Выпуск девятый: Вифлеем открыл Эдем

Здравствуйте, дорогие братья и сестры!
Продолжаем нашу рассылку. Сегодняшняя тема - грехопадение и протоевангелие.

Своими размышлениями с вами поделится бывший главный редактор Предание.ру, ныне ректор библейского колледжа "Наследие" Владимир Стрелов.

Книга пророка Михея, глава вторая

2 И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных.
3 Посему Он оставит их до времени, доколе не родит имеющая родить; тогда возвратятся к сынам Израиля и оставшиеся братья их.
4 И станет Он, и будет пасти в силе Господней, в величии имени Господа Бога Своего, и они будут жить безопасно, ибо тогда Он будет великим до краев земли.
5 И будет Он мир. 

Блеск и величие городов

Когда оказываешься в столицах, часто можно услышать такие выражения: коренной москвич, петербуржец в четвертом поколении... Личность отступает на второй план перед величием места. Некоторые города получили такую известность, что вызывают стойкие ассоциации: "вечный город" - это о Риме, "город богатства и греха" - о Вавилоне, "центр мира" - о Иерусалиме. 

Но сегодня мы поговорим о городе, который, хотя и имел древнюю историю, не мог похвастаться ни численностью населения, ни значительным политическим влиянием. За свои более чем три с половиной тысячи лет он удостоился всего нескольких упоминаний в Библии.

В древности он назывался просто "плодородным полем", и его история связана уже с праотцами (недалеко от него находится место, в котором, по иудейскому преданию, была похоронена Рахиль, жена Иакова-Израиля). Здесь разворачивается действие книги Руфь, замечательное повествование о женской дружбе и взаимной поддержке, о доверии Богу, устраивающему браки верующих. Это место рождения царя Давида, и место его помазания на царство пророком Самуилом. Тем не менее, он стал всемирно известен благодаря одному-единственному моменту в своей истории.

Все эти факты связаны с Вифлеемом. Да-да, с городком, чье население и сегодня не превышает пятидесяти тысяч человек, но которому было уготовано стать вторым по значимости паломническим центром после Иерусалима.

 Нам нужны пророки Ветхого Завета

Значимым этот город стал благодаря пророку Михею, который жил за восемь веков до Рождества Христова и был призван на служение Богом в Южном, Иудейском царстве. 

Михей был "неудобным" пророком. Он обличал власть имущих, не щадя ни современных ему олигархов, ни правительство, ни священноначалие, обвиняя их в неправедной наживе, в ложной самоуспокоенности и даже прямой измене Богу. 

Он возбуждал совесть народа, утверждая, что посещение храма, многочисленные жертвы неугодны Богу, если они не сопровождаются заботой о справедливости и страхом Божиим:

"С чем предстать мне пред Господом, преклониться пред Богом небесным? Предстать ли пред Ним со всесожжениями, с тельцами однолетними? Но можно ли угодить Господу тысячами овнов или неисчетными потоками елея? Разве дам Ему первенца моего за преступление мое и плод чрева моего — за грех души моей?» О, человек! сказано тебе, что́ — добро и чего требует от тебя Господь: действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно ходить пред Богом твоим". (Мих. 6:6-8)

Михей настолько убедительно пророчествовал о грядущем разрушении Иерусалима, что даже вызвал всенародное покаяние и покаяние царя. При этом мы не знаем, был ли он как-то церковно "рукоположен" во пророки; один из комментаторов считает, что он был просто сельским старостой или городским головой. Сборник его пророчеств состоит из трех частей, где обличения чередуются у утешениями.

За прошедшие века многое изменилось, но Бог и Его справедливость остались прежними. Эти ветхозаветные тексты сегодня как никогда актуальны. Если в практику церковной жизни вновь войдет серьезное изучение пророков Ветхого Завета (как это было в первые три века истории Церкви), Церковь как сообщество сможет очиститься и от внутренних болезней, и вновь стать маяком правды и истины для окружающих.

        ??? Есть ли что-то в вашей жизни, что необходимо исправить с точки зрения элементарной справедливости, прежде чем заниматься высоким богословием Нового Завета?

Строки о Мессии

Среди прочих текстов Михея выделяется отрывок, который еще в ветхозаветные времена, как показывают евангелисты, рассматривался как пророчество о Мессии.

2 И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных.
3 Посему Он оставит их до времени, доколе не родит имеющая родить; тогда возвратятся к сынам Израиля и оставшиеся братья их.
4 И станет Он, и будет пасти в силе Господней, в величии имени Господа Бога Своего, и они будут жить безопасно, ибо тогда Он будет великим до краев земли.
5 И будет Он мир.  

Во втором стихе Бог, обращаясь к городу, говорит: хотя ты мал среди других городов, но ты удостоишься особой чести: из тебя произойдет Правитель Израиля, причем Правитель с большой буквы, Мессия, Который будет необычным человеком: Он ведет Свое происхождение от дней вечных. Отсюда в некоторых иудейских кругах появилась мысль о том, что Мессия существовал уже до сотворения мира, и потому не может быть обычным человеком. Казалось бы, от этой мысли один шаг - и вы христиане. Но так трудно сделать этот шаг; невозможно, если Сам Бог не вмешается.

Израиль, богоизбраный народ, созданный именно для того, чтобы в его среде родился Мессия, в массе не смог сделать этот шаг и принять Иисуса как Своего Господа и Спасителя. Это настоящая трагедия и судьба народа Израильского, не узнавшего своего Мессию, была непрестанной болью сердца для апостола Павла, апостола язычников (Рим.9-11). Он постоянно молился об обращении соплеменников.

      ??? А как вы относитесь к тому, что иудеи не приняли Христа? Да и просто к неверующим в Иисуса как Господа и Спасителя?

 В третьем стихе говорит пророк, что пусть людям кажется, что Бог их оставил - но так будет только до тех пор, пока не произойдет это рождение (рождество по церковно-славянски). Оно будет сопровождаться возвращением братьев к сынам Израиля.

Как это понять? 

Иудеи считают, что речь идет о возвращении из плена, и вождь, о котором идет речь, - это потомок Давида, князь иудейский Зоровавель. Правда, в таком случае понимать слова о его происхождении от дней вечных и из Вифлеема можно только в переносном смысле (Зоровавель родился в Вавилоне, - но можно сказать, что Бог издревле замыслил дать ему жизнь, а его малая родина - родина его отца, Давида, значит, Вифлеем). 

Христиане же этот стих понимают как предсказание о том, что во дни Мессии к сынам Израиля (каковыми были все непосредственные ученики Господа) присоединятся и оставшиеся братья из язычников. Возвращение при этом понимается не в смысле путешествия географического, а как покаяние, возвращение к древнему пути праведности. Это не метафора, у еврейского глагола шув действительно два значения. Именно в этом смысле евангелист Лука сообщает о деле Иоанна Крестителя: он "возвратит сердца отцов детям", т.е. дети вернулся на пути отцов, будут с их ревностью от всего сердца служить Богу (Лк.1:17)". Возвращение дает нам очень важное измерение в понимании покаяния. Для жизни, к которой призывает нас Бог, не нужно придумывать новый духовный путь, осваивать какие-то сверхсовременные технологии личностного роста: нам нужно всего лишь возвратиться к Богу с помощью Его Мессии, т.е. Христа. 

Четвертый стих и начало пятого стиха мы просто дадим в другом переводе (под ред. М.П. Кулакова):

4 Правитель Тот, когда явится,
станет печься о них,
как добрый пастырь будет заботиться,
с силой, от Господа исходящей,
от величественного имени Господа, Бога Его;
и будут жить они тогда в безопасности,
ибо величие Его будет признано во всех пределах земных,
5 и принесет Он мир.

Уже в этом пророчестве мы можем увидеть образ Иисуса как Доброго Пастыря (ср. Евангелие от Иоанна 10 гл.). Его часто представляли как беспощадного Судию, Господина, чуждого слабому человеку, только и ждущего, чтобы наказать за проступки. Но по вдохновению свыше Михей, сам достаточно суровый человек, рисует нам образ Мессии как пастуха, того, кто охраняет, кормит, лечит, ведет за собой и готов защищать своих овец.

При этом именно через Него величие Божие станет всем очевидным, и Он принесет всем долгожданный мир (с Богом, с людьми, с самим собой).

??? А как вы представляете себе Бога Отца, Господа Иисуса? Как вам кажется, какой у Бога характер, интересы, цели? Что вам об этом говорят Евангелия?

И снова Вифлеем

Всего несколько строк пророчества, но слышавшие и изучавшие его поняли, что речь у Михея идет именно о Мессии, и родится он в Вифлееме. Именно поэтому туда и направили волхвов,  когда они спрашивали в Иерусалиме о родившемся Царе Иудейском.

Благодаря нескольким неделям пребывания в нем святого семейства Вифлеем стал вторым по значимости городом Святой Земли. Вифлеем неразрывно связан с образами Младенца Иисуса, Марии и Иосифа.

 Но нам сегодня не обязательно ехать в Вифлеем, тем более не обязательно становиться коренным вифлеемлянином, чтобы приобщиться святому Семейству или пережить особую святость места. Когда к старцу Николаю Гурьянову пришли с предложением посетить Святую Землю, он привел благотворителей к алтарю и сказал: "Здесь мой Вифлеем и моя Голгофа". Для него было важно не место, а встреча с живым Богом. И эта встреча часто происходит как возвращение на такой древний и такой простой путь, о котором говорит Михей в остальной части своей книги.

приведем также некоторые из песнопений службы Рождества, где упоминаемся Вифлеем.

Стихиры первого часа

Вифлееме, уготовися, / благоукраситеся, ясли, / вертепе, приими: Истина прииде. / Сень мимотече, и Бог человеком от Девы явися, / вообразився якоже мы и обожив плоть. / Тем Адам обновляется, со Евою зовуще: / на земли благоволение явися спасти род наш.

Вифлеем, готовься, / да устраиваются ясли; / пещера, принимай: Истина пришла. / Тень пробежала, и Бог человеком от Девы явился, / приняв образ подобный нам и обожив то, что принял. / Потому Адам обновляется, с Евою восклицая: / «На земли благоволение явилось, чтобы спасти род наш!»

Ныне пророческое прорицание исполнитися грядет, / тайно глаголющее: / и ты, Вифлееме, земле Иудова, / никакоже наречешися менши во владыках, / предуготовляющи вертеп: / из тебе бо ми изыдет Игумен языков во плоти, / от Девы Отроковицы Христос Бог, / Иже упасет люди Своя новаго Израиля; / дадим Ему вси величие.

Ныне таинственно спешит исполниться / пророческое предсказание, гласящее: / «И ты, Вифлеем, земля Иудина, / никак не меньший среди правителей, / ты, предутовляющий пещеру; / ибо из тебя выйдет для меня во плоти от Девы Отроковицы / Предводитель племен, Христос Бог, / Который будет пасти народ Свой, новый Израиль». / Воздадим Ему все величие!

Третья песнь второго канона

Вифлееме, веселися, князей Иудовых Сый Царь: / Израиля бо пасый на рамех херувимских, из тебе пройде Христос яве / и вознесый рог наш над всеми воцарися.

Веселись Вифлеем, / царственный град владык Иудиных: / ибо Пастырь Израиля, / Тот, Кто на плечах Херувимов, Христос, / явно из Тебя происшедший / и возвысивший наше достоинство, / над всеми воцарился.

Икос шестой песни второго канона

Едем Вифлеем отверзе, / приидите, видим, пищу в тайне обретохом; / приидите, приимем сущая райская внутрь вертепа: / тамо явися корень ненапоен, / прозябая отпущение, / тамо обретеся кладезь неископан, / из негоже Давид пити древле возжадася. / Тамо Дева рождши Младенца, / жажду устави абие Адамову и Давидову. / Сего ради к Нему идем, / где родися Отроча Младо, Превечный Бог.

Вифлеем открыл Эдем, / придите, увидим это, – / втайне мы обрели усладу. / Придите, получим блаженства райские внутри пещеры: / там явился Корень, Который не поливали, производящий прощение; / там нашелся Колодец, Который не копали, из Которого испить Давид в древности возжелал. / Там Дева, родив Младенца, / тотчас утолила жажду Адама и Давида. / Потому поспешим туда, / где родилось Дитя младое, предвечный Бог.

 

??? Что важного для себя вы почерпнули в сегодняшнем письме?

Ответить на вопросы, поделиться своими мыслями можно в комментариях.


Материал подготовлен Владимиром Стреловым,
ректором библейского колледжа "Наследие".

Что еще почитать об этом?

О том, как может помешать человеку ложный образ Бога, вы можете почитать "Кружной путь, или блуждания паломника" К.С. Льюиса, где главный герой встречается с многими образами Бога, весьма далекими от того, Каков Он на самом деле. 


Что принести в дар Христу?

Когда Бог заключал завет с Ноем (Быт.10), Он сказал, что не будет больше устраивать потоп на земле, а Ною и его сыновьям завещает, в частности, не употреблять в пищу кровь животных, и не проливать крови человеческой, потому что в их крови жизнь. Если же мы вспомним о Причастии, мы поймем, что неслучайно принимаем Кровь и Плоть Христову – так Он делится с нами Своею Жизнью. Этим даром жизни через дар своей крови можем делиться и мы. Недаром человек, который отдает часть своей крови, называется "донор", что в переводе значит "даритель".

Кому нужна кровь?

  • людям, пострадавшим в авариях, получившим тяжелые травмы, ожоги, потерявшим много крови в результате несчастных случаев;
  • больным, нуждающимся в самых различных операциях, включая протезирование, трансплантацию органов, операции на сердце и сосудах;
  • некоторым роженицам и новорожденным младенцам;
  • пациентам с заболеваниями крови (лейкоз, апластическая анемия, некоторые наследственные болезни);
  • больным онкологическими заболеваниями, проходящим химиотерапию.

Некоторым людям достаточно одного-единственного переливания крови. Другим нужны систематические переливания компонентов крови в течение многих месяцев или даже лет – например, во время лечения лейкоза или апластической анемии. К сожалению, есть болезни (гемофилия, талассемия и другие), при которых переливания компонентов и препаратов крови нужны всю жизнь. Поэтому каждая сданная кем-то кровь обязательно спасет чью-то жизнь.


Кому-то праздник, а кому-то смерть...

В новогодне-рождественские праздники в больницах всегда большая нехватка крови. А кровь - это жизнь. Отсутствие крови - смерть. Уже по традиции опубликую крик души из Фэйсбука. Пишет Николай Лифшиц, сотрудник фонда "Мозаика счастья":

Мне звонил сегодня утром заведующий отделением переливания крови Боткинской больницы. Как мы не старались с вами на прошлой неделе делать перепосты и привлечь внимание СМИ к проблеме дефицита крови и её компонентов на новогодние праздники, результата немного. Доноров мало. Да, мне звонили и люди приедут, но не так много, как нужно.

Я не знаю, что сделать. Центральное телевидение про это не рассказывает. Много людей выпивают на праздники и винить их в том, что они не могут помочь, у меня не поднимается рука. Не хочется про политику, но в моём идеальном мире мне бы очень хотелось, чтобы вчерашние 20000 боевиков-добровольцев Кадырова сдали кровь для нуждающихся, а не грозились пролить её.

Можно я просто ещё раз напомню всем неравнодушным людям, что в период с 30 декабря по 15 января в Боткинской больнице острая нехватка доноров крови. Вы можете приехать 4,9 января с 8-30 до 12-30 по адресу: Москва, 2-ой Боткинский проезд, д.5 корп.11 и сдать кровь.
Требования к донору и ответы на вопросы по ссылке.
Спасти кому-то жизнь или облегчить страдания. Это по-честному и по-настоящему хорошее дело. Спасибо.

А вот что пишут на сайте фонда "Подари жизнь".

Мы получили просьбу о поиске доноров для пациентов Морозовской больницы. Не так давно мы рассказывали, что отделение переливания крови «Морозовки» сейчас твердо нацелено на то, чтобы полностью обеспечивать потребности клиники в любые дни, а значит, и в праздники.

ОПК Морозовской детской городской клинической больницы очень ждёт доноров 4, 5, 9 и 10 января, с 9-00 до 12-30. Регистрация в Москве и Московской области сейчас не требуется. Пожалуйста, не забудьте паспорт!

Обязательно запишитесь на кроводачу в таблице по ссылке. Обратите внимание на небольшое изменение формата таблицы по сравнению с предыдущими: кроме фамилии и имени, нужно ввести еще и дату для записи!

Также доноров ждёт Гематологический научный центр. 4 и 8 января 2015 года здесь будут принимать только доноров тромбоцитов строго по предварительной записи! На кроводачу в ГНЦ можно записаться по электронной почте, отправив на адрес donorHRC@yandex.ru письмо с указанием фамилии, имени и отчества полностью, а также предполагаемой даты и времени донации. Факт записи может считаться состоявшимся только после получения вами ответного письма с подтверждением даты донации.

Если вы собираетесь сдавать кровь впервые, пожалуйста, прочтите рекомендации для доноров и список противопоказаний к донорству на нашем сайте!

Напоминаем наши телефоны: +7 (495) 585-85-37 (Наталья), +7 (495) 517-22-86 (Марина).

И счастливых праздников!

Противопоказания

Перед сдачей крови донор проходит бесплатное медицинское обследование, которое включает в себя осмотр терапевтом и предварительное лабораторное исследование.

При этом есть ряд противопоказаний к донорству: абсолютных, то есть независящих от давности заболевания и результатов лечения, и временных — действующих лишь определенный срок.

Абсолютными противопоказаниями является наличие таких серьезных заболеваний как ВИЧ-инфекция, сифилис, вирусные гепатиты, туберкулез, болезни крови, онкологические болезни и другие.

Временные противопоказания имеют различные сроки в зависимости от причины. Самыми распространенными запретами являются: удаление зуба (10 дней), нанесение татуировки, пирсинг или лечение иглоукалыванием (1 год), ангина, грипп, ОРВИ (1 месяц с момента выздоровления), менструация (5 дней), аборт (6 месяцев), период беременности и лактации (1 год после родов, 3 месяца после окончания лактации), прививки.

Кроме этого, донор должен весить не менее 50 кг. Температура тела, измеренная перед кроводачей, должна быть не выше 37°С; допустимое систолическое давление - от 90 до 160 мм.рт.ст, диастолическое - от 60 до 100 мм.рт.ст.; допустимая частота пульса - 50-100 ударов в минуту.

С полным списком противопоказаний можно познакомиться здесь.

Если вы не в Москве

Если вы живете не в Москве, но при этом захотели стать донором крови, вы тоже можете это сделать. По этой ссылке находится база всех станций переливаний крови в России. Вы можете найти свой город на карте или выбрать его из списка, и программа предоставит вам название станции, а также ее адрес и время работы. Петербуржцы, вы можете посмотреть места, где можно сдать кровь в Питере, здесь.

Присылайте ваши идеи, что доброго можно сделать в пост, на мой адрес tanuwa77@predanie.ru

  Надеюсь, рассылка была полезна для Вас.
До встречи !

Вы можете поделиться своими мыслями в комментариях


0
Светлана 02.12.2015
Я много почерпнула из этой информации нового.
0
Михаил
А когда подразумевается читать песни, стихи, икос? Можно сразу или непосредственно в праздник Рождества?
0
Гость Андрей
Безусловно, в моей жизни есть, что исправлять. Если бы не было, то я бы в церковь не ходил. Думаю, что каждый человек в церкви ходит туда, чтобы стать лучше. Тех, кто не принял Господа Иисуса Христа, как из иудеев, так и просто неверующих можно только пожалеть и помолиться о них, чтобы Господь их направил на путь спасения. Господь и Бог наш Иисус Христос говорит, что Он и Отец - одно. Это значит, что цели, интересы, характер Отца и Сына - одни и те же. Цель Его - это спасение людей от власти над ними греха и сатаны. Тех, кто обратится к Нему, Он выводит из под власти сатаны и дает почувствовать радость и свободу от власти над собой греха. Конечно, это постоянная борьба, которая требует постоянства и неотступности. Я знаю людей, которые долгое время были в церкви, но потом ушли из нее. Очень прискорбное зрелище. Святитель Иоанн Златоуст говорит: ... не выходи из "церковной ограды" и будешь спасен... Я понимаю эти слова так: если человек связал свою жизнь с церковью, то Господь подскажет и поможет ему делать все необходимое ко спасению.  Более того, Он помогает во всех обычных мирских делах, которые есть у каждого. Значит надо прилепиться к церкви и не в коем случае от нее не отступать. Делать все, что говорит церковь. А если в чем-то не догоняешь, то каяться в этом и стараться исправляться. Господь обязательно поможет. Желаю всем, кто в церкви, верности Христу и неотступности в деле спасения души. А тем, кто еще не вошел в нее, обязательно в нее войти. Помогай нам Господи! Поздравляю всех с наступающим Рождеством.
0
Иоанн
Я рад что Бог есть.
0
Игорь
В Мих. 5.3 имеющая родить это полная Церковь Христова в которую войдёт полное число язычников . Это пророчество ещё не исполнилось. А сыны Израиля это обращенные Иудеи. Ап.Павел говорит весь Израиль спасётся. Этому пророчеству тоже предстоит сбыться.

Оставить отзыв

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений

ВКонтакт Facebook Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Liveinternet Mail.Ru