Ветхий Завет.
Книга Притчей Соломона, сына Давидова.
Глава 2
1 Сын мой! если ты примешь слова мои и сохранишь при себе заповеди мои,
2 так что ухо твое сделаешь внимательным к мудрости и наклонишь сердце твое к размышлению;
3 если будешь призывать знание и взывать к разуму;
4 если будешь искать его, как серебра, и отыскивать его, как сокровище,
5 то уразумеешь страх Господень и найдешь познание о Боге.
6 Ибо Господь дает мудрость; из уст Его — знание и разум;
7 Он сохраняет для праведных спасение; Он — щит для ходящих непорочно;
8 Он охраняет пути правды и оберегает стезю святых Своих.
9 Тогда ты уразумеешь правду и правосудие и прямоту, всякую добрую стезю.
10 Когда мудрость войдет в сердце твое, и знание будет приятно душе твоей,
11 тогда рассудительность будет оберегать тебя, разум будет охранять тебя,
12 дабы спасти тебя от пути злого, от человека, говорящего ложь,
13 от тех, которые оставляют стези прямые, чтобы ходить путями тьмы;
14 от тех, которые радуются, делая зло, восхищаются злым развратом,
15 которых пути кривы, и которые блуждают на стезях своих;
16 дабы спасти тебя от жены другого, от чужой, которая умягчает речи свои,
17 которая оставила руководителя юности своей и забыла завет Бога своего.
18 Дом ее ведет к смерти, и стези ее — к мертвецам;
19 никто из вошедших к ней не возвращается и не вступает на путь жизни.
20 Посему ходи путем добрых и держись стезей праведников,
21 потому что праведные будут жить на земле, и непорочные пребудут на ней;
22 а беззаконные будут истреблены с земли, и вероломные искоренены из нее.
(Притч 2:1–22)
______________
- На какие места из отрывка отзывается ваше сердце?
- Что нужно делать для того, чтобы достичь мудрости?
- Что происходит с человеком, достигшим мудрости?
Вы можете поделиться своими мыслями в комментариях.
Как искать сокровище?
Мудрость дает Господь и именно от Него исходят «знание и разум». Но каким образом одни люди обретают мудрость, а другие нет? Что зависит от нас в этом процессе?
— Принять слова премудрости. (если примешь слова мои). Мало услышать, как правильно жить и как поступить, нужно еще с этим внутренне согласиться. Примером нам может послужить Богородица, которая приняла слова архангела Гавриила: «Тогда Мария сказала: се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему. И отошел от Нее Ангел» (Лк 1:38).
-
Соглашаетесь ли вы внутренне с заповедями?
— Сохранить заповеди (сохранишь при себе заповеди мои). Приняв заповеди от Бога, их надо не забывать, а хранить как драгоценность не просто в уме, а в самом сердце. Как мы храним в сердце память о дорогих нам людях. Также надо хранить в сердце и Божии повеления, и соотносить с ними свою жизнь, то есть исполнять их. Замечательным примером такого отношения к заповедям является 118-й псалом.
— Быть внимательным. (ухо твое сделаешь внимательным к мудрости). Даже саму премудрость можно слушать вполуха и думать о своем, сидеть в интернете или смотреть телевизор. Если поступать так, услышанное не задержится ни в нашем уме, ни в нашем сердце. Для того, чтобы воспринять мудрость, надо быть внимательным к ней.
-
Внимательны ли вы при чтении Писания?
— Размышлять. (наклонишь сердце твое к размышлению). Когда мы размышляем о чем-то, мы глубже усваиваем это. Святые отцы говорят, что слова Писания надо пережевывать, как жвачные животные, названные в Библии чистыми, пережевывают свою жвачку. О тех же, кто не размышляет над Писанием, отцы высказываются достаточно резко: «Нечистым названо в законе животное, которое не жует жвачки; это не его недостаток, а сущность его природы. Есть люди, которых можно уподобить таким животным; они нечисты не по природе, но по свойственному им пороку; охотно слушая слова мудрости, они затем вовсе о них не думают. А что такое в духовном смысле «жевать жвачку», как не вызывать в сладостном воспоминании, словно из внутренней памяти, то полезное, что ты услышал, поднося его ко рту размышлений? те, кто этого не делают, и представлены теми животными; запрещение есть их мясо предостерегает нас от этого порока» (Блаж. Августин, «Против Фавста»).
-
Размышляете ли вы о прочитанном?
— Призывать. (призывать знание и взывать к разуму). Ребенок зовет маму. Мы взываем к Богу, когда жаждем чего-то. Человек, заблудившийся в лесу, зовет своих товарищей. Мы зовем то, недостаток чего ощущаем, и в то же время чувствуем, что оно нам жизненно необходимо. Именно таков идеал отношения к мудрости.
— Искать как сокровище. Мудрость здесь сравнивается с сокровищем, то есть чем-то бесконечно ценным, как сравнивается с сокровищем Царство Божие в Новом Завете. И это сокровище надо неустанно искать. В жизни каждого из нас есть что-то, к чему мы стремимся больше всего, на обретение чего направлены все наши действия. Кто-то изо всех сил ищет славы, кто-то любви людей, кто-то стремится сделать карьеру и приносит ей в жертву все остальное, кто-то во всем ограничивает себя, чтобы выплатить ипотеку и через 20 лет жить в своей квартире, кто-то думает только о том, как бы выйти замуж. Где сокровище наше, там и сердце наше будет, говорит Христос. Если нашим сокровищем будет премудрость Божия, то и сердце наше будет с Богом.
- Воспринимаете ли вы мудрость как нечто бесконечно ценное?
Вы можете поделиться своими мыслями в комментариях.
Как познать Бога
Человек, который так относится к мудрости, будет возрастать в богопознании. В стихе 6 кроме «мудрости» (хокма), упоминается еще «знание» (даат). Здесь, очевидно, речь идет о том же самом «познании Бога», что и в стихе 5. Между тем под соответствующим еврейским выражением подразумевают обычно не абстрактное богословие, а практическое богопознание, связанное с опытом непосредственного богообщения. Так повелось еще со времен пророка Осии (Ос 4:1; здесь пророк употребляет выражение даат элохим, означающее «знание Бога»). Такое богопознание оказывается неотделимым от «разума» в том смысле, в котором говорит о нем Книга Притчей. От «разума» как от инструмента различения понятий и реалий в контексте вопроса о добре и зле, вопроса о соответствии или несоответствии их данным Богом заповедям. Обретение такого «разума» неотделимо от обретения «страха Божьего» (ст. 1–5): тут не просто страх наказания за совершенный грех, а чувство ответственности за тот путь праведности, на который встал. Без различения добра и зла, вообще без умения различать и отличать друг от друга понятия и реалии, без целенаправленного, осознанным волевым актом осуществленного разделения того потока сознания, в котором обычно живет падший человек, ни о каком осознанном же духовном пути говорить не приходится. «Разум» оказывается тут не просто интеллектом, а интеллектом, подкрепленным волей, направленной на различение добра и зла и стремящейся соблюсти Божью заповедь. Без соблюдения заповедей говорить о праведности невозможно. А соблюдение заключается в том, как оценивает человек те ситуации, в которых оказывается, и какие решения принимает в том или ином случае.
Праведность и правосудие
Главным, что нужно понять человеку, ищущему мудрости, оказываются праведность и правосудие (ст. 9). Здесь автор употребляет еврейские слова, из которых одно (цедек; «правда» Синодального перевода) обозначает праведность и справедливость, а второе (мишпат; «правосудие» Синодального перевода) означает, собственно, судебное определение или постановление. Казалось бы, понятие праведности и даже справедливости вряд ли возможно свести только к юриспруденции, хотя справедливый суд и правильные законы, безусловно, важны. Но связь между двумя упоминаемыми тут понятиями глубже юридического измерения. Не случайно выше упоминаются «размышления» (ст. 2) и «разум» (ст. 3), в еврейском тексте обозначенные одним и тем же словом (бина). Напоминаем, что смысл этого понятия связан с умением различать как теоретические понятия, так и реалии практической жизни. Прежде всего речь идет о различении добра и зла, которые надо различать право.
Прямые пути
Праведность соседствует с правосудием и с тем, что автор книги называет «прямотой» (мейшарим; ст. 9). Соответствующее еврейское слово может обозначать как прямой (во всех смыслах) путь, так и прямоту самого человека, его духовную цельность. В духовной жизни главное — воля, и прямота в этом случае предполагает, что воля человека не раздваивается в повседневной жизни. Для этого и нужно то, что называется «правосудием» (мишпат). Речь идет не только и не обязательно о судьях. Каждый из нас в той или иной конкретной ситуации оказывается судьей для самого себя и для других, оказавшихся рядом.
Не нам решать судьбу человека в вечности, но нам приходится оценивать поступки тех, кто оказался рядом, и свое собственное отношение к ним и положение: принимать решения все равно необходимо. Нужно выбирать, как поступить, иногда решать кого поддержать, а кого нет. Из таких выборов и решений состоит духовная жизнь. Но выбор и решение должны всякий раз соответствовать Божьей заповеди, а решать, что ей соответствует, а что нет, придется, скорее всего, нам самим: решения приходится принимать по много раз за день и не всегда есть возможность предварительно посоветоваться с кем-нибудь, кто лучше нас знает Божьи заповеди и данный Им Закон. Тут и понадобится каждому из нас умение справедливо судить. Только при справедливом, праведном суде возможна та прямота, о которой говорится в ст. 9. При правильном выборе и верных решениях не будет раздвоенности, свойственной нашей сегодняшней жизни. В зависимости от места и ситуации люди часто следуют не только разным принципам и правилам, но и мотивируются разными ценностными системами. Такая раздвоенность и праведность — вещи несовместимые.
-
Какими ценностными системами вы обычно руководствуетесь при принятии решений?
Вы можете поделиться своими мыслями в комментариях.
Новый Завет и жизнь Церкви
Покаяние, к которому призывает Иоанн Креститель, напрямую связано с прямотой путей: «Ибо он тот, о котором сказал пророк Исаия: глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему. (Мф 3:3)». Только тот, кто сделал свои пути прямыми, и сотворил плод покаяния, может быть крещеным «Духом Святым и огнем». Примером исправления путей Господу в Новом Завете является мытарь Закхей. Встреча с милостью Христа, с благодатью Божьей привела его к исправлению всего, что он сделал неправедно. Он выпрямил свои пути.
В древности, в 3–4-м веке, человека не крестили, если уже крещеный христианин не мог засвидетельствовать о нем, что он исправил свои пути и его образ жизни вполне христианский. Этот человек был его крестным. Великий пост был временем подготовки к крещению, в частности поэтому с того времени в храмах читается книга Притч, учащая исправлению путей.
Вопросы для повторения
-
Как связаны праведность, правота и справедливый (праведный) суд?
-
При каких условиях человек обретает мудрость?
-
Что мудрость, а значит, праведность, дает человеку?
-
От кого исходит мудрость?
-
Вспомните из Нового Завета, из истории Церкви, из современности еще примеры людей, которые не просто уверовали, но исправили свой путь.
Вы можете поделиться своими мыслями в комментариях.
Молитва.
Из службы Утрени Чистой среды
Из Трипеснца прп. Феодора СтудитаДрево Креста цвет воздержания миру произвело; / приветствовав его с любовью, / давайте насладимся всевозможными плодами / Божественных заповедей Христовых. В воздержании от страстей и ныне пребывая, / плоть распнем ради Господа / и мертвым помышление ее покажем все, / живя божественной жизнью. Слава Тебе Боже наш, слава Тебе. Распятие воспеваю и прободение копьем / Божественных ребр Твоих, / из которых питие безсмертия я черпаю на всякий день, / Христе, и освящаюсь. Ирмос: Утверди нас в Тебе, Господи, / Древом умертвивший грех, / и страх Твой внедри / в сердца нас, воспевающих Тебя. Судия всей земли, / Ты предстал судилищу, / претерпел удары по лицу, насмешки, / был повешен на Кресте, / от погибели меня освобождая / — от греха древнего — на все века. Хвалим, благословляем, поклоняемся Господу, воспевая и превознося Его во все века. О благосердие Твое! / Ибо Крест Ты претерпел, / гвозди и копье, Господи, / ради меня, на погибель осужденного; / потому воспеваю Тебя, Христе. Благословим Отца, и Сына, и Святого Духа, Господа. Крестом Твоим, Господи, и меня укрепив, / даруй мне, Благой, / быть в силах исполнить время поста. Троичен: Божество единое, Троица, / нераздельное Естество, но разделяемое по Лицам, / непреходящее владычество, Отче, Сын, и Дух, / Тебя мы славим в песнях во все века. И ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь. Богородичен: Божия Родительница Чистая, / врата небесные, спасительная дверь! / Принимай всех христиан моления, / блаженной именующих Тебя во все века. |
Стихиры на стиховне, глас 8Постом помышления страстные / давайте поработим, / духовными крыльями себя покрыв, / чтобы нам, надвигающуюся вражескую бурю легко пройдя, / стать достойными поклонения Кресту, / за мир добровольно закланного Сына Божия / и духовно отпраздновать Воскресение Спасителя из мертвых: / на гору поднявшись, с учениками прославить / принявшего от Отца всю власть / Сына-Человеколюбца! (2)
Мученикам: Мученики Христовы непобедимые, / победив обольщение силою Креста, / вы получили за то вечной жизни благодать; / угроз тиранов не убоялись, / муками истязаемые веселитесь. / И ныне потоки крови вашей / стали душам нашим исцелением: / ходатайствуйте о спасении душ наших!
Слава, и ныне, Крестобогородичен, глас тот же: «Что перед нами за зрелище, / которое мои очи видят, о Владыка? / Все творение Держащий, Ты на Древо вознесен, / и умерщвлен всем Дарующий жизнь!» — / Богородица Всечистая с плачем возглашала, / когда созерцала на Кресте / из Нее неизреченно воссиявшего / Бога и Человека. |
Предложение
(Автор — Мария Великанова)
В нашем мире очень много одиночества. Сильнее всего страдают от одиночества пожилые люди. Представьте себе, что вы прожили целую долгую жизнь, и теперь вы один, все вас оставили, и вы вспоминаете, вспоминаете… События проплывают перед мысленным взором, и вызывают сожаления, тоску… Давайте на этой неделе во время вечерней молитвы просить Бога о том, чтобы Он был рядом с пожилыми людьми, чтобы старые одинокие люди открывались Ему, ощущали Его присутствие. О том, чтобы они, вспоминая свою жизнь, видели в ней Божью руку. А также чтобы Бог вдохновлял других людей не бросать, посещать одиноких стариков. Чтобы не забывать на этой неделе молиться о пожилых людях, вы можете скачать одну из этих фотографий, и сделать ее фоном для экрана. Фото 1. Фото 2. Фото 3. Фото 4. Фото 5.
От редактора
Наверно, самое сложное — это осознать, что руководствуешься разными ценностными системами и понять,
какими и откуда мы это взяли. Часто то, что кажется очень христианским и православным, не имеет ни к христианству, ни к православию никакого отношения. Например, мысль, что заповеди даны для святых
и что мы их в принципе исполнить не можем. Святые и становятся святыми потому, что относятся
к заповедям со всей серьезностью. Принимают их всем сердцем, хранят в сердце, исполняют…
Делая это, чтобы угодить Богу, человек с помощью благодати приобретает святость или обретает в своем сердце Царство Божие (что одно и то же). Ни человек без благодати не сможет измениться, ни благодать без действий человека не сможет с ним ничего сделать. Мне долгое время было трудно это уразуметь и взять на себя ответственность за свои изменения.
Мне казалось, что все изменения в моей жизни должны происходить чудесным образом,
а если это не происходит, значит, Господь отвернулся от меня.
Из-за этой ложной мысли я сильно унывала, потому что, собственно, изменений в моей жизни не было.
Но потом я столкнулась с мыслью, что, конечно, Господь, как Он сам говорит, питает птиц небесных,
но при этом Он не ловит за них мошек. Птицы ищут их сами и находят. Но питает их Господь.
И тогда я начала и сама как-то действовать и — о чудо! В моей жизни что-то стало меняться.
И теперь я не думаю, что Господь меня оставил, а понимаю, что если что-то не так — 90%,
что дело в том, что мне не хватает мудрости или я ей пренебрегаю, а не в том, что Господь не дает благодати.
А каков ваш опыт?
Поделитесь в комментариях или на адрес tanuwa77@predanie.ru
Над выпуском работали:
Владимир Сорокин, текст комментария.
Мария Великанова, предложение о молитве в течение недели и подбор и описание песнопений.
Татьяна Зайцева, часть комментария («Как искать сокровище», «Новый Завет и жизнь церкви»), вопросы, подбор молитв и общая редактура.
Кроме этого, рассылка в целом не состоялась бы без:
Алексея, Вадима, Ирины, Лидии и Павла из фирмы Out of Cloud, благодаря которым у рассылки такое замечательное постовое оформление,
наших программистов Александра и Игоря, помогавших мне настроить форму подписки,
Матвея, разместившему везде баннеры, ведущие на рассылку,
Ирины, благодаря которой баннеры появились,
двухсот с лишним человек, их же имена Господь знает, пожертвовавших деньги на эту рассылку.
Помяните нас всех в своих молитвах.
Предыдущие выпуски рассылки
Выпуск первый: Начало премудрости — страх Господень
Выпуск второй: Премудрость возглашает на улице
Если выпуск вам понравился, отправьте друзьям ссылку на страницу подписки. Спасибо!
Здесь вы можете поделиться своими мыслями