Софья Пучкова. Святитель Феофан Затворник, Священное Писание и евангельские кружки

23 января Церковь празднует перенос мощей святителя Феофана Затворника. Его знают по его аскетическим и нравственным творениям, меньше о нем говорят как о толкователе Священного Писания. В данной статье будет бегло рассмотрен его подход к толкованию и подробнее — метод размышления над Священным Писанием, а также будет показано, как его метод может быть применен в рамках встреч евангельской группы.

Биография

Сочинения, касающиеся Священного Писания и библеистики

Особенности толкований и размышлений святителя Феофана

Как святитель Феофан читал Священное Писание

Как использовать советы святителя Феофана при ведении евангельской группы

Биография

Будущий святитель Феофан Затворник родился в священнической семье. Библию он читал с малых лет, и именно начитанность в Священном Писании сыграла важную роль в судьбе будущего святителя. По ходатайству епископа Орловского и Севского Никодима (Быстрицкого) Георгий Говоров как один из лучших студентов был направлен в Киевскую академию, которая переживала тогда период подъема. Владыка Никодим хорошо знал Слово Божие и ценил студентов, имеющих такие познания.

После окончания учебы в академии, пострига и принятия священнического сана в 1841 г. начинается его «карьера» — от ректора Киево-Софийского духовного училища до ректора Санкт-Петербургской академии, потом архиепископа Тамбовского и еще позже Владимирского. Святителя Феофана, благодаря его трудолюбию, образованности и кроткому нраву, переводили с должности на должность так часто, что дольше всего он пробыл лишь в составе Русской Духовной Миссии в Иерусалиме — 6 лет. Протоиерей Георгий Флоровский, историк и патролог, так оценивает результат пребывания святителя заграницей: «Поездка на Восток была событием в жизни Феофана. Его церковный кругозор очень раздвинулся. В мировоззрении Феофана есть какая-то вселенская смелость, большая духовная свобода и гибкость, свобода от быта». Здесь ему были доступны Иерусалимская, Саввинская, Афонская библиотеки, книгохранилища Синайского монастыря св. Екатерины. Во время своего пребывания в составе Миссии он хорошо выучил греческий, изучал еврейский. Знание греческого и еврейского пригодилось ему впоследствии при толковании Священного Писания.

Святитель Феофан — человек книжный, ученый. Вот что он пишет под угрозой назначения на должность начальника Миссии посланнику в Константинополе В. П. Титову: «…сочту великим для себя благодеянием, если Правительство возвратит меня опять на прежнее мое место — преподавателя в Академии. Книги — не люди. С ними управляться я не могу назвать себя неспособным, хотя не в весьма большой степени».

В 1866 году святитель поселился в Вышенской пустыни, которую очень полюбил во время своего епископского посещения. В затворе он пробыл около 28 лет, до самой смерти в 1894 г. Святитель Феофан писал, что его затвор «не в видах строжайшего подвижничества, а в видах беспрепятственного книжничества», потому что, кроме уединения для молитвы он преследовал целью уединение для богословских трудов. Именно в затворе было создано большинство его творений.

Сочинения, касающиеся Священного Писания

и библеистики

1 Толкования на все Послания ап. Павла.

2. «Мысли на каждый день года по церковным чтениям из слова Божия» (1871 г.)

3. «Евангельская история о Боге Сыне, воплотившемся нашего ради спасения, в последовательном порядке изложения словами святых евангелистов» (1885 г.)

4. «Уроки из деяний и словес Господа».

5. Толкование молитвы «Отче наш» словами святых отцов (подборка святоотеческих толкований).

6. Толкования на псалмы 33 (издано в 1869 году), на шестопсалмие (1871 г.), на 118 псалом (1874–77 гг.), на 1, 2, 51 псалмы (1881 г.).

7. Статьи о проблемах русского перевода Библии: «По поводу издания священных книг Ветхого Завета в русском переводе», «Библия по переводу семидесяти толковников есть законная Библия», «Какого текста Ветхозаветных Писаний надо держаться», «О мере православного употребления еврейского нынешнего текста по указанию церковной практики» — в которых, как видно даже из названий, св. Феофан отстаивает Септуагинту (перевод 70 толковников) как истинный текст Ветхого Завета, принятый Церковью, и с него только можно делать русский перевод.

8. «Инструкция для проповедания слова Божия», адресованная епископом Феофаном священникам («Владимирские епархиальные ведомости», 1865 год).

Особенности толкований и размышлений святителя Феофана

Святой епископ успел завершить работу только над толкованием Посланий апостола Павла и некоторых псалмов, а Евангелие истолковал лишь частично. Послания Павла или 118 псалом святитель именно толкует, т. е. изъясняет, дает историко-географический контекст, останавливается на каждом стихе или имени, применяет свои знания греческого и еврейского, ссылается на древних толкователей: св. Иоанна Златоуста, блаж. Феодорита Кирского, блаж. Августина, преп. Иоанна Дамаскина, Экумения, Амвросиаста и блаж. Феофилакта Болгарского. Правда, обильно цитируя Свв. Отцов и других церковных писателей — порой все толкование какого-нибудь стиха представляет собой список святоотеческих цитат — он не дает ссылки на их произведения.

Не боится он пользоваться и трудами современных западных комментаторов (опять, правда, не ссылаясь ни на кого конкретно, не сообщая ни имен, ни названий), но больше с ними спорит:

«Новые западные толковники взглянули на это слишком глубокомысленно. По-ихнему между христианами коринфскими образовались целые общины, каждая с своим именем: то Павлова, то Аполлосова, то Кифина, то Христова; и не только с именем, но и с своим особым учением, которое они и стараются изображать, как кто сумеет. Но так смотреть не позволяет самое содержание тех глав, в которых говорит святой Павел о рвениях Коринфских. Правда, в самом начале он перечислил, что в Коринфе будто говорят: аз убо Павлов, аз же Аполлосов, аз же Кифин, аз же Христов (1 Кор 1:12); но далее во всей речи его, простирающейся на четыре главы, вы не найдете ни одного слова, которое прямо относилось бы то к Павлову, то к Аполлосову, то к Кифину учению. Идет только рассуждение о неблагонадежности мудрости человеческой и о слепоте ее в делах Божиих. Если самый простой человек, сделав подобное означенному разделение, не оставил бы его в стороне, чтоб рассуждать совсем о другом предмете, то тем паче нельзя ожидать сего от святого Павла. Из этого выводим, что предполагаемых общин с означенными именами между коринфскими христианами не было».

«Иностранные толковники, как они есть, негожи, — пишет епископ Феофан в одном из своих писем. — Надо самим обдумывать и переделывать. Я и хотел бы заниматься этим предметом и занимаюсь».

С точки зрения иеромонаха Иринея (Пиковского), «толкования Феофана — не отрешены от жизни его современников. Нередко Преосвященный переходит от отдаленных рассуждений об Аврааме или иных ветхозаветных праведников — к разговору о практическом приложении веры, обращается с наставлением к читателю и, даже, объединяет себя с возможным собеседником. В одном из мест виден такой интересный переход: Авраам — мы — Авраам — мы — выводы.

А. Авраам во что уверовал? В то, что Бог, воскрешающий мертвых и нарицающий не сущая яко сущая, силен оживотворить мертвенность плоти его и Сарры и дать им живой плод.

Б. А мы во что веруем? И мы веруем в Того же Бога, воскресившего Господа нашего Иисуса Христа от мертвых.

А. Авраам что получил за веру свою? — Верова, и вменися ему в правду.

Б. Как же можешь ты сомневаться, что и нам, верующим, вменяется вера наша в правду?

С. Бог сказал так об Аврааме, чтоб в лице его предсказать, что хотел сделать с нами и что теперь делает, — именно: кто верует в Господа Иисуса Христа, воскрешенного из мертвых, тому вменяется вера его в правду… (Толкование на Рим 4:24). <…>

По жанру изложения комментарии Феофана — не отвлеченные рассуждения. По преимуществу они представляют собой живую назидательную беседу умудренного в духовной жизни автора с читателем. В этих беседах множество образов и сравнений, писатель нередко обращается к душе человека, ссылается на подвиги древних отцов и учителей Церкви, а иногда на собственные опыты духовной жизни».

Над Евангелием святитель именно размышляет, как это делает и святитель Тихон — заставляя своего читателя задуматься, обратиться к личному опыту: «Св. Петр с каким воодушевлением уверял, что не отвергнется Господа; а когда дошло до дела, отрекся от Него, и еще трижды. Такова немощь наша! Не самонадеянничай же, и, вступая в среду врагов, на Господа возложи все упование преодолеть их. На то и попущено было такое падение и столь высокому лицу, чтоб после того никто уже не дерзал сам собою исправить что доброе или преодолеть какого врага, внутреннего или внешнего. Однако, уповать на Господа уповай, но и своих рук не опускай. Помощь от Господа приходит на наши усилия и, соединяясь с ними, делает их мощными. Не будь этих усилий, не на что низойти помощи Божией, она и не низойдет. Но опять, будь в тебе самонадеянность и, следовательно, отсутствие потребности помощи и искания ее, — она опять не низойдет. Как ей низойти туда, где она считается излишнею?! И принять ее в таком случае нечем. Приемлется она сердцем. Сердце же отверзается для приятия чувством потребности. Так то и другое нужно. Боже, помоги! но и сам ты не лежи».

Размышления святителя Феофана создавались так же, как он готовил проповеди: «Особенность моих проповедей — и этих, и всех других — та, что они не сочиняемы. Обычно бывало вечером, после всенощной выпью стакан чая, прочитаю Евангелие завтрашнее, потом Апостол, и какая мысль впадет и займет внимание и сердце, ту беру в тему, и проповедь там внутри уж сама собой строится [полужирный шрифт. — С. П.]. Час, полтора, много два, и проповедь готова, утром прочитаешь, немножко подладишь. Иногда тему дают внешние обстоятельства, как бывало при посещениях монастырей, но производство все то же. Это писанные экспромты; как они не из головы шли, то и представляют подслащенное нечто» . В опыте автора данной статьи такой метод очень напоминает метод размышления над Евангелием в некоторых группах: не праздное любопытство, а «какая мысль впадет и займет внимание и сердце…».

Как святитель Феофан читал Священное Писание

Метод святителя Феофана Затворника относительно чтения Слова Божьего состоит в том, чтобы не столько толковать его, сколько размышлять над ним.

«На Евангелия не толкование надобно писать, а размышления, чтобы каждое слово и каждое движение Господа было торжественным свидетельством Его Божества».

Толкование существенно отличается от размышления. Например, в одном письме святитель Феофан говорит о своих толкованиях, как о том, что должно быть основано на творениях Свв. Отцов: «Толкование показалось вам постным сухоядением. Да ведь это такого рода писание, что высказал апостолову мысль, выяснил ее связь с другими, и далее. У меня еще много лишнего против толкования. А что выписок [из Свв. Отцов] много, так это затем, что по закону у нас в православии то и твердо, что стоит на святых отцах. У протестантов другое дело, у них, что в голову ни пришло, все идет». В том же письме он советует своей адресатке рассуждать над Св. Писанием: «Приучайте себя размышлять утром, все обычное совершив, и берите стишок, и жуйте его, пока вкус найдется. Увидите, как это добре!». Толкования отвечают на вопросы: «Что это значит вообще, как это связано с предыдущим текстом?», а размышления преследуют целью не объяснение Св. Писания, а уяснение его для себя и благодаря этому ее изменение в Евангельском духе. Святитель Феофан не боялся размышлять над Евангелием, не считал, что от этого можно впасть в прелесть. Это связано с его духовной свободой и смелостью, о которой упоминалось выше.

Тем не менее святитель Феофан различал душеполезные размышления над Писанием и праздное любопытство. Чем же они отличаются? Размышления, которые ничего не говорят сердцу и не вызывают в нем отклика — пустые.

«Есть испытание Писаний никуда негожее, это — бесплодная пытливость ума. Как же это узнать? А вот как: если видишь, что все мысли, какие родятся в тебе, как мыльные пузыри, хоть и красны на вид, но пусты и от легкого прикосновения воздуха здравого рассуждения вскоре лопаются, то знай, что они суть дело пытливости праздной. А если находишь, что такие мысли садятся на сердце и втесняются в него, и давят его, сокрушая, или расширяют, возвеселяя неземными надеждами, то они не дело праздной пытливости, а опытом дознанная истина. Для иных испытание Писаний может быть великим искушением. Вы удивитесь, а так оно и есть. Авва Серид прибил однажды Досифея за то, что он начал без всякой нужды допытываться, что значит то, что это, отчего написано так, а не иначе».

Подход святителя Феофана к Священному Писанию лежит в том же русле, что и у святителя Тихона Задонского. Святителя Тихона епископ Феофан почитал с детства и стремился подражать его жизни и трудам. Возможно, оттуда же берет начало идея размышления над Священным Писанием. Святитель Тихон также писал размышления на слова Священного Писания, подавая в них практические советы или предлагая задуматься и применить это в жизни. Таковы, например, его «Размышления и замечания из текстов»:

В 17-м размышлении «О том, как и что следует читать» святитель Тихон советует поступать так:

«Читающему Священное Писание должно исполнить следующее: 1. Должен читать не много листов и страниц, ибо много прочитавшему не можно все выразуметь и в памяти содержать. 2. Мало прочитывать и много рассуждать, что читается, ибо так лучше читаемое понимается и в памяти углубляется, и наш ум просвещается».

Вполне естественно, что сам Феофан Затворник пользовался этим советом, и давал его своим духовным чадам:

«Не забывайте, всякой день читать слово Божие, и размышлять и до чувства доводить и питать тем душу свою. Душа будто обсахарится, и станет тверже и прочнее».

Если встречаются непонятные места, нужно обращаться к толкованиям Свв. Отцов:

«Если встретится что-либо неудобопонятное, он ищет разрешения не в своем уме, не в своих догадках, а в общей хранительнице всякой истины — Церкви, ищет то есть решения готового, всеми признаваемого и всем предлагаемого Святой Церковию. Например, в Евангелии сказано: ты еси Петр, и на сем камени и прочее (Мф 16:18). Непонятно, как Церковь может быть основана на Петре, когда основание ее есть Господь наш Иисус Христос, и притом такое, что другого основания и быть не может. Не мудрствуя в решении сего недоумения, обратитесь к Церкви, и она скажет вам, что здесь слово Петр не означает лица апостола Петра, а твердое исповедание веры в Господа Иисуса Христа. Эта твердость каждого мученика делала камнем: колотят-колотят, и не расколотят».

Для более эффективного усвоения слов Священного Писания, святитель советует заучивать наизусть «слова Господа и святых Апостолов, стараясь при этом яснее и полнее обнять мысль Спасителя и глубже проникнуть в значение ее и связь со всею суммою наших верований». Чтение, размышления и запоминания должны не только способствовать развитию ума, но и должно питать, и от этих занятий должен изменяться нрав, чувства, поведение человека:

«Ничего из заученного, не оставляйте голым знанием, а так устройтесь, чтоб оно влияло на ваш нрав, на ваши чувства и расположения и служило руководством в вашем поведении. Этого легко достигнете, если заучиваемое будете при размышлении прилагать к себе».

Для того чтобы Слово Божие было истинно закваской для человеческой личности, и нужно размышление над ним, заучивание и приложение к личной жизни читателя. А чтобы закваска Слова проникла глубоко в душу, нужно его также глубоко воспринять. Тут святитель дает еще один совет:

«Заведите тетрадь и записывайте в нее мысли, какие породятся при чтении Евангелия и других книг, в таком порядке: Господь говорит в Евангелии то и то; из этого видно, что нам надобно поступать так и так; для меня это исполнимо в таких-то и таких-то случаях; буду так делать; помоги, Господи!»

Использование советов святителя Феофана при ведении евангельской группы

Для полноценного размышления отрывок из Священного Писания должен быть небольшим. Лучше всего читать 1 смысловой отрывок. Возможно и чтение с обсуждением в течение часа всего одного стиха: например, прошений молитвы «Отче наш» или заповедей блаженства.

При чтении Слова Божьего на него нужно откликаться не умом, а сердцем. Так и на евангельских группах главное обращать внимание на то, на что откликается сердце. Если же сердце не откликается, размышлять нужно именно для того, чтобы оно откликнулось.

Если встречаются темные места, нужно обращаться к святоотеческим толкованиям. Желательно, чтобы ведущий заранее просмотрел толкования на эти темные места и мог озвучить православную точку зрения на вопрос.

Над понятными местами нужно размышлять самостоятельно. Без этого невозможно усвоить написанное в Священном Писании так, чтобы оно изменило наше сердце. Поэтому ведущий должен побуждать участников к самостоятельному размышлению, задавая вопросы от «на что вы обратили внимание в этом отрывке?» до «что общего у нас с… (Авраамом, Иоанном Крестителем, апостолом Павлом)?». Вопросы нужно придумывать заранее и лучше, чтобы они задавали общее направление размышления (что у нас общего с таким-то? В чем мы можем подражать такому-то? Как мы можем исполнить эту заповедь? На чье место вам проще всего себя поставить в этом отрывке? В чем выражается по отношению к нам Отцовство Бога?), а не содержали в себе завуалированный ответ (Как Христос заповедал нам обращаться к Богу? — при размышлении над «Отче наш»).

Для лучшего духовного усвоения Писания можно заучивать стихи наизусть. В рамках группы ведущий предложить участникам выучить дома те стихи из отрывка, которые их особенно затронули, и размышлять над ними применительно к своей жизни в течение следующей недели.

Мысли, которые пришли в голову при размышлении над Писанием, нужно записывать. Для облегчения участникам этой задачи на столе могут находиться листы писчей бумаги и ручки. Многие охотно пользуются предоставленной возможностью записать свои мысли.

Праздного любопытства быть не должно. Мягко пресечь его, предложив подумать над тем, как слова Божие связаны с нашей жизнью — задача ведущего.

«Господь говорит в Евангелии то и то; из этого видно, что нам надобно поступать так и так; для меня это исполнимо в таких-то и таких-то случаях; буду так делать; помоги, Господи». Это возможная последовательность обсуждения, за которой нужно следить ведущему. Сначала нужно разобраться, что именно сказано в Евангелии (особенно, если есть непонятные места). Здесь уместно и собственное размышление, и привлечение толкований, словарей и историко-культурных комментариев. Но это только первый шаг. Следующий шаг — обсуждение, что из этого вытекает для нас, как должны поступать мы. Еще следующий шаг — предложить каждому участнику подумать над тем, в какой конкретной ситуации он мог бы поступить так, как говорит Господь. Здесь нужно дать время на размышление — минут 10. Дальше каждый может по желанию по кругу озвучить ситуации, в которых лично он собирается теперь поступать так, как сказано в Писании. После этого можно перейти к молитве своими словами (для желающих), в которой каждый участник от себя лично попросит помощи Божьей в исполнении сказанного. Можно использовать молитвы из богослужения, если они подходят по смыслу.

Думать не о том, что мы не исполняем заповеди, а о том, как и в каких ситуациях мы можем их исполнить. Иногда люди на группе начинают грустно говорить, что и это они не исполняют, и то не исполняют. Святитель Феофан совсем не так советует думать о заповедях. Он предлагает сосредоточиться на том, что нужно сделать, что можно сделать, предлагает смотреть вперед, а не назад и не настоящее. В случае погружения членов группы (или кого-то одного) в размышления о том, что он ничего не делает, не хочет делать и не знает, как это делать, задача ведущего — обратить его внимание на то, что не столь важны те плохие поступки, которые мы совершали в прошлом, сколько наша решимость поступать в будущем по-другому, так как говорит Христос. Детальное продумывание того, в каких обстоятельствах и как мы можем исполнить данную заповедь, здесь может очень помочь.

Творчески следуя тем подходам и методам, которыми пользовались Святые Отцы при чтении Священного Писания, мы будем находиться в русле святоотеческой традиции. Приложим же усилия для того, чтобы опыт святителя Феофана стал нашим опытом.

Поделиться в соцсетях

Подписаться на свежие материалы Предания