Ветхий Завет.
Книга Притчей Соломона, сына Давидова.
Главы 15-16
20 Мудрый сын радует отца, а глупый человек пренебрегает мать свою.
21 Глупость — радость для малоумного, а человек разумный идет прямою дорогою.
22 Без совета предприятия расстроятся, а при множестве советников они состоятся.
23 Радость человеку в ответе уст его, и как хорошо слово вовремя!
24 Путь жизни мудрого вверх, чтобы уклониться от преисподней внизу.
25 Дом надменных разорит Господь, а межу вдовы укрепит.
26 Мерзость пред Господом — помышления злых, слова же непорочных угодны Ему.
27 Корыстолюбивый расстроит дом свой, а ненавидящий подарки будет жить.
28 Сердце праведного обдумывает ответ, а уста нечестивых изрыгают зло. Приятны пред Господом пути праведных; чрез них и враги делаются друзьями.
29 Далек Господь от нечестивых, а молитву праведников слышит.
30 Светлый взгляд радует сердце, добрая весть утучняет кости.
31 Ухо, внимательное к учению жизни, пребывает между мудрыми.
32 Отвергающий наставление не радеет о своей душе; а кто внимает обличению, тот приобретает разум.
33 Страх Господень научает мудрости, и славе предшествует смирение.
1 Человеку принадлежат предположения сердца, но от Господа ответ языка.
2 Все пути человека чисты в его глазах, но Господь взвешивает души.
3 Предай Господу дела твои, и предприятия твои совершатся.
4 Все сделал Господь ради Себя; и даже нечестивого блюдет на день бедствия.
5 Мерзость пред Господом всякий надменный сердцем; можно поручиться, что он не останется ненаказанным. Начало доброго пути — делать правду; это угоднее пред Богом, нежели приносить жертвы. Ищущий Господа найдет знание с правдою; истинно ищущие Его найдут мир.
6 Милосердием и правдою очищается грех, и страх Господень отводит от зла.
7 Когда Господу угодны пути человека, Он и врагов его примиряет с ним.
8 Лучше немногое с правдою, нежели множество прибытков с неправдою.
9 Сердце человека обдумывает свой путь, но Господь управляет шествием его.
______________
- На какие места из отрывка вы обратили внимание?
- Каковы основные мысли этого отрывка?
Вы можете поделиться размышлениями в комментариях
В предлагаемом нам сегодня Церковью отрывке продолжается тема динамики отношений Бога и человека. В самом сердце отрывка находится стих о страхе Божьем, научающем мудрости (33. Страх Господень научает мудрости, и славе предшествует смирение). Повторим, что если мудрость рассматривать как навык праведной жизни, то без того священного трепета, которым сопровождается осознание Божьего присутствия в собственном сердце и в собственной жизни, ее просто не будет.
Близость Бога бывает разной
Осознание Божьего присутствия — начало пути. Важно еще сохранить то, что открывается в момент, когда нас охватывает священный трепет. Сохранить Божье присутствие в своей жизни, сохранить себя и собственную жизнь в Его присутствии. Так, чтобы Бог слышал наши молитвы, как Он слышит молитвы праведников (29. Далек Господь от нечестивых, а молитву праведников слышит). Казалось бы, Бог знает каждого. И присутствие Его пронизывает все мироздание, всю сотворенную Им вселенную. От Него не скрыться. Как же может Он быть от кого-то далек?
Близость бывает разной. Бывает физической, а бывает душевной и духовной. Мы тоже можем помнить о человеке по-разному. Он может быть где-то на периферии нашей жизни и в глубинах нашей памяти, так, что мы будем о нем иногда вспоминать, с трудом вызывая из этих глубин его лицо. И он может пребывать всегда в поле нашего внимания, так, что толика его всегда будет доставаться тому, кого мы помним. Первая разновидность памяти — пассивная, она не требует внимания, а значит, и активности нашей воли. Вторая — активная, тут без целенаправленного волевого акта не обойтись: ведь внимания без воли не бывает. Примерно так же и Бог может просто знать о нашем существовании (в этом смысле Он помнит каждого: Он ведь не человек, чтобы кого-то или что-то забыть), а может обратить на нас Свое активное внимание, войдя в наше сердце и в нашу жизнь. Собственно, как и человек — может просто знать о существовании Бога, а может всю свою жизнь посвятить Ему.
Когда мы осознаем свою отдаленность от Бога, это не повод отчаяться или констатировать, что мы от Бога далеки, а значит, будем чаще обращаться к святым, чем к Господу. Нет, это повод устремиться к Нему, как сделал это блудный сын. Как говорит апостол Иаков: «8. Приблизьтесь к Богу, и приблизится к вам; очистите руки, грешники, исправьте сердца, двоедушные. 9. Сокрушайтесь, плачьте и рыдайте; смех ваш да обратится в плач, и радость — в печаль. 10. Смиритесь пред Господом, и вознесет вас» (Послание Иакова 4:8–10).
Бог промышляет об этом мире и о нас
У Бога есть Свой план, Свой промысел относительно этого мира. И относительно каждого человека тоже. Главная часть Божьего плана — полнота жизни человека, которую Божье присутствие наполняет до краев. Бог не хочет, чтобы человек что-то делал для Него в ущерб себе, ценой утраты полноты собственной жизни. Ведь, в конце концов, главное Его достояние — мы сами, а главная цель — приобщение нас к полноте жизни Его Царства.
Если мы предаем Ему свою жизнь, Он направляет наш путь
Для того чтобы активное вхождение Бога в нашу жизнь стало возможным, мы сами должны быть готовы к общению с Ним и к совместной с Ним жизни. В первую очередь, должны быть отдать Ему все свои дела и всю свою жизнь с тем, чтобы Он довел их до конца с нами и через нас (3. Предай Господу дела твои, и предприятия твои совершатся).
Это и есть то, что называется смирением, которое предшествует славе (33. Страх Господень научает мудрости, и славе предшествует смирение). Такое смирение куда проще и вместе с тем сложнее столь распространенного в религиозных кругах смиренничанья, которое зачастую путают с подлинным смирением. Смирение в том и заключается, чтобы позволить Богу управлять своей жизнью и направлять ее, а также помнить о том, что ею управляет Бог (13. Теперь послушайте вы, говорящие: «сегодня или завтра отправимся в такой-то город, и проживем там один год, и будем торговать и получать прибыль»; 14. вы, которые не знаете, что случится завтра: ибо что такое жизнь ваша? пар, являющийся на малое время, а потом исчезающий. 15. Вместо того, чтобы вам говорить: «если угодно будет Господу и живы будем, то сделаем то или другое», — 16. вы, по своей надменности, тщеславитесь: всякое такое тщеславие есть зло» (Послание Иакова 4:13–16). Но только сам человек может позволить Богу управлять своей жизнью. Свой путь человек обдумывает собственным сердцем, а вот движение по пути («шествие») направляет уже Бог, а не сам человек (9. Сердце человека обдумывает свой путь, но Господь управляет шествием его).
-
Позволяете ли вы Богу управлять своей жизнью?
-
Предаете ли вы свои дела Богу?
Вы можете поделиться своими выводами в комментариях
И не только путь, но и слова
Точно так же предположения сердца — наши, а ответ, рождающийся на языке, — Его (1. Человеку принадлежат предположения сердца, но от Господа ответ языка). Невысказанное слово на уме у человека для внутренней жизни то же, что запланированное, но еще не осуществленное дело для жизни внешней. И тут и там, как говорится, человек предполагает, а Бог располагает. И словами на нашем языке Он располагает так же, как делами в нашей жизни — ради приведения нас к спасительной для нас полноте Своего Царства.
Нечестивец не следует Божьему плану
А иногда не располагает. Мы можем и не позволить Богу располагать своим путем и своим языком. Но это не значит, что мы вне Его плана, просто отношение наше к Его плану становится иным. Негативным. Вроде как у того нечестивца, которого Бог бережет на день бедствия (4. Все сделал Господь ради Себя; и даже нечестивого блюдет на день бедствия).
Кто бы что ни думал, этот мир остается Божьим миром. И Бог не собирается никого наказывать, Он не хочет ничьей гибели. Но у Него есть Свой план относительно Его мира. Его мир неотделим от Его плана. И тому, кто не хочет быть частью Его плана, придется распроститься и с Его миром. В пользу своего маленького мирка, существование которого никто не может гарантировать даже на одно мгновение, не говоря уже о вечности.
Куда мы хотим идти?
Насильно в Свое Царство Бог никого не тащит. Мудрый человек стремится туда сам — подальше от шеола, от преисподней, которая за пределами Божьего мира и Божьей жизни (24. Путь жизни мудрого вверх, чтобы уклониться от преисподней внизу).
Чтобы Бог вошел в нашу жизнь, надо не просто открыть Ему дверь в свое сердце и в свою жизнь, но и быть готовым ради Него изменить свои планы. Даже связанные со служением Ему. В пример тут можно привести апостола Павла, которого Бог не пустил проповедовать туда, куда тот собирался и направил в другое место: «6. Пройдя через Фригию и Галатийскую страну, они не были допущены Духом Святым проповедывать слово в Асии. 7. Дойдя до Мисии, предпринимали идти в Вифинию; но Дух не допустил их. 9. И было ночью видение Павлу: предстал некий муж, Македонянин, прося его и говоря: приди в Македонию и помоги нам» (Деяния св. Апостолов 16:6, 7, 9).
Бог всегда имеет дело с конкретным человеком, с возможностями и намерениями того, в чью жизнь входит. Конечно, Он может так изменить жизнь того, кто Ему доверился, что человеческие возможности возрастут многократно, а намерения изменятся. Но все это может произойти лишь в том случае, если сам человек этого захочет, и с его участием, иногда активным, иногда пассивным. А намерения человека рождаются в его сердце. Как и куда человек хочет идти? Насколько готов изменить свои намерения и свою жизнь? От этого во многом зависит то, какое место он займет в Божьих планах. Как сказал К.С. Льюис в «Расторжении брака», «есть только два вида людей — те, кто говорит Богу: «Да будет воля Твоя», и те, кому Бог говорит: «Да будет твоя воля». К какому из них относимся мы?
-
Что полезного для себя вы вынесли из комментария?
-
К каким действиям вас ведет сегодняшний отрывок и комментарий?
Вы можете поделиться своими выводами в комментариях.
Молитва.
Из службы среды пятой седмицы Великого поста
Помилуй мя Боже, помилуй мя.
Высоту добродетелей оставивши душе моя, во глубину греховную снизошла еси, в лукавныя разбойники впадши: струпов же смердящих полна сущи, лежиши повержена недоуменна. Темже возопий Христу Богу, за тя распеншемуся, и раны волею приемшему: попецыся о мне Господи, и спаси мя. |
Помилуй меня Боже, помилуй меня.
Оставивши высоту добродетелей, ты низошла, душа моя, в глубину греха, подверглась нападению злых разбойников и, будучи полна зловонных ран, лежишь поврежденная, беспомощная. Посему воззови ко Христу Богу, Который за тебя распят был и добровольно принял раны: Позаботься о мне, Господи, и спаси меня». |
Помилуй мя Боже, помилуй мя.
Разбойническими помышленми уязвився окаянный, и еле жив бых Господи, пророческий же лик презре еле жива видев суща, и хитростьми человеческими неисцельна. Темже люте боля, во смирении сердца зову Ти Христе Боже: излей яко благоутрббен на мя великую Твою милость. |
Помилуй меня Боже, помилуй меня.
Будучи изранен разбойническими помыслами, я бедный сделался полумертвым. Собор пророков пренебрег мною, видя меня полумертвым и неизлечимым для человеческого искусства. Посему, тяжко страдая, в смирении сердца взываю Тебе: «Христе Боже! Ты, как милосердый, излей на меня великую Твою милость». |
Помилуй мя Боже, помилуй мя.
Болезными святых, имиже о Тебе пострадаша, умолен буди Господи, и вся наша болезни исцели Человеколюбче, молимся. |
Помилуй меня Боже, помилуй меня.
Страданиями святых, которые они претерпели за Тебя, будь умилостивлен Господи, и все наши скорби исцели, человеколюбивый, молим Тебя. |
Помилуй мя Боже, помилуй мя.
Моими помышлении в разбойники впад, пленен бых окаянный умом и люте уязвихся, всю мою душу ураних, и отнюд лежу наг добродетелей на житейстем пути. Священник же, видев мя ранами боляща безъисцельна, презрев не воззре на мя: левитянин же паки не терпя душетленныя болезни, и той видев мя мимо иде. Ты же благоволивый, не от Самарии, но от Марии воплотитися Христе Боже, человеколюбием Твоим подаждь ми исцеление, изливая на мя великую Твою милость. |
Помилуй меня Боже, помилуй меня.
Подпавши разбойникам — моим помыслам, я, несчастный, обкраден был по уму, и страшно избитый получил раны во всей моей душе, и с тех пор лежу на пути жизни, обнаженный от добродетелей. Священник, увидя меня страждущим от ран, пренебрегая мною, по причине неисцельности, и не посмотрел на меня. Еще и левит, не перенося душевредной болезни, и тот, увидев меня, прошел мимо меня. Ты же, не из Самарии, но от Марии благоволивший воплотиться, Христе Боже, по человеколюбию Твоему подай мне исцеление, изливая на меня великую Твою милость. |
Помилуй мя Боже, помилуй мя.
Аще кая добродетель, и аще кая похвала подобает святым; мечем бо преклониша выи, Тебе ради преклоншаго небеса и сошедшаго: излияша кровь свою Тебе ради истощившаго Себе, и зрак рабий приимша: смиришася до смерти, нищету Твою подражающе. Ихже молитвами по множеству щедрот Твоих, Боже, помилуй нас. |
Помилуй меня Боже, помилуй меня.
Если есть какая добродетель, и какая — либо похвала, она прилична святым. Ибо они подклонили шеи свои под меч, ради Тебя, преклонившего небеса и сшедшего; пролили они кровь свою ради Тебя, истощившего себя и принявшего образ раба; смирили они себя даже до смерти, подражая Твоему убожеству. Их молитвами, Боже, по множеству милости Твоей, помилуй нас. |
Помилуй мя Боже, помилуй мя.
Господи, Ты священныя ученики Твоя, словесная небеса показал еси. Сих священными ходатайствы, земных мя зол избави, воздержанием вознося разума всегда, к страстем помышление мое, яко щедр и Человеколюбец. |
Помилуй меня Боже, помилуй меня.
Священных Твоих учеников, Господи, Ты оказал разумными небесами. Священным ходатайством их избавь меня от зол земных, воздержанием возвышая мой помысл от постоянного внимания к страстям, как милостивый и человеколюбивый. |
Помилуй мя Боже, помилуй мя.
Имуще вси время пощения, яко содейственника божественным деянием, плачим от всего сердца; и Спасу возопиим: Твоими ученики Господи многомилостиве, спаси любовию Тя поющия, яко щедр и Человеколюбец. |
Помилуй меня Боже, помилуй меня.
Все мы, имея время поста содействующим божественным деяниям, восплачем от всего сердца и воззовем Спасителю: «Многомилостивый Господи, ради Твоих учеников спаси со страхом воспевающих великое человеколюбие Твое». |
Пресвятая Богородице, спаси нас.
Всечистая, яко виде Тя плотию висима на древе, сердцем уязвляшеся, и восклицаше слезящи, Слове: где зашел еси вселюбезнейший Иисусе Мой, Сыне Мой, и Господи; не остави Мя едину, Христе, рождшую Тя. |
Пресвятая Богородица, спаси нас.
Когда Пречистая увидела Тебя плотию висящим на древе, терзалась сердцем и восклицала со слезами к Тебе, Слово: «Где скрылся Ты, любезнейший Иисусе, Сыне и Боже Мой? Не оставляй Меня одну, родившую Тебя, Христе». |
Предложение
Представьте, что вы ребенок, и в вашей жизни нет ни одного близкого человека. Вам не с кем поделиться радостью. Некому пожаловаться на неприятности. Не у кого спросить совета. Взрослые вокруг вас меняются, и ни для одного из них вы не являетесь любимым сыном или дочерью. Вообще они вам не родные. Именно так живут дети в детдомах. Давайте на этой неделе молиться о них.
Предыдущие выпуски рассылки
Выпуск первый: Начало премудрости — страх Господень
Выпуск второй: Премудрость возглашает на улице
Выпуск третий: Господь дает мудрость
Выпуск четвертый: Надейся на Господа всем сердцем твоим
Выпуск пятый: Храни благоразумие и рассудительность
Выпуск шестой: Я указываю тебе путь мудрости
Выпуск седьмой: почему изменять не мудро
Выпуск восьмой: Дух же целомудрия… подаждь ми
Выпуск девятый: Чему можно научиться у муравья?
Выпуск десятый: Зачем обвязывать заповедями шею
Выпуск одиннадцатый: прямота, хитроумие и лукавство
Выпуск двенадцатый: Премудрость и Христос
Выпуск тринадцатый: Куда ведет ваш путь?
Выпуск четырнадцатый. Честность и любовь, бизнес и Бог
Выпуск пятнадцатый. Праведность и нечестие: созидание и разрушение
Выпуск шестнадцатый. Корни и плоды
Выпуск семнадцатый. Слово — это тоже дело. И о ТК в Библии
Выпуск восемнадцатый. Вы — свет мира
Выпуск девятнадцатый. Праведникам воздается добром?
Выпуск двадцатый. Как страх Божий может быть убежищем?
Выпуск двадцать первый. Чем страшна зависть?
Выпуск двадцать второй. Жертва нечестивца, жертва Христа, наша жертва
Вы можете поделиться своими мыслями в комментариях