Татьяна Зайцева. Блаженный Феофилакт Болгарский

Татьяна Зайцева

Бывший редактор библейского раздела портала «Предание». Последовательный и искренний фанат Священного Пис

Толкования блаженного Феофилакта Болгарского на Священное Писание в наши дни из всех святоотеческих толкований наиболее популярны. Поэтому мы решили поближе познакомить с его личностью тех, кто регулярно пользуется плодами его трудов, и сделать это в день его памяти. Хотя в наших святцах его имя отсутствует, однако его память находим под 31 декабря по старому стилю в «Охридском прологе» свт. Николая (Велимировича), в сербских житиях святых, составленных прп. Иустином (Поповичем), а также в синаксаре на официальном сайте Охридской архиепископии Сербской Православной Церкви. Его имя также находим среди святых под 31 декабря на официальном сайте Православной Церкви в Америке[1].

Родился блаж. Феофилакт между 1050 и 1060 годом в городе Халкисе на острове Эвбея. Фамилия его была Ифест. Он происходил, по-видимому, из весьма состоятельной семьи, во всяком случае, родители имели возможное отправить его в одну из частных школ Константинополя, где он должен был пройти обычный курс среднего образования — encyclios paideia, в который входили грамматика, риторика и философия. В те годы, когда Феофилакт учился в Константинополе, там кипела интеллектуальная жизнь. Среди выдающихся людей того времени можно назвать Михаила Пселла, философа, историка, оратора, политика, игравшего одну из первых ролей в интеллектуальной жизни своего века. Феофилакт говорит о нем, как о своем учителе, и, так как Пселл преподавал в одной из константинопольских школ, скорее всего он был учителем блаженного Феофилакта в буквальном смысле этого слова.

Завершив образование, Феофилакт остался в столице, где был рукоположен в сан дьякона, входил в причт храма Святой Софии и носил титул ритора Великой Церкви. Обязанностью его было объяснять Священное Писание и писать поучительные слова от имени патриарха. В одном древнем памятнике блаженный Феофилакт назван учителем риторов. Так назывались те из риторов, которые особенно отличались даром проповедничества и потому могли служить примером для других менее способных и опытных проповедников. Несколько лет он трудился в школе при патриархии, однако то было не духовное учебное заведение, и многие его ученики стали учителями, врачами, военными, чиновниками, судьями, как, впрочем, и священникам. Среди них выделяется Константин Дука, предполагаемый наследник византийского престола. Сына бывшего императора Михаила VI и кавказской принцессы Марии Аланской поручил заботам Феофилакта император Алексей I Комнин. Было тогда Константину лет десять, и его только что обручили с новорожденной дочерью Алексея, который назначил своего будущего зятя соправителем; такое решение, по всей видимости, указывали на то, что Константину предстоит унаследовать императорский престол. Но в 1087 году надежды эти рухнули, так как супруга Алексея I Комнина родила сына Иоанна, который и стал его наследником.

К тому времени грузинская княжна Мария постриглась в монахини. Она продолжала активно интересоваться жизнью общества, и не чужда была политических интриг. С Феофилактом она поддерживала тесные дружеские отношения. Именно по её просьбе он написал пространный и значительный комментарий к Евангелиям[2].

На престол архиепископа Болгарского Феофилакт был поставлен между 1088 и 1092 годом и провел на нем около 20 лет (до 1108 года). Болгары, за полвека до этого утратившие независимость от Константинополя, не были счастливы от назначения на пост их архиепископа грека и встречали блаж. Феофилакта насмешками, оскорблениями и патриотическими песнями. В свою очередь, блаж. Феофилакт, получивший хорошее столичное эллинское образование тосковал среди неотесанных варваров. Тем не менее, он был достойным архипастырем болгарам и заботился не только об их духовном, но и о житейском благополучии. Так, он требовал освободить их от непосильных налогов и возмущался немилосердием сборщиков налогов к беднякам. Кроме этого, он написал житие святого Климента Болгарского, где отдал дань христианской традиции Болгарии и ее зарождению.

В Охриде Феофилакт написал свой комментарий на Евангелие, а также многие другие свои труды: толкования на Послания и Деяния, «Рассуждение о том, в чем обвиняются латиняне», «Слова о мученичестве Тивериупольских мучеников» и множество писем. Центром плодовитой литературной деятельности блаж. Феофилакта является толкование на книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Лучший оригинальный труд его в этой области — комментарий на Евангелие, особенно на св. Матфея. Им часто допускается аллегорическое истолкование текста, местами — умеренная полемика с ересями. Толкования на Деяния Апостолов и на послания большей частью почти буквально списаны с малоизвестных комментариев IX и Х в., без указания источника. Кроме толкований на Евангелия, Деяния и послания, блаженному Феофилакту принадлежат толкования на пять малых пророков: Осию, Авввакума, Иону, Наума и Михея[3].

На Востоке блаженный Феофилакт издавна пользовался славой святого отца и учителя Церкви. Так надписаны некоторые древние списки его творений и старопечатные славянские издания его Благовестника. Греческие писатели иногда называют его святым и ссылаются на его творения как на произведения святителя, мысли которого должны быть уважаемы как мысли отца и учителя Церкви. Запад в период Возрождения из сочинений блаженного Феофилакта черпал познания в греческом богословии. Своими комментариями к Евангелиям и Посланиям апостола Павла Феофилакт оказал сильное влияние на строй мыслей Эразма Роттердамского, что более всего заметно в самом известном сочинении Эразма «Похвала глупости». Понятие «божественной глупости» (μωρЇα), встречающееся в богословских рассуждениях «Похвалы», заимствовано Эразмом, по собственному его признанию, из комментариев Феофилакта к Посланиям апостола Павла. Оно согласуется с традицией, особенно укорененной в Восточной церкви и восходящей к «Первому Посланию апостола Павла к Коринфянам»: «Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть… Ибо мудрость мира сего есть безумие пред Богом» (Кор. I, 18; III, 19).[4] В наши дни творения блаженного Феофилакта продолжают быть востребованы, потому что сразу дают представление о святоотеческом взгляде на библейский текст.

Блаженный святителю Феофилакте, моли Бога о нас!

_________________

[1] http://drevo-info.ru/articles/16805.html

[2]Д.Оболенский. Блаженный Феофилакт. http://www.hrono.ru/statii/2007/feofilact.html

[3]http://drevo-info.ru/articles/16805.html

[4]Д. Оболенский. Блаженный Феофилакт. http://www.hrono.ru/statii/2007/feofilact.html

Поделиться в соцсетях

Подписаться на свежие материалы Предания