Банер участника Конкурса Христианских сайтов 2015 на bible8.eu

Неделя 20 по Пятидесятнице, притча о богаче и Лазаре
Неделя 20 по Пятидесятнице, притча о богаче и Лазаре
  Евангелие от Луки, глава 16

19 Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно.
20 Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях
21 и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его.
22 Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его.
23 И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его
24 и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем.
25 Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь - злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь;
26 и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят.
27 Тогда сказал он: так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего,
28 ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения.
29 Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их.
30 Он же сказал: нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придет к ним, покаются.
31 Тогда [Авраам] сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят.

(Лк.16:19-31)


Методический материал

Притча говорит о том, что наша жизнь на земле имеет продолжение в вечности. Наша посмертная участь и даже то, будет ли она злой или доброй, зависит от того, как мы жили в этом мире.


Обозначение слов
Лоно Авраамово, обозначение защищенности, к-рая, по представлениям иудеев, ожидает умерших праведников в царстве мертвых (Лк 16:22). В основе образа лежит картина праздничного пира. При этом Авраам выступает в роли хозяина, а самый уважаемый гость возлежит на его лоне или на его груди (ср. Мф 8:11).(Библейская энциклопедия Брокгауза).

Порфира — одеяние пурпурного цвета, окрашенное красителем, добытым из раковин моллюсков. Производство красителя было очень трудоемко, поэтому он стоил очень дорого и ткани, им окрашенные, являлись предметом роскоши

Виссо́н — тончайшая ткань, белая, реже золотистая, скорее всего льняная или хлопчато-бумажная. Из виссона изготавливались одежды первосвященников, царей, фараонов, в них одевались центурионы и патриции, в него заворачивали мумии фараонов. Египтяне, иудеи, римляне, византийцы носили виссон. Такая популярность объяснялась высочайшим качеством этой материи, её легкостью, тонкотканностью и прочностью. К примеру, пару перчаток из виссона можно сложить в скорлупу грецкого ореха.





Вопросы на понимание текста

- Почему богач попал в ад, ведь не сказано, что он воровал, или убивал или делал другое очевидное зло?
- Почему Лазарь оказался на лоне Авраамовом, ведь о нем не сказано ничего, кроме того, что он был нищим?
- Кому Христос рассказывает эту притчу и что Он хочет им ею сказать? Посмотрите более широкий контекст, особенно стихи 13 и 14 той же главы.
- Что, как вы думаете, Авраам хочет посоветовать своим братьям? Что они должны были узнать от Моисея и пророков?

Если вы читаете этот отрывок в группе, отвечайте на вопросы по кругу, если вы читаете этот отрывок самостоятельно.

Ответить на вопросы, поделиться своими размышлениями можно в комментариях



Вопросы для индивидуального размышления

- На кого я больше похож – на богача или на Лазаря? Или ни на кого?
- Если на богача – чем я не делюсь с ближним из свои богатств?
- Чем и с кем я смогу делиться в дальнейшем?
- Если на Лазаря – о чем говорит мне эта притча? Что изменится в моей жизни после нее?
- Кого в наши дни мы можем назвать таким Лазарем? Что ожидает этих людей в будущем веке?
- Богатство может быть материальным, а может быть и нематериальным. Какое еще богатство может быть у человека, чем человек может быть богат и не делиться или делиться?

Запишите свои ответы в блокнот, или, если Вы готовы поделиться с другими тем, что поняли, пройдите по ссылке.


Паралельные места:
Прочитайте то
, что говорили Моисей и пророки

 Пятикнижие Моисеево, Книга Левит, глава 18

9 Когда будете жать жатву на земле вашей, не дожинай до края поля твоего, и оставшегося от жатвы твоей не подбирай,
10 и виноградника твоего не обирай дочиста, и попадавших ягод в винограднике не подбирай; оставь это бедному и пришельцу. Я Господь, Бог ваш.

(Лев.18:9-10)



Книга пророка Исайи, глава 58

6 Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо;
7 раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся.
8 Тогда откроется, как заря, свет твой, и исцеление твое скоро возрастет, и правда твоя пойдет пред тобою, и слава Господня будет сопровождать тебя.

(Ис.58:6-8)


Книга пророка Захарии, глава 7

8 И было слово Господне к Захарии:
9 так говорил тогда Господь Саваоф: производите суд справедливый и оказывайте милость и сострадание каждый брату своему;
10 вдовы и сироты, пришельца и бедного не притесняйте и зла друг против друга не мыслите в сердце вашем.

(Зах.7:8-10)


Пятикнижие Моисеево, книга Второзакония, глава 15

7 Если же будет у тебя нищий кто-либо из братьев твоих, в одном из жилищ твоих, на земле твоей, которую Господь, Бог твой, дает тебе, то не ожесточи сердца твоего и не сожми руки твоей пред нищим братом твоим,
8 но открой ему руку твою и дай ему взаймы, смотря по его нужде, в чем он нуждается;
9 берегись, чтобы не вошла в сердце твое беззаконная мысль: "приближается седьмой год, год прощения", и чтоб [от того] глаз твой не сделался немилостив к нищему брату твоему, и ты не отказал ему; ибо он возопиет на тебя к Господу, и будет на тебе грех;
10 дай ему [взаймы] и когда будешь давать ему, не должно скорбеть сердце твое, ибо за то благословит тебя Господь, Бог твой, во всех делах твоих и во всем, что будет делаться твоими руками;
11 ибо нищие всегда будут среди земли [твоей]; потому я и повелеваю тебе: отверзай руку твою брату твоему, бедному твоему и нищему твоему на земле твоей.

(Втор.15:7-11)


Книга пророка Амоса, глава 5

11 Итак за то, что вы попираете бедного и берете от него подарки хлебом, вы построите домы из тесаных камней, но жить не будете в них; разведете прекрасные виноградники, а вино из них не будете пить.
12 Ибо Я знаю, как многочисленны преступления ваши и как тяжки грехи ваши: вы враги правого, берете взятки и извращаете в суде дела бедных.

(Ам.5:11-12)

С учетом прочитанного у Моисея и пророков, ответьте снова на вопрос, что богач хотел посоветовать своим братьям.


Прочтите толкования
Cвятитель Григорий Богослов
прот. Дмитрий Смирнов
Святитель Григорий Двоеслов
свящ.Иоанн Павлов


Святитель Григорий Богослов

Выдержки из книги «Слова о любви к бедным»

Если, по учению Павла и самого Христа, первой и важнейшей заповедью должно почитать любовь, как сокращение закона и Пророков (Мф.22:37–40; 1Кор.13:13), то превосходнейшую часть ее должна составлять, как я нахожу, любовь к бедным, жалость и сострадательность к тем, которые одного с нами рода. Ибо никакое служение так не угодно Богу, как милосердое (потому что оно всего более сродно Богу, Которому предходят «милость и истина» (Пс.88:15), и Которому должно приносить в дар милость (Иак.2:13) прежде суда), и праведный Мздовоздаятель, положивший «на мерилах» и весах «милость» (Пс.28:17), ни за что так не награждает Своим человеколюбием, как за человеколюбие. Итак, сообразно заповеди, которая повелевает «радоваться с радующимися и плакать с плачущими» (Рим.12:15), мы должны отверзать утробу милосердия всем бедным и, по какой бы то ни было причине, страждущим; должны как люди приносить людям дань благотворительности, какая бы ни заставляла их нужда искать помощи <…>Ибо все они одинаковое имеют право на сожаление, и так же смотрят на руки наши, как мы на Руки Божии, когда чего просим. Впрочем и, из этих самых более достойны жалости те, которые, будучи в лучшем состоянии, впадают в несчастья, нежели те, которые уже свыклись с бедственной участью.

<…> должен сказать вам, братия, что мы обязаны заботиться о теле, этом сроднике и сослужителе души, и притом – заботиться о теле наших ближних не меньше, как и каждый о собственном, остаемся ли мы сами здоровыми, или изнуряемся таким же недугом. Ибо есть мы «одно» в Господе (Гал.3:28), богат ли кто, или беден, раб ли кто, или свободен, здоров ли или болен телом; у всех одна «глава – Христос, из Него же все» (Еф.4:15–16), и что члены один для другого, то же и каждый из нас друг для друга, и все для всех (1Кор.12:12–27). А потому не надобно пренебрегать и оставлять без попечения тех, кто прежде подпал под общую для всех немощь; напротив, мы должны не столько радоваться благополучному состоянию нашего тела, сколько плакать о телесных страданиях братьев наших; должны человеколюбие к ним считать единственным залогом нашей безопасности телесной и душевной.

<…> Ужели они будут томиться под открытым небом; а мы станем жить в великолепных домах, расцвеченных всякого рода камнями, блещущих золотом и серебром, где узорчатая мозаика и разнообразная живопись прельщают и приманивают взоры? Да еще в одних будем жить, а другие строить? И для кого? Быть может, не для наследников наших, а для людей посторонних и чужих, и притом, может быть, для таких людей, которые не только не любят вас, но еще, что всего хуже, исполнены вражды к нам и зависти. Они будут трястись от стужи в ветхих и разодранных рубищах, а может быть, еще и тех иметь не будут, а мы будем нежить себя, покрываясь мягкой и пышной одеждой, воздушными тканями из тонкого льна и шелка. Они будут нуждаться – о пагубная моя роскошь! о бедственное их томление! – будут нуждаться и в необходимой пище; будут в изнеможении, голодные валяться у ворот наших, не имея даже столько сил в теле своем, чтобы просить; не имея голоса, чтобы рыдать; рук, чтобы простирать их для приведения нас в жалость; ног, чтобы подойти к богатым; не имея столько дыхания, чтобы с большим напряжением простонать жалобную песнь, считая лишение зрения, это самое тяжкое зло, очень легким, и еще благодаря за то, что не видит своих язв. Таково их состояние! А мы, роскошно одетые, будем с важностью возлежать на высоких и пышных ложах, покрытых дорогими коврами, до которых другие не смей и дотронуться, – оскорбляясь и тем, если только услышим умоляющий голос их? <…>

Что это такое, друзья и братья? Для чего и мы носим в себе болезнь, – болезнь душевную, которая гораздо тягостнее телесной? Ибо та, как известно, приходит не по воле нашей, а эта приходит от нашего произволения; та оканчивается с настоящей жизнью, а эта переходит с нами и в другую жизнь, в которую мы отсюда преставляемся; о той жалеют, по крайней мере, здравомыслящие, а эту ненавидят. Для чего не спешим, пока еще есть время, помогать сродникам нашим по естеству? Для чего, будучи сами плоть, не покрываем безобразия плоти? Для чего предаемся неге, видя бедствия наших братьев? Не дай мне Бог ни жить богато, когда они нуждаются, ни наслаждаться здоровьем, когда не окажу помощи к уврачеванию их ран, ни иметь достаточной пищи, ни одежды, ни покойного крова, когда не разделю с ними хлеба, не снабжу их, по возможности, одеждой, и не упокой под моим кровом! Ибо нам должно – или все оставить для Христа, дабы, взяв крест, истинно следовать за Ним (Мф.16:24), и сделавшись легкими, развязанными и ничем не увлекаемыми вниз, как на крыльях, лететь к горнему миру, и возвысившись смирением, обогатившись убожеством, в замену всего приобрести Христа (Флп.3:8); – или разделять свое имущество с Христом, дабы и само обладание имуществом освятилось через то, что мы будем обладать им, как должно, и соучастниками в нем будут неимущие.


Прочтите толкования
Cвятитель Григорий Богослов
прот. Дмитрий Смирнов
Святитель Григорий Двоеслов
свящ.Иоанн Павлов



Протоиерей Дмитрий Смирнов

В сегодняшний день Святая Церковь предлагает нашему вниманию чтение из Евангелия от Луки, где нам сообщается притча о том, как «некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно» (Лк. 16, 19). Даже очень богатые люди в древности ежедневно не одевались, конечно, в порфиру и виссон. Это такие драгоценные ткани, которые человек надевал в какой-то торжественный день своей жизни, или когда шёл куда-то к власть имущему человеку, либо на какой-то религиозный праздник, когда он участвовал в каких-то шествиях, церемониях и так далее. Тем более никогда ещё не было на земле человека, который каждый день пиршествовал бы блистательно. А если такой и оказался, то он бы, наверное, скоро умер от обжорства. Но это притча. В ней Господь хочет показать, что человек был и несметно богат, и тщеславен, и заботился более о своей плоти, чем о душе. Вот что означают эти слова.

«Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его (этого богатого человека) в струпьях и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его» (Лк. 16, 20-21). Что Господь нам этим хочет сказать? Как Он нам сообщает имя этого человека? Любовь к роскошным одеждам, конечно, подчёркивает страсть, которая есть в тщеславном человеке. Почему это называется «тщеславный»? Потому что слава тщетная. Одна слава, если человек великий математик. Или другая слава – если он великий инженер. Наконец, третья слава у великого артиста. Ну, а когда у человека нет ни денег, ни таланта, ни ума, как ему выделиться из всех остальных? Только внешним видом: чего-то на себя такое надеть, каким-нибудь образом себя раскрасить, что-то вставить в уши (если ушей не хватает — в ноздри) и так далее. Чтобы вот как-то подчеркнуть то, что, ему кажется, его будет отличать от других. Может быть, причёской, может быть, цветом волос, что тоже относится ко внешнему одеянию.

А Лазарь – наоборот. Он лежал, тяжело больной человек, весь в струпьях. То есть его тело было покрыто коркой от язв. И тем не менее Господь нам сообщает его имя. Если бы эта история была не приточная, а настоящая, то можно было бы удивиться, что две тысячи лет по всему миру, по всем церквам (и православным, и католическим, и не православным) только и разносится: «Лазарь, Лазарь, Лазарь...» А где богач с его богатством, с его порфирой, с его виссоном, с его пирами, с его друзьями? Его нет. Ничего от него не осталось. Ничего. Как же так случилось? И дальше притча это объясняет.

«Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово» (Лк. 16, 22). Что это такое – «лоно Авраамово»? Дело в том, что до пришествия Христа на землю, когда Он по Своему воскресению сошёл во ад, то все люди, начиная от первого праотца нашего Адама и заканчивая Иоанном Предтечей, одним из величайших пророков ветхой Церкви, сходили во ад. Но в аду тоже обители разные. И вот та обитель адская, где пребывали души праведников, именовалась у древних евреев «лоном Авраамовым». То есть пребывала там душа вместе с Авраамом. Место относительно благополучное по сравнению со всем остальным адом. И душа Лазаря после смерти отошла туда. Потому что Господь говорил эту притчу не для христиан, а для тех людей, которые приуготовлялись быть таковыми в будущем. Поэтому Он употребляет те реалии, которые были понятны Его слушателям. Поэтому лоно Авраамово — это не рай. Лоно Авраамово — это ад, только немножко другой, в лучшую сторону.

«Умер и богач, и похоронили его» (Лк. 16, 22). Наверное, хорошо похоронили. Возможно, и была прекрасно украшена его гробница. И, наверное, и в гробу-то он лежал весь спелёнутый и в порфиру, и в виссон. «И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его и, возопив, сказал: отче Аврааме! Умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем» (Лк. 16, 23-24). Мучился богач в аду. Лазарь в аду не мучился, потому что Лазарь достаточно помучился в жизни. Значит ли это, что каждому человеку непременно надлежит мучиться? К сожалению, это так.

Слышим, как плачет ребёнок (в храме раздаётся плач ребёнка – прим. ред.). Отчего он плачет? Из-за своих грехов? Да нет. Он плачет, потому что он мучается, что-то ему нехорошо. Может быть, он вспотел. Может, ему душно. Может быть, он вообще весь мокрый. Может быть, от такой не знакомой для него обстановки, где находится много людей.

Ребёночек, когда рождается, он так орёт, что слышно на всех этажах. Почему? Он рождается с мукой. Ему очень тяжело рождаться из утробы матери, где температура тридцать шесть градусов, в этот мир, где сразу встречает его холод (дай Бог, плюс двадцать три) – ситуация гораздо холоднее. И проходить родовыми путями для него – это вообще труднейшее испытание. Он проходит сквозь пот и кровь. И он кричит. Да, к сожалению, результатом греха явилось то, что рождение человека происходит в муках, и для него самого и для его матери, более или менее тяжких и трудных. Хотя, говорят, что семнадцать процентов женщин рождают безболезненно, но безболезненно – это относительно тех, которые рожают тяжело. Нельзя сказать, что это совершенно безболезненная процедура, как лицо умыть. Нет. Это всегда трудно и, помимо физической боли, как всегда у каждой мамы множество страхов: «А что с ним будет? А как?» Врачи по своей душевной тупости их стращают, пугают, и в общем уже к периоду родов часто это (особенно, если первый раз) запуганный до полусмерти человек. И вот они вместе страдают. Но, если есть отец (по случаю так вышло, что он существует), и в нём какие-то есть рудиментарные остатки совести, сочувствия, он тоже страдает. Особенно, хоть это редко бывает, если он любит её. И любит будущего младенца (что ещё реже бывает). Но в основном это такое существо, для которого всё случившееся есть повод для того, чтобы напиться с друзьями, ещё каких-то глупостей друг другу наговорить по своему смыслу наипошлейших. Потому что и сам человек ещё вполне не старый как правило, поэтому и жизнь ещё пока мало чему научила, и чувства ещё не развиты. Это всё может быть будет впоследствии.

Да, это великая тайна, которая нам открывается в Кресте Господнем. Наша грешная земля благодаря нам, грешникам всё равно остаётся грешной. Даже несмотря на то что Господь её освятил и Своим созданием, и Своим посещением в Рождество Своё и тем, что Он на ней жил, ходил по ней, проповедовал и пролил на эту землю Свою пречистую Кровь, тем не менее земля остаётся грешной, потому что она не может быть свята помимо человека. И вот чего-то серьёзного, важного, божественного здесь на земле можно достичь или постичь только через страдания. Страдает и поэт, рождая свои строки. Страдает и художник, когда, всё, что он задумал, оказывается, воплотить невозможно, потому что одно дело – то, что сложилось в уме, другое дело – передать это через глаза и руки. Страдает и пахарь. Потому что ну сеет-то он сеет, а будет ли урожай, погибнет ли он от непогоды, или его сожрут насекомые, да и вообще, даже если соберёт урожай, а сможет ли он продать – это всё большая проблема. Сеешь ли ты хлеб или работаешь милиционером – везде страдания. Без этого ничего не получается. Нужно обязательно потрудиться и пострадать. Даже рыбу из пруда, оказывается, без труда не вынешь.

И вот страдал Лазарь на земле. И не за его страдания (потому что все люди страдают) Господь его привёл на лоно Авраамово, а совершенно по другой причине. Потому что душа Лазаря в результате страданий приобрела некие качества, которые необходимы человеку для пребывания на лоне Авраамовом. Какие же это качества? Ну, во-первых, терпение. Потому что мы видим, что Лазарь болел до самой смерти. Никакой медицинской помощи он не получал. Только псы, которые лизали ему раны, некоторым образом умягчали его страдания, но не исцеляли его. Он не изнывал от зависти к богачу. Он не писал письма президенту, премьер-министру, не жаловался на недостаток социальной справедливости в том обществе, в котором он жил. Он не устраивал голодовку, потому что он и так голодал. Он не хотел отнять у богача его праздничный стол и съесть с него половину. Он даже не просил, чтобы ему уделили маленькую часть из того, что ели за этим столом. Ну все мы знаем — на всяком пиру еды готовится обычно в два-три раза больше, чем гости могут съесть. К сожалению, это так, потому что ну не дай Бог, не хватит. Поэтому стараются, стараются, стараются, и всего этого больше, тем более у человека богатого… Ничего-то Лазарь не хотел, и не выпрашивал, и не молился об этом. Нет. Что он хотел? Он хотел, чтобы из тех кусков, которые падали на пол (ну с пола кто будет есть, и собаки там подбирают), чтобы часть того, что попадало собакам, досталась и ему. Вот чего он хотел. Но и этого не просил. А думал: «Ну, может быть». Ведь сидит он у порога. Богатый не мог не знать, что он там сидит. Но ему было не до него: у него друзья, музыка, веселье, кино, вино, домино, девочки – очень хорошо, как ему казалось, проводил время. А Лазарь – нет. Лазарь ничего не знал о Христе. Лазарь ничего не знал о смирении. Лазарь ничего не знал о том, что «в терпении вашем стяжите души ваши» (Лк. 21, 19). Нет. Но каждая душа по природе своей христианка... Будь ты мусульманин, будь ты атеист, будь ты иудей – это не играет никакой роли. Признаёшь ты там, не признаёшь, может ты вообще в астрологию веруешь, – это не играет никакой роли. Потому что тебя всё равно создал Христос. Из ничего. Это Он так захотел, чтобы ты был вызван к жизни. Он, Лазарь, этого ничего не знал. Но каждая душа по природе своей христианка, и это даёт право говорить о каких-то общечеловеческих ценностях. Они действительно есть в силу того, что каждый человек – и язычник, и мытарь – созданы Богом. Поэтому люди как бы узнают в себе некоторые общие черты, некоторые общие понятия.

И вот из этой религиозной интуиции Лазарь понял, что в его положении нужно терпеть и смиряться. И он потратил всю свою жизнь на то, чтобы научиться тому, чтобы терпеть и смиряться. И вот результат: имя его золотом написано в Книге Жизни. И когда Христос пришёл — Он вывел Авраама и всех, кто был на лоне Авраамовом из преисподнейшего ада в Небесное Царство. А богач? А несмотря на то что все богачу завидовали и считали, что он живёт хорошо и весело, имя его изглажено из Книги Жизни. И мы даже не знаем, как его зовут. Ты богатый, а звать тебя никак. Ты богатый, а ты никто. Потому что ты ничего не приобрёл для Царствия Небесного. А самое главное, что должен приобрести человек в результате своей жизни, – это терпение и смирение. А если, когда человек совершает христианский подвиг, к этому ещё присовокупится любовь, то это, собственно, есть спасение, потому что Бог есть Любовь, и в любви только может человек уподобиться Богу.

Поэтому эта притча очень для нас важна. Она говорит нам о том, что то, к чему обычно стремится человек, для Вечной жизни не имеет значения. А имеет значение только то, какие внутренние качества он собрал в себе в результате своей жизни, вот это внутреннее богатство красоты души. Поэтому каждый из нас может заглянуть в зеркало своей души и спросить у себя и у своей совести и увидеть, чем он плох, чего он ещё не сделал для того, чтобы богатеть в Бога, как сказано в Евангелии. Это гораздо важнее. Потому что это богатство идёт с нами в вечность. А от богатства внешнего ничего не останется. И этому очень много наглядных примеров.

Летом ездил на дачу нашего детского дома. И там при входе в это село рядом с разрушенной церковью стоял дом. Недостроенный. Но прекрасный по своему архитектурному замыслу. Что такое? Хозяин умер. И думаешь: «Как жалко трудов». Человек нашёл место. Человек, может быть, сам, а может быть, с помощью хорошего архитектора создал проект, хорошо дом посадил. И в основном он уже выстроен. А теперь его нельзя продать даже по цене кирпича. А почему? Да он никому не нужен. И вот этот недостроенный дом – это есть символ бессмысленности усилий, если человек думает только о том, чтобы богатеть внешне. А вот если бы он на эти деньги хотя бы помог сиротам, а потом бы те, кто воспитывается, сказали, что «это, это, это куплено на деньги вот этого парня. Давайте за него помолимся, потому что он является нашим благодетелем». А может быть, даже не стали молиться. Но Бог-то видит. Бог-то видит.

Погибла команда хоккеистов, потому что лётчик перепутал педаль. Нормальная чисто российская современная ситуация. Все погибли. Все очень сожалеют: и родственники, и не родственники. Но один из них тайно помогал нуждающимся. Не проедал, не пропивал с друзьями, не тратил на девчонок. А может что-то и тратил. Но очень значительные суммы тайком давал тем, кто в этом нуждается. И думаешь: хоть короткую, но какую прекрасную жизнь прожил человек. Он жил не зря. Потому что у него была совесть, и было сострадание. И вот главное, что мы должны приобрести в этой жизни, – это совесть и сострадание. Потому что любовь и выражается в том, чтобы у человека было сострадание. Если рядом с тобой никто не страдает, как ты можешь проявить сострадание?

Почему Церковь выступает и всегда выступала против религии коммунизма? Потому что коммунизм, как всякая социалистическая утопия, говорит о том, что все функции на себя возьмёт государство. Не будет нищих, не будет голодных, не будет раздетых. Само государство будет воспитывать детей. А потом и семья отомрёт. Она совершенно не нужна. Всё будет государственное. Почему Церковь против этого? Да потому что это чистый сатанизм лишить людей возможности сострадать.

Вот мы сейчас пожинаем плоды этой ситуации. Что воспитано из одного из самых сострадательных народов, русского?.. Я уже как-то рассказывал, как был во Франции, стою на остановке, вышел из музея Анри Матисса. Подходит ко мне старик, француз, и спрашивает: «Вы русский?» Я отвечаю: «Да». Он заплакал и говорит: «Русские – самый лучший народ на земле». Я удивляюсь: «С чего вы взяли?» – «А я был в плену. И вот к нам, к пленным, русские так относились, как я никогда не встречал: ни во Франции, ни в Германии, откуда меня забрили в армию». О, если бы старичок приехал бы сейчас сюда! Это было давно – лет двадцать назад – и сейчас его, наверняка, уж нет в живых. Мы из самого лучшего народа на земле стали самым плохим: самым жестоким, самым безжалостным, самым пьяным, самым искурившимся, изнаркоманившимся. Что уж по отношению к собственным детям мы творим? Многие те немцы, уже старики, до сих пор живы – в Германии хорошо медицинское обслуживание поставлено. Любой немец, если плохо себя чувствует, может просто вызвать такси, и за счёт государства его отвезут в любую больницу и там окажут медицинскую помощь. Это не Россия, где ты, когда о тебе узнают, что тебе семьдесят пять лет, к тебе никто и не поедет. Говорит: «Валокордину покушайте или побольше свежего воздуха». Там совсем не так. Поэтому многие старики живут девяносто лет. Многие выжили в плену. Условия были не сладкие. Но когда их под конвоем вели в Сибирь (ну и не только в Сибирь, в Москве до сих пор есть здания, которое пленные немцы построили), русские женщины (в 1945-1946 годах) кидали им через конвой свой хлеб. Они жалели немецких солдат, которые попали в плен. Сейчас это воспринимается, как звёздные войны. Это даже никому в голову не придёт. Как это можно кидать хлеб немцу, оккупанту, против которого была развёрнута потрясающая совершенно (не хуже геббельсовской) пропаганда: чтоб злоба, ненависть, отомстить врагу. Нет. Эти русские женщины ещё были совсем другие. А теперь, а теперь... Теперь это совсем другие люди. Это русскоговорящие человеки, у которых ничего такого нет: ни сострадания, ни любви. Вот это продукт как раз коммунистической религии. Поэтому Церковь никогда не сможет с этим согласиться. Потому что всё, что там содержится в заповедях коммунистической религии – это человеконенавистничество, чистый сатанизм: хитрость, подлость и обман.

Лазарь был не таков. И Христос, говоря эту притчу, показывает, каким должен быть человек, если хочет достичь небесной жизни. Поэтому каждый из нас должен эту притчу хорошо запомнить. И если уж шибко начинает увлекаться каким-то земным благополучием, обязательно подумать и о том, а нет ли рядом человека, которому ты мог бы помочь, а ты отверг. Ты отверг шанс к своему спасению. Поэтому Господь и говорил в притчах, чтобы их яркие образы хорошо отпечатались в нашем уме и душе. Чтобы мы не пренебрегали состраданием, потому что в этом есть спасение нашей души.

6 ноября 2011 г.

Святитель Григорий Двоеслов
Сорок бесед на Евангелие.
1. В словах Св. Писания, возлюбленнейшая братия, сперва должна быть сохраняема историческая истина, а затем должен быть отыскиваем духовный смысл аллегории. Ибо плод с аллегории приятно срывается тогда, когда прежде она исторически утверждается на корне истины. Но поскольку иногда аллегория утверждает веру, а история — нравственность, то мы, говоря с помощью Божьей верующим, не без основания думаем изменить в слове самый порядок, так как вы, содержащие уже крепкую веру, должны прежде кротко выслушать нечто об аллегории; а что необходимо для вас из исторической нравственности, то в порядке нашего объяснения будет соблюдено к концу, потому что обыкновенно большей частью лучше удерживается в памяти то, что случается слышать после.

 2. Итак, мы кратко просмотрим смысл аллегорический, дабы скорее перейти к обширности нравственного. Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно. Кого, возлюбленнейшая братия, кого изображает этот богач, одевавшийся в порфиру и виссон и роскошно пировавший всякий день, если не народ иудейский, который имел внешнее устройство жизни, который совершал празднества принятого им Закона для блеска, а не для пользы. И кого образно выражает нищий Лазарь, покрытый струпьями, если не народ языческий? Сей, обратившись к Богу, не устыдился исповедовать грехи свои, у него была рана на коже. Потому что накожной раной вытягивается вредный сок из внутренности и выходит вон. А что значит исповедание грехов, если не некоторое вскрытие ран? Потому что яд греха, гибельно скрывавшийся в душе, спасительно обнаруживается в исповедании. Ибо накожные раны вытягивают на поверхность влагу гнилости. И исповеданием грехов что другое мы делаем, если не открываем зло, которое таилось в нас? Но Лазарь, покрытый струпьями, желал напитаться крошками, падающими со стола богатого, и никто ему не давал, потому что тот гордый народ с презрением отвергал всякого язычника от познания Закона. Он, имея учение Закона не для любви, а для гордости, как бы надмевался полученным богатством. У него слова сваливались с разумения, как бы крошки падали со стола. Но, напротив, раны лежащего бедняка лизали псы. Иногда в Св. Писании под псами обыкновенно разумеются проповедники. Ибо когда собачий язык облизывает рану, тогда врачует ее; потому–то и святые учители, когда наставляют нас к исповеданию нашего греха, тогда как бы языком облизывают рану душевную; и поскольку они словом исхищают нас из греха, то как бы прикосновением врачуют раны. Поскольку же именем псов означается язык проповедников, то через Псалмопевца говорится Господу: псы твои язык свой, в крови врагов. (Пс. 67. 24). Потому что из неверующих иудеев избраны святые проповедники, которые, выходя на проповедание истины против воров и разбойников, произвели за Господа, так сказать, шумный лай. Напротив того, с неодобрением некоторых говорится: все они немые псы, не могущие лаять (Ис. 56. 10). Итак, поскольку святые проповедники осуждают грехи, а исповедание грехов одобряют, говоря: признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга (Иак. 5. 16), то псы облизывают струпы Лазаря. Ибо святые учители, принимая исповедания язычников, врачуют раны душевные. Почему и Лазарь хорошо означает получившего помощь, потому что сии вспомоществуют ему в исцелении, врачуя язвы его прикосновением языка. Лизанием псов может быть еще означаем широкий язык льстецов. Ибо ласкателям лизать наши раны значит то, что они большею частью, по нечестивому расположению, обыкновенно хвалят в нас даже те самые пороки, которые мы сами в себе не одобряем. Но случилось так, что тот и другой померли. Богатый, одевавшийся в порфиру и виссон, низринут в ад, а Лазарь отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Что значит лоно Авраамово, если не тайное успокоение отцов? О нем Истина говорит: говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном (Мф. 8. 11, 12). Ибо одетый в порфиру и виссон справедливо называется сыном царствия. Он издали возвел очи, чтобы видеть Лазаря, потому что неверные, находясь в нижнем месте своего осуждения, обращают внимание до дня последнего суда на находящихся над ними в покое всех верных, коих радостей после никогда не могут видеть. Но далеко то, что они видят, потому что туда по заслуге не достигают. Но жар преимущественно обнаруживается в языке, когда он говорит: и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем. (Лк. 16. 24). Неверный народ в устах содержал слова того закона, которого не хотел исполнять на деле. Следовательно, преимущественно горячо ему будет там, где он показывает, что знал то, чего не хотел исполнять. Поэтому об ученых и нерадящих через Соломона хорошо говорится: все труды человека — для рта его, а душа его не насыщается. (Екк. 6. 7); потому что кто старается только о том, чтобы знать то, о чем должно говорить, тот пустым умом воздерживается от самого выражения на деле своего знания. (Богач) желает, чтобы к нему прикоснулись концом перста, потому что, преданный вечным мучениям, желает при содействии праведников быть в числе их, хотя бы последним; потому что всю свою радость признал преходящим счастьем. Ему отвечают, что он восприял благая в жизни сей, потому что всю свою радость полагал в преходящем счастье. Ибо здесь и праведники могут иметь благая, но не принимать их за воздаяние, потому что когда они желают лучших благ, т. е. вечных, тогда на суде их, какие бы ни были блага, перед пламенными святыми желаниями не кажутся благами. Поэтому Пророк Давид, который славился богатством царства и множеством послушных слуг, хотя и это считал необходимыми благами, однако же преимущественно стремился к единственному благу, говоря: мне благо приближаться к Богу (Пс. 72. 28). Но между тем надобно заметить, что ему (богачу) говорится: чадо, помяни. Ибо вот Авраам называет чадом того, кого, впрочем, не освобождает от мучения, потому что прежде бывшие верные отцы сего неверного народа, видя многих уклонившихся от их веры, не избавляют их от мучений по состраданию, хотя по плоти и признают их чадами. Но будучи в муках, богач говорит, что у него пять братьев, потому что этот гордый иудейский народ, который большей частью уже осужден, знал о своих последователях, оставленных на земле, приверженных к пяти чувствам телесным. Итак, (богач) указывает на братьев, оставленных им, пятиричным числом; потому что, находясь в аде, жалеет, что они не воспрянут к духовному разумению, и просит, чтобы к ним был послан Лазарь. Ему отвечает Авраам, что они имеют Моисея и Пророков. Но он говорит: ибо если бы вы верили Моисею, то поверили бы и Мне, потому что он писал о Мне. (Ин. 5. 46). Следовательно, исполняется то, что говорится в ответе Авраама. Ибо Господь воскрес из мертвых, но иудейский народ, поскольку не хотел верить Моисею, не хотел веровать и в Того, Кто воскрес из мертвых. И поскольку он не хотел духовно разуметь слова Моисеевы, то не пришел к Тому, о Ком говорил Моисей.

 3. Довольно этого краткого пересмотра для нас, возлюбленнейшая братия, чтобы разуметь тайны аллегории, теперь пусть ум возвратится к обширнейшему усмотрению нравственности в событии: некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно. Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях. Некоторые думают, будто заповеди Ветхого Завета строже заповедей Нового, но они обманываются именно от неосновательного размышления. Ибо в том наказывается не упорство, а хищение (2 Цар. 12. 6). Там несправедливое присвоение вещи и наказывается возвращением вчетверо более (Мф. 19. 8). Но здесь этот богач осуждается не за то, что он присвоял себе чужое, но за то, что своего не раздавал. Не говорится, что он притеснил кого–либо силой, но говорится, что он гордился приобретенными благами. Из этого весьма правильно должно заключить, какому наказанию должен подвергнуться тот, кто похищал чужое, если подвергается осуждению в ад тот, кто не раздает собственного. Поэтому никто не должен считать себя безопасным, говоря: «Вот я чужого не похищаю, но пользуюсь имуществом, приобретенным позволительными средствами». Потому что оный богач подвергся наказанию не за то, что присвоил себе чужое, но за то, что злоупотреблял для самого себя приобретенным богатством. И что низринуло его в ад, было то, что он в своем счастье не был осмотрителен, что полученные блага употребил в пользу своего высокомерия, что не знал чувства любви, что не хотел искупать грехов своих ценой своего богатства. И есть некоторые, которые не считают за грех одеваться в одежды тонкие и драгоценные. Но если бы это не было грехом, то Слово Божие отнюдь не стало бы с такой тщательностью выражать, что мучимый в аде богач, одевался виссоном и пурпуром. Потому что никто не желает особенных одежд для чего–либо другого, как только для суетной славы, именно для того, чтобы казаться почтеннее других. Ибо самый опыт свидетельствует, что дорогих одежд желают только для пустой славы, потому что никто не хочет одеваться в дорогие одежды там, где не может быть видим другими. Эту виновность мы можем еще лучше доказать от противного, потому что если бы ношение дешевой одежды не было добродетелью, то Евангелист не стал бы с особенностью говорить об Иоанне: сам же Иоанн имел одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих (Мф. 3. 4). Но особенно нам должно заметить, какой в устах Истины порядок повествования о гордом богаче и смиренном бедняке. Ибо вот говорится: человек некий был богат, и тотчас присовокупляется: был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях. Известно, что в народе обыкновенно более известны имена богатых, нежели бедных. Что же это такое, что Господь, говоря о бедняке, произносит имя бедняка, а об имени богача не говорит, если не то, что Бог смиренных знает и одобряет, а гордых не знает? Поэтому–то Он некоторым, гордящимся силой чудес, наконец скажет: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие. (Мф. 7. 23). Напротив, Моисею говорится: вем тя паче всех (Исх. 33. 12). Итак, о богаче Он говорит: человек некий. Но о бедняке говорит: нищий, именем Лазарь. Ясно Он как бы так говорит: «Смиренного нищего Я знаю, а гордого богача не знаю. Того, как знакомого, одобряю, а этого, по суду неодобрения, не знаю».

 4. Еще нам нужно подумать и о том, с какой разборчивостью Создатель наш все обсуживает. Ибо одна и та же вещь признается не за одну и ту же. Ибо вот покрытый струпьями нищий Лазарь лежит у ворот богача. Об этом одном обстоятельстве Господь произнес два суда. Ибо богач, быть может, имел бы некое извинение, если бы бедный и покрытый струпьями Лазарь не лежал у ворот его, если бы удален был, если бы его бедность не была перед глазами. Наоборот, если бы богач был далеко от взора покрытого струпьями бедняка, то бедняк терпел бы меньшее искушение в душе. Но когда Он положил бедного и покрытого струпьями у ворот богатого и роскошно пирующего, тогда в одном и том же обстоятельстве, и от видения бедняка увеличил осуждение немилосердого богача, и наоборот, от зрения богача испытал ежедневное терпение бедняка. Ибо какие, вы думаете, перенес искушения бедный и покрытый струпьями в своем помышлении, когда он не имел хлеба и страдал от болезни, но перед собой видел богача, здорового и пресыщающегося, когда он терпел болезнь и холод, а этого видел веселящимся и одевающимся в порфиру и виссон; когда он страдал от ран, а этот вполне наслаждался благами; когда он нуждался, а этот не хотел давать?

Помыслим, братия мои, какой был в сердце шум искушений у бедняка, для которого была достаточным наказанием известная бедность, хотя бы он был и здоров; и наоборот, достаточно было бы и болезни, хотя бы у него было пособие? Но для большего искушения бедняка, его вместе приводили в изнеможение, — и бедность, и болезнь. И сверх того, он видел богача, проходящего с блистательной свитой, а себя всеми оставленным в болезни и бедности. Ибо о том, что никто не приходил к нему для посещения, свидетельствуют псы, которые охотно облизывали гной его. Итак, Всемогущий Бог из одного и того же обстоятельства произнес два суда, попустив бедному Лазарю лежать у ворот богача для того, чтобы и нечестивый богач умножал для себя отмщения суда, и испытанный бедняк возрастал к мздовоздаянию. Первый ежедневно видел второго, к которому не имел сострадания; он видел того, через кого был испытываем. Внизу два сердца, а сверху один Надзиратель, который и этого искушением приготовлял к славе и того терпеливо ожидал к наказанию. Ибо далее следует:

 5. Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его. Этот именно богач, находясь уже в своем мучении, ищет покровительства у того, кому в этой жизни не хотел оказывать милости. Ибо вот присовокупляется: и в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем. перста своего в воде и остудит язык мой: яко стражду во пламени сем. О, какая тонкость в судьбах Божиих! О, как точно совершается воздаяние за добрые дела и злые! Выше ясно было сказано, что в этой жизни Лазарь желал крошек, падающих с трапезы богатого, и никто не давал ему; теперь о наказании богатого говорится, что он желает капли воды в уста свои с конца перста Лазарева. Отсюда, братие, отсюда заключайте, какая точность в правосудии Божием. Ибо тот богач, который не хотел давать больному бедняку со стола своего даже самой малости; будучи в муках, доведен был до желания самой малости. Ибо капли воды просил тот, кто отказывал в крошках хлеба. Но весьма замечательно, что богач, находясь в муках, желает прохладить язык свой. Ибо Св. Писание обыкновенно иногда одно говорит, а другое дает разуметь из того же самого изречения. Но выше Господь не говорил об этом гордом богаче, чтобы он был болтлив, а только сказал, что он пировал роскошно. Не сказал, что он грешил празднословием, но заметил, что он грешил гордостью и обжорством. Но поскольку на пирах обыкновенно изобилует говорливость, то, о ком говорится, что он здесь роскошно пировал, о том упоминается, что в аде преимущественно горит у него язык. Ибо первой виной для роскошно пирующих служит говорливость, а за говорливостью следует легкомыслие играть. Ибо о том, что заядением следует игра, свидетельствует Св. Писание, которое говорит: и сел народ есть и пить, а после встал играть (Исх. 32. 6). Но прежде нежели двинется тело к игре, движется язык к шуткам и праздным словам. Итак, о чем дается знать тем, что богач, находясь в муках, желает прохладить язык свой, если не о том, что кто на пиршествах более грешил говорливостью, у того по правде воздаяния сильнее пламенел язык?

 6. Но после того, как у находящегося в пламени богача отнимается надежда за себя, душа его вспоминает о родственниках, которых оставила; потому что иногда душу нечестивых без пользы научает любви наказание их, так что уже тогда начинают духовно любить своих те, которые здесь, когда любили грехи, не любили даже самих себя. Поэтому теперь присовокупляется: так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего, ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения. В этом обстоятельстве надобно заметить, до какой степени умножаются мучения богача, находящегося в пламени. Ибо в наказании его сохраняется у него и сознание, и память. Потому что он узнает Лазаря, которого презирал, и вспоминает о своих братьях, которых оставил. Поскольку отмщение ему за бедняка было бы не полное, если бы он не узнавал его в воздаянии. И наказание в огне не было бы полным, если бы он не страшился и за родных того же, что сам терпит. Итак, для того, чтобы грешники терпели в аде большее наказание, они и славу тех, которых презирали, видят, и опасаются наказания тем, которых безполезно любили. Но надобно думать, что прежде воздаяния на последнем суде нечестивые видят некоторых праведников в покое для того, чтобы, видя их в радости, мучились не только от своего наказания, но и от их блаженства. А праведники всегда видят неправедных в мучениях для того, чтобы отселе увеличивалась их радость, потому что они видят то бедствие, которого по милосердию избегли; и тем большую воссылают благодарность своему Искупителю, чем яснее видят в других то, что могли терпеть сами, если бы оставлены были. Впрочем, видимое наказание нечестивых отнюдь не помрачает в душе праведников светлости столь великого блаженства, потому что, где уже не будет сострадания к бедствию, там, без всякого сомнения, оно не будет иметь силы к уменьшению радости блаженствующих. Что же удивительного, если праведники, смотря на мучения неправедных, умножают тем свои радости, когда и в живописи черный цвет полагается в основание, дабы яснее был видим белый или красный? Ибо, как сказано, радости для добрых тем более увеличиваются, чем яснее они видят своими глазами те несчастья осужденных, которых избегли. И хотя им для полного наслаждения достаточно и своих радостей, однако же они, без сомнения, всегда видят бедствия нечестивых, потому что те, которые видят славу Своего Создателя, не могут не видеть того, что совершается в создании.

7. Но на прошение богача о послании Лазаря Авраам тотчас отвечает: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их. Но тот, кто пренебрегал словами Божиими, подумал, что подражатели его не могут слушать этого. Поэтому богач и отвечает: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят. Ему тотчас сообщается истинная мысль: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят, именно потому, что пренебрегающие словами Закона, тем труднее будут исполнять заповеди Искупителя, воскресшего из мертвых, чем он выше. Ибо менее трудно поведываемое Законом (Вт. 12) нежели заповедываемое Господом. Ибо тот заповедует давать десятины, а Искупитель наш повелевает все оставлять тем, которые стремятся к совершенству. Тот запрещает плотские грехи, а Искупитель наш осуждает даже помыслы недозволенные (Лк. 14). Итак, : если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят, потому что могут ли когда–либо исполнять высокие заповеди Спасителя нашего те, которые пренебрегают исполнением менее трудных заповедей Закона? И решительно известно, что всегда отказываются веровать в Того, от исполнения заповедей Которого отказываются. Довольно для нас того, что мы сказали, размышляя о событии.

8. Но вы, братие, зная и об успокоении Лазаря, и о мучении богача, осмотрительно ведите дела свои; ищите заступников в своей виновности и избирайте бедных в ходатаи за вас в день судный. Ибо ныне вы имеете многих Лазарей; они лежат у ворот ваших и нуждаются в тех крошках, которые при насыщении вашем падают со стола вашего. Слова священного чтения должны расположить нас к исполнению заповедей любви. Мы ежедневно находим Лазаря, если ищем его; ежедневно видим Лазаря, хотя бы и не искали его. Вот благовременно представляются нам бедные; просят нас те, которые тогда явятся заступниками за нас. Мы, без всякого сомнения, должны просить, однако же нас просят. Смотрите, должны ли мы отказывать в том, чего у нас просят, когда просящие суть наши покровители? Итак, не теряйте времени милосердия, умейте пользоваться средствами, которые у вас под руками. Прежде наказания помышляйте о наказании. Когда вы видите кого–либо в этом мире отверженным, тогда, хотя бы в нем было и действительно что–либо укоризненное, не презирайте его, потому что кого ранит слабость нравов, того, быть может, исцеляет лекарство убожества. Если в некоторых действительно есть что–либо такое, что по справедливости должно быть укорено, то это самое, если хотите, употребите в пользу своей награды так, чтобы из самых пороков их возвышалась для нас ценность любви, по скольку вы дадите равно хлеб и слово: хлеб насыщения с словом исправления; и те, которые просили у вас одной пищи, получат две: и совне будут насыщаемы хлебом, и внутренне —наставлением. Итак, когда бедняк представляется укоризненным, его должно увещевать, а презирать не надобно. Если же он ничего не имеет укоризненного, то его должно особенно почитать, как заступника. Но вот мы видим многих, а кто чего стоит, незнаем. Следовательно, должно почитать всех, и тебе тем необходимее смиряться перед всеми, чем менее знаешь, кто из них Христос.

9. Я, братие, расскажу вам о событии, которое хорошо известно присутствующему здесь брату и сопресвитеру моему Специозу. В одно и то же время, в которое поступил я в монастырь, имела пребывание в этом городе, подле Церкви блаженной Приснодевы Марии, некая старица по имени Редемпта, по состоянию монахиня (Кн. 4, разгов: гл. 15). Она была ученицею той Ластовицы, которая, сияя великими добродетелями, носилась по горам Пренестинским, провождая жизнь пустынническую. Вместе с ней жили в том же состоянии две ученицы: одна по имени Ромула, а другая, которая доселе жива; последнюю я хотя и знаю в лицо, но по имени не знаю. Итак, они три, живя вместе в одном жилище, проводили жизнь, полную нравственного богатства, но скудную имуществом. Но эта Ромула, о которой я сказал, стояла по своим заслугам в жизни выше своей упомянутой соученицы. Потому что была дивно терпелива, чрезвычайно послушна, молчалива, весьма ревностна к постоянной молитве. Но поскольку большей частью те, которых люди считают уже совершенными, имеют еще нечто несовершенное в очах верховного Мироправителя, так как мы часто неискусные люди, еще не вполне презираем за положенную печать, и уже как совершенное хвалим то, что Художник еще пересматривает и очищает, то она слышала похвалы и, несмотря на то, не переставала стремиться к лучшему; эта Ромула, о которой мы сказали, поражена была телесной болезнью, которую врачи называют греческим словом паралич, и лежа в продолжении многих лет на постели, она лежала почти всеми членами расслабленная, однако же это самое страдание не доводило души ее до нетерпения. Ибо для нее самые лишения членов соделались приращением добродетелей, потому что она тем тщательнее возвышала дух к молитве, чем менее имела силы делать что–либо другое. Итак, в одну ночь она ту самую Редемпту, о которой сказано, воспитывавшую обеих своих учениц вместо дочерей, подозвала, говоря: «Матушка, подойди сюда, матушка, подойди сюда». Та тотчас, с другой своей ученицей, встала, так как, по сказанию обеих и многих других одно и то же событие сделалось известным, и я узнал о нем в то же самое время. И когда они среди ночи стояли около постели лежащей, то вдруг свет с неба наполнил все пространство ее келлии, и засиял блеск столь великой славы, что сердца предстоящих проник неизреченным ужасом, и, как после сами рассказывали, все тело их охолодило, и они оставались в неожиданном исступлении. Ибо начали слышать звуки, как бы какого–либо входящего множества; дверь келлии потряслась, как от напора толпы входящих. И, как они говорили, ощущали множество входящих, но от чрезвычайного страха и света ничего не могли видеть, потому что и страх сжимал глаза их, и самая яркость такого света ослепляла. За этим светом тотчас последовала воня дивного благоухания, так что их душу, устрашенную явившимся светом, успокоила приятность запаха. Но когда они не могли выносить силы этого света, тогда та же самая Ромула начала ласковым голосом утешать трепещущую Редемпту, свою наставницу, говоря: «Не бойся, мать моя; я еще не умираю». И когда она часто говорила это, тогда мало–помалу явленный свет исчезал, но последовавшее за ним благоухание осталось. Итак, прошел второй и третий день, воня распространившегося благоухания оставалась. На четвертую ночь она опять попросила к себе ту же самую свою наставницу. По приближении ее, она попросила напутствия, и получила. Но еще не успела отойти от постели лежащей та же самая Редемпта и другая ее ученица, как вдруг на улице перед ее дверями явилось два хора поющих Ангелов, и, как уверяли сами, они различали полы по голосам; мужчины начинали пение Псалмов, а женщины им вторили. И когда перед дверьми келлии совершалось это небесное погребение, тогда та святая душа разрешилась от тела. Когда она была возносима на небо, тогда чем выше возвышались хоры поющих, тем тише становилось слышимым песнопение, доколе на высоте не окончились и звуки этого песнопения, и приятность благоухания.

 10. Итак, доколе она жила в теле, дотоле кто почитал ее? Для всех она казалась недостойной, для всех презренной. Кто удостоивал ее посещения, кто хотел видеть ее? Но жемчужина Божия скрывалась в навозе. Навозом, братие, я называю это самое тление тела, навозом именую отвержение бедности. Итак, жемчужина, лежавшая в навозе, взята и помещена в украшение Царя Небесного; она сияет уже среди вышних граждан, блистает уже в числе неизвестных оных камней вечной Диадимы. О, вы, которые или считаете себя богатыми в этом мире, или действительно такозы, сравните, если можете, ложное свое богатство с истинным богатством Ромулы! Вы на пути сего мира владеете тем, что все оставите, она ничего не искала на пути, и все нашла на конце его. Вы проводите жизнь веселую, а боитесь печальной смерти; а она перенесла печальную жизнь, но достигла радостной смерти. Вы для времени желаете повиновения людей, а она, презренная людьми, обрела друзей в сонмах Ангелов. Итак, учитесь, братие, презирать все временное, учитесь пренебрегать преходящей почестью и любить Вечную Славу. Почитайте бедняков, которых вы видите, и тех, которых по внешности считаете презренными века сего, признавайте по внутренности друзьями Божиими. Делитесь с ними тем, что имеете, чтобы некогда и они поделились с вами тем, что имеют. Помышляйте о том, что говорится устами Учителя языков: ныне ваш избыток в восполнение их недостатка; а после их избыток в восполнение вашего недостатка, чтобы была равномерность (2 Кор. 8. 14). Помышляйте о том, что лично говорит Сама Истина: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне (Мф. 25.40). Для чего вы ленивы на подаяние, когда подаваемое вами лежащему на земле вы даете сидящему на небе? Но об этом Всемогущий Бог, говорящий через меня в услышание ваше, да глаголет лично в сердцах ваших, Который живет и царствует со Отцом, в единении со Св. Духом, Бог, через все веки веков!
Аминь.


Прочтите толкования
Святитель Григорий Двоеслов
Cвятитель Григорий Богослов
прот. Дмитрий Смирнов
свящ.Иоанн Павлов


   Священник Иоанн Павлов

Глядя на этот мир, люди часто задают трудные вопросы. Почему один человек рождается богатым, а другой бедным? Один наделен прекрасным здоровьем, а другой приходит на свет инвалидом? Один от природы имеет хорошие способности, а другой рождается слабоумным? «Где же справедливость? — спрашивают многие. — Ведь христианство утверждает, что Бог правосуден и справедлив, но где же здесь справедливость, если часто, например, бывает, что порочные люди живут безбедно и беззаботно, а добродетельные маются от бедности, скорбей или болезней? Где же здесь справедливость, какой смысл во всем этом?»

Все подобные вопросы и недоумения полностью разрешает Евангельская притча о богаче и Лазаре. Содержание ее нам знакомо. В некотором городе жил в роскошном доме богач. Жизнь его была сплошным праздником. Одевался он в порфиру и виссон. Порфира — это очень дорогая ткань, окрашенная пурпурным красителем, добывавшимся из морских моллюсков. Виссон — это особая тончайшей выделки белая ткань, тоже очень дорогая. Такую одежду в древности носили только цари и большие богачи. Евангелие для того и упоминает названия тканей, чтобы показать, насколько богат был этот человек.

У ворот дворца, в котором наслаждался жизнью богач, лежал Лазарь. Лазарь был нищим, больным и бездомным, по-нашему бомжом. Жизнь его была одним сплошным мучением. Он был покрыт гнойными струпьями, и бездомные собаки приходили и облизывали этот гной. Собака на Востоке считалась нечистым животным, и тем, что Лазарь жил вместе с собаками, Евангелие показывает всю бедственность, весь ужас его положения…

Так долгое время жили эти люди недалеко друг от друга. Но вот оба они — и Лазарь, и богач — один за другим умерли. Конечно, богача хоронили с большими почестями, и весь город шел за его похоронной процессией. Лазаря же поскорее убрали с глаз долой и похоронили бесславно, кое-как. И далее в Евангелии повествуется, насколько различной была их загробная участь. Лазарь после смерти был отнесен Ангелами на лоно Авраамово, в блаженное Царство святых. Богача же демоны свели в преисподнюю, в адский огонь мучения. Велика была разница между богачом и Лазарем при их земной жизни. Но противоположное и несравненно большее различие явилось в их загробной участи, о чем и говорит богачу праведный Авраам: между нами и вами пролегает бездна и великая непроходимая пропасть.

Таким образом, из Евангелия мы видим, что всякая земная несправедливость, всякие невинные страдания будут исправлены и вознаграждены в вечности, в грядущем Царстве Христа. Господь — праведный Судия, и Он произведет расчет и уплату по всем долгам с каждым человеком. Упрек Бога в несправедливости, может быть, был бы допустим в том случае, если бы со смертью для человека все кончалось. Тогда — да, можно было бы говорить, что мир переполнен несправедливостью, ибо какая же справедливость, если один добрый человек, как, например, Лазарь, всю жизнь мучается, а другой, порочный, как Евангельский богач, наслаждается? Если бы после смерти для обоих одинаково все кончалось, то мы могли бы сказать, что жизнь Лазаря — это сплошная и бессмысленная несправедливость. Но в том-то и дело, что после смерти ничего не кончается, а наоборот, все только начинается. Начинается новая жизнь, новый образ бытия; человек переходит в другой мир, где и будет произведен справедливый и окончательный расчет — расчет не по человеческой правде, но по правде Божией.

Старец Паисий Афонский говорил, что у христиан за каждую болезнь, за каждую несправедливость, если они с терпением и доверием Богу принимают все это, на небе открыт счет, куда откладывается небесное вознаграждение. Бог как бы так говорит каждому человеку: «Ты много маялся, мучился в этом мире? Я дам тебе самое блаженное место в Раю. Ты потерял зрение и всю жизнь прожил слепым? Я дам тебе самое светлое место в Раю. Ты родился инвалидом и уродом? Я дам тебе всю красоту горнего мира, красоту вечную, которую никто и никогда не отнимет у тебя. Ты был слабоумным? Я дам тебе все сокровища премудрости и ведения, и ты будешь знать то, чего не знают мудрецы и профессора мира сего и чего ни один человек никогда не предполагал знать». И таким образом произведет Господь расчет с каждым человеком, так совершит Он суд по Своей Божественной правде…

Притча о богаче и Лазаре убеждает нас в том, что вся земная несправедливость, все земные страдания и горечь будут побеждены и исправлены в Будущем веке, где каждый получит воздаяние от Бога, соответственно тому, как он прожил на земле. И все Священное Писание свидетельствует о том же — что Бог есть праведный Судия, все пути и дела Которого святы, истинны и справедливы. «Имя Господа прославляю, — восклицает в песни пророк Моисей, — воздайте славу Богу. Он твердыня; совершенны дела Его, и все пути Его праведны; Бог верен, и нет неправды в Нем; Он праведен и истинен». И потому, несомненно, на последнем Страшном Суде все те, кто упрекал Бога в несправедливости, увидят свою ошибку и будут вынуждены вместе с псалмопевцем Давидом сказать: «Праведен еси, Господи, и правы суды Твои». Аминь.


Как исполнить Писание:
Помощь бездомным людям

Мы читали сейчас о Лазаре, лежавшем у дверей богача и о том, как богач поплатился за свое равнодушие. И кажется - в нашей жизни такого нет и не может быть. Однако, мы часто можем видеть таких лазарей на наших улицах и даже в наших подъездах.

Some Image

Знакомая картина? Библейский Лазарь вряд ли выглядел лучше и благочестивей.

Как этот человек оказался спящим у этой стены? Я не знаю. Возможно, он приехал в Москву из Челябинской области в поисках работы. В первую же ночь на вокзале его напоили водкой с клофелином - сильнейшим снотворным. И человек пришел в себя раздетый до трусов, без денег и без документов. В милиции над ним посмеялись. Какой-то добрый человек принес ему куртку и штаны. Звонить родным было стыдно - поехал на заработки и последнее потерял. Надеялся выбраться самостоятельно, что-то заработать и вернуться домой героем. Устроился на сомнительную работу, куда брали без документов. Спустя две недели работодатель исчез, не заплатив. И вот он спит на улице.

Что-то с ним будет дальше?
А может быть, это была другая история. Сын вырос и женился. И привел жену в двушку родителей. Потом родился ребенок. Потом второй. Становилось тесновато. Отец подумал и решил не мешать молодым и - опять же - поехал в Москву на заработки. В Москве нормальной работы найти не удалось. Но не возвращаться же. Раз в неделю он звонит сыну и рассказывает про свою прекрасную жизнь в Москве. Один раз на кормлении его хотели снять телевизионщики и он категорически отказался - не дай Бог сын увидит по телевизору.

А может быть, вернувшись из отпуска он обнаружил, что в его квартире поселились мошенники.

А может быть... да, может быть, он просто пил и все пропил. Такое тоже бывает, хоть и не так часто как кажется.

Бездомным может оказаться практически любой человек. Что бы ни произошло с этим человеком, он такой же человек как и мы и живет в одном мире с нами. И больше всего нуждается в дружественном плече. Дружеское плечо не всегда решает все проблемы, потому что какие-то проблемы может решить только сам человек. Но без дружеского плеча и веры в тебя их часто невозможно решить. Я бывала в очень тяжелых жизненных ситуациях (нет, на асфальте не спала). И я благодарна тем людям, благодаря которым я не спала на асфальте, которые подставили мне дружеское плечо. Наверно, такие люди есть и в вашей жизни - подставившие дружеское плечо в трудную минуту. И вы тоже можете стать таким человеком.
Some Image
Подставить бездомномудружеское плечо можно разными способами. Можно присоединиться к одной из уже существующих групп помощи бездомным. Я, конечно, ратую в первую очередь за группу помощи бездомным при Добровольческом Движении "Даниловцы" - потому что я ее сама основала. Сейчас ее возглавляет Дмитрий Иванин. (Да, тот самый Дмитрий Иванин, который подготовил половину материалов этой евангельской рассылки. Скорее всего, без него ее бы вообще не было). Люди в группе, действуя сообща, могут сделать гораздо больше, чем в одиночку. Поэтому если вы хотите разделить с уже существующей группой "предстояние перед тайной, понимание своего бессилия и что кормление и одежда, хоть и доступные нам, но не решающие проблему, это скорее милосердие, чем работа", присоединяйтесь к ней.

В группе нужнo:
  • Закупать продукты
  • Готовить пищу
  • Раздавать пищу
  • Общаться с бездомными
  • Забирать пожертвованную одежду и отвозить на склад
  • Разбирать на складе одежду, подбирать ее по заявкам, гладить и выполнять мелкий ремонт
  • Проводить и участвовать в группах общения с бездомными, кинопросмотрах, в евангельских группах, и.т.д.
  • вместе молиться и любить
Звоните Дмитрию по тел. 8-916-195-76-17, приходите сами и зовите своих знакомых.
Если вы не в Москве, то на сайте прекрасного проекта "Разницы.net"
вы можете попробовать найти группу помощи в своем регионе. Например, в Питере есть замечательная "Ночлежка". А еще вы можете сделать восемь простых шагов для индивидуальной помощи (шаги от проекта "Разницы.net")

Восемь простых шагов, которые может сделать каждый:​

Some Image

Some Image

       (А еще шарф для бездомных можно связать самому)

Some Image

Some Image

Наступили холода. Сейчас на улице особенно опасно.
Поэтому публикую еще две инфографики от службы "Милосердие" - как помочь замерзающему бездомному в Москве.

Some Image
Some Image

Не проходите мимо и в конце времен вы услышите от Христа: "приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: 35 ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; 36 был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. 37 Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? 38 когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? 39 когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе? 40 И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне".
 
Поделитесь с друзьями в соцсетях этими картинками, распечатайте, если есть возможность, и повесьте их у себя в подъезде или офисе.  Если знаете какие-то группы в вашем городе, которые помогают бездомным - напишите мне о них.

 


Данный материал подготовила

Татьяна Зайцева

Вы можете ответить на вопросы в комментариях


Страницы: 1 2 След.
0
Гость
здравствуйте, уважаемая Нина! знайте, что я вас - уважаю!!! вы приносите пользу маме тем, что уже рядом с ней находитесь! никто не знает лучше вас чего она хочет, что её порадует, потому что вы знаете её привычки, её жизнь, разве нет? не слушайте, что вам сатана нашёптывает, желая лишить вас награды от Господа в Царствии Небеснои за выполнение вами заповеди о почитании родителей и ввести в уныние! я верю, что вы всё делаете правильно по отношению к вашей единственной любимой мамочке! если хотите можете мне написать: plasya@mail.ru 
помогай вам Господь!
0
Жанна
На кого я больше похожа – на богача или на Лазаря? Или ни на кого?

Я похожа на богача самодостаточного. Я не делюсь с ближними вниманием, временем, верой своей, материальными благами, часто - правдой о том, что думаю, своим опытом, радостным или тяжелым, хотя считаю и это богатством.
И я думаю это от недостатка веры прежде всего. Поэтому богач, который ничего не делал для Лазаря, который был явно у него перед глазами и не раз, он попал в шеол - потому что он не верил и, соответственно, не делал.
А Лазарь верил, я думаю. Потому и не злился, не протестовал и не устроил переворот, а принимал ласку собак. Мне кажется, он ждал встречи с Богом, иначе как объяснить его тепрение.


Чем могу делиться?

Больше всего хочется делиться вниманием, искренним участием в жизни других, лаской, молитвой, временем (то есть когда кому-то нужна помощь, а у меня вся неделя расписана по часам - нужно отложить свои дела). Да, делиться и материальным, только иногда когда есть возможность делать это кажется что это слишком просто - дал деньги и если больше ничего не делать, то все равно не исполнил заповедь я думаю. То есть нужно и то и то. А в целом, не важно чем делиться - тем, что есть, за что благодарна, тем и делиться. 

Похожа ли я на Лазаря?

Скорее в духовном плане - как нищий, но мне кажется притча не об этом. Примерно год назад не было работы, тогда я была более похожа на Лазаря, но не всегда смирением. Лазарь, я думаю, не любой бедняк. Недаром у него в притче есть имя, а у богача - нет имени. Я думаю Лазарь это какой-то особенный бедняк...

Кто в наше время Лазарь?

Это цигане, люди которых использовали и которые потеряв все оказались на улице, люди которые работали а пенсии не хватает даже на еду, люди от которых отказались родители, родители которых пьют, люди страдающие от зависимостей, люди в тюрьме и после, люди из центральной азии в больших городах России. "Неприкасаемых" и "чужих" много. Думаю все кто в беде - это Лазарь.
Их ждет утешение и отдых, тепло, радость.

Богатство может быть материальным, а может быть и нематериальным. Какое еще богатство может быть у человека, чем человек может быть богат и не делиться или делиться?  

Я думаю богатство - это когда человек принял от Бога что-то с благодарностью. Это становится его богатством. Мне напомнил этот вопрос притчу о талантах которые нельзя закапывать в землю...
Богатство  - это труд не ради себя, это забота несмотря на состояние человека, быть доступной, доброе слово, улыбка, молитва, рассказать кому-то о Христе. Богатство - это время, очень важно по-моему, давать время другим.
Мне кажется, важно верить, что то что у нас и в нас от Бога, и быть внимательным и к себе, чтобы благодарить за свои богатства, и к окружающим людям, чтобы не пройти мимо возможности поделиться.
0
Гость
1). мне кажется, он так и жил в аду. он попал в крайнюю степень того, в чём и так жил - он ел и не мог насытиться. всё, в него уже не влезает, а он всё ест и ест. ну то есть он умер и уже не лезет, а ему всё хочется, потому что он так и не нашёл за свою жизнь Источника всех благ.

2). потому что он не требовал у Бога - он просто лежал и алкал. он не злился на Бога. не злился на богатого, не впал в зависть, не пошёл воровать. он алкал, а ведь стучите и отверзется. было какое-то богообщение мне кажется. иначе, без этого мне кажется очень сложно не впасть в эти грехи.

3). притча рассказывается фарисеям, богатым молитвами, богатым милостынею. и.. может не случайно при ответе на первый вопрос мне хотелось вставить цитату "блажени алчущии и жаждущии правды", но как-то передумалось, потому что казалось, что Лазарь-то алкал не пищи, но может раз Господь рассказывал притчу фарисеям, то именно о тех Он и хотел им сказать - о тех, кто жаждал от фарисеев правду услышать? хоть какие-то крупицы знаний об Избавителе человечества? как например, нам сейчас важна каждая мелочь о Христе, о его земной жизни, каждое слово, так и они. а фарисеи.. фарисеи ели и пресыщались тем, что было сказано не им, а то, чем они должны были поделиться. не знаю.

4). они должны были узнать то, что помогло бы им узнать Христа, когда он придёт. простите за моё скромное мнение.
0
Геннадий
(
Пс.[B]28[/B]:17
) ????? где такой стих
0
Константин
В последнее время у людей появилось некая брезгливость к бомжам. У людей возникает раздвоение: читая Евангелие мы одни, а встретив бомжа - вроде как он не соответствует тому ,чтобы ему помогали - пьяница, сам виноват, человек асоциального образа жизни и т.п. 
Однако и среди бомжей появилась особое направление, которые прибиваются к монастырям, болтаются по ним, вроде как околоцерковные люди, знают церковные слова, даже благословение брать умеют, на послушаниях особо не трудятся, по возможности уходят с работы, в трапезную, как правило, приходят первые, на службу приходят под конец, потому что после службы общая трапеза.
0
Гость
Спасибо, прекрасная подборка материала!
0
Татьяна Зайцева
Уважаемая Людмила Вас!
Вы задали очень трудный вопрос. Я вижу в этом отрывке из Григория Двоеслова два аспекта: не грешно радоваться, что ты, например, не сгорел в пожаре или не упал в пропасть, или не утонул. И когда человек понимает, какой силы был этот пожар и как велика была опасность, он радуется только больше. В общем-то, радоваться, что ты спасся, не грешно (если ты при этом не сделал это за чей-то счет). А вот действительно смутительный момент, который смущает и Григория Двоеслова - это вопрос, не мешает ли радости сострадание к тем, кто остался в этом пожаре? Как можно радоваться, когда рядом кто-то страдает? Григорий Двоеслов считает, что сострадания у праведников к грешникам не будет, что лично меня тоже ставит в тупик. Какие же они тогда праведники? Ответ я могу найти в замечательном произведении Льюиса "Расторжение брака" (http://predanie.ru/lib/book/68935/), а также в подходе святого Силуана Афонского: По его мнению, от любви Божией праведник забудет и землю и грешников в аду. Этот старец рассказывает историю об одном послушнике на Афоне, который был обеспокоен будущей участью своих родных; он сомневался, что ему будет радостно в раю, если он будет видеть мучения родных в аду: "Какой же это будет для меня рай, если я буду там скорбеть за своих родных, которые, быть может, находятся во аде?" И вот через полгода случилось, что этот послушник молился перед иконой Спасителя, и вдруг "икона стала живым Спасителем, и наполнилась душа и тело послушника неизреченной сладости, и душа Духом Святым познала Господа нашего Иисуса Христа, [что] Господь милостив и красоты и кротости неизреченной, и вразумилась душа, что от любви Божией не может человек помнить ни про кого, и с тех пор горит душа его любовью ко Господу". И в другом месте этот старец как бы изображает разговор человечества с ветхозаветным Адамом. Люди говорят Адаму: "О Адам, скучают души наши, и скорби отяготили нас. Скажи нам слово утешения. Пропой нам от песней, которые ты слышишь на небесах, дабы слышала их вся земля и люди забыли горе свое..."; Адам отвечает: "Не троньте меня. Время моих скорбей прошло. От красоты рая и сладости Духа Святого я не могу уже помнить землю. Но скажу вам: любит вас Господь, и вы живите в любви, будьте послушны властям, смиряйте свои сердца, и Дух Божий будет жить в вас. Он приходит в душу тихо, и дает ей мир, и свидетельствует спасение без слов. Пойте Богу в любви и смирении духа, ибо Господь радуется этому... А меня не трогайте: ныне от любви Божией я забыл землю и все, что на ней, я забыл даже потерянный мною рай, ибо вижу славу Господню и славу святых, которые от света Лица Божия и сами сияют, подобно Ему".
Понятно, что это не похоже на то, что говорит святитель Григорий Двоеслов. Но даже у святых бывает разный подход к одному и тому же вопросу. Мне здесь, пожалуй, все-таки ближе святой Силуан Афонский.
0
Нина
Спаси Вас всех Господи!
0
Гость
Уважаемая Нина! Я когда-то общалась с сестрами милосердия, и вынесла для себя одну важную вещь, которой могу поделиться.  Одна из сестер сказала мне, что когда ухаживаешь за тяжелобольным человеком (в коме, со слабоумием и другими нарушениями сознания), важно помнить, что перед нами - личность. Для этого можно вспоминать, каким этот человек был до болезни, вспоминать все, что может вызвать уважение к этому человеку. Пусть этот человек сейчас живет как "овощ", пусть говорит непонятно что, но он - тот же человек, который раньше вызывал у нас уважение. Одна из сестер милосердия вспоминала, что у них была пациентка, молодая женщина, она лежала в коме, а ее мама развесила над кроватью фотографии и дипломы ее дочери (она была профессиональным юристом до болезни), и это помогало всем воспринимать лежащую здесь женщину как личность.  Действительно, с душой этого человека ничего не изменилось, она такая же, какой была, только тело и мозг подкачали. Это как если иметь дело с умственноотсталыми детьми - ведь они люди, интересные, своеобразные, особые... Помните, в Евангелии есть история об исцелении скорченной женщины. Иисус говорит, что ее, эту дочь Авраама, "связал сатана".  Мне кажется, всех этих людей, детей и взрослых, связывает сатана, он связывает их тело, но  образ Божий в них неизменен. Помоги Вам Господь!
0
Татьяна-2
Дорогая Нина, вы не одиноки в своём презрении к себе. У меня такая же боль, только мама моя ещё не потеряла разум и ещё вполне самостоятельна, но в силу своего возраста и болезней думает медленнее, путается чаще, забывает больше и меня это раздражает и злит, и я срываюсь на неё, грублю. Выхожу из этого состояния неделю с большим усилиями со своей стороны, Божьей помощью и помощью мамы (она никогда не умолкает если её обидели и продолжает общение). А я наедине с собой плачу и каюсь,  считая себя уродкой не достойной спасения и милости, но очень этого желая и надеясь получить от Бога. Я тоже тот самый богач из притчи...
Страницы: 1 2 След.

Оставить отзыв

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений

ВКонтакт Facebook Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Liveinternet Mail.Ru