В статье разбирается одна из самых трудных для понимания заповедь блаженств.
«Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими» (Мф 5:7).
Многообразие толкований
Седьмое блаженство обращено к миротворцам: когда окончательно восторжествует Царство, Бог назовет их Своими сынами. Кого же Христос имеет в виду, говоря эти слова? Прежде всего на ум приходит образ «мирных» людей, которых Александр Сергеевич Пушкин в одном из писем выразительно назвал «людьми благоволения». Они —стараются жить в мире и согласии с другими, исполняя завет апостола Павла: «Будьте единомысленны, мирны, — и Бог любви и мира будет с вами» (2 Кор 13:11). Однако тихих и спокойных людей, которые всячески стараются избежать конфликтных столкновений, — следовало бы отнести к числу тех, кого Христос в Евангелии называет «кроткими».
Тогда, быть может, речь идет о пацифистах, которые протестуют против войн, против насилия, борются против разжигания конфликтов и розни? Но в Нагорной проповеди говорится не о том, чтобы жить в мире или бороться за мир, но чтобы его «творить».
Многие могут здесь подумать о «миротворческих силах», о «примирителях». Действительно, в древности этим словом называли земных правителей, которые своей властью и военной силой заставляли народы сосуществовать в мире. Во времена Иисуса Христа таким усмирителем войн был Рим, после того как императору Августу посредством военных побед удалось навязать своим подданным так называемый «римский мир» (Pax Romana). В знак наступления новой эры в столице империи был воздвигнут знаменитый алтарь мира (Ara Pacis Augustae).
Однако при том, что действия пацифистов и «примирителей» по сути своей не противоположны тому, о чем говорит Спаситель, евангельское блаженство подразумевает нечто иное. Подлинным миротворцем является не тот, кто устанавливает мир, усмиряя враждующих, а тот, кто разрушает саму вражду. В этом смысле апостол Павел говорит о том, что Христос Своим Крестом уничтожил вражду (Еф 2:16).
Миротворцы буквально «творят» мир точно так же, как пекарь выпекает хлеб, как гончар создает вазу, как скульптор ваяет статую. Они настолько возлюбили мир, что готовы ради него пожертвовать собственным покоем, благополучием и даже своей жизнью.
Слово «миротворец» ни разу не встречается в других книгах Священного Писания, однако существуют близкие по смыслу выражения. Например, в древнегреческом переводе Книги Притч есть остроумная присказка: «Кто мигает глазами, тот причиняет досаду, но тот, кто смело судит, приносит мир» (Притч 10:10). Дело мира требует отваги, дерзновения. А в Библии примирить враждующих считается одним из главных дел милосердия. Лучшее, что человек может совершить для других, это помочь им жить в мире и взаимопонимании. Недаром в Евангелии блаженство миротворцев тесно связано с «новой» заповедью о братской любви к ближнему. Вот почему дарованное им обетование в точности повторяет слова этой заповеди: «Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым» (Лк 6:35). Тем самым Христос говорит ученикам: «Вы становитесь воистину сынами Всевышнего, когда прощаете врагов, когда даете, ничего не ожидая взамен».
В этом смысле блаженство миротворцев — это блаженство Церкви. В разные эпохи, включая времена не столь отдаленные, лучшие сыны Церкви выступали в роли арбитров мира в междоусобицах и гражданских войнах. Насколько такое служение бесценно, становится особенно понятным в те моменты, когда таких посредников не оказывается рядом. Разумеется, и сегодня быть миротворцем — это главное призвание христиан, даже когда речь идет о самых неявных, частных, малозначимых распрях.
Мир как дар
Слово «мир» в Библии тесно связано с такими словами, как милость, правда, благодать, примирение, умилостивление. Например, апостол Иаков говорит: «Плод же правды в мире сеется у тех, которые хранят мир» (Иак 3:18). В Нагорной проповеди миротворцы представлены как продолжатели дела Бога-Отца, который в Своем Сыне сотворил мир между людьми. Более того, по слову апостола Павла, Христос Сам становится миром нашим. (Еф 2:14). Поэтому христиане, которые несут другим мир Христа, справедливо названы «сынами Божиими», ибо являются наследниками истинного Миротворца — Самого Господа.
В Священном Писании часто говорится о «мире Божием» (Флп 4:7) и еще чаще о «Боге мира» (Рим 15:33). В данном случае слово «мир» указывает не только на то, что Бог творит, но и на то, кем Он является. Почти все древние религии говорят о сообществе божеств, которые живут в непрестанной вражде (например, вавилонские и греческие космогонии). В еретическом учении гностиков также нет ни единства, ни мира между небесными эонами и материальный мир своим возникновением обязан очередному конфликту в высших мирах.
Это сравнение позволяет увидеть величие откровения Пресвятой Троицы как совершеннейшего единства любви во множественности ипостасей. В одном из церковных песнопений о Боге-Троице говорится как о «пучине мира». Это не только красивый поэтический образ. Созерцая икону Живоначальной Троицы преподобного Андрея Рублева, люди бывают более всего потрясены красотой и ощущением сверхчеловеческого мира, который исходит от нее. Иконописцу удалось посредством красок передать духовный завет Преподобного Сергия Радонежского: «Препобеждать ненавистую рознь мира сего, взирая на Пресвятую Троицу».
Псевдо-Дионисий Ареопагит всячески превозносит этот мир свыше, ибо для него мир, как и любовь, становится одним из «имен Божиих». Когда Христос говорит ученикам: «Мир Мой даю вам» (Ин 14:27), Он предает им то, Кем Он является.
Существует прямая связь между миром как даром свыше и Духом Святым, поэтому их символом является горлица. Таким образом, блаженство миротворцев состоит не столько в том, что они созидают вокруг себя мир, сколько в том, что они становятся посредниками, то есть передают мир Божий, мир Христов, «который превыше всякого ума» (Флп 4:7).
13 сентября 2012