Банер участника Конкурса Христианских сайтов 2015 на bible8.eu

Неделя 14 по Пятидесятнице. Облечемся в ризу покаяния. О званных на брачный пир.

 

 
Евангелие от Матфея глава 22

1 Иисус, продолжая говорить им притчами, сказал:
2 Царство Небесное подобно человеку царю, который сделал брачный пир для сына своего

3 и послал рабов своих звать званых на брачный пир; и не хотели придти.

4 Опять послал других рабов, сказав: скажите званым: вот, я приготовил обед мой, тельцы мои и что откормлено, заколото, и все готово; приходите на брачный пир.

5 Но они, пренебрегши то, пошли, кто на поле свое, а кто на торговлю свою;

6 прочие же, схватив рабов его, оскорбили и убили [их].

7 Услышав о сем, царь разгневался, и, послав войска свои, истребил убийц оных и сжег город их.

8 Тогда говорит он рабам своим: брачный пир готов, а званые не были достойны;

9 итак пойдите на распутия и всех, кого найдете, зовите на брачный пир.

10 И рабы те, выйдя на дороги, собрали всех, кого только нашли, и злых и добрых; и брачный пир наполнился возлежащими.

11 Царь, войдя посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду,

12 и говорит ему: друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде? Он же молчал.

13 Тогда сказал царь слугам: связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьм
у внешнюю; там будет плач и скрежет зубов;
14 ибо много званых, а мало избранных.

(Мф.22:1-14)
line.png


Методический материал
Вопросы на понимание текста

  • Что здесь подразумевается под брачным пиром?
  • Сравните притчу с притчей о злых виноградарях Мф.21:33-41, что вы видите общего?
  • Как вы думаете, кого Христос имел в виду под зваными, и кого под собранными по дорогам?
  • Что собой представляет «брачная одежда» в этой притче?
  • Почему царь настолько сурово поступает с человеком не в брачной одежде?
Ответить на вопросы, поделиться своими размышлениями можно в комментариях

Вопросы для личного размышления


  • Понимаю ли я, чувствую ли я, что я призван Богом на пир?
  • Ценю ли я этот пир, благодарен ли я Богу за это?
  • На кого я больше похож – на тех, кто был изначально призван, или на тех, кого собрали по дорогам?
  • Почему мы можем оказаться на пиру не в брачной одежде?
  • Что я могу сделать сегодня и завтра для того, чтобы надеть брачную одежду?
  • Были ли у вас в жизни ситуации, когда к вам не приходили дорогие для вас гости, ссылаясь на занятость? Что вы чувствовали тогда?
  • Как бы вы поступили, если бы к вам на день рожденья или на свадьбу без подарка пришел пьяный человек, ведущий себя неуважительно по отношению к вам?

Ответить на вопросы, поделиться своими размышлениями можно в комментариях

 


Прочтите толкования:

Крейг Кинер. Культурно-исторический комментарий 
Священник Димитрий Познанский
Иоанн Кронштадский
Феофилакт Болгарский
Схиархимандрит Авраам (Рейдман)

22:1,2. О выражении «Царство Небесное подобно...» см. в коммент. к 13:24. В своих притчах раввины часто сравнивали Бога с царем, сына Которого представлял Израиль, а действие в таких притчах часто разворачивалось на брачном пиру сына. Свадебные церемонии обычно собирали множество народа. Очень богатый человек мог пригласить на свадьбу целый город. Ради участия в свадебной церемонии гостям приходилось пожертвовать изрядным количеством драгоценного времени (слушатели из евреев понимали, что пир будет продолжаться семь дней и что царь рассчитывает на присутствие гостей в течение всего этого времени). Это было трудным испытанием для крестьян, работавших на земле. Но честь, оказанная приглашением царя, а также страх вызвать его недовольство, вероятно, были хорошими побудительными мотивами для принятия приглашения. Среди приглашенных гостей могли быть крупные землевладельцы (22:5), которые имели много свободного времени для участия в подобных мероприятиях. 

22:3. Согласно обычаю, приглашения были посланы заблаговременно (отсюда «званные»); будущие гости, тем самым, не имели оправдания. 

22:4. Царь повторно оказывает честь званным. 

22:5. Невнимание к царю, за которым могли скрываться предательские побуждения, воспринималось как возмутительная грубость, и поэтому гнев царя вполне объясним. У первых слушателей этой притчи невероятная глупость приглашенных, несомненно, вызывала чувство крайнего раздражения. 

22:6. Такие действия были явно незаконными, даже если рабы не принадлежали царю; но царские рабы занимали более высокое положение, чем большинство свободных людей, и как посланцы царя они представляли его самого. В древности повсеместно осуждалось дурное обращение с гонцами или вестниками. Кроме того, расправа над царскими посланниками была открытой изменой, фактически означавшей объявление войны. Но, как известно, именно такое обращение испытали на себе Божьи посланники — пророки. 

22:7. Цари не всегда жили там, где большинство их подданных; в данном случае под сожженным городом, вероятно, подразумевается Иерусалим, разрушенный в 70 г. (см.: 24:15). Сожжение было последней фазойполного уничтожения города. 
22:8-10. Приготовления к свадьбе царского сына, естественно, были весьма основательными, и если бы гости не пришли на пир, честь сына была бы поругана; и в этом безвыходном положении царю не остается ничего другого, кроме как пригласить на пир простолюдинов. 

22:11-13. Даже гости незнатного происхождения прекрасно понимали, что на царский пир следует приходить в надлежащей одежде (по крайней мере, чистой), иначе это было бы проявлением неуважения к хозяину (который в этой истории не захотел терпеть дальнейшего бесчестия!). Таким образом, даже те из гостей, которые пришли на пир (вероятно, они символизируют мнимых последователей Иисуса, таких, как Иуда), порочили царя. 
Богословы проводят здесь параллель с позднейшей еврейской притчей, в которой царь пригласил гостей на пир, не указав его даты. В этой истории только прилежные гости были всегда одеты надлежащим образом, и когда время пира пришло, они уже стояли у дверей, тогда как остальным пришлось томиться вовне, терзаясь от стыда. 

22:14. В конце истории подводится итог: много приглашенных («званных») на пир, но среди них мало избранных. 


Священник Димитрий Познанский

Притча о брачном пире

Спаситель повествует: «Царство Небесное подобно человеку царю, который сделал брачный пир для сына своего и послал рабов своих звать званых на брачный пир».

Здесь царь, приготовивший брачный пир своему Сыну – это Господь Бог, уготовавший верующим блаженство со Христом в Царствии Небесном. Брак в данном случае – это символ единения души с Богом, а в более объемном значении — блаженства всей Церкви с Господом. Званные на брак — ветхозаветный, богоизбранный народ иудейский.

«И не хотели прийти. Опять послал других рабов, сказав: скажите званым: вот, я приготовил обед мой, тельцы мои и что откормлено, заколото, и всё готово; приходите на брачный пир. Но они, пренебрегши то, пошли, кто на поле свое, а кто на торговлю свою; прочие же, схватив рабов его, оскорбили и убили их».

Пренебрегшие приглашением Царя, и отправившиеся — кто на поле свое, а кто на торговлю свою – суть удалившиеся от духовного блаженства на поле страстей своих – кто в насыщение плоти, кто в любостяжание, кто к обретению славы мира сего. Убийство и избиение приглашенными на вечерю царских слуг – прообраз убийства и избиения иудеями слуг Божьих, то есть пророков Господних.

«Услышав о сем, царь разгневался, и, послав войска свои, истребил убийц оных и сжег город их».

Здесь Спаситель пророчествует о разразившейся вскоре после его распятия страшной войне иудеев с римлянами, и полном уничтожении ими Иерусалима. Святой апостол Лука в своем Евангелии (Лук.19:44) передает произнесенные с великой скорбью и плачем слова Христовы обращенные к Иерусалиму о том, что придут «дни, когда враги твои обложат тебя окопами и окружат тебя, и стеснят тебя отовсюду, и разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе, и не оставят в тебе камня на камне за то, что ты не узнал времени посещения твоего». Это пророчество исполнились с буквальной точностью, так как по месту, где ранее находился Иерусалимский храм, римляне несколько раз прошлись плугом.

«Тогда говорит он рабам своим: брачный пир готов, а званые не были достойны; итак пойдите на распутия и всех, кого найдете, зовите на брачный пир. И рабы те, выйдя на дороги, собрали всех, кого только нашли, и злых и добрых».

Под распутьями, куда отправились слуги царевы, иносказательно разумеются несогласные друг с другом религиозные и философские учения, в которых бессильно блуждал ум человеческий, пока Истина Сама не отрыла себя миру. Злые же и добрые пришедшие на брачный пир — это мы, призванные из всех народов, не зависимо от злых или добрых своих наклонностей.

«И брачный пир наполнился возлежащими. Царь, войдя посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду, и говорит ему: друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде? Он же молчал».

Когда пир наполнился возлежащими, то есть когда Евангелие было проповедано среди всех народов, что, согласно пророчеству Спасителя, является признаком конца мира, и все уверовавшие пришли в Церковь, вошел царь. То есть, по исполнении времен, свершилось Второе Пришествие Христово, и настал час последнего Суда.

Осмотрев возлежащих на вечери, то есть подвергнув каждую душу испытанию, царь обращается к одному из присутствующих: «Друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде»? Брачная одежда – это чистота душевная, а то, что не омытый от скверны греховной молчал, говорит о том, что по истечении земной жизни никто не будет иметь оправдания.

«Тогда сказал царь слугам: связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов».

Теперь под слугами Господними разумеются ангелы, а связанные руки и ноги символизируют то, что в будущем веке человек не сможет предпринять уже никакого действия для исправления своего положения, и «скрежет зубов» означает бесполезное, бесплодное раскаяние.

Как бы ни хотелось господам гуманистам, но Евангелие, увы, не либерально. Убеждая нас, что ад есть мера устрашения сугубо педагогическая, мечтатели лишь вводят самих себя и окружающих в заблуждение. Уподобляясь приточному человеку не имущему брачного одеяния, то есть, не очистив ока ума своего от греховных страстей, не стяжав благодати – залога Царствия Небесного, они мнят себя достойными произвольно толковать Писание от ветра главы своея. Как не похоже это на святых Божиих, не лицемерно почитавших себя достойными погибели. «Держи ум свой во аде, и не отчаивайся» преподобного Силуана — это вовсе не болезненное самобичевание, как может показаться, а трезвенное, смиренное сознание своего греховного состояния, являющегося причиной ввержения души во тьму, по разлучении с телом. Без трезвенного и смиренного видения своего состояния, невозможно правильное прохождение христианского подвига. Ибо тщеславие и высокоумие надмевают, духовно дезориентируют человека, лишая его благодати.

Заканчивается нынешняя притча словами: «Много званых, но мало избранных». Это означает, что Бог все сделал для нашего спасения, Он так возлюбил мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную. Он призвал нас в Свое Царство, и мы, с большим или меньшим усердием, откликнулись на это призвание. Но то, что мы как-то откликнулись, и даже пришли в Церковь — еще не гарантирует спасения. И на нас может исполниться иная притча Христова: «У одного человека было два сына; и он, подойдя к первому, сказал: сын! пойди сегодня работай в винограднике моем. Но он сказал в ответ: не хочу; а после, раскаявшись, пошел. И подойдя к другому, он сказал то же. Этот сказал в ответ: иду, государь, и не пошел…». Поэтому, Богу поспешествующу, будем со смирением подвизаться против греховных страстей наших, наученные Церковью, взывая ко Господу: «Ризу мне подаждь светлу, одеяйся светом яко ризою, Жизнодавче, Христе, Боже наш". Аминь. 

16 сентября 2006 г.



Архиепископ Феофилакт Болгарский
Иисус, продолжая говорить им притчами, сказал: подобно Царство Небесное человеку-царю, который сделал брачный пир для сына своего и послал рабов своих звать званных на брачный пир; и не хотели придти. Опять послал других рабов, сказав: скажите званным: вот, я приготовил обед мой, тельцы мои и что откормлено, заколото, и все готово; приходите на брачный пир. Но они, пренебрегши то, пошли, кто на поле свое, а кто на торговлю свою; прочие же, схвативши рабов его, оскорбили и убили их. Услышав о сем, царь разгневался и, послав войска свои, истребил убийц оных и сжег город их. Подобно притче о винограднике, и эта притча изображает неверие иудеев, только первая притча говорит о смерти Христа, а эта - о брачной радости, то есть о воскресении. Кроме того, обличаются здесь более тяжкие грехи иудеев, чем в первой притче. Там, когда у них требовали плодов, они убили требовавших, а здесь совершают убийство, когда их приглашают на пир. Бог уподобляется человеку-царю: Он не является таким, каков Он есть, но таким, каков Он по отношению к нам. Когда мы, как люди, подверженные немощам человеческим, умираем, Бог по отношению к нам является как человек; когда же мы становимся богоподобными, тогда Бог стоит в сонме богов; наконец, если мы живем, как звери, то и Бог оказывается для нас тигром, леопардом или львом. Бог творит брачный пир для Сына Своего, сочетавая Его со всякой благообразной душой. Жених - Христос; невестой же является и церковь, и всякая душа. Рабы, посланные сперва, - это Моисей и современные ему святые; им евреи не поверили, но огорчали Бога в пустыне сорок лет и не восхотели принять слово Божие и радость духовную. Потом посланы были другие рабы-пророки, но и из них евреи одних убили, как Исайю, других унижали, как Иеремию, которого повергли в грязный ров. Более умеренные отказались от призыва, и одни ушли на поле свое, то есть погрузились в плотскую, сластолюбивую жизнь, ибо у каждого поле - это его тело; другие удалились на торговлю свою, то есть уклонились к корыстолюбивой жизни, ибо торговцы - самый корыстолюбивый народ. Таким образом притча показывает, что от духовного брачного пира, то есть соединения со Христом и наслаждения духовного, люди удаляются всего больше из-за двух следующих страстей: или по причине сластолюбия, или вследствие любостяжательности. Пиршество духовное здесь называется обедом, а в других местах оно называется вечерей. Оно - вечеря, ибо сей брачный пир вполне открылся в последние времена, к вечеру, то есть к концу веков, но вместе с тем это и обед, потому что тайна была возвещаема и прежде, хотя и не так открыто. "Тельцы и откормленное" обозначают Ветхий и Новый Заветы. Ветхий обозначается тельцами, так как в нем приносились жертвы из животных, а Новый означается хлебным заготовлением, ибо ныне на алтаре мы приносим хлебы; их можно назвать хлебным приношением, так как они изготовляются из муки. Таким образом Бог призывает нас к вкушению благ и Ветхого, и Нового Завета. Когда же ты видишь, что кто-либо ясно истолковывает своим слушателям слово Божие, знай, что он подает хлеб духовный и им питает души простецов. Здесь ты спросишь: как это дается повеление "зовите званных", - если они званы, то зачем еще звать их? Но знай, что каждый из нас по природе призван к добру, призван разумом, своим врожденным наставником. Но Бог посылает еще и внешних учителей, чтобы они внешним словом созвали тех, кто уже зван по природе. Царь послал войско свое, то есть римлян, погубил непокорных иудеев, сжег и город их Иерусалим, как повествует точно историк Иосиф.
Тогда говорит он рабам своим: брачный пир готов, а званные не были достойны: так пойдите на распутия и всех, кого найдете, зовите на брачный пир. И рабы те, вышедши на дороги, собрали всех, кого только нашли, и злых, и добрых; и брачный пир наполнился возлежащими. Когда первые рабы, Моисей и пророки, не убедили иудеев, тогда Бог посылает иных рабов, апостолов, которые и призвали язычников, ходивших прежде ложными путями, рассеянных, блуждавших по различным путям учений, находившихся на распутьях, то есть в полном неведении и сомнении. Они были несогласны друг с другом; они были не на правильном пути, а на распутьях, то есть окольных путях; это - ложные учения, которые провозглашали язычники. Одни считали правильным то, другие - другое. Еще лучше так понимать: путь-это образ жизни у каждого, а распутья или уклонения с пути - это учения. Язычники, идя по ложному пути, то есть проводя постыдную жизнь, пришли и к нечестивым учениям; они измыслили гнусных богов, покровителей страстей. Апостолы же, выйдя из Иерусалима к язычникам, собрали всех: и злых, и добрых, то есть как исполненных всякими пороками, так и более умеренных, которых называют "добрыми" по сравнению с первыми.

Царь, вошед посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду, и говорит ему: друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде? Он же молчал. Тогда сказал царь слугам: связавши ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов; ибо много званных, а мало избранных. Вход на брачный пир происходит без различия: все мы, добрые и злые, призваны только по благодати. Но затем жизнь подлежит испытанию, которое царь производит тщательно, и жизнь многих оказывается оскверненною. Содрогнемся же, братья, помыслив, что у кого не чиста жизнь, для того бесполезна и вера. Таковой не только извергается из брачного чертога, но и посылается в огонь. Кто же этот носящий оскверненные одежды? Это тот, кто не облекся в одежду милосердия, благости и братолюбия. Много таких, которые, обольщая себя тщетными надеждами, думают получить Царство Небесное и, высоко думая о себе, причисляют себя к лику избранных. Производя допрос недостойного, Господь показывает, во-первых, что он человеколюбив и справедлив, а во-вторых, что и мы не должны никого осуждать, хотя бы кто, очевидно, и согрешал, если таковой открыто не изобличен в суде. Далее, Господь говорит слугам, карающим ангелам: "свяжите ему руки и ноги", то есть способности души к действию. В настоящем веке мы можем поступать и действовать так или иначе, а в будущем силы душевные будут связаны, и нельзя нам будет сотворить какое-либо добро для умилостивления за грехи; "тогда будет скрежет зубов" - это бесплодное раскаяние. "Много званных", то есть Бог призывает многих, точнее, всех, но "мало избранных", немного спасающихся, достойных избрания от Бога. От Бога зависит избрание, но стать избранными или нет - это наше дело. Господь этими словами дает иудеям знать, что о них сказана притча: они были призваны, но не избраны, как непослушные.


Праведный Иоанн Кронштадский.
Брачный пир. Отрывок из поучения в неделю 14 по Пятидесятнице

Под брачным пиром разумеется Царство Небесное, в котором истинно верующие соединятся навсегда с Господом Иисусом. На этот брак, или в Царство Небесное, прежде всего приглашаемы были чрез пророков и апостолов иудеи, но они отказались от приглашения - мало того, даже оскорбили посланников Божиих и многих из них убили. За это Бог впоследствии времени оружием римлян истребил иудейский народ и разрушил их город и храм. Вместо иудеев Бог призвал на брак, или в Церковь Свою, через апостолов и равноапостолов языческие народы, в том числе и нас, русских. Но и христиане из язычников, и последующие за ними уже христианские роды также не все войдут в царство Христово. Те из них, которые не сохранят в чистоте светлой брачной одежды невинности и святости, которую они получили при крещении, или после осквернения ее грехами не очистят слезами покаяния, будут на Страшном суде извержены во тьму кромешную, где будет вечный плач и скрежет зубов. 
Вот толкование приведенной притчи! Но может быть и другое, подобное, столь же верное толкование, и уже в более близком приложении к нам с вами, братья и сестры. Брачный пир, о котором говорится в нынешнем Евангелии, - это Божественная литургия, на которой предлагается верным не телец закланный, но Сам Ангнец Божий, закланный в жертву ради спасения нас, грешных, да напитаемся Его пречистым Телом и Кровью, да соединимся с ним теснейшим соединением, да будем плотью от плоти Его и костью от костей Его. Вот брак царского Сына - соединение христианских душ с Христом в таинстве причащения! Вот пир - вкушение плоти и крови Его! Божественный, святейший, нетленный, небесный и обоготворяющий пир! Но многие ли и ныне спешат на этот божественный пир! Не уклоняется ли и ныне большая часть от присутствия на этой небесной вечере по нерадению и лености и по разным житейским расчетам, например по причине торговли или по маловерию и высокоумию или по причине долгого сна и прочее? Кто этого не видит, не замечает, не знает? Таково наше маловерие, таково духовное скудоумие, таково пристрастие к миру, таково невнимание к величайшему таинству веры, к таинству бессмертия и обожения! Такова суетность и неблагодарность христиан к Господу, предлагающему Самого Себя в снедь и питье ради очищения, освящения и бессмертной жизни! Чего же таковые достойны? Не отвержения ли от Бога, поелику сами отвергались от Него почти всю жизнь? Но и приходящие на этот брак Агнца, к Божественной литургии, для воспоминания Его жизни, проповеди, чудес, благодеяний, страданий, смерти, погребения, воскресения и вознесения на небо или для причащения пречистого Тела и Крови Его - в брачной ли одежде приходят, с чистой ли душой, с чистым ли сердцем? С горними ли помыслами, со святым ли настроением? Не с земными ли мечтами и страстями являются многие и в храм, в этот как бы брачный чертог Иисуса Христа? Мы сами, совершители страшной, небесной, бескровной Жертвы, в брачной ли одежде чистоты и бесстрастия душевного являемся всегда в храм и служим в нем? Увы! часто и у нас нет брачной одежды и благоговейных помышлений и мыслей сердечных; и мы входим нередко в нечистом рубище страстей. Поспешим все покаяться и убелить одежды душ наших слезами покаяния и делами правды, особенно милостынею, очищающей грехи. Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный, и одежды не имам, да вниду в онь; просвети одеяние души моея, Светодавче, и спаси мя. Аминь.


Прочтите толкования: 



   Схиархимандрит Авраам (Рейдман) 
"Облечемся в ризу покаяния.
Господь наш Иисус Христос изображал Царствие Небесное притчами, то есть примерами, взятыми из повседневной жизни. Люди здравомыслящие, хотя и настроенные против Спасители, даже против своей воли были вынуждены принимать учение Господа, так же как благодаря обычному здравому смыслу принимали возвышенные истины Его учения те, которые никогда не стремились к духовной жизни и относились к этому всегда безразлично.
«Царствие Небесное, – сказал Спаситель, – подобно человеку царю, который сделал брачный пир для сына своего» (ст. 2). Царь – это, конечно же, Бог Отец. Под брачным пиром можно понимать Святую Православную Церковь, где люди воссоединяются со Христом и блаженствуют в предвкушении будущих вечных благ, пируют, вкушая духовные яства. Под брачным пиром можно подразумевать и будущую жизнь. Противоречия в этом нет, потому что Церковь есть уже открывшееся, начавшееся на земле Царствие Божие.
«И послал рабов своих звать званых на брачный пир; и не хотели придти» (ст. 3). Рабы – это ветхозаветные пророки, жившие от сотворения мира до Авраама, и от Авраама до Моисея, и от Моисея до самого пришествия Христова, а также святые апостолы, которые тоже приглашали все человечество на брачный пир – призывали людей вступить в Церковь. Все посланники Божии и есть те самые рабы, которых Господь неоднократно посылал к разным народам, но в особенности и более всего – к народу еврейскому.
«Опять послал других рабов, сказав: скажите званым: вот, я приготовил обед мой, тельцы мои и что откормлено, заколото, и все готово; приходите на брачный пир» (ст. 4). «Бог есть любовь», – говорит апостол Иоанн Богослов (1 Ин. 4:8). Это значит, что Бог относится с любовью ко всему творению. Он прощает грехи всякому человеку, даже и хулящему Его, и всячески желает людям спасения. Его любовь – непреложная и всегда неизменная, ничто не может поколебать Его безграничного человеколюбия. Если же мы иногда говорим, что Бог гневается, то ведь мы сами поступаем так, что навлекаем на себя несчастья, называемые гневом Божиим, можно сказать, сами себя наказываем и подвергаем бедствиям. Поэтому Бог, не прогневавшись на презрение к Нему, выраженное через невнимание к Его посланникам, вновь и вновь их посылает и еще более убеждает людей прийти, «прельщая» их благами, уготованными на этом пиру. Ведь и мы, приглашая в гости друзей или родственников, иногда говорим, что приготовили хороший обед, порой, может быть, и блюда перечисляем, любимые нашими близкими. Так и это описание пира: «Вот, я приготовил обед мой, тельцы мои и что откормлено заколото» является изображением тех духовных благ, которые ожидают пришедшего в Церковь. Через Своих посланников Господь объясняет людям, какие блага их ждут в Церкви, чтобы они согласились, пусть даже не бескорыстно, а ради предлагаемых благ, прийти на этот духовный пир, который доставляет душе человека наслаждение, утешение и спасение.
«Но они, пренебрегши то, пошли, кто на поле свое, а кто на торговлю свою» (ст. 5). Люди пренебрегли этими обещанными им духовными благами и занялись своими обычными делами, которые здесь изображены как работа в поле и торговля. Один пошел трудиться в поле, не веря, что Господь может пропитать человека и все дать ему – и духовное, и телесное, думая, что он должен все заработать своими трудами. Другой духовным благам предпочитает земное обогащение, приобретение благ житейских и наслаждение ими, что изображено под видом торговли. Но эти люди все же не самые худшие. Хуже их поступили те, кто не желал слышать этого призыва, потому что совесть обличала их в том, что нужно ему последовать. Нельзя жить спокойно, когда Бог призывает к покаянию, сверхъестественной, небесной жизни. «Прочие же, схватив рабов его, оскорбили и убили их» (ст. 6), потому что не желали слышать даже упоминания о духовном, о Царствии Небесном, для того чтобы спокойно жить земной, греховной жизнью.
«Услышав о сем, царь разгневался, и, послав войска свои, истребил убийц оных и сжег город их» (ст. 7). Это пророчество Спасителя сбылось спустя почти сорок лет после распятия Спасителя. Апостолы и их ученики проповедовали Евангелие в Иерусалиме и в Иудее. Господь ждал на протяжении почти сорока лет, для того чтобы могли покаяться те, которые были предуготованы к спасению, после чего пришли римские войска, разорили и сожгли Иерусалим, а иудеи были рассеяны по всей земле. В то же время слова Спасителя касаются не только конкретного исторического события, но и каждого человека. Мы отвергаем голос совести, требования Священного Писания, наставления наших пастырей или благочестивых друзей, братьев и сестер во Христе – отвергаем для того, чтобы жить земной жизнью. Иногда мы до такой степени ненавидим эти наставления, что избегаем упрекающих нас людей, заставляем их замолчать, так что никто уже не смеет сказать нам никакого слова в назидание и обличение нашего нерадивого жития. Если мы так себя ведем, то уподобляемся отвергшим Господа иудеям. Господь долготерпит и дает нам время для покаяния, но в конце концов Он накажет нас, и мы потеряем все, что имеем. Нам кажется, что мы живем по-христиански. Однако если мы не последуем велению совести до конца, то потеряем и то, что, как нам мнится, мы имеем. Все будет разорено и истреблено, как было разорено у иудеев, мнивших, что у них есть богослужение, храм, что они угождают Богу и соблюдают заповеди Моисеева закона.
«Тогда говорит он рабам своим: брачный пир готов, а званые не были достойны; итак пойдите на распутия и всех, кого найдете, зовите на брачный пир» (ст. 8–9). Иудеи не приняли слово Божие, поэтому Господь призвал язычников, в число которых входили и славяне. Христианство проповедовалось по всему миру на протяжении нескольких столетий, пока не стало господствующей религией. Многие народы покаялись, одним из последних принял христианство и русский народ. Народы, некогда отвергнутые и забытые, были призваны, поскольку званые не отозвались на глас Божий – проповедь Евангелия. Слова Спасителя можно отнести и к каждому конкретному человеку. Большинство из нас приобрели веру уже в зрелом возрасте, после того как заблудились и далеко отошли от христианских истин, поправ свою совесть и действительно став духовными, нравственными калеками. «Итак пойдите на распутия и всех, кого найдете, зовите на брачный пир». Сначала посланные шли к людям, живущим достойно, потом, когда праведники не захотели откликнуться на зов Божий, стали искать и людей опустившихся – грешников. «И рабы те, выйдя на дороги, собрали всех, кого только нашли, и злых, и добрых; и брачный пир наполнился возлежащими» (ст. 10). Итак, были призваны и злые, и добрые. Званые, которые по видимости были достойны, не приняли евангельской проповеди, а те, кто далеко ушел от истинного пути, находился на всевозможных «распутиях» – нравственно заблудившиеся люди, вошли на брачный пир. Господь зовет всех: и злых, и добрых. Но это не значит, что человек, призванный в Церковь со своими грехами, пороками, дурными наклонностями, имеет право таким оставаться. Об этом говорит дальнейшее евангельское повествование.
«Царь, войдя посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду» (ст. 11). Существует предание, что в древности приглашенные на брачный пир одевались в особую одежду. Это вполне вероятно, ведь известно, что жизнь в те времена сопровождалась различными ритуалами и обычаями. Возможно, одну одежду надевали, когда шли в храм, другую – на брачный пир, иную одежду носили в будни. Собственно, нечто подобное происходит и сейчас, только мы судим о необходимости той или иной одежды просто по ее нарядности и соответствии нашим понятиям о приличиях, а в древности существовал особый подход. Однако вне зависимости от того, как мы будем понимать «брачную одежду» – по-современному ли (человек оделся недостаточно торжественно и прилично для этого случая) или так, как понимали это в древности (не надел положенную для такого случая специальную одежду), – царь, как сказано в притче, этим возмутился. «И говорит ему: друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде? Он же молчал» (ст. 12). Что можно понимать под этой брачной одеждой, если на брачный пир призваны мы все – и злые, и добрые? Я думаю, что это – покаяние. Что иное может надеть на себя злой человек, чтобы стать достойным присутствовать на церковном пире? Некоторые святые отцы считают, что это любовь, но может ли злой человек надеть на себя ризу любви? Есть ли она у него? Покаяние же такая «одежда», которую любой может на себя примерить и в которой будет выглядеть прилично. В ней, действительно, нуждается и злой, и добрый по сравнению с другими людьми, но перед Богом такой же грешный, как и остальные. Не нужно думать, что поскольку Господь нас призвал, то мы уже спасены: в Церковь нужно приходить с покаянием. Справедливо сказано о реакции человека: «он же молчал». Такому человеку нечего сказать, он не имеет никакого оправдания. Бог призвал тебя, когда ты был совершенно падшим, утопал в грехах и был далек от истины до такой степени, что даже не подозревал о ее существовании. Это относится к каждому из нас. Бог призвал тебя, привел в Церковь – и ты не хочешь каяться, как же ты после этого можешь оправдаться? Поэтому нам будет нечего сказать, у нас нет никакого оправдания.
«Тогда сказал царь слугам: связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов» (ст. 13). Что значит «связав руки и ноги»? Возможно, это просто образ изгнания недостойного человека с царского пира, а может быть, Спаситель говорит о том, что человек, не имеющий покаяния, не способен ни на какие нравственные, духовные поступки. Он не может ни шествовать по пути заповедей – это обозначают связанные ноги, ни творить добрые дела, что символизируют связанные руки. Он брошен во тьму кромешную, то есть лишается Божественного света, лишается всякой благодати. «И будут последняя человеку тому, как сказано в другом месте Священного Писания, горша первых» (Мф. 12:45). Лучше бы такой человек блуждал на «распутиях», но не до конца потерял надежду, чем, найдя истину, оказался выброшенным уже не на распутья, но во тьму внешнюю, где остается только бесполезное сожаление, плач и скрежет зубов. Человек скрежещет зубами, когда уже не имеет сил выразить свои чувства, у него нет никаких слов, а остается только одно безысходное сожаление и отчаяние. Это ждет всех верующих людей, которые не захотят присутствовать в Церкви в брачной одежде, то есть не захотят взять на себя подвиг покаяния.
«Ибо много званых, а мало избранных» (ст. 14). Много званых: Господь зовет и достойных, ведущих по видимости добродетельную жизнь, зовет и пребывающих на распутьях, заблудившихся. Он не пренебрегает ни злыми, ни добрыми, но требует от всех не только откликнуться на этот зов и войти в храм, в Церковь, стать членами Тела Христова, ветвями Божия виноградника (в таких образах изображает Священное Писание жизнь Церкви), но и находиться там в покаянии. Если мы не будем иметь покаяния, то низвергнемся во тьму внешнюю, то есть совершенно лишимся всякого богопознания. Уже в настоящей жизни мы это чувствуем; если внимательно следим за своей внутренней жизнью: после согрешения в душе появляется опустошение, некая тьма. Это – предзнаменование и предостережение от того страшного бедствия, которое ожидает человека в вечности, если он не покается. Это только слабая тень того отчаяния, которое почувствует человек, когда будет извергнут из Церкви окончательно, то есть после своей кончины.
Мы должны, во-первых, отозваться на зов Божиих посланников: пастырей Православной Церкви, и уже умерших – пророков, апостолов, святых отцов, и ныне живых – епископов и священников. Хотя мы, священники, может быть, и недостойны именоваться пастырями и носить этот высокий сан, но если мы наставляем согласно Евангелию, то вы обязаны повиноваться. Различные события, например, скорби, призывающие нас войти в Церковь и только в ней одной искать спасения и утешения, призывы нашей совести, время от времени громко звучащие в нашей душе, – это тоже Божии посланники. Книги святых отцов – тоже тот самый зов отшедших от нас пастырей, древних посланников Божиих. Всеми способами Господь призывает нас войти в Церковь и наслаждаться духовными благами, но только при одном условии – если мы наденем на себя приличную нашему состоянию и тому положению, в которое мы призываемся, одежду. А это и есть покаяние. Оно необходимо всем. Без покаяния невозможно ни приобрести какую-либо добродетель (в том числе и любовь), ни удержать ее, если она у нас уже есть. Только стяжав покаяние, мы сможем спокойно, смело, как близкие друзья, наслаждаться этим необыкновенным церковным пиром – пиром Христовым. Опомнимся, если у нас нет покаяния, постараемся всеми силами его приобрести, облечься в него и таким образом обезопасить себя от всевозможных духовных падений и преткновений, сделать себя достойными пребывания в Церкви. Как сказал святитель Игнатий (Брянчанинов), единственная жертва, которую Бог принимает от падшего человеческого естества, – это дух сокрушенный.
13 сентября 2013 года



       Данный материал подготовила 
Татьяна Зайцева

   Вы можете ответить на вопросы в комментариях


0
Людмила Ушакова
Я всегда вспоминаю эту притчу, когда, стою на Литургии и не собираюсь причащаться. Ведь это я не в"брачной одежде", неготовая пришла на "брачный пир". Таких называют "купностоящими"
И, конечно же, куча самооправданий: не могла подготовится, не хватило времени, нельзя же каждое воскресение причащаться - так ведь и благоговение пропадет и так далее,  и так далее...
Господи, прости меня нерадивую и ленивую!
0
Ольга
Слава Богу, за то что Он собрал нас недостойных на свой пир. Все мы грешники, обитавшие на распутьях этого мира, милостью Всевышнего, призванные по Его изволению  откликнулись сердцем и душой и с радостью приняли приглашение.  Люди идущие по улицам были действительно кто в чем , но когда они приняли приглашение, им по всей видимости были предложены брачные одежды, - это одежды праведности, праведности Господа Иисуса Христа, но тот к кому обратился Царь: 
Царь, войдя посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду,
и говорит ему: друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде? Он же молчал.
 Он молчал потому как не принял , потому как у него не было оправдания, ему нечего было сказать.  К стати тут слово "друг"  именно в этом месте имеет греческий перевод хетейрос, что отличает его от того "друга"ядид которым был назван Авраам. Человек был случайным, не принявшим праведности Христа. Сила в праведности Христа.  О чистоте одежды неоднократно есть стихи в Писании. [Откр 7:9-17]13 "И, начав речь, один из старцев спросил меня: сии облеченные в белые одежды кто, и откуда пришли?
14 И он сказал мне: это те, которые пришли от великой скорби; они омыли одежды свои и убелили одежды свои Кровию Агнца."  Есть очень много людей добрых, достойных, ведущих порядочный образ жизни, религиозных и атеистов. Но лишь те кто сердцем верует а устами исповедывает что Иисус есть Господь будут спасены.
0
Коваленко Лев Николаевич
Вот как еще можно пояснить эту притчу:
Представим себе, что вы решили пригласить к себе на торжество людей, которых избрали по каким-либо признакам. За две недели вы их об этом предварительно известили и  т.к. официальная  дата приходится на средину недели, а отмечать вы решили в один из выходных дней, то предупредили, что дополнительно сообщите, когда приходить. В четверг, накануне торжества, вы поручили близким обзвонить приглашенных, но все как- то уклончиво отказались. В пятницу вы опять просите близких более настойчиво приглашать гостей. Но странное дело: одни отказываются, ссылаясь на занятость по работе, другим неожиданно оказалось надо выехать в другой город, третьи ссылаются на болезнь. А некоторые, вообще  стали отказываться тяжелыми убийственными словами.
Узнав, что торжество срывается, вы удивлены и рассержены: закуска на столе, а потреблять некому. И тут вы принимаете нестандартное решение – собрать за стол всех засидевшихся дома соседей. А чтобы этот день им надолго запомнился, вы заранее закупили и раздаете гостям домашние тапочки. Пусть в комнате будет чисто.  И вот гости собраны. Вы подходите к столу и вдруг обнаруживаете, что один зашел в своей грязной обуви. Вы сначала думаете, что ему не досталось тапочек, и спрашиваете: Друг! Как ты вошел сюда без тапочек?  Но он молчит и коряво улыбается. Как поступите вы с таким гостем?
В жизни есть только Бог и безбожие. Поэтому, можно быть либо с Богом, на брачном пире Его Сына, быть в светлой одежде добродетелей, в радости, в палатах Царствия Небесного. А если не там, то, значит за пределами жизни и радости, где тьма «внешняя», где «плач и скрежет зубов», где не богатые и бедные, а – «псы и чародеи, и любодеи…и всякий любящий и делающий неправду». (Откр.22.15). Третьего не дано.
 
0
Анна Новоселова
Огромная благодарность за Ваш труд!
Я из тех, кого собрали по распутьям, и первый пыл и свет во мне погасли, еле тлею, если не дымлю. Как страшно оказаться во внешней тьме, но как закономерно это будет. Удивительная беспечность - не думать, не понимать... Кругом раздаются призывы посвятить себя достижению достатка, "самореализации", здоровья, твердят о необходимости сконцентрироваться на цели... и мы соглашаемся. Только применить то же самое для духовной стороны жизни как-то непреодолимо трудно - на моем опыт это именно так. Неожиданным для меня оказался комментарий [B]Праведного Иоанна Кронштадского [/B][SPAN]о Литургии. Историческая справка была полезной для понимания как отрывка, так и комментариев к нему.[/SPAN]

Оставить отзыв

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений

ВКонтакт Facebook Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Liveinternet Mail.Ru