Евангельские группы: это все протестантизм?
Евангельские группы или, иначе, библейские кружки, становятся все более распространенным явлением в нашей Церкви. Неудивительно, ведь сам Патриарх Кирилл неоднократно говорил, что очень важно размышлять над Писанием вместе. Однако, часто, когда люди впервые сталкиваются с чтением и обсуждением Священного Писания в группах, у них в сознании загорается тревожный сигнал: «Это всё протестантизм!» Пристальный интерес и внимание к тексту Священного Писания, изучение его в одиночку и в группах, сравнение его с хлебом насущным – это характерные черты протестантов, не православных. Протестантизм начался с того, что Лютер прочитал Библию и увидел, насколько то, к чему Бог призывает там, отличается от существующей практики Католической Церкви. Сами евангельские группы как форма изучения Писания пришли к нам с Запада. Да, всё это так. Но неужели православный человек, укорененный в вере, действительно немедленно впадает в ересь и превращается в протестанта, как только начинает размышлять над Священным Писанием в одиночку или в компании? Неужели православные не могут наполнить западную форму своим содержанием? И действительно ли это православно – бояться Священного Писания, не знать его, не любить его?
Обратимся за ответом к Священному Преданию.
Необычная форма
Итак, можем ли мы заимствовать какие-то формы благочестия у еретиков и при этом не становиться еретиками? Исторический опыт Православия говорит, что это вполне возможно. Такая характерная для Православия форма проявления веры, как крестный ход, изначально зародилась у ариан и только после этого была воспринята православными. Теперь же мы не можем представить себе Православие без крестного хода. Молитвословы появились на Руси не раньше 17 века и предшественниками их были католические сборники молитв, теперь же молитвослов неотъемлемая часть нашей жизни. Ёлка, рождественская ёлка пришла к нам с Запада, из лютеранской Германии и еще в середине XIX века православные священники называли ее «бесовским действом», «языческим обычаем» и пеняли ей на западное происхождение. Т.е. опыт Церкви показывает нам, что Церковь никогда не смотрела на форму, но всегда могла в случае необходимости взять нецерковную форму и наполнить ее церковным содержанием. Именно это происходит сейчас с евангельскими группами.
В современном атомизированном обществе очень сильна потребность именно в такой форме, как малая группа. Эта форма позволяет людям познакомиться и сблизиться. Кроме того, евангельская малая группа позволяет строить знакомство и общение вокруг того, что является наиболее важным для каждого православного человека – вокруг Христа и Евангелия. Если мы говорим о такой возрастной категории как молодежь, то для нее важной ценностью является общение, и евангельская группа отвечает и на этот запрос. Т.е. мы видим, что форма евангельской группы востребована обществом. Остается понять, можно ли наполнить данную форму церковным содержанием и каким это содержание будет.
Необходимость чтения Священного Писания
Святые отцы не пренебрегали чтением Священного Писания и размышлением над ним. Преподобный Серафим Саровский перечитывал Новый Завет каждую неделю. Святитель Иоанн Златоуст рано обратился к чтению Священного Писания и молитвенному созерцанию. Как только святитель Григорий Богослов выучился читать, ему было подарено Священное Писание и именно из Священного Писания он впоследствии приводил доказательства Божественности Христа и Святого Духа. Святитель Игнатий Брянчанинов говорит, что преподобный Пахомий Великий, один из знаменитейших древних отцов, знал наизусть Святое Евангелие и вменял ученикам своим, по откровению Божию, в непременную обязанность выучить его. Святитель Тихон Задонский также знал почти весь Новый Завет наизусть и того же требовал от священников своей епархии, потому что священники – служители Нового Завета[1].
Но то святые отцы, священники и монахи. Это люди, которые больше понимают в духовной жизни, которые выбрали особый путь и всю свою жизнь связали с Богом. Но не опасно ли читать Священное Писание мирянам? Могут ли миряне правильно понимать его? Если мы обратимся за этим ответом к святым отцам, мы увидим, что святитель Тихон Задонский считал необходимым чтение Священного Писания для каждого, кто хочет иметь истинную и живую веру, а мнение, что Писание могут читать только священники, считает кознями дьявола: «Всем христианам, которые хотят иметь истинную и живую веру, и ее до конца хранить, и так спастись, необходимо прилежное чтение или слушание Слова Божия. Погрешают те, которые считают и учат, что Священное Писание не должны читать люди простые, а только иереи и прочие освященные лица. И точно, мнение это есть вымысел и кознь дьявола, который отводит от этого душеполезного чтения людей, чтобы, не читая Священное Писание, истинной и живой веры не имели и так бы не спаслись»[2]. А святитель Иоанн Златоуст в толковании на послание к Римлянам говорит, что ереси происходят именно от незнания Священного Писания (а не наоборот) и отсутствия интереса к нему: «Ведь отсюда, от незнания Писания, произошли бесчисленные бедствия: отсюда произросла великая зараза ересей, отсюда — нерадивое житье, бесполезные труды. Подобно тому, как лишенные этого света не могут прямо идти, так и не взирающие на луч божественного Писания вынуждаются много и часто грешить, так как поистине ходят в самой глубокой тьме».
Размышление над Священным Писанием
Однако, известно, что святые отцы часто говорят, что не надо дерзать толковать Писание по собственному разумению. Например, святитель Игнатий Брянчанинов говорит: «Не дерзай сам истолковывать Евангелие и прочие книги Священного Писания. Писание произнесено святыми пророками и апостолами, произнесено не произвольно, но по внушению Святого Духа (2 Пет. 1, 21). Как же не безумно истолковывать его произвольно?» Также и 19 правило Трулльского Собора говорит: «Предстоятели церквей должны во вся дни, наипаче же во дни воскресные, поучати весь клир и народ словесам благочестия, избирая из Божественнаго Писания разумения и разсуждения истины, и не преступая положенных уже пределов и предания богоносных отец: и аще будет изследуемо слово Писания, то не инако да изъясняют оное, разве как изложили светила и учители церкве в своих писаниях, и сими более да удовлетворяются, нежели составлением собственных слов, дабы, при недостатке умения в сем, не уклонитися от подобающаго». Казалось бы, все понятно. Нельзя толковать Священное Писание иначе, чем по Отцам, т.е. нельзя над ним размышлять, а тем более вслух, в присутствии других людей. Те евангельские группы, где участники имеют наглость что-то говорить от себя, а не просто цитируют святоотеческие творения, нужно разогнать как еретические.
Логично. Но что тогда делать со святоотеческими высказываниями такого плана: «Когда читаешь Божественное Писание, то не имей в виду, чтобы только прочитывать лист за листом, но с размышлением вникай в каждое слово».(прп.Никодим Святогорец). Или такого: «Если скажут тебе, что стремление к совершенству есть мечтательство, что любовь к мудрости есть дерзкое мудрование, что размышление о вере, поучение в законе Божием, чтение слова Божия или не нужно, или опасно: вслушайся внимательно, походит ли это на глас Ангельский, на учение духовное, на проповедь небесную? Сличи с сим истинный и чистый глас пророческий: блажен муж, егоже воля в законе Господни и в законе Его поучится день и нощь (Пс 1,2). Сличи с сим учение Божественного Учителя: испытайте писания (Ин 5,39). Сличи с сим внушение Апостола: слово Христово да вселяется в вас богатно, во всякой премудрости, учаще и вразумляюще себе самех (Кол 3,16)» (святитель Филарет Московский). «Прочтите страницу внимательно, проникните в ее смысл; не довольствуйтесь тем, чтобы пробежать слова быстро и поверхностно, но прочувствуйте их всем разумом и сложите их смысл в сердце своем; затем подумайте над тем, что прочли, поразмышляйте, и тогда к вам придет ревностное усердие». Св. Феолепт Филадельфийский. Можно привести еще много цитат, где говорится о необходимости размышлять над Священным Писанием, но я ограничусь советом святителя Кирилла Иерусалимского: «И мне, епископу Церкви, ты не должен верить, если я не приведу тебе основания для своего учения из Слова Божия».
Итак, святые отцы противоречат друг другу? Одни говорят, что нельзя самому толковать Писание, другие призывают к размышлению и проверке на соответствие Писанию их собственных слов. Первые православные, а вторые еретики. А, возможно, наоборот: вторые православные, первые еретики? Кажется, это тупик. Но выход из него есть: святые отцы говорят не разное, а о разном. Святитель Феофан Затворник различает толкование и размышление: «На Евангелия не толкование надобно писать, а размышления, чтобы каждое слово и каждое движение Господа было торжественным свидетельством Его Божества». В чем же разница? Цель толкования – объяснить что-то другим. Цель размышления – уяснить что-то для себя. Толкующий учит, размышляющий научается. (К слову сказать, обычно на евангельских группах запрещено поучать других участников. Это часто смущает, но это именно та мера, которая помогает участникам держаться в рамках размышления над Писанием, а не истолкования его). Если человек не размышляет сам над чем-то, то он это, как правило, не усваивает.
Значит ли это совместное размышление, что участники группы пренебрегают Святыми Отцами? Тут все зависит исключительно от настроя. «При чтении Евангелия не ищи наслаждения, не ищи восторгов, не ищи блестящих мыслей: ищи увидеть непогрешительно святую Истину…. Не довольствуйся одним бесплодным чтением Евангелия; старайся исполнять его заповедания, читай его делами. Это — книга жизни, и надо читать ее жизнию», — говорит святитель Игнатий Брянчанинов. Если человек готов искать Истину и отказываться ради Нее от привычного ему взгляда на мир, если он готов подчинять свою волю Божьей воле, познанной через Писание, «читать Евангелие делами», если он благоговеен и стремится в первую очередь понять и лишь потом — пояснить – то при чтении Писания он все больше будет входить в Предание Церкви и его духовный опыт будет углубляться. Такого человека будет вести к Богу и Истине и размышление над Писанием, и чтение Святых Отцов, и природа, и наука, и искусство, и обстоятельства жизни. Примером тут может служить целая группа протестантов, которая перешла в Православие в конце 80-х годов XX-го века. Эти люди пытались понять учение Писания о Церкви и поняли, что самая библейская Церковь — это Православная Церковь. Если же человек не готов менять свои взгляды и свое поведение в соответствии с волей Божьей, то вряд ли ему поможет чтение Святых Отцов. Если же говорить о форме, то на группе вполне могут в случае необходимости зачитываться толкования, главное, чтобы они органично вписывались в атмосферу совместного размышления. В разных группах эту задачу решают по-разному и тут есть простор для творчества.
Итак, мы видим, что именно чтение Писания и любовь к нему может предохранить нас от ересей, от незнания собственной веры и научить нас жить по воле Божьей. Православный человек вполне может оставаться православным, если он размышляет над Писанием, не выходя за догматические рамки, определенные Святыми Отцами, если он остается учеником, а не становится учителем. И даже нецерковная форма малой группы может стать церковной, как уже бывало неоднократно в истории Церкви.
Редактор раздела «Евангельские группы»
Татьяна Зайцева