Банер участника Конкурса Христианских сайтов 2015 на bible8.eu

Неделя 6 Великого поста. Вход Господень в Иерусалим
Неделя 6 Великого поста. Вход Господень в Иерусалим



Библейские отрывки
Евангелие от Иоанна

1 За шесть дней до Пасхи пришел Иисус в Вифанию, где был Лазарь умерший, которого Он воскресил из мертвых.
2 Там приготовили Ему вечерю, и Марфа служила, и Лазарь был одним из возлежавших с Ним.
3 Мария же, взяв фунт нардового чистого драгоценного мира, помазала ноги Иисуса и отерла волосами своими ноги Его; и дом наполнился благоуханием от мира.
4 Тогда один из учеников Его, Иуда Симонов Искариот, который хотел предать Его, сказал:
5 Для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим?
6 Сказал же он это не потому, чтобы заботился о нищих, но потому что был вор. Он имел [при себе денежный] ящик и носил, что туда опускали.
7 Иисус же сказал: оставьте ее; она сберегла это на день погребения Моего.
8 Ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда.
9 Многие из Иудеев узнали, что Он там, и пришли не только для Иисуса, но чтобы видеть и Лазаря, которого Он воскресил из мертвых.
10 Первосвященники же положили убить и Лазаря,
11 потому что ради него многие из Иудеев приходили и веровали в Иисуса.
12 На другой день множество народа, пришедшего на праздник, услышав, что Иисус идет в Иерусалим,
13 взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: осанна! благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев!
14 Иисус же, найдя молодого осла, сел на него, как написано:
15 Не бойся, дщерь Сионова! се, Царь твой грядет, сидя на молодом осле.
16 Ученики Его сперва не поняли этого; но когда прославился Иисус, тогда вспомнили, что так было о Нем написано, и это сделали Ему.
17 Народ, бывший с Ним прежде, свидетельствовал, что Он вызвал из гроба Лазаря и воскресил его из мертвых.
18 Потому и встретил Его народ, ибо слышал, что Он сотворил это чудо.
  • Где, на ваш взгляд, в этом отрывке говорится о Христе? 
Вы можете ответить на вопросы в комментариях 

 

Пророчества Софонии чтение 

14 Ликуй, дщерь Сиона! торжествуй, Израиль! веселись и радуйся от всего сердца, дщерь Иерусалима!

15 Отменил Господь приговор над тобою, прогнал врага твоего! Господь, царь Израилев, посреди тебя: уже более не увидишь зла.

16 В тот день скажут Иерусалиму: "не бойся", и Сиону: "да не ослабевают руки твои!"

17 Господь Бог твой среди тебя, Он силен спасти тебя; возвеселится о тебе радостью, будет милостив по любви Своей, будет торжествовать о тебе с ликованием.

18 Сетующих о торжественных празднествах Я соберу: твои они, на них тяготеет поношение.

(Соф.3:14-18)


Примечание – «дщерь Сиона», «дщерь Иерусалима» - образ, олицетворяющий все население Иудеи или Иерусалима.


  • Что здесь говорится о Христе?
Вы можете ответить на вопросы в комментариях 


Пророчества Захарии

9 Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной.
10 Тогда истреблю колесницы у Ефрема и коней в Иерусалиме, и сокрушен будет бранный лук; и Он возвестит мир народам, и владычество Его будет от моря до моря и от реки до концов земли.

11 А что до тебя, ради крови завета твоего Я освобожу узников твоих изо рва, в котором нет воды.

12 Возвращайтесь на твердыню вы, пленники надеющиеся! Что теперь возвещаю, воздам тебе вдвойне.

13 Ибо как лук Я натяну Себе Иуду и наполню лук Ефремом, и воздвигну сынов твоих, Сион, против сынов твоих, Иония, и сделаю тебя мечом ратоборца.

14 И явится над ними Господь, и как молния вылетит стрела Его, и возгремит Господь Бог трубою, и шествовать будет в бурях полуденных.

15 Господь Саваоф будет защищать их, и они будут истреблять и попирать пращные камни, и будут пить и шуметь как бы от вина, и наполнятся как жертвенные чаши, как углы жертвенника.

(Зах.9:9-15)


  • О чем здесь призывает ликовать пророк Захария? 
  • Что говорится здесь о Мессии (Христе), каковы результаты Его прихода?
Вы можете ответить на вопросы в комментариях 

Так как цари иерусалимские, по большей части, были несправедливые и корыстолюбивые, то пророк говорит: не бойся, дочь Сиона! Царь, о котором я предсказываю тебе, не таков, но кроток и смиренномудр, и нисколько не горд. Это видно и из того, что Он пришел, сидя на осле. Ибо Он вошел не в сопровождении войска, но приехал на одном осле. Восседание Господа на осле было и образом будущего. Животное это, по закону нечистое, было образом нечистого народа из язычников, на котором Иисус, Слово Божие, восседает, подчиняя Себе этот непокорный и грубый, наподобие осла, новый народ, который Он и возводит в истинный Иерусалим после того, как он стал ручным и покорным Ему.»(блж.Феофилакт Болгарский) Мессианские времена у пророков всегда выглядят временем всеобщего мира (И Он возвестит мир народам). Здесь обещано освобождение народу Израиля, который только-только возвратился из вавилонского плена и недоумевал, почему это возвращение не столь торжественно, как это описывалось более ранними пророками. Пророк Захария отвечает, что окончательное освобождение произойдет, когда придет Мессия. 

  • Перечитайте еще раз три отрывка из паремий. Что между ними общего?
Вы можете ответить на вопросы в комментариях


Методический рекомендациы

Для правильного понимания текста прочтите и ответьте на вопросы

Вопросы на понимание текста

  • Как вы думаете, почему здесь не сразу говорится о входе Господнем в Иерусалим, а сначала рассказывается история с миром?
  • Как прочитанные ранее паремии связаны с евангельскими событиями?
  • В чем смысл евангельского события, если исходить из того, что говорят паремии?

Ответить на вопросы, поделиться своими размышлениями можно в комментариях

Пророки предсказывали приход Мессии, Царя Израиля, Которого чают все народы, вход Его в Иерусалим и то, что Он будет кроток и принесет мир и защиту «дщери Сиона» и спасет ее. Именно это событие и происходит за 5 дней до Пасхи. Христос-Мессия, несущий мир, входит в Свой город, Иерусалим. И народ называет Его Царем Израиля, по пророчеству. К сожалению, не все узнали Его как Царя-Мессию и Бог оставил Иерусалим и Свой народ, и призвал к Себе новый народ – Церковь. 


Вопросы для индивидуальных размышлений

  • Какое отношение событие входа Господня в Иерусалим имеет к нашей жизни? Что оно значит для нас сейчас?

Запишите свои ответы в блокнот. Если хотите, поделитесь своими мыслями в комментариях.


Послания святого апостола Павла к Филиппийцам

4 Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь.
5 Кротость ваша да будет известна всем человекам. Господь близко.
6 Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом,
7 и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе.
8 Наконец, братия мои, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте.
9 Чему вы научились, что приняли и слышали и видели во мне, то исполняйте, - и Бог мира будет с вами.

(Фил.4:4-9)

  • Как вы думаете, почему именно этот отрывок выбрала Церковь для чтения в неделю Ваий?
  • Как он связан с праздником?

Если хотите, поделитесь своими мыслями в комментариях.

Пророки предсказывали Израилю приход Царя мира. И Он пришел к Своему народу. Но, хотя тот Его отверг, Христос собрал Себе новый народ – Церковь. И теперь посреди нас, нового народа, Царь мира - Христос. Перед пением Символа веры священники в алтаре говорят друг другу "Христос посреди нас!" и целуют друг друга. Это называется "целованием мира". Раньше это говорилось вслух всего народа и все целовали друг друга, говоря "Христос посреди нас!" и отвечая: "И есть, и будет!" Все это является напоминанием нам, что Христос, Мессия - находится в нашей среде, и апостол Павел говорит нам радоваться этому, как ранее пророки говорили радоваться Израилю. А чтобы Бог мира не оставил нас, как оставил Иерусалим, нам нужно думать о том, что является добродетелью и исполнять то, что мы видим в святых людях. 

Книги Бытия
  
1 И призвал Иаков сыновей своих и сказал: соберитесь, и я возвещу вам, что будет с вами в грядущие дни; 
2 сойдитесь и послушайте, сыны Иакова, послушайте Израиля, отца вашего. 
8 Иуда! тебя восхвалят братья твои. Рука твоя на хребте врагов твоих; поклонятся тебе сыны отца твоего. 
9 Молодой лев Иуда, с добычи, сын мой, поднимается. Преклонился он, лег, как лев и как львица: кто поднимет его? 
10 Не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не приидет Примиритель, и Ему покорность народов. 
11 Он привязывает к виноградной лозе осленка своего и к лозе лучшего винограда сына ослицы своей; моет в вине одежду свою и в крови гроздов одеяние свое; 
12 блестящи очи [его] от вина, и белы зубы от молока. 

(Быт.49:1-2,8-12)

  • Где, на ваш взгляд, в этом отрывке говорится о Христе? 
Вы можете ответить на вопросы в комментариях
Пророчества Софонии

14 Ликуй, дщерь Сиона! торжествуй, Израиль! веселись и радуйся от всего сердца, дщерь Иерусалима!
15 Отменил Господь приговор над тобою, прогнал врага твоего! Господь, царь Израилев, посреди тебя: уже более не увидишь зла.
16 В тот день скажут Иерусалиму: "не бойся", и Сиону: "да не ослабевают руки твои!"
17 Господь Бог твой среди тебя, Он силен спасти тебя; возвеселится о тебе радостью, будет милостив по любви Своей, будет торжествовать о тебе с ликованием.
18 Сетующих о торжественных празднествах Я соберу: твои они, на них тяготеет поношение.

(Соф.3:14-18)

Примечание – «дщерь Сиона», «дщерь Иерусалима» - образ, олицетворяющий все население Иудеи или Иерусалима.

Пророчества Захарии чтение
9 Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной.
10 Тогда истреблю колесницы у Ефрема и коней в Иерусалиме, и сокрушен будет бранный лук; и Он возвестит мир народам, и владычество Его будет от моря до моря и от реки до концов земли.
11 А что до тебя, ради крови завета твоего Я освобожу узников твоих изо рва, в котором нет воды.
12 Возвращайтесь на твердыню вы, пленники надеющиеся! Что теперь возвещаю, воздам тебе вдвойне.
13 Ибо как лук Я натяну Себе Иуду и наполню лук Ефремом, и воздвигну сынов твоих, Сион, против сынов твоих, Иония, и сделаю тебя мечом ратоборца.
14 И явится над ними Господь, и как молния вылетит стрела Его, и возгремит Господь Бог трубою, и шествовать будет в бурях полуденных.
15 Господь Саваоф будет защищать их, и они будут истреблять и попирать пращные камни, и будут пить и шуметь как бы от вина, и наполнятся как жертвенные чаши, как углы жертвенника.

(Зах.9:9-15)

Прочтите паремии праздника

Церковь относит то, что здесь сказано, не только к Иуде, одному из сыновей Иакова и к его потомкам, но и ко Христу, Который в книге Откровения назван «Львом от колена Иудина», потому что происходил из этого колена.

Прочтите толкования

 

Преподобный Феодор Студит.
Поучение в неделю ваий
О том, что мы не должны унывать, но быть мужественными в деле, к которому призвал нас Бог.
Братия и Отцы! Божественный Апостол Павел, желая возбудить нас от лености к тщанию и усердию, говорит: братие, радуйтеся всегда о Господе, и паки реку радуйтеся (Филип. 4, 4). Имейте, говорит он, всегда духовную радость, которой не возбраняют и не истребляют мирские заботы. Посему и говорит: о Господе, т. е., жительствуя и подвизаясь но Богу, стяжавайте и благодать [2] Божию. Кротость и смиренномудрие ваши разумны да будут всем. Господь близь: ни о чем же пецытеся (ст. 5, 6); т. е. Господь близок к вам, говорит он, чтобы освободить вас от всякой нужды и искушения, а посему не бойтеся, но во всем молитвою и молением со благодареним прошения ваша да сказуется к Богу (ст. 6). Ибо Он готов помогать молящимся Ему.

Итак, не будем нерадивы в Божественных подвигах; напротив будем крепиться, и с усердием совершать дело, к которому призвал нас Бог от мира, и привед в монашеский, лучше же сказать: в ангельский чин. Он облек нас в эту одежду спасения и в хитон нетления и веселия. Он искупил ны есть от клятвы законныя, быв по нас клятва. В свободе, еюже Христос нас свободи, стойте (Гал. 5, 1); и не будем опять рабами греха. Не будем пленниками страстей плотских. Ибо всякий, бывший рабом какого-либо нечестивца и злодея, и получивший свободу, захочет ли опять по своей воле быть рабом оному варвару? Напротив не будет ли он, сколько возможно, убегать его, радуясь, что освободился от тягости рабства? Впрочем, если кто бывает рабом человека, это еще не велико зло, ибо Апостол говорит: раб ли был еси, не думай, что рабство служит тебе препятствием к благочестию и ко спасению твоей души. Но аще можеши свободен быти, лучше терпи в повиновении, дабы чрез тебя прославилось имя Божие. Ибо кто раб человека, и вместе с тем верен и благоговеен пред Богом, тот свободен; и опять, кто свободен, тот раб Христов; тем более мы, которых освободил Христос от греха и рабства диавольского (1 Кор. 7, 21, 22).

По сему мы, сколько возможно, должны дальше убегать от греха. Или не знаете, сколько нам зла причинил грех? Не ввел ли он в мир смерть, тогда как мы были бессмертными? Не низверг ли нас с неба, и вверг в эту многоскорбную земную жизнь? Не от греха ли произошло и происходит всякое зло? Будем же убегать его, как истого зла, и, как подобает, возненавидим его; возлюбим же напротив добродетель, которая побуждает Ангелов любить человеков и соделывать их равными себе, и не ангелами только, но и богами, как и в псалме сказано: аз рех бози есте, и сынове Вышняго вси (Псалм. 81, 6). А в чем состоит сила добродетели? В удалении от мира и в любви к Богу; ибо никто же может двема господинома работати. Не можете, говорит Господь, работати Богу и мамоне (Мат. 6, 24), т. е., сребролюбию и добродетели. Не можем быть други добродетели и греха: кое общение свету ко тме, или Христу с диаволом? (2 Кор. 6, 14). Невозможно человеку и любить плотской похоти, и творить дела добродетели. И если мы достигли меры совершенной добродетели, то слава Святому Богу, от Которого нисходит всякое даяние благо и всяк дар совершен. Будем пребывать в страхе Божием тверды, непоколебимы и охраняемы. Если же мы не достигли меры совершенства, то потщимся, пока имеем время для делания, утверждаемые верою, окрыляемые надеждою, связуемые любовию, просвещаемые послушанием, светясь исповедию и украшаясь прочими добродетелями, как истинные иноки, как неложные сыны послушания и повиновения, как мудрые о Христе.


Прочтите толкования

Е
епископ Виссарион Нечаев

Здесь говорится о том, что Иуду восхвалят его братья и поклонятся ему. Из колена Иудина произошли Давид и Соломон – цари, составившие славу Израиля, перед которыми преклонялись их братья из других колен Израилевых. Из этого же колена происходит и Христос. И христианская, и иудейская традиция понимают под Примирителем Мессию, Христа. Слова «Не отойдет скипетр от Иуды, доколе не придет Примиритель» говорят о том, что в колене Иудовом не прекратится ряд собственных правителей, пока не случится то, что ему предопределено. Тот, на Ком исполнится это предопределение, есть по переводу Септуагинты "чаяние народов", а по масоретскому и соответственно синодальному переводу – Ему будут покорны народы. Иначе: колено Иудово даст из своей среды Того, Кто есть предмет чаяния народов и случится это, когда Иудово колено перестанет иметь своих правителей. И действительно, Христа ожидали все народы, может быть, даже не зная об этом, и сейчас все народы покорны Ему – в каждом народе есть те, кто верит в Него и верен Ему. Также здесь идет речь о Примирителе, и действительно, Христос принес людям мир с Богом, как говорит об этом апостол Павел (2Кор.5:18-21). Вообще в Ветхом Завете приход Мессии связывается с наступлением всеобщего мира и с тем, что все народы познают Бога Израиля и поклонятся Ему". Больше информации можно почерпнуть в Толкованиях на паремии епископа Виссариона Нечаева.
 
Толкование на
паремии из книги Бытия. Глава: XXXIV. Паремия на вечерне в субботу Ваий (Быт 49, 1-2, 8-12).

Гл. 49. ст. 1.
2. Призва Иаков сыны своя, и рече им: соберитеся, да возвещу вам, что срящет вас в последния дни. Соберитеся и послушайте мене, сынове Иаковли, послушайте Израиля, послушай­те отца вашего.

Призва Иаков сыны своя. Это было во время предсмерт­ной болезни Иакова, спустя 17 лет по переселении его в Египет. Всех же лет жития его было 147 (Быт 47, 28). У Иакова было 12 сыновей, рожденных от Лии (Рувим, Си­меон, Иуда, Иссахар, Завулон), от Рахили (Иосиф и Вени­амин), и от их служанок (Дан, Неффалим, Гад и Асир). Кроме того, на смертном одре он усыновил внуков своих, детей Иосифа: Ефрема и Манассию, и преподал им благо­словение (гл. 48). Благословив внуков, Иаков теперь созы­вает к себе сыновей и к  ним одним обращается с предсмерт­ной речью, имеющею в еврейском подлиннике стихотвор­ный склад подобно вдохновенной песни Моисея по переходе чрез Чермное море (Исх 15, 1 - 19), его же пред­смертным обличениям и благословениям к израильтянам (Втор 32. 1 - 43, 33, 2 - 29) и пророчеству Валаама (Числ гл. 23 и 24). Когда сыновья Иакова явились на его зов, он до двух раз повторяет: соберитеся, т. е. соберитеся вокруг моего одра, станьте поближе ко мне, чтобы могли удобно расслышать мой слабый старческий голос. Да возвещу вам, что срящет вас в последния дни. Иаков ощущает в себе движение пророческого духа; пред его духовным зрением открывается в далеком будущем судьба избранного народа, имеющего от него произойти он хочет возвестить своим сыновьям то, что с ними лично имеет случиться, но именно то, что ожидает их в последния дни, в далеком будущем, следственно хочет возвестить им, как родоначальникам 12 колен, судьбу этих колен. Главным предметом его предска­заний служит занятие будущими 12 коленами земли обе­тованной, имеющее последовать чрез  250 лет по его смерти, распределение их по известным уделам, степень внешнего благосостояния их и их отношения между собою и к внеш­ним врагам. Но в предречении об Иуде взор патриарха обнимает судьбу его потомства не только в земле обето­ванной, но преимущественно в царстве Мессии.

8. Иудо, тебе похвалят братия твоя. Руце твои на плещу враг твоих. Поклонятся тебе сынове отца твоего.

Иудо, тебе похвалят братия твоя. В самом имени Иуды заключается значение хвалы Господу. «Теперь-то я восхвалю Господа»,— сказала мать Иуды Лия, нарекая ему имя (Быт 29, 35). Применяя свое пророчество к значению имени Иуды, Иаков как бы так говорит: не даром ты зо­вешься Иудою: тебя, в лице твоих потомков, будут хвалить братия твоя, или потомки твоих братьев, и в тебе прослав­лять Господа, как прославила Его мать твоя в радости о рождении твоем. — Руце твои на плещу (на хребте) враг твоих: ты будешь обращать в бегство врагов твоих и пора­жать их в тыл. История свидетельствует о воинственности и победах колена Иудова. Еще в странствование евреев в Аравийской пустыне оно, как воинственное, всегда зани­мало место впереди всего израильского ополчения (Числ 10,14). По смерти Иисуса Навина оно является преимуще­ственно пред прочими коленами победоносным в продол­жавшейся войне с хананеянами (Суд гл. 1). Но особенно оно прославилось победами при Давиде, одном из потом­ков Иудовых, который сам исповедал пред Господом: и врагом моим дал еси хребет (Пс 17, 41), — и при его преемниках. —Поклонятся тебе сынове отца твоего. Сим обетованием усвояется Иуде преимущество перед братья­ми, свойственное одним первородным, — преимущество власти над ними. Естественное первородство принадлежа­ло Рувиму, но за кровосмешение Иаков объявил его лишен­ным преимуществ первородного (ст. 3). За ним по порядку рождения следовали Симеон и Левий, но и они за жестокое обращение с животными и людьми (жителями Сихема) осуждены Иаковом на рассеяние между другими коленами (ст. 5 - 7), что и сбылось в свое время (Нав 19,1). Иуда был четвертым сыном Иакова. Иуда также не отличался безуко­ризненным поведением,— он участвовал вместе с прочими братьями в заговоре против Иосифа; но он же уговорил их не губить Иосифа, а продать его в Египет и в трогательной речи своей пред Иосифом в защиту Вениамина, в мешке которого найдена была чаша Иосифа, показал и великое раскаяние в своей вине против Иосифа, и любовь к отцу и Вениамину. За все сие Иуда заслужил у отца предпочтение пред братьями: ему поклонятся, т. е. признают над собою первенство и даже власть, не только единоматерние ему братья, но все сыны отца его, рожденные от разных мате­рей. Сие исполнилось во время Давида и Соломона, когда колено Иудово, в лице сих царей из потомства Иуды, было господствующим над всеми коленами Израилевыми.

9. Скимен львов Иуда: от леторасли, сыне мой, возшел еси. Возлег уснул еси яко лев и яко скимен: кто возбудит его?

Со скимном Львовым, т. е. с молодым львом, и потом со львом возмужалым Иуда или его потомство сравнива­ется по царственному превосходству в ряду прочих колен Израильских, по своей воинской отваге и силе, страшной врагам. — От леторасли, сыне мой, возшел еси. Иаков видит, как Иудово колено постепенно достигает верха свое­го могущества, и сравнивает это колено с могучим и высо­ким деревом, которое выросло из леторасли — из низкого и едва заметного сначала молодого побега. — Кто возбу­дит его? — т. е. как нельзя безопасно тревожить спящего льва, — он и во сне страшен, так и потомство Иудово будет внушать к себе почтение и страх в самом мире. Так было при Соломоне, в царствование которого, весьма продолжи­тельное, мир его царства не был никем нарушен.

10. Не оскудеет князь от Иуды и вождь от чресл его, дондеже приидут отложенная ему, и Той чаяние языков.

Смысл сего пророчества такой: в колене Иудовом не прекратится ряд собственных правителей, пока не придет то, что ему предопределено, и Тот, на Ком исполнится сие предопределение, есть предмет чаяния народов. Иначе: Иудову колену предопределено дать из своей среды Того, Кто есть предмет чаяния народов. Когда должно испол­ниться сие предопределение? Когда Иудово колено пере­станет иметь своих правителей. — Не только по толкова­нию отцов и учителей христианской церкви, но и по древ­нему иудейскому преданию (      См. свидетельство о сем в Догматич богословии Филарета архиеп Черниг ч  II, стр  18, 19.), рассматриваемое пророчество относится к Мессии и ко времени Его пришествия. Ибо только Мессия мог быть назван Чаянием народов; только Мессии суждено, согласно с ожиданием народов, соделаться источником благословения для всех племен земных, как предвозвещено сие о Мессии и в обетованиях Аврааму, Исааку и Иакову (Быт 22,18; 26,4; 28,14). Чаянием языков Мессия назван отчасти потому, что все язычники имели нужду в Спасителе, как жаждущая земля нуждается в дожде (Втор 11, 14); хотя не всегда ясно сознавали эту нужду; отчасти потому, что многие язычники (между греками и римлянами, китайцами, персами, индейцами, египтянами), как свидетельствуют памятники древней истории, не толь­ко ясно сознавали бессилие человека к духовному обнов­лению и нужду для сего высшей помощи, но желали этой помощи и действительно ожидали явления в мир Послан­ника Божия, Который возвратит на землю Золотой век и научит людей истине (Указание на сие см там же стр 56 — 58). Сему Чаянию языков, по пророче­ству Иакова, надлежало, однако, явиться не из среды язы­ков, а из среды избранного Богом племени, и именно из потомства Иудова: ему сие отложено, — предопределено. Нужно ли говорить, как пророчество о явлении в мир Чаяния языков, имевшего произойти из колена Иудова, исполнилось в Господе нашем Иисусе Христе, по плоти происшедшем, как видно из родословия Его, из колена Иудова, но взявшем на Себя одного грехи всего мира, призвавшем в Свою Церковь вся языки? Равно исполни­лось во Христе Иисусе и предречение Иакова о времени пришествия Мессии. Иисус Христос пришел в мир именно во время оскудения в иудейском народе своих князей и вождей. Еще за 35 лет до Р. X. римляне поставили царем над Иудеею иноплеменника Ирода, родом идумеянина. После Ирода царствовал в Иудее сын его Архелай. Но чрез 10 лет (в 12 или 13 году по Р. X.) Архелай заточен был в Галлию, Иудея стала Римскою областью, управлять ею начали римские прокураторы и управляли в продолжении всей жизни Иисуса Христа и после до самого разрушения Иерусалима Титом. Князь и вождь от Иуды, очевидно, оскудел. Следственно, настало время явления в мир предвозвещенного Иаковом Чаяния языков, — время, когда иудейский народ, потерявший свою гражданскую самосто­ятельность, лишившийся собственных правителей, должен был дать из среды себя Царя всемирного, духовного цар­ства. И в сие-то время явился в Иудею Господь наш Иисус Христос, истинный Мессия. Но действительно ли до сего времени не оскудели в Иудейском народе свои вожди и князья, не прекращалось свое правительство? Вот ответ истории: колено Иудово, подобно прочим коленам начало иметь своих частных князей вскоре по исшествии из Египта (Числ 1,4-11). Оно имело таковых и по завоевании земли обетованной (Нав 22,12-14). Так было до Давида. В лице Давида колено Иудово возобладало над всеми прочими, и потом, когда при сыне Соломона Ровоаме последовало разделение еврейского царства на две части — на царство Иудейское, состоявшее из колена Иудова и Вениаминова, и Израильское, составившееся из 10 колен, — только в царстве Иудейском до самого плена Вавилонского видим непрерывный ряд царей из дома Давидова, тогда как цар­ство Израильское управляемо было преемственно царями из разных колен и династий, пока наконец совсем не унич­тожено было Ассирийскими завоевателями за 100 лет до падения от вавилонян царства Иудейского. Но и в самом пленении вавилонском колено Иудово не переставало иметь своих старейшин и управлялось своими законами (Дан., гл. 13. Есф 3, 8; 8, 11). По возвращении из плена иудеи, хотя внешним образом зависели сначала от царей персидских, потом от Александра Македонского и его пре­емников, царей египетских и сирийских, — в делах внут­ренних продолжали управляться своими князьями и ста­рейшинами и жить по законам отечественным (1 Езд 7,25 -26; 9,1. Неем 5, 7), находясь под главным ведением сперва вождей, каковы Зоровавель, Ездра и Неемия, потом перво­священников. Наконец, иудеи свергли власть сирийских царей и сто лет имели независимых государей из племени Маккавеев (1 Мак 8,20; 12,6). Правда, правившие Иудеею Ездра и Неемия, потом первосвященники и Маккавеи про­исходили не от чресл Иуды, а были из колена Левиина; но все же господствующим коленом, именем которого назы­вался целый избранный народ, было не Левиино колено, а Иудово, и правители иудеев из колена Левиина были пред­ставителями не своего колена, а иудейского народа, к ко­торому они принадлежали. Даже, подпавши под власть римлян, иудеи все же в лице Ирода и сына его Архелая, имели своих царей, пока, наконец, Иудея после Архелая не объявлена была римской областью, управляемой римски­ми наместниками, что было во время земной жизни Иисуса Христа.


По переводу с нынешнего еврейского текста рассмат­риваемое пророчество Иакова читается так: «Не отымется скипетр от Иуды и Законоположник от чресл его, пока не придет Примиритель, и Ему покорность народов». Мысль в этом переводе яснее, чем в переводе церковно-славянском, сделанном с греческого текста Седмидесяти; но смысл в том и другом одинаков. Ибо в том и другом указывается на время пришествия Мессии и Ему усвояется то, что никому иному не может быть усвоено. Только о Нем можно сказать, что Он есть Чаяние языков, или что Ему покорность народов. Такая покорность Ему предвозвещае­ма была и в других обетованиях ветхозаветных. Например: Дам Ти, говорит Бог Отец Мессии, языки достояние Твои, и одержание Твое концы земли (Пс 2, 8). Равно и наимено­вание Мессии Примирителем соответствует тому, что в Ветхом Завете времена Мессии изображаются как времена мира (Пс 71; Ис 11, 1 - 10), и что сам Мессия называется Князем мира· (Ис 9, 6).

11. 12. Привязуяй к лозе жребя свое и к винничию жребца осляте своего. Исперет
(омоет) вином одежду свою и кровию гроздия одеяние свое. Радостворны очи его паче вина, и белы зубы его паче млека.

  Сими словами обещается Иуде, в лице его потомства, внешнее благосостояние в земле обетованной. Именно ко­лену Иудову, при разделе Ханаанской земли, достанется удел столь обильный виноградом, что к виноградным лозам и веткам (винничию) будут привязывать домашний скот, не жалея, что привязанное к ним животное может их поломать и попортить, — и что во время собирания виноградных гроздьев одежда собирающих, обрызганная красным соком их, будет казаться омытою в крови. Действительно, в уделе колена Иудова были местности, дававшие лучшее вино­градное вино во всей земле Израильской, например, пус­тыня Энгедди, Хеврон, Вифлеем и долина Эскол. Согляда­таи, посланные Моисеем для осмотра Ханаанской земли, срезали в этой долине кисть винограда, которую по причи­не ее тяжести можно было нести на носилках двоим (Числ. 13, 25). — Радостотворны очи его паче вина и белы зубы его паче млека. Если жители удела колена Иудова будут смотреть весело, веселее чем вкусившие вина, веселящего сердце человека, если из раскрытых улыбкой радости и веселия уст будут видны зубы, белейшие молока — это будет служить признаком их здоровья и красоты.
На праздник Ваий положено читать рассмотренную паремию потому, что содержание ее имеет близкое отно­шение к тому событию, которое составляет предмет этого праздника.

а) В паремии Иуда изображается приемлющим покло­нение и похвалу от братьев, могучим и страшным врагам, как лев. Подобно сему и Господь Иисус Христос, вступаю­щий в Иерусалим на осляти в сопровождении учеников и ликующего народа, является приемлющим от братьев Своих по плоти поклонение и хвалебные восклицания, какЦарь и как Победитель смерти и врагов Своей Церкви. Это поистине тот победоносный лев от колена Иудова, о кото­ром говорится в Апокалипсисе (5, 5).
б) Мессия, имеющий произойти из колена Иудова, в пророчестве Иакова называется Чаянием языков Согласно сему пророчеству, Господь Иисус для вступления в Иеру­салим воссел на молодое осля, еще не носившее ярма, и тем образовавшее язычников, не знавших ига закона, ходив­ших по воле сердец своих и долго ждавших Спасителя. «Седение на осляти царя Христа предызображало, — по учению Церкви, — претворяемую из неверия в веру неук­ротимость язычников» (см. стихиры в праздник Ваий, на Господи воззвах ). Подобное прообразовательное значение должно приписать упоминаемому в пророчестве Иакова привязанию осляти к виноградной лозе. Хозяин, привязующий осля к лозе, не есть ли образ Господа Иисуса, приво­дящего язычников к Своему духовному винограднику, т. е. к Церкви, и привязующего их к Себе, как к животворной лозе (Ин 15, 1)?





   Схиархимандрит Авраам (Рейдман). О лени и трудолюбии в духовной жизни

Сегодня мы вспоминаем торжественный вход Господа нашего Иисуса Христа в Иерусалим, когда после воскрешения праведного Лазаря — а об этом чуде узнали уже многие жители Иерусалима — Господь со славой, при народном ликовании вошел во врата Святого Града. И по сей день  известно то место, где находились так называемые Златые  врата, через которые Спаситель прошел в город. Сейчас городские стены там совершенно другие: они построены в XVI веке, но, тем не менее, это место на них отмечено (ныне оно заложено камнем).

  Кроме того, совсем недавно, в конце XIX века, были проведены раскопки на Елеонской горе, которая находится между Вифанией и Иерусалимом, где были найдены остатки той самой древней дороги, вымощенной камнем, по которой Спаситель спускался из Вифании и при народном ликовании шел в Святой Град.

 Как говорит Евангелие, толпа, бывшая со Спасителем, свидетельствовала, что Господь наш Иисус Христос «вызвал из гроба Лазаря и воскресил его из мертвых» (ст. 17). «Потому и встретил Его народ, ибо слышал, что Он сотворил это чудо» (ст. 18), — то есть воскрешение четверодневного мертвеца. Это событие было необыкновенным, непостижимым и одновременно настолько реальным и ощутимым, что народ с ликованием встретил Господа Иисуса Христа, воспевая его и выкрикивая: «Осанна! благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев!» (ст. 13). Этот крик как бы невольно вырывался из сердец людей. Мы не знаем точно, кто так прославлял Спасителя, может, даже и те, кто недавно относился к Нему враждебно. Но несомненно, что любящие Спасителя и верующие в Него восклицали именно так, а Его непримиримые враги не смели в это время даже возвысить голоса и высказывали свое неудовольствие тихо, потому что всеобщее ликование вызвало в них страх. Они боялись, что, если скажут что-либо против Иисуса, народ возмутится, отринет их, и авторитет их окончательно упадет; может быть, боялись даже и физической расправы.

   К сожалению, страх их оказался напрасным. Прошло совсем немного времени, и те же толпы народа, которые с такой славой и восторгом встречали Спасителя, забыли о Нем, а некоторые даже переменили свое радостное настроение на враждебное отношение, поддавшись интригам и внушению фарисеев и архиереев. Последние же были лицемерами и хотели избавиться от Господа, потому что завидовали и потому что боялись лишиться почета и материальных выгод, которые они имели благодаря народному почитанию и уважению. Какие же размышления это у нас вызывает? Вот люди видят необыкновеннейшее, непостижимое чудо: воскрешен четверодневный мертвец, плоть которого уже распадалась, в особенности если учитывать, что все это происходило в жарком климате Палестины. Казалось бы, слава этого чуда столь велика, что уже никто не должен сомневаться в том, что Иисус есть Сын Божий и действительно Царь Израиля — Царь духовный, вечный. Не такой царь, чей престол после его смерти займет другой, как это обычно бывает в жизни. Ведь даже члены одной царской династии сменяют друг друга, образуя при этом более или менее длинную череду монархов до тех пор, пока и сама династия не сменится другой. Значит, никого из людей нельзя назвать истинным царем избранного народа Израиля. В то время таким избранным народом был еврейский, а ныне — всякий православный народ, будь то русские, румыны или греки, ибо Православная Церковь есть новый Израиль. И этим чудом воскрешения Лазаря Господь Иисус Христос показал, что именно Он и есть истинный Царь Израилев — Царь вечный.

   Но прошло, повторяю, совсем немного времени, все было забыто, и, может быть, та же самая толпа кричала Пилату: «Распни, распни Его!» (Лк. 23,21; Ин. 19,15). Хотя Пилат больше думал о своем благополучии и карьере, он, тем не менее, не хотел наказывать человека, который очевидно ни в чем не был повинен, и потому желал отпустить Спасителя. Он стал возражать иудеям, говоря: «Невиновен я в крови Праведника Сего», на что они восклицали: «Кровь Его на нас и на детях наших» (Мф. 27,24–25) — то есть призвали проклятие не только на себя, но и на своих потомков. Как же это объяснить? Вера в величайшее чудо воскресения из мертвых, которого никакой «чудотворец», а тем паче ученый, мудрец или государственный деятель никогда не мог совершить и не совершит, — и тут же забвение! Оказывается, что веры как состояния ума еще недостаточно для нашего спасения.

  В Евангелии есть и другой пример человека, который верил в воскресение мертвых, но был при этом тяжким грешником, усугублял свои грехи все новыми и новыми согрешениями и умер без раскаяния. Это Ирод. Услышав о чудесах, которые творили ученики Спасителя, — а к тому времени Ирод уже казнил Иоанна Крестителя — Ирод, несмотря на то что ему пытались возражать, с уверенностью сказал: «Это Иоанн Креститель воскрес из мертвых, и потому такие чудеса совершаются им и его учениками» (см. Мф. 14,2; Мк. 6,14–16; Лк. 9,7–9). Конечно, Ирод ошибался — это ученики Спасителя творили чудеса. Но для нас важно то, что он твердо верил в воскресение из мертвых, — и, тем не менее, эта вера никак не удерживала его от совершения всех его беззаконных дел, в том числе и по отношению к Спасителю. Мы помним, что Понтий Пилат, желая снять с себя ответственность за суд над Спасителем и узнав, что Он родом из Галилеи и как бы состоит под властью Ирода, послал Спасителя к нему. Ирод же, вместо того чтобы отпустить невиновного человека, решил польстить Пилату и проявил свое подобострастие. Ирод и Пилат до того времени были в плохих отношениях, и теперь Ирод решил воспользоваться случаем извлечь из происходящего политические выгоды и примириться с Пилатом ради собственного блага и блага своего крошечного государства. Он отослал Иисуса обратно к Пилату, вместо того чтобы взять на себя ответственность за справедливое освобождение совершенно невиновного человека, пусть он даже и не считал Его пророком.

  Итак, мы видим, что вера в воскресение из мертвых ничего не принесла ни Ироду, ни евреям, которые уже не просто верили, но даже точно знали, что Лазарь воскрешен из мертвых. Мы должны ужаснуться от этих примеров и посмотреть на себя, чтобы проверить, живем ли мы согласно своей вере в то, что Иисус есть пришедший в мир Сын Божий, Одно из Трех Лиц Пресвятой Троицы. Мы веруем в то, что Он пришел спасти грешников от их грехов и погибели, что Он явится и в последний день, когда все по Его зову восстанут из мертвых и Он будет судить каждого по его делам. Мы верим, но наша вера нас мало к чему обязывает: не потому, что она ошибочна, — умом мы веруем правильно, но потому, что сердце наше либо вовсе холодно, либо испытывает религиозный восторг лишь в какие-то мгновения, подобно тому как происходило с евреями, современниками Спасителя. Проходит немного времени, этот восторг исчезает, и мы вновь погружаемся в суету. Пусть на словах мы не отрекаемся от Господа, но своими делами показываем, что мы ничем не лучше людей неверующих, а подчас и хуже их. Наша вера настолько слаба, что может дать нам силы лишь для какого-то краткого религиозного взлета. Например, пришел праздник — Вербное воскресенье, Пасха или Крещение. Мы хотим приобщиться к святыням, которыми Церковь благословляет своих чад. Может быть, кто-то раз в году — в Великий пост — исповедуется, искренне кается и причащается. Но потом этот небольшой религиозный подъем проходит, и человек испытывает душевное состояние, которое подобно тому, что моряки называют «мертвой зыбью»: нет никакого движения, никакого ветра, который бы наполнил паруса ладьи нашей души, чтобы она устремилась к Богу. Поэтому постараемся предаться нынешнему искреннему взлету нашей души и увлечься им.

  Кроме того, мы должны иметь терпение и трудиться духовно. Все понимают, что такое лень, и общеизвестно, что трудолюбивого человека окружающие уважают, а ленивого — презирают. Но есть и духовная лень, которая обычно святыми отцами называется унынием: лень к молитве, к посещению храма Божия, к чтению Священного Писания и святоотеческих книг. Мы знаем, что все это нужно сделать, но все откладываем и откладываем и сами себя доводим до такого противоестественного душевного состояния, что уже и совесть перестает нас укорять, настолько мы к нему привыкаем. Душа наша окаменела, однако это не значит, что мы уже не способны к покаянию. Даже и в таком состоянии мы обязаны себя заставить делать то, что положено, хотя бы нам и не хотелось. Вы прекрасно понимаете, что и в обыденной жизни не все делают то, что нравится, — не всякий занимается таким трудом, который ему по душе. Даже если мы исполняем какое-то любимое, приятное нам дело, то и тогда бывают периоды каких-либо трудностей, возникают препятствия, и в это время мы испытываем неудовольствие. Однако никто не бросает начатого предприятия, но доводит его до конца, потому что знает, что иначе он просто не получит хлеба насущного. Человек трудится, невзирая на то, нравится ему это или нет, несмотря на то, что периоды удовольствия от труда сменяются неприятными ощущениями. Здравый смысл говорит ему, что его труд необходим для содержания его самого и его семьи.

  Тот же здравый смысл должен руководить нами и при духовном служении. Мы должны принуждать себя духовно трудиться, хотя бы нам это и не нравилось. Ведь Спаситель сказал: «Царствие Небесное нудится, и нуждницы восхищают е» — по-русски: «Усилием берется, и употребляющие усилие приобретают его» (см. Мф. 11,12). Усилие нужно во всем: и в телесном, и в духовном. После падения первых людей Господь сказал Адаму: «В поте лица твоего будешь есть хлеб» (Быт. 3,19). Мы видим, что эти слова сбываются на всех людях, и жить иначе нам невозможно, — и при своих духовных занятиях мы также должны проливать пот, пот духовный. Преподобный Исаак Сирин премудро рассуждает, что Господь наш Иисус Христос, пролив кровавый пот во время молитвы в Гефсиманском саду, заменил пот телесных трудов потом молитвенным. И отныне для того, чтобы насытить свою душу небесными, духовными благами — благодатью Божией, мы должны также проливать молитвенный пот. Трудиться необходимо для поддержания не только нашего телесного существования, но и нашей духовной жизни. Иначе с нами может случиться то же, что произошло с иудеями, современниками Спасителя: после воскрешения Им праведного Лазаря они восторженно встречали Господа Иисуса Христа, когда Он входил в Иерусалим, а через некоторое время отвернулись от Него и впали в полное безразличие и равнодушие к Его судьбе. Некоторые из них, может быть, даже участвовали в том страшном осуждении Спасителя на смерть, когда толпа кричала Пилату: «Распни, распни Его!» Пилат желал отпустить Спасителя, сначала наказав Его, но иудеям этого было мало, они желали Ему смерти, и притом смерти мучительной и позорной.

  И мы так же: сначала приходим в религиозный восторг, а потом остываем и, пренебрегая заповедями Божиими, становимся распинателями Спасителя. Чтобы такого с нами не происходило, мы должны этот восторг, охватывающий нас в праздники, — а правильнее, эту благодать Божию, как бы простирающуюся из храма и привлекающую в Церковь даже тех, кто почти никогда не думал о вере, — сохранить и трудами укоренить в своем сердце. Вот тогда наша жизнь преобразится и мы, несмотря на свои греховные немощи, станем людьми искренно верующими, а не такими, которые сначала восторженно приветствуют Спасителя, а спустя некоторое время совершенно забывают о том, как еще недавно с восторгом восклицали: «Осанна! Благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев!» (см. Мф. 21,9; Мк. 11,9–10; Ин. 12,13).
8 апреля 2001 года



Методический материал
подготовила Татьяна Зайцева


Вы можете ответить на вопросы в комментариях

0
Галина
И вот ещё к какому выводу я пришла: к церковной службе нужно ГОТОВИТЬСЯ! Нужно посмотреть в календаре:что именно будут читать на службе, какие главы из Евангелия, из Посланий Апостолов, из Пророчеств. И прочитать дома! Потому-что часто бывает так, что в церкви на службе НЕ СЛЫШНО, что читают. И не улавливаешь смысл и связи с последующими чтениями!
0
Галина
[LIST]
[*]Какое отношение событие входа Господня в Иерусалим имеет к нашей жизни? Что оно значит для нас сейчас?
[/LIST]
[COLOR=#2b2c2e]Вход Господа в Иерусалим символизирует вход Его в наши сердца, я так думаю. Первая встреча с Богом всегда радостна, дарит надежду (Осанна - кричали жители Иерусалима). А дальше нужно начинать трудиться самим, менять себя, не ждать чудес от Господа. А мы ждём, что если мы уверовали, в одночасье поменяется наша жизнь. Как и жители Иерусалима ждали чудес и благоденствия от прихода Мессии. Оказывается, мы совсем не изменились за 2000 лет...[/COLOR]

Оставить отзыв

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений

ВКонтакт Facebook Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Liveinternet Mail.Ru