Выпуск шестой: Жезл от корня Иессеева

Здравствуйте, дорогие братья и сестры!
Продолжаем нашу рассылку. Вас приветствует Татьяна Зайцева, редактор раздела "Читем Библию вместе".

В прошлый раз мы предлагали вам поразмышлять над тем, каким должен быть царь, который был бы Богу по сердцу. Сегодняшний отрывок из пророка Исайи посвящен как раз этому - каким будет тот, кто произойдет из чресл Давидовых. Иессеем звали отца Давида.

Книга пророка Исайи, глава 11

1 И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его;
2 и почиет на нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия;
3 и страхом Господним исполнится, и будет судить не по взгляду очей Своих и не по слуху ушей Своих решать дела.
4 Он будет судить бедных по правде, и дела страдальцев земли решать по истине; и жезлом уст Своих поразит землю, и духом уст Своих убьет нечестивого.
5 И будет препоясанием чресл Его правда, и препоясанием бедр Его - истина.
6 Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их.
7 И корова будет пастись с медведицею, и детеныши их будут лежать вместе, и лев, как вол, будет есть солому.
8 И младенец будет играть над норою аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи.
9 Не будут делать зла и вреда на всей святой горе Моей, ибо земля будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют море.
10 И будет в тот день: к корню Иессееву, который станет, как знамя для народов, обратятся язычники, - и покой его будет слава.

       ??? Что бы вы могли рассказать другим людям о том, каков потомок Давида, названный «отраслью от корня Иессеева»?                
 
Вы можете поделиться своими мыслями в комментариях.

Отрасль или жезл

В синодальном переводе речь идет об отрасли от корня Иессева и ветви от корня его, а в церковнославянском - о жезле и цвете. Такое расхождение связано с тем, что церковнославянский перевод делался с перевода Септуагинты. то есть с греческого текста, а синодальный перевод - с еврейского текста. Однако, оба эти перевода передают главную мысль - есть корень - Иессей - и из этого корня растет нечто удивительное. Так образно здесь говорится о потомке Иессея. В слове "жезл" святые отцы видят указание на царское достоинство потомка Иессея и Давида.

Ирмос 4-й песни первого Рождественского канона

Ирмос: Жезл из корене Иессеева / и цвет от него, Христе, / от Девы прозябл еси, / из горы, Хвальный, приосененныя чащи, / пришел еси, воплощся от Неискусомужныя, / Невещественный и Боже: / слава силе Твоей, Господи.

Канон 1. Ирмос: Отрасль от корня Иессеева / и Цвет от него, / от Девы Ты произошел, Христе; / Ты пришел, достойный хвалы, / от горы, осененной чащей, / воплотившись от не знавшей мужа, / Невещественный и Бог. / Слава силе Твоей, Господи!

 

Почиет на Нем Дух Господень

2 и почиет на нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия;
3 и страхом Господним исполнится


Дух Господень – это Дух Святой, Третье Лицо Троицы. Это Он носился над водами, когда творился мир, это Он дает жизнь всем творениям, Он вдохновляет пророков, он дает человеку способность творить, Он дает судьям разумение и мудрость. Премудрость и разум звучат похоже, но значат разное. Премудростью в книге Притчей Соломоновым называется то, что позволяет благочестиво и нравственно устраивать свою жизнь. Начало премудрости – страх Господень. Так, человек, который гневается – не мудр, а кроткий – мудр. Иногда Премудрость в книге Притч персонифицируется и становится Личностью, в которой святые Отцы позднее видели Христа. Разум – это практическое умение различать добро и зло, правду и ложь.
Дух совета – это сообразительность, видимо, благодаря именно этому качеству Христос отвечал фарисеям так, что переворачивал все их каверзные вопросы с ног на голову. (или наоборот). Крепость, как и совет, качество, необходимое Царю. Крепость – это сила, способность осуществлять задуманное. Ведение и благочестие вернее назвать познанием – речь идет о познании Бога – и страхом перед Богом – тем, который начало премудрости. Мы уже говорили, что познание в Библии – это не интеллектуальное знание, а опытное соприкосновение с предметом познания. Человек, знающий Бога – это человек, который с Богом близок и поэтому живет так, как Богу угодно. Страх перед Богом – это страх поступить против Божьей воли, постоянное ощущение, что Бог близко, что Он все видит. Именно про отсутствие такого страха сказано у Достоевского, что «если Бога нет, то все позволено». И после этого снова идет речь о страхе Божьем. Если подытожить, то жезл от корня Иессеева будет наделен даром духовного понимания, как свято поступить в той или иной ситуации, даром отличать добро от зла и ложь от истины, Он будет сильным и  способным исполнить задуманное, будет уметь распознавать козни врага и побеждать в битве, будет близко знать Бога и благоговеть перед Ним. Святые отцы называют эти дары семью дарами Святого Духа и говорят, что люди приобретают эти дары в обратной последовательности - от страха Божьего к премудрости.

          ??? Из чего видно, что эти слова относятся ко Христу, как вы думаете?
 Вы можете поделиться своими мыслями в комментариях.

Дух Святой сошел на Христа в крещении, Тот Самый Дух, который носился над водами в первый день творения. Троица пребывает неразлучной, но в день крещения Христа это увидели все.

          ??? Для размышления:

  • Вспомните примеры из Евангелия, где Христос проявлял данные качества?

 Вы можете поделиться своими мыслями в комментариях.

 Судия праведный

3 и страхом Господним исполнится, и будет судить не по взгляду очей Своих и не по слуху ушей Своих решать дела.
4 Он будет судить бедных по правде, и дела страдальцев земли решать по истине; и жезлом уст Своих поразит землю, и духом уст Своих убьет нечестивого.
5 И будет препоясанием чресл Его правда, и препоясанием бедр Его - истина.


Мы привыкли судить о людях поверхностно, руководствуясь какими-то внешними признаками, а Этот Человек будет судить не по тому, что Он видит и слышит, а по истине, то есть - по тому, что у человека в сердце. Правда и истина приготовят его на служение, потому что препоясывались на Востоке люди, которые готовились к какому-то делу (мы говорим «засучить рукава»). Истина, то есть верность, если переводить буквально и правда, то есть справедливость будут естественными для Него и Он Сам будет олицетворять собой правду и истину. С приходом Этого Человека сбудется чаяние всех обиженных о праведном суде. В Израиле и вообще на Ближнем Востоке в то время – как, собственно, часто и в наше время в России и не только, - исход суда нередко решали взятки, а не правота истца. Пророческие книги полны обличений судей, которые судят не по правде, а за мзду. Да и без этого в жизни много несправедливого. Этот Человек восстановит справедливость, потому что Сам Он справедлив, кроме того, Он будет точно отличать добро от зла и не называть черное белым, а белое черным.

   ??? Для размышления:

  • Сбылись ли эти слова, как вы думаете?

 Вы можете поделиться своими мыслями в комментариях.

Именно так, если мы вспомним, и судил Христос. В блуднице Он видел сердце, полное любви и покаяния, а в праведном фарисее – холодность и жестокость. Две лепты бедной вдовы Он оценил выше даров богатых людей. Он расставил точки над i, сказав, что Богу важнее всего любовь и милосердие и именно их надо ставить на первое место в своей жизни. Кроме того, в масштабах Израиля совершился суд, потому что большинство народа израильского не покаялось и не приняло Того, ради пришествия Которого сам народ израильский был создан. Не принял, не покаялся – и был отвергнут.
Однако, в последнем, глобальном смысле мы не можем сказать, что справедливость на земле восстановлена и тем более не можем сказать, что Христос «жезлом уст Своих поразил землю и духом уст Своих убил нечестивого». Так может, как думают иудеи, эти слова относятся не к Нему? Однако, если мы откроем второе послание к Фессалоникийцам, мы увидим цитату из этого места: «Да не обольстит вас никто никак: ибо день тот не придет, доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога. И тогда откроется беззаконник, которого Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего» (2 Фес.2:3-8) Здесь беззаконником назван антихрист, а исполнение слов об истреблении его духом уст Господа отнесено ко времени Второго Пришествия Христа. Суд над Израилем (возможно, только предварительный) состоялся, теперь будет суд над всем человечеством.
Мы уже говорили, что часто у пророчеств не один план, а несколько – ближайший исторический, потом постепенно открывается мессианский, а в мессианском – то, что относится к первому приходу Христа-Мессии и то, что относится к Его Второму Пришествию. И здесь мы тоже видим два плана. О Суде также можно сказать, что он – этот суд – начался во времена жизни Христа, но полноту свою он обретет после Второго Пришествия. Как говорит апостол Павел: «Посему не судите никак прежде времени, пока не придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога». (1Кор.4:5)

Возвращение рая

6 Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их.
7 И корова будет пастись с медведицею, и детеныши их будут лежать вместе, и лев, как вол, будет есть солому.
8 И младенец будет играть над норою аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи.
9 Не будут делать зла и вреда на всей святой горе Моей, ибо земля будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют море.

При приходе этого человека настанет мир, потому что никто не будет делать зла. Даже хищные звери станут кроткими и безопасными для детей - потому что все будут знать Бога. От этой картины веет чем-то райским. И, так же как и относительно первых глав книги Бытия встает вопрос – надо ли понимать эти слова буквально или аллегорически и, примыкающий к нему – исполнилось ли это пророчество?

 
          ??? Для размышления:

  • Как вы считаете, исполнилось ли это пророчество или ему только предстоит исполниться? А если исполнилось – то как? 

  Вы можете поделиться своими мыслями в комментариях.


Свт.Иоанн Златоуст, свт.Кирилл Александрийский, блж.Иероним Стридонский и св.Ефрем Сирин единодушно считают, что это пророчество уже исполнилось. В перечисляемых животных они видят людей с разным характером – кротких (ягненок, вол, козленок) и агрессивных (волк, лев, медведь), которые, обратившись ко Христу, стали кроткими.

"Следует заметить и то, что не ягненок и козленок будут жить и лежать с барсом и волком, а волк и барс будут подражать невинности ягненка и козленка, и лев, прежде животное самое свирепое, и овца и теленок будут жить вместе. Это мы постоянно видим в церкви,— что богатые и бедные, сильные и незнатные, цари и лица частные живут здесь вместе, и управляются в церкви малыми детьми, под коими мы разумеем апостолов и мужей апостольских, невежд словом, но не разумом.

Когда они будут соединены между собою учением Господа, так что будут объединены и семейства их, тогда исполнится то, что детеныши их будут лежать вместе".

(Блаженный Иероним)

Но я думаю, что здесь тоже речь идет о том, что реализуется в полноте только после Второго Пришествия. В результате грехопадения в мире появились зло и вражда и земля была проклята за человека, потому что он должен был властвовать над ней, а «рыба гниет с головы». А сейчас, после прихода Христа и дарования Святого Духа «тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих. Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне; и не только [она], но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего». Рим.8:19-23.

Поэтому мне думается, что это пророчество и о том, что при втором приходе Христа произойдет восстановление всего творения, всей твари, и полнота мира и любви наступит даже в природе. Ну а пока мы можем видеть подобие этого в Церкви, в отношениях между разными людьми. Впрочем, не только в отношениях между людьми. Вспомним историю святого Герасима, который дружил со львом, а лев при этом следил за ослом и не ел его. Или дружбу святого Серафима Саровского с медведем. Эти случаи – начало исполнения данного пророчества, так же как отдельные случаи воскрешения Христом людей – начало и предвкушение всеобщего воскресения мертвых.

Знамя для народов

10 И будет в тот день: к корню Иессееву, который станет, как знамя для народов, обратятся язычники, - и покой его будет слава.

          ??? Для размышления:

  • Как вы считаете, исполнилось ли это пророчество или ему только предстоит исполниться? А если исполнилось – то как?

 Вы можете поделиться своими мыслями в комментариях.


Святитель Кирилл Александрийский:

Мало помалу воссиявает созерцание того, о чем неясно было сказано, и что сказал он прикровенно, это теперь весьма хорошо разъясняет внимательным слушателям. Ибо каким образом пастися будут вкупе волк со агнцем, и рысь почиет со козлищем, и телец и юнец и лев вкупе ясти будут плевы, равно также вообще когда это будет, и кто такие те, которые некогда были суровы и непреклонны, а потом будут мирны и кротки, и каким образом, в соединении с кроткими и священными, они будут пастися под руководством одного Архипастыря всех, это он уясняет, говоря: и будет корень Иессеов. Что же такое будет и для кого? Чтобы владети, говорит, языки и чтобы быть предметом упования для не имеющих упования, очевидно, для тех же язычников, к которым и премудрый Павел пишет в послании, говоря: Итак помните, что вы, некогда язычники по плоти, которых называли необрезанными так называемые обрезанные плотским [обрезанием], совершаемым руками, что вы были в то время без Христа, отчуждены от общества Израильского, чужды заветов обетования, не имели надежды и были безбожники в мире. А теперь во Христе Иисусе вы, бывшие некогда далеко, стали близки Кровию Христовою. (Еф. 2:11-13). Но если они и были без упования и не имели Бога в мире так как поклонялись делам рук своих: однако были призваны чрез веру к познанию Христа и поставлены под Его руководство и стали иметь Того, Который есть по естеству и истинно Бог и соделались общниками упования святых. Будет же, сказано, покой Его, честь. В двояком смысле можешь разуметь сказанное. Ибо кто захотел бы в сем случае покой объяснять о смерти Христа во плоти, которую Он ради нас претерпел добровольно, не как претерпевающий смерть, поелику Он был по естеству жизнь, но как бы за тем, чтобы на краткое время дать покой плоти, для того смерть будет честь, и больше ничего; потому что прославлен Спаситель всех и Господь наш Иисус Христос, претерпев заклание за мир и добровольно перенесши смерть за жизнь всех. Поэтому и говорил Он небесному Отцу, намереваясь восходить на честный крест: Отче, прослави Сына твоего, да и Сын твой прославит Тя (Ин. 17:1). И еще: ныне прославися Сын человеческий и Бог прославися о Нем (Ин. 13:31). Ибо что касается до безумия распявших и до нечестивого и жестокого покушения их, то страдание было для Него позором и бесславием, так как они, конечно, думали, что Он потерпел страдание и недобровольно; поелику же Он воскрес, пленив ад и явив самым делом, что Он выше смерти, то мы найдем исход дела обратившимся Ему же в честь и славу. Итак, будет, говорит, сим образом покой Его, честь. А если кто захочет и иначе отнестись к сим умозрениям, то он примет силу сказанного в таком смысле: не одним только предметом упования будет для язычников Христос, но и объявится в известное время или восстанет не только чтобы владети ими, но чтобы даровать (свое) упокоение (пребывание) в них в честь и славу им. Ибо любезным для Него жилищем служит ум святых, и Он вселяется в достойных и покоится в священных душах чтущих Его, и для получивших такой дар Он бывает честию и славою; поелику что может быть равносильно в славе тому, чтобы иметь Бога вселившимся и обитающим в сердцах? Поэтому и сейчас указанным образом покой Его в нас, едва только мы пожелаем Его, будет честь. Ибо аще кто послушает словес моих, говорит Он, то Отец мой возлюбит его, и к нему приидем и обитель у него сотворим (Ин. 14:23; сн. ст. Ин. 14:24 и Ин. 12:47).
       
                 

   ??? Для размышления:

  • Что новое вы открыли для себя благодаря сегодняшней рассылке?

 Вы можете поделиться своими мыслями в комментариях.

Материал подготовлен  Татьяны Зайцевой

Что еще почитать об этом?

Конечно, в первую очередь я советую почитать толкование на книгу пророка Исайи св.Иоанна Златоуста и св.Василия Великого. Также помогут больше понять про мессианские пророчества две передачи телеканала Союз: первая и вторая. Эсхатологии, то есть учению о конечных судьбах мира у Исайи, посвящено еще две передачи: первая, вторая. Кроме того, советую послушать замечательную лекцию Владимира Сорокина о понятии премудрости.
 

Что принести в дар Христу?

Если вы любите что-то делать своими руками, вам может быть интересно служение ближним через рукоделие.

 Вязание

В ЖЖ есть сообщество «Одеяло дружбы», участницы которого с помощью рукоделия помогают тем, кому не хватает внимания, тепла и заботы: детским домам и приютам, многодетным семьям, интернатам, домам престарелых. Участницы проекта вяжут теплые лоскутные одеяла для детских домов, в помощь детям-отказникам вяжутся пинетки, шарфы, носочки, чепчики, для домов престарелых и инвалидов вяжут носки, тапочки, шали, организуют ярмарки, где продают свое рукоделие в пользу бедных.

Проект работает в разных городах и даже странах – в России, Беларуси и Украине. Вот что участники говорят о том, как им помочь:

Для участия в проекте необязательно уметь вязать. Может быть, у вас завалялись старые мотки пряжи, оставшиеся от бабушки? Или отрезы ткани? Или бисер? Все это мы с благодарностью примем в дар.
Если же вы умеете вязать, то, в первую очередь, необходимы квадратики размером 20 на 20 см выполненные в любой технике (спицами или крючком). Любого цвета и в любом количестве. Носочки, жилеточки, комплекты для младенцев и готовые пледы. Шали, палантины, вязаные игрушки и украшения. Поверьте, ничего не пропадет!
Вы не знаете, в каком проекте поучаствовать или куда можно пристроить ваши рукоделки? Или, наоборот, выбрали конкретный проект и не знаете, что нужно на данный момент?  Спросите!
По любым вопросам вы можете связаться с Мариной Петуховой (аккаунт в Моем Мире; аккаунт в ЖЖ) или через этот блог.
Заранее спасибо!

Группы «Одеяла дружбы» есть также вКонтакте, на ЛиРу и в Моем Мире

Открытки

У меня есть знакомая, которая на каждый праздник делает множество открыток и дарит всем. Она их делает в фотошопе - берет красивую фотографию и добавляет к ней стих из Библии. Когда я в соцсетях спрашивала совета, какое доброе дело можно сделать в пост, она написала, что можно сделать открытки и подарить их соседям. Открытки не обязательно делать в Фотошопе, можно отпустить свою фантазию и творить. А если ничего пока не приходит в голову - поискать в инете мастер-классы. Открытки прекрасны тем, что их и делать радостно, и дарить приятно.

Занятия с детьми

Я уже упоминала о Добровольческом движении "Даниловцы", действующем в Москве и о том, что они помогают детям в больницах и приютах. Одно из важнейших направлений этой помощи - рукоделие с детьми. Лежать в больнице тяжело, скучно и грустно. Родители часто замучены и тревожатся. Волонтеры возвращают в жизнь этих детей радость, без которой немыслимо настоящее детство. Поэтому если вы любите рукодельничать, вы можете присоединиться к "Даниловцам".

Благодарности

В прошлый раз я писала о том, что у фонда "Старость в радость" не получается собрать подарки для стариков в домах престарелых. Мне приятно поделиться с вами еще одной записью из ФБ Лизы Олескиной:

"Слава Богу, лед тронулся!!! Сегодня, как чудо, прямо с утра стали появляться подарки, и склад приобрел более привычный и подобающий к середине декабря вид!:)))
Наконец, появилось, что сортировать,запаковывать и готовить к отправке!:)
А еще вы сделали одно маленькое персональное для нас чудо: дело в том, что одна транспортная фирма, после долгих просьб, согласилась нам дать одну газельку в Калугу - на понедельник, 15ое! Это немного, но уже победа:)
и вчера мы думали, когда звонить и отменять ее- так как вчера еще вечером в Калугу почти нечего было посылать, уж на газели точно -а сегодня произошло чудо, мир перевернулся, вернее, встал на правильное место:) и мы не отменяем газель и не расстраиваем калужских бабушек и директоров:)
Спасибо вам, дорогие и родные наши, уже не так страшно - и мы же знаем и верим, что это только начало, что дальше подарочная река будет расти и шириться, и все страждущие -Ржев, Великие Луки, Кострома, далекая Няндома, Шимск, Гагарин и много-много других мест - скоро получат подарки не только на бабушек из дома престарелых, но и на одиноких и самых нуждающихся во всем районе- как уже повелось! И вы снова нас спасёте и принесете всем радость и настоящий добрый праздник!
СПАСИБО ВАМ!!!!"

Также я благодарю всех, кто откликнулся на просьбу помочь Ольге с тремя детьми.

Присылайте ваши идеи, что доброго можно сделать в пост, на мой адрес tanuwa77@predanie.ru или пишите об этом в комментариях.


От редактора
Прошу прощения у всех за задержку. Надеюсь, следующая рассылка, посвященная одному из самых известных пророчеств о Христе, выйдет быстрее.

Благодарю за работу над выпуском

  • Лиду, подавшую идею с открытками
  •  Алексея, Ирину, Лидию и Павла из фирмы Out of Cloud, благодаря которым у рассылки такое прекрасное праздничное оформление.
  • Александра, благодаря которому на сайте существует страница подписки, а также страницы, на которых можно оставлять комментарии.

Помяните их в своих молитвах.

Предыдущие выпуски рассылки

Выпуск первый: Сотворение мира
Выпуск второй: Сотворение человека

Выпуск третий: Грехопадение
Выпуск четвертый: Призвание Авраама
Выпуск пятый: Сын Давидов

Если выпуск вам понравился, отправьте друзьям ссылку на страницу подписки. Спасибо!


Татьяна Зайцева
редактор раздела Читаем Библию вместе

Вы можете поделиться своими мыслями в комментариях


0
Гость Андрей
Слова эти безусловно относятся ко Христу. Для нас православных Он Бог и одновременно человек. Эталон человека. Из писания мы знаем, что Иисус Христос в течение своей жизни не совершил ни одного греха. Этого нельзя сказать ни об одном другом человеке, кроме Него. Это значит, что Он всегда имел возможность распознавать где есть зло, а где добро. И никогда не склоняться в сторону зла ни в мыслях и чувствах, ни в словах и делах. Чего нельзя сказать о нас. Даже в Богодухновенных псалмах пророка Давида есть слова ... грехопадения кто разумеет ... Это сказано о нас грешных. Иисус Христос повелевал стихиями. Повелевал ветру и морю. Усмирял их. Можно сказать, что Он гармонизировал все, находящееся вокруг него. Приводил в то состояние, которое является желательным для всего мироздания. Это касается и человека и живой и неживой природы. То пророчество, о котором идет речь, безусловно исполнилось, но частично. Оно исполнилось полностью в отношении святых праведников, которых чтит святая Церковь. Правда мы не можем сказать, что оно исполнилось в отношении ко всему человечеству. Господь не может нарушить свободу выбора человека. Воля человека свободна и он вправе делать выбор в пользу добра или зла. Но и за последствия он отвечает. Как говорится: что посеешь, то и пожнешь. Из священного писания мы знаем, что это пророчество исполнится после второго пришествия Господа нашего Иисуса Христа и Страшного Суда. Когда произойдет окончательное разделение между теми, кто выбрал добро и теми, кто принял сторону зла. Дай Бог, чтобы как можно больше людей выбрали первое. Аминь.

Оставить отзыв

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений

ВКонтакт Facebook Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Liveinternet Mail.Ru