Ветхий Завет.
Книга Притчей Соломона, сына Давидова.
Глава 3
1 Сын мой! наставления моего не забывай, и заповеди мои да хранит сердце твое;
2 ибо долготы дней, лет жизни и мира они приложат тебе.
3 Милость и истина да не оставляют тебя: обвяжи ими шею твою, напиши их на скрижали сердца твоего,
4 и обретешь милость и благоволение в очах Бога и людей.
5 Надейся на Господа всем сердцем твоим, и не полагайся на разум твой.
6 Во всех путях твоих познавай Его, и Он направит стези твои.
7 Не будь мудрецом в глазах твоих; бойся Господа и удаляйся от зла:
8 это будет здравием для тела твоего и питанием для костей твоих.
9 Чти Господа от имения твоего и от начатков всех прибытков твоих,
10 и наполнятся житницы твои до избытка, и точила твои будут переливаться новым вином.
11 Наказания Господня, сын мой, не отвергай, и не тяготись обличением Его;
12 ибо кого любит Господь, того наказывает и благоволит к тому, как отец к сыну своему
13 Блажен человек, который снискал мудрость, и человек, который приобрел разум,
14 потому что приобретение ее лучше приобретения серебра, и прибыли от нее больше, нежели от золота:
15 она дороже драгоценных камней; [никакое зло не может противиться ей; она хорошо известна всем, приближающимся к ней,] и ничто из желаемого тобою не сравнится с нею.
16 Долгоденствие — в правой руке ее, а в левой у нее — богатство и слава; [из уст ее выходит правда; закон и милость она на языке носит;]
17 пути ее — пути приятные, и все стези ее — мирные.
18 Она — древо жизни для тех, которые приобретают ее, — и блаженны, которые сохраняют ее!
(Притч 3:1-18)
______________
- На какие места из отрывка отзывается ваше сердце?
- Каковы основные мысли этого отрывка?
Вы можете поделиться своими мыслями в комментариях.
Мудрость — древо жизни
Снова и снова автор книги Притч описывает блага, которые приносит человеку мудрость. Это долгота дней, исполненных мира, богатство и слава, любовь Бога и людей. Человек, который приносит Богу десятину, то есть отдает Ему десятую часть от результатов своих трудов (в нашем случае — десятую часть зарплаты), никогда не будет бедствовать. Означает ли это, что праведник обязательно будет жить до ста лет, кататься как сыр в масле и у него не будет никаких проблем? Книга Иова не дает нам остановиться именно на таком понимании без оговорок. Но несомненно, что жизнь человека, ищущего воли Божьей и находящегося с Господом в общении, исполнена полноты и изобилия в духовном смысле. Как говорит Христос: «Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком». (Ин 10:10)
Без Бога наша жизнь бедна, а в Боге она обретает полноту. Об этой полноте здесь образно и говорится. Впрочем, мы также можем быть уверены, что человека, верного Ему, Бог не оставит умирать с голода. Есть примеры даже в наши дни, как люди благополучно переживали кризис, потому что начинали отдавать десятину. И быть уверены, что соблюдение заповедей действительно дает мир душе. А человек, который кроток и любит окружающих, часто любим ими.
- А как вы понимаете обетования тому, кто обретет мудрость?
Ответить
Милость и истина
Стяжая мудрость и обретая разум, человек не изобретает и не создает что-то новое, а приобщается к реальности, существующей извечно и присущей Богу. В этом отрывке появляются новые понятия. Без милости и истины нет подлинной мудрости. Именно «милость и истина» еще до прихода Христа стали обозначать то главное, что характеризует отношения Бога с человеком. Выражение это вошло в обиход благодаря проповеди пророка Осии, который говорил о Божьем милосердии, оно же милость (хэсед), как о единственной надежде человека: только так мог и отдельный человек, и весь народ надеяться на то, что Бог исполнит Свои обещания. Иначе народ, многократно нарушавший заключенный с Богом союз-завет, не мог бы ни на что рассчитывать. Можно было лишь надеяться, что Бог сделает больше того, на что человек имеет право по Закону. Вот эта готовность Бога сделать для человека больше того, что человек заслужил и на что он имеет право, и называется милосердием или «милостью».
Слово эмет, переводимое обычно на русский язык как «истина», означает не столько абстрактную истину, сколько верность человека тому, что ему открыто Богом. И, в конечном счете, верность Самому Богу. Богу не как богословской абстракции, а как тому реальному Божьему присутствию, которое дается каждому в контексте его собственных, глубоко личных отношений с Богом. Такие отношения с Богом могут многое дать и открыть человеку. В частности, они могут позволить ему приобщиться к мудрости. Не к той мудрости, которую придумывают или изобретают люди, а к той, которая существует изначально и проявляется в сотворенном Богом мире.
Милость и истина (а также праведный суд, о котором шла речь в прошлый раз) упоминаются в обличении Христом фарисеев: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять» (Мф 23:23). Вера здесь — это эмет, верность Богу.
Не полагайся на разум твой
После всех слов о важности мудрости и разума — как ушат холодной воды — предостережение от того, чтобы полагаться на собственный разум (бина; ст. 5). Быть мудрым в собственных глазах духовно не полезно (ст. 7). Как совместить это с тем, что вся Книга Притчей полна упоминаний о разуме, без которого на пути мудрости и праведности шагу не сделать? Ответ в том, что на разум полагаться нельзя, но можно и нужно познавать Бога, чтобы Он Сам направил человека на путь (ст. 6).
Что такое мудрость? В контексте той традиции, которая отражена в Книге Притчей, можно было бы сказать: мудрость — это навык праведной жизни. Но ведь праведность для падшего человека никогда не была чем-то таким, о чем можно сказать: вот, я достиг ее. Теперь я праведник. Можно жить праведной жизнью, но нельзя быть праведником, по крайней мере, до полного преображения человеческой природы. И праведная жизнь возможна для человека лишь как состояние, обусловленное не столько его собственными усилиями (хотя без них невозможно), сколько действием Божьим. А потому быть мудрецом в собственных глазах — конец всякой мудрости и верный путь к духовному срыву. Как канатоходец не должен даже пытаться посмотреть на себя со стороны, чтобы не сорваться вниз, так и человек, ищущий праведной жизни и мудрости, ни в коем случае не должен любоваться на свою мудрость со стороны: ведь мудрость — это навык праведной жизни, и любоваться своей мудростью означает смотреть и любоваться, как праведно живешь. Чтобы не сорваться, смотреть можно и нужно только на Бога: тогда есть шанс пройти свой путь до конца.
То же и с разумом. Речь идет в первую очередь о том духовном процессе, без которого невозможно различение добра и зла, да и вообще никакое различение. В этом процессе воля и интеллект соединяются, чтобы отличить то, что соответствует Божьей заповеди, от того, что ей противоречит. А также для того, чтобы просто разделить, расчленить тот поток сознания, без разделения которого человек остается автоматом, не осознающим ни себя, ни свою жизнь. Но нормально, без сбоев этот процесс может протекать лишь до тех пор, пока воля человека прямо и непосредственно направляется другой волей, волей Бога. Стоит хотя бы на миг отвлечься, перенести духовный взгляд с того дыхания жизни, которое Бог дал человеку как средство общения с Ним, на что бы то ни было другое во внутреннем или внешнем мире — и сбой становится неизбежным. Добро и зло смешиваются. Поток сознания захлестывает человека. Нормальная духовная жизнь становится невозможной. Духовная жизнь человека — всегда процесс, процесс непрерывного внутреннего богообщения. Это то самое дыхание жизни, которое не может остановиться и не должно останавливаться. Иначе духовной жизни конец. И пути праведности тоже.
Вот что говорит о постоянном богообщении свт. Феофан Затворник: «неверно, если б кто стал думать, что когда богообщение поставляется последнею целию человека, то человек сподобится его после, в конце, например, всех трудов своих. Нет, оно должно быть всегдашним, непрерывным состоянием человека, так что, коль скоро нет общения с Богом, коль скоро оно не ощущается, человек должен сознаться, что стоит вне своей цели и своего назначения. Состояние, в котором человек сознает, что Бог истинный есть его Бог, и сам он есть Божий, т. е. говорит в сердце своем Богу: Господь мой и Бог мой (Ин 20:28), как апостол Фома, и к себе самому: Божий есмъ — Божий есмъ (Ис 44:5), — такое состояние есть единое истинное состояние человека, есть единый решительный признак присутствия в нем начала истинно нравственной и духовной жизни».
- Как соотносится постоянные советы обрести разум со словами «не полагайся на разум твой»?
- Можете ли вы сказать про себя, что знаете Бога и имеете общение с Ним?
- Что нового, важного для себя вы поняли из сегодняшнего отрывка и комментария?
Вы можете поделиться своими мыслями в комментариях.
Молитва. Из службы Утрени четверга
Трипеснец прп. Феодора Студита
Ирмос: Дела промысла Твоего, Господи, / изумили пророка Аввакума: / ибо Ты вышел для спасения народа Твоего, / спасти помазанников Твоих пришел Ты. (Ис 58:3-12)
Солнца правды светильники всесветлые, апостолы, / вы просвещаете мир земной, / заблуждения мрак прогоняя.
Лирою Спасителя, Духом движимой, / явившись на земле, апостолы, / вы слово благозвучное поете нам / и мир к Богу обращаете.
Слава, Троичен: Троицу во едином Существе славя, / Единого Господа Бога воспоем: / нерожденного Отца, Сына рожденного, и Духа живого.
Богородичен: Дева зачала во чреве, Господи, / и родила Тебя, Эммануила: / ибо Ты вышел для спасения народа Твоего, / спасти помазанников Твоих, Человеколюбец.
Слава Тебе Боже наш, слава Тебе.
Сонм двенадцати апостолов, / божественный и всесвященный! / моли Христа о нас, просим, / пройти нам с усердием сорокадневное поприще.
Ирмос: Благочестивые Твои отроки, Христе, / в печи воспевали, возглашая: / «Благословляйте, творения Господни, Господа!»
Трубы Духа, Христовых учеников / воспевая, мы взываем: / «Благословляйте, творения Господни, Господа!»
Как ходатаев за мир и заблуждения гонителей, / воспеваем учеников Христовых, взывая: / «Благословляйте, творения Господни, Господа!»
Благословим Отца, и Сына, и Святого Духа, Господа.
Троичен: Троицу Всесвятую / во Отце, и Сыне, и Духе, / в гимнах воспеваем: / «Благословляйте, творения Господни, Господа!»
И ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь.
Богородичен: Неизреченно Рожденного Тобою / все мы воспеваем, смертные, / благоговейно взывая, Чистая: / «Благословляйте, творения Господни, Господа!»
Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.
Апостолы, ходатайствуйте / в мире нам дни умилостивительные окончить, / взывающим: «Благословляйте, / творения Господни, Господа!»
Хвалим, благословляем, поклоняемся Господу, воспевая и превознося Его во все века.
Ирмос: Благочестивые Твои отроки, Христе, / в печи воспевали, возглашая: / «Благословляйте, творения Господни, Господа!»
Ирмос: Величаем, Христе, / Твою всенепорочную Матерь Чистую, / ибо Она сверхъстественно родила по плоти / Тебя, от всякого заблуждения и пагубы нас избавившего.
Из источников Спасителя / почерпнув воду бессмертия, по пророчеству, / апостолы учениями жизни / жаждущих напояют всегда.
Князьями Царя Небесного явившись, апостолы, / вы Ему покорили всю вселенную, / научив Его единого почитать, / поклоняться и славословить как Бога.
Слава, Троичен: Троица нераздельная, / Единица вседейственная и всесильная: / Отец, Сын и Святой Дух! / Ты — Бог мой, Господь и Свет, / и Тебе воспевая гимны, поклоняюсь.
Богородичен: Тебя, Матерь-Дева Чистая, / блаженной именуем мы, роды родов, / ибо Ты сделалась за мир умилостивлением, / Спасителя и Творца неизреченно носив во чреве.
Слава Тебе Боже наш, слава Тебе.
Апостолов хор! Воспевающих тебя спасай, / и удостой пройти в сокрушении сердца / все дни светозарного поста.
Ирмос: Величаем, Христе, / Твою всенепорочную Матерь Чистую, / ибо Она сверхъстественно родила по плоти / Тебя, от всякого заблуждения и пагубы нас избавившего.
Предложение
Начните читать постом духовную литературу. Например, святителя Феофана Затворника, «Начертание христианского нравоучения«, откуда взята приведенная выше цитата про Богообщение. Он подробно разбирает темы, которых мы здесь касаемся вкратце — о том, как соотносится исполнение заповедей и благодать Божия, как нейтральные дела сделать христианскими, о возрастах добродетельной жизни и о многом другом, имеющим отношение к практической христианской жизни. В частности, говорит, что путем к богообщению является исполнение заповедей.
Ссылка на страницу подписки
|