Банер участника Конкурса Христианских сайтов 2015 на bible8.eu

Неделя 19 по Пятидесятнице. О милосердии и любви к врагам.
Евангельский отрывок
Методический материал
Толкования Св. Отцов


  Евангелие от Луки глава 6

27 Но вам, слушающим, говорю: любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас,
28 благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас.
29 Ударившему тебя по щеке подставь и другую, и отнимающему у тебя верхнюю одежду не препятствуй взять и рубашку.
30 Всякому, просящему у тебя, давай, и от взявшего твое не требуй назад.
31 И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними.
32 И если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? ибо и грешники любящих их любят.
33 И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность?
ибо и грешники то же делают.
34 И если взаймы даете тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же.
35 Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым.
36 Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд.
 



Методический материал

Вопросы на понимание текста

  • Что мы знаем о людях, которым Иисус говорит речь?
  • Попробуйте разделить речь Иисуса, что он предлагает сделать:  что делают «они», что должны делать «вы»?
  • Какой краткий принцип вводит Иисус?
  • Какую мотивацию поступать так дает Иисус?
  • Почему  те, кто поступает  так,  станут именно сыновьями Всевышнего?

Ответить на вопросы, поделиться своими размышлениями можно в комментариях




Вопросы для индивидуального размышления
  • Какие мысли обычно мешают любить врагов?
  • Какие мысли могут помочь любить врагов?
  • Как я хочу, чтобы со мной поступали люди?
  • Что значит  для меня быть «сыном Всевышнего»?
  • Существуют ли люди, которые поступали/поступают со мной нехорошо?
  • Каким способом я могу "отплатить" им по-христиански, как сын или дочь Всевышнего?

Ответить на вопросы, поделиться своими размышлениями можно в комментариях


Прочтите толкования

Архиепископ Никифор (Фетокис)
Старец Силуан Афонский
Митр. Ташкентский и Среднеазиатский Владимир (Иким)
Cвятитель Феофан Затворник


Преподобный старец Силуан Афонский
Учение преподобного Силуана Афонского о любви к врагам

Пo книге: Старец Силуан Афонский, Москва,
Подворье Русского на Афоне Свято-Пантелеймонова монастыря,
1996 г.

Подобно тому, как всякое рационалистическое мировоззрение имеет свою логическую последовательность, свою диалектику, так и духовный мир имеет, выражаясь, конечно, условно, свою конструкцию, свою диалектику. Но диалектика духовного опыта вполне своеобразна и не совпадает с ходом обычного мышления.

Так рационалистам, возможно, покажется странным указываемый блаженным Старцем критерий истинной веры, истинного богообщения, признак подлинного благодатного действия, а именно — любовь к врагам.

Здесь, при всем нашем желании быть возможно кратким и избежать все излишнее, мы считаем нужным сказать несколько пояснительных слов.

Человеку дано упование в грядущем веке получить дар великого богоподобия и полноты блаженства, но здесь он познает лишь «залог» будущего состояния. В пределах земного опыта человеку, облеченному плотию, дано во время молитвы совместить пребывание в Боге с памятью о мире, но когда пребывание в Боге достигает большей полноты, тогда «забывается мир», подобно тому, как всецело «прилепившийся земле» — забывает Бога.

Но если в состоянии более полного пребывания в Боге мир «забыт», то возможно ли говорить о любви к врагам, как критерии истинного богообщения? Ведь забывая мир, человек не мыслит ни о друзьях, ни о врагах.

Бог по сущности Своей надмирный, запредельный (трансцендентный) миру. Своим действием пребывает в мире (имманентен миру). Полнота и совершенство надмирного состояния Бога нисколько не нарушается непрестанным действием Его в мире. Но человек на земле, облеченный плотию, не имеет такого совершенства, и потому когда всецело, т. е. всеми силами своего ума и сердца пребывает в Боге, тогда уже не имеет в своем сознании ничего от мира. Однако из этого не должно делать вывода, что полнота пребывания в Боге не имеет связи с любовью к врагам. Старец утверждал обратное, а именно теснейшую связь одного с другим.

В явлении Господа ему была дана та степень познания, которая исключает сомнения и колебания. Он категорически утверждал, что кто любит Бога Духом Святым, тот непременно любит и все творение Божие, и прежде всего человека. Эту любовь он познал, как дар Святого Духа; он воспринял ее, как нисходящее свыше действие Бога; и наоборот, он испытывал всецелое погружение в Бога, приходившее в силу благодатной любви к ближнему.

Говоря о врагах, Старец употреблял язык окружавшей его среды, когда много говорилось и писалось о врагах веры. Сам он делил людей не на врагов и друзей, а на познавших Бога и непознавших Его. Если бы историческая обстановка была иною, то и Старец, полагаем, выражался бы иначе, что и бывало много раз, когда говорил он о любви к сочеловеку вообще, т. е. ко всем людям, и благотворящим и злотворящим. В этом он видел уподобление Христу, Который «руки распростер на кресте», чтобы всех собрать.

В чем сила заповеди Христа: «Любите врагов ваших»? Почему Господь сказал, что хранящие заповеди Его узнают, откуда сие учение? (Ио. 7, 17). Как Старец понимал это?

Бог есть любовь, любовь абсолютная, объемлющая в преизбытке всю тварь. Бог и во аде присутствует, как любовь. Дух Святый, давая человеку, в меру вместимости его, познать действенно эту любовь, тем самым открывает ему путь к полноте бытия.

Там, где есть «враги», там есть и отвержение. Отвергая, человек неизбежно выпадает из Божественной полноты, и уже не в Боге. Достигшие Царства Небесного и пребывающие в Боге, в Духе Святом, видят все бездны ада, ибо нет такой области во всем бытии, где бы не присутствовал Бог. «Все небо Святых живет Духом Святым, а от Духа Святого ничто во всем мире не скрыто»... «Бог есть любовь, и во Святых Дух Святой есть любовь» («О Святых»). Пребывая на небе, Святые видят ад и его тоже объемлют своей любовью.

Ненавидящие и отвергающие брата — урезаны в своем бытии, и Бога истинного, Который есть всеобъемлющая любовь, они не познали, и пути к Нему не обрели.

Несовмещение полноты пребывания в Боге с полнотой пребывания в мире для человека в смысле «одновременности» — приводит к тому, что суждение о подлинности или, наоборот, «мечтательности» созерцания становится возможным лишь «по возвращении» к памяти и чувству мира. Он утверждал, что если после духовного состояния, воспринятого как богосозерцание и богообщение, нет любви к врагам, а следовательно и всей твари, то это верный показатель, что созерцание было не подлинным, т. е. не в Боге истинном.

«Восхищение» в созерцание может придти к человеку прежде, чем он даст себе в этом отчет. В состоянии самого восхищения, даже когда оно не от Бога, человек может не уразуметь, что с ним произошло. И если плодом созерцания «по возвращении» явилась гордость и безразличие к судьбам мира и человека, то, несомненно, таковое было ложным. Итак, истинность или обман созерцания познается по плодам его.

Обе заповеди Христа, т. е. о любви к Богу и о любви к ближнему, составляют единую жизнь, и потому если кто мнит, что он живет в Боге и любит Бога, а брата своего ненавидит, тот пребывает в заблуждении. Так вторая заповедь дает нам возможность проверить, насколько истинно живем мы в Боге истинном.


Прочтите толкования

Старец Силуан Афонский
Митр. Ташкентский и Среднеазиатский Владимир (Иким)
Архиепископ Никифор (Фетокис)
Cвятитель Феофан Затворник



Митрополит Ташкентский и Среднеазиатский Владимир (Иким).

Слово в Неделю 19-ю по Пятидесятнице, о любви к врагам.

Если любите любящих вас, какая вам за то благодарность?
ибо и грешники любящих их любят.

Лк. 6, 32

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие во Христе братья и сестры!

Как из крапивного семени не вырастет благоуханная роза, так от зла никогда не произойдет добро. Вбирая в себя тлетворное дыхание ненависти, человек может изменить окружающий его мир лишь к худшему, а собственной душе наносит страшный вред. От этого пагубного состояния предостерегает нас Спаситель заповедью о любви к врагам.

Бог есть любовь (1 Ин. 4, 8), – говорит Священное Писание, и отсюда непреложно следует: ненависть – это диавол. Коварный сатана может являться в обличье светлого ангела, и точно так же семена гибели всевает он в сердца человеческие под видом справедливости и праведного гнева. Стоит нам предаться чувствам раздражения, обиды, осуждения, стоит начать желать зла какому-то человеку – и словно адское пламя иссушает душу: мертвеет наша молитва, каменеет вера, увядают ростки любви. «Ни поста, ни праздника не может быть там, где вражда и злоба», – говорит блаженный Августин.

Господь наш Иисус Христос явил нам Божественный пример любви к врагам. Друг, – обращался Спаситель к Иуде-предателю, а за распинателей Своих молился Сын Человеческий, дабы и их помиловал Отец Небесный.

Но что же мы, называющие себя христианами, последователями Сына Божия? Увы, как мелки порою наши обиды, как легко позволяем мы смертному греху войти в наши души. Толкнет нас на улице случайный прохожий, скажет грубое слово соседка – и в нас уже вспыхивает гнев. А если в этот самый миг настигнет нас внезапная смерть – что тогда? Грешники в преисподней будут вечно мучимы собственными грехами. И нам вечно мучиться ненавистью к этому прохожему, к этой соседке? Так за медяк раздражительности диавол купит человеческую душу.

А если даже и тяжки нанесенные нам оскорбления, велик причиненный нам ущерб – достойны ли они того, чтобы нести их в бессмертие? И нас, и наших врагов ждет смерть и могила, ждет Страшный и Праведный Суд Господень. Неужели и перед Престолом Всевышнего мы, жалкие грешники, осмелимся предъявлять кому-то какие-то счеты? В преддверии этого грозного мига, который навеки решит нашу участь, предупреждает нас преподобный Антоний Великий: «Щадите друг друга, да пощадит вас Господь».

Ненавидящий обидчика своего на деле ненавидит самого себя, мстящий есть убийца собственной души. Только добром смиряется злоба, только любовью врачуется ненависть. Если духовным взором посмотрим мы на тех, кто причиняет нам вред, то поймем: не гнева нашего достойны они, а жалости и сострадания.

Пока не окаменели наши сердца, мы с жалостью смотрим на больных и увечных, стараемся благотворить им. Но ведь грешник несчастнее любого калеки: тяжело больна и невидимо страждет душа его, оскверненная врагом рода человеческого. Ответив доброй улыбкой на оскорбление, словом любви на дело озлобления, христианин может помочь падшему брату, пробудить в нем образ Божий. Заражаясь же враждой к людям, мы (страшно подумать!) делаемся врагами Бога. Кто ругается над нищим, тот хулит Творца его; кто радуется несчастию, тот не останется ненаказанным (Притч. 17, 5), – гласит Священное Писание.

Этот мир лежит во зле, и в нем человек благочестивый не может не иметь врагов. Более того: если бы мы были окружены всеобщей хвалой и уважением – вот что было бы поистине зловещим знаком. Ибо Господь наш Иисус Христос говорит: Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо! ибо так поступали с лжепророками отцы их (Лк. 6, 26). Грешники превозносят грешников, под потоком незаслуженных похвал и лукавой лести самая сильная душа может впасть в тщеславие, возгордиться и погибнуть. Враги наши – врачи наши, преподносящие горькое отрезвляющее лекарство.

Если мы сумеем не заразиться враждой, никакой враг не причинит нам зла – все его дела и замыслы Господь обратит нам во благо. Враги становятся опасными только тогда, когда в ответ на их происки мы возгораемся «благородным» негодованием и жаждой мести.

Единственный гнев заслуживает наименование праведного – это гнев на источник всякого зла, единственная ненависть справедлива – это ненависть к человекоубийце-диаволу. Последователи Спасителя призваны противостать греху и скверне мира, христианство ничего общего не имеет с равнодушным непротивленчеством. Но в этой великой духовной битве главное – не дать коварному врагу обмануть себя, не утерять способности отделять само хищное зло от несчастных его носителей. Преподобный Нил Синайский учит: «Кто памятозлобствует на диавола, тот не злопамятен на людей, но с диаволом заключает мир, кто памятозлобствует на брата».

Трудна кажется нам заповедь о любви к врагам. Как соблюсти ее, если даже на родных и близких мы часто гневаемся и копим на них обиды? Но исполнение этой трудной заповеди необходимо каждому, кто не хочет быть отлученным от Бога. Если в сердце человека есть хоть капля ненависти, он не имеет права подойти к Чаше Святого Причастия, ибо не соединится с ним Вочеловечившаяся Любовь, Христос Искупитель.

Не войдет в Царство Небесное тот, кто не изгонит из своего сердца демона ненависти. Мы не можем избежать чужой вражды, но сами не должны быть врагами никому. Путь к этому – понимание. Надо постараться отрешиться от себя, взглянуть на мир глазами того, кто досаждает нам, постичь его беды и печали, ощутить себя худшим – тогда уйдет гнев, освобождая место сочувствию и любви. Тогда легко нам станет следовать благому совету преподобного Исидора Пелусиота: «Благодеяния записывай на меди, а обиды на воде».

Благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас (Лк. 6, 28), – призывает Сын Божий учеников Своих. Молитесь за врага своего – не устами только, но и сердцем, желая ему исцеления от греха, возрождения в духе и истине. Молитесь за врага своего и любите его, ибо он брат ваш, ибо за него, как и за вас, страдал и умирал на Кресте Сын Человеческий. Молитесь за врага своего и плачьте о нем, ибо в нем страждет святой образ Отца Небесного. Молитесь за врага своего и просите у него прощения, ибо если он грешит против вас, то не вы ли ввели его в соблазн – намеренно или ненамеренно, тщеславием своим или нечуткостью, пренебрежением или неумением завоевать любовь его?

Возлюбленные о Господе братья и сестры!

Рассуждая духовно, врагов своих должны мы почитать величайшими своими благодетелями, ибо через них Господь Промыслитель испытывает и вразумляет нас. Только тщеславная душа в испытаниях ожесточается, душа же христианская приобретает спасительный навык терпения, смирения и мужества. Враги порою приносят больше пользы нашим душам, чем друзья, ибо дружба слепа, она старается видеть в нас только хорошее, а ненависть зорка – и от кого, как не от врага, услышим мы о своих недостатках и прегрешениях? Человек мудрый даже в клевете на себя сумеет разглядеть долю справедливого обличения, из насмешек над собой сможет извлечь полезный урок. Ибо говорит Спаситель:

Любите врагов ваших, и благотворите... не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым. Итак, будьте милосерды, как и Отец Ваш милосерд (Лк. 6, 35–36). Аминь.



Прочтите толкования

Старец Силуан Афонский
Митр. Ташкентский и Среднеазиатский Владимир (Иким)
Архиепископ Никифор (Фетокис)
Cвятитель Феофан Затворник



Архиепископ Никифор (Фетокис)

Проповедь в Неделю 19-ю по Пятидесятнице, о любви к врагам.

Заповедь ли Божия есть сие: любите, враги ваша (Луки 6, 35), так как и сие: чти отца и матерь твою (Исход. 20, 12), или совет, так как и следующее: аще хощеши совершен быти, иди, продаждь имение твое, и даждь нищим (Матф. 19, 21)? Если бы яко совет предлагал сие Бог: кто слушал бы Его, был совершенным и удостоивался бы в царствии небесном высшаго места, и славы вящшия пред сынами и дочерьми Божиими; кто ж бе сему совету не повиновался, хранил же заповеди, был бы хотя несовершенным и непричастным вящшия почести и славы, однако с спасающимися не не удостоился бы Божественнаго блаженства.

Сие «любите враги ваша» не как советуя сказал Господь, но так как повелевая; не яко советом сие предложил, но яко заповедию: следовательно, кто не сохранит сей Его заповеди, осудится так, как и прочих Его заповедей нарушители.

Столько же ясно есть, что не есть совет, а заповедь, что нет нужды и доказывать. Во первых, поколику видим,что колико частно Господь Иисус давал святые Свои советы, не только не говорил повелительно, но и оставлял во власти каждаго, повиноваться ли, или не повиноваться совету. Аще хощеши, говорил, совершен быти, иди, продаждь имение твое, и даждь нищим, и: могий вместити, да вместит (Матф. 19, 21 и 12). О любви ко врагам не только предлагал повелительно, говоря: любите враги ваша; но и с великим чувствием заповедав сие, сказал: Аз же глаголю вам, любите враги ваша (Матф. 5, 44). Во вторых же, поколику сие заповедание есть единое из десяти заповедей, то есть вторая десятословия заповедь, подобная заповеди первой: возлюбиши, — слова второй заповеди, — ближняго твоего, якоже сам себе (Матф. 22, 39). Имя же «ближний» относится равно ко всякому человеку, и к сроднику и чужому, и к другу и ко врагу, и к благотворителю и к злотворцу. Всякий человек есть ближний наш, ибо все мы люди единаго естества, от единаго прародителя, от единаго Творца. Без сомнения, дружество соединяет человека с человеком, вражда же отдаляет человека от человека; но обычайное таковое несогласие ни отдаляет, ниже пременяет естественную человека приближенность к человеку. Естественное свойство ближняго бывает непременяемым, хотя бы и вражда посредствовала. Убо ближний человека есть и враг его, хотя вражда того отдаляет, хотя ближним называем только друга.

Когда Бог изобразил на скрижалях закона сию заповедь: возлюбиши ближняго твоего, якоже сам себе, сие предполагал: возлюбиши, то есть, всякаго человека — и друга твоего, и врага твоего. Истинно сие есть и беспрекословно: ибо и чрез самый Моисейский закон Бог возвестил, чтобы мы врагам нашим благотворили: аще же срящеши, говорит, говядо врага твоего, или осля его заблуждающее, обратив да отдаси ему. Аще же узриши осля врага твоего падшее под бременем его, да не мимоидеши е, но да воздвигнеши е с ним (Исход. 23, 4 и 5). Не сказал же тогда Бог прямо сего: любите враги ваша, во первых, поколику сердце Израильтян, живших и воспитанных купно Египтянами, нравами много поврежденных, было весьма плотяное и дебелое, и следственно не могли тогда скоро вместить сего учения. Во вторых же, поколику да не впадут в злочестие и идолопоклонство приближенных к ним язычников, представил их так как достойными смерти и как их врагов, и научал их с теми иметь вражду: пагубою погубиши я (Втор. 7, 2), говорил, — то есть, Хеттеев, Гергесеев, и Аморреев и Хананеев, и Ферезеев, и Евеев, и Иевусеев, — и избиеши я. Да не совещаеши, — говорило Аммонитянах и Моавитянах, — мирная им, и полезная им во вся дни твоя во веки (Втор. 23, 6). Враждуйте, повелевает, Мадианитом, и бийте я; зане враждуют вам сии лестию (Числ. 25, 17 и 18).

Посему Иудеи почитали законом Божиим не токмо любовь к друзям и сродникам своим, но и ненависть ко врагам и иноземцам их. Сего для и Спаситель наш, говоря: слышасте, яко речено есть: возлюбиши искренняго твоего, и возненавидиши врага твоего (Матф. 5, 43), и пришед в мир, не разорит Моисейский закон, но оный исполнит (Матф. 5, 17), объяснив вторую заповедь Божескую и объяснением дополнив недостаток оныя, усовершил и утвердительно сказал: Аз же глаголю вам: любите враги ваша, благословите кленущия вы, добро творите ненавидящим вас, и молитеся за творящих вам напасть и изгонящия вы (Матф. 5, 44).

И сия заповедь чрезмерно возвысила и прославила Евангельское учение. Сию заповедь ублажают идолопоклонники Еллины, сию даже до ныне и нехотя похваляют неверные. Сия обнаружила, что без сомнения Божие дело есть нравственное Евангельское учение. Сия есть слава и хвала Христианскаго закона. Ни один прежде Христа законодатель не научил толикому совершенству, ни один не узаконил когда-либо любить и благотворить врагам. Сия заповедь, будучи соблюдаема, прекращает все сущия в мире неприязни, низводит мир небесный на землю и переменяет землю в небо. Сия заповедь, соблюдаемая, возводит человеканавысоту желаемаго ему совершенства. Сия творит человека подобным Богу, Который сияет солнце Свое на злыя и благия, и дождит на праведныя и на неправедныя (Матф. 5, 45).

Подлинно, скажешь, все сие есть истинно и неложно; но заповедь сия есть весьма трудная, есть противная закону мирскому, противная свойствам человеческия природы. Если я люблю и благотворю тому, который меня презирает, и зло мыслит на имение мое и честь мою и жизнь мою, — почтут меня дураком, буду всего мира посмешищем. Брате! что ты предложил, есть догадка безразсудная, мысль ложная, мнение людей непросвещенных и развратных. Кто разберет дело, как должно, узрит тот, что сия заповедь не есть трудная, ниже противная суду мирскому, ниже несходная с свойствами человеческой природы.

Враг твой, тобою ненавидимый, расславляет везде имя твое: сие раждает тебе печаль. Враг ненавидимый покушается на честь твою: сие производит в тебе негодование. Враг ненавидимый старается всячески положить преграду к приращению имения твоего: сие причиняет тебе скорбь, беспокойство, смущение. Когда ненавидишь врага твоего, предлежит тебе денно и нощно бодрствовать, да превратишь злыя ухищрения его; нужно тебе на сие посвятить большую часть внимания твоего, да не повредит жене твоей, чадам твоим, сродникам твоим, рабам твоим, дому твоему, нужно предостерегаться отвсюду; то того просит, то другаго молит, да, вступився за тебя, противустоят и защитят тебя от нападения его. Сидишь ли за столом? Хлеб твой бывает тебе неприятен: ибо страшишься злобы врага твоего. Ложишься ли на постель? Сон твой бывает прерывистый и неспокойный: ибо представляются тебе во сне коварства неприятеля твоего. Ни во дни мира, ни в ночи спокойствия не имеешь, ниже, как должно, можешь вникать в занимательности твои. Если отмстишь врагу твоему и накажешь его, радуешься мало; но потом последует за тобою обличениеи угрызение совести. Если не отмстишь тому, желание мщения бывает червем в сердце твоем и огнемво утробе твоей. Плоды же непримирительности бывают печаль, негодование, гнев, страх, забота, труды, принужденность мысли твоей, возмущение души твоей, скорбь сердца твоего. Ноужели сии невыгоды маловажны, удобосносны, легки? Избавление от сих невыгод состоит в едином хотении твоем. Зависит все от единаго токмо твердаго твоего сопротивления. Если решишься любить врага твоего, — избавишься от всех вешесказанных зол; если искоренишь вражду из сердца твоего, будешь весел, нескорбен, кроток, тих, незлобен, спокоен, мирен, невозмущен. Представь пред тобою все невыгоды, каковыя скопляет тебе ненависть ко врагу твоему, и тогда увидишь, чтоудобнее, любовь или ненависть.

Ты говоришь, что кто любит и благотворит врагу своему, называется дураком и бывает посмеянием всего мира. Убо по сему твоему суждению святый Пророк Давид, который любил и благотворил врагу своему Саулу, поя на гуслех и укрощая бесовское в нем мучение, почитается дураком иесть посмешищем всего мира (1 Цар. 25, 27)? Убо, по сему твоему мнению, святый Апостол, первомученик и Архидиакон Стефан, который, приклонив колена молился Богу о врагах своих, почитается глупым и позором всего мира (Деян. 7, 60)? Убо, по сему разсудку, Богоноснии Апостоли, которые, будучи укоряемые, благословляли, гонимые терпели, хулимые презирали врагов своих, были несмысленными и посмешищем всего мира (1 Кор. 4, 12 и 13)? Убо, по сему твоему разсуждению, Афанасий, Василий, Григорий, Златоустый и прочие святые, которые любили и благотворили врагам своим, почитаются неразумными, и суть посмеянием всего мира? Но мы видим, что весь мир называет их разумнейшими из всех людей, почитает их героями, и славою и хвалою человеческаго естества, и ежедневно воспевает песни и похвалы святости их, моляся, да будет причастным чести и славы их. Видишь убо, что неправедно клевещешь на весь мир. Два ли, или три, или десять, или более есть непросвещенных и развращенных, безразсудных и своим страстям порабощенных, кои говорят, что если не отмстишь врагу твоему, почтешься дураком и посмешищем всего мира: сии ли составляют весь мир? Никак. Они не суть весь мир, но безумие и посмеяние всего мира и срам всего человеческаго естества.

Приступаю и к исследованию человеческия природы. Первое, главное и существенное свойство человеческаго естества есть данное оному сокровище разума. Свойство разума есть истинное суждение; истиннаго суждения свойство — избрание праведнаго. Убо то, что есть праведно, не есть противно свойствам человеческаго естества, но прилично, свойственно, сходно и существенно. Поколику же любовь ко врагам есть дело праведное; следовательно, не есть противное, но свойственное человеку и существенное. Но любовь ли ко врагам, скажешь, есть дело праведное? Точно так: не блазнися, не услышав ответа. Говорит о сем Господь: якоже хощете, да творят вам человецы, и вы творите им такожде (Луки 6, 31). Что скажешь? Признаешь ли, что сие есть праведно? Если сомневаешься, вопроси человека какой либо веры. Вопроси христиан, евреев, магометан, идолопоклонников, — вопроси всех, и самых неверных и безбожников; все единоустно тебе рекут, что закон сей есть праведный и человеку сродный. Скажи, чего хощешь и чего требуешь отврага твоего? Благотворения ли, или нападения? пользы ли, или вреда? Чего хощешь? того ли, чтоб тебя любил, или того, чтоб тебя он гнал? Как ты хощешь, да творит что над тобоювраг твой, твори и ты врагу твоему то же. Якоже хощете, да творят вам человецы, и вы творите им такожде. Без сомнения, желательно тебе, чтобы неприятель твой прекратил гонение, нападение, злобу, вражду; хощешь, одним словом, чтобы возлюбил тебя. Прекрати убо ты несогласие, разреши враждебныя узы и возлюбил его. Видите ли, сколько заповедь любви ко врагам далеко отстоит от противности существенным свойствам, и коль есть праведна, следственно свойственна и прилична человеческой природе?

Но если заповедь сия есть свойственна и сообразна природе; что же сердце мое не мирствует против врага моего, но стремлюся пожрать и истребить его? Ибо сердце мое не имеет обычайнаго и естественнаго положения, но превращено и испорчено злобою моею. Что же душа моя так принужденно требует мщения против врага моего? Ибо есть обнажена всякия добродетели и пуста Божественыя благодати. Что же мысль моя толь сильно меня убеждает ненавидеть врага моего? Ибо есть помрачена моими страстями; ибо грехи мои приводят в безсилие разсудительную ея силу. Тогда, когда мало успокоеваются волнения страстей моих, мысль моя внушает мне, говоря: вражда вредит душе и телу, вражда приводит тебя в разорение; примирися с неприятелем твоим, премени вражду в дружество: сие полезно душе твоей, сие мирною творит жизнь твою.

Но, о человече! да уверишися, что, не хотя любить врага твоего, никакого не имеешь извинения. Пусть будет так, что сие дело есть трудное, противное мирскому суждению и несходное с естественными свойствами: но Бог, Творец неба и земли и всех видимых и невидимых тварей; Бог, Создатель и Господь и Владыка человека; Бог, Который дал человеку бытие, жизнь, хлеб и все прочее, что человек имеет; Бог, Который ради нас человеков и ради нашего спасения сшел с высоты Божественныя Своея славы на низкое человеческое состояние и смирил Себя, зрак раба прияв и быв человеком; Бог, Который ради любви к человеку яко младенец появился во граде Вифлееме, яко человек плакал во Иерусалиме на гробе Лазаря, яко раб омыл ноги учеников; Тот, Который ради любви к человеку предложил на жертвенниках всечестное Свое Тело и Кровь, да причащающиеся сего пребудут всегда соединенными с Ним; Тот, Который ради спасения человеческаго пострадал при Понтийстем Пилате, распят был посреде двух разбойников, вкусил оцта и желчи, умер вися на кресте; Тот, Который паки приидет судить живых и мертвых; Тот, Который прежде сложения мира приуготовил царствие вечное повинующимся Божественным Его повелениям; Тот, Который, вися на кресте, молился за врагов Своих, оправдав их и сказав: Отче остави им, не ведят бо, что творят (Луки 23, 34), — Сей есть Тот, Который повелевает любить врагов наших, говоря: Аз же глаголю вам, любите враги ваша (Матф. 5, 44)! Сей ли убо не имеет власти, не имеет права, не имеет причины требовать от нас для пользы нашей и труднаго и противнаго миру, и естественным свойствам? И имеем ли мы власть, или право, или причину не повиноваться Божественному Его повелению, хотя бы было трудное и противное нам, и служащее ко вреду и погибели нашей? Если есть трудное; сие повелевый, будучи Всемогущим, сотворит не токмо трудное удобным, но и невозможное возможным. Невозможная, сказал Сам, от человек, возможна суть от Бога (Луки 18, 27). Если противно есть суждению мира, — Сей предал в руки верующему в Него победу над миром: ибо кто есть побеждаяй мир, токмо веруяй, яко Иисус есть Сын Божий? Если несходно с естественными свойствами, — Сей, давый свойства естеству, пременит оныя так, как хощет. Или не знаешь, что и свет солнечный превратил во тьму, и тьму слепых пременив в свет, даровал им очеса? Или не знаешь, что и глухоту пременил в слышание, отверзши ушеса глухих, и неподвижность в движимость, подав движение расслабленным, и смерть в жизнь, воскресив из мертвых и самых четверодневных и погребенных? Сей, — если только захочешь, — поколику так заповедал, удобным сотворит неудобное, подаст над миром победу, пременит свойство естества из непокорности в послушание. Какое следовательно правильное извинение, или хотя правдоподобную отговорку имеет тот, который, не повинуяся повелению Божию, ненавидит врага своего?

Человеколюбивейший Бог, Который промышляет не только о вечном спасении души нашея, но и о временном благополучном состоянии жизни нашея, хотя освободить нас от множества великих зол, каковыя раждает вражда, дал нам заповедь святую и спасительную: любите, сказал, враги ваша, и благотворите (Луки 6, 35). Хранителям заповеданий Своих обещал сторичное воздаяние: сторицею приимет (Матф. 19, 29); благословение Отеческое: приидите благословеннии Отца Моего; царствие вечное: наследуйте уготованное вам царствие от сложения, мира (Матф. 25, 34); обещал радость Господню неизреченную: вниди в радость Господа твоего (Матф. 25, 21); обещал блаженство бесконечное: блажен раб той, егоже, пришед господин его, обрящет тако творяща (Матф. 24, 46); любящим же врагов не токмо все сие обещал, говоря: и будет мзда ваша многа, но ее более сего и превосходнее, то есть, усыновление: и будуте сынове Вышняго (Луки 6, 35). Какой же человеческийязык изобразить может, на какую славу и честь, на какую степень и высоту взойдет тот, который удостоится быть сыном Божиим? Что убо скажете, братие?

Послушаетеся ли заповеди Всемогущаго Бога, или пребудете упорно в зловредном и душепагубном заповеди Его нарушении, всегда питая ненависть ко врагам своим?

Всяко преступление и ослушание праведное прият мздовоздаяние. (Евр. 2, ст. 2) Отверглся ли кто закона Моисеова, без милосердия при двоих или триех свидетелях умирает (Евр. 10, 28). Кто попрал заповедь Сына Божия не при двух или трех свидетелях, но пред всеми людьми, какой казни должен быть достоин? Закон сей, Аз же глаголю вам, любите враги ваша (Матф. 5, 44), есть столько понятен и известен, что ниже требует изъяснения, ниже заключает какое либо сомнение. Исполнение сего не есть трудное, ниже несходное с естественными свойствами; и мир хвалит возлюбивших врагов, и премного ублажает. Преступников Божеских заповедей не другое что ожидает, как токмо огнь вечный, скрежет зубов, червь неуспаемый, мука бесконечная. Таковое есть Евангельское уверение: чем убо мы решимся, ненавидящие врагов?

Если веруете, что Иисус Христос есть Сын Бога живаго (Иоан. 6, 68); если веруете, что Он приидет паки судить живых и мертвых; если веруете, что творящие благое возстанут в наслаждение блаженныя жизни, а творящие злая — в осуждение вечной муки; если веруете, что которые умрут питая вражду в сердце своем, не могут таковые стоять пред Богом: Бог бо любы есть (1 Иоан. 4, 16), те же только узрят Божественное Его лице и пребудут всегда с Ним, кои исторгнут вражду от сердца своего и насадят любовь: приидите, припадем к ногам милостиваго Спаса нашего Иисуса Христа, с сокрушением и со слезами взывая к Нему: Всемилостиве Господи, Владыко человеколюбче, согрешихом пред Тобою! Ты бо, ради душевнаго спасения и мирнаго состояния временныя нашея жизни, изволил заповедать и рещи: любите враги вата; мы же, будучи лукавыми и несмысленными, презирая Божественное и спасительное Твое повеление, гоним врагов наших. Долготерпеливе, яви на нас милость Твою; многоблагоутробне, пощади немощь нашу; помилуй нас, Господи, помилуй нас! Мы же клянемся пред Тобою, яко уже не враждуем со врагами нашими, и отныне и всегда возлюбим друг друга, яко член единаго и тогожде тела Твоего, Господа и Бога и Спаса Иисуса Христа! Аще же обрящется кто, иже ниже слышать хощет о сем прошении, ниже обязуется сею клятвою: мы токмо сетуем ныне и скорбим о отчаянности души таковаго, и о вечном его осуждении. Он же, егда приидет страшный час горестной смерти его, видя слышаннаго событие, раскается, но поздно; восплачет о погибели своей, но тщетно. Да не будет сего, о Господи! Аминь.


Прочтите толкования

Старец Силуан Афонский
Митр. Ташкентский и Среднеазиатский Владимир (Иким)
Архиепископ Никифор (Фетокис)
Cвятитель Феофан Затворник


  Cвятитель Феофан Затворник. 

Мысли на каждый день года по церковным чтениям из Слова Божия (книга)

 (Лк. 6, 27-36). Коренная, исходная заповедь — люби. Малое слово, а выражает всеобъятное дело. Легко сказать люби, но не легко достигнуть в должную меру любви. Не совсем ясно и то, как этого достигнуть; потому-то Спаситель обставляет эту заповедь другими пояснительными правилами: люби, «как самого себя; и как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними». Тут указывается мера любви, можно сказать, безмерная; ибо есть ли мера любви к самому себе и есть ли добро, которого не пожелал бы себе кто от других? Между тем, однако, это предписание не неисполнимо. Все дело стоит за тем, чтобы войти в совершенное сочувствие с другими так, чтобы их чувства вполне переносить на себя, чувствовать так, как они чувствуют. Когда это будет, нечего и указывать, что в каком случае надо сделать для других: само сердце укажет. Ты только позаботься поддерживать сочувствие, а то тотчас подойдет эгоизм и возвратит тебя к себе и заключит в себя. Тогда и пальцем не пошевелишь для другого и смотреть на него не станешь, хоть умри он. Когда сказал Господь: люби ближнего, как самого себя, то хотел, чтобы вместо нас, стал в нас, т. е. в сердце нашем, ближний. Если же там по старому будет стоять наше «я», то не жди добра.



Данный материал подготовили
Дмитрий Иванин и Татьяна Зайцева


Ответить на вопросы, записать размышления можно в комментариях

0
Андрей
Меня тема последнего Евангелия занимает последнее время более и более.
Какие мысли обычно мешают любить врагов?
29 Ударившему тебя по щеке подставь и другую, и отнимающему у тебя верхнюю одежду не препятствуй взять и рубашку.
Это значит нельзя оттделаться некоей подачкой врагу. Нужно идти до конца. Для меня это невозможно. Не утешает, что для многих остальных тоже.
И ведь не обязательно для понимания такого прискорбного факта (своего бессилия) иметь "заклятого" врага. Можно из любого знакомого сделать врага себе, если принять в нем участие. Через какое-то время понимаешь, что пора снимать и отдавать рубашку. Ну это уж дудки:) А потом, когда отошел в сторону, то взираешь на успехи твоего ближнего с завистью, а неудачам радуешься. И это все не по произволению некому, а по естеству своему (по духу, который в себе).
Должно бы рождать смирение подобное осознание своей болезненности, но не рождает. Можно при этом понимать, что я сын всевышнего и даже произносить устами молитвы за врагов (которые и не враги даже тебе), но понимаешь, что все это так далеко от того к чему нас призывают
Какие мысли могут помочь любить врагов?
Разве можно любить врагов, следую неким мыслям?
0
Андрій
Всі ми Дитя Божі і годиться в святій життєвій ігрі  любитися.
0
Владимир
- Какие мысли обычно мешают любить врагов?

Могут "Обидеть".(сделать все что угодно в ущерб мне)
- Какие мысли могут помочь любить врагов?


Глядя на меня "Исправятся".(по учению поведения)
- Как я хочу, чтобы со мной поступали люди?


В "теплой" радости.(близость, единодушие)
- Что значит  для меня быть «сыном Всевышнего»?


"Честь"-стакан, для меня бескрайний "Океан".(нет ответа, только сравнение)
- Существуют ли люди, которые поступали/поступают со мной нехорошо?


Да
- Каким способом я могу "отплатить" им по-христиански, как сын или дочь Всевышнего?


Простить, молиться.
0
Екатерина
Какие мысли обычно мешают любить врагов?
- Могли возникать мысли, что, вот, я прощу, а человек и дальше будет зло делать; что не отвечать - пусть не мщением, но словом - то же, что потакать злу. Но сейчас я знаю, что эти мысли ложные. Я не только слышала о случаях, но даже видела сама - как, именно не отвечая на чужую грубость, нападки, останавливали уже начавшуюся ссору! И куда чаще видела, как, желая "остановить злое" - хамство, грубость, несправедливость... - ответом, только раскручивали маховик вражды. Как всего лишь пара обидных слов из-за этого желания ответить и "остановить" вырастало в нечто куда худшее. Потому что "враг" чаще всего вовсе не считает, что он сделал зло и получил по заслугам: напротив, решит, что ему (этим мщением) причинили незаслуженное зло. И на него нужно ответить... - Какие мысли могут помочь любить врагов? 
Во-первых, память о том, что все, кто прежде причинял мне обиды (и даже более), в конечном счёте делали мне добро. Всё это "зло", если не совмещалось с моим собственным злом, а было в основном страданием - помогало мне стать лучше или позже дарило счастье, или давало возможности, которые бы я не увидела, или помогало лучше понимать других... Так что я должна обидчиков считать благодетелями. Во-вторых, я хочу, чтобы в мире вообще стало больше добра, больше света, больше радости! Пожелать любому человеку зла и несчастья (я уж не говорю, причинить на самом деле) - значит, пожелать, чтобы в мире их стало чуть больше. Можно пожелать раскаяния, исцеления от страсти, но никак не несчастья. В-третьих, вражда, гнев делает несчастным того, кто гневается. Если в моём сердце рождается гнев - я это воспринимаю как болезнь, вроде головной или зубной боли, от которой хотелось бы избавиться возможно скорей. В-третьих, те, кто причиняет зло сознательно - очень несчастные люди. Более несчастные, чем те, кому они вредят. Их пожалеть бы надо - да, может, они и не знают вовсе, что можно на свете жить иначе! А если человек вовсе не желал зла, а сделал что по непониманию, или не умея справиться со своим характером  и т.п. - тем более что враждовать против него? В-четвёртых, память о зле, которое делала, вольно или невольно, я сама. В-пятых, очень хорошо помолиться о том, кто тебя очень возмущает - помогает погасить это возмущение. 

- Как я хочу, чтобы со мной поступали люди? 
Чтобы ко мне относились честно, уважительно и мирно. Если бранили - то не клевеща, без презрения или злобы; если хвалили - то без лести; если советовали, то без высокомерия; если я помогла им - то были благодарны хотя бы в этот самый момент; если я, напротив,  какое зло сделала им - то простили и объяснили, что я сделала не так, чтобы мне не повторять этого... и не напоминали потом. И чтобы помогли мне самой стать лучше. Честно говоря, я не знаю, как могу исполнить последнее в отношении других людей - для этого нужно очень хорошо понимать их: какие проблемы им следует преодолеть, где им, напротив, не хватает лишь одного шажка, чтобы подняться на новую ступень, что они могу, хотят и к чему готовы сейчас...
- Что значит  для меня быть «сыном Всевышнего»? 
[SIZE=2]Это значит, что Бог примет меня. Что я получу наследие вечного блаженства - ведь раб не пребывает в доме вечно, а сын пребывает вечно. Что Царство Небесное будет моим наследием...[/SIZE]
- Существуют ли люди, которые поступали/поступают со мной нехорошо? 
[SIZE=2]Да, существуют.[/SIZE]
- Каким способом я могу "отплатить" им по-христиански, как сын или дочь Всевышнего? 
Если я не забыла о том, что они сделали - прежде всего, молиться о них. И желать всяческого добра. Помочь, если они попросят о помощи. Простить, конечно.
0
galiya-davydova@mail.ru
-Какие мысли обычно мешают любить врагов?
Боюсь, что посчитают меня слабой, "заклюют" потом совсем и что это все равно никто не оценит.
-Какие мысли могут помочь любить врагов?
Вспоминаю свои грехи, как сама обижала и обижаю других людей. А еще, что я хуже тех, кто обижает меня,так как и сейчас после того, как мне явилась милость и сила Божья и осознание того,что Бог есть Любовь и любит всех без исключения такими, какие они есть, я все равно грешу много.А им это знание пока не пришло. Мне их жалко. И еще каждый обижающий- благодетель, так как с их помощью видишь свои недостатки, помогает от тщеславия и гордыни.
-Как я хочу, чтобы со мной поступали люди?
Конечно я хочу, чтобы меня любили, жалели, но еще больше, чтобы меня понимали.
-Что значит для меня быть "сыном Всевышнего"?
Это относится к Богу, как к своему отцу- с любовью, уважением и трепетом, бояться огорчить Бога и надеяться на Его любовь.
-Существуют ли люди, которые поступали/поступают со мной нехорошо?
Да, есть, но очень мало и в основном заслуженно.
- Каким способом я могу "отплатить" им по-христиански, как сын или дочь Всевышнего?
Я начинаю за них молиться ( очень хорошо помогает), сразу прощать и оправдывать их.
0
Татьяна Зайцева
Татьяна, рада за Вас, что у Вас нет врагов! Марина, спасибо за ответ!
Мои ответы:
- Какие мысли обычно мешают любить врагов?
А почему я должна первая их полюбить, а не они меня?

- Какие мысли могут помочь любить врагов?
Что Бог сотворил и этих людей тоже и любит их. Значит. их в принципе можно любить.

- Как я хочу, чтобы со мной поступали люди?
Заботливо, уважительно, по-доброму. Чтобы меня замечали и принимали меня.

- Что значит  для меня быть «сыном Всевышнего»?
Это большая честь

- Существуют ли люди, которые поступали/поступают со мной нехорошо?
Да, конечно

- Каким способом я могу "отплатить" им по-христиански, как сын или дочь Всевышнего?
Молиться об их покаянии и желать им добра
0
Татьяна
-Может я не правильно живу, но нет у меня врагов, слава Богу!
-Помочь любить людей, живущих не приятной для меня жизнью, может помочь мысль, "а чем я лучше. И на самом деле грехи мои гораздо отвратительнее, чем их поступки..."
- Хочу, чтобы прощали меня.
- Стремиться жить по заповедям.
- Да как-то и не могу сказать такого...
- Молиться за тех, кто тебе чем-то не угодил.
0
марина
- Какие мысли обычно мешают любить врагов?
-Обида на них, задетое самолюбие, почему мол, меня такого хорошего не любят, видимо, просто сами такие плохие...ну, и дальше доказательство какие ОНИ плохие...
- Какие мысли могут помочь любить врагов?
-Что я сам (а) нисколько не лучше, я осуждаю, ненавижу, делаю то-то... Ещё полезно найти за что их пожалеть, мол, они такие потому что...
- Как я хочу, чтобы со мной поступали люди?
- С уважением, вниманием, и любовью :) Чтоб со мной считались, прощали и помогали....
- Что значит  для меня быть «сыном Всевышнего»?
- Подражать Ему в доброте, милосердии и любви...
- Существуют ли люди, которые поступали/поступают со мной нехорошо?
-А как же :)....
- Каким способом я могу "отплатить" им по-христиански, как сын или дочь Всевышнего?
- Простить, молиться за них, при возможности, сделать им что-нибудь хорошее (но это уже для "продвинутых" христиан).

Оставить отзыв

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений

ВКонтакт Facebook Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Liveinternet Mail.Ru