Начните встречу с молитвы.
Что такое литургия?
Слово литургия — греческое. В переводе на русский язык оно означает «общее дело» или «общее служение». Если вы пришли в храм на литургию, то по определению, вы не можете быть просто зрителями. Литургия — не спектакль, разыгрываемый перед нами, но служение, в котором мы призваны участвовать вместе с остальными собравшимися.
Почему литургия так важна?
Помимо литургии в церкви совершаются и другие общественные богослужения. Важность литургии определяется её ядром — таинством Благодарения или, по-гречески, Евхаристии. Евхаристию можно рассматривать как венец литургии. И без Евхаристии литургия остаётся просто совместной молитвой с чтением Священного Писания.
Что говорится в Библии о Евхаристии и литургии?
Об установлении таинства Евхаристии:
Прочтите Евангелие от Луки 22:14-20 и обсудите предложенные вопросы.
14 И когда настал час, Он возлег, и двенадцать Апостолов с Ним,
15 и сказал им: очень желал Я есть с вами сию пасху прежде Моего страдания,
16 ибо сказываю вам, что уже не буду есть ее, пока она не совершится в Царствии Божием.
17 И, взяв чашу и благодарив, сказал: приимите ее и разделите между собою,
18 ибо сказываю вам, что не буду пить от плода виноградного, доколе не придет Царствие Божие.
19 И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание.
20 Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша [есть] Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается.
- Кто присутствовал на этой трапезе?
- Что заповедал Иисус Христос Своим ученикам?
- Для чего ученики Христа должны были это делать?
- Если ученики испили от поданной Христом чаши, то какой Завет с Господом они заключили?
- Знаете ли вы, в чём суть этого Нового Завета?
Вне зависимости от данных ответов, прочтите вместе Книгу пророка Иеремии 31:31-34
31 Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет,
32 не такой завет, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской; тот завет Мой они нарушили, хотя Я оставался в союзе с ними, говорит Господь.
33 Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом.
34 И уже не будут учить друг друга, брат брата, и говорить: «познайте Господа», ибо все сами будут знать Меня, от малого до большого, говорит Господь, потому что Я прощу беззакония их и грехов их уже не воспомяну более.
- Какова особенность тех, кто заключил с Господом Новый Завет?
- Если Господь дал заповедь об особой Трапезе апостолам, а текст из книги пророка Иеремии говорит о заключении Нового Завета «с домом Израиля и с домом Иуды», то почему это имеет отношение к нам?
Прочтите Евангелие от Матфея 28:18-20
18 И приблизившись Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле.
19 Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа,
20 уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь.
Как видим, Апостолам было поручено научить все народы всему, что повелел им Господь. Именно поэтому от момента возникновения Церкви и до сих христиане, собираясь вместе, совершают Таинство Евхаристии.
В апостольских посланиях и книге Деяний мы находим ясные свидетельства о совершении Евхаристии ранней Церковью.
Давайте прочтём 1 послание Апостола Павла Коринфянам 11:23-34
23 Ибо я от [Самого] Господа принял то, что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб
24 и, возблагодарив, преломил и сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание.
25 Также и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание.
26 Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет.
27 Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней.
28 Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей.
29 Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем.
30 От того многие из вас немощны и больны и немало умирает.
31 Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы.
32 Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром.
33 Посему, братия мои, собираясь на вечерю, друг друга ждите.
34 А если кто голоден, пусть ест дома, чтобы собираться вам не на осуждение. Прочее устрою, когда приду.
- Был ли Павел в числе собравшихся в горнице, когда Иисус Христос давал заповедь о Евхаристии?
- Почему же тогда Павел, повествуя о Евхаристии пишет, что это он принял «от Самого Господа»?
Дело в том, что, согласно учению Православной Церкви, совершаемая литургия не только воспоминание о Тайной Вечере Христа с Апостолами (этого недостаточно), и не повторение Тайной Вечери (это невозможно), но участие в той самой Вечере.
Что тогда, что сегодня, принимаемые Дары мы получаем от Самого Христа. И это по-прежнему, как и во времена Апостолов, совершается благодаря действию Святого Духа, вводящего нас в Сионскую горницу и нисходящего на Церковь, собравшуюся вокруг Чаши[1].
Вернёмся к тексту Ап. Павла из 1 послания Коринфянам.
- Для чего совершалась Евхаристия?
- До какого времени церковь призвана совершать Евхаристию?
- Как и зачем нужно испытывать себя, перед участием в Евхаристии?
- По какой причине участие в Евхаристии может оказаться недостойным?
- Что значит «не рассуждать о Теле Господнем»?
Для апостола Павла Тело Господне — это Церковь.
«…так мы, многие, составляем одно тело во Христе, а порознь один для другого члены». (Рим 12:5)
«И вы — тело Христово, а порознь
— члены». (1 Кор 12:27)
«Ныне радуюсь в страданиях моих за вас и восполняю недостаток в плоти моей скорбей Христовых за Тело Его, которое есть Церковь» (Кол 1:24)
«Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь, потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его». (Еф 5:29, 30)
Если так, то «не рассуждать о Теле Господнем» означает — относиться с пренебрежением к другим христианам, членам этого Тела, не замечать их нужд, отстраняться от них, приходить на Евхаристию ради удовлетворения собственных потребностей. Другими словами — превращать литургию из общего дела в своё личное.
Важно помнить, что заповедь о Евхаристии дана не лично каждому, а Церкви как семье и общине.
В заключение и для последующих размышлений предлагаю отрывок из беседы свт. Иоанна Златоуста на 11 главу 1 послания Коринфянам:
- Но почему (Павел) говорит, что он принял это от Господа, между тем как сам тогда не был, а находился в числе гонителей? Чтобы ты уразумел, что та вечеря не заключала в себе ничего большего в сравнении с последующими. И ныне тот же (Господь) все совершает и преподает, как и тогда, и не для этого только он напоминает нам об этой ночи, но чтобы тронуть нас еще и иным образом. Как вообще мы более помним последние слова, которые слышим от умирающих, и наследникам их, когда они дерзают нарушать их завещания, в укоризну говорим: вспомните, что это последние слова отца вашего, которые он завещал пред самым тем вечером, как испустил дух, так и Павел, желая таким образом усилить речь свою, говорит: вспоминайте, что это было последнее таинство, которое Он преподал вам, что Он заповедал это в ту ночь, в которую готовился быть убитым за нас, и, предложив вам эту вечерю, после нее уже не предложил никакой другой. Затем он излагает самые обстоятельства события и говорит: «взял хлеб и, возблагодарив, преломил и сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое». Если ты приступаешь к евхаристии (благодарению), то не делай ничего недостойного благодарения, не посрамляй брата, не презирай алчущего, не упивайся, не оскорбляй церкви. Ты приступаешь, чтобы благодарить за те блага, которые получили: воздавай же отплату и с своей стороны и не отделяйся от ближнего. Христос преподал равно всем, сказав: приимите, ядите. Он равно всем преподал Свое тело, и ты не хочешь равно всем раздавать общий хлеб? А (хлеб) был преломлен Им равно за всех и соделался Телом равно за всех. «Также и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание» ст. 25). Что говоришь? Совершаешь воспоминание о Христе, и презираешь бедных, и не трепещешь? Когда ты совершаешь поминовение по умершем сыне или брате, то совесть замучила бы тебя, если бы ты не исполнил обычая и не пригласил бедных; а совершая воспоминание о своем Владыке, ты не хочешь даже поделиться трапезой? Но что означают слова: «сия чаша есть новый завет»? Была чаша и ветхого завета – возлияния и кровь бессловесных животных; наполняли чашу и фиал кровью и после жертвоприношения совершали возлияние. Предложив вместо крови бессловесных Свою кровь, (Господь) напомнил о древнем жертвоприношении, чтобы, слыша это, кто-нибудь не смутился. Сказав о вечери, далее (апостол) соединяет настоящее с прошедшим, чтобы верующие были и ныне в таком же расположении духа, как будто присутствовали на той самой вечери, возлежали вместе (с апостолами) и принимали от самого Христа эту жертву, и говорит: «ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет» ст. 26). Как Христос, сказав о хлебе и о чаше: «сие творите в мое воспоминание», открыл нам причину установления таинства, и между прочим внушил, что эта причина достаточна для возбуждения в нас благоговения, – и подлинно, когда ты представишь, что потерпел для тебя Владыка твой, то сделаешься любомудреннее, – так и Павел говорит здесь: «ибо всякий раз, когда вы едите, смерть Господню возвещаете». Такова эта вечеря! Далее внушает, что она пребудет до скончания века, словами: «доколе Он придет». «Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней» ст. 27). Почему? Потому, что проливает кровь и производит заклание, а не жертву приносит. Как тогда пронзившие (Господа) пронзали не для того, чтобы пить, но чтобы пролить (кровь Его), так поступает и тот, кто приобщается недостойно, и не получает никакой пользы. Видишь ли, как страшна речь его и как сильно он тронул их, показав, что если они таким образом намерены пить (кровь Господа), то будут недостойно причащаться предлежащих (таин)? Да и разве не недостойно приступает тот, кто презирает алчущего, и кроме того, что презирает, еще посрамляет его? Если неподавание (милостыни) бедным лишает человека царствия небесного, хотя бы он был девственник, равно как и не щедрое подавание, – ведь и те (девы) имели у себя елей, но только не в изобилии, – то представь, как велико будет зло, если совершится столько преступлений.
(Свт. Иоанн Златоуст. Беседа 27:7)
[1] Вместо этого пояснения можно процитировать протодиакона Андрея Кураева (Конспект лекции о литургии): «Каждая литургия не есть только воспоминание Тайной Вечери, ибо этого недостаточно, и не есть повторение Тайной Вечери, ибо это невозможно. Каждая литургия есть сама Тайная Вечеря. Мы соучаствуем в той самой единственной трапезе, «силы Небесныя с нами невидимо служат, се бо входит Царь Славы». Мы незримо для телесных очей входим в пространство Сионской горницы и из рук Христа приемлем ту самую Чашу, и мы находимся в Царстве будущего века, в котором нет преград между прошлым и будущим, нет пространственных преград. Поэтому через благодатное действие Святаго Духа (а субъектом таинства является Святой Дух, Он совершает это таинство, а не священнослужитель), это нисхождение Святаго Духа на Церковь, собравшуюся вокруг Чаши – оно истончает толщу времен и пространств, которые отделяют нас от Сионской горницы. И мы соучаствуем вкупе с апостолами в причастии Телу и Крови Христа».
Вы можете ответить на вопросы в комментариях