Одной из форм совместной церковной деятельности верующих людей, способствующей приобретению осмысленной веры, а в дальнейшем — и знаний об этой самой вере, является совместное изучение Священного Писания в малых группах путем обсуждения на основе эмоционально-личностного восприятия. О практике проведения библейских кружков на приходе и их потенциале как формы начальной катехизации рассказывает Сергей Рогунов, руководитель проекта Московской Духовной академии "Учебно-научный центр по подготовке к церковным служениям", катехизатор Патриаршего центра духовного развития детей и молодежи, катехизатор московских храмов Ризоположения на Донской и Рождества Богородицы во Владыкине.
Методика проведения встреч по изучению Священного Писания достаточно проста, но особенности проведения каждого занятия разнятся в зависимости от подхода ведущего, возраста большинства участников, той цели, которую ведущий ставит перед собой и перед группой, степени воцерковленности участников, степени богословской образованности, степени знакомства участников и давности их собраний, места, где эти встречи проводятся.
На таких занятиях между относительно небольшим количеством людей происходит личное общение, подчиненное одной цели — встрече друг с другом и со Христом на глубоком, личностном, духовном уровне. Главная задача, которая реализуется в таких группах, — это попытка воспринять Священное Писание как голос Божий, как обращение Христа Спасителя напрямую к сердцу человека.
Поскольку Священное Писание — это откровение Божие, то читать, понимать, изучать его, прежде всего, необходимо на основе духовного опыта, на основе молитвенного обращения к Богу. Именно этим обусловлена необходимость чтения Священного Писания в молитвенном духе, молитвенном настрое. Основы духовного опыта явлены в Священном Предании Церкви и переданы нам святыми отцами. Именно отношением к Преданию Церкви, к святоотеческому наследию и отличаются православные группы по изучению Евангелия от похожих кружков в западных христианских исповеданиях. В связи с этим необходимо уточнить, что изучение Священного Писания в малых группах не является попыткой создания нового, своего толкования Слова Божия, отличного от учения Церкви. Здесь ставится совершенно другая задача — интерактивное обсуждение, личностное восприятие, богословская и нравственная рефлексия. Очевидно, что при изучении Священного Писания необходимо использовать святоотеческие толкования, но делается это в разных формах.
Первостепенным необходимым условием участия в евангельском кружке является вера в то, что то, что мы сейчас читаем и обсуждаем, — действительно является словом, сказанным Богом человеку и человечеству через пророков и апостолов. Только тогда можно понять текст Священного Писания, когда мы примем его как слова, сказанные Живым Богом.
Пока участники собираются, некоторое время должно пройти, чтобы все пришли в себя и отключились от той суеты, из которой они вырвались. Необходимо следовать рекомендации молитвослова перед утренними молитвами: "встав перед иконой, подожди, пока все чувства твои улягутся, и тогда начни молитву". Обычно это время тратится также на то, чтобы все подождали опаздывающих, попили чай, поделились новостями — горестями и радостями.
Священное Писание необходимо воспринимать и изучать в контексте Священного Предания, которым движет Святой Дух. Поэтому без обращения к Богу, без молитвенного настроя, изучение и осмысление Откровения вряд ли будет соответствовать тому смыслу, который заложен в Библию Богом как Автором. Таким образом, размышление — это не только и не столько въедливый анализ текста и стремление поспорить — пусть даже с самим собой — ради докапывания до некоей "истины", а стремление заглянуть в глубину своего сердца и обратиться к Богу с просьбой помочь нам понять Евангелие.
В обсуждении Евангелия участвуют все, ибо это есть проявление соборности, общий соборный духовный, молитвенный и жизненный ответ Богу на обращенное Им к человеку слово.
Если во время проведения встречи человек в своих размышлениях далеко отклоняется от церковного понимания читаемого отрывка, его следует направить на верный путь. Но не стоит говорить человеку: "Ты не прав", — это не только некорректно, но и может обидеть человека, и не факт, что он придет на занятие в следующий раз. Это будет тяжелым испытанием для совести ведущего.
Не стоит говорить о постороннем. Даже делиться жизненным опытом стоит именно как опытом следования Евангелию в своей жизни или жизни знакомых на конкретных жизненных примерах. Чтобы не перебивать друг друга, существует традиция обсуждения по кругу. К каждому участнику надо относиться не только с уважением, но и с чуткостью.
Варианты прочтения библейского отрывка могут быть разными: отрывок может прочесть ведущий или его помощник, ведущий может попросить кого-нибудь из участников, или кто-либо из участников может озвучить свое желание прочесть текст. Также отрывок может быть прочитан всеми участниками встречи по стиху — по очереди. Главное при чтении — не торопиться, читать "с чувством, с толком, с расстановкой", чтобы каждое слово отложилось в сердце и в сознании человека. Читать лучше по-русски. Чтение должно быть осмысленным — столь же осмысленным, как молитва.
После прочтения отрывка ведущему следует предложить участникам еще раз внимательно и вдумчиво прочитать текст самостоятельно, про себя, после чего сделать небольшую паузу, которую все проводят в тишине, молитве и осмыслении прочитанного. В течение встречи важно несколько раз возвращаться к повторному чтению отрывка или отдельных его частей.
Несколько правил обсуждения отрывка
Одно из главных и важнейших правил обсуждения — регламент. Ведущему стоит напоминать собравшимся о том, что евангельский кружок — это не театр одного актера, и что совесть каждого должна предписывать ему следить за временем своей речи.
Участники евангельского кружка высказываются в духе взаимного уважения, по кругу, говоря от сердца. Эта особенность проведения встреч делает недопустимым поучение одних членов кружка другими или кем-либо одним, в первую очередь — ведущим.
Неприемлемыми являются такие предпосылки участия, как желание "сказать, как правильно", "рассказать, как надо" и другие худшие проявления тоталитарного подхода к Богом данной свободе человеческой личности.
Часто встречающаяся ошибка начинающих ведущих — это поминутное обращение к молчащим участникам: "Ну скажи хоть что-то". Этого делать не стоит, ведь у каждого из участников свой психологический настрой, свой ритм духовной жизни.
После того, как все выскажутся, стоит направить дискуссию на обсуждение тех мыслей, которые только что были озвучены. Желательно, чтобы таких кругов обсуждения отрывка Священного Писания было несколько. Бывает очень полезным еще и еще раз вернуться к чьим-то рассуждениям, более всего затронувшим других членов группы. Нередко бывает, что в самых простых и незамысловатых словах человек вдруг слышит то, что "попадает в точку", дает ему ответ на его переживания.
Рекомендации ведущему, необходимые для начинающих
Самая главная рекомендация — не подменять собой Священное Писание, личность Христа. В этом смысле мирянину бывает гораздо проще вести кружок, чем священнику. Служение священника — это служение, в том числе церковного учительства, а ведущий-мирянин не отличается от других членов кружка, поэтому его функции могут сводиться к модерации дискуссии, контролю над правилами, соблюдением дружеской атмосферы, поддержанием молитвенного настроя.
Вторая важная рекомендация — не бояться пауз, а использовать их для внутренней молитвы, сосредоточения.
Принимая во внимание тот факт, что одной из целей начальной катехизации является научение вере и введение в традицию церковной жизни, организация кружков по изучению Библии для этих целей возможна после базовой катехизации (от одной до четырех бесед) как до, так и после принятия Таинства Крещения.
Принцип организации библейских групп (евангельских кружков) для целей длительной катехизации заключается в решении двух задач: 1) моделирование — насколько это возможно — итога осмысления веры, представлений о Боге и духовно-нравственного "созревания" участников группы к концу цикла (цикл встреч должен быть рассчитан на один год); 2) построение каждой встречи таким образом, чтобы интеллектуальный и духовный труд каждого члена кружка приводил его к необходимости еще больше вникать и в духовное осмысление, и в информативное изучение основ веры и церковной жизни.
Эти две задачи решаются, соответственно, 1) определенным логическим подбором читаемых и обсуждаемых библейских отрывков (об этом читайте в полной версии статьи на медиапортале www.media.otdelro.ru); 2) введением в годовую "программу" чтения и обсуждения Священного Писания определенных дидактических элементов — мероприятий, способствующих, во-первых, усвоению знаний участниками, во-вторых, выявлению ведущим группы того, насколько и каким образом церковная вера "впитана" участниками, в-третьих, более ощутимому введению членов кружка в обыденные аспекты приходской жизни — литургические и бытовые.
Таким образом, евангельский кружок становится местом кристаллизации новой части прихода, новой молодой общины. Участники евангельских кружков, или библейских групп, становятся друзьями, объединенными в Церкви вокруг Священного Писания.