Оптимальное количество людей на библейской группе — от 6 до 10 человек. Когда людей меньше — меньше возможность взаимообмена (хотя даже три человека могут весьма плодотворно почитать вместе Писание). Когда людей больше, то либо начинают высказываться самые активные, а остальные «выпадают», либо высказываются все, но теряется дисциплина, а вместе с ней — дух мира и спокойствия, либо дисциплина становится слишком жесткой, а обстановка напряженной, либо происходит стихийное деление на группки, обсуждающие что-то свое во время общего обсуждения. Все эти проблемы решаются с помощью разделения чрезмерно разросшейся группы на две. Для этого нужно подготовить второго ведущего и выработать алгоритм разделения.
Подготовка новых ведущих
Для того, чтобы разделиться на две группы, нужно как минимум два ведущих. Что делать, если ведущий только один? Нужно подготовить второго ведущего. Вторым ведущим или, для начала, помощником ведущего предлагается стать человеку, наиболее подходящему с точки зрения действующего ведущего. В человеке должна быть заметна любовь к Писанию, стремление исполнить заповеди на деле и умение думать — и просто думать, и размышлять над Писанием. Начитанность — дело наживное, поэтому на нее можно особого внимания не обращать.
Мы учимся обычно у кого-то. Поэтому после того, как мы поделились с человеком своими мыслями насчет того, что он мог бы быть ведущим, получили его согласие на это и благословение священника, можно включать человека в процесс подготовки к библейской группе. Т. е. встречаться, вместе прочитывать отрывок и вместе проходить все стадии подготовки:
- cовместную молитву о вразумлении и помощи Божьей в подготовке;
- разбор того, что может быть непонятно с точки зрения языка или культуры (ведущий делится своими источниками информации);
- связь с Ветхим Заветом (параллельные места);
- выделение для себя главных тем или главной темы отрывка и ключевых стихов, сначала самостоятельно, потом с помощью святоотеческих толкований;
- составление вопросов, которые позволят обратить внимание на тот или иной важный момент;
- продумывание того, как этот отрывок относится к нашей личной жизни, и делание выводов для себя;
- составление личных вопросов, которые побудят участников лично задуматься;
- совместное размышление над тем, как можно было бы завершить группу: какой проповедью или толкованием, может быть, определенными молитвами из сокровищницы православной гимнографии или определенными псалмами;
- распределение обязанностей по ведению группы, к которой основной ведущий и помощник готовились вместе;
- совместную молитву о помощи Божьей в ведении группы и о том, чтобы она была полезна для всех участников и Сам Христос присутствовал на ней по Слову Своему (Мф 18:20)
Обязанности можно распределить так: например, основной ведущий берет на себя знакомство, озвучивает правила группы, наблюдает за их соблюдением, озвучивает совместно придуманные вопросы к ключевым моментам текста и личные вопросы, а помощник берет на себя ответы на вопросы культурно-исторического толка, озвучивание в случае необходимости святоотеческих толкований и завершение группы (чтение толкования, объяснение, как молиться, раздача листочков с молитвами). В следующий раз распределение обязанностей может быть другим. Принцип — от меньшего к большему. Каждый раз помощник берет себе какую-нибудь новую функцию. Ведущий дольше всего удерживает за собой знакомство за чаем, но, наконец, наступает момент, когда он говорит за чаем, что «группу сегодня проведет Вася» и превращается на время данной встречи в рядового участника.
Очень важно, чтобы основной ведущий не перехватывал у «Васи» управление, если ему кажется, что что-то идет не так (и даже если не кажется). Помощник должен чувствовать свою ответственность и получать собственный навык ведения группы и «разруливания» трудных ситуаций. Все, что было сделано правильно, и все, что нужно улучшить, проговаривается после группы, причем именно в таком порядке и в такой форме. Для начала лучше спросить самого помощника, что, на его взгляд, было хорошо и что бы он улучшил или сделал по-другому. Потом можно озвучить свою точку зрения, причем начать тоже с того, что было хорошо. Это нужно для того, чтобы не давать помощнику повода впасть в уныние, если что-то происходит не идеально.
После полной передачи помощнику управления группой на одной из встреч можно какое-то время чередоваться: неделю — ведущий, неделю — помощник. После месяца жизни в режиме чередования можно констатировать, что у группы появился второй ведущий, — все готово для того, чтобы в случае необходимости разойтись на две группы.
Как разделиться на две группы
Самый простой вариант — если помещение, в котором вы собираетесь, достаточно велико (зал), чтобы в одном его углу разместилась одна группа, а в другом — другая и они могли обсуждать отрывок одновременно, не мешая друг другу. Аналогичным образом проблема решается, если в вашем распоряжении две небольших комнаты. Этот сценарий реализован в молодежной общине «АГАПА». В этом случае соблюдается порядок действий.
- Все вместе собрались, попили чай, если есть новые люди, ведущий провел знакомство всех по кругу, если нет новых людей, просто все пообщались, поделились, как прошла неделя
- Все вместе помолились перед чтением
- Разошлись по разным углам (комнатам)
- В течение четко оговоренного времени (1 час, например) каждая группа читает и обсуждает отрывок самостоятельно
- Группы снова сходятся и делятся тем, что у них происходило. Это можно осуществить как минимум в двух формах:
— все сидят в кругу, и каждый говорит, что лично он вынес из этого чтения и обсуждения («последний круг»);
— от каждой группы выбирается «докладчик», который делает краткий обзор того, что обсуждалось в группе и какие мысли звучали. «Докладчика» лучше выбрать заранее, чтобы у него была возможность что-то записывать во время обсуждения
- Все вместе молятся после чтения Писания
Ситуация осложняется, если у вас только одно небольшое помещение. Здесь могут помочь либо встречи у кого-то дома, либо встречи в разные дни недели. Если речь идет о встречах у кого-то дома, то лучше, чтобы одна группа встречалась в храме, а другая — в тот же день у кого-то дома. Раз в месяц дислокация меняется: те, кто встречался в храме, начинают встречаться на дому, те, кто встречался дома, переходят в храм. Впрочем, если у группы хорошие, тесные отношения со священноначалием и есть священник, который занимается молодежью помимо этих встреч, приветствуя и эти встречи тоже, можно встречаться только на дому, как это происходит в Красноярске.
Для сохранения единства группы могут раз в месяц встречаться и вместе:
- читать очередной отрывок;
- перечитывать то, что было прочитано по отдельности, делиться тем, что они вынесли из этих отрывков во время чтения, мыслями, которые возникли позже, и тем, как удается или не удается воплощать это в жизнь;
- углубленно обсуждать какую-нибудь тему, связанную с прочитанными отрывками, над которой хочется подумать еще;
- другое…
Если сплоченная группа делится на две части, это может вызвать сопротивление, потому что группа хочет сохранить единство. Здесь важно не делать резких движений. Во-первых, можно начать проговаривать необходимость изменений заранее. Можно предложить группе реализовать один из предложенных выше сценариев и «посмотреть, как пойдет». Важно обратить внимание группы, что на сохранение единства будут работать общие ежемесячные встречи, в ходе которых обязателен как момент неформального общения, так и объединяющие «круги», в ходе которых участники отвечают на какой-нибудь один вопрос. Если за месяц в группах появились новички, обязателен момент знакомства по кругу. Еще одним противоядием против распадения группы на две может быть ежемесячная смена состава групп за счет жеребьевки. Т. е. ежемесячно на общей встрече каждый тянет листок, где написано, будет он читать в этом месяце Евангелие в группе А или в группе Б.
К сожалению, если группы начинают читать разные библейские книги при разном составе участников и при этом они не объединены никаким другим общим делом, то можно констатировать, что скоро это будут две разные группы. В этом нет ничего страшного, если между участниками групп отсутствует антагонизм. Для сохранения общения между группами можно раз в месяц встречаться за Литургией (если люди ходят в разные храмы) и после этого либо просто общаться за чаем, либо разбирать какую-нибудь интересующую всех тему или библейский отрывок, который выбирается заранее либо ведущими, либо всеми вместе. В любом случае, общение между разными группами может только пойти всем на пользу. Но если участникам «материнской» группы принципиально важно сохранение единства, по этому пути лучше не идти.
Умножение количества групп в храме или в молодежном клубе с помощью подобного почкования совершенно нормально и позволяет включить в совместное размышление над Писанием большее количество людей так, что не страдает качество. В общине и клубе сохранится внутреннее единство, если группы собираются вместе для общего дела: в первую очередь на Литургии, а во вторую — для дел милосердия, миссии, христианского просвещения. В этом случае даже разные группы с разным составом и читающие разные библейские книги будут чувствовать свою общность друг с другом.