Выпуск седьмой. Cе, Дева во чреве приимет
23.12.2014


Cе, Дева во чреве приимет

K-A P.I..jpg


Здравствуйте, дорогие братья и сестры!
Продолжаем нашу рассылку.
Сегодняшняя тема - грехопадение и протоевангелие.

Книга пророка Исаии
Глава 7.

1 И было во дни Ахаза, сына Иоафамова, сына Озии, царя Иудейского, Рецин, царь Сирийский, и Факей, сын Ремалиин, царь Израильский, пошли против Иерусалима, чтобы завоевать его, но не могли завоевать.
2 И было возвещено дому Давидову и сказано: Сирияне расположились в земле Ефремовой; и всколебалось сердце его и сердце народа его, как колеблются от ветра дерева в лесу.
3 И сказал Господь Исаии: выйди ты и сын твой Шеар-ясув навстречу Ахазу, к концу водопровода верхнего пруда, на дорогу к полю белильничьему,
4 и скажи ему: наблюдай и будь спокоен; не страшись и да не унывает сердце твое от двух концов этих дымящихся головней, от разгоревшегося гнева Рецина и Сириян и сына Ремалиина.
5 Сирия, Ефрем и сын Ремалиин умышляют против тебя зло, говоря:6 пойдем на Иудею и возмутим ее, и овладеем ею и поставим в ней царем сына Тавеилова.
7 Но Господь Бог так говорит: это не состоится и не сбудется;
8 ибо глава Сирии - Дамаск, и глава Дамаска - Рецин; а чрез шестьдесят пять лет Ефрем перестанет быть народом;
9 и глава Ефрема - Самария, и глава Самарии - сын Ремалиин. Если вы не верите, то потому, что вы не удостоверены.
10 И продолжал Господь говорить к Ахазу, и сказал:
11 проси себе знамения у Господа Бога твоего: проси или в глубине, или на высоте.
12 И сказал Ахаз: не буду просить и не буду искушать Господа.
13 Тогда сказал [Исаия]: слушайте же, дом Давидов! разве мало для вас затруднять людей, что вы хотите затруднять и Бога моего?
14 Итак Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил.
15 Он будет питаться молоком и медом, доколе не будет разуметь отвергать худое и избирать доброе;
16 ибо прежде нежели этот младенец будет разуметь отвергать худое и избирать доброе, земля та, которой ты страшишься, будет оставлена обоими царями ее.


Итак, 734 год до Рождества Христова. Южное царство, маленькая Иудея (как вы помните, после Соломона царство распалось на две части), находится в сложном положении. Сирийцы и израильтяне (Север), коалицию которых поддерживает Египет, добиваются присоединения к ним Иудеи – для совместного противостояния Ассирии. Ахаза, царя иудейского, не сочувствующего их замыслам, собираются сместить и поставить на его место некоего «сына Тавеилова».

Действующие лица:
  1. Ахаз, царь Иудеи
  2. Факей, сын Ремалиин, царь Израиля (назван в тексте Ефремом, по имени самого большого колена)
  3. Рецин, царь Сирии
  4. Исайя, пророк Господень, по преданию, родственник царя, его имя означает «блаженство Господа»
  5. Шеяр-Ясуф, сын Исайи

 И было во дни Ахаза, сына Иоафамова, сына Озии, царя Иудейского:

Рецин, царь Сирийский, и Факей, сын Ремалиин, царь Израильский, пошли против Иерусалима, чтобы завоевать его, но не могли завоевать. И было возвещено дому Давидову и сказано: Сирияне расположились в земле Ефремовой; и всколебалось сердце его и сердце народа его, как колеблются от ветра дерева в лесу.

И сказал Господь Исаии: выйди ты и сын твой Шеар-ясув навстречу Ахазу, к концу водопровода верхнего пруда, на дорогу к полю белильничьему,

Иерусалим готовится к осаде. Самое главное в запертом городе – не умереть от жажды, поэтому царь инспектирует водопровод в районе большого пруда за городом, неподалеку от места, где белили овечью шерсть.

Зачем эти топографические уточнения в тексте, какой смысл они несут? Возможно, кому-то из читателей и было интересно, где все происходило, но я думаю, автор хочет нам показать: Исайя не просто почувствовал некое волнение духа. Нет, Господь во всех подробностях указал ему, где искать царя и что ему говорить.

Исайе велено взять с собой сына, чье необычное имя Шеар-Ясув, буквально означающее «Остаток спасется», должно напомнить царю о возможности сохранять надежду. Только представьте предусмотрительность Господа – Он повелел за много лет до этого назвать ребенка этим именем!

 и скажи ему:

Наблюдай и будь спокоен; не страшись и да не унывает сердце твое от двух концов этих дымящихся головней, от разгоревшегося гнева Рецина и Сириян и сына Ремалиина. Сирия, Ефрем и сын Ремалиин умышляют против тебя зло, говоря: пойдем на Иудею и возмутим ее, и овладеем ею и поставим в ней царем сына Тавеилова. Но Господь Бог так говорит: это не состоится и не сбудется; ибо глава Сирии - Дамаск, и глава Дамаска - Рецин; а чрез шестьдесят пять лет Ефрем перестанет быть народом; и глава Ефрема - Самария, и глава Самарии - сын Ремалиин. Если вы не верите, то не устоите.

«Не бойся и не унывай!» – говорит Господь Ахазу устами Исайи. Хоть Сирия и Израильтяне и выступили против тебя, у них ничего не получится. Скоро эти страны просто прекратят свое существование (и действительно, уже через 12 лет Израиль был разорен ассирийцами, а еще через пятьдесят израильтяне были и вовсе окончательно депортированы в Ассирию). «Тебе надо Мне довериться – не союзникам, не стенам, а Мне». (Синодальный перевод последнего стиха невнятен, выше он переведен более точно).

     

  ??? Для размышления:

  • А что вам говорят эти слова? 
  Ответить на вопросы, поделиться своими мыслями можно в комментариях


И продолжал Господь говорить к Ахазу, и сказал: проси себе знамения у Господа Бога твоего: проси или в глубине, или на высоте.
И сказал Ахаз: не буду просить и не буду искушать Господа.

Как бы понимая сомнения Ахаза, Господь предлагает сотворить знамение – на небе вверху (например, град, или радугу), или внизу (предположим, небольшое землетрясение).

И с первого взгляда Ахаз выглядит очень даже симпатично: он не хочет «просить и искушать Господа». Но что стоит за этими словами? Фактически, он просто отмахивается от слов Исайи: «Я Бога, конечно, уважаю, но что мне до того, что будет через целых шестьдесят пять лет, я до этого не доживу! Мне сегодня царство отстоять нужно! Без знамений обойдусь».

Это не скромность, это не смирение. Это неверие. В важных делах мы должны просить и добиваться ясности от Господа, тем более, если нас к этому поощряют духовные наставники, Божьи люди.

      

??? Для размышления:

  • Есть ли в вашей жизни ситуация, о которой вы стесняетесь просить у Господа? Почему?
  • Приносите ли Ему свои самые сокровенные нужды, говорите ли о проблемах?

Ответить на вопросы, поделиться своими мыслями можно в комментариях

 

             
Тогда сказал [Исаия]: слушайте же, дом Давидов! разве мало для вас затруднять людей, что вы хотите затруднять и Бога моего?             

Слушай же, царь, и все твои родные! Ты затрудняешь мою проповедь народу. Ну хорошо, меня ты можешь не слушать. Но почему ты не хочешь обратиться и послушать Бога, ведь Он может убедить тебя даже помимо человеческих слов?!

Затруднение не в том, чтобы просить, а в том, чтобы не желать послушаться…

 Итак Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил.  Он будет питаться молоком и медом, доколе не будет разуметь отвергать худое и избирать доброе; ибо прежде нежели этот младенец будет разуметь отвергать худое и избирать доброе, земля та, которой ты страшишься, будет оставлена обоими царями ее.

Попробуем понять это в буквальном, историческом смысле, так, как это услышал царь Ахаз. Исайя говорит ему, что в ближайшее время произойдет зачатие ребенка, и вскоре он родится. Он еще не успеет вырасти до того возраста, когда просыпается совесть, как эта земля будет оставлена неприятелями. Время это будет непростым для страны: придется питаться молоком и медом, т.е. сладкими дикорастущими финиками, а не хлебом, потому что нормально заниматься земледелием на оккупированной территории не получится. К счастью, можно предположить, что все это займет не больше трех-четырех лет. Действительно, в 732 году до Рождества Христова ассирийский царь Тиглат-Палассар разбил союзников, разрушил Дамаск и предал смерти царя Рецина.

Пророчество Исайи исполнилось!

Вдали, за горизонтом

Но, как это не раз случалось с пророками, Исайя как будто заглянул дальше своего времени, прозревая отдаленное будущее. На это указывают две детали его пророчества. Первой особенностью 1308662822_18monaco.jpgтекста пророчества является то, что еврейский текст говорит о молодой, возможно, незамужней женщине (алма), а вот переводчики на греческий передали это по-гречески как «дева» (парфенос), и сделали это за несколько веков до Рождества. Дева – и вдруг рождает! 

Во-вторых, рождает – кого? Странное имя ребенка, Еммануил, буквально означает «С нами Бог». Мы уже знаем, что и сам Исайя, и его первый сын не случайно носят свои имена – они говорящие. Имя Еммануил может, конечно, означать, что Бог будет со своим народом и не предаст его врагам; по-видимому, так это поняли современники Исайи. Но в буквальном смысле это имя становится понятным в свете Рождества, когда Сам Бог нисходит на землю и становится одним из нас, проживает жизнь подобно каждому из людей. Бог уже не просто духовно присутствует; к Иисусу можно прикоснуться, Его можно увидеть, коснуться, можно Его обнять, с ним можно говорить лицом к лицу. Впрочем, от Него можно и отвернуться, заткнуть уши, поиздеваться… Невероятный риск, величайшее доверие -  присутствие Живого Бога сред людей  - было предсказано Исайей за семь веков до описываемых событий.

У некоторых возникает вопрос, почему Иисуса в таком случае не назвали Еммануилом. Не беспокойтесь – это тоже одно из Его имен. Но Он сам захотел быть названным Иисус, или по-еврейски «Иешуа», что означает буквально «Бог – помощь», или «Бог - спасение».


·??? Для размышления:

  • Что важного для себя вы почерпнули в сегодняшнем письме?

Ответить на вопросы, поделиться своими мыслями можно в комментариях


Материал подготовлен Владимиром Стреловым,
ректором библейского колледжа "Наследие".


Что еще почитать об этом?

Ахаз отказывается просить знамения и тем самым проявляет свое неверие. Но бывают и прямо противоположные ситуации, когда человек по прихоти ищет чудес или прямо искушает Господа (см. Мк. 8:11 и дал). Если вы хотите больше узнать о знамениях, перечитайте историю поиска жены для Исаака (Бытие, 24 гл.)  историю воинского призвания Гедеона (Судьи, 6 глава), поставление на служение Матфия (Деяния, 1 глава), и обратитесь главе 19-й в книге Н.Е. Пестова «Современная практика православного благочестия».

Для того, чтобы больше узнать о пророках, вы можете прочитать книгу прот. Александра Меня «Вестники Царства». В книге рассматривается история основных пророков Иудеи и Израиля, их пророческая весть, лучшее на русском языке о пророках Ветхого Завета. Можно также книгу Л. Буйе. «О Библии и Евангелии». Автор книги предлагает посмотреть на развитие всей истории библейского Откровения в серии небольших, но концентрированных очерков, часть из которых посвящена пророкам.

Пророчество не сводится исключительно к предсказанию будущего, и эта тема требует отдельного обсуждения. В небольшом труде И.Я. Грица «Внимая голосу пророков» подробно обсуждается сам феномен пророчества, даются методические рекомендации по толкованию ветхозаветных пророчеств/

Что принести в дар Христу?


Большинство упомянутых мной до этого возможностей сделать доброе дело, как мне кажется, были такими, что вызывали бОльший отклик у женщин. Но есть дела, которые чаще могут делать мужчины. Например, помощь с перевозкой чего-либо. Часто собранную благотворительную помощь бывает некому отвезти. Когда я занималась бездомными, мы сталкивались с тем, что есть вещи, которые мы купили для бездомных или нам кто-то их готов отдать – но, только на условиях самовывоза. В руках 20 курток не унесешь. Бывает нужно отвезти больного человека, за которым не поедет скорая, к врачу. Сам он не дойдет, особенно если он инвалид. Или перевезти инвентарь для православных ярмарок, о которых я уже неоднократно писала или других благотворительных мероприятий. Например, службе «Милосердие» недавно надо было перевезти арфу!

В общем, если у вас есть машина и вы в Москве, вы можете присоединиться к форуму добровольцев «Милосердие» и следить, не понадобится ли в какой-то момент ваша помощь. Или к сообществу «Волонтеры на колёсах» в Фэйсбуке или вКонтакте.

Присылайте ваши идеи, что доброго можно сделать в пост, на мой адрес tanuwa77@predanie.ru.

Благодарю за работу над выпуском:

  • Наташу, помогавшую с версткой
  •  Алексея, Ирину, Лидию и Павла из фирмы Out of Cloud, благодаря которым у рассылки такое прекрасное праздничное оформление.
  • Александра, благодаря которому на сайте существует страница подписки, а также страницы, на которых можно оставлять комментарии.

Помяните их в своих молитвах.

Предыдущие выпуски рассылки

Выпуск первый: Сотворение мира
Выпуск второй: Сотворение человека

Выпуск третий: Грехопадение
Выпуск четвертый: Призвание Авраама
Выпуск пятый: Сын Давидов
Выпуск шестой: Ветвь от корня Иессеева

Если выпуск вам понравился, отправьте друзьям ссылку на страницу подписки. Спасибо!


Татьяна Зайцева
редактор раздела Читаем Библию вместе
  Вы можете поделиться своими мыслями в комментариях


0
Владимир Стрелов
Яков, здравствуйте!

Мне по сердцу, когда люди не просто со всем согласны, а высказывают свою точку зрения, готовы дискутировать.
Вот и вы пишете, что не видите в данном тексте Исайи пророчества о Христе.

По-видимому, здесь нужно сказать о многосмысленности Писания и о времени в пророческих текстах. 
Если мы говорим о понимании Писания, то и в иудейской, и в христианской традициях принято считать, что у Писания есть сразу несколько смыслов: буквальный (пшат), аллегорический (ремез), моральный (драш), и анагогический, мистический (сод). Все четыре смысла составляют пардес, рай, и не надо задерживаться только на буквальном смысле. Тем более, когда мы говорим о пророчестве, которое редко бывает слишком буквальным.
Пророка можно уподобить человеку, взобравшемуся на гору. Он видит нечто в отдалении, к нему приходят образы, он нечто слышит, - но как, когда это сбудется, не знает даже сам пророк. 

И.Я. Гриц считает, что большинство пророчеств можно рассматривать аж в 7 временных горизонтах! (настоящее, историческое прошлое, доисторическое прошлое, ближайшее будущее, будущее отдаленное, как правило, новозаветное, будущее "последних времен" и эпоха наступившего Царства Небесного).
В таком случае один и тот же текст может указывать сразу на несколько событий.

Почему это так? Хотя бы потому, что часто пророк говорит больше, чем может вместить в себя одно событие.
Возьмем Псалом 21 (22 евр.). Это псалом страдающего праведника, написанный от лица Давида. Большая часть текста легко укладывается в страдания самого Давида: 



16  Сила моя иссохла, как черепок; язык мой прильпнул к гортани моей, и Ты свел меня к персти смертной. 
17а  Ибо псы окружили меня, скопище злых обступило меня... 

А потом вдруг:
17б пронзили руки мои и ноги мои. 
18  Можно было бы перечесть все кости мои; а они смотрят и делают из меня зрелище; 
19  делят ризы мои между собою и об одежде моей бросают жребий. 


Сравните это со сценой распятия в Евангелии. 
Я не нахожу другого объяснения псалму, как то, что Давид в Духе сказал больше, чем намеревался сказать, и это стало пророчеством о Христе.

Вот и в данном тексте, как мне кажется, сказано больше, чем необходимо, на эти особенности обратили внимание святые отцы, и так этот отрывок стал восприниматься как пророчество о Христе.

Всего доброго вам, и радости свыше!
0
Яков
Непонятно. Иерусалим готовится к осаде, на него идут враги. И все, что волнует царя это как бы сохранять государство. потом приходит Исайя и успокаивает, пророчествует. Но при чем тут Христос? Господь через Исайю говорит, что вот сейчас Иерусалим не падет от врагов. Ничего тут не говорится про Христа, тут конкретно говорится про осаду Иерусалима и все. Если взглянуть со стороны, то выглядит каким-то притянутым за уши утверждение, что это пророчество про Иисуса Христа.
0
Гость Андрей
Если говорить о пророке, то в моем понимании пророк говорит не от себя, а через него говорит сам Бог. А Бог скажет только самое необходимое. Только человек может принять это или не принять. Своего личного мнения у пророка просто не может быть. Иначе он не пророк. Он полностью предал себя в Волю Божию и исполняет только Его волю. Он не может интерпретировать то, что через него передано. Поэтому рассуждать о том, как видели будущее пророки, по моему мнению, неправильно. Мы можем поверить ему или нет. Принять то или иное решение. Мы свободны в выборе. В силу ряда причин мы можем принять не правильное решение. Прежде всего потому что мы грешны. Если по какой-то причине Бог отойдет от нас своей благодатью, мы не сможем принять правильного решения и исполнить Волю Божию. Это не значит, что она не исполнится. Но мы безусловно проиграем. Поэтому мы и просим у Бога, чтобы Он от нас не отходил своею благодатью.
0
Марина
Спасибо! Отлично написано, теперь более понятен этот отрывок! Да, ой как часто теряется доверие к Богу.
Господи, Владыко жизни, дай нам почувствовать милосердие Твое, когда мы открываем Тебе свои самые искренние желания, дай нам надежду и уверенность, доверие к Тебе, нашему Отцу и Создателю.
0
Татьяна Зайцева
А для меня в этом тексте главное то, что даже пророки, возможно, видели будущее смутно. Исайя говорит Ахазу пророчество и неизвестно, насколько он сам понимает, что он говорит о Христе и о том, Каким Тот будет и когда придет. Но он пророчествует, он служит Богу и Бог действует через него, через то, что он сказал, на протяжении веков, вплоть до наших дней. Мне кажется. такова судьба любого действия и слова, которые от Бога - они не сиюминутны и их последствия простираются на века. Так и мы можем смутно понимать последствия своих действий, но если мы при этом руководствуемся волей Божьей, последствия будут благие, причем настолько, насколько мы даже не предполагали.
0
Гость Андрей
Для меня в этом тексте главное это доверие Богу. Повторю слова из Псалтири Давида: ... Блажен муж иже Бог его помощник ему и упование его на Господа Бога своего ... К сожалению не всегда мы можем так верить. В этом отрывке из Ветхого Завета об этом идет речь. Нельзя сказать, что царь был не верующим. Но в тот момент его вера была парализована. А это значит, что он не мог молиться. Надо научиться сохранять веру в любых обстоятельствах.

Оставить отзыв

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений

ВКонтакт Facebook Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Liveinternet Mail.Ru