Выпуск пятый: Храни благоразумие и рассудительность

Татьяна Зайцева

Бывший редактор библейского раздела портала «Предание». Последовательный и искренний фанат Священного Пис

Ветхий Завет. Книга Притчей Соломона, сына Давидова. Глава 3

19 Господь премудростью основал землю, небеса утвердил разумом;

20 Его премудростью разверзлись бездны, и облака кропят росою.

21 Сын мой! не упускай их из глаз твоих; храни здравомыслие и рассудительность,

22 и они будут жизнью для души твоей и украшением для шеи твоей.

23 Тогда безопасно пойдешь по пути твоему, и нога твоя не споткнется.

24 Когда ляжешь спать, — не будешь бояться; и когда уснешь, — сон твой приятен будет.

25 Не убоишься внезапного страха и пагубы от нечестивых, когда она придет;

26 потому что Господь будет упованием твоим и сохранит ногу твою от уловления.

27 Не отказывай в благодеянии нуждающемуся, когда рука твоя в силе сделать его.

28 Не говори другу твоему: «пойди и приди опять, и завтра я дам», когда ты имеешь при себе.

29 Не замышляй против ближнего твоего зла, когда он без опасения живет с тобою.

30 Не ссорься с человеком без причины, когда он не сделал зла тебе.

31 Не соревнуй человеку, поступающему насильственно, и не избирай ни одного из путей его;

32 потому что мерзость пред Господом развратный, а с праведными у Него общение.

33 Проклятие Господне на доме нечестивого, а жилище благочестивых Он благословляет.

34 Если над кощунниками Он посмевается, то смиренным дает благодать.

(Притч. 3:19-34)

______________

  • На какие места из отрывка отзывается ваше сердце?
  • Что он обещает, от чего предостерегает, что заповедует?
  • Каковы основные мысли этого отрывка? Обсудить


Открытость мудрого

Говоря о мудрости, автор Книги Притчей постоянно напоминает об открытости, которая свойственна мудрому человеку. Такой человек полностью полагается на Бога, полностью открыт Ему — и потому не знает страха (ст. 23 – 26). Он открыт также своему ближнему — и не отказывает в помощи тогда, когда может помочь (ст. 27 – 28). Он не ищет ссор и распрей: его жизнь достаточно полна для того, чтобы не пытаться восполнить её за чужой счёт (ст. 29 – 30). Но при всей своей открытости мудрый человек вовсе не готов и не собирается следовать за большинством на зло, даже если, по меркам мира сего, такой выбор и мог бы показаться выгодным (ст. 31 – 32). Он открыт, но у него есть внутренний стержень.

  • Открыто ли ваше сердце Богу? А ближнему?
  • Насколько полна ваша жизнь?Вы можете поделиться своими мыслями в комментариях.


Успешность и целеустремленность

Всё это вновь возвращает нас к пониманию мудрости как пути, пути праведности, который охватывает всю жизнь человека. Важными условиями этого пути являются здравомыслие (тушия) и рассудительность (мезима), которые было бы правильней перевести как успешность и целеустремлённость. Тушия-здравомыслие в оригинале означает благоразумие и предусмотрительность, мезима-рассудительность  помимо упомянутых выше значений связана ещё с представлением о правильно поставленной цели. Казалось бы, речь идёт о чисто житейской мудрости, об умении правильно оценить ситуацию, составить адекватный план и целенаправленно стремиться к его осуществлению, то есть о всем том, чему учат, например, книги по бизнесу. Но это лишь внешняя сторона дела. В конечном счете, здесь речь идёт об адекватном видении всякой жизненной ситуации. И об адекватном поведении в этой конкретной ситуации. О практике жизни. Притом о такой практике, которая предполагает упование на Бога, полное предание себя в волю Божью (ст. 26).

Тут мало одной человеческой предусмотрительности. И одной человеческой целеустремлённости тоже. Важно научиться видеть каждую ситуацию глазами Бога. Не так, конечно, как Он Сам её видит, но настолько, насколько Его видение и Его взгляд доступны человеку. А для этого главной целью должен быть Сам Бог. Не какие-то Его образы или богословские схемы, а Он Сам. Таким, каким Он открывается человеку. А Он так или иначе открывается каждому — хотя бы как то дыхание жизни, без которого человека нет. Вот с осознания этого дыхания, этого Божьего присутствия в человеке, и начинается подлинное видение и истинное целеполагание. И целеустремлённость тоже.

Целеустремлённость качество духовное, а не чисто психическое. Это вопрос воли, вопрос тех конкретных намерений и мотивов, которые определяют жизнь человека. А воля — основное в человеке. То, к чему человек (или даже Бог) устремляет свою сознательную волю, формирует его как личность и одновременно является ее выражением и тем, что человек думает о себе. Поэтому воля – феномен  духовный. Даже самая обычная, житейская целеустремлённость связана с духовным состоянием человека. А человеческая воля, её сила и цельность определяются как раз мерой осознания того Божьего присутствия, которое определяет жизнь человека. Бог, сохраняющий ногу человека от попадания в ловушку (ст. 26) — не аллегория, а реальность. Так же, как и спокойный сон даже во время опасности (ст. 24). Осознание реальности Божьего присутствия, определяющего жизнь человека, действительно дарит человеку тот внутренний мир, который, помимо прочего, даёт возможность и спокойного сна.

  • Ставите ли вы себе какие-то цели?
  • К чему устремлена ваша сознательная воля?
  • Что это говорит о вас?Обсудить

Наша воля и воля Божия

Но одного внутреннего мира мало. Он нужен, чтобы осознать ту конкретику Божьей воли, которая должна определить всю жизнь человека, стремящегося встать на путь праведности. Осознать Божий призыв, непосредственно обращённый к человеку в данное мгновение. С тем, чтобы каждый шаг человека соответствовал бы воле Божьей о нем в этот момент. Иначе не получится: праведность — дело не человеческое. Для человека она — не свойство и не качество, для человека она — состояние, которое трудно обрести, но легко утратить. Обретается состояние праведности через осознанное соотнесение своей воли с волей Божьей. Через то, что иногда называют просто преданием себя в волю Божью. Это происходит на уровне конкретных намерений и мотивов — ведь именно конкретные намерения определяют конкретные поступки. Тогда и целеполагание становится тоже осознанным и человек осознаёт каждую ситуацию так, как её видит Бог.

Конечно, даже праведный человек осознает ситуацию не в масштабах вселенной и не в перспективе вечности — такого понимания человеку обычно не требуется, поэтому Бог ему это и не открывает. Но в контексте происходящего здесь и сейчас полнота Божьего видения ситуации для человека может быть доступна. Это и есть подлинное видение. Для человека, которому такое видение даётся, его собственные планы относительно той или иной ситуации, равно, как и собственные его решения, оказываются неотделимы от открывшегося видения. Не потому, что Бог человека к чему-то принуждает, а потому, что увидеть ситуацию Божьими глазами можно лишь в Божьем присутствии. И для того, чтобы это присутствие не потерять, чтобы Бог не оставил человека, действовать тоже надо сообразно Божьему плану — так рождаются подлинная целеустремлённость и подлинная успешность. Неотделимые от мудрости и от пути праведности.

  • Ощущаете ли вы Божье присутствие, когда строите планы и устанавливаете цели? Помните ли о нем?
  • Насколько ваши цели и планы вытекают из видения ситуации глазами Бога?
  • Что нового, важного для себя вы поняли из сегодняшнего отрывка и комментария?

 Вы можете поделиться своими мыслями в комментариях.


Молитва. Из службы Утрени четверга

Cедален Феодора Студита, глас 2

Чистоты сый источник, / постом соблюди нас Милостиве, / призри на ны Тебе припадающия, / вонми воздеянию рук наших, / прострый длани Твои на Древе / распинаемь о всех земнородных, / безплотных едине Господи.   Чистоты истинный Источник! / Постом сохрани нас, Милостивый, / взгляни на нас, к Тебе припадающих, / внемли возношению рук наших, / простерший длани Твои на Древе, / распинаемый за всех, рожденных на земле, / единый Господь Бесплотных.
Слава, тойже.   Слава: повторяем то же.
И ныне, Крестобогородичен. Подобен: Дева и Мати Твоя Христе, / на Древе зряще Тя мертва простерта, / плачущи горце, Сыне Мой, глаголаше, / что страшное сие таинство? / Всем даруяй жизнь вечную, / волею на Кресте како умираеши / смертию поносною?

 

  И ныне, Крестобогородичен: Дева и Матерь Твоя, Христе, / на Древе Тебя видя простертым, мертвым, / с плачем горьким восклицала: / «Сын Мой, что это за страшное таинство: / всем дарующий жизнь вечную, / как Ты на Кресте добровольно умираешь / смертию позорною?»

 

Трипеснец Феодора Студита

Ирмос: Нощи прешедшей, приближися день, / и Свет миру возсия, / сего ради хвалят Тя Ангельстии чини, / и славословят Тя всяческая.   Ирмос: Вот, ночь прошла и приблизился день, / и свет миру воссиял: / потому воспевают Тебя полки Ангелов, / и славословят Тебя, Христе Боже.
Ты на месте лобнем / плотию распятися изволил еси, едине Безсмертне, / человеческий род обезсмертствуя, и возображая Господи.   Ты на Лобном месте быть распятым плотию благоволил, / единый Бессмертный, / род человеческий оделяя бессмертием / и преображая, Господи.
Страсти Твоея досаду, тварь зрящи / вся пременяшеся, Господи, / иудейскаго рыдающи убийства, / но претерпел еси спасти всяческая.   Видя глумление над Тобой во время Твоих страданий, / все творение изменялось, Господи, / рыдая о совершенном Иудеями убийстве; / но Ты их претерпел, чтобы спасти все.
Слава, Троичен: О Троице Всесвятая! / Ты наше служение, / Ты и прибежище и держава, / в Естестве едином Тя воспевающим, / очищение прегрешений низпосли.   Слава, Троичен: О Троица Всесвятая! / Тебе — наше служение, Ты и прибежище, и крепость нам; / Тебя в Естестве едином воспевающим / милостивое прощение их согрешений ниспошли.
Богородичен: Многоименитая Отроковице, радуйся Богородице, / ковчеже, и стамно и трапезо, / светоносный свещниче, огнезрачная купино, / горо Божия присенная.   Богородичен: Многими именами нареченная Отроковица, / радуйся Богородица! / Ковчег, и сосуд с манной, и трапеза, / светоносный светильник, огневидный терновый куст, / гора Божия тенистая.
Слава Тебе Боже наш, слава Тебе.   Слава Тебе Боже наш, слава Тебе.
Миру и сущим в мире радоватися прирекшии, / ныне яко Христу сраспинаеми, / претерпим досаду, ругание, / и другая, да с Ним прославимся.   Мир и то, что в мире некогда / с радостью приветствовавшие, / ныне, как распинаемые со Христом, / претерпим дерзость, осмеяние, и прочее, / чтобы с Ним прославиться.
Ирмос: Нощи прешедшей, приближися день, / и Свет миру возсия, / сего ради хвалят Тя Ангельстии чини, / и славословят Тя всяческая.

 

  Ирмос: Вот, ночь прошла и приблизился день, / и свет миру воссиял: / потому воспевают Тебя полки Ангелов, / и славословят Тебя, Христе Боже.
Ирмос: В купине Моисею, Девы чудо, / на Синайстей горе Прообразившаго иногда, / пойте, благословите / и превозносите во вся веки.   Ирмос: В терновом кусте Моисею / чудо Девы Прообразовавшего / некогда на Синайской горе, / пойте, благословляйте и превозносите во все века!:
Тернием венчався, и во одежду от порфиры оболкся, / явился еси краснейший Христе, добротою / паче всех сынов человеческих, славою облиставая.   Тернием увенчанный / и в одежду из порфиры облеченный, / явился Ты прекраснейшим, Христе, / красотою высшим всех сынов человеческих, / славою блистающим.
Желчь и оцет пия, / две струи проливаеши, живота и нетления, / из Божественных Твоих ребр, верою Тя поющим, / и славословящим Христе во вся веки.   Желчи и уксуса испив, / две струи Ты изливаешь — жизни и нетления, — / из Божественных Твоих ребр, / с верою воспевающим Тебя, Христе, / и славословящим во все века.
Благословим Отца и Сына, и Святаго Духа, Господа.   Благословим Отца, и Сына, и Святого Духа, Господа.
Троичен: Божество едино Троице, / неразделимое Естество, раздельная же Лицы, / негиблющая державо, Отче, Сыне и Душе, / Тя песнословим во вся веки.   Троичен: Божество единое, Троица, / нераздельное Естество, но разделяемое по Лицам, / непреходящее владычество, Отче, Сын, и Дух, / Тебя мы славим в песнях во все века.
И ныне и присно, и во веки веков, аминь.   И ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь.
Богородичен: Богородительнице Чистая, / небесная двере, спасительная врата, / всех христиан моление приими, / Тебе блажащих во вся веки.   Богородичен: Божия Родительница Чистая, / небесные врата, спасительная дверь! / Всех христиан моления принимай, / блаженной именующих Тебя во все века.
Слава Тебе Боже наш, слава Тебе.   Слава Тебе Боже наш, слава Тебе.
Кресте скиптре Христов, Церкве роге, / царей победо, хранителю христиан, / ты еси просвещение мое, / ты и похвала моя во вся веки.   Крест, скипетр Христов, / Церкви мощь, царей победа, / хранитель христиан, ты — просвещение мое, / ты и похвала моя во все века.
Хвалим, благословим, покланяемся Господеви, поюще, и превозносяще во вся веки.   Хвалим, благословляем, поклоняемся Господу, воспевая и превознося Его во все века.
Ирмос: В купине Моисею, Девы чудо, / на Синайстей горе Прообразившаго иногда, / пойте, благословите / и превозносите во вся веки.

 

Ирмос: В терновом кусте Моисею / чудо Девы Прообразовавшего / некогда на Синайской горе, / пойте, благословляйте и превозносите во все века!
Ирмос: Чистую и Пречистую / Матерь и Деву / песньми песней, вси вернии, / благочестно яко Богородицу величаем.   Ирмос: Чистую и Непорочную Матерь и Деву, / пением песней, все верные, / благоговейно как Богородицу величаем.
На Древе распеншуся Ти тварь колебашеся, / Бог сый пострадал еси плотски, / за благоутробие щедрот, да спасеши нас.   При Твоем распятии на Древе / творение содрогалось: / Ты, Бог истинный пострадал во плоти / по сострадательности сердца Своего, / чтобы спасти нас.
Креста Твоего Господи, сила великая, / ибо образующе сего в себе, / абие демонов крепость отражаем.   Велика сила Креста Твоего Господи: / ибо, его изображая на себе, / мы тотчас демонов силу отражаем.
Слава, Троичен: Единице Триипостасная, Троице единственная, / господоначалие, Естество равнославное, / Отче, Сыне, и Божественный Душе, / спаси всех нас.   Слава, Троичен: Единица в трех Ипостасях, / Троица единственная, Верховное владычество, / равное славою Естество: / Отец, Сын, и Божественный Дух, / спаси всех нас!
Богородичен: Радуйся очистилище миру Богородице, / в неже притекающе вси грешнии, / к Богу примирение присно обретаем.   Богородичен: Радуйся, умилостивление за мир, Богородица, / к которому прибегая, все мы, грешные, / с Богом примирение всегда обретаем.
Слава Тебе Боже наш, слава Тебе.   Слава Тебе Боже наш, слава Тебе.
Креста Твоего Господи, / Божественным могутством укрепи мя, / непорочное и чистое время поста, Тебе приносити.   Крестом Твоим, Господи, и меня укрепив, / даруй мне, Благой, / быть в силах исполнить время поста.
Ирмос: Чистую и Пречистую / Матерь и Деву / песньми песней, вси вернии, / благочестно яко Богородицу величаем.   Ирмос: Чистую и Непорочную Матерь и Деву, / пением песней, все верные, / благоговейно как Богородицу величаем.


Как сделать доброе дело?..

6 Вот пост, который Я избрал:

разреши оковы неправды, развяжи узы ярма,

и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо;

7 раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом;

когда увидишь нагого, одень его,

и от единокровного твоего не укрывайся.

Ис.58:6-7

Уже два дня вы молитесь об одиноких стариках. Если вы сочувствуете им, у вас есть возможность не только молиться, но и войти в жизнь одиноких стариков и старушек своей любовью и участием и дать почувствовать людям, живущим в домах инвалидов,  ветеранов, домах престарелых, что они не одинокие, не брошенные, не забытые всеми, что они кому-то нужны. Это можно сделать разными способами с помощью фонда «Старость в радость».

Поздравление с днем рожденья

Представьте, что у вас день рожденья. И за целый день ни одна живая душа не вспомнила о вашем существовании. Как вы себя будете чувствовать? Наверно, очень грустно и одиноко А представьте, что в этот день ваш почтовый ящик забит открытками, телефон смсками, а стены в Контакте и Фэйсбуке сплошь усыпаны добрыми пожеланиями. Совсем другое дело, правда? Именно поэтому каждый месяц фонд призывает всех желающих писать поздравления бабушкам и дедушкам, у которых в этот месяц день рожденья. Открытка с теплыми словами ни к чему вас не обяжет, но подарит крупицу радости одному человеку. Сообщить о своем желании поздравить бабушку или дедушку с днем рожденья можно в этой теме в Контакте. Не забудьте открыть личку для получения сообщений от не друзей.

Регулярная переписка

Конечно, радостно, когда тебя поздравило с днем рожденья несколько человек. Но когда в течение всего остального года не с кем поговорить, радость меркнет. Поэтому фонд «Старость в радость» призывает всех «увнучеряться» одиноким старикам в домах престарелых. У вас появится приемная бабушка или дедушка, а у бабушки или дедушки появится приемный внук. «Внуки по переписке» берут на себя ответственность писать «своим» дедушкам или бабушкам не реже раза в месяц. Здесь можно посмотреть фотографии и истории тех бабушек и дедушек, которым еще никто не пишет.

Как начать переписку: Если Вы хотите получить адрес одинокой бабушки или дедушки:

1) зарегистрируйтесь на сайте

2) отметьтесь в соответствующей теме на форуме.

3) если в фотоальбоме с одинокими стариками есть фотографии без комментариев, оставьте комментарий со своими координатами

4) ждите письма, и скоро координатор переписки пришлет вам адрес. Советы по переписке.

Отправка продуктовых посылок

Общение в нашем мире – огромная ценность. Но иногда его недостаточно. Например, когда живешь один в деревенском доме,  пенсия маленькая, 5-6 тысяч. На эти деньги надо и за свет заплатить, и лекарства приобрести, и поесть. А иногда нужно купить что-нибудь из одежды. Они часто не могут дойти до магазина, а родственников у них нет или они далеко. Например, вот история одной из таких бабушек: «Болотова В.В. Ёе знает очень хорошо сам директор, т.к. рядом живут. С мужем её работал одно время.  Они приехали  в 90-хх в те края. Сначала жили в глухой деревне, а потом  переехали в посёлок, где попроще жить и дрова не нужны.  Муж умер от инфаркта. Сын, поздний. Алкоголик. Остался жить-пить в той глухой деревне, к ней не ездит. У неё одна радость осталась- белая собака! Очень больные ноги у неё. Директор сам её вывозит в деревню на лето, чтобы на воздухе побыла. Душа-то у неё сельская Рада будет всему, любой посылке!» Таким бабушкам и дедушкам нужны продуктовые посылки. Фонд «Старость в радость» ищет людей, готовых протянуть руку помощи таким одиноким старикам. Если вы — такой человек, напишите об этом координатору Марине на matyuhinamn@gmail.com и она даст вам адрес. Также в этом вопросе фонд стремится к сотрудничеству со школами. Может быть, школе, где учатся ваши дети, это окажется интересным. В приложении — обращение к школам от директора фонда Лизы Олескиной.

Предыдущие выпуски:

Выпуск первый: Начало премудрости — страх Господень

Выпуск второй: Премудрость возглашает на улице

Выпуск третий. Господь дает мудрость

Выпуск четвертый: Надейся на Господа всем сердцем твоим



Здесь можно посмотреть свои, а так же ответы желающих

Поделиться в соцсетях

Подписаться на свежие материалы Предания