представляют собою блага; да оно так и есть. Но пока в них почивает человек, он не сознает того. Только когда высвободится из обаяния их видит, что они не представители блага, а только призраки его. Душа не может обойтись без утешений, но они не в чувственном; не может обойтись без сокровищ, но они не в золоте и серебре, не в пышных домах и одеждах, не в этой полноте внешней; не может обойтись без чести, но она не в раболепных поклонах людских. Есть иные утехи, иное довольство, иной почет, — духовные, душе сродные. Кто их найдет, тот не захочет внешних; да не только не захочет, а презрит и возненавидит их ради того, что они заграждают духовные, не дают видеть их, держат душу в омрачении, опьянении, в призраках. Оттого такие вседушно предпочитают нищету, прискорбность и безвестность, чувствуя себя хорошо среди них, как в безопасной какой-нибудь ограде от обаяния прелестями мира. Как же быть тем, к кому все это идет само собою? Быть в отношении ко всему тому, по слову св. апостола, как не имеющий ничего.
Вопросы и толкования подготовила
Татьяна Зайцева
Вы можете ответить на вопросы в комментариях