Молитвенное чтение Писания — особенный вид встреч, в которых стоит участвовать людям уже воцерковленным. Цель — обретение опыта совместной встречи с живым словом Божиим, вслушивания и слышания его. Так как Писание Богодухновенно, т. е. написано по вдохновению Духа Святого, понять его можно тоже только с помощью Духа Святого. Поэтому мы и призываем Духа Святого перед тем, как приступить к чтению, и просим Бога просветить нас. Кроме того, для успешного достижения этой цели существуют проверенные опытом правила участия, помогающие прийти в то состояние духа, когда мы способны услышать Слово Божие.
Правила встречи
Первое и самое важное — непрестанно молиться.
Каждый может молиться по расположению своего сердца.
Можно своими словами молиться о том, чтобы Господь открыл нам, собравшимся, Свое слово, помог услышать и понять его и жить в соответствии с ним, исполнить Его волю о нас, о каждом и обо всех вместе.
Можно молиться за того брата или сестру, кто делится с нами в данный момент, чтобы Господь даровал ему нужные слова и чтобы нам услышать, понять и вместить то, что Господь нам хочет сказать.
Можно использовать Иисусову молитву или молиться словами «Господи, помилуй» или иными, близкими вам в вашем личном общении с Богом словами.
Это может быть и молитвенное внимание, пребывание пред Богом, само чтение призвано стать молитвой.
Мы можем делиться друг с другом всем, что пришло на сердце. Это могут быть мысли, образы, впечатления, вопросы… Можно свидетельствовать о своем состоянии: радость ли это или же печаль, недоумение, а может быть, и что-то иное…
Мы верим, что Господь посреди нас, что Он может с нами говорить, отвечать нам. Мы собираемся вместе во Имя Его. То, что в таком собрании приходит на сердце каждому из нас, может быть важно для всех собравшихся. Отнесемся к этому бережно, послужим друг другу, не утаим, но разделим со всеми Божий дар.
Делиться можно всем. Постараемся быть открытыми новому: отложим в сторону уже известные нам толкования, то, что мы читали, слышали на проповеди или где-то еще. Это не значит, что мы отказываемся от церковной традиции, это значит, что мы даем себе возможность воспринять Слово Божие более глубоко, чем на уровне знаний, которые не касаются ни нашего сердца, ни нашей воли. Но если прочитанное или слышанное настойчиво приходит нам на сердце, поделимся этим со всеми: возможно, это не случайно, и Господь именно это хочет до кого-то из собравшихся донести через вас. Это не значит, что вы как-то особенно святы, Он и ослицу использовал для того, чтобы вразумить Валаама, это значит, что не надо пренебрегать возможностью послужить братьям и сестрам.
Очень ценным может стать использование и сравнение разных переводов Св. Писания и параллельных мест.
Такая встреча — не место для дискуссий (обсуждение конкретных вопросов понимания тех или иных мест из Св. Писания — другой вид встреч). Здесь мы благодарно внимаем говорящим брату или сестре, стараемся услышать Бога через них. То, что мы слышим, может быть нам понятно, приятно, близко, но мы также можем услышать и то, с чем согласиться не можем. Каждый свободен в принятии или не принятии услышанного, но споры и любые отрицательные высказывания в адрес говорящего или того, чем он делится с нами, недопустимы (фразы типа: «Вы не правы», на самом деле — не так», «Вы ошибаетесь, здесь говорится совсем о другом», «Вы не понимаете»).
Также недопустимо нам делать замечания тем, кто, по нашему мнению, нарушает правила встречи. Напомнить о правилах — задача и служение ведущего.
Мы учимся принимать друг друга, Господь может говорить даже через самого неблизкого мне человека. Поблагодарим каждого, кто делится с нами.
Потрудимся, чтобы наше молитвенное размышление не превратилось в общение нескольких по типу «вопрос — ответ», в попытки настоять на своем понимании, утвердить свое мнение.
Возникший вопрос не менее ценен, чем ответ. Не обязательно давать ответ на каждый заданный братом или сестрой вопрос. Но если нам пришел ответ или есть в сердце какой-то отклик, — поделимся со всеми.
Воздержимся от всякого учительства, всякой «проповеди», но будем внимать Единому Учителю.
О нашем желании и о готовности поделиться пусть свидетельствует наша поднятая рука.
Если поделиться желает тот, кто еще не говорил, предоставим ему возможность сказать прежде нас.
В благодарность слушающим и в знак того, что мы закончили говорить, скажем спасибо.
Когда у нас возникнет чувство полноты и желание благодарить Господа за Дар Жизни, за Его слово к нам, за все, что Он нам открывал, за все, что мы смогли здесь и сейчас вместе понять, услышать друг через друга, — засвидетельствуем это перед всеми. Это может стать знаком завершения размышления над Писанием и перехода к общему благодарению в молитве.
Служение ведущего встречи
Ведущий не является главным, не является центом чтения. В центре — Господь, Его слово. Ведущий несет ответственное служение.
Задачи ведущего:
— непрестанная молитва;
— участие в размышлении над Писанием наравне со всеми;
— внимание: нужно заметить тех, кто желает высказаться;
— каждому, кто желает и готов высказаться, ведущий дает слово; если таких братьев и сестер несколько, ведущий устанавливает некоторую очередность; первыми пусть говорят те, кто еще не говорил; ведущий запоминает всех желающих поделиться своими размышлениями, и когда один из них завершает речь, ведущий напоминает следующему о возможности говорить, о том, что все готовы теперь услышать его;
— ведущий благодарит говорившего;
— ведущий напоминает собравшимся о молитве;
— ведущий напоминает о правилах — деликатно, но настойчиво, особенно в случае нарушения и любого проявления немирного состояния.