В короткой статье Ольга Лашкова, прихожанка храма свв. Космы и Дамиана в Шубине (Москва), рассказывает об истоках современного совместного чтения Писания в России, а также о храмовых евангельских группах. Источник
«Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф 18:20)
Когда кончаются богослужения, наш храм наполняется тишиной и покоем. Однако, многие прихожане не расходятся, а продолжают общение во всех свободных помещениях: евангельские молитвенные группы начинают свои занятия. Таких групп при нашем храме несколько десятков. Одни возникли недавно, другие собираются регулярно более десятка лет практически со времени начала восстановления храма.
И тогда, и теперь люди приходят в группы для совместного чтения и изучения Священного Писания. Как сказано в предисловии к книге Н. Н. Соколовой «Под покровом Всевышнего»: «Большинство людей, впервые берущих в руки Священное Писание, исполнены какого-то предвзятого чувства, что речь в нем идет о высоком, величественном и недосягаемом для понимания простого человека. И вдруг… оказывается, что Священное Писание — истина, максимально приближенная к современной жизни, где через описание событий и людей для многих открываются свои собственные черты характера, слабости и грехи».
Часто после катехизации, то есть знакомства с первоосновами христианской веры (что необходимо для крещения во взрослом возрасте), людям хочется изучать Священное Писание и дальше — в богословском, в историческом плане, а главное — для духовной встречи с Христом. Хочется осознать свое существование, себя самого в свете Его жизни и Его учения. Эти собрания вокруг Иисуса Христа, вокруг Слова Божия помогают проходить школу общения, школу взаимопомощи, любви к Богу и ближнему.
Они учат совместной молитве и обращению к Богу за помощью в трудных жизненных обстоятельствах, выпадающих на долю каждого человека.
Такие группы насчитывают от 5 до 15 человек, а ведет занятия человек воцерковленный, хорошо знающий Священное Писание, получивший благословение священника на эту деятельность. Ведущий — не учитель, а скорее организатор встреч, духовно развивающийся вместе со всеми.
Традиция совместного чтения Евангелия в России уходит своими корнями во вторую половину XIX века, когда Библия была переведена на русский язык. В Москве и Петербурге возникли общества любителей духовного просвещения. Позже, уже в начале ХХ века, проводились ставшие впоследствии знаменитыми религиозно-философские собрания представителей Церкви и интеллигенции, намечались церковные реформы, которые должны были оживить приходскую жизнь, содействовать духовному просвещению людей.
Однако после Октябрьского переворота 1917 года какая-либо общинная жизнь вокруг храмов преследовалась. Сейчас по крупицам, из мемуарной литературы можно узнать, что и в те годы, когда за веру во Христа можно было заплатить жизнью или долгим сроком заключения, люди не только посещали богослужения, но и собирались для молитвы, чтения Евангелия.
Об этом рассказано, в частности, в упоминавшейся уже книге Н.Н. Соколовой «Под покровом Всевышнего». Наталья Николаевна — дочь известного духовного писателя и богослова Николая Евграфовича Пестова, в чьем доме в 1930-е годы собирались «маросейские (духовные дети отца Алексия Мечева. — О. Л.), прибывшие из ссылок монахини, тайные священнослужители». На Рождество устраивалась елка, на которую приглашались дети репрессированных верующих. Священники, преследуемые властями, служили литургию в доме у Пестовых. Летом храм устраивали в пустующей даче. И Слово Божие всегда звучало на этих встречах.
После войны в домашних подпольных кружках продолжалась работа: православные христиане встречались для чтения Писания, занятий богословием. Об одном из таких кружков рассказала З. А. Масленникова в книге «Жизнь отца Александра Меня». Он собирался в доме Т. И. Куприяновой, бывшей прихожанки отца Алексея Мечева, вдовы богослова-апологета Фиолетова. Эта замечательная женщина вела у себя дома религиозный семинар, который посещал подросток Алик Мень, будущий отец Александр. «Татьяна Ивановна регулярно собирала на дому молодежь и проводила с ними занятия по Символу веры, по Священной истории. Беседы часто принимали богословско-философский характер, переходили в общее обсуждение, споры. Живой и смелый ум этой женщины делал еженедельные занятия прекрасной школой …»
Когда в конце 1970-х годов кандидат богословия протоиерей Александр Мень служил в храме Сретения Господня в Новой Деревне и у его прихожан, многие из которых приезжали из Москвы, возникла потребность углубленного изучения Писания, он одобрил создание малых групп для проведения занятий. Прихожане, человек по семь-двенадцать, стали регулярно собираться по домам… Активно действующий приход привлек внимание властей, отец Александр начал подвергаться преследованиям, мог быть арестован. З. А. Масленникова вспоминает: «Приходилось соблюдать конспирацию. Группам надо было постоянно менять место встреч, приурочивать их к гражданским праздникам, ко дням рождения…
Духовные эти образования оказались жизнеспособными. Отец Александр называл их «общениями». Он принимал самое деятельное участие в этом начинании: подбирал руководителей, помогал в составлении программ, снабжал учебной литературой, создавал религиозные диафильмы и сам участвовал во встречах, охотнее всего — на правах рядового члена».
Отец Александр проводил для своих прихожан домашние беседы о вере и Церкви. Он говорил им, в частности, о том, что общение в евангельских молитвенных группах — необходимая составляющая жизни христианина. А всего этих составляющих — четыре: ежедневная молитва, чтение Евангелия и вообще Священного Писания, а также Евхаристия и молитвенное общение… «Главное — держать все четыре момента… Как стоит стол: одна ножка выпадет — он колеблется, ломается вторая — он падает».
В начале 1990-х пришла свобода, которая коснулась и церковной жизни: началось воссоздание порушенных храмов, открылись православные университеты, катехизаторские курсы, и верующие наконец смогли безбоязненно собираться вместе для молитвенного общения.
Прошло уже более 15 лет, как восстановлен наш храм Святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана в Шубине, и все эти годы не ослабевает активная катехизаторская работа, действуют малые группы, проводятся библейские семинары.
Наши пастыри часто напоминают о том, что участие в богослужении должно дополняться совместными делами веры, молитвой, чтением Писания, взаимопомощью. Прихожане нашего храма чувствуют себя общиной, которая, укрепляясь, соединяется в единое целое, в Церковь. Ибо слово Божие живо и действенно (Евр 4:12).