Банер участника Конкурса Христианских сайтов 2015 на bible8.eu

Материалы к воскресным евангельским чтениям

На этой странице вы найдете воскресные евангельские чтения и толкования к ним.  А также вопросы для размышления, которые можно использовать для занятий в воскресной школе, при проведении библейского кружка или евангельской группы, для чтения Евангелия дома с детьми или для личного углубления в текст Писания.

Вы можете читать евангельские чтения и толкования к ним прямо на этой странице, а можете подписаться на нашу рассылку и получать накануне службы воскресный евангельский отрывок на почту вместе с толкованием и вопросами.
 
E-mail:
 

(Похожие материалы: апостольские воскресные чтения, молитва "Отче наш", Рождественская рассылка.)

И немножко теории (не надо теории, приступить к чтению). Число воскресных евангельских чтений строго ограничено. Круг тех воскресных евангельских чтений, которые мы слышим в церкви сейчас, утвердился в X-XII веках. В нем есть своя логика. Он состоит из трех циклов – от Пасхи до Пятидесятицы (8 недель), от Пятидесятницы до Великого Поста (32 недели) и постового цикла. От Пасхи до Пятидесятницы читается Евангелие от Иоанна, открывающее нам Божественность Христа. От Пятидесятницы до Крестовоздвиженья читается 17 зачал из Евангелия от Матфея, а от Крестовоздвиженья до Недели о мытаре и фарисее – Евангелие от Луки. Некоторые эпизоды и притчи, например, притча о брачном пире, читаются дважды. Так Церковь подчеркивает важность того, о чем говорится в евангельском чтении.

Постовой цикл состоит из 4-х недель приуготовительных к посту ( Неделя о мытаре и фарисее, Неделя о блудном сыне, недели мясопустной, о Страшном Суде, и недели сыропустной, о прощении) и шести недель Великого поста.


Методические материалы

Новые заветы; ручки, бумага – чтобы участники могли записать свои вопросы, мысли

Кроме особо оговоренных случаев, рекомендуется следующий порядок проведения (точно также можно читать Евангелие дома)

  1. Побудьте в тишине 3-5 мин.
  2. Прочитайте молитву: «Возсияй в сердцах наших»
  3. По кругу по стиху прочитайте отрывок.
  4. Перечитайте отрывок про себя. Попытайтесь представить ситуацию, описанную в Евангелии, что удивляет вас в ней, что непонятно. Помолитесь об этом. Если у вас возникли вопросы, попытайтесь ответить на них по тексту или пользуясь параллельными местами.
  5. Обсудите вопросы, на которые не нашли ответа самостоятельно.(если вы читаете отрывок дома, Вы можете оставить свой вопрос в комментариях к отрывку). Если особых вопросов у участников нет, можно обсудить вопросы из раздела «вопросы на понимание текста» или «вопросы по тексту».(вы можете самостоятельно поразмышлять над этими вопросами и поделиться своими мыслями в комментариях)
  6. Обсудите вопросы «для связи с жизнью»
  7. Подумайте над вопросами «для индивидуального размышления» и ответьте на них вслух по желанию.(если вы читатете евангельский текст дома, лучше всего записать то, что вы думаете)
  8. Прочитайте кусочек из святоотеческого толкования или проповеди (на выбор ведущего)
  9. Побудьте в тишине, постарайтесь сформулировать, что нового и важного было для Вас сегодня (запишите это). Помолитесь об этом.
  10. Читать Евангельские чтения с толкованиями

Неделя 22 по Пятидесятнице. Исцеление кровоточивой женщины и воскрешение дочери Иаира
Неделя 22 по Пятидесятнице. Исцеление кровоточивой женщины и воскрешение дочери Иаира

В сегодняшнем Евангелии мы услышим о воскрешении Господом умершей дочери Иаира, начальника иудейской синагоги, и об исцелении кровоточивой женщины, страдавшей своей болезнью двенадцать лет. И так как евангельское чтение это весьма глубоко и имеет для каждого из нас большое поучительное и назидательное значение, то прочитаем его снова, чтобы лучше его запомнить. Вот таково Евангелие в нем есть учение о том, что несомненно будет воскресение мертвых, ибо Господь воскрешал усопших, как можем мы это видеть, более всего для того, чтобы показать, что Он есть воскресение и жизнь (Ин. 11, 25). Следовательно, все мы должны бодренным сердцем и трезвенною мыслью проходить все время настоящей жизни в ожидании Всеобщего Воскресения и великого дня явления с Небес Господа Славы со всеми Ангелами Его во Второе и Страшное Пришествие Его.

На литургии Еф. 2, 14—22. Ев. Лк. 8, 41—56.
 
Неделя 25 по Пятидесятнице. О милосердном самарянине
Неделя 25 по Пятидесятнице. О милосердном самарянине

На Литургии 1 Фес. 3:9–13; Лк. 12:42–48
 
Неделя 26 по Пятидесятнице. Притча о безумном богаче
Неделя 26 по Пятидесятнице. Притча о безумном богаче

На Литургии Еф. 4:1–6; Лк. 12:16–21
 
Неделя 27 по Пятидесятнице, об исцелении в субботу женщины, имевшей духа немощи
Неделя 27 по Пятидесятнице, об исцелении в субботу женщины, имевшей духа немощи

На литургии Еф. 6, 10—17. Ев. Лк. 13, 10—17.
 
 Неделя перед Рождеством Христовым, святых отец
Неделя перед Рождеством Христовым, святых отец

В сегодняшнем Евангельском чтении мы услышим рассказ о событии, которое стало кульминацией человеческой истории, которое разделило человеческую историю на то, что было до этого события, и то, что было после. Конечно, это – Рождество Христово. И даже любые даты с тех пор именно так и называются: в таком-то году до Рождества Христова, в таком-то году по Рождестве Христовом.

На литургии Евр. 11:9-10, 17-23, 32-40, Мф. 1:1-25
 
Неделя 28-ая по Пятидесятнице, святых праотец Святителя Спиридона Тримифунтского. Притча о званых на вечерю
Неделя 28-ая по Пятидесятнице, святых праотец Святителя Спиридона Тримифунтского. Притча о званых на вечерю

На литургии Кол. 1:12-18. Ев. Лк. 14, 16—24.
 
Неделя 29 по Пятидесятнице. Исцеление 10 прокаженных
Неделя 29 по Пятидесятнице. Исцеление 10 прокаженных

На литургии Кол. 3, 4—11. Ев. Лк. 17, 12—19.
 
Неделя 30-я по Пятидесятнице. Об уповании на богатство
Неделя 30-я по Пятидесятнице. Об уповании на богатство

 
  Неделя 31 по Пятидесятнице. Исцеление слепого при дороге близ Иерихона
Неделя 31 по Пятидесятнице. Исцеление слепого при дороге близ Иерихона

На литургии 1 Тим. 1, 15—17. Ев. Лк. 18, 35—43.
 
 Неделя 32 по Пятидесятнице, о Закхее,
Неделя 32 по Пятидесятнице, о Закхее,

Во время пребывания Господа в доме мытаря Закхей сказал Спасителю: «Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо». На что услышал от Иисуса: «Ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама. Ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее» (Лк. 19:1-10).
После вознесения Христова Закхей последовал за апостолом Петром, которым был поставлен епископом Кесарии Палестинской, где и проповедовал Христа.

На литургии 1 Тим. 4:9-15. Ев. Лк.19:1-10
 
Неделя 5-ая по Пятидесятнице. Исцеление двух Гергесинских бесноватых.
Неделя 5-ая по Пятидесятнице. Исцеление двух Гергесинских бесноватых.

Евангельская история повествует о двух несчастных людях, которые были одержимы злыми духами. Сегодняшнее евангельское чтение часто вызывает недоумение. Что все это значит? Почему все это так сложно? И что обозначают различные события этого рассказа, который граничит с притчей - потому что, кроме его непосредственного значения как спасительного случая в жизни двух несчастных людей, он имеет еще отражение в сознании других людей именно через те свойства и черты, которые и вызывают недоумение.

Море в Ветхом Завете и в Новом Завете - так ясно это видно в рассказе об Ионе - это бездна, это та глубина, из которой нет возврата, это погибель, и погибель безвозвратная. Люди, которые были вокруг, все это могли видеть, могли понять, что эти два человека, которых они отвергли и прокляли и удалили от себя, потому что они были бесами в их глазах, на самом деле были жертвами зла, несчастными, которых надо было любовью и Божественной силой освободить. Они воочию увидели, к какой области принадлежит зло и куда это зло ведет: в безвозвратную погибель, в бездну...

На литургии: Апостол: Рим. 10:1–10
Евангелие: Мф. 8:28–34, Мф. 9:1
 
Неделя перед Богоявлением
Неделя перед Богоявлением

Это воскресение перед праздником Богоявления, перед праздником Крещения Господня. В этот день читается  первое зачало Евангелия от Марка о том, как исполняются пророчества о Христе, которые будут звучать в ветхозаветных паремиях на вечерней службе перед Крещением Господним. Эти пророчества говорят о  земле, которая ожидает пришествия нового времени. И земля эта – иссохшая,  поросшая терниями и сорняками. Это земля,  о которой  Господь, изгоняя из Рая согрешивших Адама и Еву, сказал, что она будет приносить волчцы и тернии. Это стропотная земля, как говорит нам пророк, то есть  вся она в  горах и оврагах, пропастях и низинах,  земля неровная, искажённая. И она ждет того времени,   когда всякая низина – повысится, всякая гора – смирится,  кривые пути станут ровными, чтобы стала она путём Господним. Эта земля –  образ души  человека, который остался без Бога.


На литургии 2 Тим. 4, 5-8. Ев. Мк. 1, 1-8
 
Богоявление. Крещение Господне
Богоявление. Крещение Господне

Праздник Богоявления является одним из самых древних церковных праздников и существует как минимум с IV века. Сначала Церковь праздновала 6 января одновременно Рождество, посещение волхвов и Крещение Господне, но после Халкидонского собора (451 г.) было установлено раздельное празднование этих событий. В древности крещение новых членов Церкви совершалось не каждый день, а только несколько раз в году: в Великую субботу перед Пасхой, на Пятидесятницу и на праздник Богоявления.

На литургии: Тит. 2:11–14, Тит. 3:4–7;
Мф. 3:13–17
 
Неделя по Богоявлении
Неделя по Богоявлении

На литургии Еф. 4, 7-13. Ев. Мф. 4, 12-17
 
Первая подготовительная седмица к Великому посту. Неделя о мытаре и фарисее
Первая подготовительная седмица к Великому посту. Неделя о мытаре и фарисее

Великопостная Триодь и недели приготовительные к Великому посту начинаются неделею о Мытаре и Фарисее. Так называется первая приготовительная к Четыредесятнице неделя по Евангельской притче о Мытаре и Фарисее, которая в эту неделю читается на литургии в Евангелии (Лк. XVIII, 10 - 14). Эта неделя посвященна Церковью назидательному для нас воспоминанию о мытаре и фарисее с древних времен. В писаниях отцев Церкви 4 и 5 века - св. Иоанна Златоустаго, Кирилла Александрийского, Астерия Амасийского мы находим беседы на неделю о Мытаре и Фарисее. В слове cвятителя о мытаре и фарисее есть указание на церковный чин, по которому издревле порядок Евангельских чтений начинается притчею о Мытаре и Фарисее. О беседе Астерия, жившего в начале 5 века, писатели Церкви именно свидетельствуют, что она говорена была в неделю о Мытаре и Фарисее. В 9 веке Георгий, митрополит Никодемийский, написал канон на неделю о Мытаре и Фарисее, ныне поемый Церковью в эту неделю.

С этой недели Святая Церковь начинает подготовку верующих к Великому посту. Нашему вниманию предлагается краткая, но назидательная притча о мытаре (сборщике податей) и фарисее (законнике).

На примере мытаря и фарисея, святая Церковь учит нас, что первое условие для добродетели - это смирение и покаяние, а главное препятствие - гордость. Церковь внушает готовящимся к посту, подвигу и молитве, что исполнением того, что положено по Уставу, хвалиться не должно. И молитва, и пост святы и спасительны только тогда, когда не омрачены самолюбованием и превозношением. Кто любуется и хвалится своими делами, тот не ведает или забывает, что мы своими силами без помощи Божьей не можем исполнить всего закона и следовательно сделаться правыми перед Богом, и само исполнение есть не заслуга, а наш долг.

На литургии 2 Тим. 3, 10—15. Ев. Лк. 18, 10—14. Утреня: Ин. 21:15-25
 
Неделя о блудном сыне
Неделя о блудном сыне

Этот воскресный день, посвящаемый Церковью приготовлению к Великому посту именуется Неделей о блудном сыне. В евангельской притче, читаемой за Божественной литургией, повествуется о сыне получившем от отца причитающуюся ему часть наследства и расточившем ее в увеселениях. Когда же блудный сын обнищал и осознал свою греховность, то вернулся к отцу и смиренно признал свое недостоинство именоваться его сыном; но радостный отец, видя искреннее раскаяние своего заблудшего чада, принял его с радостью и милосердием. Эта притча являет всем нам образ покаяния грешного человека и милосердия Божия к нему.

На литургии 1 Кор. 6:12-20; Евангелие Лк. 15:11-32:
 
Неделя мясопустная, о Страшном Суде
Неделя мясопустная, о Страшном Суде

Мясопустная Неделя (воскресенье) посвящена напоминанию о всеобщем последнем и Страшном суде живых и мертвых ( Мф. 25, 31 - 46). Это напоминание необходимо для того, чтобы люди согрешающие не предались беспечности и нерадению о своем спасении в надежде на неизреченное милосердие Божие. Церковь в стихирах и тропарях службы этой Недели изображает следствия беззаконной жизни, когда грешник предстанет пред нелицеприятным Судом Божиим.

Напоминая о последнем Суде Христовом, Церковь вместе с тем указывает и истинный смысл самой надежды на милосердие Божие. Бог милосерд, но Он и праведный Судия. В богослужебных песнопениях Господь Иисус Христос называется правосудным, а Суд его - праведным и неподкупным испытанием (неумытное истязание, неумытный суд). И закоренелые, и беспечно полагающиеся на милосердие Божие грешники должны поэтому помнить о духовной ответственности за свое нравственное состояние, а Церковь всем своим богослужением этой Недели стремится привести их к осознанию своей греховности.

На какие же дела покаяния и исправления жизни особенно обращается внимание? Прежде всего и главным образом, на деяния любви и милосердия, ибо Господь произнесет Суд Свой преимущественно по делам милосердия, и притом возможным для всех, не упоминая о других добродетелях, не одинаково доступных для каждого. Никто из людей не вправе сказать, что он не мог помочь алчущему, напоить жаждущего, посетить больного. Вещественные дела милости ценность свою имеют тогда, когда они будут проявлением владеющей сердцем любви и соединены с духовными делами милости, которыми и тело. и душа ближних облегчаются.

Утреня: Мк. 16:1-8
Литургия: Ап.: 1 Кор. 8:8–9:2, Ев.: Мф. 25:31–46
 
Неделя по Воздвижении
Неделя по Воздвижении

Святая Церковь в этот день снова напоминает нам слова Христовы о крестоношении, о необходимости взять крест свой и последовать за Господом Иисусом Христом. Господь говорит: кто хочет спасти душу свою, тот погубит ее, а кто погубит душу свою ради Меня и Евангелия, тот спасет ее. Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, все блага этого мира, а душе своей повредит?..
Действительно, какой выкуп даст человек за душу свою?..

На литургии: Апостол: Гал. 2:16–20, 2 Кор. 9:6–11
Евангелие: Мк. 8:34–38, Мк. 9:1.  
 
Неделя сыропустная. Прощеное воскресенье
Неделя сыропустная. Прощеное воскресенье

Последнее воскресенье перед началом Великого поста именуется Церковью Неделей сыропустной (так как именно сегодня заканчивается употребление в пищу молочных продуктов), или Прощеным воскресеньем. В этот день после вечернего богослужения в храмах совершается особый чин прощения, когда священослужители и прихожане взаимно испрашивают друг у друга прощение, чтобы вступить в Великий пост с чистой душой, примирившись со всеми ближними.

В эту неделю святая Церковь как в чтениях из Священного Писания, так и в молитвах и песнопениях разъясняет верующим, в чем состоит истинный пост и покаяние. Она установила, между прочим, обычай, чтобы в воскресенье этой недели верующие прощали друг друга, кто чем кого обидел или согрешил, почему и день этот называется прощальным. Обычай этот Церковь установила во исполнение заповеди Христовой.

На литургии: Апостол: Рим. 13:11-14, Рим. 14:1-4  
Евангелие: Мф. 6:14-21
 
Крестовоздвижение
Крестовоздвижение

27 сентября православная церковь отмечает один из двунадесятых праздников – Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня.
Согласно истории, после Вознесения крест, на котором распяли Спасителя, был утерян. Вновь обретен он был в Иерусалиме, недалеко от Голгофы перед Пасхой, нашла его равноапостольная Елена, мать императора Константина. Отмечалось это событие первоначально на второй день после Воскресения Христова. В 335 году дата была перенесена.
Смысл праздника и состоит в том, чтобы вспомнить о счастливом обретении. А так же то, что в VII веке греческий император Ираклий вернул Животворящий Крест из Персии, где тот находился в плену на протяжении 14 лет.

На литургии: Апостол: 1 Кор. 1:18–24
Евангелие: Ин. 19:6–11, 13–20, 25–28, 30–35
 
Неделя 1-ая Великого поста. Торжество Православия
Неделя 1-ая Великого поста. Торжество Православия

Первая седмица Великого поста отличается особенною строгостью, а вместе с тем и Богослужение особенной продолжительностью. В первые четыре дня, (понедельник, вторник, среда и четверг) на Великом поверий читается канон Св. Андрея Критского с припевами к стиху: "Помилуй меня, Боже, помилуй меня". В пятницу первой седмицы Великого поста на Литургии после заамвонной молитвы происходит освящение "колива" т. е. Отваренной пшеницы с медом, в память Св. Великомученика Феодора Тирона, оказавшего благотворную помощь христианам для сохранения поста. Византийский император, Юлиан Отступник, в 362 году приказал в г.Антиоксии тайно окропить кровью идоложертвенных животных все съестные припасы. Но Св. Великомученик Феодор Тирон, сожженный в 306 году за исповедование Христовой Веры, явился в сновидении антиохийскому епископу Евдоксию, открыл ему тайное распоряжение Юлиана и повелел в течение всей недели ничего не покупать на рынке, а питаться коливом.

В первое воскресенье (Неделю) Великого поста совершается так называемое "торжество православия", установленное при царице Феодоре в 842 году в память восстановления почитания Св. Икон. В конце Литургии священнослужители совершают молебенное пение на середине храма перед иконами Спасителя и Божьей Матери, молясь Господу об утверждении в вере православных христиан и обращение на путь истинный всех отступивших от Церкви. Дьякон затем громко читает Символ веры и произносит анафему, т. е., объявляет об отделении от Церкви всех, кто осмеливается искажать истины православной веры, и "вечную память" всем скончавшимся защитникам веры православной, а "многие года"- живущим.

Утреня: Лк. 24:1-12
Литургия: Ап.: Евр. 11:24–26, 32–12:2, Ев.: Ин. 1:43–51
 
Неделя 2-aя Великого поста. Святителя Григория Паламы, об исцеление расслабленного в Капернауме
Неделя 2-aя Великого поста. Святителя Григория Паламы, об исцеление расслабленного в Капернауме

Во вторую Неделю Великого Поста мы совершаем память Святителя Григория Паламы, архиепископа Фессалоникийского. Во вторую Неделю Великого Поста Святая Церковь Говорит нам о тайне света, к которому мы должны приобщиться, если хотим увидеть Воскресение Христово. Святитель Григорий Фессалоникийский и богословские споры в XIV веке, связанные с его именем, учили о том, что свет Преображения есть свет нетварный, несотворенный. Опровергая ересь западных Богословов, это учение напоминало о слове Писания, что Бог есть свет, и, исповедуя Бога-Отца и Бога-Сына, Света от Света, Бога истина от Бога истина, мы веруем, что Богом-Светом сотворен другой - тварный свет, тот, о котором сказано в книге Бытия: "Сказал Бог, да будет свет".

Эти догматические вопросы не были отвлеченными для жизни Церкви. Не должны они быть отвлеченными и для нас. Беда, если мы воспринимаем их как простые богословские или ученые рассуждения, не имеющие никакого отношения к нашей жизни. Это может означать только одно: что тот свет, о котором нам возвещает Бог - свет, в котором нет никакой тьмы - для нас остается неувиденным, и мы не приносим печали покаяния в том, что пребываем во тьме. Все беды в Церкви связаны, в конце концов, с тем, что какие-то тайны веры становятся отвлеченными, переставая быть живыми насущными вопросами, решающими нашу судьбу, и мы теряем глубину веры, полноту христианского призвания, которое должны осуществить в Церкви.

Утреня: Лк. 24:12-35
Литургия: Ап.: Евр. 1:10–2:3, Свт.: Евр. 7:26–8:2, Ев.: Мк. 2:1–12, Свт.: Ин. 10:9–16.
 
Неделя 3-ая Великого поста — Неделя Крестопоклонная
Неделя 3-ая Великого поста — Неделя Крестопоклонная

В третье воскресенье Великого поста за Всенощной выносится после Великого славословия Св. Крест и предлагается для поклонения верующим. При поклонении Кресту Церковь поет: Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим. Эта песня поется и на Литургии вместо трисвятого. Церковь выставляет в середине Четыредесятницы верующим Крест для того, чтобы напоминанием о страданиях и смерти Господней воодушевить и укрепить постящихся к продолжению подвига поста. Св. Крест остается для поклонения в течение недели до пятницы, когда он после часов, перед Литургией вносится обратно в алтарь. Поэтому третье воскресенье и четвертая седмица Великого поста называются "крестопоклонными".

Как путник, уставший от долгой дороги, отдыхает под раскидистым деревом, так и православные христиане, совершая духовное путешествие в Небесный Иерусалим - к Пасхе Господней, находят в середине пути "Древо крестное", чтобы под его сенью набраться сил для дальнейшего пути, объясняется в "Синаксарие". Или как перед приходом царя, возвращающегося с победой, вначале шествуют его знамена и скипетры, так и Крест Господень предваряет Христову победу над смертью - Светлое Воскресение.

"Крест - хранитель всей вселенной, крест - красота церкви, крест - царей держава, крест - верующих утверждение, крест - ангелов слава и демонов язва". Так объясняет одно из церковных песнопений значение креста для всего мира. "Тростию креста, обмакнув ее в красные чернила Твоей крови, Ты, Господи, по-царски подписал нам прощение грехов" - говорится в одной из стихир праздника.

Утреня: Лк. 24:36-53
Литургия: Ап.: Евр. 4:14–16, Евр. 5:1-6, Ев.: Мк. 8:34–9:1
 
Неделя 4 Великого Поста, Преподобного Иоанна Лествичника. Об отце одержимого юноши.
Неделя 4 Великого Поста, Преподобного Иоанна Лествичника. Об отце одержимого юноши.

В Богослужении четвертой недели Великого поста св. Церковь предлагает нам высокий пример постнической жизни в лице пр. Иоанна Лествичника, написавшего сочинение, в котором он показал лествицу или порядок добрых деяний, приводящих нас к Престолу Божию.

Св. Иоанн родился около 570 года и был сыном святых Ксенофонта и Марии, память которых празднуется 26 января по старому стилю. На 20 году жизни он постригся в иночество в Синайском монастыре. По смерти старца Мартирия, под руководством которого подвизался 19 лет, св. Иоанн удалился в пустынное место, называемое Фола, где провел 40 лет в строгом посте, молитве, уединении и безмолвии. Он уклонялся от всякого рода особенных подвигов. Вкушал он все, что дозволялось по иноческому обету, но – умеренно. Не проводил ночей без сна, хотя спал не более того, сколько необходимо для поддержания сил, чтобы непрестанным бодрствованием не погубить ума. Перед сном долго молился; много посвящал времени чтению душеспасительных книг. Но если во внешней жизни пр. Иоанн действовал во всем осторожно, избегая крайностей, опасных для души, то во внутренней духовной жизни он, «возгораемый божественной любовью», не хотел знать границ. Он особенно глубоко был проникнут чувством покаяния и источал обильные слезы, сокрушаясь о своих грехах. Вся жизнь его была непрестанная молитва и безмерная любовь к Богу. После 40 лет подвигов он сделался игуменом Синайской обители, но через 4 года снова удалился в уединение и мирно отошел ко Господу, 80 лет от роду.

Величайший из подвижников благочестия, пр. Иоанн не только сам достиг высоты духовного совершенства, но и другим оставил руководство для их духовной жизни, написав душеспасительное сочинение «Лествицу», где представил 30 ступеней духовного восхождения от совершенства к совершенству. В «Лествице» описывается борьба подвижника благочестия с такими пороками и страстями (чревоугодие, блуд, сребролюбие, гордость, тщеславие, гнев и пр.), которые одинаково свойственны и иноку, и мирянину. Вместе с этим «Лествица» руководит к воспитанию добродетелей, обязательных для христиан (например, кротость, целомудрие, терпение, смирение, молитва и пр.). Изображая путь постепенного восхождения к нравственному совершенству, «Лествица» есть верное и надежное руководство к духовной жизни для ревнующих о благочестии и спасении души.

Память преподобного Иоанна Лествичника празднуется также 30 марта по старому стилю (12 апр. н. ст.).

Утреня: Ин. 20:1-10
Литургия: Ап.: Евр. 6:13–20, Прп.: Еф. 5:9–19, Ев.: Мк. 9:17–31, Прп.: Мф. 4:25-5:12

 
Неделя 5-ая Великого поста, преподобной Марии Египетской
Неделя 5-ая Великого поста, преподобной Марии Египетской

В пятое воскресенье Великого Поста совершается последование преподобной Марии Египетской. Церковь дает в лице преподобной Марии Египетской, образец истинного покаяния и, для ободрения духовно-трузвдающихся, показывает на ней пример неизреченного милосердия Божия к кающимся грешникам. Шестая седмица посвящена приготовлению постящихся к достойной встрече Господа с ветвями добродетелей и к воспоминанию страстей Господних.

Преподобная Мария родилась в Египте. На двенадцатом году жизни она бежала из родительского дома в город Александрию, где предалась безудержному и ненасытному любодеянию и заслужила крайней распущенностью своей жизни позорную известность. Так продолжалось 17 лет, и казалось, что всякая надежда на спасение грешницы потеряна. Но Господь не отвратил от нее Свое милосердие.

Однажды Мария увидела на берегу моря толпу людей, которые собирались плыть на кораблях в Иерусалим на праздник Воздвижения Святого Креста. Отнюдь не из благочестивых побужденний, но просто желая развлечься, она упросила взять и ее, причем вела себя в пути вызывающе бесстыдно. По прибытии в Иерусалим Мария пошла за народом в церковь, но войти в нее не смогла: какая-то неведомая сила отталкивала ее и не пускала внутрь. После нескольких безуспешных попыток Мария отошла в угол церковной паперти и задумалась. Взгляд ее случайно остановился на иконе Пресвятой Богородицы - и вдруг, потрясенная, она осознала всю мерзость и срам своей жизни. Свет Божий коснулся ее сердца - она поняла, что в церковь не пускают ее грехи.

Долго и усердно молилась Мария Пресвятой Богородице, долго умоляла позволить ей войти в церковь и увидеть Крест, на котором пострадал Иисус Христос. Наконец ей показалось, что молитва ее услышана. Дрожа от волнения и страха, подошла Мария к церковным дверям - и на этот раз беспрепятственно вошла внутрь. Там увидела она Животворящий Крест Господень и поняла, что Бог готов простить кающихся. Она снова возвратилась к Иконе Пресвятой Богородицы и обратилась к Ней с мольбой указать ей путь к покаянию.

И тут она услышала как бы далекий голос: «Иди за Иордан, там обретешь покой для души твоей». Мария немедленно отправилась в путь, добралась до реки Иордан, переправилась на другой берег и удалилась в глубину пустыни Иорданской. Здесь, в пустыне, она прожила в полном одиночестве 47 лет, питаясь одними кореньями. Первые 17 лет ее одолевали блудные помыслы, и она боролась с ними, как с лютыми зверями. Претерпевая голод и холод, она вспоминала пищу и вина, к которым привыкла в Египте, веселые песни, которые пела когда-то; но более всего ее одолевали блудные помыслы и искусительные образы... Мария умоляла Пресвятую Богородицу избавить ее от них, падала ниц на землю и не вставала до тех пор, пока в душе ее не совершалось покаяние,- тогда в нее проникал Небесный свет, и она вновь обретала покой. Через 17 лет искусы ее оставили - наступили годы сосредоточенного и отрешенного покоя. Наконец Богу угодно стало явить миру необычный подвиг покаявшейся грешницы, и позволением Божиим Марию встретил в пустыне старец Зосима, инок соседнего монастыря, удалившийся сюда для аскетических подвигов.

К этому времени вся одежда на Марии истлела, но старец покрыл ее своим плащом. Подвижница поведала ему всю свою жизнь, попросив никому о ней не рассказывать и прийти к ней через год на Великий Четверг со Святыми Дарами, чтобы она могла причаститься. На следующий год, исполняя просьбу Марии, старец Зосима взял Св. Дары и отправился к Иордану. На другом берегу он увидел Марию, которая, подойдя к реке, осенила воду крестным знамением и спокойно пошла по ней. С благоговейным трепетом смотрел старец на идущую по воде святую. Выйдя на берег, Мария преклонилась перед старцем и попросила его благословения. Потом выслушала «Верую» и «Отче наш», причастилась Христовых Тайн и произнесла: «Ныне отпущаеши рабу Твою по глаголу Твоему с миром!» Потом попросила Зосиму исполнить последнюю ее просьбу: прийти через год на то место, где он встретил ее впервые. Через год старец вновь отправился на то место, где спасалась Мария, но нашел ее там уже почившей. Она лежала на земле, сложив руки, как на молитве, и обратив лицо на Восток. Рядом с ней на песке было начертано: «Отец Зосима, погреби тело смиренной Марии, умершей 1 апреля. Верни прах праху». Со слезами и молитвами старец предал земле великую подвижницу и возвратился в обитель, где поведал инокам и игумену все, что услышал от преп. Марии.

Преп. Мария Египетская скончалась в 522 г. На первой и пятой неделях Великого поста читается покаянный канон св. Андрея Критского с присоединением молитвенных стихов о Марии Египетской.

Утреня: Ин. 20:11-18
Литургия: Ап.: Евр. 9:11–14, Прп.: Гал. 3:23–29, Ев.: Мк. 10:32–45, Прп.: Лк. 7:36–50
 
Неделя 6 Великого поста. Вход Господень в Иерусалим
Неделя 6 Великого поста. Вход Господень в Иерусалим

Церковь относит то, что здесь сказано, не только к Иуде, одному из сыновей Иакова и к его потомкам, но и ко Христу, Который в книге Откровения назван «Львом от колена Иудина», потому что происходил из этого колена.

Неделя шестая Великого поста называется "Неделей ваий", в просторечии - "Вербным воскресеньем" (или Цветоносным), и празднуется "Вход Господень в Иерусалим".

Ветви ваий (пальмовые ветви) у нас заменяются вербами, так как верба ранее других ветвей дает почку. Обычай употреблять вайи в это праздник имеет свое основание в обстоятельствах самого события входа Господня в Иерусалим. Молящиеся как бы встречают невидимо грядущего Господа и приветствуют Его как Победителя ада и смерти, держа в руках "знамение победы" - цветущие вербы с возжжеными свечами.

Утреня: Лк. 1:39-49, 56
Литургия: Ап.: Богородицы: Евр. 2:11–18, Ев.: Богородицы: Лк. 1:24–38
На 6-м часе: Ис. 66:10-24, на вечерне: Быт. 49:33-50:26, Притч. 31:8-32 Паремии: 1) Быт. 28:10-17 2) Иез. 43:27, Иез. 44:1-4 3) Притч. 9:1-11
 
Вознесение Господне
Вознесение Господне

Вознесение Господне, на латинском «ascensio», является событием истории Нового Завета. В этот день Иисус Христос вознесся во плоти на небо, завершив свое земное служение. В память об этом событии, а также обещании о втором пришествии, был установлен переходящий христианский праздник.

Апостол: Деян. 1:1-12
Евангелие:Лк. 24:36-53

Непонятный праздник, Господь ушел от нас, что здесь праздновать? Публикуем библейские чтения праздника и толкования на них. Это поможет разобраться.
 
Неделя по Рождестве Христовом
Неделя по Рождестве Христовом

Евангелие этого воскресенья продолжает тему Рождества Христова. Оно повествует о волхвах, пришедших с Востока в Иудею поклониться родившемуся Богомладенцу. О Его рождении они узнали благодаря появлению необычной звезды. Придя в Иерусалим, мудрецы расспрашивали: «Где родившийся Царь Иудейский?» (Мф. 2, 2)

На Литургии Евр. 11:9–10, 17–23, 32–40, Ев.: Мф. 2:13–23
 

Материалы 31 - 58 из 58
Начало | Пред. | 1 2 | След. | Конец Все


ВКонтакт Facebook Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Liveinternet Mail.Ru