Банер участника Конкурса Христианских сайтов 2015 на bible8.eu

Материалы к воскресным евангельским чтениям

На этой странице вы найдете воскресные евангельские чтения и толкования к ним.  А также вопросы для размышления, которые можно использовать для занятий в воскресной школе, при проведении библейского кружка или евангельской группы, для чтения Евангелия дома с детьми или для личного углубления в текст Писания.

Вы можете читать евангельские чтения и толкования к ним прямо на этой странице, а можете подписаться на нашу рассылку и получать накануне службы воскресный евангельский отрывок на почту вместе с толкованием и вопросами.
 
E-mail:
 

(Похожие материалы: апостольские воскресные чтения, молитва "Отче наш", Рождественская рассылка.)

И немножко теории (не надо теории, приступить к чтению). Число воскресных евангельских чтений строго ограничено. Круг тех воскресных евангельских чтений, которые мы слышим в церкви сейчас, утвердился в X-XII веках. В нем есть своя логика. Он состоит из трех циклов – от Пасхи до Пятидесятицы (8 недель), от Пятидесятницы до Великого Поста (32 недели) и постового цикла. От Пасхи до Пятидесятницы читается Евангелие от Иоанна, открывающее нам Божественность Христа. От Пятидесятницы до Крестовоздвиженья читается 17 зачал из Евангелия от Матфея, а от Крестовоздвиженья до Недели о мытаре и фарисее – Евангелие от Луки. Некоторые эпизоды и притчи, например, притча о брачном пире, читаются дважды. Так Церковь подчеркивает важность того, о чем говорится в евангельском чтении.

Постовой цикл состоит из 4-х недель приуготовительных к посту ( Неделя о мытаре и фарисее, Неделя о блудном сыне, недели мясопустной, о Страшном Суде, и недели сыропустной, о прощении) и шести недель Великого поста.


Методические материалы

Новые заветы; ручки, бумага – чтобы участники могли записать свои вопросы, мысли

Кроме особо оговоренных случаев, рекомендуется следующий порядок проведения (точно также можно читать Евангелие дома)

  1. Побудьте в тишине 3-5 мин.
  2. Прочитайте молитву: «Возсияй в сердцах наших»
  3. По кругу по стиху прочитайте отрывок.
  4. Перечитайте отрывок про себя. Попытайтесь представить ситуацию, описанную в Евангелии, что удивляет вас в ней, что непонятно. Помолитесь об этом. Если у вас возникли вопросы, попытайтесь ответить на них по тексту или пользуясь параллельными местами.
  5. Обсудите вопросы, на которые не нашли ответа самостоятельно.(если вы читаете отрывок дома, Вы можете оставить свой вопрос в комментариях к отрывку). Если особых вопросов у участников нет, можно обсудить вопросы из раздела «вопросы на понимание текста» или «вопросы по тексту».(вы можете самостоятельно поразмышлять над этими вопросами и поделиться своими мыслями в комментариях)
  6. Обсудите вопросы «для связи с жизнью»
  7. Подумайте над вопросами «для индивидуального размышления» и ответьте на них вслух по желанию.(если вы читатете евангельский текст дома, лучше всего записать то, что вы думаете)
  8. Прочитайте кусочек из святоотеческого толкования или проповеди (на выбор ведущего)
  9. Побудьте в тишине, постарайтесь сформулировать, что нового и важного было для Вас сегодня (запишите это). Помолитесь об этом.
  10. Читать Евангельские чтения с толкованиями

 Пасха - Cветлое Христово Воскресение
Пасха - Cветлое Христово Воскресение

Начало Евангелия от Иоанна, которое читается в православных церквях на Пасху, называют еще Прологом Евангелия от Иоанна. Темы, звучащие в этом Прологе, такие как, например, единство Сына с Отцом, воплощение Сына Божия или рождение свыше, от Бога, раскрываются потом на протяжении всего Евангелия от Иоанна. Пролог можно разделить на три смысловых отрывка - стихи 1-5, стихи 6-13, стихи 14-17. Первый говорит о Слове в Его отношении к Боги и к миру. Второй - посвящен действию Слова Божия в мире, в истории. И в третьем действие Слова в мире завершается Его воплощением. Я предлагаю сосредоточиться по очереди на каждом отрывке.

В пасхальную ночь мы слышим пролог Евангелия от Иоанна Богослова – о начале начал.
На Литургии Лк. 11:34–41; 1 Фес. 1:6–10
 
Неделя 2 по Пасхе. Об апостоле Фоме (Антипасха)
Неделя 2 по Пасхе. Об апостоле Фоме (Антипасха)

Церковь посвящает этот день также размышлению над обновлением всего творения через Воскресение Христово, о чем говорится в слове свт. Григория Богослова († 390) «На Неделю Новую», которое в византийских Типиконах стало одним из главных уставных чтений праздника. По мысли свт. Григория, подобно первому творению (сотворению мира), начавшемуся днем недельным (воскресным), так и новый, обновленный Воскресением Христовым мир начинается днем недельным. Этот день, 8-й по Пасхе, и празднуется как День обновления, т. к. в отличие от дня Пасхи, самого дня спасения, который является «пограничным между погребением и Воскресением», этот день есть день «воспоминания спасения», день «чисто нового рождения». Содержанием же празднования для каждого, его приношением Богу должно стать внутреннее обновление: «Обновитесь, отбросьте древнего человека... только ради того вспоминая древнее, чтобы его избегать»...

На литургии Деян. 5, 12—20. Ев. Ин. 20, 19—31.
 
Неделя 3 по Пасхе. Святых жен-мироносиц.
Неделя 3 по Пасхе. Святых жен-мироносиц.

В эту неделю Святая Церковь воспоминает святых жен-мироносиц и праведных Иосифа Аримафейского и Никодима – тайных учеников Христовых. Своим богослужением Церковь вновь поставляет нас на Голгофе у Креста Христова, с которого снимают Пречистое Его Тело Иосиф и Никодим, и в вертограде у гроба, где они полагают Тело Иисуса Христа, и где затем мироносицы, пришедшие помазать Тело благовонными маслами, первыми удостаиваются видеть Воскресшего Господа.
По примеру святых жен-мироносиц и мы должны возгревать в сердце своем истинную самоотверженную любовь к Спасителю нашему, чтобы, как говорит Апостол (Рим.8,38-39), ничто не могло отлучить нас от Него – ни настоящее, ни грядущее, ни жизнь, ни смерть, ни ангелы, ни человеки. Кроме того, как святые жены, уязвленные лютою скорбию при виде распятого Господа, искали и обрели утешение в Его же гробе, так и каждая христианская душа должна искать утешение в скорбях и печалях у гроба и креста Спасителя своего...  

На литургии Деян. 6, 1—7. Ев. Мк. 15, 43 — 16, 8.
 
Неделя 4 по Пасхе. Исцеление расслабленного у Овечьей купели
Неделя 4 по Пасхе. Исцеление расслабленного у Овечьей купели

На литургии Деян. 9, 32—42. Ев. Ин. 5, 1—15.
 
Неделя 5-ая по Пасхе, пророка Иеремии, преподобного Пафнутия Боровского. O самарянке
Неделя 5-ая по Пасхе, пророка Иеремии, преподобного Пафнутия Боровского. O самарянке

Утреня: Ин. 20:1-10
На литургии: Ап.: Деян. 11:19–26, 29–30, Ев.: Ин. 4:5–42
 
Неделя 6-ая по Пасхе. О слепорожденном
Неделя 6-ая по Пасхе. О слепорожденном

Утреня: Ин. 20:11-18
На литургии: Ап.: Деян. 16:16–34 Ап.: 1 Ин. 1:1–7, Ев.: Ин. 9:1–38 Ап.: Ин. 19:25–27, Ин. 21:24–25
Паремии: 1) 1 Ин. 3:21-24, 1 Ин. 4:1-6 2) 1 Ин. 4:11-16 3) 1 Ин. 4:20-21, 1 Ин. 5:1-5
 
Неделя 7-ая по Пасхе, святых отцов Первого Вселенского Собора
Неделя 7-ая по Пасхе, святых отцов Первого Вселенского Собора

Утреня: Ин. 21:1-14
На литургии: Ап.: Деян. 20:16–18, 28–36 Прп.: 2 Кор. 4:6-15 или Блгв. царевича: 2 Тим. 2:1-10, Ев.: Ин. 17:1–13 Прп.: Лк. 14:25-35 или Блгв. царевича: Ин. 15:17-16:2
 
Неделя 8-ая по Пасхе. Пятидесятницa. День Святой Троицы — сошествие Духа Святого
Неделя 8-ая по Пасхе. Пятидесятницa. День Святой Троицы — сошествие Духа Святого

На литургии Деян. 2, 1—11. Ев. Ин. 7, 37—52; 8, 12.
 
Неделя 1 по Пятидесятнице, Всех Святых
Неделя 1 по Пятидесятнице, Всех Святых

На литургии Евр. 11, 33 — 12, 2. Ев. Мф. 10, 32—33, 37—38; 19, 27—30.
 
Неделя 2-ая по Пятидесятнице, по всех Святых. Призвание апостолов
Неделя 2-ая по Пятидесятнице, по всех Святых. Призвание апостолов

На литургии Рим. 2, 10—16. Ев. Мф. 4, 18—23.
 
Неделя 3-ая по Пятидесятнице, о поиске Царства Божьего
Неделя 3-ая по Пятидесятнице, о поиске Царства Божьего

На литургии Рим. 5, 1—10. Ев. Мф. 6, 22—33.
 
Неделя 4-ая по Пятидесятнице, об исцелении слуги сотника
Неделя 4-ая по Пятидесятнице, об исцелении слуги сотника

На литургии Рим. 6, 18—23. Ев. Мф. 8, 5—13.
 
Неделя 5-aя по Пятидесятнице. Тихвинской иконы Божией Матери. Исцеление двух бесноватых - o действии в нас страстей.
Неделя 5-aя по Пятидесятнице. Тихвинской иконы Божией Матери. Исцеление двух бесноватых - o действии в нас страстей.

На утрени Лк. 24:12-35.
На литургии Рим. 10:1-10. Мф. 8:28-9:1.
 
Неделя 6-ая по Пятидесятнице. Об исцелении расслабленного
Неделя 6-ая по Пятидесятнице. Об исцелении расслабленного

На литургии Рим. 12, 6—14. Ев. Мф. 9, 1—8.
 
Неделя 7-ая по Пятидесятнице. Исцеление двух слепцов и немого
Неделя 7-ая по Пятидесятнице. Исцеление двух слепцов и немого

На литургии Рим. 15, 1—7. Ев. Мф. 9, 27—35.
 
Неделя 8-ая по Пятидесятнице, только Бог – Источник подлинного насыщения!
Неделя 8-ая по Пятидесятнице, только Бог – Источник подлинного насыщения!

На литургии: Ап.: 1 Кор. 1:10–18 Свв. отцов: Евр. 13:7-16 Вмц.: 2 Кор. 6:1-10, Ев.: Мф. 14:14–22 Свв. отцов: Ин. 17:1-13 Вмц.: Лк. 7:36-50
 
Неделя 9-ая по Пятидесятнице. Об усмирении бури
Неделя 9-ая по Пятидесятнице. Об усмирении бури

Ныне чтение Евангельское передает нам о чудесном хождении Спасителя по водам, о том, как Господь усмирил бурю и спас Апостола Петра от потопления, когда тот, спросив у Господа позволения, пошел по морю, но, усомнившись в покровительстве Божием, начал тонуть, взывая: «Господи, спаси меня!» (Мф.14:28–30).

На литургии 1 Кор. 3, 9—17. Ев. Мф. 14, 22—34
 
Неделя 10-aя по Пятидесятнице. Об исцелении бесноватого юноши
Неделя 10-aя по Пятидесятнице. Об исцелении бесноватого юноши

В евангельском чтении воскресенья (Мф.17:14-23) говорится об исцелении Иисусом бесноватого юноши, которого не смогли исцелить Его ученики. Причиной этого является, по словам Иисуса, слабая их вера: «Ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: "перейди отсюда туда", и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас». Эти слова по-прежнему злободневны. По мнению святых отцов и подвижников, молитвенников и старцев, на протяжении всей истории Церкви и в наше время - главная беда - маловерие. Отсюда наше бессилие в борьбе со злом — в нас и вокруг нас. И Господь указывает нам средство к нашему укреплению: «... только молитвою и постом». Апостольское чтение (1Кор.4:9-16) особо предостерегает нас от гордыни, тщеславия и самомнения о наших христианских якобы совершенствах. Апостол указывает нам путь духовного развития: «Посему умоляю вас: подражайте мне, как я Христу».

На литургии 1 Кор. 4, 9—16. Ев. Мф. 17, 14—23.
 
Преображение Господа, Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа
Преображение Господа, Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа

В праздник Преображения раскрывается мистическое богословие Христианской Церкви.

Преображение - это визуальное явление царства Божьего на земле. Иисус Христос незадолго перед Крестными страданиями, взяв с Собой трех учеников -Иоанна, Иакова и Петра, вышел из Капернаума и направился на север к горе Фавор, возвышающейся, как крепость, над холмами Галилеи. Ученики безмолвствовали, предчувствуя, что им откроется тайна. Тайна совершается в безмолвии. Человеческое слово относится к тайне, как волна к глубине океана... В чем тайна христианства? Оно привлекает людей не тонким и изощренным интеллектуализмом, не блестящим красноречием ораторов, не внешней красотой своих ритуалов. Христианство открыло человеческой душе новый мир, мир вечности, мир Божественного света, то, чего не могли дать все религии и философские системы.

Утреня: Лк. 9:28-36
На литургии: Ап.: : 2 Пет. 1:10–19, Ев.: : Мф. 17:1–9
 
Неделя 11-ая по Пятидесятнице.  Притча о немилосердном заимодавце.
Неделя 11-ая по Пятидесятнице. Притча о немилосердном заимодавце.

Утреня: Ин. 21:15-25
Литургия: Ап.: 1 Кор. 9:2–12 Свт.: Евр. 7:26-8:2 или Прмч.: Еф. 6:10-17, Ев.: Мф. 18:23–35 Свт.: Ин. 10:9-16 или Прмч.: Ин. 15:17-16:2
 
Неделя 12-ая по Пятидесятнице. Ответ Христа богатому юноше … трудно войти в Царство Небесное.
Неделя 12-ая по Пятидесятнице. Ответ Христа богатому юноше … трудно войти в Царство Небесное.

Утреня: Мф. 28:16-20
На литургии: Ап.: 1 Кор. 15:1–11 Прп.: Гал. 5:22-6:2, Ев.: Мф. 19:16–26 Прп.: Лк. 6:17-23.
 
Неделя 13-ая по Пятидесятнице, притча о злых виноградарях
Неделя 13-ая по Пятидесятнице, притча о злых виноградарях

Утреня: Мк. 16:1-8
На литургии: Ап.: 1 Кор. 16:13–24, Ев.: Мф. 21:33–42
 
Неделя 14 по Пятидесятнице. Облечемся в ризу покаяния. О званных на брачный пир.
Неделя 14 по Пятидесятнице. Облечемся в ризу покаяния. О званных на брачный пир.

Утреня: Мк. 16:9-20
Литургия: Ап.: 2 Кор. 1:21–2:4 Прпп.: Гал. 5:22-6:2, Ев.: Мф. 22:1–14 Прпп.: Лк. 6:17-23
 
Неделя 15 по Пятидесятнице. О наибольшей заповеди в законе. Чтобы жизнь Иисусова открылась в теле нашем.
Неделя 15 по Пятидесятнице. О наибольшей заповеди в законе. Чтобы жизнь Иисусова открылась в теле нашем.

На Литургии 2 Кор. 4, 6-15 Мф. 22, 35—46.
 
Неделя 16 по Пятидесятнице, перед Воздвижением. Притча о талантах
Неделя 16 по Пятидесятнице, перед Воздвижением. Притча о талантах

Существуют ли люди, которых Бог обделил? Нет, каждому из нас Бог что-то дал, каждому что-то поручил, причем каждому – по силам. Вопрос в том, как мы обходимся с Его дарами и поручениями. Именно об этом – чтение недели 16-й по Пятидесятнице, притча о талантах. Размышляйте вместе с нами об этой притче, делитесь своими мыслями, знакомьтесь со святоотеческими толкованиями и мыслями других людей.

На Литургии 2 Кор. 6, 1-10 Ев. Мф. 25, 14—30
 
Неделя 17 по Пятидесятнице, о жене-хананеянке
Неделя 17 по Пятидесятнице, о жене-хананеянке

Чтение недели 17-й по Пятидесятнице, о хананеянке – одно из самых сложных для понимания мест Нового Завета. Женщина просит Христа об исцелении своей дочери, - а Христос ей отказывает, попутно называя «псом». Где Божия любовь? Где милосердие? Где хотя бы терпимость, наконец? Предлагаем вам вместе подумать над этим сложным отрывком и поискать ответы на эти вопросы в своем сердце, в историческом контексте и в святоотеческих толкованиях.

На литургии 2 Кор. 6, 16 — 7, 1. Ев. Мф. 15, 21—28.
 
 Неделя 18-ая по Пятидесятнице. Преставление прп. Сергия, игумена Ра́донежского, всея России чудотворца. О чудесном лове рыб
Неделя 18-ая по Пятидесятнице. Преставление прп. Сергия, игумена Ра́донежского, всея России чудотворца. О чудесном лове рыб

Иногда мы тяжко трудимся, но ничего не получается. Чтение 18-й недели по Пятидесятнице говорит нам о том, что происходит, когда мы начинаем доверять Богу и делать то, что говорит Он. Вы можете углубиться в это через чтение Писания, собственные размышления и изучение святоотеческих толкований.

На литургии 2 Кор. 9:6-11; Ев. Лк.5:1-11,
 
Неделя 19 по Пятидесятнице. О милосердии и любви к врагам.
Неделя 19 по Пятидесятнице. О милосердии и любви к врагам.

Каждое слово Святого Евангелия – это небесный луч, озаряющий нашу жизнь. Но Евангелие, которое мы слышали сегодня, имеет совершенно исключительное значение для спасения христианина.
Господь сказал: любите врагов ваших (Мф. 5, 44; Лк. 6, 27-36).
Эти слова – самое сердце жизни христианской. Если сердце бьется, то человек жив, остановилось сердце, и уже нет человека, он превратился в труп. Некоторое время труп еще может сохранять сходство с живым человеком, но затем он начинает тлеть и разлагаться.
Так и христианство без заповеди о любви к врагам превращается в труп. Труп в гробу можно украсить цветами, одеть в нарядные одежды, но все равно жизни в нем нет.
Любовь к врагам – это ключ к пониманию тайны христианства. Это свет, озаряющий самые глубины Евангелия. Любовь к врагам – это дверь во Святая Святых христианской Церкви.

Апостол: 2 Кор. 11:31–12:9 Свв.: 1 Тим. 1:12-17
Евангелие: Лк. 6:31–36 Свв.: Ин. 10:9-16
 
Неделя 20-ая по Пятидесятнице, святых отцов VII Вселенского Собора — неделя aпостола Иакова Алфеева. О воскрешении сына Наинской вдовы.
Неделя 20-ая по Пятидесятнице, святых отцов VII Вселенского Собора — неделя aпостола Иакова Алфеева. О воскрешении сына Наинской вдовы.

Утреня: Ин. 20:19-31
Литургия: Ап.: Гал. 1:11–19 Свв. отцов: Евр. 13:7-16 Ап.: 1 Кор. 4:9-16, Ев.: Лк. 7:11–16 Свв. отцов: Ин. 17:1-13 Ап.: Лк. 10:16-21
 
Неделя 21-ая по Пятидесятнице. Притча о сеятеле. И уже не я живу, но живет во мне Христос
Неделя 21-ая по Пятидесятнице. Притча о сеятеле. И уже не я живу, но живет во мне Христос

Употребление притч Христос объясняет словами пророка Исайи: "Да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их" - Ис. 6, 10. Может создаться впечатление, что Христос говорил притчами для того, чтобы скрыть правду от народа. Но эта цель не согласуется с вечной Любовью, которая пришла искать заблудших. "Если бы Господь не хотел уже больше говорить с этим народом, - то самым верным мероприятием было бы Его молчание", - писал Златоуст. Народ уже не принимал ясного и непосредственно к нему обращенного слова Христа. Люди видели чудеса Христа и объясняли их превратно; слушали Его проповеди и понимали их соответственно своим предубеждениям...

На литургии Гал. 2, 16—20. Ев. Лк. 8, 5—15.
 

Материалы 1 - 30 из 56
Начало | Пред. | 1 2 | След. | Конец Все


ВКонтакт Facebook Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Liveinternet Mail.Ru