Выпуск одиннадцатый. Бог в последние дни говорил нам в Сыне

Здравствуйте, дорогие братья и сестры!
Продолжаем нашу рассылку. Вас приветствует Татьяна Зайцева, редактор раздела
"Читаем Библию вместе".

Рождество Христово настало семь дней назад.
Наша тема сегодня -
Рождественский пост.

propovedj-iudejam.jpg

За несколько недель до Рождества Христова на Литургии и праздничных часах церковью положено читать послание к Евреям.
На службе навечерия Рождества Христова читается первая глава послания. Как же случилось, что одно из самых сложных посланий Нового Завета попало в календарь Рождественского поста?


Об этом, а также о значении для нас первой главы послания и о самом послании
вам расскажет Владимир Стрелов, ректор библейского колледжа "Наследие".

Рождественский пост, как и Великий, – это время подготовки ко крещению (отсюда в самой Литургии праздника вместо «Святый Боже» поется «Елицы во Христа креститеся…»). На эти службы неопустительно ходили катехумены, или оглашаемые. Они уже несколько лет готовились ко Крещению, самому торжественному событию своей жизни. К этому времени каждый катехумен точно знал, что весь мир создан Богом неба и земли, единым истинным Богом. Они слышали о грехопадении, о богослужении, пророках, царях и мудрых Ветхого Завета. Они также знали историю евангельских событий. Наступало время креститься «во Христа».

И вот тут перед самыми дотошными из них вставал вопрос: а почему, собственно, мы крестимся во Христа, поклоняясь Ему как Богу?

«Ну хорошо, в единого Бога я верю, и Иисус мне нравится», - рассуждал такой катехумен. «Из Евангелий я знаю Иисуса как мудрого наставника, свершителя чудес, человека, невероятно близкого Богу, который пошел на смерть ради спасения людей. Но почему я должен поклоняться Ему как Богу? Разве не написано, что Бог – един? Как у него могут быть сыновья в собственном смысле этого слова? Не разрушится ли тогда единство Божие? Да, об Иисусе говорится, что Он – Сын Божий, но не сказано ли так в Ветхом Завете и об ангелах (Иов 1:6, Пс. 88:7)? Может быть, Иисус – это просто воплотившийся ангел? Не стану ли я идолопоклонником, если воздам человеку или ангелу славу, которой достоин только Бог?»

Такие вопросы станут и перед нами, если мы вздумаем поговорить о своей вере с иудеем, мусульманином или свидетелем Иеговы. И ведь это серьезные вопросы! Откуда мы в действительности знаем, что Иисус достоин поклонения как Бог, и что мы не идолопоклонники?

Автор послания к Евреям в сегодняшнем отрывке дает нам ответ на эти вопросы. Сегодня мы коснемся самой первой главы этого отнюдь не простого послания, тех стихов, которые читаются в саму службу навечерия Рождества.

Послание к Евреям, глава 1

1 Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках,
2 в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил.
3 Сей, будучи сияние славы и образ ипостаси Его и держа все словом силы Своей, совершив Собою очищение грехов наших, воссел одесную престола величия на высоте,
4 будучи столько превосходнее Ангелов, сколько славнейшее пред ними наследовал имя.
5 Ибо кому когда из Ангелов сказал [Бог]: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя? И еще: Я буду Ему Отцем, и Он будет Мне Сыном?
6 Также, когда вводит Первородного во вселенную, говорит: и да поклонятся Ему все Ангелы Божии.
7 Об Ангелах сказано: Ты творишь Ангелами Своими духов и служителями Своими пламенеющий огонь.
8 А о Сыне: престол Твой, Боже, в век века; жезл царствия Твоего - жезл правоты.
9 Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие, посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих.
10 И: в начале Ты, Господи, основал землю, и небеса - дело рук Твоих;
11 они погибнут, а Ты пребываешь; и все обветшают, как риза,
12 и как одежду свернешь их, и изменятся; но Ты тот же, и лета Твои не кончатся.
13 Кому когда из Ангелов сказал [Бог]: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих?
14 Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение?

??? Для размышления

  • Что вы в первую очередь слышите в этом отрывке, на что отзывается ваше сердце?                    

Ответить на вопросы, поделиться своими мыслями можно в комментариях

Сын, через которого все

1 Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках,
2 в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил.
3 Сей, будучи сияние славы и образ ипостаси Его и держа все словом силы Своей, совершив Собою очищение грехов наших, воссел одесную престола величия на высоте,
4 будучи столько превосходнее Ангелов, сколько славнейшее пред ними наследовал имя.

Автор в этих четырех стихах буквально «берет быка за рога», лаконично формулируя основную тему: это послание об уникальности того, что Бог открыл нам через Своего Сына. Все остальное – лишь раскрытие этого тезиса и выводы для нравственности.

Не сомневайтесь, как бы говорит он, Иисус – это вершина Откровения Божия. Это отцам Бог говорил через многих пророков, каждый из которых по-своему, в своих терминах, образах и притчах открывал нечто о том, Кто Такой Бог, как Он относится к человеку. И все отцы жили ожиданием, что их жизнь изменится, откроется мир грядущий, царство Божие. Но именно мы, читатели, удостоились жить в последние дни перед тем, как это случится – ибо еще немного, очень немного, и Грядущий придет и не умедлит. (Евр. 10:37).

И нам Бог говорит иначе – через Сына.

Все, что раньше можно было видеть как отдельные лучи Откровения, собирается как бы в фокусе в фигуре Сына: в Его словах и делах, в Нем Самом.

Как через Иисуса мы можем открывать для себя Бога Отца? Мы можем лучше понять, Кто такой Бог, глядя на то, каковы отношения Иисуса с Отцом. Мы можем видеть отношение Отца к нам в отношении Иисуса к нам, потому что Он и Отец одно. Итак, когда мы смотрим на Иисуса, мы видим Отца (Ин. 14:9), понимаем Бога (Ин. 1:18), и неслучайно автор четвертого Евангелия называет Его Логосом, Божественным Словом (Ин. 1:1).

Эта мысль о том, что Бог сначала посылал пророков, а в последние дни посылает Сына, не является изобретением автора послания. Ее корни можно увидеть в притче о винограднике и злых виноградарях (Мк. 12:1-12).

Кто же такой этот Сын? Автор дает ему семь ключевых характеристик:

  1. Как Мессия-Царь, Он является наследником всего, прежде всего, самого Иакова-Израиля и народов, которые будут служить Ему (ср. Пс. 2:8). Но по сути Ему должно принадлежать все: и земля, и космос, и время, и сердца человеческие.
  2. Все, что было сотворено, было сотворено через Него (ср. Притч. 8:22-31). Христос -  не просто Владыка в будущем, и тем более не просто учитель из Назарета; Он был до начала бытия вселенной, до начала времен. Он – Творец самого времени.
  3. Он является сиянием славы и образом ипостаси Всевышнего. Даже больше, чем участие в Творении, читателей послания должна поражать близость Сына к Всевышнему по сути. Он светит не отраженным светом (например, как Моисей – Исх. 34:35), а светом Самого Божества. Он – проявление сущности Бога. Глядя на Него, мы можем увидеть Самого Бога. Наглядно эта слава проявилась в Преображении.
  4. Он держит все словом своей силы, т.е. Он заботится о мире, и именно благодаря Ему мир не превращается в хаос. Ученые давно ломают голову, что не дает этой Вселенной разрушиться. Ответ – в деятельности Сына, Который управляет миром с помощью слова. Это же слово со властью мы видим и в Евангельской и апостольской истории: «Скажи только слово, и выздоровеет раб Твой!»
  5. Он совершил собой очищение наших грехов. Христос не только создал этот мир и заботится о Нем, ­- особенным образом Ему дорого человечество, дорого настолько, что Он не готов оставить его погибать. После грехопадения Он не отвратился от этого мира, погрязшего во грехе, но Сам Собою, Своей жертвой совершил акт очищения.
  6. Он воссел одесную престола величия на высоте. После вочеловечения Христос  вернулся к Отцу, туда, где был изначально, как это и было предсказано в пророчестве (Пс. 109:1). Престол величия – это эвфемизм, которым пользовались евреи, говоря о Всевышнем, чтобы лишний раз не называть Его по Имени. Одесную – т.е. на почетном месте, с правой стороны. Те, кто видел в Иисусе лишь страдающего человека, прибитого ко Кресту, будут сильно удивлены, увидев Его в качестве Царя!    
  7. Он наследовал Имя, которое превосходит ангельское. В духовной традиции Израиля одно Имя было более всего свято – это Имя Божие. Иисус наследует право называться Господом и Богом (Ин. 20:28). В этом Он превосходит все духовные сущности, они просто несопоставимы с Ним.

Итак, мы можем с полной уверенностью утверждать, что автор видит во Христе не просто человека, но Сына Самого Бога, сотворившего этот мир и заботящегося о нем, воплотившегося для его спасения и после снова возвратившегося на небеса.

           ??? Для размышления

  1. Вспомните, что вы узнали о Боге, читая книги пророков. Какие пророки, какие события их жизни и слова писаний оказали на вас особое влияние, помогли лучше понять Бога?
  2. Ап. Павел говорит о себе: «Когда же Бог… благоволил открыть во мне Сына Своего… я не стал тогда же советоваться с плотью и кровью» (Гал. 1:16-17). Можете ли вы сказать про себя, что вы уже услышали, как Бог внутренне обращается к вам через Иисуса Христа? Может быть, это откровение было слишком давно в прошлом, или вы пока живете тем, что услышали от плоти и крови, т.е. через других людей? Может быть, это было на уровне каких-то переживаний божественного, но пока еще не осознанной, личной встречи-диалога: вы – и Господь Иисус?
  3. Что для вас дороже всего в образе Иисуса, как он дан в Евангелиях, - как Он открывает вам Отца?

       
Ответить на вопросы, поделиться своими мыслями можно в комментариях


Сын - выше ангелов

5 Ибо кому когда из Ангелов сказал [Бог]:
Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя? (Пс. 2:6-7)
И еще:
Я буду Ему Отцем, и Он будет Мне Сыном? (2 Цар. 7:14)
6 Также, когда вводит Первородного во вселенную, говорит:
и да поклонятся Ему все Ангелы Божии. (Пс. 96:7)
7 Об Ангелах сказано:
Ты творишь Ангелами Своими духов и служителями Своими пламенеющий огонь. (Пс. 103:4)
8 А о Сыне:
престол Твой, Боже, в век века; жезл царствия Твоего - жезл правоты.
9 Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие, посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих. (Пс. 44:7-8)
10 И:
в начале Ты, Господи, основал землю, и небеса - дело рук Твоих;
11 они погибнут, а Ты пребываешь; и все обветшают, как риза,
12 и как одежду свернешь их, и изменятся; но Ты тот же, и лета Твои не кончатся. (Пс. 101:26-28)
13 Кому когда из Ангелов сказал [Бог]:
седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих? (Пс. 109:1)
14 Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение?         

Если в первых четырех стихах автор высказал основные истины о Христе, то сейчас мы увидим, как он их аргументирует. Опираться на Предание он не может – оно только формируется, да и будет ли оно иметь тот же вес в глазах слушателей, которым обладает предание иудейских авторитетов? Опираться на субъективный опыт встречи со Христом можно, но субъективный опыт всегда можно по-разному интерпретировать. Автор выбирает опираться на Писания Ветхого Завета – эти тексты обладают для слушателей несомненным авторитетом. Серией из семи цитат автор доказывает, что:

1,2) Только у Иисуса существует право называться Сыном Божиим в полном смысле этого слова, причем в этом он превосходит и ангелов, и людей (Пс. 2:6-7, 2 Цар. 7:14),

3) Ангелы должны Ему кланяться (Пс. 96:7),

4,5,6) - Ангелы близки к стихиям мира, они переменчивы, они не действуют самостоятельно, выбирая между добром и злом, тогда как Сын обладает полнотой власти, он вершит правосудие, и его власть вечна (Пс. 103:4, Пс. 44:7-8, Пс. 101:26-28)

7) Ни к кому из ангелов не было сказано, что они удостоены места с Богом, и Бог им подчиняет Вселенную, тогда как о Сыне так сказать можно (Пс. 109:1).

Первая цитата – Пс. 2:6-7. Обратимся к этому псалму. Очевидно, он связан с воцарением могущественного правителя, который называется сыном, причем именно Бог говорит о нем как о сыне. Сыну противятся, но Бог утверждает Его царство. Хотя ангелы в Писании иногда и называются сынами Божьими, нигде ни одному ангелу не было обещано царство. Первые христиане видели в этом псалме указание на отвержение Мессии (ср. молитву Деян. 4:24-30, которая основана на этом же псалме).

Вторая цитата касается обетования Божия Давиду 2 Цар. 7:13-16, которое мы уже разбирали в этой рассылке. В этом тексте говорится о вечности царства, даруемого Богом Давиду и его потомкам. Но уже Ефам Эзрахит (Пс. 88:20-50) задается вопросом, как же Бог выполняет свое обещание – в жизни земных наследников Давида этого не наблюдается. Можно полагать, что чем больше политическая власть отходила от потомков Давида, тем больше это обетование прочитывалось как обращенное к Мессии, и именно так его толкует апостол Петр в день Пятидесятницы (Деян. 2:29-36).

Третья цитата Пс. 96:7 очень интересна. В этом стихе содержится призыв кланяться пред Господом всем ангелам Божиим (именно так понимают это место переводчики Септуагинты). Но то, что человек с ветхозаветным сознанием относил к Богу, автор послания относит к Мессии. Действительно, в псалмах 95-97 постоянно говорится о Боге, который грядет судить землю – но Кто действительно пришел для суда на землю? Можно вспомнить, что говорит Иоанн Креститель в своей проповеди.
Четвертая цитата (Пс. 103:4) противопоставляется пятой и шестой. Ангелы ближе к природным стихиям, подобны ветру, огню. У стихий нет власти самой по себе – они действуют лишь настолько, насколько позволяет Бог. Если прочесть весь псалом, то вполне возможно, что этой цитатой автор хочет сказать, что это Мессия – творец ангелов. А 44 и 101 псалом говорят о помазании Мессии на царство.


Вознесение Христово, икона XV века. Христос возносится, чтобы воссесть одесную престола Божия, и Ангелы поклоняются и служат Ему.

44 псалом говорит о вечности престола Мессии, о его справедливости («возлюбил правду и возненавидел беззаконие»), и о том, что Он Сам будет судить по правде. В отличие от ангелов из предыдущего псалма, Он действует самостоятельно, имея на это помазание. Кстати, заметим, что в понимании людей того времени судить должен Сам Бог, и в этом Его деятельность сливается с деятельностью Бога.

101 псалом автор послания, по-видимому, понимает как молитву страждущего Мессии, которому отвечает Бог, напоминая, Кем на самом деле является Мессия – вечно существующим, негибнущим. Если искать здесь аналогию, то так отец может напоминать сыну, которому предстоит пережить унижение, что его любовь, любовь отца никуда не уйдет, что сын не сломается, но обязательно выйдет победителем. Этот псалом в таком случае напоминает Гефсиманскую молитву. Важно отметить, что молитва Самого Христа была услышана, но исполнилась вовсе не так, как это можно было пожелать на первый взгляд. Хотя такая интерпретация этого псалма может показаться сложной и даже идеологически обусловленной, интересно, что именно так его прочли и переводчики Септуагинты: Говорил он Ему, когда был в (полной) силе своей:  «Сокращение дней моих поведай мне. Не похить меня в половине дней моих». - «В роде родов лета Твои…».

Наконец, седьмая цитата взята из 109 псалма. Здесь он только вскользь упоминается, но на этом псалме будет строиться дальнейшее повествование. В этом псалме Бог предлагает Мессии занять место рядом с собой, сесть (ангелы стоят в присутствии Божием). Мы могли бы добавить, занять Свое законное место, Которое было у Сына до воплощения, в ожидании, что весь мир будет приведен силой Божией к подчинению Мессии.

Автор заканчивает эту серию цитат риторическим и в чем-то для современного человека парадоксальным вопросом: разве неизвестно его слушателям, что ангелы – это служебные духи, сотворенные для того, чтобы служить нам, которые будут наследовать спасение.

В дальнейшем тексте послания автор будет размышлять о том, что Иисус, тем не менее, очень близок к нам, и может нас понимать с нашими искушениями и слабостями, а потому может и помочь. Он  покажет нам, что именно Иисус является подлинным и единственным Первосвященником, его жертва – достаточная для искупления грехов всего мира, и от нас для спасения требуется не участие в ветхозаветном культе, а стойкость в испытаниях, братолюбие, чистота и надежда.


??? Для размышления

  1. Учение о том, что Сын Божий – вовсе не Бог, а первое творение, выглядит очень логично. Что бы вы ответили носителям таких взглядов?
  2. Каждый из псалмов, приводимых автором, подчеркивает какую-то сторону служения и личности Христа. Что бы вы могли сказать о Нем, опираясь на эти тексты?
  3. Убеждают ли вас цитаты, приводимые автором послания, в том, что Иисус – действительно Сын Божий в самом полном смысле этого слова? Может быть, вам эти цитаты говорят нечто иное, более убедительное, чем сказано в комментарии? Уделите время тому, чтобы поразмышлять в тишине над величием Господа.
  4. Каково ваше отношение к ангельскому миру? Играют ли ангелы какую-то роль в вашей духовной жизни? Каким образом, на ваш взгляд, они служат тем, кто наследует спасение? Попробуйте соотнести свой опыт с преданием Церкви по этому вопросу.
  5. Если бы вам пришлось говорить с христианином, думающим о том, чтобы отвергнуть Христа и принять иудаизм или ислам, о чем бы и как бы вы с ним говорили?
  6. Есть ли в вашем окружении люди, колеблющиеся в вере? С чем у них это связано? Подумайте, как вы можете с ними поговорить, убеждая сохранять верность? Что еще можно сделать для таких людей?
Ответить на вопросы,поделиться своими мыслямиможнов комментариях

Общие сведения о послании к Евреям

Знакомясь с любым литературным произведением, хорошо бы знать, кто был его автор, каковы были обстоятельства его жизни, когда именно оно было написано. Например, мы можем просто прочесть стихотворение К.Ф. Рылеева «К временщику». Но стоит только представить, кого и как он дерзает здесь обличать (всесильного Аракчеева!) – и мы уже видим не просто баловство рифмой, а огромный политический риск, который мог очень дорого стоить поэту, и на который и сегодня мало кто отваживается. Стихотворение неожиданно становится необычайно актуальным! Попробуем также подойти и к нашему тексту.

Увы, авторство нашего послания представляет собой загадку. Хотя с пятого века оно повсеместно подписывается как Павлово, большинство исследователей сомневаются, что это послание написал сам апостол: нет привычного для него приветствия, нет характерных образов его богословия. Вместе с тем, упоминание Тимофея и италийских христиан, нравственные наставления в конце послания как будто свидетельствуют в пользу Павла. Начиная со второго века мы встречаемся с массой догадок. В качестве авторов подозревают и Варнаву, и Климента Римского, и Аполлоса, и Силу, и Филиппа, и Акилу с Прискилой. В Православной Церкви утвердилось мнение, что писал это послание ап. Павел, а прибег к анонимности, для того чтобы его слово было услышано иудеями. Большинство же исследователей считают, что автор был из круга Павла, но при этом александриец по мысли и изящному языку. Послание написано на чистом греческом языке; по утверждению филологов, это образец стиля – между тем, Павел не писал так «гладко». Образы небесной и земной скинии навеяны философией платонизма, однако это не просто заимствование: как мы увидим, в противопоставлении двух миров есть и эсхатологическое измерение, характерное для иудаизма межзаветного периода.

Адресаты послания точно неизвестны. По-видимому, это люди, которые до сих пор видят ценность в жертвоприношениях, питают уважение к Храму, священству, обрядам жертвоприношений. Так что, скорее всего, это евреи. Вспомните, как серьезно иудеи относились к жертвам, как любили храмовое пение, с какой радостью ходили на праздники, и с какой ревностью соблюдали субботу! Эта ревность в исполнении субботы доходила до того, что в субботу переставали вести военные действия (что позволило даже Птолемею захватить Иерусалим), а любовь к Храму особенно проявила себя в ситуации, когда Калигула приказал поставить в Храме позолоченную статую, и иудеи, чтобы не допустить этого, добровольно были готовы расстаться с жизнью, бросаясь с обнаженными шеями перед наместником. Мы не знаем точно, были ли среди них адресаты послания, но понятно, что и они продолжают чтить традиции предков. Попробуйте представить себе такого набожного человека, ставшего христианином, попробуйте поставить себя на его место, учитывая, что гонения на христиан уже начались.

Время написания – возможно, 60е-80е гг., это второе поколение верующих. Разрушен ли Храм – неизвестно, вряд ли автор бы столь подробно рассматривал жертвоприношения и священство, будь Храм разрушен. Тем не менее, чувствуется, что «ветшающее и стареющее близко к уничтожению» (8:13). В 95 году послание уже упоминается у Климента Римского.

Ситуация послания. Из общего контекста послания видно, что община переживает кризис: ее покинула часть народа, а остальные колеблются. Есть неуверенность, страх и усталость. Пока они не перестали быть христианами (6:9), но «что-то я стал редко бывать в церковном собрании» - так можно было бы выразить настроение некоторых из этих верующих.

Чем вызваны эти колебания? Личность Иисуса Христа породила разделения в народе. Одни поверили, другие увидели в Нем великого обманщика. Адресаты послания не были свидетелями воскресения, они верят только с чужих слов. А что если критики правы? Если вера в Иисуса как Сына Божия – это чудовищная ошибка, идолопоклонство? Хорошо, можно еще допустить, что Он был Мессией, но Самим Богом? И где признаки Его второго пришествия? А что происходит с собранием: языкохристиане практически не участвуют в храмовом богослужении! Надо ли идти путем пренебрежения традицией? Или нужно, пока не поздно, повернуть назад? 

О содержании послания. Это послание по форме представляет собой искусно составленное увещание, или мидраш. Возможно, в его основе лежала устная проповедь, которой придали затем литературную форму. Оно начинается как трактат, продолжается как проповедь, заканчивается как письмо. Цель увещания - заострить внимание на Иисусе Христе, на превосходстве Его служения перед служением ветхозаветным, и сурово предупредить об ответственности за равнодушие, расслабленность, даже отступничество, которыми, по-видимому, проникаются адресаты послания. Они вполне могут, как некогда иудеи, войдя в Завет, не войти в Землю Обетованную. Это ответ пастыря на соблазн иудейства и моральной деградации – и не случайно некоторые не любят это послание, считая его чересчур суровым и даже пугающим!

Метод, который использует автор. Зачем вообще говорить о методе? Если мы поймем, как было написано это послание, следуя тем же путем, но в обратном направлении, мы сможем его прочесть. Люди европейской культуры любят все систематизировать: сначала понять общие закономерности, а из них делать выводы. Так пишутся учебники по догматике. Иудейская интеллектуальная культура, напротив, зиждется  на ассоциациях, на суждениях по аналогии; здесь очень важны детали и хорошее знание фактического материала. Достаточно процитировать половинку библейского стиха, и слушатели должны сами по памяти восстановить целостную картину того, о чем говорится. В небольшом мидраше может содержаться около сотни прямых и косвенных цитат! Весь Новый Завет построен на прямых цитатах и аллюзиях на Ветхий Завет, но послание к Евреям буквально преисполнено образами Ветхого Завета. В каком-то смысле, можно сказать, что читать это послание нужно в две руки – в одной имея само послание, а в другой – Ветхий Завет, особенно книгу Псалмов (для прямых цитат), и Пятикнижие (для того, чтобы видеть перекличку по темам).

Впрочем, образы Ветхого завета можно использовать по-разному. Исторически сложилось разделение на аллегорический и типологический метод толкования. Аллегория берет какой-то образ и наделяет его произвольным смыслом. Например, снятие сандалий Моисеем перед Купиной может восприниматься как очищение от страстей, или как отложение всего, что мешает помнить о Боге. В Новом Завете аллегория практически не используется для толкования ветхозаветных событий, зато используется типология. Типология озабочена тем, как события Ветхого Завета предуказывают, прообразуют новый. Об этих прообразах говорят как о «тени будущих благ» (Евр. 10:1), как будто есть сама вещь (образ), а есть тень, которую она отбрасывает в прошлое (прообраз). Например, переход через Чермное море прообразует водное Крещение, а манна – Евхаристию; нисхождение Св. Духа на Марию и апостолов имеет параллель в облаке славы, спускавшейся на Скинию Завета; Мария уподобляется ковчегу Завета или горе Сион, на которой обитает Бог (ср. Соф. 3:14-17 и Лк. 1:28,30-32; 2 Цар. 6:1-11 и Лк. 1:39-56) – собственно, на этой богословской параллели строится первый Акафист Божией Матери. В этом послании много именно типологии. Жертвы ветхозаветные сами по себе имеют малую ценность, но они предуказывают на единственную Жертву. О Мелхиседеке мы почти ничего не знаем, но он является прообразом первосвященства Христа. И т.п.

О богословии послания. Христос в этом послании предстает как Сын Божий. Он является образом Отца. Он сотворил этот мир и печется о нем, очистил его от грехов и вновь вернулся в Божественную славу. Он выше и ангелов, и Моисея. Но Он также человек, и поэтому очень хорошо нас понимает, сострадая в наших немощах. Он и Первосвященник, и Сама Жертва, Он же и путеводитель в Небесное Святилище, в покой, в Новый Завет. По сравнению с Ним все остальное священство – вторично, а жертвы просто теряют свой смысл.

Все это понимается и принимается верой – не только как доверием, но и как «обличением вещей невидимых». Именно вера позволяет совершать подвиги, быть стойким в испытаниях и жить надеждой на будущее, позволяет не колебаться и не отступать. К этому автор послания призывает своих слушателей.

 

Материал подготовлен Владимиром Стреловым,
ректором библейского колледжа "Наследие",
с дополнениями Татьяны Зайцевой.

Что еще почитать об этом?

Разные переводы – это важно, чтобы уловить нюансы текста. Рекомендую обратить внимание на Еврейский Новый Завет.

блаж.Феодорит Кирский, толкование на послание к Евреям , свт. Иоанн Златоуст, толкование на послание к Евреям – классику знать необходимо, чтобы выработать хороший вкус.

Толковая Библия А.П.Лопухина http://predanie.ru/lib/book/71804/ – это тоже почти классика.

Культурно-исторический комментарий К.Кинера – хорошие краткие комментарии, помогающие понять исторический контекст http://predanie.ru/lib/book/67839/


Предыдущие выпуски рассылки

Выпуск первый: Сотворение мира
Выпуск второй: Сотворение человека

Выпуск третий: Грехопадение
Выпуск четвертый: Призвание Авраама
Выпуск пятый: Сын Давидов
Выпуск шестой: Ветвь от корня Иессеева
Выпуск седьмой: Дева во чреве приимет
Выпуск восьмой: Младенец родился нам
Выпуск девятый: Вифлеем открыл Эдем
Христос - мир наш! С Рождеством!

Вы можете ответить на вопросы в комментариях



Оставить отзыв

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений

ВКонтакт Facebook Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Liveinternet Mail.Ru