Выпуск седьмой. Cе, Дева во чреве приимет
23.12.2014

Здравствуйте, дорогие братья и сестры! 

  Продолжаем нашу рассылку. Это седьмой выпуск рассылки, Рождественского поста вас приветствует Татьяна Зайцева, редактор раздела Евангельских групп. Сегодняшняя тема - грехопадение и пртоевангелие.

Об этом, а также о значении для нас втрой главы послания и о самом послании 
вам расскажет Владимир Стрелов, ректор библейского колледжа "Наследие"


Книга пророка Исаии, глава 7. 

1 И было во дни Ахаза, сына Иоафамова, сына Озии, царя Иудейского, Рецин, царь Сирийский, и Факей, сын Ремалиин, царь Израильский, пошли против Иерусалима, чтобы завоевать его, но не могли завоевать. 
2 И было возвещено дому Давидову и сказано: Сирияне расположились в земле Ефремовой; и всколебалось сердце его и сердце народа его, как колеблются от ветра дерева в лесу. 
3 И сказал Господь Исаии: выйди ты и сын твой Шеар-ясув навстречу Ахазу, к концу водопровода верхнего пруда, на дорогу к полю белильничьему, 
4 и скажи ему: наблюдай и будь спокоен; не страшись и да не унывает сердце твое от двух концов этих дымящихся головней, от разгоревшегося гнева Рецина и Сириян и сына Ремалиина. 
5 Сирия, Ефрем и сын Ремалиин умышляют против тебя зло, говоря:6 пойдем на Иудею и возмутим ее, и овладеем ею и поставим в ней царем сына Тавеилова. 
7 Но Господь Бог так говорит: это не состоится и не сбудется; 
8 ибо глава Сирии - Дамаск, и глава Дамаска - Рецин; а чрез шестьдесят пять лет Ефрем перестанет быть народом; 
9 и глава Ефрема - Самария, и глава Самарии - сын Ремалиин. Если вы не верите, то потому, что вы не удостоверены. 
10 И продолжал Господь говорить к Ахазу, и сказал: 
11 проси себе знамения у Господа Бога твоего: проси или в глубине, или на высоте. 
12 И сказал Ахаз: не буду просить и не буду искушать Господа. 
13 Тогда сказал [Исаия]: слушайте же, дом Давидов! разве мало для вас затруднять людей, что вы хотите затруднять и Бога моего? 
14 Итак Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил. 
15 Он будет питаться молоком и медом, доколе не будет разуметь отвергать худое и избирать доброе; 
16 ибо прежде нежели этот младенец будет разуметь отвергать худое и избирать доброе, земля та, которой ты страшишься, будет оставлена обоими царями ее.

(Ис.7:1-16)

 

  Итак, 734 год до Рождества Христова. Южное царство, маленькая Иудея (как вы помните, после Соломона царство распалось на две части), находится в сложном положении. Сирийцы и израильтяне (Север), коалицию которых поддерживает Египет, добиваются присоединения к ним Иудеи – для совместного противостояния Ассирии. Ахаза, царя иудейского, не сочувствующего их замыслам, собираются сместить и поставить на его место некоего «сына Тавеилова».

 Ис. 7:2-3 Иерусалим готовится к осаде. Самое главное в запертом городе – не умереть от жажды, поэтому царь инспектирует водопровод в районе большого пруда за городом, неподалеку от места, где белили овечью шерсть.

   Зачем эти топографические уточнения в тексте, какой смысл они несут? Возможно, кому-то из читателей и было интересно, где все происходило, но я думаю, автор хочет нам показать: Исайя не просто почувствовал некое волнение духа. Нет, Господь во всех подробностях указал ему, где искать царя и что ему говорить.

   Исайе велено взять с собой сына, чье необычное имя Шеар-Ясув, буквально означающее «Остаток спасется», должно напомнить царю о возможности сохранять надежду. Только представьте предусмотрительность Господа – Он повелел за много лет до этого назвать ребенка этим именем!

   Ис. 7:4  «Не бойся и не унывай!» – говорит Господь Ахазу устами Исайи. Хоть Сирия и Израильтяне и выступили против тебя, у них ничего не получится. Скоро эти страны просто прекратят свое существование (и действительно, уже через 12 лет Израиль был разорен ассирийцами, а еще через пятьдесят израильтяне были и вовсе окончательно депортированы в Ассирию). «Тебе надо Мне довериться – не союзникам, не стенам, а Мне». (Синодальный перевод последнего стиха невнятен, выше он переведен более точно).

  Ис. 7:12  Как бы понимая сомнения Ахаза, Господь предлагает сотворить знамение – на небе вверху (например, град, или радугу), или внизу (предположим, небольшое землетрясение).

  И с первого взгляда Ахаз выглядит очень даже симпатично: он не хочет «просить и искушать Господа». Но что стоит за этими словами? Фактически, он просто отмахивается от слов Исайи: «Я Бога, конечно, уважаю, но что мне до того, что будет через целых шестьдесят пять лет, я до этого не доживу! Мне сегодня царство отстоять нужно! Без знамений обойдусь».

  Это не скромность, это не смирение. Это неверие. В важных делах мы должны просить и добиваться ясности от Господа, тем более, если нас к этому поощряют духовные наставники, Божьи люди.         

Ис. 7:13  Слушай же, царь, и все твои родные! Ты затрудняешь мою проповедь народу. Ну хорошо, меня ты можешь не слушать. Но почему ты не хочешь обратиться и послушать Бога, ведь Он может убедить тебя даже помимо человеческих слов?!        

Затруднение не в том, чтобы просить, а в том, чтобы не желать послушаться…

 Ис. 7:14-16 Попробуем понять это в буквальном, историческом смысле, так, как это услышал царь Ахаз. Исайя говорит ему, что в ближайшее время произойдет зачатие ребенка, и вскоре он родится. Он еще не успеет вырасти до того возраста, когда просыпается совесть, как эта земля будет оставлена неприятелями. Время это будет непростым для страны: придется питаться молоком и медом, т.е. сладкими дикорастущими финиками, а не хлебом, потому что нормально заниматься земледелием на оккупированной территории не получится. К счастью, можно предположить, что все это займет не больше трех-четырех лет. Действительно, в 732 году до Рождества Христова ассирийский царь Тиглат-Палассар разбил союзников, разрушил Дамаск и предал смерти царя Рецина.

Пророчество Исайи исполнилось!


Вдали, за горизонтом

1308662822_18monaco.jpg

  Но, как это не раз случалось с пророками, Исайя как будто заглянул дальше своего времени, прозревая отдаленное будущее. На это указывают две детали его пророчества. Первой особенностьютекста пророчества является то, что еврейский текст говорит о молодой, возможно, незамужней женщине (алма), а вот переводчики на греческий передали это по-гречески как «дева» (парфенос), и сделали это за несколько веков до Рождества. Дева – и вдруг рождает! 

  Во-вторых, рождает – кого? Странное имя ребенка, Еммануил, буквально означает «С нами Бог». Мы уже знаем, что и сам Исайя, и его первый сын не случайно носят свои имена – они говорящие. Имя Еммануил может, конечно, означать, что Бог будет со своим народом и не предаст его врагам; по-видимому, так это поняли современники Исайи. Но в буквальном смысле это имя становится понятным в свете Рождества, когда Сам Бог нисходит на землю и становится одним из нас, проживает жизнь подобно каждому из людей. Бог уже не просто духовно присутствует; к Иисусу можно прикоснуться, Его можно увидеть, коснуться, можно Его обнять, с ним можно говорить лицом к лицу. Впрочем, от Него можно и отвернуться, заткнуть уши, поиздеваться… Невероятный риск, величайшее доверие -  присутствие Живого Бога сред людей  - было предсказано Исайей за семь веков до описываемых событий.

  У некоторых возникает вопрос, почему Иисуса в таком случае не назвали Еммануилом. Не беспокойтесь – это тоже одно из Его имен. Но Он сам захотел быть названным Иисус, или по-еврейски «Иешуа», что означает буквально «Бог – помощь», или «Бог - спасение».



??? Для размышления:

  • А что вам говорят эти слова? 
  • Есть ли в вашей жизни ситуация, о которой вы стесняетесь просить у Господа? Почему?
  • Приносите ли Ему свои самые сокровенные нужды, говорите ли о проблемах?
  • Что важного для себя вы почерпнули в сегодняшнем письме?

Ответить на вопросы, поделиться своими мыслями можно в комментариях


Материал подготовлен Владимиром Стреловым,
ректором библейского колледжа "Наследие".



Что еще почитать об этом?

   Ахаз отказывается просить знамения и тем самым проявляет свое неверие. Но бывают и прямо противоположные ситуации, когда человек по прихоти ищет чудес или прямо искушает Господа (см. Мк. 8:11 и дал). Если вы хотите больше узнать о знамениях, перечитайте историю поиска жены для Исаака (Бытие, 24 гл.)  историю воинского призвания Гедеона (Судьи, 6 глава), поставление на служение Матфия (Деяния, 1 глава), и обратитесь главе 19-й в книге Н.Е. Пестова «Современная практика православного благочестия».

   Для того, чтобы больше узнать о пророках, вы можете прочитать книгу прот. Александра Меня «Вестники Царства». В книге рассматривается история основных пророков Иудеи и Израиля, их пророческая весть, лучшее на русском языке о пророках Ветхого Завета. Можно также книгу Л. Буйе. «О Библии и Евангелии». Автор книги предлагает посмотреть на развитие всей истории библейского Откровения в серии небольших, но концентрированных очерков, часть из которых посвящена пророкам.

  Пророчество не сводится исключительно к предсказанию будущего, и эта тема требует отдельного обсуждения. В небольшом труде И.Я. Грица «Внимая голосу пророков» подробно обсуждается сам феномен пророчества, даются методические рекомендации по толкованию ветхозаветных пророчеств.


Что принести в дар Христу?

  Большинство упомянутых мной до этого возможностей сделать доброе дело, как мне кажется, были такими, что вызывали бОльший отклик у женщин. Но есть дела, которые чаще могут делать мужчины. Например, помощь с перевозкой чего-либо. Часто собранную благотворительную помощь бывает некому отвезти. Когда я занималась бездомными, мы сталкивались с тем, что есть вещи, которые мы купили для бездомных или нам кто-то их готов отдать – но, только на условиях самовывоза. В руках 20 курток не унесешь. Бывает нужно отвезти больного человека, за которым не поедет скорая, к врачу. Сам он не дойдет, особенно если он инвалид. Или перевезти инвентарь для православных ярмарок, о которых я уже неоднократно писала или других благотворительных мероприятий. Например, службе «Милосердие» недавно надо было перевезти арфу!

  В общем, если у вас есть машина и вы в Москве, вы можете присоединиться к форуму добровольцев «Милосердие» и следить, не понадобится ли в какой-то момент ваша помощь. Или к сообществу «Волонтеры на колёсах» в Фэйсбуке или ВКонтакте.

Присылайте ваши идеи, что доброго можно сделать в пост, на мой адрес tanuwa77@predanie.ru.

Благодарю за работу над выпуском:

  • Наташу, помогавшую с версткой
  •  АлексеяИринуЛидию и Павла из фирмы Out of Cloud, благодаря которым у рассылки такое прекрасное праздничное оформление.
  • Александра, благодаря которому на сайте существует страница подписки, а также страницы, на которых можно оставлять комментарии.

Помяните их в своих молитвах.

Если выпуск вам понравился, отправьте друзьям ссылку на страницу подписки. Спасибо!


Татьяна Зайцева
 редактор раздела Читаем Библию вместе


Предыдущие выпуски рассылки:


     Вы можете поделиться своими мыслями в комментариях 



0
Владимир Стрелов
Яков, здравствуйте!

Мне по сердцу, когда люди не просто со всем согласны, а высказывают свою точку зрения, готовы дискутировать.
Вот и вы пишете, что не видите в данном тексте Исайи пророчества о Христе.

По-видимому, здесь нужно сказать о многосмысленности Писания и о времени в пророческих текстах. 
Если мы говорим о понимании Писания, то и в иудейской, и в христианской традициях принято считать, что у Писания есть сразу несколько смыслов: буквальный (пшат), аллегорический (ремез), моральный (драш), и анагогический, мистический (сод). Все четыре смысла составляют пардес, рай, и не надо задерживаться только на буквальном смысле. Тем более, когда мы говорим о пророчестве, которое редко бывает слишком буквальным.
Пророка можно уподобить человеку, взобравшемуся на гору. Он видит нечто в отдалении, к нему приходят образы, он нечто слышит, - но как, когда это сбудется, не знает даже сам пророк. 

И.Я. Гриц считает, что большинство пророчеств можно рассматривать аж в 7 временных горизонтах! (настоящее, историческое прошлое, доисторическое прошлое, ближайшее будущее, будущее отдаленное, как правило, новозаветное, будущее "последних времен" и эпоха наступившего Царства Небесного).
В таком случае один и тот же текст может указывать сразу на несколько событий.

Почему это так? Хотя бы потому, что часто пророк говорит больше, чем может вместить в себя одно событие.
Возьмем Псалом 21 (22 евр.). Это псалом страдающего праведника, написанный от лица Давида. Большая часть текста легко укладывается в страдания самого Давида: 



16  Сила моя иссохла, как черепок; язык мой прильпнул к гортани моей, и Ты свел меня к персти смертной. 
17а  Ибо псы окружили меня, скопище злых обступило меня... 

А потом вдруг:
17б пронзили руки мои и ноги мои. 
18  Можно было бы перечесть все кости мои; а они смотрят и делают из меня зрелище; 
19  делят ризы мои между собою и об одежде моей бросают жребий. 


Сравните это со сценой распятия в Евангелии. 
Я не нахожу другого объяснения псалму, как то, что Давид в Духе сказал больше, чем намеревался сказать, и это стало пророчеством о Христе.

Вот и в данном тексте, как мне кажется, сказано больше, чем необходимо, на эти особенности обратили внимание святые отцы, и так этот отрывок стал восприниматься как пророчество о Христе.

Всего доброго вам, и радости свыше!
0
Яков
Непонятно. Иерусалим готовится к осаде, на него идут враги. И все, что волнует царя это как бы сохранять государство. потом приходит Исайя и успокаивает, пророчествует. Но при чем тут Христос? Господь через Исайю говорит, что вот сейчас Иерусалим не падет от врагов. Ничего тут не говорится про Христа, тут конкретно говорится про осаду Иерусалима и все. Если взглянуть со стороны, то выглядит каким-то притянутым за уши утверждение, что это пророчество про Иисуса Христа.
0
Гость Андрей
Если говорить о пророке, то в моем понимании пророк говорит не от себя, а через него говорит сам Бог. А Бог скажет только самое необходимое. Только человек может принять это или не принять. Своего личного мнения у пророка просто не может быть. Иначе он не пророк. Он полностью предал себя в Волю Божию и исполняет только Его волю. Он не может интерпретировать то, что через него передано. Поэтому рассуждать о том, как видели будущее пророки, по моему мнению, неправильно. Мы можем поверить ему или нет. Принять то или иное решение. Мы свободны в выборе. В силу ряда причин мы можем принять не правильное решение. Прежде всего потому что мы грешны. Если по какой-то причине Бог отойдет от нас своей благодатью, мы не сможем принять правильного решения и исполнить Волю Божию. Это не значит, что она не исполнится. Но мы безусловно проиграем. Поэтому мы и просим у Бога, чтобы Он от нас не отходил своею благодатью.
0
Марина
Спасибо! Отлично написано, теперь более понятен этот отрывок! Да, ой как часто теряется доверие к Богу.
Господи, Владыко жизни, дай нам почувствовать милосердие Твое, когда мы открываем Тебе свои самые искренние желания, дай нам надежду и уверенность, доверие к Тебе, нашему Отцу и Создателю.
0
Татьяна Зайцева
А для меня в этом тексте главное то, что даже пророки, возможно, видели будущее смутно. Исайя говорит Ахазу пророчество и неизвестно, насколько он сам понимает, что он говорит о Христе и о том, Каким Тот будет и когда придет. Но он пророчествует, он служит Богу и Бог действует через него, через то, что он сказал, на протяжении веков, вплоть до наших дней. Мне кажется. такова судьба любого действия и слова, которые от Бога - они не сиюминутны и их последствия простираются на века. Так и мы можем смутно понимать последствия своих действий, но если мы при этом руководствуемся волей Божьей, последствия будут благие, причем настолько, насколько мы даже не предполагали.
0
Гость Андрей
Для меня в этом тексте главное это доверие Богу. Повторю слова из Псалтири Давида: ... Блажен муж иже Бог его помощник ему и упование его на Господа Бога своего ... К сожалению не всегда мы можем так верить. В этом отрывке из Ветхого Завета об этом идет речь. Нельзя сказать, что царь был не верующим. Но в тот момент его вера была парализована. А это значит, что он не мог молиться. Надо научиться сохранять веру в любых обстоятельствах.

Оставить отзыв

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений

ВКонтакт Facebook Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Liveinternet Mail.Ru